Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 3978

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава вторая. Предмет и методология сравнительного правоведения

101

И это неслучайно, поскольку религия и право на протяжении мно-

гих веков развивались как единое целое. Чтобы убедиться в этом, дос-

таточно раскрыть страницы Библии, Корана, других священных книг, 

в которых собраны религиозные каноны, заветы, пророчества, а также 

нормы, регулирующие повседневную жизнь. 

О первородном единстве религии и права свидетельствуют и древ-

ние языки. Так, в латыни слова «религия» и «закон» имели общую кор-

невую основу (религия – religare; закон, законы – lexleges) и применя-

лись в одном значении: «связывать», «обязывать», «устанавливать». 

Между религией и правом всегда существовало кровное родство

1

Религия обосновывала божественное происхождение права и светской 

власти. А светская власть огнем и мечом охраняла религию.

Между ними и сейчас сохраняется много общего. Обращаясь к этой 

теме, один из крупнейших правоведов ХХ в. Г. Берман писал: «Подобно 

религиям, право повсеместно распространяет свои ценности (а) через 

ритуал, иными словами, через формальные процедуры законотворчест-

ва, разрешения судебных дел и ведения административных дел… (б) че-

рез традицию, то есть через определенные правовые язык и практику… 

(в) через силу авторитета… (г) через всеобщность… Такие проявления 

права имеют тенденцию к наделению его качествами святости... Среди 

тех людей, кто верит в Бога как в высший источник права, особенно 

среди последователей иудаизма, христианства и ислама, вера в право 

является частью их религиозной веры»

2

.

В современном мире сохранилось восемь сообществ правовых сис-

тем, объединенных общностью духовных ценностей, – христианской, 

мусульманской, индуистской, буддистской, иудейской, конфуциан-

ской, синтоистской и языческих традиций права. 

Кроме того, существует еще два сообщества правовых систем, ко-

торые строятся на отрицании духовных (этических) ценностей. Это 

правовые системы тоталитарных и технократических сообществ.

Различны формы воздействия религии на право. В сообществе хри-

стианской традиции права связь религии и права не столь заметна, 

влияния религии и права (прежде всего речь идет о трудах Г. Бермана, П. Гленна, 

В. Менски и Э. Хаксли).

1

  Cм.: Schirrmacher T. «Lex» (Law) as Another Word for «Religion»: A Lesson from the 

Middle Ages // http://contra-mundum.org.

2

  Berman H. Comparative Law and Religion // The Oxford Handbook of Comparative 

Law. P. 746, 747.


background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

102

как в большей части других сообществ. Во многом это предопределено 

требованием самого Евангелия: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие 

Богу»

1

. Осуществив это требование, христианство сделало государство 

и право свободными. Впрочем, эта свобода не была безусловной, по-

скольку в своем развитии право следовало, как за путеводной звездой, 

за христианскими заповедями свободы, справедливости, равенства, ми-

лосердия и любви. Эти заповеди и сейчас определяют дух и основные 

начала христианской традиции права, несмотря на то, что конституции 

большей части государств отрицают связь религии и права.

Впервые отторжение религии от права было закреплено первой 

поправкой к Конституции США, запретившей Конгрессу издавать за-

коны, устанавливающие религию либо не допускающие ее свободного 

исповедания. Этой нормой, по словам Томаса Джефферсона, была 

возведена «стена разделения» между церковью и государством.

Впрочем, в самих Соединенных Штатах она долгое время не пре-

пятствовала взаимопроникновению религии и права. Об этом свиде-

тельствуют многие акты, принятые в XVIII и XIX вв. Так, в Ордонансе 

о Северо-Западных территориях 1787 г. (повторно он был утвержден 

в год принятия первой поправки к Конституции США) содержалась 

следующая норма: «Религия, мораль и знания необходимы для доброго 

правления и счастья человечества и должны всегда поощряться, так 

же как школы и образование».

И только с середины XX в. в США происходит заметное ослабление 

роли религии. К ней все реже обращаются политики. Законодательство 

практически полностью исключает упоминание о ней. В немалой сте-

пени этому способствовала позиция Верховного суда США, который 

потребовал в решении по делу «Эверсон против Управления образова-

ния» (1947 г.) полного отделения религии от государства. Религии была 

отведена сугубо церемониальная роль. Президент Соединенных Шта-

тов, иные высшие должностные лица федерации и штатов при всту-

плении в должность приносят присягу на Библии

2

. На американских 

банкнотах имеется надпись «В Бога мы веруем». В каждой из палат 

Конгресса остались службы капелланов (священнослужителей), соз-

данные в 1791 г. 

1

   Евангелие от Матфея. Глава 22. Стих 21.

2

  После выборов 2006 г. впервые в американской истории один из членов Палаты 

представителей принес присягу на Коране.


background image

Глава вторая. Предмет и методология сравнительного правоведения

103

В наши дни «стена разделения» между религией и правом существует 

в большей части государств христианской традиции права. И только неко-

торые из них сохраняют более тесную связь религии и права. Так, в Вели-

кобритании монарх является главой англиканской церкви. Конституция 

Норвегии закрепляет статус евангелическо-лютеранской религии как офи-

циального вероисповедания (§ 2). Конституция Коста-Рики указывает, 

что римско-католическая апостольская религия является государственной 

религией и что «государство оказывает ей поддержку, не препятствуя сво-

бодному отправлению в Республике других религиозных культов, не про-

тиворечащих общественной морали и добрым нравам» (ст. 75).

Более полно связь религии и государства раскрывается в консти-

туциях Греции и Ирландии. 

Конституция Греции закрепляет не только «господствующую» роль 

в государстве православной религии (ст. 3), но и особый статус Свя-

той горы Афон, сохраняющей право самоуправления под «духовной 

юрисдикцией» Вселенской патриархии (ст. 105)

1

Конституция Ирландии провозглашает, что Пресвятая Троица яв-

ляется источником всех властей и что к ней как к «последней надежде 

должны быть направлены все действия человека и Государства»

2

Впрочем, отметим, что такие конституционные нормы для стран 

христианской традиции права в общем нетипичны. Преобладает тен-

денция к формальному отрицанию роли религии, что, однако, не ме-

шает ей оказывать глубокое воздействие на развитие права. 

Совершенно иным образом дело обстоит в странах исламского мира, 

где право и религия не теряли кровного родства.

Так, Конституция Ирака прямо указывает, что «ислам – офици-

альная религия государства и основной источник законодательства» 

и что «ни один закон не может быть принят, если он противоречит 

установленным нормам ислама» (ч. 1 и 2 ст. 2).

В Конституции Афганистана 2004 г. сказано, что Афганистан яв-

ляется «исламской республикой» (ст. 1), что его религией является 

«священная религия ислама» (ст. 2), что ни один закон не должен 

противоречить ее догматам.

1

  Текст Конституции Греции см.: Конституции государств Европы: В 3 т. М., 2001. 

Т. 1. С. 639–696.

2

  Текст этого акта см.: Лафитский В.И. Поэзия права: страницы правотворчества 

от древности до наших дней. С. 317–358; Конституции государств Европы. М., 2001. 

Т. 1. С. 778–816.


background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

104

Конституцией Йемена 1994 г. ислам провозглашен государственной 

религией и источником всего законодательства (ст. 2–3). Такая же формула 

содержится в Конституции Объединенных Арабских Эмиратов (ст. 7).

А в Саудовской Аравии установлено, что ее Конституцией является 

«Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка» (ст. 1) и что основа-

ми правления в соответствии с исламским шариатом являются «спра-

ведливость, принцип консультации и равенство» (ст. 1 и 8 Основного 

Низама о власти Королевства Саудовская Аравия 1992 г.).

Наиболее последовательно связь права и религии закреплена и в Кон-

ституции Ирана 1979 г. Так, ст. 2 указывает, что система правления 

в Иране строится на вере в единого Бога, а также в следующее: Бог 

устанавливает законы шариата, и человек должен покориться его воле; 

божественным откровениям принадлежит основополагающая роль 

в толковании законов; существует Страшный суд, и он играет созида-

тельную роль в совершенствовании человека на пути к Богу; Божест-

венная справедливость проявляется в создании и установлении законов 

шариата; признается преемственность имамов, и им вверяется опека 

над обществом; человек, его благородство и свободы являются высшей 

ценностью, и он несет ответственность перед Богом. Символ консти-

туционной веры, закрепленный в ст. 2, находит отражение и в других 

нормах основного закона Ирана. Так, ст. 5 и 110 закрепляют обширные 

властные полномочия духовного лидера как главы государства. Статья 4 

устанавливает, что все гражданские, уголовные, финансовые, экономи-

ческие, административные, культурные, военные и политические зако-

ны и уставы Ирана должны быть основаны на нормах ислама. Контроль 

в этой сфере осуществляют факихи (исламские правоведы) из Совета 

по охране Конституции и исламских норм.

Тесные связи религии и права присущи не только исламскому миру, 

но и государствам других религиозных традиций. 

Так, Конституция Бутана подчеркивает, что «буддизм является 

духовным наследием Бутана, содействующим принципам и ценностям 

мирного существования, отказа от насилия, сострадания и терпимо-

сти» (ст. 3). А Конституция Шри-Ланки устанавливает, что буддизм 

занимает в республике «ведущее место» и что обязанностью государства 

являются «защита и содействие учению Будды» (ст. 9).

Значительна роль иудаизма в Израиле, синтоизма в Японии, инду-

изма в Индии, языческих (традиционных) верований в государствах 

Тропической Африки и т.д.


background image

Глава вторая. Предмет и методология сравнительного правоведения

105

Более того, можно отметить тенденцию к определенному усилению 

роли религии в развитии права государств Азии, Африки, Латинской 

Америки. Этот процесс объясняется одним обстоятельством – в усло-

виях глобализации расшатываются основы существующих цивилиза-

ций, поэтому они все чаще обращаются к тем религиям, которые дали 

им жизнь, с надеждой обрести в них новые силы.

Уровень третий. Семьи и группы правовых систем

В рамках многих сообществ выделяются семьи правовых систем, 

которые объединяются общими национальными и историческими 

корнями, едиными целями, структурно-функциональными и стилевы-

ми особенностями права. Это – следующая линия разлома правового 

пространства мира.

Так, в сообществе христианской традиции права можно выделить се-

мьи романо-германского, или континентального, англосаксонского, или 

общего, скандинавского, латиноамериканского и славянского права.

Между ними много общего, прежде всего потому, что они входят в еди-

ное правовое сообщество с единым мировоззрением, общими ценностя-

ми и образами права, берущими начало в христианстве. Именно этим 

предопределено сходство, например, романо-германского (континен-

тального) права и славянского, в частности российского, права, а не тем, 

что одно было поглощено другим. В этой связи отметим, что в большей 

части славянских правовых систем заимствование отдельных чужеродных 

моделей имело ограниченный характер и не влияло на правовое развитие 

в целом.

Многие семьи правовых систем разделяются на меньшие группы. Так, 

в рамках общего права можно выделить группы правовых систем госу-

дарств Британского Содружества, а в нем – более узкие подгруппы право-

вых систем Австралии и Новой Зеландии, а также государств Карибского 

бассейна. В славянском праве обособленно предстают правовые системы 

западнославянских, восточнославянских и южнославянских государств.

Столь же неоднородно сообщество исламской традиции права. В нем 

отчетливо различаются правовые семьи суннитской (Египет, Сирия, 

Иордания и др.) и шиитской (Иран, Йемен) традиций права, а в их  

рамках – обособленные правовые группы, формировавшиеся под воз-

действием различных доктринальных течений и школ (мазхабов).

В буддистской традиции права два основных течения: тхеравада 

и махаяна. Тхеравада («Учение старейших») господствует в Шри-Ланке