ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2020

Просмотров: 921

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изначально правовая регламентация координации деятельности правоохранительных органов была установлена в Законе о прокуратуре СССР, принятом Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.

В ст. 3 Закона были указаны полномочия прокуроров по координации данной деятельности:

органы прокуратуры совместно с другими государственными органами разрабатывают меры по предупреждению преступлений и иных правонарушений;

прокуратура СССР в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.

Однако имели место попытки исключить функцию прокуратуры по координации деятельности правоохранительных органов.

В перестроечный для страны период прокуратура вообще оказалась отстраненной от выполнения координационных полномочий. Этой деятельностью занимались Временный комитет по борьбе с преступностью (1989 г.), Комитет по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (1991 г.), а также различные временные и постоянные комиссии в структурах исполнительной власти.

Такая позиция по отношению к прокуратуре являлась отражением исторически сложившихся условий. Но стремление лишить прокуратуру координирующей роли в выполнении функции по борьбе с преступностью не увенчалось успехом.

Практика показала, что именно прокуратура, осуществляя надзор за исполнением законов в различных сферах и располагая обширными и объективными данными о совершенных преступлениях, их раскрываемости, качестве расследования, причинах и условиях, способствующих их совершению, способна наиболее полно выявлять нарушения законов, причем, в первую очередь, именно создающие условия для совершения преступлений. Поэтому Указом Президента Российской Федерации «О деятельности прокуратуры в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» от 20 октября 1993 г. № 1685 функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью вновь была возложена на прокуратуру. Это положение было закреплено в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции от 17 ноября 1995 г.


Принципы координации

и виды координационных мероприятий

В пункте 4 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью указано, что координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдения законности;

равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;

самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий;


гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне;

ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.

В пункте 2 ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» перечислены виды координационных мероприятий: созыв координационных совещаний; организация рабочих групп; истребование статистической и другой необходимой информации.

Кроме того, согласно п. 5 указанного Положения правоохранительные органы должны осуществлять:

совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;

выполнение региональных программ борьбы с преступностью;

разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений;

подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью органам государственной власти и местного самоуправления;

обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений об улучшении правоохранительной деятельности;

разработку предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью.


Координационное совещание

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и пп. 3, 9 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью для обеспечения функции руководства координационной деятельностью правоохранительных органов прокурору как председателю координационного совещания руководителей правоохранительных органов предоставлено право:

созыва координационного совещания;

истребования информации, необходимой для организации координационной деятельности;

организации рабочих групп из представителей правоохранительных органов;

назначения из числа работников прокуратуры ответственного секретаря координационного совещания, который возглавляет секретариат координационного совещания.

В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» отсутствует исчерпывающий перечень органов, относящихся к числу правоохранительных. Другими законодательными и иными нормативными актами также не определены понятие, содержание и структура правоохранительной системы в целом в стране, хотя во многих законах и иных нормативных правовых актах эти термины широко употребляются.

В пункте 1 указанного Положения говорится об осуществлении координационной деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и других, руководители которых являются членами координационного совещания.


Несмотря на то, что в ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и в Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью речь в основном идет о координации деятельности именно правоохранительных органов, к подготовке вопросов, рассматриваемых на координационных совещаниях, и участию в их работе могут привлекаться представители органов контроля и других государственных органов.

Так, согласно п. 7 указанного Положения на координационные совещания кроме должностных лиц правоохранительных органов могут быть приглашены руководители органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений, научные и педагогические работники, представители средств массовой информации.

В соответствии с п. 12 указанного Положения формируется секретариат координационного совещания — постоянно действующий орган, который состоит из представителей всех правоохранительных органов, являющихся членами координационного совещания.

Секретариат координационного совещания осуществляет следующую деятельность:

проводит текущую организационную работу;

ведет документацию координационного совещания с соблюдением требований секретного делопроизводства;

извещает членов координационного совещания и приглашенных на него лиц о повестке дня совещания с приложением проектов документов, подлежащих обсуждению, и других материалов;

организует подготовку и внесение предложений правоохранительных органов по плану работы координационного совещания;

формирует проекты планов работы и представляет их на рассмотрение руководителям правоохранительных органов;

анализирует ход выполнения планов и решений координационного совещания, о результатах информирует его председателя;

выполняет иные поручения председателя координационного совещания.

Для подготовки материалов координационных совещаний и выполнения их решений по мере необходимости могут создаваться постоянно действующие межведомственные рабочие группы. Руководителем рабочей группы, как правило, является представитель прокуратуры.

Сложившаяся практика выработала направления деятельности таких групп:

повседневное накопление информации (банка данных) по закрепленным направлениям борьбы с преступностью;

обмен информацией между участниками координационного совещания;

своевременное отслеживание негативных тенденций, проведение комплексного анализа и прогнозирования развития криминогенной ситуации и внесение предложений по решению наиболее острых проблем, требующих принятия скоординированных адекватных мер со стороны всех правоохранительных органов;

участие в подготовке информационно-аналитических материалов для направления в органы исполнительной и законодательной власти;


участие в подготовке проектов совместных приказов, указаний, информационных писем и иных документов по вопросам борьбы с преступностью;

участие в разработке согласованных планов координационной деятельности.

Для исполнения решений координационных совещаний руководители правоохранительных органов в соответствии со ст. 12 указанного Положения дают исполнителям по своим ведомствам необходимые указания в форме приказов, распоряжений.


Формы координации

В соответствии с пунктом 6 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в следующих основных формах:

проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

издание совместных приказов, указаний и иных организационно-распорядительных документов;

выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;

разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.

Выбор перечисленных и иных форм координационной деятельности определяется ее участниками, исходя из конкретной обстановки.


6. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА

В РАССМОТРЕНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ СУДАМИ


Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами — одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. Организационное обеспечение и непосредственное осуществление прокурором поддержания государственного обвинения по уголовным делам. Особенности организации и осуществления деятельности органов прокуратуры по соблюдению законности при пересмотре судебных актов.


Участие прокурора в рассмотрении

уголовных дел судами — одно из приоритетных

направлений деятельности органов прокуратуры


Прочность и устойчивость правопорядка невозможна без правосудных актов судебной власти. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами является одной из гарантий точного соблюдения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в уголовном судопроизводстве.

Основы правовой регламентации указанного направления деятельности прокуроров помимо Конституции Российской Федерации закреплены также Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Так, п. 3 ст. 1 указанного Закона устанавливает, что прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Задачи, стоящие перед прокурором, участвующим в рассмотрении судами уголовных дел, обусловлены целями деятельности прокуратуры и соответствуют задачам уголовного судопроизводства. Формы его участия в судебном производстве, а также меры прокурорского реагирования, которые изменяются в зависимости от стадий уголовного судопроизводства, регламентированы уголовно-процессуальным законом.

Прежде чем обратиться к полномочиям и содержанию деятельности прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства следует определить процессуальный статус прокурора, круг его прав и обязанностей.

Функции прокурора, участвующего в рассмотрении уголовных дел судом, неоднократно менялись. В определенные периоды они ограничивались поддержанием государственного обвинения, в другие — прокурор в полном объеме осуществлял надзор за законностью рассмотрения уголовных дел судами и судебных решений.

В настоящее время судебная власть в Российской Федерации независима и самостоятельна, она является высшей инстанцией в иерархии государственных юридических органов, что исключает осуществление какого-либо надзора за законностью деятельности суда со стороны иных органов, в том числе и прокуратуры. Кроме того, действующее законодательство разделяет функции по осуществлению надзорных полномочий прокурора и его полномочий при рассмотрении уголовных дел судами.

Основной задачей прокурора, осуществляющего уголовное преследование в суде первой инстанции, является защита прав и законных интересов человека и гражданина, общества и государства. При этом своей деятельностью он призван способствовать защите прав и законных интересов как лиц, потерпевших от преступления, так и лиц, совершивших преступление.