Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4070
Скачиваний: 3
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
146
Ближайший Его круг составляли Апостолы. Из них Он особо
выделял Симона Петра, Иакова и Иоанна, сыновей Заведеевых.
Он раскрывал им сокровенные тайны и делился с ними печалями.
С ними Он поднялся на гору Фавор, чтобы они стали свидетелями
Его преображения
1
. Перед ними Он раскрывал таинство воскреше-
ния из мертвых
2
. И призвал их к Себе в Гефсиманском саду, когда
был охвачен смертной скорбью, и не было больше сил переносить
ее в одиночестве
3
.
Следующий круг составляли ученики Иисуса, которые хотя и не
вошли в число Апостолов, но были близки к Нему.
И наконец, в Церковь Христову входили рядовые последователи
Иисуса, которые шли к Нему в надежде не только на «жизнь вечную»
4
,
но и на обретение нового братства: «Всякий, – обещал Он, – кто оста-
вит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или
детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует
жизнь вечную»
5
.
Он учил не только на словах, но и на Своих поступках. Однажды,
когда Он читал проповедь, кто-то сказал Ему: «Вот, Матерь Твоя
и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою». На это Он ответил:
«Кто матерь Моя, и кто братья Мои?» И указав рукою на учеников
Своих, сказал: «Вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет испол-
нять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь»
6
.
Иисус создавал Церковь, основанную на началах свободы, равен-
ства, любви, служения обществу.
Это была Церковь свободы, потому что никто не принуждался всту-
пать в нее и не удерживался в ней силой.
Требовалось только одно: соблюдать Его заповеди. «Если заповеди
Мои соблюдете, – говорил Иисус, – пребудете в любви Моей, как и Я
соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви… Вы друзья
Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам»
7
.
1
Евангелие от Матфея. Глава 17. Стихи 1–9.
2
Евангелие от Марка. Глава 5. Стихи 35–43.
3
Евангелие от Матфея. Глава 26. Стихи 36–39.
4
Евангелие от Иоанна. Глава 3. Стих 16.
5
Евангелие от Матфея. Глава 19. Стих 29; см. также: Евангелие от Марка. Глава 10.
Стихи 29–30.
6
Там же. Глава 12. Стихи 47–50.
7
Евангелие от Иоанна. Глава 15. Стихи 10, 14.
Глава первая. Основы христианской традиции права
147
Главная заповедь сводилась к следующему: «Возлюби Господа Бога
твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением
твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя»
1
.
Вторая заповедь призывала к смирению и милосердию: «Вам слу-
шающим говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим
вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя
верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему
у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы
с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»
2
.
Третья заповедь наставляла в вере. «Кто не со Мною, – учил
Иисус, – тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает»
3
.
«А кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня»
4
.
Вера дарила Ему невероятные силы, и Он надеялся, что столь же
необъятные силы раскроются в Его учениках. «Все возможно верую-
щему», – объяснял Иисус
5
. Все, что попросите в молитве с верою,
получите
6
. Даже если «будете иметь веру с горчичное зерно» и скажете
горе перейти на другое место, она непременно перейдет, потому что
нет ничего невозможного для тех, кто верит
7
.
Вступая в Его церковь, ученики должны были отречься от всего
земного: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приго-
товляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее
на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает. Ибо, где
сокровище ваше, там и сердце ваше будет»
8
.
Тот, кто не мог отрешиться от земного, не мог быть Его учеником.
«Соль добрая вещь, – объяснял Он, – но если соль потеряет силу, чем
исправить ее?»
9
Он создавал Церковь равенства, потому что в ней все служили од-
ной цели – созидали Царство Божие. «Сеющий и жнущий, – говорил
1
Евангелие от Матфея. Глава 22. Стихи 36–40.
2
Евангелие от Луки. Глава 6. Стихи 27–31.
3
Евангелие от Матфея. Глава 12. Стих 30.
4
Там же. Глава 10. Стих 40.
5
Евангелие от Марка. Глава 9. Стих 23.
6
Евангелие от Матфея. Глава 21. Стих 22.
7
Там же. Глава 17. Стих 20.
8
Евангелие от Луки. Глава 12. Стихи 33–34.
9
Там же. Глава 14. Стих 34.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
148
Он, – вместе… один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем
вы не трудились; другие трудились, а вы вошли в труд их»
1
.
Обращаясь к ученикам, Он говорил им: «Я уже не называю вас
рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас
друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего»
2
.
Он называл их братьями
3
и Своими детьми
4
, призывая хранить мир
между собой
5
и решительно пресекая попытки кого-либо из учени-
ков возвыситься над другими. Однажды они поспорили, кто из них
первый. Тогда Иисус, «взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв,
сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает
Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего
Меня»
6
. «Ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик»
7
.
Эту заповедь Он часто повторял: «Больший из вас да будет вам
слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя,
тот возвысится»
8
. «И кто хочет быть первым между вами, да будет
вам рабом; ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему
служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления
многих»
9
.
Он создавал Церковь любви, в которой каждый должен был любить
другого так, как Он любил каждого из них
10
.
Любви Он учил не только на словах. Однажды, встав с вечери, Он
«снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом
влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать поло-
тенцем, которым был препоясан». Пораженные этим событием, не в си-
лах объяснить его, ученики молчали. И тогда Иисус обратился к ним:
«Если Я, ваш Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать
ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же»
11
.
1
Евангелие от Иоанна. Глава 4. Стихи 36–38.
2
Там же. Глава 15. Стих 15.
3
Евангелие от Матфея. Глава 23. Стих 8.
4
Евангелие от Иоанна. Глава 13. Стих 33.
5
Евангелие от Марка. Глава 9. Стих 50.
6
Там же. Глава 9. Стихи 36–37.
7
Евангелие от Луки. Глава 9. Стих 48.
8
Евангелие от Матфея. Глава 23. Стихи 11–12.
9
Евангелие от Марка. Глава 10. Стихи 44–45.
10
Евангелие от Иоанна. Глава 13. Стихи 34–35.
11
Там же. Глава 13. Стихи 4–13.
Глава первая. Основы христианской традиции права
149
С той же любовью они должны были относиться ко всем ближним,
потому что Его Церковь была Церковью служения обществу.
Иисус настойчиво требовал: «Больных исцеляйте, прокаженных очи-
щайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте». И добавлял при этом:
«Даром получили; даром давайте»
1
.
На пир, учил Он, не зовите своих друзей, родственников или бо-
гатых соседей, но зовите нищих, увечных, хромых и слепых: «Блажен
будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение
праведных»
2
.
Значение этих слов Он объяснил позже так: «Когда же приидет
Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда
сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы;
и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. То-
гда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Приидите,
благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам
от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы
напоили меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы
одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы
пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи!
Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и на-
поили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим,
и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли
к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как
вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали
Мне»»
3
.
Служение в Его Церкви требовало полного самоотречения. «От вся-
кого, кому дано много, – говорил Он, – много и потребуется; и кому
много вверено, с того больше взыщут»
4
.
Его ученики должны были нести свет в общество, преобразовывая
его на новых началах. «Вы – свет мира, – убеждал Иисус. – Не может
укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее
под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит
1
Евангелие от Матфея. Глава 10. Стихи 7–8.
2
Евангелие от Луки. Глава 14. Стихи 12–13.
3
Евангелие от Матфея. Глава 25. Стихи 31–40.
4
Евангелие от Луки. Глава 12. Стих 48.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
150
свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прослав-
ляли Отца вашего Небесного»
1
.
Открытость Церкви, ее неразрывная связь с обществом, стрем-
ление изменить его делали неизбежными столкновения с властью.
Предстояла борьба, которая устрашала многих. И Иисус призывал:
«Не бойтесь их: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы,
и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите
при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бой-
тесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того,
кто может и душу и тело погубить в геенне»
2
.
Это вызывало ненависть к Нему и к Его Церкви. «Если мир вас
ненавидит, – объяснял Он, – знайте, что Меня прежде вас возненави-
дел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое… вы не от мира…
потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал Вам: раб
не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если
Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше»
3
.
Его жизни часто угрожали. Об одной истории рассказал Апостол
Иоанн: «Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус
отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за кото-
рое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ:
не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство
и за то, что Ты… человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им:
не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал
богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Пи-
сание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите:
богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?»
4
Круг, смыкавшийся вокруг него, становился все уже. Он мог бе-
жать, скрывшись в чужеземных странах, в горах Галилеи, в пустыне,
примыкавшей к Мертвому морю. Но оставить Свою Церковь Он
не мог.
Была еще одна, возможно, главная причина. Своей смертью Он
мечтал искупить зло, существовавшее в мире, и открыть новые врата
Небесного Царства, дав вечную жизнь другим.
1
Евангелие от Матфея. Глава 5. Стихи 14–16.
2
Там же. Глава 10. Стихи 26–28.
3
Евангелие от Иоанна. Глава 15. Стихи 18–20.
4
Там же. Глава 10. Стихи 31–36; Глава 8. Стих 59.