Файл: Лекционная тетрадь ТБУ 2012.docx

Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 2607

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Создание и развитие двойной бухгалтерии

Вопрос 2. Сущность учётной реформы в России

 Тема 2. Понятие и виды хозяйственного учёта

 Тема 3. Правовое регулирование бухгалтерского учёта. Принципы бухгалтерского учёта

Вопрос 1. Понятие о счетах бухгалтерского учёта

Вопрос 2. Классификация бухгалтерских счетов по отношению к балансу

 Тема 7. Двойная запись

К ним относят счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределённая прибыль / непокрытый убыток». Эти счета служат для выявления финансовых результатов путем сопоставления дебетовой и кредитовой сторон счёта – экономических утрат и экономических выгод.

Активно-пассивный результатный счёт в конкретной хозяйственной ситуации ведет себя как пассивный, когда

____________________________________________________________________________________________

 Активно-пассивный результатный счёт ведет себя как активный, когда

__________________________________________________________________________________________

 Тема 8. Документация в бухгалтерском учёте

К фактическим затратам на приобретение объекта относят:

 Порядок оценки основных средств и нематериальных активов регулируется соответственно ПБУ–6/01 «Учёт основных средств» и ПБУ–14/2007 «Учёт нематериальных активов».

Материально-производственные запасы принимаются к учёту при поступлении по фактической себестоимости заготовления. При этом на складе могут скопиться партии одних и тех же материалов, поступивших в разное время по разным ценам. При отпуске в производство или выбытии их необходимо оценить одним из четырёх способов:

Оценка пассивов в большой мере опирается на соблюдение правил их образования – формирования капитала, создания резервов и признания кредиторской задолженности.

Правила оценки имущества и источников едины для всех организаций, которые ведут бухгалтерский учёт с использованием двойной записи. Это обеспечивает сравнимость финансового состояния различных фирм.

 Тема 11. Техника бухгалтерского учёта

Вопрос 1. Понятие и виды учётных регистров.

Способы исправления учётных записей.

Вопрос 2. Оборотные ведомости

 Тема 12. Формы бухгалтерского учёта

 Тема 13. Бухгалтерская отчётность

 Тема 15. Учётный менеджмент организации

Пример:



Вопрос 2. Оборотные ведомости


В практике «ручного» учёта распространены ошибки:

запись хозяйственного факта только в одном из двух корреспондирующих счетов;

несоответствие данных синтетического и аналитического учёта.

Для контроля за правильностью записей в период неавтоматизированного учёта возникла форма важнейшего учётного регистра – оборотная ведомость.

По форме различают ведомости шахматные и сальдо-оборотные.

Сальдо-оборотная ведомость ведётся как по синтетическим, так и по аналитическим счетам. Для синтетических счетов она имеет вид (табл.11.1):


Таблица 11.1

Оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам

за январь 20__ г.


счета

Наименование счета

Сальдо на

начало месяца

Оборот за месяц

Сальдо на

конец месяца

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

01

Основные средства

2300

-

-


2300

-

10

Материалы

300

-

250

200

350

-

20

Основное производство

140

-

301

300

141

-

43

Готовая продукция

150


300

350

100


50

Касса

1

-

100

100

1

-

51

Расчётный счет

109

-

390

350

149

-

80

Уставный капитал

-

2650

-

120

-

2770

66

Краткосрочные кредиты

-

130

-

10

-

140

70

Расчеты по оплате труда

-

100

100

101

-

101

99

Прибыли и убытки


120

120

30


30

ИТОГО:

3000

3000

1 561

1561

3041

3041



1-е равенство

2-е равенство

3-е равенство



Если записи оборотной ведомости правильны, то бухгалтер должен получить три равных итога:

1) ______________________________________________________________________________



2) ______________________________________________________________________________



3) ______________________________________________________________________________



Таким образом, оборотная ведомость имеет важное контролирующее значение.


Однако необходимо понять, что ошибки, связанные с неправильной корреспонденцией счетов или неверным значением суммы хозяйственной операции оборотная ведомость «выловить» не может даже при соблюдении триединого равенства.

Оборотные ведомости по аналитическим счетам составляют в различных формах, учёт в них ведётся не только в денежных, но и в натуральных измерителях.

При автоматизированной форме учёта оборотная ведомость утрачивает свои контрольные функции, ибо использование программы исключает ошибки недосмотра подобного рода. Однако большинство бухгалтеров предпочитают формировать «оборотки» в компьютерной системе для анализа состояния счетов.


Вопросы для самоконтроля:


1. Что представляют собой учётные регистры и для чего они предназначены?


2. Какие способы исправления ошибок в учётных регистрах Вам известны?

3. С какой целью составляется оборотная ведомость? Какие признаки подтверждают правильность записей в этом учётном регистре?


 Тема 12. Формы бухгалтерского учёта


Под формой бухгалтерского учета обычно понимают _____________________________________



Развитие счётного дела характеризуется совершенствованием применяемых форм.

В учётной практике современности находят применение следующие формы бухгалтерского учета:

мемориально-ордерная

журнально-ордерная (французская)

автоматизированная

упрощённая.

Признаками, определяющими форму учёта, являются: учётный регистр, в котором составляется проводка; последовательность записи; система сверки итогов; применение технических средств.

Ниже на рис.15 показаны состав учётных регистров и последовательность записей в них для всех упомянутых форм.


Формы учёта

мемориально-ордерная

журнально-ордерная

упрощённая

автоматизированная


Первичные документы



учётный регистр, содержащий проводку

мемориальный ордер

ж


урнал-ордер

книга учёта хозяйственных операций

машинные носители информации

регистры контрольного назначения

регистрационный журнал, оборотные ведомости

о


боротные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам

ведомости аналитического учёта

(автоматизированный контроль)

обобщающий регистр

главная книга

г


лавная книга



Бухгалтерский баланс


Рис.15. Формы бухгалтерского учёта


Мемориально-ордерная форма счетоводства используется преимущественно в бюджетных организациях.

При этой форме основным учётным регистром является мемориальный ордер. Бухгалтер оформляет ордер на основе первичных документов, указывая в нем: дату, содержание хозяйственного факта, корреспонденцию счетов, сумму. Мемориальные ордера регистрируют в регистрационном журнале. На основе регистрационного журнала ведется Главная книга. По данным Главной книги составляется оборотная ведомость и баланс.

Мемориально-ордерная форма отличается строгой последовательностью учета и простотой техники. Недостатками системы являются повышенная трудоемкость учета; отрыв аналитического учета от синтетического; недостаточная аналитичность информации.

Журнально-ордерная форма счетоводства получила наиболее широкое распространение в коммерческих организациях при ручной или частично автоматизированной технике учёта.

Основным регистром учета в этой системе является журнал-ордер. Он предназначен для выявления оборотов по кредиту (!) какого-либо счета в корреспонденции с дебетуемыми счетами.

Каждый журнал-ордер открывается либо на один счёт, либо на группу взаимосвязанных счетов. В нём отражаются суммы хозяйственных операций за месяц. Используется шахматный принцип регистрации операций.


Приведем общий вид журнала-ордера на рис. 16.


Журнал-ордер №

за __________месяц 20__г.


с кредита счетов:

В дебет счетов

№…

№…

Итого:

№…

№…

Суммы

Суммы




Итого:




Рис. 16. Типовая форма журнала-ордера


Например, существуют журналы-ордера:

ж-о № 1 по кредиту 50 «Касса»

ж-о № 2 по кредиту 51 «Расчетный счет»

ж-о № 3 по кредиту 66,67 «Кредиты банка»

ж-о № 10 по кредиту 02,05, 10, 70, 69 и т.д.

Итоги всех журналов-ордеров за месяц составляют обороты синтетических счетов. В конце месяца итоги переносятся в Главную книгу. В Главной книге даётся расшифровка дебетового оборота каждого счёта. Таким образом, журналы-ордера и Главная книга дополняют друг друга. По данным Главной книги составляется баланс.

Применение журнально-ордерной формы уменьшает трудоемкость учета за счет совмещения в одном регистре синтетической и аналитической информации, систематических и хронологических записей, отмены ордеров. Её основной недостаток – сложность и громоздкость построения некоторых журналов-ордеров.

Автоматизированная форма учётанаиболее совершенный его вариант, созданный на базе ЭВМ.

В общем виде путь обработки информации в компьютерной системе выглядит следующим образом: первичные документы – ввод информации на машинные носители – выдача баланса и отчётов заданной формы.

Компьютеры относительно просты в эксплуатации, но, безусловно, требуют затрат на их приобретение и обновление программного обеспечения.

Упрощённая форма разрешена для предприятий малого бизнеса, где совершается незначительное количество хозяйственных фактов. В ней используются всего два учетных регистра – Книга учёта хозяйственных операций и ведомости аналитического учёта.

Организация имеет право выбора формы учёта, закрепив его в учётной политике.


Вопросы для самоконтроля:

1. Что Вы понимаете под формой бухгалтерского учета?

2. Какая информация содержится в мемориальной ордере?

3. По какому признаку ведутся журналы-ордера?

4. В чём Вы видите преимущества и недостатки автоматизированной формы учёта?



 Тема 13. Бухгалтерская отчётность



Логическим завершением учётного процесса является формирование отчётности предприятия.


Отчетность_____________________________________________________________________



С начала нового века бухгалтерская отчётность России стремительно приближается к международным стандартам. В то же время важно понять, что в мире нет ни одного государства, которое основывало бы свою национальную систему учёта только на международных стандартах. Чаще всего возникает компромисс между международными и национальными принципами.

Российская отчётность составляется по формам, утвержденным Министерством финансов.


Требования к бухгалтерской отчётности в настоящее время определяет ПБУ–4/99 «Бухгалтерская отчётность организации».



Виды бухгалтерской отчетности.

По временному охвату отчетность бывает:

промежуточная (квартальная, месячная);

годовая.

По охвату хозяйствующих субъектов:

индивидуальная – отчетность юридически самостоятельной организации;

сводная – формируется путем простого арифметического объединения отчетности ряда юридических лиц; практикуется в министерствах, концернах и т.д.

консолидированная – объединяет отчётность юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных организаций (например, материнской и дочерних компаний); при составлении такой отчетности исключаются внутренние обороты между организациями.


Состав годовой бухгалтерской отчётности представлен следующими документами:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

В квартальную отчетность входят баланс и отчёт о финансовых результатах.

Пояснительная записка дополняет содержание форм объективной информацией о деятельности фирмы. В ней бухгалтер раскрывает основные факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые и хозяйственные результаты, дает расшифровку некоторых активов и пассивов, отдельных видов прибылей и убытков. Здесь же находят отражение данные о применяемых элементах учетной политики.

Отчётность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем организации.

Бухгалтерская отчётность представляется в обязательном порядке:



В избирательном порядке - банкам, инвесторам, страховым компаниям и другим субъектам, с которыми организация связана партнёрскими отношениями.


Годовая отчётность является открытой информацией для всех заинтересованных пользователей, в отношении неё не может быть установлен режим коммерческой тайны. Высшей мерой открытости является её публичность. Публичность бухгалтерской отчётности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям.


Публичность отчетности регламентируется ст. 16 ФЗ «О бухгалтерском учете в РФ». Обязаны публиковать годовую отчетность: открытые акционерные общества, банки, страховые организации, инвестиционные фонды.


Сроки представления отчётности. Организации обязаны представлять:


квартальную бухгалтерскую отчётность – __________________________________________________


годовую бухгалтерскую отчётность – _____________________________________________________


Отчётной датой считается _______________________________________________________________

Отчётным годом является период с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных организаций – с момента регистрации по 31 декабря. Для организаций, созданных после 1 сентября – с даты регистрации по 31 декабря следующего года.

Событие после отчётной даты – это ______________________________________________________

Общие правила составления отчётности, в частности, предусматривают:

отчётность составляется на русском языке в валюте Российской федерации;


суммы в отчётности отражаются в тысячах рублей без десятичных знаков;

если показатель отчётности имеет отрицательное значение или вычитается, то его необходимо показать в круглых скобках;

в случае отсутствия в строке числовых значений ставится прочерк;

отчёт подписывает руководитель и главный бухгалтер;

изменения в утвержденной бухгалтерской отчётности текущего года отражают в следующем году; исправление ошибок подтверждается подписью главного бухгалтера.

Международные стандарты устанавливают качественные характеристики финансовой отчётности: понятность, уместность, надёжность, сопоставимость.

В заключение отметим, что бухгалтерская отчётность является основным источником информации для заинтересованных пользователей. Следовательно, от того, насколько оперативно и правильно будут сформированы отчётные данные, зависит качество принимаемых управленческих решений.


Вопросы для самоконтроля:


1. Как Вы определите понятие отчетности?

2. Каков состав годовой бухгалтерской отчетности?

3. В какие сроки и кому она должна представляться?

4. Что понимается под открытостью бухгалтерской отчетности? В чем состоит ее публичность?

5. Какой период является отчетным годом?


Тема 14. Учётная политика организации


Одним из самых знаковых событий, произошедших в русле учетной реформы России, стало принятие в 1994 г. Положения по бухгалтерскому учету «Учётная политика организации». Утверждение этого документа открыло новые возможности для учётной практики, предоставив организациям право выбора альтернативных инструментов счетоводства.


Учетная политика – _________________________________________________________________


Порядок составления учетной политики установлен ПБУ–1/2007 «Учётная политика организации».


Процесс создания учётной политики, как внутреннего документа организации, состоит из двух этапов:

1. формирование учётной политики – выбор альтернатив учёта;

2. раскрытие учётной политики – придание гласности информации о выбранных вариантах.


Первый этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица. Раскрывать же учётную политику обязаны лишь организации, публикующие свою бухгалтерскую отчётность.

Формирование учётной политики возложено на главного бухгалтера, утверждение – на руководителя. При этом рассмотрению подлежат способы ведения учёта:

рабочий план счетов бухгалтерского учёта;

формы первичных документов;

порядок проведения инвентаризации;

методы оценки активов и обязательств;

правила документооборота, технология обработки документов и другие решения.

Ниже в табл. 8 показаны основные элементы и альтернативы выбора, составляющие суть формируемой учётной политики.

Таблица 14.1

Элементы учётной политики

Варианты учётной политики

1. Организационный раздел

Бухгалтерский учёт осуществляется ...


бухгалтерией предприятия

аудиторской фирмой

специалистом на договорных началах

Бухгалтерский учёт ведется по ... форме счетоводства

журнально-ордерной

мемориально-ордерной

автоматизированной

Учёт организован…



с использованием программы по бухгалтерскому учету «Х»

с использованием офисных программ

вручную

Плановая инвентаризация запасов проводится ...



ежемесячно

ежеквартально

в конце отчётного года

2. Методический раздел

Стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации ...

линейным методом

нелинейным методом

нелинейным с применением амортизационной премии

Учёт приобретаемых материалов ведется по ...

фактической себестоимости

учётным ценам:

с участием счетов 15,16

с учётом отклонений на отдельном субсчёте счёта 10

Оценка материалов при выбытии производится по методу...


ФИФО

средней себестоимости

себестоимости единицы

Учёт затрат на производство ведётся по ...

фактической себестоимости

нормативной себестоимости с расчётом отклонений

Косвенные затраты распределяются пропорционально:

заработной плате рабочих

материальным затратам

Готовая продукция учитывается ...


по фактической себестоимости

по нормативной себестоимости с расчётом отклонений:

при использовании сч.40

без использования сч.40

Для обеспечения устойчивости хозяйственной деятельности создаются резервы:

на оплату отпусков

на ремонт основных средств

резерв сомнительных долгов