ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2020
Просмотров: 2089
Скачиваний: 22
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ
ФОНОСКОПИЯ...
достоверные
результаты слухового анализа достигаются
тогда, когда результаты заносятся в
протоколы аудитивного анализа каждым
экспертом самостоятельно. Таким образом,
усредненные значения признаков,
определяемых по результатам слуховой
перцепции, группы подготовленных
экспертов (если ауди- тивный анализ
осуществляет комиссия экспертов) можно
в известной степени считать объективными.
Для
облегчения поставленной перед экспертами
задачи нами был разработан метод
аудитивного анализа фонограмм, основанный
на строгой конкретизации отдельных
параметров, определяющих в совокупности
качество фонограммы и индивидуальные
свойства источников записанных звуковых
сигналов. Прослушивание должно
проводиться в удовлетворяющем
установленным акустическим нормам
помещении через стандартные громкоговорящие
установки или головные телефоны.
Кроме
того, как известно, слуховая чувствительность
зависит от возраста. По мере старения
у человека развиваются сложные
сдвиги в различных функциональных
системах, которые захватывают все этажи
слуховой системы: и наружное ухо, и
слуховой проход, и барабанную полость,
и ушной лабиринт. Ушная раковина
истончается, становится дряблой,
слуховой проход сужается, что затрудняет
поступление звуковых волн. Барабанная
перепонка утолщается. Система косточек
среднего уха становится тугоподвижной,
суставы между косточками хуже
функционируют.
Но
основная причина снижения слуха у
пожилых людей — изменение
звуковоспринимающего аппарата.
Происходят естественная возрастная
дегенерация и гибель волосковых клеток
кортиевого органа. Нарушается функция
слухового нерва, определенные изменения
возникают и в коре головного мозга.
В
то же время отмечено, что лица, ведущие
интеллектуальный, активный образ
жизни в пожилом и старческом возрасте,
занимающиеся общественной деятельностью,
имеют лучший слух, чем люди того же
возраста со сниженной интеллектуальной
активностью. К числу неблагоприятных
факторов риска по развитию преждевременной
тугоухости относятся также неправильный
режим трудовой деятельности, отдыха и
образа жизни в целом, погрешности в
диете, вредные привычки и т. п.
Таким
образом, если эксперт постоянно напрягает
свой слуховой аппарат, например, слушая
громкую музыку, это может привести к
преждевременному снижению слуховой
чувствительности. Уровень окружающего
непромышленного шума в целом ниже
многих производственных шумов, но время
воздействия на человека такого шума
несоизмеримо больше. Это, по современным
представлениям, может привести к
необратимым изменениям слуха. Об этом
говорит высокая острота слуха у
людей, живущих в тихой сельской
местности.
У
людей, долгие годы работающих в шумном
цехе, постепенно, но необратимо
происходит гибель клеток кортиева
органа. Сначала человек перестает
различать высокие звуки. Он еще не
чувствует наступающей глухоты в
разговорах с товарищами, но уже не
слышит стрекотания кузнечика, песни
цикад. Со временем под влиянием шума
слух становится все хуже и хуже, вплоть
до полной его потери.
Таким
образом, качество воспроизведения
звучащей речи зависит не только от
параметров звуковоспроизводящей
техники, но и от акустических свойств
помещения, расположения акустических
систем. Слуховое восприятие же обусловлено
не только качеством воспроизводимого
речевого сигнала, но и индивидуальными
слуховыми способностями эксперта. Дело
в том, что даже специально подготовленные
и тренированные эксперты с «золотыми»
ушами могут по-разному относиться к
различным аспектам воспроизведения
звука.
Другая
трудность аудитивного анализа
психологического характера часто
возникает при установлении текстового
содержания записанной на фонограмме
речи. Она связана с особенностями
восприятия звучащей речи при условии
наличия перед глазами эксперта заранее
составленной письменной расшифровки,
сделанной каким-то другим лицом, например
следователем, при осмотре и
прослушивании фонограммы. Опытные
эксперты знают, что текст такой
расшифровки в деталях не всегда
точно соответствует звучащей речи.
Здесь
надо указать и еще на одну проблему.
Графическая фиксация звучащей речи
требует, с одной стороны, максимально
точного отображения на письме всех
нюансов и специфики речепорождения,
с другой — нужно приспособить ее к
сложившейся письменной традиции, с тем
чтобы текст был
150
125
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
ЭЛЕМЕНТЫ
АРМА ЭКСПЕРТА-РЕЧЕВЕДА
читаемым
для неспециалиста. Представление
устного текста в транскрипции1
(представляющей известный компромисс
между указанными тенденциями) не в
полной мере удовлетворяет требованиям
читаемости, поскольку распечатка (или
как ее иногда называют — расшифровка
текста) приобщается к материалам
дела и используется в судопроизводстве
в качестве источника доказательств.
Любая
графическая фиксация устной речи по
существу является искусственным
образованием, в котором причудливо
переплетаются различные способы
порождения устной и письменной речи.
Речевое
произведение, порождаемое в устной или
письменной форме, является одновременно
процессом и результатом коммуникативной
деятельности. Причем для устной речи
в большей степени важно, что это процесс
порождения, тогда как для письменной
превалирует результат. В каждом
конкретном акте коммуникации
фактически наблюдаемые речевые
произведения определяются комплексом
экстралингвистических параметров
и разнообразными способами их сочетаемости
(способ коммуникации, цель общения,
социальный статус коммуникантов,
характер отношений между ними, ролевая
функция). В устном речевом произведении,
в отличие от письменного, доминирует
временное течение речи, ее линейная
необратимость, когда планирование
и продуцирование речи происходят
практически параллельно.
Проявления
устного способа продуцирования в виде
фальстартов, повторов, коррекции,
хезитации, других явлений, детально
отображаемых в виде фонетической
транскрипции, трудны для восприятия и
озвучивания. Для изображения звуковой
субстанции при установлении дословного
содержания текста принята традиционная
орфографическая запись, что облегчает
зрительное восприятие и чтение текста.
Просодическая организация речевого
потока передается знаками пунктуации
с словесными комментариями
экстралингвистических или невербальных
явлений, влияющих на восприятие
смыслового содержания фразы. В
качестве порции звукового потока
удерживаемой в слуховой памяти эксперта
удобно выбирать синтагму как результат
просодического членения звучащего
1
См. например: Методическая разработка
по современному русскому языку:
Спонтанные тексты разговорной речи
в транскрипции. Ч.1. — Л., 1983; Ч.2—3. — Л.,
1984.
текста
и с точки зрения перцепции — как отрезок
фонации между воспринимаемыми паузами1.
Здесь мы имеем триаду: звучащий текст
— письменная расшифровка — озвученный
текст расшифовки.
9.
Элементы АРМа эксперта-речеведа
Автоматизированное
рабочее место (АРМ) эксперта-речеве- да
— это специализированный
аппаратно-программный комплекс,
предназначенный для автоматизации
процесса проведения экспертного
исследования на всех его этапах.
Методологию создания АРМ эксперта
лучше всего описать на примере уже
существующего и широко применяющегося
в экспертной деятельности АРМ
эксперта-фоноскописта.
Развитие
сети видеофоноскопических лабораторий
в российской экспертной службе
потребовало создания в кратчайшие
сроки специализированного инструментария
для быстрого и качественного производства
экспертиз и исследований. Специалистами
ГУ ЭКЦ МВД России2
была разработана концепция создания
АРМа эксперта-фоноскописта на базе
ПЭВМ. Собственно АРМ вместе с необходимым
методическим обеспечением был создан
в 1991—1993 гг. В настоящее время на нем
выполняются в МВД, ГУВД, УВД практически
все фоноскопи- ческие экспертизы.
В
типовой состав АРМ эксперта-фоноскописта
входят три составные части:
вычислительная
техника, основой которой является ПЭВМ
типа IBM PC соответствующей
конфигурации со специальным математическим
обеспечением, оборудованная
средствами ввода и вывода звукового
сигнала, а также средствами стыковки
с различными приборами и аудиоаппаратурой;
высококачественная
аудиоаппаратура (профессиональная
или класса Hi-Fi);
прецизионная
и сертифицированная измерительная
техника.
1 Бубнова
Г.И.
Устнопорождаемая речь в зеркале
письменной // Проблемы психолингвистики:
Теория и эксперимент. — М.: Изд. Ин-та
языкознания Российской Академии Наук,
2001.-С. 105-118.
2 В
создании АРМа помимо автора непосредственное
участие принимали В.О. Хурти- лов, В.Н.
Галяшин, И.Е. Богданов.
152
153
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
АЦП
И ЗВУКОВЫЕ АДАПТЕРЫ
Такой
АРМ с небольшими изменениями и
дополнениями может быть рекомендован
экспертам-речеведам для проведения
лингвистических исследований звучащей
речи.
В
данной работе мы специально больше
внимания уделяем анализу звучащей
речи, так как это, как правило, вызывает
у специалистов с базовым гуманитарным
образованием наибольшую трудность,
поскольку требует специальных устройств
для прослушивания и объективного
исследования звучащей речи. Письменная
речь, с технической точки зрения,
несколько проще для обработки и
анализа программными средствами.
АРМ
эксперта-речеведа представляет собой
специализированную или универсальную
компьютерную систему, способную
выполнять запись, хранение, воспроизведение
и обработку цифрового звука.
Специализированные
цифровые компьютерные системы (рабочие
станции), особенно предназначенные для
обработки музыки, ориентированы часто
только на работу с цифровым звуком и
выпускаются в законченном исполнении,
допускающем лишь ограниченное
расширение, либо нерасширяемые вообще.
Универсальные же системы представляют
собой обычный персональный компьютер,
снабженный средствами для ввода/вывода
звука (ЦАП/АЦП и/или цифровые интерфейсы)
и набором программ для его записи,
воспроизведения и обработки. Кроме
этого, станция может содержать и другие
компоненты: например, аппаратные
модули цифровой обработки сигналов
(платы сигнальных процессоров),
записывающие CD-приводы
и т. п.
Поскольку
любая компьютерная система является
сильным источником высокочастотных
помех, возникают определенные проблемы
со сведением к минимуму искажений звука
при использовании встроенных АЦП/ЦАП.
В таких случаях предпочтительны
внешние модули АЦП/ЦАП, выдающие и
получающие цифровую информацию в
реальном времени через универсальные
или собственные цифровые интерфейсы.
Поэтому для решения сложных задач
при работе с зашумленными речевыми
сигналами желательно применять внешние
модули АЦП/ЦАП.
Аудиоаппаратура
для воспроизведения фонограмм с
магнитных носителей различных типов
может быть отечественного (желательно
высшего класса) или зарубежного
производства
класса
Hi-Fi или
Hi-End. Такая
аппаратура не только практически
не вносит собственных искажений в
сигнал, но и позволяет корректировать
некоторые параметры воспроизводимой
звучащей речи.
Для
экспертного исследования звучащей
речи помимо ауди- тивного анализа
(многократного прослушивания), необходимо
проводить его визуализацию речи, то
есть представлять ее в удобном для
исследования виде: при помощи программных
средств обработки и визуализации
речевого сигнала.
Один
из наиболее важных элементов АРМа —
устройство ввода аналогового сигнала
с магнитной ленты в ПЭВМ. Это устройство
называется аналого-цифровым
преобразователем (АЦП). Оцифрованный
АЦП/ЦАП речевой или акустический сигнал
записывается на магнитный диск или в
оперативную память ПЭВМ и соответствующим
образом обрабатывается.
АЦП
(Аналого-цифровой преобразователь,
ADC) используется
для оцифровки аналогового звука (обычно
для записи в файл). ЦАП (Цифро-аналоговый
преобразователь, DAC)
осуществляет обратное
преобразование цифрового звука в
аналоговый (децифровка) — это основные
элементы АРМа, от качества которого
зависит достоверность экспертизы
звучащей речи.
Как
правило, эти два устройства конструктивно
смонтированы на одной плате (АЦП/ЦАП)
и вставляются непосредственно в
компьютер. Однако в высококачественных
комплексах обработки речевого сигнала
с низким уровнем собственных шумов
и большим динамическим диапазоном
устройства АЦП/ЦАП выполнены в виде
отдельного изолированного от ПЭВМ
модуля.
В
компьютерных средствах мультимедиа
устоялся другой термин для таких плат
— они обычно называются звуковыми
картами или звуковыми адаптерами. На
таких платах, кроме АЦП/ЦАП, присутствуют
дополнительные компоненты, о которых
будет рассказано ниже. По конструкции
они делятся на обычные, или основные,
называемые по традиции, которые
вставляются в разъем системной
магистрали, и дочерние, подключаемые
к специальному разъему на основной
карте.
154
155
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
АЦП
И ЗВУКОВЫЕ АДАПТЕРЫ
Спецификация
PC'99 требует
отказаться от использования в звуковых
подсистемах шины ISA, так
как в современных компьютерах данная
шина отсутствует. Поэтому сейчас
выпускаются только звуковые карты
с шиной PCI.
В
настоящее время для исследования
речевых сигналов используют две
группы устройств — это дорогие
специализированные устройства,
часто оснащенные дополнительными
процессорами ускорения вычислений,
и более дешевые звуковые адаптеры.
Функционально обе группы устройств
похожи. Поэтому будем использовать
обобщенный термин — звуковой адаптер.
Функциональная
схема звукового адаптера состоит из
следующих блоков.
Первый
— это устройства ввода/вывода сигнала
(их называют портами). Они могут быть
аналоговыми или цифровыми.
Аналоговые
порты. Порт
является логическим понятием, а разъем
на плате — физическим, так как один
разъем может совмещать несколько портов
(это практикуется ввиду недостатка
места на планке карты; переключение
режимов производится через утилиту
управления).
Линейные
входы.
Линейный стереовход относится к числу
обязательных. Предназначен для
подключения источника аналогового
сигнала (стерео- или моно-) с линейного
выхода внешних аналоговых устройств,
например, аудиоплеера, радиоприемника,
видеомагнитофона и пр. Штекер, согласно
спецификации РС'99, окрашен в голубой
цвет. Помимо него на плате обязательны
еще два дополнительных внутренних
линейных входа.
Стереовход
CD Audio (обязательный)
предназначен для подключения
CD-привода
аудиокабелем.
На
плате также имеется дополнительный
линейный вход (AUX-In),
обязательный. На него
передается аналоговый звук с карт FM-
или TV-тюнера,
или других внутренних устройств,
например, второго CD-привода,
DVD-привода
или карты MPEG2 декодера.
Окрашен в синий цвет.
Обязателен
также наружный микрофонный вход для
подключения микрофона. Монофонический,
с автоматической регулировкой усиления
и с поддержкой как электретного, так и
электродинамического микрофонов.
Поддержка электродинамических
микрофонов, для которых характерен
слабый сигнал,
осуществляется
режимом включения дополнительного
усиления (+20 дБ). Окрашен в красный
или розовый цвет. Вход низкого
качества и пригоден только для записи
речи.
Также
на плате имеются
линейные выходы.
Такие выходы обязательно присутствуют,
являются наружными и предназначены
для вывода звука на активные акустические
колонки, усилитель или линейный вход
любого внешнего устройства (например,
магнитофона). Число выходных (аналоговых)
каналов определяет канальность платы
и может быть равным 2, 4, 6. Имеется также
выход на головные телефоны. Согласно
AC'97 выход
имеет импеданс 32 Ома, поэтому наушники
надо также подбирать с таким же
импедансом.
Для
передачи цифрового звука используют
интерфейсы SPDIF и
AES/EBU. Внешне
AES/EBU выглядит
как обычный микрофонный кабель, а
коаксиальный S/PDIF —
как аудио- провод с разъемами RCA.
Оба интерфейса являются
последовательными и используют
одинаковый формат сигнала и систему
кодирования — самосинхронизирующийся
код BMC (Biphase- Mark Code —
код с представлением единицы двойным
изменением фазы), и могут передавать
сигналы в формате PCM
разрядностью до 24 бит
на частотах дискретизации до 48 кГц.
SPDIF,
часто пишется S/PDIF
(Sony/PЫИрs Digital
Interface Format — формат
цифрового интерфейса фирм Sony
и РЫ^) — цифровой интерфейс
для бытовой радиоаппаратуры. Интерфейс
и последовательная шина передачи
цифрового аудио от одного устройства
к другому. Однонаправленный (в одном
направлении). Используется всего
один сигнальный провод (второй
электрический провод — «земля»). SPDIF
является несколько
упрощенным вариантом студийного
интерфейса AES/EBU.
Недостатками
SPDIF являются:
невысокая пропускная способность,
однонаправленность, отсутствие
управляющих линий, наличие джиттера.
AES/EBU
(Audio Engineers Society / European
Broadcast Union — Общество
Звукоинженеров / Европейское
Вещательное объединение) —
цифровой интерфейс для
студийной радиоаппаратуры.
Обычные
аудиопровода рассчитаны на передачу
сигнала с частотой до 50 кГц. При передаче
звука по цифровому протоколу с
частотой сэмплирования 44,1 кГц данные
должны пере
156
154 156
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
АЦП
И ЗВУКОВЫЕ АДАПТЕРЫ
сылаться
со скоростью 2,8 миллиона бит в секунду,
что, учитывая метод кодирования,
соответствует частоте 5,6 МГц. Так что
провод должен быть высокочастотным,
поэтому с электрической стороны
SPDIF предусматривает
соединение коаксиальным кабелем с
волновым сопротивлением 75 Ом и обычными
разъемами типа RCA
«тюльпан». AES/EBU
предусматривает соединение
симметричным экранированным двухпроводным
кабелем, разъемы трехконтактные, типа
Cannon XLR. Существуют
также оптические варианты приемопередатчиков
— TosLink (пластмассовое
оптоволокно) и AT&T Link
(стеклянное оптоволокно).
Передача
аудиосигнала по цифровым каналам
позволяет снизить шумы от наводок.
Поэтому цифровые порты и шины давно
применяются в профессиональной
аудиоаппаратуре. Особенностью
мультимедийных шин является их
изохронность, позволяющая передавать
мультимедийные потоки без задержек. В
персональный компьютер также давно
встроены USB-порты,
однако эта шина проектировалась на
передачу данных и поэтому не
изохронная. И хотя существуют цифровые
USB-колонки,
они не дают достаточного качества.
В
настоящее время для связи с периферийными
устройствами используется в основном
шина SPDIF —
из-за широкого распространения в
аудиоаппаратуре. Спецификация AC'97
рекомендует более
современную высокоскоростную шину
IEEE1394 (FireWire). Это
шина совершенно универсальная, т. е.
позволяет передавать не только аудио,
но и видео и просто данные.
Далее
в звуковом адаптере необходимо выделить
своеобразное сердце электронной
платы — блок АЦП/ЦАП, который собственно
и осуществляет преобразования сигналов.
Состоит из узла, непосредственно
выполняющего аналогово-цифровые
преобразования, и узла управления.
АЦП/ЦАП либо интегрируется в состав
одной из микросхем платы (в дешевых
моделях), либо применяется отдельная
микросхема. От качества применяемого
АЦП/ЦАП во многом зависит качество
оцифровки и воспроизведения звука; не
меньше зависит она и от входных и
выходных усилителей.
В
основном применяется три конструкции
АЦП.
Первые
— это параллельные АЦП. В них входной
сигнал одновременно сравнивается
с эталонными уровнями набором схем
сравнения (компараторов), которые
формируют на выходе двоичное значение.
Далее,
АЦП последовательного приближения, в
них преобразователь при помощи
вспомогательного ЦАП генерирует
эталонный сигнал, сравниваемый с
входным. Эталонный сигнал последовательно
изменяется по принципу половинного
деления (дихотомии), который
используется во многих методах
сходящегося поиска прикладной
математики. Это позволяет завершить
преобразование за количество тактов,
равное разрядности слова, независимо
от величины входного сигнала.
Наконец,
АЦП с измерением временных интервалов.
Это широкая группа АЦП, использующая
для измерения входного сигнала различные
принципы преобразования уровней в
пропорциональные временные интервалы,
длительность которых измеряется при
помощи тактового генератора высокой
частоты. Иногда называются также
считающими АЦП.
Среди
АЦП с измерением временных интервалов
преобладают следующие три типа:
последовательного
счета, или однократного интегрирования
(single-slope) —
на компаратор подается входной сигнал
вместе с линейно нарастающим эталонным
сигналом, скорость нарастания которого
известна, и измеряется время, за которое
эталонный сигнал достигнет уровня
входного. Обычно такие АЦП используют
в качестве датчиков эталонного сигнала
и времени цифровой счетчик и
подключенный к нему ЦАП. Схема достаточно
проста, однако время преобразования
зависит от величины входного сигнала,
что затрудняет работу на высоких
частотах.
двойного
интегрирования (dual-slope)
— в каждом такте
преобразования входной сигнал заряжает
конденсатор, который затем разряжается
на источник опорного напряжения с
измерением длительности разряда.
следящие
— вариант АЦП последовательного счета,
при котором генератор эталонного
напряжения не перезапускается в каждом
такте, а изменяет его от предыдущего
значения до текущего.
Наиболее
популярным вариантом следящего АЦП
является группа АЦП на основе сигма-дельта
(sigma-delta) модуляции.
Ее название отражает два процесса:
интегрирование за малое время и
сложение результатов интегрирования.
Для
улучшения соотношения сигнал/шум и
снижения влияния ошибок квантования,
которое в случае однобитового преоб
158
154 158