ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2020
Просмотров: 954
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Изначально правовая регламентация координации деятельности правоохранительных органов была установлена в Законе о прокуратуре СССР, принятом Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.
В ст. 3 Закона были указаны полномочия прокуроров по координации данной деятельности:
органы прокуратуры совместно с другими государственными органами разрабатывают меры по предупреждению преступлений и иных правонарушений;
прокуратура СССР в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.
Однако имели место попытки исключить функцию прокуратуры по координации деятельности правоохранительных органов.
В перестроечный для страны период прокуратура вообще оказалась отстраненной от выполнения координационных полномочий. Этой деятельностью занимались Временный комитет по борьбе с преступностью (1989 г.), Комитет по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (1991 г.), а также различные временные и постоянные комиссии в структурах исполнительной власти.
Такая позиция по отношению к прокуратуре являлась отражением исторически сложившихся условий. Но стремление лишить прокуратуру координирующей роли в выполнении функции по борьбе с преступностью не увенчалось успехом.
Практика показала, что именно прокуратура, осуществляя надзор за исполнением законов в различных сферах и располагая обширными и объективными данными о совершенных преступлениях, их раскрываемости, качестве расследования, причинах и условиях, способствующих их совершению, способна наиболее полно выявлять нарушения законов, причем, в первую очередь, именно создающие условия для совершения преступлений. Поэтому Указом Президента Российской Федерации «О деятельности прокуратуры в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» от 20 октября 1993 г. № 1685 функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью вновь была возложена на прокуратуру. Это положение было закреплено в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции от 17 ноября 1995 г.
Принципы координации
и виды координационных мероприятий
В пункте 4 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью указано, что координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдения законности;
равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;
самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий;
гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне;
ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.
В пункте 2 ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» перечислены виды координационных мероприятий: созыв координационных совещаний; организация рабочих групп; истребование статистической и другой необходимой информации.
Кроме того, согласно п. 5 указанного Положения правоохранительные органы должны осуществлять:
совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;
выполнение региональных программ борьбы с преступностью;
разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений;
подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью органам государственной власти и местного самоуправления;
обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений об улучшении правоохранительной деятельности;
разработку предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью.
Координационное совещание
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и пп. 3, 9 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью для обеспечения функции руководства координационной деятельностью правоохранительных органов прокурору как председателю координационного совещания руководителей правоохранительных органов предоставлено право:
созыва координационного совещания;
истребования информации, необходимой для организации координационной деятельности;
организации рабочих групп из представителей правоохранительных органов;
назначения из числа работников прокуратуры ответственного секретаря координационного совещания, который возглавляет секретариат координационного совещания.
В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» отсутствует исчерпывающий перечень органов, относящихся к числу правоохранительных. Другими законодательными и иными нормативными актами также не определены понятие, содержание и структура правоохранительной системы в целом в стране, хотя во многих законах и иных нормативных правовых актах эти термины широко употребляются.
В пункте 1 указанного Положения говорится об осуществлении координационной деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и других, руководители которых являются членами координационного совещания.
Несмотря на то, что в ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и в Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью речь в основном идет о координации деятельности именно правоохранительных органов, к подготовке вопросов, рассматриваемых на координационных совещаниях, и участию в их работе могут привлекаться представители органов контроля и других государственных органов.
Так, согласно п. 7 указанного Положения на координационные совещания кроме должностных лиц правоохранительных органов могут быть приглашены руководители органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений, научные и педагогические работники, представители средств массовой информации.
В соответствии с п. 12 указанного Положения формируется секретариат координационного совещания — постоянно действующий орган, который состоит из представителей всех правоохранительных органов, являющихся членами координационного совещания.
Секретариат координационного совещания осуществляет следующую деятельность:
проводит текущую организационную работу;
ведет документацию координационного совещания с соблюдением требований секретного делопроизводства;
извещает членов координационного совещания и приглашенных на него лиц о повестке дня совещания с приложением проектов документов, подлежащих обсуждению, и других материалов;
организует подготовку и внесение предложений правоохранительных органов по плану работы координационного совещания;
формирует проекты планов работы и представляет их на рассмотрение руководителям правоохранительных органов;
анализирует ход выполнения планов и решений координационного совещания, о результатах информирует его председателя;
выполняет иные поручения председателя координационного совещания.
Для подготовки материалов координационных совещаний и выполнения их решений по мере необходимости могут создаваться постоянно действующие межведомственные рабочие группы. Руководителем рабочей группы, как правило, является представитель прокуратуры.
Сложившаяся практика выработала направления деятельности таких групп:
повседневное накопление информации (банка данных) по закрепленным направлениям борьбы с преступностью;
обмен информацией между участниками координационного совещания;
своевременное отслеживание негативных тенденций, проведение комплексного анализа и прогнозирования развития криминогенной ситуации и внесение предложений по решению наиболее острых проблем, требующих принятия скоординированных адекватных мер со стороны всех правоохранительных органов;
участие в подготовке информационно-аналитических материалов для направления в органы исполнительной и законодательной власти;
участие в подготовке проектов совместных приказов, указаний, информационных писем и иных документов по вопросам борьбы с преступностью;
участие в разработке согласованных планов координационной деятельности.
Для исполнения решений координационных совещаний руководители правоохранительных органов в соответствии со ст. 12 указанного Положения дают исполнителям по своим ведомствам необходимые указания в форме приказов, распоряжений.
Формы координации
В соответствии с пунктом 6 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в следующих основных формах:
проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;
обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;
проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;
взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;
издание совместных приказов, указаний и иных организационно-распорядительных документов;
выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;
разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.
Выбор перечисленных и иных форм координационной деятельности определяется ее участниками, исходя из конкретной обстановки.
6. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА
В РАССМОТРЕНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ СУДАМИ
Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами — одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. Организационное обеспечение и непосредственное осуществление прокурором поддержания государственного обвинения по уголовным делам. Особенности организации и осуществления деятельности органов прокуратуры по соблюдению законности при пересмотре судебных актов.
Участие прокурора в рассмотрении
уголовных дел судами — одно из приоритетных
направлений деятельности органов прокуратуры
Прочность и устойчивость правопорядка невозможна без правосудных актов судебной власти. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами является одной из гарантий точного соблюдения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в уголовном судопроизводстве.
Основы правовой регламентации указанного направления деятельности прокуроров помимо Конституции Российской Федерации закреплены также Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Так, п. 3 ст. 1 указанного Закона устанавливает, что прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Задачи, стоящие перед прокурором, участвующим в рассмотрении судами уголовных дел, обусловлены целями деятельности прокуратуры и соответствуют задачам уголовного судопроизводства. Формы его участия в судебном производстве, а также меры прокурорского реагирования, которые изменяются в зависимости от стадий уголовного судопроизводства, регламентированы уголовно-процессуальным законом.
Прежде чем обратиться к полномочиям и содержанию деятельности прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства следует определить процессуальный статус прокурора, круг его прав и обязанностей.
Функции прокурора, участвующего в рассмотрении уголовных дел судом, неоднократно менялись. В определенные периоды они ограничивались поддержанием государственного обвинения, в другие — прокурор в полном объеме осуществлял надзор за законностью рассмотрения уголовных дел судами и судебных решений.
В настоящее время судебная власть в Российской Федерации независима и самостоятельна, она является высшей инстанцией в иерархии государственных юридических органов, что исключает осуществление какого-либо надзора за законностью деятельности суда со стороны иных органов, в том числе и прокуратуры. Кроме того, действующее законодательство разделяет функции по осуществлению надзорных полномочий прокурора и его полномочий при рассмотрении уголовных дел судами.
Основной задачей прокурора, осуществляющего уголовное преследование в суде первой инстанции, является защита прав и законных интересов человека и гражданина, общества и государства. При этом своей деятельностью он призван способствовать защите прав и законных интересов как лиц, потерпевших от преступления, так и лиц, совершивших преступление.