ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2020
Просмотров: 946
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Эффективность письменных указаний зависит от их обоснованности и конкретности. Прокурор должен контролировать исполнение указаний и требовать предоставления информации об их исполнении в определенные сроки.
Письменное указание как средство прокурорского надзора оформляется отдельным документом. Однако в уголовном процессе на стадии принятия прокурором решения по уголовному делу, поступившему от следователя с обвинительным заключением, либо по уголовному делу, поступившему от дознавателя с обвинительным актом, существует возможность дать письменные указания как дознавателю, так и следователю в форме постановления. Такие указания прокурор вправе изложить в постановлении о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ) или в постановлении о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта (п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).
Следует помнить, что указания прокурора относятся к актам прокурорского реагирования только в том случае, если они предусмотрены федеральным законодательством и оформлены в виде отдельного документа. Указания прокурора, содержащиеся в иных актах реагирования (например, в постановлении) либо представляющие собой резолюцию на процессуальных документах, являются уже иными средствами прокурорского надзора.
Перечисленные акты прокурорского реагирования должны отвечать общим требованиям: отражать актуальные события, содержание которых обуславливает необходимость вмешательства прокурора; выноситься своевременно; выводы, содержащиеся в них, должны быть конкретными, обоснованными и аргументированными. Акты прокурорского реагирования должны быть составлены юридически и стилистически грамотно.
К иным средствам прокурорского реагирования за исполнением законов органами предварительного расследования относится требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.
Так, в соответствии с Письмом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. № 49-64532-07 прокуроры могут направлять в органы предварительного следствия отдельные документы, именуемые требованиями об устранении нарушений федерального законодательства.
Вместе с тем требование как форму прокурорского реагирования на нарушения законодательства нельзя причислять к актам прокурорского реагирования, поскольку в числе актов прокурорского реагирования требование в федеральном законодательстве не упоминается.
Кроме того, прокурор может возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.
3. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Понятие, задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности. Организация прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности. Акты и иные средства прокурорского реагирования. |
Понятие, задачи и предмет прокурорского надзора
за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
В научной и учебной литературе прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность (ОРД), обычно рассматривается в качестве единой отрасли надзора. Такому пониманию способствует законодательное объединение различных по юридической природе элементов предмета прокурорского надзора, использованное в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Однако следует учитывать, что ОРД проводится не только для решения задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также по выявлению и изобличению преступников, но и иных задач, определенных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, прямо не связанных с уголовно-процессуальной деятельностью государственных органов. Совокупность общих задач, поставленных перед органами, осуществляющими ОРД, носит более широкий характер, нежели задач, возложенных на органы дознания и предварительного следствия (например, оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) могут производиться для обеспечения государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации). Это позволяет говорить о необходимости выделения самостоятельной отрасли прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.
Полагаем целесообразным в научных, учебных и методических целях указать специальные задачи органов прокуратуры, вычленить и проанализировать элементы предмета прокурорского надзора в этой отрасли.
К специальным задачам прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, относятся:
обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина при производстве ОРМ;
обеспечение законности при проведении ОРД;
выявление нарушений законности в деятельности органов, осуществляющих ОРД, причин и условий, которые им способствуют;
установление должностных лиц, допустивших такие нарушения;
устранение выявленных нарушений законности, причин и условий, которые им способствовали, средствами прокурорского надзора;
обеспечение привлечения виновных должностных лиц к различным видам юридической ответственности.
До 90-х годов прошлого столетия порядок осуществления ОРД не был законодательно урегулирован. Правовые основания реализации задач ОРД в СССР составляли различные подзаконные, в том числе ведомственные, нормативно-правовые акты, которые носили закрытый характер. Принятие первого Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (1992 г.), а затем и второго, ныне действующего Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» позволило обозначить правовые границы деятельности органов, осуществляющих ОРД, установить перечень оснований, перечислить условия, определить порядок проведения ОРМ, ввести различные формы надзора и контроля за законностью в этой сфере общественных отношений. Базовые несекретные положения теории ОРД, изучаемые в ведомственных высших учебных заведениях правоохранительных органов, позволяют понять сущность ОРД и раскрываются в специальной учебной литературе.
На территории Российской Федерации право на осуществление ОРД предоставлено специальным оперативным подразделениям, указанным в ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
К должностным лицам, за законностью действий и решений которых осуществляется прокурорский надзор, можно отнести руководителей оперативно-розыскных органов и оперативных подразделений, штатных (кадровых) и внештатных оперативных сотрудников.
Предмет прокурорского надзора в данной отрасли составляют:
1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
2) соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;
3) законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.
Некоторые права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, могут затрагиваться в процессе проведения ОРМ: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции Российской Федерации); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст. 23 Конституции Российской Федерации); право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции Российской Федерации); право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции Российской Федерации), а также другие права и свободы.
Уполномоченный прокурор осуществляет постоянный надзор за соблюдением установленного порядка производства ОРМ. Общий порядок их проведения основывается на законодательно закрепленных принципах ОРД и определяется нормами Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В данном случае порядок проведения ОРМ подразумевает, во-первых, наличие законных оснований их проведения, во-вторых, соответствие ОРМ целям и задачам ОРД, в-третьих, соблюдение условий проведения отдельных ОРМ, в-четвертых, обязательное надлежащее документирование ОРД. Неукоснительное соблюдение установленных правил проведения ОРМ способствует достижению задач органов, осуществляющих ОРД.
На прокурора также возложены обязанности по проверке законности решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД. При этом особое внимание он должен обращать на законность решений: о заведении, приостановлении, прекращении дел оперативного учета; о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных мероприятий; о представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору, суду; о рассекречивании сведений о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД; об уничтожении материалов, отражающих результаты ОРД.
При этом уполномоченный прокурор осуществляет надзор за исполнением не только Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», но и всей совокупности норм оперативно-розыскного законодательства, а также изданных в его развитие различных ведомственных нормативных актов оперативно-розыскных органов, детализирующих и конкретизирующих требования закона. Следовательно, нормы ведомственных нормативных актов оперативно-розыскных органов, которые нельзя отнести к нормам, детализирующим и конкретизирующим требования закона, в предмет прокурорского надзора не входят.
Пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, определены законодательно.
Так, сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Прокурору не следует вторгаться в оценку правильности используемых в ОРД приемов и методов, если они не приводят к нарушениям определенных требований, установленных законом, решения, которые носят тактический характер, не относятся к предмету прокурорского надзора за законностью ОРД. Однако если применение тактических приемов противоречит закону или может привести к его нарушению, прокурор обязан вмешаться и принять меры в соответствии со своими полномочиями.
Осуществляя надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, помимо выявления нарушений законности при проведении и документировании ОРМ, предупреждения и устранения таких нарушений, уполномоченный прокурор обязан обеспечить законность решения задач оперативно-розыскной деятельности. При этом прокурор должен отвечать только за соблюдение и исполнение законов, не подменяя в своей деятельности органы ведомственного контроля, а применением средств прокурорского надзора — способствовать решению задач ОРД.
Помимо прокурорского надзора законодателем предусмотрены и иные виды государственного контроля за законностью ОРД. Во-первых, это судебный контроль за законностью действий и решений органов, осуществляющих ОРД. Во-вторых, контроль за оперативно-розыскной деятельностью, осуществляемый Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. В-третьих, существует внутриведомственный контроль за производством ОРМ. При этом руководители органов, осуществляющих ОРД, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ.
Полномочия прокурора по осуществлению надзора
за законностью оперативно-розыскной деятельности
При определении специальных полномочий прокуроров по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов оперативными подразделениями органов, осуществляющих ОРД, необходимо руководствоваться ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», которая содержит бланкетную (отсылочную) норму. В ней дается ссылка на положения уголовно-процессуального законодательства и действующие федеральные законы Российской Федерации. Однако УПК РФ каких-либо полномочий по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, прокурору не предоставляет. Рассматривая характер надзорных полномочий прокурора в оперативно-розыскной сфере, нужно помнить, что ОРМ проводятся не только в связи с расследованием уголовных дел, но и до возбуждения уголовных дел, а также для установления обстоятельств, не имеющих отношения к уголовному судопроизводству.
Других федеральных законов, на положения которых также дается ссылка в ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», определяющих полномочия уполномоченных прокуроров, не принято. В свою очередь, ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указывает круг оперативно-служебных и учетно-регистрационных документов, ведомственных актов, которые могут быть истребованы и изучены уполномоченным прокурором, не раскрывая при этом способы выявления нарушений законности и не перечисляя акты реагирования на выявленные нарушения. При этом как Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», так и Федеральный закон «О федеральной службе безопасности», иные правовые акты, регламентирующие компетенцию оперативно-розыскных органов, лишь упоминают о прокурорском надзоре и его пределах в сфере регулируемых ими отношений, не раскрывая форм и способов его осуществления.
В условиях фактической пробельности действующего законодательства практика идет по пути использования при проведении проверок в поднадзорных оперативно-розыскных органах надзорных полномочий, закрепленные в ст.ст. 22 и 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В связи с тем что все органы, уполномоченные на осуществление ОРД, являются органами исполнительной власти, такой подход является допустимым, поскольку в ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов органами исполнительной власти.