Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 3985

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

106

и в государствах Юго-Восточной Азии – Камбодже, Лаосе, Мьянме, 

Таиланде. Махаяна («Великая колесница») преобладает в тибетских 

государствах – Бутане и Непале.

Многообразно сообщество языческих традиций права, сохраняю-

щихся главным образом в государствах Тропической Африки.

Деление на семьи характерно и для сообществ бездуховной традиции 

права – технократического и тоталитарного, в том числе на социалистиче-

скую и национал-социалистическую (фашистскую) правовые системы.

Остальные сообщества правовых систем действуют в основном 

в границах тех государств, в которых они изначально появились: индуи-

стское – в Индии, конфуцианское – в Китае, синтоистское – в Япо-

нии, иудейское – в Израиле. 

Отнесение национальной правовой системы к тому или иному со-

обществу, семье или группе зависит от того, какой из факторов либо 

какая совокупность факторов преобладает. 

Так, группа романо-германского (континентального) права объ-

единяет правовые системы государств, образованных романскими 

и германскими народами Западной, Южной и Центральной Европы. 

Право в этих государствах формировалось под мощным влиянием 

древнеримского права. При этом многие из них не только заимствовали 

его отдельные правовые конструкции, но и признавали прямое дейст-

вие его норм. Этот феномен исторического развития права романских 

и германских народов подробно описан в классическом труде П.Г. Ви-

ноградова «Римское право в средневековой Европе» (1910 г.). 

Конечно, романо-германское право развивалось не только под влия-

нием древнеримского права. Глубокое воздействие на него оказал 

национальный дух, проявляющийся в особенностях национально-

го языка, стереотипах мышления, обычаях и традициях. Последние, 

по словам Ф. Савиньи, формируют «истинное право»

1

 – море, берегами 

которого являются писаные законы

2

.

Как в зеркале, национальный дух отражен в языке. Поэтому столь 

важно исследовать его особенности, выявляя те мыслительные образы, 

которые он создает и которые в конечном счете определяют подлинное 

содержание права.

1

  Savigny F.C. von. Op. cit. P. 33. 

2

  Сравнение действующего права с морем принадлежит знаменитому француз-

скому юристу Ж. Порталису, одному из основных разработчиков Кодекса Наполеона. 

См.: Savigny F.C. von. Op. cit. P. 96.


background image

Глава вторая. Предмет и методология сравнительного правоведения

107

В подтверждение можно привести несколько примеров, раскры-

вающих основы другой ветви христианской правовой семьи – сла-

вянского права. 

В славянских языках право тесным образом связано с такими поня-

тиями, как «справедливость», «правда», «праведность», «правильное». 

Все они имеют один корень. Такую же семантическую связь можно 

обнаружить и в других языках. Но что отличает славянские языки, 

так это то, что в них право ассоциируется не только с правдой и спра-

ведливостью, но и с такими понятиями, как «править», «правитель», 

«правительство». В результате в сознании возникают устойчивые мыс-

лительные образы, в которых право предстает в основном как продукт 

воли правительства, народ – как объект управления, а справедли-

вость – как то благо, которое дарует правительство.

Еще одна черта, присущая славянским языкам, – они связывают 

право не только с материальной, но и с духовной жизнью

1

. В праве 

часто звучат религиозные либо мистические мотивы. Так, корневая 

основа слова «закон» – «кон» означает рубеж, предел, границу, начало 

и вместе с тем конец. Неслучайно на протяжении многих столетий 

слово «закон» ассоциировалось в основном со Священным Писани-

ем – Библией.

Ноты другого мира звучат во многих словах, определяющих приро-

ду и пути развития права: «суд» – это судьба, от которой невозможно 

уйти; «богатство» – это то, что исходит от Бога и что человек не может 

присвоить себе.

Еще одна важная черта славянских языков – они отражают при-

оритет общественного над личным. Так, слово «порядок» означает 

строй, установленный по договору («ряду») между членами общества, 

а слово «общество» – такую социальную организацию, основу которой 

составляют общие экономические, политические и духовные связи. 

Примечательно, что даже слово «счастье» понимается как единство 

части и целого. 

Отметим еще одну черту правового языка славян – драматичность 

и глубину его звучания. На это впервые обратила внимание француз-

ская исследовательница Шанталь Курильски-Ожвэн. В частности, 

описывая звучание таких терминов, как «преступление», «наказание», 

1

  По этой теме большой интерес представляют следующие исследования: Куриль-

ски-Ожвэн Ш., Арутюнян М. Ю., Здравомыслова О.М. 

Указ. соч. М., 1996; Осипян Б.А. 

Дух правометрии или основание межерологии права. М., 2009.


background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

108

она отмечала, что они звучат очень драматично, напоминают нам 

о Достоевском, что «эти понятия вызывают моральное осуждение, час-

тота и сила которого удивительны для французского менталитета»

1

.

Заметное воздействие на право оказывают национальные обычаи 

и традиции, что ранее было блистательно показано в классических ра-

ботах С. Мэна и М.М. Ковалевского, а в наши дни – в трудах Н. Рулана, 

Н.А. Крашенниковой, А.И. Ковлера, ряда других авторов. К сожале-

нию, систематического исследования этих вопросов в наши дни нет, что 

не только обедняет науку, но и оставляет власть в неведении, в какой сре-

де действуют и как трансформируются в жизни принятые ими акты. 

В этой связи заслуживает внимания опыт царского правительства 

России, которое «в интересах хорошего управления» создавало центры 

проведения этнографических исследований для изучения обычаев 

и нравов народов, населявших Россию

2

.

Такие же центры должны создаваться и в наше время, поскольку 

очевидно, что без учета национальных обычаев и традиций, иных фак-

торов, влияющих на развитие права, невозможно обеспечить не только 

его полноценное изучение, но и эффективное применение.

Конечно, деление правовых систем на сообщества, семьи и группы 

во многом условно. И дело не только в условности любых класси-

фикаций. Национальные правовые системы постоянно трансфор-

мируются под мощным воздействием разных факторов, о чем будет 

сказано ниже. 

Национальное право может сочетать в себе признаки различных 

правовых традиций. Так, во многих федеративных государствах (госу-

дарствах с автономными образованиями) существуют смешанные пра-

вовые системы и «анклавы» иных правовых групп и сообществ. Так, 

в состав Российской Федерации входят республики, в которых возро-

ждаются традиции исламского и буддистского права. В американском 

штате Луизиана сохраняются традиции романо-германского права. 

Такая же ситуация складывается в канадской провинции Квебек. 

Несомненно, что такие «правовые анклавы», а также националь-

ные и местные традиции оказывают мощное влияние на развитие 

национальных правовых систем. Они препятствуют проникновению 

1

  Курильски-Ожвен Ш., Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М. Указ. соч. С. 38.

2

  Подробнее см.: Ковалевский М.М. Клан у аборигенных племен России // Социо-

логические исследования. 2002. № 5. С. 130.


background image

Глава вторая. Предмет и методология сравнительного правоведения

109

общенационального права в те отношения, которые традиционно ре-

гулируются ими на протяжении многих веков. Нередко они заполня-

ют вакуум, образованный пробелами в праве. Иногда вытесняют его, 

обеспечивая то регулирование, которое в большей степени отвечает 

потребностям экономики и ожиданиям общества. 

Такие процессы взаимовлияния разных правовых систем и тради-

ций, безусловно, должны быть предметом исследования как общего, 

так и «внутреннего» сравнительного правоведения

1

.

Уровень четвертый. Формирующиеся правовые системы и сообщества

Границы между сообществами, семьями и группами правовых сис-

тем достаточно подвижны. Они меняются в соответствии с законом 

диалектики о переходе количественных изменений в качественные. 

Например, рост численности населения иного вероисповедания при-

водит к трансформации одной системы права в другую. Так было, 

в частности, в Ливане, где доля мусульманского населения возросла 

с немногим более 40% в 1920-е г. до 60% в 1950-е гг. 

Новые либо смешанные правовые системы могут формироваться 

и насильственно – в результате военной экспансии, как это было 

в период многих религиозных и иных войн.

Они могут формироваться и под влиянием процессов региональной 

интеграции.

Самым ярким примером, безусловно, является Европейский союз. 

В настоящее время он объединяет 27 государств Западной и Централь-

ной Европы, сочетая в себе признаки как международного, так и го-

сударственного образования.

Сходным образом может пойти развитие в Центральной Америке, 

в Африке, арабских государствах, Содружестве Независимых Госу-

дарств. 

Так, еще в 1907 г. был учрежден Верховный суд Центральной Аме-

рики. С декабря 1960 г. действует общий рынок государств региона. 

А в 1991 г. был сформирован Центрально-американский парламент. 

В его состав входят представители шести государств: Гватемалы, Гонду-

раса, Доминиканской Республики, Никарагуа, Панамы и Сальвадора. 

1

  Термин «внутреннее сравнительное правоведение» для изучения права государств 

с усложненной формой государственного устройства был предложен Созер-Холлом: 

Sauser

-Hall. Fonction et méthode du droit comparé. Geneve, 1913.


background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

110

Из центральноамериканских государств в нем не представлена только 

Коста-Рика.

Конституционный акт от 11 июля 2000 г. преобразовал Организа-

цию африканского единства в Африканский Союз. В настоящее время 

он объединяет 53 государства «черного континента» (в состав Союза 

не входит только Марокко). Уже сформированы Общеафриканский 

парламент, Комиссия, Центральный банк развития, ряд других ин-

ститутов, созданных по «образу» общеевропейских институтов и ор-

ганов.

В марте 2005 г. начался новый этап в развитии Лиги арабских госу-

дарств. Были поставлены задачи формирования общего рынка, парла-

мента, иных учреждений, единых для 22 арабских стран.

Иная модель региональной интеграции, в которой не предусмотрено 

формирование наднациональных органов, сформировалась в Северной 

Америке. Ее основной целью было создание общего рынка: на первом 

этапе – Соединенных Штатов и Канады (Соглашение 1989 г.), на вто-

ром этапе – США, Канады и Мексики (Соглашение 1994 г.). Вскоре 

наступит третий этап развития общего рынка, когда он охватит все 

государства Америки, за исключением Кубы. По той же модели идет 

развитие таких международных объединений, как Азиатско-Тихооке-

анское экономическое сотрудничество (21 государство) и Ассоциация 

стран Юго-Восточной Азии (10 стран).

Процессы региональной интеграции оказывают мощное влияние 

на национальные правовые системы. При этом отметим, что консти-

туции не только отражают, но и нередко, как в Латинской Америке, 

опережают достигнутый уровень региональной интеграции. 

Так, Конституция Бразилии 1988 г. провозглашает, что Бразилия 

стремится к экономической, политической, социальной и культурной 

интеграции народов Латинской Америки с целью формирования ла-

тиноамериканского сообщества наций

1

 (ст. 4).

Ту же цель ставит Конституция Венесуэлы 1999 г.: «Республика 

стимулирует и способствует взаимной интеграции со странами Латин-

ской Америки и Карибского бассейна в целях создания содружества 

народов и защиты его экономических, социальных, культурных, по-

литических интересов и окружающей среды… В политике интеграции 

со странами Латинской Америки и Карибского бассейна Республика 

1

  Конституции государств Америки. Т. 3. М., 2006. С. 124