Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 4070

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

146

Ближайший Его круг составляли Апостолы. Из них Он особо 

выделял Симона Петра, Иакова и Иоанна, сыновей Заведеевых. 

Он раскрывал им сокровенные тайны и делился с ними печалями. 

С ними Он поднялся на гору Фавор, чтобы они стали свидетелями 

Его преображения

1

. Перед ними Он раскрывал таинство воскреше-

ния из мертвых

2

. И призвал их к Себе в Гефсиманском саду, когда 

был охвачен смертной скорбью, и не было больше сил переносить 

ее в одиночестве

3

.

Следующий круг составляли ученики Иисуса, которые хотя и не 

вошли в число Апостолов, но были близки к Нему.

И наконец, в Церковь Христову входили рядовые последователи 

Иисуса, которые шли к Нему в надежде не только на «жизнь вечную»

4

но и на обретение нового братства: «Всякий, – обещал Он, – кто оста-

вит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или 

детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует 

жизнь вечную»

5

.

Он учил не только на словах, но и на Своих поступках. Однажды, 

когда Он читал проповедь, кто-то сказал Ему: «Вот, Матерь Твоя 

и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою». На это Он ответил: 

«Кто матерь Моя, и кто братья Мои?» И указав рукою на учеников 

Своих, сказал: «Вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет испол-

нять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь»

6

.

Иисус создавал Церковь, основанную на началах свободы, равен-

ства, любви, служения обществу.

Это была Церковь свободы, потому что никто не принуждался всту-

пать в нее и не удерживался в ней силой.

Требовалось только одно: соблюдать Его заповеди. «Если заповеди 

Мои соблюдете, – говорил Иисус, – пребудете в любви Моей, как и Я 

соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви… Вы друзья 

Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам»

7

.

1

  Евангелие от Матфея. Глава 17. Стихи 1–9.

2

  Евангелие от Марка. Глава 5. Стихи 35–43.

3

  Евангелие от Матфея. Глава 26. Стихи 36–39.

4

  Евангелие от Иоанна. Глава 3. Стих 16.

5

  Евангелие от Матфея. Глава 19. Стих 29; см. также: Евангелие от Марка. Глава 10. 

Стихи 29–30.

6

  Там же. Глава 12. Стихи 47–50.

7

  Евангелие от Иоанна. Глава 15. Стихи 10, 14.


background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

147

Главная заповедь сводилась к следующему: «Возлюби Господа Бога 

твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением 

твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя»

1

.

Вторая заповедь призывала к смирению и милосердию: «Вам слу-

шающим говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим 

вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. 

Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя 

верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему 

у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы 

с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»

2

Третья заповедь наставляла в вере. «Кто не со Мною, – учил 

Иисус, – тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает»

3

«А кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня»

4

.

Вера дарила Ему невероятные силы, и Он надеялся, что столь же 

необъятные силы раскроются в Его учениках. «Все возможно верую-

щему», – объяснял Иисус

5

. Все, что попросите в молитве с верою, 

получите

6

. Даже если «будете иметь веру с горчичное зерно» и скажете 

горе перейти на другое место, она непременно перейдет, потому что 

нет ничего невозможного для тех, кто верит

7

Вступая в Его церковь, ученики должны были отречься от всего 

земного: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приго-

товляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее 

на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает. Ибо, где 

сокровище ваше, там и сердце ваше будет»

8

.

Тот, кто не мог отрешиться от земного, не мог быть Его учеником. 

«Соль добрая вещь, – объяснял Он, – но если соль потеряет силу, чем 

исправить ее?»

9

Он создавал Церковь равенства, потому что в ней все служили од-

ной цели – созидали Царство Божие. «Сеющий и жнущий, – говорил 

1

  Евангелие от Матфея. Глава 22. Стихи 36–40.

2

  Евангелие от Луки. Глава 6. Стихи 27–31.

3

  Евангелие от Матфея. Глава 12. Стих 30.

4

  Там же. Глава 10. Стих 40.

5

  Евангелие от Марка. Глава 9. Стих 23.

6

  Евангелие от Матфея. Глава 21. Стих 22.

7

  Там же. Глава 17. Стих 20. 

8

  Евангелие от Луки. Глава 12. Стихи 33–34.

9

   Там же. Глава 14. Стих 34.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

148

Он, – вместе… один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем 

вы не трудились; другие трудились, а вы вошли в труд их»

1

Обращаясь к ученикам, Он говорил им: «Я уже не называю вас 

рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас 

друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего»

2

Он называл их братьями

3

 и Своими детьми

4

, призывая хранить мир 

между собой

5

 и решительно пресекая попытки кого-либо из учени-

ков возвыситься над другими. Однажды они поспорили, кто из них 

первый. Тогда Иисус, «взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв, 

сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает 

Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего 

Меня»

6

. «Ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик»

7

.

Эту заповедь Он часто повторял: «Больший из вас да будет вам 

слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, 

тот возвысится»

8

. «И кто хочет быть первым между вами, да будет 

вам рабом; ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему 

служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления 

многих»

9

.

Он создавал Церковь любви, в которой каждый должен был любить 

другого так, как Он любил каждого из них

10

Любви Он учил не только на словах. Однажды, встав с вечери, Он 

«снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом 

влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать поло-

тенцем, которым был препоясан». Пораженные этим событием, не в си-

лах объяснить его, ученики молчали. И тогда Иисус обратился к ним: 

«Если Я, ваш Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать 

ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же»

11

1

  Евангелие от Иоанна. Глава 4. Стихи 36–38.

2

  Там же. Глава 15. Стих 15.

3

  Евангелие от Матфея. Глава 23. Стих 8.

4

  Евангелие от Иоанна. Глава 13. Стих 33.

5

  Евангелие от Марка. Глава 9. Стих 50.

6

  Там же. Глава 9. Стихи 36–37.

7

  Евангелие от Луки. Глава 9. Стих 48.

8

  Евангелие от Матфея. Глава 23. Стихи 11–12.

9

  Евангелие от Марка. Глава 10. Стихи 44–45.

10

  Евангелие от Иоанна. Глава 13. Стихи 34–35.

11

  Там же. Глава 13. Стихи 4–13.


background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

149

С той же любовью они должны были относиться ко всем ближним, 

потому что Его Церковь была Церковью служения обществу.

Иисус настойчиво требовал: «Больных исцеляйте, прокаженных очи-

щайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте». И добавлял при этом: 

«Даром получили; даром давайте»

1

.

На пир, учил Он, не зовите своих друзей, родственников или бо-

гатых соседей, но зовите нищих, увечных, хромых и слепых: «Блажен 

будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение 

праведных»

2

.

Значение этих слов Он объяснил позже так: «Когда же приидет 

Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда 

сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы; 

и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 

и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. То-

гда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Приидите, 

благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам 

от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы 

напоили меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы 

одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы 

пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! 

Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и на-

поили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, 

и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли 

к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как 

вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали 

Мне»»

3

.

Служение в Его Церкви требовало полного самоотречения. «От вся-

кого, кому дано много, – говорил Он, – много и потребуется; и кому 

много вверено, с того больше взыщут»

4

Его ученики должны были нести свет в общество, преобразовывая 

его на новых началах. «Вы – свет мира, – убеждал Иисус. – Не может 

укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее 

под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит 

1

  Евангелие от Матфея. Глава 10. Стихи 7–8.

2

  Евангелие от Луки. Глава 14. Стихи 12–13.

3

  Евангелие от Матфея. Глава 25. Стихи 31–40.

4

  Евангелие от Луки. Глава 12. Стих 48.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

150

свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прослав-

ляли Отца вашего Небесного»

1

Открытость Церкви, ее неразрывная связь с обществом, стрем-

ление изменить его делали неизбежными столкновения с властью. 

Предстояла борьба, которая устрашала многих. И Иисус призывал: 

«Не бойтесь их: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, 

и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите 

при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бой-

тесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, 

кто может и душу и тело погубить в геенне»

2

.

Это вызывало ненависть к Нему и к Его Церкви. «Если мир вас 

ненавидит, – объяснял Он, – знайте, что Меня прежде вас возненави-

дел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое… вы не от мира… 

потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал Вам: раб 

не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если 

Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше»

3

.

Его жизни часто угрожали. Об одной истории рассказал Апостол 

Иоанн: «Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус 

отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за кото-

рое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: 

не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство 

и за то, что Ты… человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: 

не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал 

богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Пи-

сание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: 

богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?»

4

Круг, смыкавшийся вокруг него, становился все уже. Он мог бе-

жать, скрывшись в чужеземных странах, в горах Галилеи, в пустыне, 

примыкавшей к Мертвому морю. Но оставить Свою Церковь Он 

не мог.

Была еще одна, возможно, главная причина. Своей смертью Он 

мечтал искупить зло, существовавшее в мире, и открыть новые врата 

Небесного Царства, дав вечную жизнь другим. 

1

  Евангелие от Матфея. Глава 5. Стихи 14–16.

2

  Там же. Глава 10. Стихи 26–28.

3

  Евангелие от Иоанна. Глава 15. Стихи 18–20.

4

  Там же. Глава 10. Стихи 31–36; Глава 8. Стих 59.