ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2020
Просмотров: 947
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
В результате средства прокурорского надзора за законностью ОРД определены и систематизированы в актах Генерального прокурора Российской Федерации. В развитие требований Федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации» и «Об оперативно-розыскной деятельности» Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33, в соответствии с которым, осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов оперативно-розыскными органами, прокуроры обладают следующими полномочиями, одновременно являющимися как их правом, так и обязанностью:
знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий;
получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона;
требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;
опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;
по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;
вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Используя предоставленные полномочия, прокуроры вправе и обязаны пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и (при наличии оснований) привлечению виновных к установленной законом ответственности.
В соответствии с ч. 5 ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность. Согласно п. 11 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33 случаи незаконного отказа от выполнения требований уполномоченного прокурора в зависимости от обстоятельств должны рассматриваться как воспрепятствование его законной деятельности. При наличии оснований виновных должностных лиц следует привлекать к предусмотренной законом ответственности.
По выявленным фактам нарушений законности прокурор вправе принимать акты прокурорского реагирования (направлять в оперативно-розыскные органы протесты, представления, требования, выносить постановления).
Уполномоченные прокуроры обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных им документах и материалах. Эти сведения составляют государственную тайну и не подлежат разглашению.
Организация прокурорского надзора за законностью
оперативно-розыскной деятельности
Правовую основу организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, составляют: федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», приказ Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33; указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации и ФСБ России «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” органами федеральной службы безопасности» от 18 апреля 2002 г. № 20-27/10; совместный приказ Генерального прокурора Российской Федерации и МВД России «Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан» от 27 февраля 2010 г. № 70/122; указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 215/69 и МВД России № 1/7818 «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”» от 29 сентября 2008 г. и др.
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, возлагается на Генерального прокурора Российской Федерации и уполномоченных им прокуроров. Появление понятия «уполномоченный прокурор» обусловлено потребностью в ограничении круга должностных лиц прокурорского надзора, которые могут осуществлять надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Это связано с необходимостью получения специальных допусков для работы с секретными и совершенно секретными документами и материалами.
Уполномоченный прокурор — компетентное должностное лицо органов прокуратуры, уполномоченное на осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Уполномоченные прокуроры от имени Генерального прокурора Российской Федерации назначаются заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором, заместителями Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах, прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним военными прокурорами и прокурорами иных специализированных прокуратур. Перечисленные руководители органов прокуратуры издают приказы о назначении уполномоченных прокуроров, содержание которых доводится до сведения руководителей органов, осуществляющих ОРД1. До назначения на должность в отношении прокурора должна быть проведена процедура допуска к сведениям, составляющим государственную тайну2.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах непосредственно осуществляется надзор за соответствующими подразделениями органов, осуществляющих ОРД, и контроль за состоянием надзорной работы на районном (городском) уровне. В районных (городских) и приравненных к ним прокуратурах надзор, как правило, осуществляет лично прокурор. Иногда, при наличии большого объема надзорной работы, надзор может быть возложен прокурором субъекта Российской Федерации на заместителя районного (городского) прокурора либо его помощника.
Важнейшими составляющими должной организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, являются:
правовые основания деятельности уполномоченных прокуроров, т. е. ведомственное правовое регулирование деятельности должностных лиц органов прокуратуры;
ведение особого (секретного) делопроизводства по документам и материалам при осуществлении проверочной работы в этой отрасли прокурорского надзора, обеспечение технического оснащения рабочих мест уполномоченных прокуроров и мест хранения секретных документов и материалов;
информационно-аналитическая работа уполномоченных прокуроров;
планирование прокурорских проверок для установления законности в сфере ОРД.
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, должен носить постоянный (систематический) и инициативный характер. Это значит, что прокурор может запланировать проведение прокурорской проверки или провести ее немедленно по собственной инициативе, т. е. не дожидаясь поступления к нему информации о фактах нарушения законности от граждан либо должностных лиц.
Вместе с тем в п. 5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33 изложен примерный перечень юридических и фактических оснований для проведения прокурорской проверки:
обращения граждан, юридических и должностных лиц;
результат изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований и поручений уполномоченного прокурора;
плановый порядок, в том числе по указанию вышестоящего прокурора;
другие случаи, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.
При наличии обращения о нарушении закона оперативно-розыскным органом, исполняющим поручение органов предварительного расследования или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, указанный Приказ по общему правилу предписывает проводить проверки уполномоченным прокурорам той прокуратуры, которой осуществлялся надзор за процессуальной деятельностью на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
При этом следует помнить, что оперативно-служебные документы (оперативные материалы) об осуществлении органами ФСБ России оперативно-розыскных мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности уполномоченные прокуроры могут истребовать только в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства Российской Федерации.
В ходе надзорных мероприятий в Службе внешней разведки Российской Федерации и в органе внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации уполномоченные прокуроры имеют право изучать только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов.
При осуществлении надзорных мероприятий уполномоченные прокуроры должны проверять:
соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления ОРД;
законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законность принимаемых по ним решений;
законность и обоснованность проведения или прекращения ОРМ, в том числе тех, разрешения на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения;
законность проведения ОРМ, направленных на сбор данных, необходимых для принятия решений, указанных в ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в том числе о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений;
законность представления результатов ОРД;
наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков, приостановлении и прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении ОРМ, представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
соблюдение определенного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» перечня ОРМ;
соблюдение установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки на оперативный учет и иные виды учета и снятия с лиц, в отношении которых заводились такие дела, в том числе находящиеся на архивном хранении;
соответствие ОРМ целям и задачам ОРД, а также соблюдение требования о недопустимости применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
своевременность уведомления судей органами, осуществляющими ОРД, о проведении в случаях, предусмотренных чч. 3 и 6 ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в указанных случаях.
Проверка законности привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдения при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляющими ОРД, допускается исключительно при наличии жалоб граждан.
При проверках законности ОРМ, проводимых на основании поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, в каждом случае уполномоченные прокуроры должны рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц.
В ходе изучения дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов уполномоченные прокуроры в обязательном порядке проверяют наличие в них документов, свидетельствующих об укрытии преступлений, незаконном освобождении от уголовного преследования, фальсификации оснований и условий проведения ОРМ (заявлений граждан, протоколов следственных действий, официальных документов и т. п.).
Акты и иные средства прокурорского реагирования
Для устранения выявленных нарушений законности, причин и условий, которые им способствовали, обеспечения привлечения виновных, допустивших нарушения, к различным видам юридической ответственности прокурор может использовать следующие акты прокурорского реагирования: протест, представление, постановление. Перечисленные акты прокурорского реагирования должны отвечать общим требованиям по их составлению и оформлению. Их внутренняя структура и содержание носят традиционный характер. Все акты прокурорского реагирования рассматриваются в порядке и в сроки, предусмотренные законом.
Акты прокурорского реагирования вносятся руководителям оперативно-розыскных органов соответствующего уровня. При этом следует учитывать, что перечень руководителей оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, в законе не установлен и определяется в ведомственных нормативно-правовых актах оперативно-розыскных органов.