Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4109
Скачиваний: 3
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
26
Ю-юй со смехом ответил: «Именно в этом причина беспорядков
в срединных государствах, ведь с тех пор как мудрейший Хуан-ди
выработал обряды и музыку, законы и установления, он лично подавал
пример их исполнения, почти не прибегая к управлению. Его же потом-
ки день ото дня становились все более высокомерными и развращен-
ными. Они строго надзирали за низшими и наказывали их, опираясь
лишь на силу законов и установлений. В результате низшие уставали
до крайности и, ратуя за человеколюбие и справедливость, начинали
роптать на высших. Так между высшими и низшими возникла взаим-
ная борьба из-за нанесенных обид. Убийства с целью захвата власти
и даже уничтожения целых родов – все подобные явления порождены
этой причиной. Совсем не так у жунов и и. Высшие, обладая простотой
и добродетелью, применяют их в отношениях с низшими, а низшие,
сохраняя искренность и преданность, служат высшим. Управление
целым государством подобно управлению собственным телом; когда
не думают, с помощью чего оно управляется, то это действительно
управление мудрых»
1
.
В своих оценках Сыма Цянь стремился быть объективным, рас-
крывая не только суть, но и те способы, посредством которых осуще-
ствлялось правление. Так, он отмечал, что новая империя, созданная
Цинь Ши-хуанди, утверждалась на таких началах, как «твердость,
решительность и крайняя суровость». В то время «считалось, что только
жестокость и угнетение без проявлений человеколюбия, милосердия,
доброты и справедливости могут соответствовать порядку пяти доб-
родетельных сил (стихий). И чиновники «до крайности усердствовали
в применении законов и долго никого не миловали»
2
.
Описывая империю Цинь Шихуанди, Сыма Цянь создал порази-
тельно точную картину тоталитарного государства, в котором отверга-
ются все ценности, кроме одной – воли единовластного правителя.
О том, каким был тот строй, можно судить по следующим строкам:
«Первый советник Ли Сы сказал: «…ученые все восхваляли древность
с целью опорочить современность; они прикрывались лживыми сло-
вами, чтобы запутать существующее, ценя лишь свои учения, они
отрицали все, что было создано государями. Ныне Вы, император-
властитель, объединили под своей властью Поднебесную, отделили
1
Сыма Цянь. Указ. соч. 2002. Т. 8. С. 323–353.
2
Там же. 2003. Т. 2. С. 63.
Глава первая. История сравнительного правоведения
27
черное от белого и установили одно почитаемое людьми учение… Я
предлагаю, чтобы чиновники-летописцы сожгли все записи, кроме
циньских анналов; все в Поднебесной, за исключением лиц, зани-
мающих должности ученых при дворе, кто осмеливается хранить
у себя Ши цзин и Шу цзин
1
и сочинения ученых ста школ, должны
явиться к начальнику области или командующему войсками области,
чтобы там свалить эти книги в кучу и сжечь их. Всех, кто после этого
осмелится толковать о Ши цзине и Шу цзине, подвергнуть публичной
казни на площади; всех, кто на примерах древности будет порицать
современность, подвергнуть казни вместе с их родом, чиновников,
знающих, но не доносящих об этом, карать в той же мере. Тех, кто
за тридцать дней после издания указа не сожжет эти книги, подверг-
нуть клеймению и принудительным работам на постройке крепостных
стен. Не следует уничтожать книги по медицине, лекарствам, гада-
ниям на панцирях черепах и стеблях, по земледелию и разведению
деревьев. Кто пожелает изучать законы и указы Цинь, пусть берет
наставниками чиновников». В повелении императора говорилось:
«Быть по сему»»
2
.
Государство Цинь Шихуанди, как убеждал Сыма Цянь, было беско-
нечно далеко от тех заветов, которые были составлены первыми прави-
телями Китая
3
. В человеколюбии они были подобны Небу
4
, старались
улучшать добродетели народа, «облегчать его жизнь, умножать его
богатства, побуждали людей служить полезному и искоренять дурное,
стремиться к добродетели и избегать насилия»
5
. Государства, основан-
ные на таких началах правления, были долговечными в отличие от им-
перии Цинь Шихуанди, рухнувшей через три года после его смерти.
1
Ши Цзин («Книга песен») и Шу Цзин («Книга истории») – труды, которые, со-
гласно традиции, приписывались Конфуцию.
2
Сыма Цянь. Указ. соч. 2003. Т. 2. С. 77–78.
3
Впрочем, отметим, что и сам Цинь Шихуанди противопоставлял свою империю
древним царствам. Так, в надписи, высеченной по его приказу на камне и установленной
на горе Чжифу, было сказано: «При пяти императорах и трех ваннах древности знания
и наставления не были едиными, законы и правила не были ясными; ложно прикрыва-
ясь могуществом земных и небесных духов, правители притесняли далекие земли. Суть
их дел не отвечала названиям… Ныне властитель-император соединил воедино все зем-
ли… проникся истиной и творит добродетельные дела» (Цит по: Сыма Цянь. Указ. соч.
2003. Т. 2. С. 70).
4
Там же. 2001. Т. 1. С. 136.
5
Там же. С. 108.
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
28
Первоистоки исламского Востока
В состав одного из крупнейших государств раннего Средневеко-
вья – Арабского халифата – вошли огромные территории Иберийского
полуострова, Северной Африки, Ближнего Востока и Центральной
Азии. Объединение столь разных частей света дало импульс к изучению
и сопоставлению действовавших там законов, обычаев, нравов. На эту
тему писали арабские завоеватели и наместники, ученые, купцы, пу-
тешественники, например ал-Баладури, ибн Хордадбе, ат-Табари, ибн
Фадлан, ал-Масуди, ал-Хамдани, ибн Русте и многие другие.
Нередко такие исследования проводились по указанию халифов.
Так, халифы ал-Мансур, Харун ар-Рашид отправляли в разные части
света ученых, чтобы они изучали религию, государственное устройст-
во, достигнутый в этих странах уровень научных знаний. На средства
халифов приобретались и переводились на арабский язык греческие,
римские, индийские, персидские книги. В начале IX в. появились
первые книги арабских авторов, посвященные Ближнему Востоку,
Северной Африке, Индии
1
.
Эту традицию продолжили многие исламские правители, в том
числе Махмуд Газнави, завоевавший многие царства Центральной
Азии и Индостана. По его приказу они стали объектом исследований
многих ученых. В их числе был и аль-Бируни. Плененный после раз-
рушения родного Хорезма, он в течение 13 лет (1017–1030) собирал
сведения об Индостане. Впоследствии они были изложены в книге
«Индия», в которой представлен один из первых очерков исламского
сравнительного правоведения.
Аль-Бируни писал: «Греки получали религиозные и гражданские
законы от своих мудрецов, таких как Солон, Дракон, Пифагор, Ми-
нос и им подобные, которые были призваны для этого дела и якобы
пользовались божественной помощью… Во времена Дария Первого,
правившего после Кира, римляне отправили послов к афинянам и по-
лучили от них законы в двенадцати книгах… Точно так же обстоит
дело с индийцами, так как они полагают, что их религиозный закон
и его отдельные предписания исходят от риши – мудрецов, столпов
их религии, а не от пророка»
2
.
1
См. по этому вопросу: Халидов А.Б., Эрмиан В.Г. Предисловие // Бируни А.Р. Ин-
дия. М., 1995. С. 11–12.
2
Бируни А.Р. Индия. М., 1995. С. 127–128.
Глава первая. История сравнительного правоведения
29
Аль-Бируни сопоставлял разные государственные и социальные
институты, выделяя общее и особенное в праве исламского и неислам-
ского мира. Так, рассуждая о становлении кастовой системы, ученый
отмечал: «Индийцы в наши дни обладают всеми этими сословными
и кастовыми установлениями в изобилии, так что наша полная проти-
воположность им в этом и то, что у нас – все равны, кроме как в страхе
перед Аллахом, является огромным препятствием, которое отделяет
их от ислама»
1
.
Интересен анализ влияния религиозных заповедей на светские зако-
ны об уголовной ответственности. Обращаясь к этой теме, аль-Бируни
писал: «Обычаи индийцев в этом отношении схожи с обычаями хри-
стиан, ибо строятся на принципах добра и воздержания от зла, а это –
полный отказ от убийства, отдавать тому, кто отнял верхнюю одежду,
рубаху, подставлять правую щеку тому, кто ударит по левой, благослов-
лять врага и возносить молитвы за него. Клянусь жизнью, этот образ
действия превосходен! Однако обитатели этого мира далеко не все фи-
лософы, а в большинстве своем – невежественные и заблуждающиеся
люди, которых можно держать на прямом пути только мечом и бичом.
С тех пор, как Константин Победитель обратился в христианство, меч
и бич не знали покоя, ибо без них нельзя было бы управлять.
Индийцы следовали тем же путем, ибо передают, что дела прав-
ления и войны в прошлом принадлежали брахманам, но мир от этого
пришел в расстройство, так как они осуществляли управление, соглас-
но с требованиями религиозных книг, умозрительным путем. Но они
ничего не могли поделать с порочными и злыми людьми, и для них
стало почти невозможным руководить по законам религии. Они сми-
ренно молились своему Господу, пока Брахма не выделил для них
те обязанности, которые они несут, и не отдал управление и ратное
дело кшатриям. С тех пор… наказание людей за грехи осуществляется
не учеными, а царями»
2
.
Сравнительно-правовые приемы исследования широко применя-
лись и суфийским мудрецом аль-Газали. В книге «Наставление правите-
лям» он создал учение об основах управления государством, опираясь
не только на слова Корана, других священных книг, но и на сопостав-
ление государств и форм правления.
1
Бируни А.Р. Указ. соч. С. 124.
2
Там же. С. 474.
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
30
Основной его целью был поиск праведного пути. Он искал его
в историях о жизни правителей, легендах, пословицах и притчах, вы-
сказываниях мыслителей прошлого – Аристотеля, Сократа, Платона,
аль-Басри, ибн-Кайса и др.
Аль-Газали рассказывал о царях Древнего Ирана, которые «правили
делами мира четыре тысячи лет». Их правление было столь долгим,
объяснял он, потому что они «были справедливы по отношению к под-
данным, и потому, что они соблюдали строгость в делах»
1
.
Он раскрывал таинства праведного правления, обобщая опыт многих
царств: «Прежние правители придавали большое значение строитель-
ству, потому что они знали: чем больше будет процветать государ-
ство, тем богаче и благодарнее будут подданные. И они знали, что
правы мудрецы и ученые, которые сказали: «Религия держится ца-
рем, царь – войском, войско – деньгами, деньги – развитием страны,
а страна – справедливостью между подданными». Они не мирились
с несправедливостью и жестокостью и не соглашались с нарушением
прав и притеснением своих подданных, так как знали, что поддан-
ных не удержать жестокостью, а земли и страны рушатся, если власть
над ними берут тираны»
2
.
Примером для аль-Газали служил Хосров Ануширван Справедли-
вый, который правил в Иране в середине VI в. и объяснял таинства
своего правления так: «Я ничего не приказываю по незнанию, и если
я приказываю что-то, я завершаю это и не бросаю его из-за страха или
по просьбе, и я, поистине, не меняю ничего из того, что я приказал»
3
.
Достойным было и правление халифа ал-Мамуна, который выделял
два дня в неделю для дискуссий с законоведами
4
.
Вместе с тем аль-Газали доказывал, что правитель должен быть
не только справедливым, мудрым, твердым в решениях, но и добро-
детельным в жизни, потому что «простой народ портится и становится
безнравственным вслед за правителями»
5
.
«Разве ты не знаешь из истории о том, – продолжал он, – что во вре-
мя правления Валида ибн Абдель-Малика из династии Омейядов люди
занимались строительством и сельским хозяйством, при правлении
1
Аль-Газали А.Х. Наставление правителям. М., 2005. С. 50.
2
Там же. С. 55–56.
3
Там же. С. 71.
4
Там же. С. 137.
5
Там же. С. 60.