Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 3978
Скачиваний: 3
Глава вторая. Предмет и методология сравнительного правоведения
101
И это неслучайно, поскольку религия и право на протяжении мно-
гих веков развивались как единое целое. Чтобы убедиться в этом, дос-
таточно раскрыть страницы Библии, Корана, других священных книг,
в которых собраны религиозные каноны, заветы, пророчества, а также
нормы, регулирующие повседневную жизнь.
О первородном единстве религии и права свидетельствуют и древ-
ние языки. Так, в латыни слова «религия» и «закон» имели общую кор-
невую основу (религия – religare; закон, законы – lex, leges) и применя-
лись в одном значении: «связывать», «обязывать», «устанавливать».
Между религией и правом всегда существовало кровное родство
1
.
Религия обосновывала божественное происхождение права и светской
власти. А светская власть огнем и мечом охраняла религию.
Между ними и сейчас сохраняется много общего. Обращаясь к этой
теме, один из крупнейших правоведов ХХ в. Г. Берман писал: «Подобно
религиям, право повсеместно распространяет свои ценности (а) через
ритуал, иными словами, через формальные процедуры законотворчест-
ва, разрешения судебных дел и ведения административных дел… (б) че-
рез традицию, то есть через определенные правовые язык и практику…
(в) через силу авторитета… (г) через всеобщность… Такие проявления
права имеют тенденцию к наделению его качествами святости... Среди
тех людей, кто верит в Бога как в высший источник права, особенно
среди последователей иудаизма, христианства и ислама, вера в право
является частью их религиозной веры»
2
.
В современном мире сохранилось восемь сообществ правовых сис-
тем, объединенных общностью духовных ценностей, – христианской,
мусульманской, индуистской, буддистской, иудейской, конфуциан-
ской, синтоистской и языческих традиций права.
Кроме того, существует еще два сообщества правовых систем, ко-
торые строятся на отрицании духовных (этических) ценностей. Это
правовые системы тоталитарных и технократических сообществ.
Различны формы воздействия религии на право. В сообществе хри-
стианской традиции права связь религии и права не столь заметна,
влияния религии и права (прежде всего речь идет о трудах Г. Бермана, П. Гленна,
В. Менски и Э. Хаксли).
1
Cм.: Schirrmacher T. «Lex» (Law) as Another Word for «Religion»: A Lesson from the
Middle Ages // http://contra-mundum.org.
2
Berman H. Comparative Law and Religion // The Oxford Handbook of Comparative
Law. P. 746, 747.
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
102
как в большей части других сообществ. Во многом это предопределено
требованием самого Евангелия: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие
Богу»
1
. Осуществив это требование, христианство сделало государство
и право свободными. Впрочем, эта свобода не была безусловной, по-
скольку в своем развитии право следовало, как за путеводной звездой,
за христианскими заповедями свободы, справедливости, равенства, ми-
лосердия и любви. Эти заповеди и сейчас определяют дух и основные
начала христианской традиции права, несмотря на то, что конституции
большей части государств отрицают связь религии и права.
Впервые отторжение религии от права было закреплено первой
поправкой к Конституции США, запретившей Конгрессу издавать за-
коны, устанавливающие религию либо не допускающие ее свободного
исповедания. Этой нормой, по словам Томаса Джефферсона, была
возведена «стена разделения» между церковью и государством.
Впрочем, в самих Соединенных Штатах она долгое время не пре-
пятствовала взаимопроникновению религии и права. Об этом свиде-
тельствуют многие акты, принятые в XVIII и XIX вв. Так, в Ордонансе
о Северо-Западных территориях 1787 г. (повторно он был утвержден
в год принятия первой поправки к Конституции США) содержалась
следующая норма: «Религия, мораль и знания необходимы для доброго
правления и счастья человечества и должны всегда поощряться, так
же как школы и образование».
И только с середины XX в. в США происходит заметное ослабление
роли религии. К ней все реже обращаются политики. Законодательство
практически полностью исключает упоминание о ней. В немалой сте-
пени этому способствовала позиция Верховного суда США, который
потребовал в решении по делу «Эверсон против Управления образова-
ния» (1947 г.) полного отделения религии от государства. Религии была
отведена сугубо церемониальная роль. Президент Соединенных Шта-
тов, иные высшие должностные лица федерации и штатов при всту-
плении в должность приносят присягу на Библии
2
. На американских
банкнотах имеется надпись «В Бога мы веруем». В каждой из палат
Конгресса остались службы капелланов (священнослужителей), соз-
данные в 1791 г.
1
Евангелие от Матфея. Глава 22. Стих 21.
2
После выборов 2006 г. впервые в американской истории один из членов Палаты
представителей принес присягу на Коране.
Глава вторая. Предмет и методология сравнительного правоведения
103
В наши дни «стена разделения» между религией и правом существует
в большей части государств христианской традиции права. И только неко-
торые из них сохраняют более тесную связь религии и права. Так, в Вели-
кобритании монарх является главой англиканской церкви. Конституция
Норвегии закрепляет статус евангелическо-лютеранской религии как офи-
циального вероисповедания (§ 2). Конституция Коста-Рики указывает,
что римско-католическая апостольская религия является государственной
религией и что «государство оказывает ей поддержку, не препятствуя сво-
бодному отправлению в Республике других религиозных культов, не про-
тиворечащих общественной морали и добрым нравам» (ст. 75).
Более полно связь религии и государства раскрывается в консти-
туциях Греции и Ирландии.
Конституция Греции закрепляет не только «господствующую» роль
в государстве православной религии (ст. 3), но и особый статус Свя-
той горы Афон, сохраняющей право самоуправления под «духовной
юрисдикцией» Вселенской патриархии (ст. 105)
1
.
Конституция Ирландии провозглашает, что Пресвятая Троица яв-
ляется источником всех властей и что к ней как к «последней надежде
должны быть направлены все действия человека и Государства»
2
.
Впрочем, отметим, что такие конституционные нормы для стран
христианской традиции права в общем нетипичны. Преобладает тен-
денция к формальному отрицанию роли религии, что, однако, не ме-
шает ей оказывать глубокое воздействие на развитие права.
Совершенно иным образом дело обстоит в странах исламского мира,
где право и религия не теряли кровного родства.
Так, Конституция Ирака прямо указывает, что «ислам – офици-
альная религия государства и основной источник законодательства»
и что «ни один закон не может быть принят, если он противоречит
установленным нормам ислама» (ч. 1 и 2 ст. 2).
В Конституции Афганистана 2004 г. сказано, что Афганистан яв-
ляется «исламской республикой» (ст. 1), что его религией является
«священная религия ислама» (ст. 2), что ни один закон не должен
противоречить ее догматам.
1
Текст Конституции Греции см.: Конституции государств Европы: В 3 т. М., 2001.
Т. 1. С. 639–696.
2
Текст этого акта см.: Лафитский В.И. Поэзия права: страницы правотворчества
от древности до наших дней. С. 317–358; Конституции государств Европы. М., 2001.
Т. 1. С. 778–816.
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
104
Конституцией Йемена 1994 г. ислам провозглашен государственной
религией и источником всего законодательства (ст. 2–3). Такая же формула
содержится в Конституции Объединенных Арабских Эмиратов (ст. 7).
А в Саудовской Аравии установлено, что ее Конституцией является
«Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка» (ст. 1) и что основа-
ми правления в соответствии с исламским шариатом являются «спра-
ведливость, принцип консультации и равенство» (ст. 1 и 8 Основного
Низама о власти Королевства Саудовская Аравия 1992 г.).
Наиболее последовательно связь права и религии закреплена и в Кон-
ституции Ирана 1979 г. Так, ст. 2 указывает, что система правления
в Иране строится на вере в единого Бога, а также в следующее: Бог
устанавливает законы шариата, и человек должен покориться его воле;
божественным откровениям принадлежит основополагающая роль
в толковании законов; существует Страшный суд, и он играет созида-
тельную роль в совершенствовании человека на пути к Богу; Божест-
венная справедливость проявляется в создании и установлении законов
шариата; признается преемственность имамов, и им вверяется опека
над обществом; человек, его благородство и свободы являются высшей
ценностью, и он несет ответственность перед Богом. Символ консти-
туционной веры, закрепленный в ст. 2, находит отражение и в других
нормах основного закона Ирана. Так, ст. 5 и 110 закрепляют обширные
властные полномочия духовного лидера как главы государства. Статья 4
устанавливает, что все гражданские, уголовные, финансовые, экономи-
ческие, административные, культурные, военные и политические зако-
ны и уставы Ирана должны быть основаны на нормах ислама. Контроль
в этой сфере осуществляют факихи (исламские правоведы) из Совета
по охране Конституции и исламских норм.
Тесные связи религии и права присущи не только исламскому миру,
но и государствам других религиозных традиций.
Так, Конституция Бутана подчеркивает, что «буддизм является
духовным наследием Бутана, содействующим принципам и ценностям
мирного существования, отказа от насилия, сострадания и терпимо-
сти» (ст. 3). А Конституция Шри-Ланки устанавливает, что буддизм
занимает в республике «ведущее место» и что обязанностью государства
являются «защита и содействие учению Будды» (ст. 9).
Значительна роль иудаизма в Израиле, синтоизма в Японии, инду-
изма в Индии, языческих (традиционных) верований в государствах
Тропической Африки и т.д.
Глава вторая. Предмет и методология сравнительного правоведения
105
Более того, можно отметить тенденцию к определенному усилению
роли религии в развитии права государств Азии, Африки, Латинской
Америки. Этот процесс объясняется одним обстоятельством – в усло-
виях глобализации расшатываются основы существующих цивилиза-
ций, поэтому они все чаще обращаются к тем религиям, которые дали
им жизнь, с надеждой обрести в них новые силы.
Уровень третий. Семьи и группы правовых систем
В рамках многих сообществ выделяются семьи правовых систем,
которые объединяются общими национальными и историческими
корнями, едиными целями, структурно-функциональными и стилевы-
ми особенностями права. Это – следующая линия разлома правового
пространства мира.
Так, в сообществе христианской традиции права можно выделить се-
мьи романо-германского, или континентального, англосаксонского, или
общего, скандинавского, латиноамериканского и славянского права.
Между ними много общего, прежде всего потому, что они входят в еди-
ное правовое сообщество с единым мировоззрением, общими ценностя-
ми и образами права, берущими начало в христианстве. Именно этим
предопределено сходство, например, романо-германского (континен-
тального) права и славянского, в частности российского, права, а не тем,
что одно было поглощено другим. В этой связи отметим, что в большей
части славянских правовых систем заимствование отдельных чужеродных
моделей имело ограниченный характер и не влияло на правовое развитие
в целом.
Многие семьи правовых систем разделяются на меньшие группы. Так,
в рамках общего права можно выделить группы правовых систем госу-
дарств Британского Содружества, а в нем – более узкие подгруппы право-
вых систем Австралии и Новой Зеландии, а также государств Карибского
бассейна. В славянском праве обособленно предстают правовые системы
западнославянских, восточнославянских и южнославянских государств.
Столь же неоднородно сообщество исламской традиции права. В нем
отчетливо различаются правовые семьи суннитской (Египет, Сирия,
Иордания и др.) и шиитской (Иран, Йемен) традиций права, а в их
рамках – обособленные правовые группы, формировавшиеся под воз-
действием различных доктринальных течений и школ (мазхабов).
В буддистской традиции права два основных течения: тхеравада
и махаяна. Тхеравада («Учение старейших») господствует в Шри-Ланке