ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2020
Просмотров: 2086
Скачиваний: 22
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
АКУСТИЧЕСКИЕ
СИСТЕМЫ
Предельная
шумовая (паспортная) мощность (Рпасп)
— электрическая мощность, при которой
АС может длительное время работать без
механических и тепловых повреждений.
Она проверяется при подведении к АС
в течение 100 часов через корректирующую
цепь сигнала типа стационарного розового
шума.
Максимальная
кратковременная мощность
(Ркрат)
— электрическая мощность, которую
выдерживают громкоговорители АС без
повреждений (проверяется по отсутствию
дребезжания) в течение короткого
времени. В качестве испытательного
сигнала используется шумовой сигнал
с тем же спектральным распределением,
что и при испытаниях на паспортную
мощность, только сигнал подается на
АС в течение 2 с (±50 мс). Испытания
проводятся 60 раз с интервалом в 1 минуту.
Данный вид мощности дает возможность
судить о кратковременных перегрузках,
которые может выдержать АС в ситуациях,
возникающих в процессе эксплуатации.
Максимальная
долговременная мощность
(Рд)
— электрическая мощность, которую
выдерживает ГГ АС без повреждений в
течение 1 мин (±3 с). Испытания повторяются
10 раз с интервалом 2 минуты. Испытательный
сигнал такой же, как и при испытаниях
паспортной мощности. Данный вид мощности
позволяет оценить способность АС к
сравнительно продолжительным перегрузкам,
возникающим в процессе эксплуатации.
По
значению Рпасп
можно приблизительно оценить Рд.
макс
и Ркрат
макс по
их соотношению:
P
: Р : Р = 12 4
А
пасп • А
д. макс • А
крат макс
а..^.^.
Номинальное
электрическое сопротивление
(R^) —
активное сопротивление, которым можно
заменить сопротивление АС при определении
подводимой к ней электрической мощности.
Величина номинального электрического
сопротивления обычно определяется
минимальным значением модуля полного
электрического сопротивления АС в
диапазоне частот выше частоты
основного резонанса.
Диапазон
воспроизводимых частот
— диапазон, в пределах которого частотная
характеристика звукового давления АС
не выходит за пределы заданного поля
допусков или обладает неравномерностью
заданного значения.
Амплитудно-частотная
характеристика
(АЧХ) — графическая или численная
зависимость звукового давления от
частоты.
АЧХ
звукового давления определяет
субъективное восприятие громкости на
различных частотах звукового диапазона.
Неравномерность
частотной характеристики
АС — разность максимального и минимального
значений уровней звукового давления
(отношение максимального звукового
давления к минимальному, выраженное
в децибелах) в заданном диапазоне
частот. Чем меньше неравномерность
частотной характеристики, тем выше
качество звучания АС при равных прочих
параметрах.
Уровень
гармонических (нелинейных) искажений
— определяются суммарным
характеристическим коэффициентом
гармоник на заданной частоте или в
полосе частот.
Полный
коэффициент гармонических искажений
— среднеква- дратическое значение
отношения звуковых давлений высших
гармоник, обусловленных нелинейностью
преобразователя, к звуковому давлению
первой гармоники.
Чувствительность
(отдача) АС
— звуковое давление, развиваемое
АС в заданном диапазоне частот на
акустической оси на расстоянии 1 м от
рабочего центра и подводимой электрической
мощностью 1 Вт. Чувствительность
определяет минимальную мощность,
при которой диффузоры акустической
системы входят в рабочий режим и
обеспечивают корректное воспроизведение
звука на малой громкости.
Характеристика
направленности АС
— зависимость звукового давления,
развиваемого АС на определенной частоте
или в полосе частот в точках свободного
поля, находящихся на определенном
расстоянии от рабочего центра излучателя,
от угла между рабочей осью и направлением
на указанные точки.
В
России, как и в бывшем СССР, АС по
электрическим и электроакустическим
параметрам подразделяются на три
группы сложности: нулевая (высшая),
первая и вторая. В таблице 5 (см. с. 172)
приведены основные требования к
параметрам для отечественных АС всех
трех групп сложности.
В
соответствии с ГОСТ 23262-88 полное
наименование отечественных АС
включает в себя: величину предельной
долговременной мощности; буквы АС;
номер группы сложности; номер
разработки.
Определим
общие требования к АС, предназначенных
для эксперта-речеведа:
высокая
номинальная мощность (более 100 ватт);
количество
полос —2—3;
170
167
Параметры |
Норма по группам сложности |
||
нулевая |
первая |
вторая |
|
Эффективный рабочий диапазон частот Гц |
40-25 000 |
50-12 500 |
100-8 000 |
Различие частотных характеристик звукового давления АС, усредненных в ок- тавных полосах в диапазоне 250—8000 Гц, дБ, не более |
2 |
2 |
4 |
Полный коэффициент гармонических искажений, при среднем уровне звукового давления 90 дБ, в диапазоне частот, Гц, не более: 250-1000 1000-2000 2000-6300 |
1,5 1,5 1,0 |
2,0 2,0 1,0 |
4,0 3,0 3,0 |
Показатель направленности в диапазоне частот 250-8000 Гц, измеренный под углом, указанным в ТУ и находящимся в пределах: в горизонтальной плоскости 20-30°, в вертикальной плоскости 5-10° |
по ТУ по ТУ |
4 4 |
по ТУ по ТУ |
Номинальное электрическое сопротивление, Ом, устанавливается из следующего ряда значений |
4, 8, 16 |
При
прослушивании фонограмм эксперты в
качестве оконечного устройства
используют также
головные телефоны.
Головные телефоны характеризуются
следующими параметрами: чувствительность,
диапазон воспроизводимых частот,
импеданс.
Чувствительность
головных телефонов равна отношению
уровня звукового давления к подводимой
электрической мощности. Большинство
современных динамических головных
телефонов имеют чувствительность
90—100 дБ/мВт. Диапазон воспроизводимых
частот у них, как правило, превышает
аналогичный диапазон АС. Головные
телефоны среднего уровня воспроизводят
частоты от 7—10 Гц до 25—30 кГц. Импеданс
наушников
— это его внутреннее сопротивление,
или нагрузка источника звукового
сигнала. Профессиональные головные
телефоны имеют номинальный импеданс
200—600 Ом. У полупрофессиональных
моделей импеданс обычно равен 32—35 Ом.
На
уровень сигнала, передаваемого головными
телефонами барабанной перепонке,
существенно влияют физические свойства
материала, из которого изготовлен
диффузор, а также конструкция амбушюров,
изголовья и корпусов, в которых
закреплены динамики. В зависимости
от вида корпусов-чашек, динамические
головные телефоны бывают открытыми
(чашки открыты сзади) и закрытыми (чашки
сзади закрыты). Последние головные
телефоны лучше воспроизводят низкие
частоты и блокируют проникновение
звуков извне.
При
работе эксперта в головных телефонах
звуковые волны каждого канала попадают
прямо в барабанные перепонки. Поэтому
в головных телефонах нельзя определить,
как изменения фазы и амплитуды
сигнала в одном канале влияют на другой.
Кроме того, высокочастотные составляющие
звуковых сигналов обычно лучше
воспроизводятся головными телефонами,
а акустические системы лучше воспроизводят
низкие частоты. АЧХ головных телефонов
обычно более гладкая, и уровень искажений
у них меньше. Все это приводит к тому,
что впечатления эксперта от
прослушивания одной и той же фонограммы
через головные телефоны и АС могут
различаться. Однако опыт большинства
экспертов и акустиков-профессионалов
показывает, что предпочтение следует
отдавать акустическим системам.
На
восприятие звука влияет и помещение
для прослушивания. Помещение никогда
не бывает нейтральным по звучанию, оно
всегда вносит окраску в звук, так как
все поверхности помещения и предметы
обстановки воздействуют на фазовую и
частотную характеристику звука.
Поэтому характеристики помещения,
в котором проводится прослушивание
фонограммы, оказывают существенное
воздействие на характер звучания
фонограммы. Фактически такую комнату,
с ее акустическими характеристиками,
следует рассматривать как еще одно
звено тракта воспроизведения звука.
Восприятие звука при прослушивании
фонограммы искажают:
отражения;
низкочастотные
стоячие волны;
172
167
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
АКУСТИЧЕСКИЕ
СИСТЕМЫ
резонансные
стоячие волны (СЧ);
флаттеры
(ВЧ стоячие волны).
Поэтому
специальные, профессиональные звуковые
студии — это помещения с нормированной
акустикой, в которых должны быть
соблюдены определенные акустические
параметры. Эти параметры, их количество
и точность реализации определяются
нормативными документами (СНиП, ГОСТ,
ведомственные рекомендации).
Помещения
характеризуются следующими акустическими
параметрами: время стандартной
реверберации (T), частотная
характеристика времени реверберации
(зависимость времени стандартной
реверберации от частоты звукового
сигнала), диф- фузность звукового поля
(то есть равномерность распределения
энергии отраженных волн по всему объему
помещения), структура звуковых
отражений и наличие стоячих волн. Кроме
того, нормируются показатели звукоизоляции
и уровень посторонних шумов в
помещении.
Область
пространства, в котором наблюдаются
акустические волны, называется
акустическим полем. В помещениях
акустическое поле формируется не
только прямой волной, идущей от источника
сигналов по кратчайшему пути, но и
волнами, образующимися в результате
ее отражений от стен, потолка, предметов
в комнате. При каждом новом отражении
часть звуковой энергии волны поглощается
отражающими поверхностями и воздушной
средой, а часть воздействует на слух,
накладываясь на основной (прямой) звук.
В результате из прямых и отраженных
волн образуется так называемое диффузное
(рассеянное) звуковое поле.
При
подборе помещения для организации
комнаты для прослушивания фонограмм
необходимо принимать во внимание
следующие положения:
расположение
помещения;
размеры
и пропорции помещения;
расположение
АС и слушателя;
поглощение
и отражение звука в помещении.
При
размещении громкоговорителей необходимо
учитывать свойства помещения,
используемого для прослушивания
фонограмм. В случае его неудовлетворительных
акустических свойств надо постараться
минимизировать отрицательное
воздействие, вносимое акустическими
свойствами помещения.
В
пользу этого говорит следующее
рассуждение: нет особой разницы
между ситуациями, когда при небольшом
расстоянии между громкоговорителями
слушатель расположен близко к ним или
когда слушатель отдален от широко
разнесенных громкоговорителей, так
как в обоих случаях образовавшиеся
треугольники геометрически подобны.
Однако акустические свойства
помещения при удалении слушателя от
источников звука оказывают большее
влияние на получаемую им звуковую
картину, нежели при близком
расположении, ибо во втором случае он
слышит больше прямого звука из
громкоговорителей и меньше отраженного
от стен помещения. Некоторые типы АС,
например многополосные акустические
системы, необходимо располагать на
таком удалении от слушателя, при котором
общая звуковая картина уже не распадается
на сумму излучений отдельных
динамиков, составляющих акустическую
систему (АС).
Аналогично
ситуация обстоит и с акустическими
свойствами помещения. Гулкие помещения
имеют большое время реверберации,
и в них энергия звуковой волны спадает
медленно. В таких помещениях теряется
разборчивость речи. В сильно заглу-
шенных помещениях, где поглощение
звуковой энергии идет быстро и время
реверберации мало, речь звучит сухо,
лишается естественной окраски.
Форма
помещения имеет для эксперта-речеведа
важное значение. Наименее удачная
форма комнаты — кубическая. В помещениях
кубической и прямоугольной формы с
целочисленными соотношениями сторон
(например, 1:2:3), а также длинных коридорах
речь, как и музыку, лучше не слушать.
Для
прослушивания наиболее пригодна комната
с размерами, близкими к «Золотому
сечению». Понятие «Золотого сечения»
ввел Леонардо да Винчи. Для комнаты с
пропорциями, основанными на «Золотом
сечении», резонансные частоты для
высоты, длины и ширины не будут кратными
и, таким образом, погасят друг друга. В
литературе приводится несколько таких
пропорций: например, высота с шириной
и длиной помещения может соотноситься
как 0,618:1:1,618 или как 1:1,6:2,6. При этом
наблюдается наиболее равномерное
распределение резонансных частот
помещения.
У
любой комнаты есть акустические
резонансы или моды. Соотношения, в
которых находятся длина, ширина и высота
комнаты, определяют распределение мод
по частоте, задают
174
167
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
АКУСТИЧЕСКИЕ
СИСТЕМЫ
местоположение
скоплений и провалов в этом распределении.
Концентрации (скопления) мод могут
служить причиной искусственного
подчеркивания определенных частот, а
провалы в модальном распределении
могут делать отдельные частоты
совершенно неслышимыми. Размеры
помещения определяют частоты, на
которых имеют место резонансы, т. е. то,
будут ли отдельные, имеющие значение
для воспроизводимой фонограммы,
частоты усиливаться или же подавляться.
В идеально прямоугольных комнатах с
идеально ровными и отражающими
поверхностями (стенами, полом и потолком)
эти резонансы легко могут быть вычислены.
В
помещении любой конфигурации точно
так же, как и внутри акустического
оформления АС, на низких частотах
возникают стоячие волны. Стоячие волны
— это низкочастотные отражения
(резонансы) между двумя параллельными
стенами. Они окрашивают звучание в
вашей комнате, подчеркивая некоторые
музыкальные ноты и создают грубое
и неестественное распределение
акустической энергии в пределах комнаты.
В помещениях кубической формы
интенсивность стоячих волн максимальна,
поскольку они образуются на совпадающих
частотах вследствие равенства
расстояния между противоположными
стенами.
Чаще
всего проблемы в комнатах для прослушивания
фонограмм возникают из-за неверного
расположения акустических систем.
Подбор подходящего места для
громкоговорителей — важнейший
фактор в процессе достижения наилучшего
звучания АС. Ведь от их положения зависят
тональный баланс, насыщенность и
качество НЧ и ВЧ составляющих, глубина
и ширина звуковой сцены, прозрачность
звучания средних частот, разборчивость
речи и т. д.
Специалисты
определяют шесть фундаментальных
положений, касающихся влияния
расположения акустических систем на
их звучание.
1.
Относительное положение АС и слушателя.
Эксперт и АС должны располагаться в
вершинах равнобедренного треугольника.
Эксперт должен сидеть точно посередине
между акустическими системами, и
расстояние от него до каждой из них
должно слегка превышать расстояние
между акустическими системами (хотя
это и не всегда обязательно).
Выбор
расстояния между акустическими системами
— компромисс между шириной звуковой
сцены и остротой восприятия
центрального
звукового образа. Чем дальше друг от
друга расположены АС (при неизменном
расположении слушателя), тем шире будет
воспроизводимая звуковая сцена. В то
же время при дальнейшем увеличении
расстояния отчетливость восприятия
звукового образа в центре падает и он
может даже исчезнуть совсем. В результате
возникает «звуковой провал». Если же
АС расположены слишком близко друг от
друга, ширина звуковой сцены невелика.
Влияние
расположения акустических систем
относительно стен на количество низких
частот.
Близость АС к стенам усиливает
басы. Чем ближе они расположены к
стенам и углам, тем большее количество
баса они воспроизводят. Это свойство
называется «усилением помещения».
Некоторые фирмы-разработчики АС
класса Hi-End прямо
указывают, на каком расстоянии от
стены должны устанавливаться АС для
получения наилучшего звучания. В
случае, когда АС расположена около
стены, энергия отраженных от нее
низкочастотных составляющих
излучаемого звука имеет почти ту же
фазу, что и прямой звук. При суммировании
прямых и отраженных волн происходит
повышение громкости низкочастотных
звуков. Если АС в углу, то нижние частоты
будут максимальными, и вы услышите
наиболее басовое звучание. Эксперт,
в зависимости от ситуации и решаемых
вопросов, должен сам определить, нужно
ли ему такое излишне басовое звучание,
или лучше АС отодвинуть подальше от
стены. Следует стремиться к их размещению
на разных расстояниях от боковых и
задней стен. Лучших результатов и
максимального комфорта при прослушивании
можно добиться, если расстояние от
боковой стены до АС и расстояние
от нее до задней стены отличаются друг
от друга не менее чем на одну треть. А
также лучше располагать АС вдоль
большей стены помещения, вдали от
углов.
Положение
громкоговорителей и слушателя влияет
на проявление собственных резонансов
помещения.
Они усиливают некоторые частотные
составляющие, что может привести к
ненатуральным «бубнящим» призвукам.
Эти
резонансы имеют вполне определенные
для каждого конкретного помещения
значения частот и проявляются в виде
пиков частотной характеристики. Они
возникают вследствие так называемых
стоячих волн, представляющих собой
неподвижные в пространстве чередования
областей повышенного и
176
167
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
АДДИТИВНЫЕ
ШУМЫ И ПОМЕХИ
пониженного
(относительно атмосферного) звукового
давления, называемых пучностями и
умами. Структура стоячих волн в помещении
определяется его размерами и расположением
в нем источников звука. Наличие таких
волн придает дополнительную
окрашенность звучанию. Когда резонансы
помещения не слышны, прозрачность
звучания средних частот выше, а басовые
составляющие более определенные.
Собственные резо- нансы помещения
подробно описаны ниже в этой главе.
Оптимально
размещение АС от задней стены на
расстоянии примерно от одной трети до
одной пятой длины помещения. Примерно
на таком же расстоянии от противоположной
стены (передней от АС) располагается и
специалист при прослушивании
фонограммы.
Чем
дальше от стен расположены
громкоговорители, тем лучше передается
глубина звуковой сцены.
Высота
расположения слушателя влияет на
восприятие частотной характеристики
АС.
Так
как изменения частотной характеристики
АС наблюдаются в основном в области
средних и высоких частот, уши эксперта
должны находиться на оси ВЧ-головок. В
большинстве АС такие головки расположены
на высоте от 80 до 100 см от пола, что
соответствует обычной высоте расположения
головы сидящего эксперта.
Угол
разворота громкоговорителей относительно
слушателя.
Угловая ориентация громкоговорителей
относительно слушателя также влияет
на формирование тембрального баланса
и на ширину звуковой сцены. При
отклонении слушателя от оси АС всего
на несколько градусов интенсивность
ВЧ-составляю- щей сигнала резко падает.
Поэтому каждая АС должна быть повернута
так, чтобы линия, перпендикулярная ее
рабочей плоскости и исходящая из
центра диффузора ВЧ-головки, была
направлена точно на слушателя.
Экран
телевизора великолепно отражает звук,
поэтому не рекомендуется ставить
телевизор между акустическими системами.
Для
улучшения взаимодействия АС и слушателя
можно попробовать выполнить следующие
действия:
1)
изменить акустическое сопряжение АС
с границами комнаты и/или комнатными
модами, т. е. переставить АС в другое
место;
изменить
акустическое сопряжение места
слушателя с границами комнаты и/или
комнатными модами, т. е. передвинуть
слушателя, что наиболее просто сделать;
передвинуть
и АС, и слушателя одновременно;
изменить
при помощи эквалайзера сигнал на пути
к АС, в самих АС;
проверить,
устойчивы ли подставки под АС, при
необходимости примените шипы или
конусные ножки;
7)
акустически изменить комнату, т. е.
устранить пики и провалы. Последнее
сделать довольно сложно, так как это
требует дополнительных затрат.
То
есть, если на низкие частоты при
прослушивании основное влияние
оказывает комната, на СЧ и ВЧ — уже сама
акустическая система, АЧХ и
направленность которых определяют
качество звука. Поэтому необходимы
АС, которые обеспечивают одинаково
хорошую тембральную окраску как в
прямом, так и раннеотраженном и прочих
звуковых полях. Такие АС можно иначе
охарактеризовать как АС с ровной и
гладкой аксиальной АЧХ и постоянной
направленностью, что в совокупности
дает ровное и однородное звуковое
давление.
В
экспертной практике звучащая речь,
которая записывается на фонограмму,
приобщаемую к делу в качестве
доказательства, имеет, как правило,
сравнительно невысокое качество,
выражающееся в узком спектральном
диапазоне (обычно от 300—400 до 3400—5000
Гц), низком отношении сигнал/шум (от 0
до 25 дБ), низкой амплитуде полезного
сигнала на фоне шума. То есть на фоне
полезного речевого сигнала очень часто
наблюдаются интенсивные посторонние
шумы и различного рода помехи, затрудняющие
понимание лингвистического содержания
речи, поскольку они мешают слуховому
восприятию вербальной (словесной)
информации, а потому от помех желательно
избавляться, используя различные
методы и способы шумоочистки.
Чтобы
выбрать оптимальный метод или способ
фильтрации шума, повышения разборчивости
записанной звучащей речи и комфортность
ее прослушивания, необходимо предварительно
кратко рассмотреть типы возникающих
помех и их источников. Это могут быть:
178
179