ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2020

Просмотров: 918

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом важно помнить, что поддержание государственного обвинения в суде является составной частью уголовного преследования лиц, совершивших преступление. Для прокурора необходимость руководствоваться в своей деятельности законом вытекает из общих положений, определяющих статус и функции прокуратуры в целом и каждого прокурора в отдельности. Осуществление уголовного преследования в суде является логическим продолжением реализации надзорной функции прокурора в досудебных стадиях.

Исходя из норм закона, установивших равенство сторон в судебном заседании, прокурор и адвокат вправе заявлять отводы и ходатайства, представлять доказательства, участвовать в их исследовании и т. д. Однако для адвоката пределы реализации этих прав ограничены интересами подзащитного, а для прокурора указанные права становятся обязанностями, когда это необходимо в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Он должен реагировать на любое нарушение закона не потому, что осуществляет надзор, а потому, что поддержание государственного обвинения в условиях нарушения закона, ущемления прав и свобод человека и гражданина противоречит принципу законности деятельности самого прокурора.

Поэтому в настоящее время нет оснований утверждать, что органы прокуратуры осуществляют функцию надзора за деятельностью судов. Надзор за деятельностью судов в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах осуществляется вышестоящими судами, вплоть до Верховного Суда Российской Федерации, на который Конституцией Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению единообразного понимания и применения закона нижестоящими судебными инстанциями.

Законом определено право прокурора реагировать в установленном законом порядке на неправосудные, т. е. незаконные, необоснованные и несправедливые судебные акты. В случае выявления фактов принятия судом незаконных либо необоснованных решений это право становится обязанностью прокурора.

В этой связи надлежащее выполнение прокурором своей процессуальной функции с эффективным использованием всего комплекса полномочий, предоставленных ему законодательством, а также средств прокурорской деятельности призвано способствовать реализации интересов государства по обеспечению защиты и приоритета прав и свобод личности в сфере уголовного судопроизводства.

Принимая во внимание, что наиболее существенные нарушения прав и свобод человека и гражданина могут быть допущены именно в сфере уголовного судопроизводства, участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами относится к одному из приоритетных направлений прокурорской деятельности.



Организационное обеспечение и непосредственное

осуществление поддержания государственного обвинения

по уголовным делам


В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении уголовных дел судами в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, осуществляя уголовное преследование в суде. При этом прокурор выступает в качестве государственного обвинителя, а его полномочия определяются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Следовательно, для определения процессуальных полномочий прокурора при рассмотрении судом уголовного дела необходимо руководствоваться принципами и правилами, установленными уголовно-процессуальным законодательством.

Статья 5 УПК РФ определяет государственного обвинителя как должностное лицо органа прокуратуры, поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу. Следовательно, участвовать в рассмотрении уголовного дела в суде вправе не только прокурор, но и его заместители, а также старшие помощники и помощники. Справедливость такого вывода подтверждается и содержанием ст. 37 УПК РФ, в соответствии с которой прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, поддерживать государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Наиболее подробно полномочия прокурора как участника процесса со стороны обвинения изложены в ст. 246 УПК РФ. В соответствии с полномочиями, установленными законом, государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания. Кроме того, прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов.

Иные права прокурора, участвующего в судебном следствии, закреплены в соответствующих нормах, посвященных производству в суде первой инстанции. Данные полномочия прокурора как стороны состязательного процесса зависят от процессуальных особенностей порядка предстоящего судебного разбирательства, особенностей производства в том либо ином суде и особенностей производства по отдельным категориям дел в отношении определенных лиц.

Основные требования, касающиеся организации деятельности государственных обвинителей, обеспечения надлежащей реализации прокурорами предоставленных им полномочий в судебных стадиях уголовного судопроизводства, а также оптимизации взаимодействия и сотрудничества территориальных и специализированных прокуратур, содержатся в приказах Генерального прокурора РФ.


Эффективность деятельности государственного обвинителя во многом определяется тем, насколько правильно и полно им была проведена подготовка к участию в рассмотрении уголовного дела судом. Важно иметь в виду, что ненадлежащая подготовка исключает для прокурора возможность реально влиять на ход и результаты судебного разбирательства.

Применительно к каждому конкретному уголовному делу с учетом его специфики следует наметить круг нормативных источников, знание которых представляется необходимым.

Государственный обвинитель должен знать положения уголовного и уголовно-процессуального законов, позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам конституционности положений УПК РФ, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также складывающуюся судебную практику. Также необходимо изучение научно-методической литературы, посвященной особенностям поддержания государственного обвинения по делам о преступлениях соответствующего вида, группы или категории.

Тесное взаимодействие с лицами, производившими предварительное расследование, и использование имеющейся у них информации (например, касающейся психологических и иных особенностей личности обвиняемого, других участников процесса) позволит грамотно планировать и осуществлять поддержание государственного обвинения. Полезным представляется установление делового сотрудничества и с оперативными работниками, осуществлявшими оперативно-розыскную деятельность в процессе расследования.

Тщательное изучение, анализ и оценка доказательств, собранных в ходе предварительного расследования и нашедших отражение в материалах уголовного дела, позволяют государственному обвинителю не только определить стратегию и тактику участия в судебном следствии, но и сформулировать свою позицию по вопросу допустимости имеющихся в деле доказательств, прогнозировать ходатайства защиты об исключении доказательств, обоснованно отстаивать свое мнение в ходе предварительного слушания.

В любом случае по результатам изучения материалов уголовного дела и иных данных государственный обвинитель создает информационную модель произошедшего, может сделать вывод о наличии пробелов в системе доказательств и оценить возможности их восполнения в суде. Важным представляется заблаговременное прогнозирование изменения судебной ситуации, количества и качества доказательств, заявлений ходатайств и выдвижения новых версий стороной защиты.

Решение об участии прокурора или о поручении кому-либо из прокурорских работников принять участие в рассмотрении конкретного уголовного дела судом должно быть принято прокурором соответствующего уровня заблаговременно, чтобы была возможность подготовиться к поддержанию государственного обвинения с учетом особенностей совершенного преступления, а также иных обстоятельств, обуславливающих специфику рассмотрения уголовного дела судом.


Исходя из характера, объема и сложности уголовного дела, могут создаваться группы государственных обвинителей, поскольку такая возможность прямо предусмотрена законом (ч. 4 ст. 246 УПК РФ). Кроме того, Генеральный прокурор Российской Федерации обязал по уголовным делам, вызывающим широкий общественный резонанс, участвовать в суде прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов и районов, других территориальных, военных прокуроров, прокуроров иных специализированных прокуратур не реже одного раза в квартал, а по делам о коррупционных преступлениях поручать поддержание государственного обвинения наиболее квалифицированным сотрудникам1.

Содержание деятельности прокурора на различных этапах судебного разбирательства отличается не только в процессуальном плане, но также имеет особенности организационного и тактико-методического характера. Эффективность деятельности государственного обвинителя, его вклад в принятие законного и обоснованного решения по делу определяются не только знанием и исполнением требований процессуального законодательства, но и целесообразным использованием приемов и методов, разработанных наукой и апробированных практикой.

Основное содержание деятельности прокурора в ходе предварительного слушания обуславливается тем, что на этом этапе должны быть приняты законные и обоснованные решения по заявленным сторонами отводам и ходатайствам об исключении доказательств, об истребовании дополнительных доказательств или предметов, по вопросу о возможности назначения судебного заседания в сложившейся ситуации (ч. 4 ст. 228, ч. 3 ст. 236 УПК РФ).

Кроме того, на данном этапе в целях обеспечения беспрепятственного и правильного рассмотрения дела по существу разрешаются вопросы о мере пресечения обвиняемому, гражданском иске и мерах по его обеспечению и иные заявленные ходатайства.

Результаты предварительного слушания должны быть учтены государственным обвинителем при планировании дальнейшего участия в судебном разбирательстве. В подготовительной части судебного заседания усилия должны быть направлены на создание условий для максимально полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся и представленных дополнительно доказательств.

Центральной частью судебного разбирательства является судебное следствие. От активности и профессионализма государственного обвинителя на данной стадии напрямую зависят законность, обоснованность и справедливость итогового решения по делу.

Реализуя свои полномочия, государственный обвинитель в соответствии с требованиями УПК РФ представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения и другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства.


Сторона обвинения первой представляет доказательства, очередность исследования которых определяется ею самостоятельно. Тактически грамотно предложенный государственным обвинителем порядок представления доказательств позволяет обеспечить полноту и всесторонность анализа всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по рассматриваемому уголовному делу.

В ходе судебного следствия нередко возникают трудности, связанные с необходимостью восполнения пробелов либо устранения ошибок, допущенных в ходе предварительного расследования, а также с существенными изменениями доказательств, положенных ранее в основу обвинения. Максимально эффективно реализовывать свои полномочия в любой, даже самой сложной, ситуации судебного следствия государственному обвинителю поможет хорошее знание научно обоснованных рекомендаций по организации и методике поддержания государственного обвинения.

По окончании исследования представленных сторонами доказательств государственный обвинитель может также реализовать свое право дополнить судебное следствие, после чего суд объявляет судебное следствие оконченным.

По результатам судебного следствия государственный обвинитель окончательно формирует свою позицию по уголовному делу и излагает ее в прениях сторон. Не отвечают требованиям законности и считаются нарушением служебного долга как необоснованный отказ от поддержания государственного обвинения, так и требование о вынесении обвинительного приговора при отсутствии достаточных доказательств виновности подсудимого.

Если государственный обвинитель приходит к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, он отказывается от обвинения, излагая суду мотивы отказа (ч. 7 ст. 246 УПК РФ). Отказ от обвинения в указанной ситуации следует рассматривать как обязанность государственного обвинителя, исполнение которой обеспечивает принятие судом законного и обоснованного решения, а следовательно, соблюдение прав и законных интересов граждан, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства, общества и в конечном итоге — государства.

Полный либо частичный отказ государственного обвинителя от обвинения влечет важные правовые последствия. Поэтому данный шаг государственного обвинителя нуждается в дополнительном контроле. В настоящее время в случае расхождения позиции государственного обвинителя с позицией, выраженной в обвинительном заключении (акте), он должен незамедлительно доложить об этом прокурору, поручившему ему поддерживать государственное обвинение1.

Такой порядок представляется логичным, так как исключает поспешное и недостаточно обоснованное решение государственного обвинителя, не соответствующее принципам и требованиям закона.