ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2020

Просмотров: 917

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии со ст. ст. 23, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и согласно п. 9 приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33 уполномоченный прокурор правомочен принести протест на противоречащий закону правовой акт, изданный оперативно-розыскным органом.

Правовые акты, принимаемые оперативно-розыскными органами, подразделяются на нормативные и правоприменительные.

Нормативные правовые акты оперативно-розыскных органов — это акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, представления результатов ОРД и другие вопросы организации и осуществления ОРД. Эти нормативные акты не должны подменять либо заменять закон, противоречить закону. Они могут конкретизировать порядок реализации законодательных положений, а также в силу требований самого закона регулировать порядок организации, тактику и методику выполнения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, определять порядок представления результатов ОРД в органы расследования и т. д.

К правоприменительным актам оперативно-розыскных органов относятся постановления руководителей органов, осуществляющих ОРД, в том числе о передаче результатов ОРД следователю, дознавателю, руководителю следственного органа, органу дознания, в суд.

В соответствии со ст. ст. 24, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и согласно п. 9 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33 уполномоченный прокурор в зависимости от характера нарушений закона должен вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных сотрудниками и должностными лицами органов, осуществляющих ОРД. Наряду с выявленными нарушениями в представлении указываются установленные прокурором причины и условия, другие обстоятельства, способствующие неисполнению требований закона.

Специфика подготовки представлений прокурора в данной отрасли и обоснование его требований в значительной мере обусловлена спецификой нормативного регулирования ОРД. Правовое регулирование ОРД предполагает, что именно в положениях подзаконных актов, в том числе секретного и совершенно секретного характера конкретизируются установки Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», определяются механизмы исполнения его отдельных норм. Так, ст.ст. 6, 8—11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предполагают конкретизацию их положений в ведомственных нормативных актах либо содержат бланкетные (отсылочные) нормы. В обоснование позиции прокурора это требует наличие ссылок не только на положения Федерального закона, но и ведомственных актов. Достаточно часто в качестве нормы, нарушенной оперативно-розыскным органом, прокурор указывает ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», определяющую задачи оперативно-розыскных органов, направленные на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших и др.


В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 37 УПК РФ и согласно п. 9 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33 при выявлении в ходе прокурорской проверки основания для возбуждения уголовного дела, предусмотренного ст. 140 УПК РФ, уполномоченный прокурор должен вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам допущенных нарушений уголовного законодательства. Форма мотивированного постановления прокурора определяется Письмом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. № 49-64532-07.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 5 ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», п. 11 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33 уполномоченный прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении по форме и содержанию согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ должно отвечать требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

Деятельность уполномоченных прокуроров должна быть направлена на обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности при решении задач оперативно-розыскной деятельности1. Очевидно, что пресечение и устранение нарушений закона при проведении ОРМ, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, а также решение задач оперативно-розыскной деятельности должно осуществляться своевременно. Это вызывает необходимость применения оперативных средств воздействия на деятельность поднадзорных оперативно-розыскных органов. На практике таким средством стало требование уполномоченного прокурора об устранении нарушений закона.

Генеральный прокурор Российской Федерации в п. 7 приказа «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33 предписывает уполномоченным прокурорам при наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушениях или недостатках при проведении оперативно-розыскных мероприятий на основании поручений следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя помимо актов прокурорского реагирования направлять руководителям оперативно-розыскных органов требования в целях обеспечения эффективного осуществления уголовного преследования.


По результатам прокурорских проверок уполномоченный прокурор также вправе применить требование согласно п. 9 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33, направленное на устранение нарушений закона по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам.

Кроме того, уполномоченный прокурор вправе требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.


4. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ

ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ

И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ

И НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ

СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ

И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ


Понятие, задачи и предмет надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Акты прокурорского реагирования.


Понятие, задачи и предмет надзора за исполнением законов

администрациями органов и учреждений, исполняющих

наказание и назначаемые судом меры принудительного

характера, администрациями мест содержания задержанных

и заключенных под стражу


Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу является самостоятельной отраслью прокурорско-надзорной деятельности. Уголовное наказание, назначаемое по приговору суда, назначаемые судом меры принудительного характера, задержание (как мера процессуального принуждения), заключение под стражу (как мера пресечения) всегда неизбежно связаны с ограничением либо временным лишением граждан некоторых основных прав и свобод. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Правовой основой такого ограничения являются: Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ, Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. № 3185-1. Наказания и меры принудительного характера, назначаемые судом, исполняют специальные государственные органы и учреждения. Задержанные и заключенные под стражу содержатся в специальных государственных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.


Безусловно, администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу, а также должностные лица, осуществляющие прокурорский надзор, должны в своей практике учитывать международно-правовые стандарты в области охраны и защиты прав задержанных, заключенных под стражу и осужденных, а также лиц, которым судом назначены меры принудительного характера.

Регулярно в Европейском суде по правам человека рассматриваются жалобы граждан России на незаконное содержание их под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации1. Неоднократно такие жалобы признавались обоснованными и Европейским судом констатировались нарушения Российской Федерацией положений ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенции), выразившиеся в бесчеловечных условиях содержания заявителей под стражей в различных учреждениях ФСИН России.

Генеральная прокуратура Российской Федерации уделяет большое внимание указанным вопросам, анализирует доводы, положенные в основу решений Европейского суда по правам человека, и принимает меры, направленные на разъяснение прокурорам всех уровней критериев, по которым действия должностных лиц учреждений уголовно-исполнительной системы следует считать незаконными.

Специальные задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу обуславливаются общими задачами деятельности прокуратуры, к которым относятся:

обеспечение соблюдения норм Конституции Российской Федерации, точного и единообразного исполнения законов, действующих на территории России;

выявление нарушений законности на поднадзорных объектах;

установление причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

выявление лиц, виновных в допущенных нарушениях;

устранение выявленных нарушений законности, причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

обеспечение привлечения лиц, виновных в допущенных нарушениях, к юридической ответственности.

Специальные задачи конкретизированы в приказе Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 30 января 2007 г. № 19.

Предметом прокурорского надзора в данной отрасли являются:

законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;