ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2020

Просмотров: 922

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

наказание и назначаемые судом меры принудительного

характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу


В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. 22 УИК РФ и ч. 3 ст. 45 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» прокурорский надзор за соблюдением и исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Организационные основы надзорной работы в этой отрасли прокурорского надзора, как выше было сказано, устанавливаются в приказе Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 30 января 2007 г. № 19. Руководство Генеральной прокуратуры Российской Федерации указывает, что в настоящее время при проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах нельзя оставлять без внимания факты:

использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения администрациями исправительных учреждений, следственных изоляторов, командованием и иными должностными лицами дисциплинарных воинских частей, других воинских частей и учреждений, сотрудниками отделов специального назначения физической силы, спецсредств и оружия;

незаконного водворения в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, помещения камерного типа, гауптвахты дисциплинарных воинских частей;

неоказания медицинской помощи;

ненадлежащего материально-бытового обеспечения;

воспрепятствования подозреваемым, обвиняемым и осужденным обжаловать в соответствии с законом действия и решения должностных лиц, нарушившие их права.

Организационно обязанности по осуществлению надзора за соблюдением и исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу возлагаются на прокуроров субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, в том числе прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Они действуют на правах прокуратур районов и подчиняются прокуратурам субъектов Российской Федерации. В прокуратурах субъектов Российской Федерации создаются отделы либо формируются группы прокуроров по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Надзор за законностью деятельности администраций изоляторов временного содержания (ИВС) и гауптвахт осуществляют также прокуроры специализированных прокуратур (транспортные, на особорежимных объектах, военные).


Информационно-аналитическая работа, являющаяся предпосылкой успешного осуществления надзора, и планирование ведутся по общим правилам. В частности, не менее одного раза в полугодие следует обобщать данные о состоянии законности и результаты осуществления прокурорских проверок по рассматриваемой отрасли. Вместе с тем прокурорские проверки в местах содержания задержанных, заключенных под стражу и осужденных необходимо проводить регулярно, т. е. вне зависимости от наличия информации о фактах нарушения законности. Например, для обеспечения законности и обоснованности, а также соблюдения сроков содержания граждан под стражей прокуроры должны проверять следственные изоляторы не реже одного раза в месяц (п. 1.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 30 января 2007 г. № 19), а проверки исполнения законов в уголовно-исполнительных инспекциях требуется проводить ежеквартально (п. 1.9 указанного Приказа). Только такой подход, позволяющий организовать систематический и полноценный надзор, может принести плоды и дать желаемые результаты по укреплению законности в учреждениях предварительного заключения и пенитенциарной системы.

Следует помнить, что вышеназванный Приказ не регламентирует организацию прокурорского надзора за исполнением законов в изоляторах временного содержания, которые имеются в МВД России и Пограничных войсках ФСБ России.

Порядок осуществления проверок законности пребывания в изоляторах временного содержания граждан, задержанных по подозрению в совершении преступлений, регламентирован приказом Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» от 27 ноября 2007 г. № 189. Так, в соответствии с п. 1.4 этого Приказа в каждом случае задержания граждан по подозрению в совершении преступлений необходимо выяснять основания и мотивы такого решения, проверять соблюдение прав подозреваемых.

В случае обнаружения у задержанного телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо применении к лицу незаконных методов ведения следствия прокурор обязан организовывать проверку, а при наличии к тому оснований следует выносить мотивированное постановление и направлять материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствующий следственный орган.

Кроме того, необходимо регулярно, в том числе в вечернее и ночное время, проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных. При выявлении лиц, содержащихся там без законных на то оснований, а также лиц, срок содержания под стражей которых истек, необходимо незамедлительно принимать меры к их освобождению. По каждому факту незаконного содержания граждан в следственном изоляторе следует проводить проверки, материалы которых при наличии оснований должны передаваться в соответствующие следственные органы. В случае обнаружения иных нарушений закона прокуроры обязаны тщательно выявлять их причины и принимать меры к их устранению.


При подготовке и согласовании отчетов, содержащих данные о количестве заключенных под стражу, необходимо проводить сверки с отчетными данными подразделений Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации о количестве лиц, освобожденных органами следствия, дознания и судом. В случае несоответствия данных о количестве освобожденных из-под стражи лиц и данных о количестве заключенных под стражу необходимо устанавливать причины расхождения данных, добиваться внесения достоверных сведений и привлечения к ответственности лиц, допустивших сокрытие указанных фактов.

Акты прокурорского реагирования


При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу полномочия прокуроров позволяют непосредственно устранять некоторые существенные нарушения законности. В статье 34 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» провозглашается обязательность исполнения постановлений и требований прокурора относительно выполнения установленных Законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, со стороны администраций и органов, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы.

Для устранения выявленных нарушений законности, причин и условий, которые способствовали их совершению, обеспечения привлечения виновных, допустивших нарушения, к ответственности прокурор может использовать предусмотренные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» акты прокурорского реагирования: протест, представление, постановление. Данные акты прокурорского реагирования должны отвечать общим требованиям по их составлению и оформлению. Их структура и содержание носят традиционный характер. Акты прокурорского реагирования рассматриваются в порядке и в сроки, предусмотренные законом.

Спецификой внесения протеста в данной надзорной отрасли, в отличие от протестов, вносимых в порядке «общего надзора», является приостановление действия соответствующего опротестованного акта администрации пенитенциарного учреждения.

Специфика подготовки представлений прокурора в данной отрасли и обоснование его требований обусловлена спецификой нормативного регулирования деятельности поднадзорных органов. Правовое регулирование деятельности администраций органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу предполагает широкое использование подзаконных, в том числе ведомственных актов, в которых конкретизируются законодательные установки, определяются механизмы исполнения законодательных норм. На положение этих актов прокурор также должен ссылаться в своем представлении.


Спецификой применения постановления как акта прокурорского реагирования является то, что прокурор имеет возможность непосредственно устранять выявленные нарушения. Например, прокурор вправе выносить постановление об отмене дисциплинарного взыскания, наложенного в нарушение закона на лиц, задержанных, заключенных под стражу и осужденных; постановление об освобождении лиц, задержанных, заключенных под стражу и осужденных из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора; постановление об освобождении лица, содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию и помещению в ИВС, подвергнутого предварительному заключению и помещению в СИЗО, помещенного в судебно-психиатрическое учреждение; постановление относительно порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, и т. д.

Кроме того, прокурор согласно ст. 37 УПК РФ при выявлении в ходе прокурорской проверки повода и основания для возбуждения уголовного дела, предусмотренного ст. 140 УПК РФ, вправе вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам допущенных нарушений уголовного законодательства.


5. КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ


Понятие и сущность координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Принципы координации и виды координационных мероприятий. Координационное совещание. Формы координации.


Понятие и сущность координации деятельности

правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Основной целью координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью является повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью путем разработки и осуществления согласованных действий, направленных на своевременное выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению.

В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567, руководящая роль в координации рассматриваемой деятельности возложена на органы прокуратуры. Генеральный прокурор РФ в приказе «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» от 26 июня 1997 г. № 34 обязал прокуроров всех уровней постоянно изучать практику координационной деятельности, эффективность принятых решений и мер по их реализации.

Термин «координация» означает «согласование» (от англ. со — совместное, ordination — упорядочение). В Словаре русского языка С. И. Ожегова «координировать» толкуется как согласовать (согласовывать), установить (устанавливать) целесообразное соотношение между какими-нибудь действиями, явлениями1.

Почему именно прокуратура была определена координирующим органом?

Такое решение вызвано тем, что органы прокуратуры занимают особое место в системе правоохранительных органов: в соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» именно на них возложено осуществление надзора за исполнением законов в государстве.

Координационная функция прокуратуры вытекает из ее роли как структуры, взаимодействующей по вопросам обеспечения законности со всеми ветвями государственной власти.

Именно прокурор согласно ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и п. 3 указанного выше Положения обязан координировать, т. е. согласовывать, деятельность правоохранительных органов при выполнении ими функций по борьбе с преступностью. Координация дополняет надзорную функцию прокуратуры и расширяет ее возможности.

Выделение координационной деятельности в особое направление работы прокуратуры объясняется, прежде всего, значимостью этой деятельности в укреплении законности, обеспечении защиты общества от преступных проявлений, результативности деятельности государственных органов.