Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 4077

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава вторая. Предмет и методология сравнительного правоведения

111

отдает приоритет отношениям с Иберо-Америкой. Нормы, принятые 

в рамках договоров об интеграции, являются неотъемлемой частью 

действующей правовой системы, имеют прямое действие и верховен-

ство по отношению к внутреннему законодательству»

1

 (ст. 153).

Аналогичные нормы содержит ст. 227 Конституции Колумбии 1991 г.: 

«Государство содействует экономической, социальной и политической 

интеграции Колумбии с другими странами, особенно с государствами 

Латинской Америки и Карибского бассейна, посредством заключения 

соответствующих договоров, основывающихся на принципах справед-

ливости, равенства и взаимности, а также участвует в учреждении над-

национальных организаций, в том числе для поддержания общности, 

образованной на базе латиноамериканского сообщества наций. Закон 

может устанавливать порядок проведения прямых выборов в Андский 

парламент и Латиноамериканский парламент»

2

 (ст. 227).

На этом фоне очевидно несоответствие правовой базы государств – 

участников СНГ тем задачам, которые должны быть решены в целях 

обеспечения региональной интеграции. 

Остановимся на одном примере. Ялтинское соглашение от 19 сен-

тября 2003 г. «О формировании Единого экономического пространст-

ва» составлено… на трех страницах. Оно ограничивается в основном 

декларациями. Но такой «правовой инструмент» действовать не может. 

В Соглашении нет четкого плана действий. Оно не предусматривает 

системы органов, иных механизмов обеспечения его исполнения, в том 

числе принудительных. Оно разительно отличается от учредительных 

документов о формировании единого экономического пространства 

Европейского союза, Северной Америки, ряда других регионов мира, 

которые содержат тщательно сформулированные нормы об основах 

организации единого рынка, механизмах его действия, согласитель-

ных, третейских, судебных процедурах. Этим вопросам, например, 

в Договоре об учреждении Европейского сообщества посвящено около 

100 страниц. Не менее подробно они регламентируются в учреди-

тельных документах иных межгосударственных объединений. Так, 

Североамериканское соглашение о свободной торговле содержит 

около 150 страниц. При этом отметим, что указанный документ даже 

не ставит задачи какого-либо дальнейшего сближения трех государств 

1

  Конституции государств Америки. Т. 3. С. 346.

2

  Там же. С. 616.


background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

112

Северной Америки, развития (углубления) форм региональной инте-

грации по примеру Европейского союза.

Уровень пятый. Национальные правовые системы

Следующий объект сравнительного правоведения – национальные 

правовые системы. Основное внимание на этом уровне обращено на исто-

рию формирования, источники и отрасли национального права, основные 

тенденции его развития. Значительно реже исследуются вопросы право-

вой идеологии и правового сознания, правоприменительной практики, 

юридической профессии. И практически не затрагивается такой сюжет, 

как факторы внешнего воздействия и внутреннего развития националь-

ных правовых систем. Поэтому остановимся на этой теме подробнее. 

Факторы внешнего воздействия

. В сравнительно-правовых иссле-

дованиях помимо воздействия общего правового пространства, права 

наднациональных образований необходимо учитывать факторы взаимо-

влияния национальных правовых систем. Модели правового регулиро-

вания, законодательные акты, нормы права государств, доминирующих 

в экономике и внешней политике, часто служат образцом для других 

государств. Вместе с тем и они находятся под влиянием других правовых 

систем, в том числе тех, которые сложились под их воздействием.

Так, право бывших колоний Великобритании – США, Канады, 

Австралии, Новой Зеландии, островных государств Карибского бас-

сейна – формировалось в основном в русле английской традиции об-

щего права. 

Право большей части государств Латинской Америки и сейчас со-

храняет тесную связь с испанским правом. А право государств пост-

советского пространства – с теми традициями, которые складывались 

во времена имперской России и Советского Союза.

Иногда право государств, доминирующих в экономике и во внеш-

ней политике, полностью заменяет право тех государств, которые на-

ходятся в орбите их влияния. Так было в период строительства социа-

листической системы, когда право СССР было воспринято законо-

дательством многих стран социалистической ориентации. Так было 

и во время крушения социалистической системы, когда государства 

так называемых новых демократий стали создавать новые правовые 

системы, взяв за образец западные модели права.

Влияние других национальных систем проявлялось не только в фор-

ме колониальной экспансии либо «экспорта» актов государств, доми-


background image

Глава вторая. Предмет и методология сравнительного правоведения

113

нирующих в экономике и внешней политике. Часто вступал в действие 

другой механизм – механизм добровольного заимствования или рецеп-

ции наиболее действенных правовых моделей других государств.

Так, на конституционное развитие большое воздействие оказала 

Конституция Соединенных Штатов. Заимствовались не только ее 

базовые принципы: верховенство права, разделение властей, федера-

лизм, – но и более частные конституционные решения по организации 

власти, регулированию экономических отношений и т.д. 

В сфере гражданского законодательства самый яркий отпечаток 

оставил Гражданский кодекс Наполеона 1804 г. Он и сейчас, по проше-

ствии двух столетий, служит образцом регулирования в сфере частного 

права. Заметное влияние на правовое развитие многих государств Ев-

ропы оказали Германское гражданское уложение 1900 г., Основы гра-

жданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.

Впрочем, слепого копирования не было. Конституции, кодексы, 

иные законодательные акты государств Европы, Азии, Латинской 

Америки меняли содержание заимствованных актов, вводили новые 

нормы, которые способствовали их политическому, экономическому 

и социальному развитию

1

Так, появились нормы, направленные на поддержку конкуренции, 

ограничение прав крупной собственности, усиление регулирующей 

роли государства. Они опережали уровень экономического развития, 

прокладывая дорогу для структурной перестройки экономики и ее 

дальнейшего роста. 

Наиболее стремительно эти процессы проходили после Второй ми-

ровой войны. С этого времени право начинает базироваться на новых 

идеях социальной функции государства, усиления его регулирующей 

роли, ограничения прав собственности, защиты окружающей среды. 

Они оказывают мощное воздействие на право всех государств мира вне 

зависимости от уровня их экономического и политического развития, 

религиозных и идеологических факторов.

Впрочем, следует отметить, что «инородное» право может прони-

кать в национальную правовую среду не только через законодательство, 

но и по другим каналам, в частности через обычаи и традиции мигран-

тов, которые живут не по законам страны пребывания, а по законам 

1

  Так, например, при разработке Гражданского кодекса Чили 1857 г. его автор А. Бе-

ло помимо законодательства Испании использовал все доступные ему гражданско-пра-

вовые акты, начиная с Кодекса Юстиниана.


background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

114

собственной страны. Этот феномен «кочевого права» впервые описал 

Ю.А. Тихомиров в «Курсе сравнительного правоведения»

1

.

В заключение темы взаимовлияния правовых систем следует от-

метить, что оно может быть не только созидательным (или позитив-

ным), но и разрушительным. В этой связи уместно вспомнить слова 

французского ученого М. Анселя: «Право любой страны – это часть 

ее национального достояния. В определенном смысле оно – порож-

дение традиций, наследие предков и способ самовыражения данного 

общества. Поэтому нужно не сближать право с другими системами, 

а, наоборот, обеспечить его независимость, охранить от искажений 

иностранного происхождения»

2

Факторы внутреннего развития

. Закон занимает ведущее место 

в системе источников права большей части государств. Помимо между-

народных обязательств, о чем сказано выше, его ограничивают только 

конституционные рамки. Как правило, они касаются разграничения 

функций между законодательной, исполнительной и судебной ветвями 

власти, а также гарантий демократических прав и свобод.

Разделение властей определяет цель закона – формулирование 

общих правил, исполнение и применение которых возложено на ис-

полнительную власть и суды. 

Гарантии прав и свобод указывают те границы, через которые закон 

не может переступить, не вторгаясь в сферу гражданского общества. 

При этом проявляется следующая закономерность: чем подробнее 

в конституциях регламентируются социально-экономические и поли-

тические отношения, тем более узким становится поле регулирования 

закона.

Общая схема регламентации сферы законодательства в федера-

тивных государствах дополняется разграничением предметов ведения 

между федерацией и ее субъектами, при котором каждый из двух уров-

ней государства имеет право осуществлять законодательную власть 

в установленных конституцией границах. Во многом сходным обра-

зом определяются предметы ведения в государствах с автономными 

образованиями.

Ограничение сферы законодательства применяется и как способ 

ущемления демократических институтов. И происходит это не только 

1

  Тихомиров Ю.А. Указ. соч. С. 139–141.

2

  Ансель М. Указ. соч. С. 37.


background image

Глава вторая. Предмет и методология сравнительного правоведения

115

при тоталитарных режимах, но и в отдельных демократических госу-

дарствах, таких как Франция и Нидерланды. Так, Конституция Фран-

ции устанавливает особый перечень вопросов, по которым допускается 

издание законов. Столь необычное для унитарного и демократического 

государства решение объясняется стремлением не только сузить власть 

парламента, но и закрепить за исполнительной властью право факти-

чески ничем не ограниченного нормотворчества.

В конституционной практике ограничения подобного рода носят 

исключительный характер, но они отражают общую для всех государств 

тенденцию к усилению роли исполнительной власти.

Рост правительственного и ведомственного нормотворчества всту-

пает в противоречие с конституционными требованиями многих го-

сударств. Если следовать логике разделения властей, ни один госу-

дарственный орган, кроме парламента, не может издавать общенор-

мативные акты. Однако фактически во всех государствах сложилось 

своеобразное разделение труда между парламентом и исполнительной 

властью, при котором за первым остается решение общих вопросов, 

а за второй – конкретизация законодательных норм. Во многих госу-

дарствах эта практика конституционно оформлена признанием права 

исполнительной власти издавать подзаконные акты, причем нередко 

они подменяют закон. 

Этим вторжение исполнительной власти в законодательную сферу 

не ограничивается. Парламенты большей части государств наделяют 

правительства (глав государств в президентских республиках) правом 

регламентировать общественные отношения, еще не охваченные за-

конодательством, тем самым уступая или делегируя исполнительной 

власти функцию законотворчества в ее полном объеме.

В целом в последние годы роль закона в системе источников права 

снижается, несмотря на то, что только законодательный процесс по-

зволяет обеспечить должный учет интересов различных социальных 

и политических сил.

Основная цель закона – найти адекватный ответ на требования 

и веления общества, которые нуждаются в едином решении – в том, 

по словам Г. Иеринга, «конечном пункте», где сходятся, переплетаясь, 

интересы многих социальных сил

1

. В противном случае закон не смо-

жет достигнуть поставленной цели, и общество отторгнет его.

1

  Иеринг Г. Цель в праве. СПб., 1906. С. 30.