Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 4109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

26

Ю-юй со смехом ответил: «Именно в этом причина беспорядков 

в срединных государствах, ведь с тех пор как мудрейший Хуан-ди 

выработал обряды и музыку, законы и установления, он лично подавал 

пример их исполнения, почти не прибегая к управлению. Его же потом-

ки день ото дня становились все более высокомерными и развращен-

ными. Они строго надзирали за низшими и наказывали их, опираясь 

лишь на силу законов и установлений. В результате низшие уставали 

до крайности и, ратуя за человеколюбие и справедливость, начинали 

роптать на высших. Так между высшими и низшими возникла взаим-

ная борьба из-за нанесенных обид. Убийства с целью захвата власти 

и даже уничтожения целых родов – все подобные явления порождены 

этой причиной. Совсем не так у жунов и и. Высшие, обладая простотой 

и добродетелью, применяют их в отношениях с низшими, а низшие, 

сохраняя искренность и преданность, служат высшим. Управление 

целым государством подобно управлению собственным телом; когда 

не думают, с помощью чего оно управляется, то это действительно 

управление мудрых»

1

.

В своих оценках Сыма Цянь стремился быть объективным, рас-

крывая не только суть, но и те способы, посредством которых осуще-

ствлялось правление. Так, он отмечал, что новая империя, созданная 

Цинь Ши-хуанди, утверждалась на таких началах, как «твердость, 

решительность и крайняя суровость». В то время «считалось, что только 

жестокость и угнетение без проявлений человеколюбия, милосердия, 

доброты и справедливости могут соответствовать порядку пяти доб-

родетельных сил (стихий). И чиновники «до крайности усердствовали 

в применении законов и долго никого не миловали»

2

.

Описывая империю Цинь Шихуанди, Сыма Цянь создал порази-

тельно точную картину тоталитарного государства, в котором отверга-

ются все ценности, кроме одной – воли единовластного правителя. 

О том, каким был тот строй, можно судить по следующим строкам: 

«Первый советник Ли Сы сказал: «…ученые все восхваляли древность 

с целью опорочить современность; они прикрывались лживыми сло-

вами, чтобы запутать существующее, ценя лишь свои учения, они 

отрицали все, что было создано государями. Ныне Вы, император-

властитель, объединили под своей властью Поднебесную, отделили 

1

  Сыма Цянь. Указ. соч. 2002. Т. 8. С. 323–353.

2

  Там же. 2003. Т. 2. С. 63.


background image

Глава первая. История сравнительного правоведения

27

черное от белого и установили одно почитаемое людьми учение… Я 

предлагаю, чтобы чиновники-летописцы сожгли все записи, кроме 

циньских анналов; все в Поднебесной, за исключением лиц, зани-

мающих должности ученых при дворе, кто осмеливается хранить 

у себя Ши цзин и Шу цзин

1

 и сочинения ученых ста школ, должны 

явиться к начальнику области или командующему войсками области, 

чтобы там свалить эти книги в кучу и сжечь их. Всех, кто после этого 

осмелится толковать о Ши цзине и Шу цзине, подвергнуть публичной 

казни на площади; всех, кто на примерах древности будет порицать 

современность, подвергнуть казни вместе с их родом, чиновников, 

знающих, но не доносящих об этом, карать в той же мере. Тех, кто 

за тридцать дней после издания указа не сожжет эти книги, подверг-

нуть клеймению и принудительным работам на постройке крепостных 

стен. Не следует уничтожать книги по медицине, лекарствам, гада-

ниям на панцирях черепах и стеблях, по земледелию и разведению 

деревьев. Кто пожелает изучать законы и указы Цинь, пусть берет 

наставниками чиновников». В повелении императора говорилось: 

«Быть по сему»»

2

.

Государство Цинь Шихуанди, как убеждал Сыма Цянь, было беско-

нечно далеко от тех заветов, которые были составлены первыми прави-

телями Китая

3

. В человеколюбии они были подобны Небу

4

, старались 

улучшать добродетели народа, «облегчать его жизнь, умножать его 

богатства, побуждали людей служить полезному и искоренять дурное, 

стремиться к добродетели и избегать насилия»

5

. Государства, основан-

ные на таких началах правления, были долговечными в отличие от им-

перии Цинь Шихуанди, рухнувшей через три года после его смерти.

1

  Ши Цзин («Книга песен») и Шу Цзин («Книга истории») – труды, которые, со-

гласно традиции, приписывались Конфуцию.

2

  Сыма Цянь. Указ. соч. 2003. Т. 2. С. 77–78.

3

  Впрочем, отметим, что и сам Цинь Шихуанди противопоставлял свою империю 

древним царствам. Так, в надписи, высеченной по его приказу на камне и установленной 

на горе Чжифу, было сказано: «При пяти императорах и трех ваннах древности знания 

и наставления не были едиными, законы и правила не были ясными; ложно прикрыва-

ясь могуществом земных и небесных духов, правители притесняли далекие земли. Суть 

их дел не отвечала названиям… Ныне властитель-император соединил воедино все зем-

ли… проникся истиной и творит добродетельные дела» (Цит по: Сыма Цянь. Указ. соч.  

2003. Т. 2. С. 70).

4

  Там же. 2001. Т. 1. С. 136.

5

  Там же. С. 108.


background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

28

Первоистоки исламского Востока

В состав одного из крупнейших государств раннего Средневеко-

вья – Арабского халифата – вошли огромные территории Иберийского 

полуострова, Северной Африки, Ближнего Востока и Центральной 

Азии. Объединение столь разных частей света дало импульс к изучению 

и сопоставлению действовавших там законов, обычаев, нравов. На эту 

тему писали арабские завоеватели и наместники, ученые, купцы, пу-

тешественники, например ал-Баладури, ибн Хордадбе, ат-Табари, ибн 

Фадлан, ал-Масуди, ал-Хамдани, ибн Русте и многие другие. 

Нередко такие исследования проводились по указанию халифов. 

Так, халифы ал-Мансур, Харун ар-Рашид отправляли в разные части 

света ученых, чтобы они изучали религию, государственное устройст-

во, достигнутый в этих странах уровень научных знаний. На средства 

халифов приобретались и переводились на арабский язык греческие, 

римские, индийские, персидские книги. В начале IX в. появились 

первые книги арабских авторов, посвященные Ближнему Востоку, 

Северной Африке, Индии

1

Эту традицию продолжили многие исламские правители, в том 

числе Махмуд Газнави, завоевавший многие царства Центральной 

Азии и Индостана. По его приказу они стали объектом исследований 

многих ученых. В их числе был и аль-Бируни. Плененный после раз-

рушения родного Хорезма, он в течение 13 лет (1017–1030) собирал 

сведения об Индостане. Впоследствии они были изложены в книге 

«Индия», в которой представлен один из первых очерков исламского 

сравнительного правоведения. 

Аль-Бируни писал: «Греки получали религиозные и гражданские 

законы от своих мудрецов, таких как Солон, Дракон, Пифагор, Ми-

нос и им подобные, которые были призваны для этого дела и якобы 

пользовались божественной помощью… Во времена Дария Первого, 

правившего после Кира, римляне отправили послов к афинянам и по-

лучили от них законы в двенадцати книгах… Точно так же обстоит 

дело с индийцами, так как они полагают, что их религиозный закон 

и его отдельные предписания исходят от риши – мудрецов, столпов 

их религии, а не от пророка»

2

1

  См. по этому вопросу: Халидов А.Б., Эрмиан В.Г. Предисловие // Бируни А.Р. Ин-

дия. М., 1995. С. 11–12.

2

  Бируни А.Р. Индия. М., 1995. С. 127–128.


background image

Глава первая. История сравнительного правоведения

29

Аль-Бируни сопоставлял разные государственные и социальные 

институты, выделяя общее и особенное в праве исламского и неислам-

ского мира. Так, рассуждая о становлении кастовой системы, ученый 

отмечал: «Индийцы в наши дни обладают всеми этими сословными 

и кастовыми установлениями в изобилии, так что наша полная проти-

воположность им в этом и то, что у нас – все равны, кроме как в страхе 

перед Аллахом, является огромным препятствием, которое отделяет 

их от ислама»

1

.

Интересен анализ влияния религиозных заповедей на светские зако-

ны об уголовной ответственности. Обращаясь к этой теме, аль-Бируни 

писал: «Обычаи индийцев в этом отношении схожи с обычаями хри-

стиан, ибо строятся на принципах добра и воздержания от зла, а это – 

полный отказ от убийства, отдавать тому, кто отнял верхнюю одежду, 

рубаху, подставлять правую щеку тому, кто ударит по левой, благослов-

лять врага и возносить молитвы за него. Клянусь жизнью, этот образ 

действия превосходен! Однако обитатели этого мира далеко не все фи-

лософы, а в большинстве своем – невежественные и заблуждающиеся 

люди, которых можно держать на прямом пути только мечом и бичом. 

С тех пор, как Константин Победитель обратился в христианство, меч 

и бич не знали покоя, ибо без них нельзя было бы управлять. 

Индийцы следовали тем же путем, ибо передают, что дела прав-

ления и войны в прошлом принадлежали брахманам, но мир от этого 

пришел в расстройство, так как они осуществляли управление, соглас-

но с требованиями религиозных книг, умозрительным путем. Но они 

ничего не могли поделать с порочными и злыми людьми, и для них 

стало почти невозможным руководить по законам религии. Они сми-

ренно молились своему Господу, пока Брахма не выделил для них 

те обязанности, которые они несут, и не отдал управление и ратное 

дело кшатриям. С тех пор… наказание людей за грехи осуществляется 

не учеными, а царями»

2

.

Сравнительно-правовые приемы исследования широко применя-

лись и суфийским мудрецом аль-Газали. В книге «Наставление правите-

лям» он создал учение об основах управления государством, опираясь 

не только на слова Корана, других священных книг, но и на сопостав-

ление государств и форм правления. 

1

  Бируни А.Р. Указ. соч. С. 124.

2

  Там же. С. 474.


background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

30

Основной его целью был поиск праведного пути. Он искал его 

в историях о жизни правителей, легендах, пословицах и притчах, вы-

сказываниях мыслителей прошлого – Аристотеля, Сократа, Платона, 

аль-Басри, ибн-Кайса и др. 

Аль-Газали рассказывал о царях Древнего Ирана, которые «правили 

делами мира четыре тысячи лет». Их правление было столь долгим, 

объяснял он, потому что они «были справедливы по отношению к под-

данным, и потому, что они соблюдали строгость в делах»

1

.

Он раскрывал таинства праведного правления, обобщая опыт многих 

царств: «Прежние правители придавали большое значение строитель-

ству, потому что они знали: чем больше будет процветать государ-

ство, тем богаче и благодарнее будут подданные. И они знали, что 

правы мудрецы и ученые, которые сказали: «Религия держится ца-

рем, царь – войском, войско – деньгами, деньги – развитием страны, 

а страна – справедливостью между подданными». Они не мирились 

с несправедливостью и жестокостью и не соглашались с нарушением 

прав и притеснением своих подданных, так как знали, что поддан-

ных не удержать жестокостью, а земли и страны рушатся, если власть 

над ними берут тираны»

2

Примером для аль-Газали служил Хосров Ануширван Справедли-

вый, который правил в Иране в середине VI в. и объяснял таинства 

своего правления так: «Я ничего не приказываю по незнанию, и если 

я приказываю что-то, я завершаю это и не бросаю его из-за страха или 

по просьбе, и я, поистине, не меняю ничего из того, что я приказал»

3

.

Достойным было и правление халифа ал-Мамуна, который выделял 

два дня в неделю для дискуссий с законоведами

4

.

Вместе с тем аль-Газали доказывал, что правитель должен быть 

не только справедливым, мудрым, твердым в решениях, но и добро-

детельным в жизни, потому что «простой народ портится и становится 

безнравственным вслед за правителями»

5

«Разве ты не знаешь из истории о том, – продолжал он, – что во вре-

мя правления Валида ибн Абдель-Малика из династии Омейядов люди 

занимались строительством и сельским хозяйством, при правлении 

1

  Аль-Газали А.Х. Наставление правителям. М., 2005. С. 50.

2

  Там же. С. 55–56.

3

  Там же. С. 71.

4

  Там же. С. 137.

5

  Там же. С. 60.