Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 4074

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава третья. Романо-германское право

291

решение» имели значение заявления или решения о справедливом 

или правильном»

1

.

Согласно этому принципу справедливый суд «воздает каждому 

то, что правильно по отношению к нему», ибо, по словам Исидо-

ра Севильского, «человек справедлив тогда, когда он уважает права 

других»

2

Перед правосудием стояла еще одна цель – «исправлять поступки 

людей»

3

. По мнению Фомы Аквинского, суд имеет большое воспита-

тельное значение. Поэтому он утверждал, что наказание «не всегда 

предназначено для лечения тех, кто наказан, но иногда и для лечения 

других»

4

Более того, он полагал, что наказание – не главное в правосудии. 

Ведь «преступление прощается каждому только тогда, когда душа пре-

ступника находится в мире с теми, кто стал жертвой его преступлений». 

Также и грехи отпускаются нам, когда Бог в мире с нами

5

Часто, вслед за Аристотелем, он подчеркивал верховенство за-

кона над судом: «Как сказал Философ, лучше, когда все вопросы 

регулируются законом, а не оставляются на усмотрение судей, и это 

было сказано по трем причинам. Во-первых, проще найти несколько 

мудрых людей, которые способны составить правильные законы, 

чем найти многих людей, которые потребуются, чтобы быть судья-

ми по каждому из судебных дел. Во-вторых, те, кто создают законы, 

долго размышляют над тем, как сделать закон, тогда как судебное 

решение должно быть вынесено по каждому делу, как только оно 

появится; кроме того, для человека проще увидеть правильное, при-

няв во внимание многие случаи, а не основываясь только на одном 

факте. В-третьих, законодатели судят абстрактно о будущих событиях, 

тогда как судьи судят о делах настоящих, к которым они пристрастны 

в силу любви, ненависти либо некоей корысти; поэтому их суждение 

искажается»

6

.

В продолжение этой темы Фома Аквинский указывает также на то, 

что, «поскольку живое чувство судейской справедливости заложено 

1

  Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть вторая. Книга вторая. Вопрос 60. Раздел 1.

2

  Там же. Вопрос 58. Раздел 1.

3

  Там же.

4

  Там же. Книга первая. Вопрос 87. Раздел 3.

5

  Там же. Вопрос 113. Раздел 2.

6

  Там же. Книга вторая. Вопрос 60. Раздел 5.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

292

не в каждом человеке и поскольку оно может быть испорчено, необ-

ходимо, насколько это возможно, чтобы закон указывал, как нужно 

судить, оставляя очень немногие вопросы на усмотрение людей»

1

Да и сами судьи должны были судить в соответствии с писаным 

правом, в точности исполняя «букву» закона, поскольку «решение 

судьи – это как бы отдельный закон, примененный к определенному 

факту»

2

Впрочем, в этом соотношении закона и правосудия были исклю-

чения. Прежде всего они касались тех несправедливых законов, ко-

торые «по своей природе всегда либо в основном противоречат есте-

ственному праву». В таких случаях, по убеждению Фомы Аквинского, 

«судебное решение должно выноситься не на основе «буквы» закона, 

а согласно справедливости, которую имел в виду законодатель, при-

нимая закон»

3

.

Следующая основная тема исследований Фомы Аквинского – орга-

низация политической власти.

Обращаясь к ней, Фома Аквинский писал: «Как пастыри должны 

заботиться о благе стада, так и любые правители должны заботиться 

о благе подвластного им сообщества людей»

4

. Обосновывая эту мысль, 

он приводил следующие доводы: «Чем ближе человек к Богу, тем луч-

ше становится его государство»

5

. Поэтому правитель должен забо-

титься о благой жизни сообщества, стараясь не только установить, 

но и сохранить и усовершенствовать ее. Сообразно с этим царь должен, 

во-первых, заботиться о назначении достойных людей и о преемст-

венности на государственной службе; во-вторых, «своими законами 

и предписаниями устанавливать такие наказания и награды, которые 

удерживают подданных от греха и побуждают их к добродетелям»; 

в-третьих, позаботиться о том, чтобы его подданные могли отразить 

нападение внешних врагов

6

В построении праведного государства необходимо было следовать 

заветам Моисея, который сумел создать из бывших рабов царство сво-

бодных людей.

1

  Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть вторая. Книга первая. Вопрос 95. Раздел 1.

2

  Там же. Книга вторая. Вопрос 67. Раздел 1.

3

  Там же. Вопрос 60. Раздел 5.

4

  Фома Аквинский. О правлении государей. Книга первая. Глава 1.

5

  Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть вторая. Книга первая. Вопрос 98. Раздел 5.

6

  Фома Аквинский. О правлении государей. Книга первая. Глава 15.


background image

Глава третья. Романо-германское право

293

Один из его заветов заключался в том, чтобы все принимали уча-

стие в управлении государством. Только такая форма правления, со-

четающая в себе элементы монархии, аристократии и демократии, 

«обеспечивает мир в народе, приемлема для всех и является наиболее 

долговечной»

1

Но в современном Фоме Аквинскому мире таких форм правле-

ния не было. Устройство существовавших тогда государств казалось 

схоласту порочным. Поэтому из разных зол приходилось выбирать 

меньшее. По убеждению Фомы Аквинского, наименее порочным 

было монархическое устройство власти. Свой выбор он обосновы-

вал так: «Один управляет лучше, чем многие, потому что они только 

приближаются к тому, чтобы быть единым целым»

2

. «Единая сила 

более действенна в исполнении намеченного, чем рассеянная или 

разделенная»

3

Вместе с тем монархическая форма правления таила в себе мно-

го угроз. В частности, она легко вырождалась в тиранию. «Власть, 

предоставленная королю, – писал Фома Аквинский, – столь велика, 

что она легко деградирует в тиранию, если лицо, наделенное такой 

властью, не является очень добродетельным человеком; ведь толь-

ко добродетельный человек может вести себя правильно во времена 

благоденствия… Сейчас совершенная добродетель встречается в не-

многих»

4

.

Возможно, поэтому его описание тирании было столь ярким и вме-

сте с тем страшным: «Ведь когда тиран, попирая общее благо, ищет 

свое, он неизбежно будет разными способами мучить своих подданных, 

так как, обуреваемый желанием обладать разными благами, подпадает 

под влияние разных страстей… Он притесняет подданных не толь-

ко в том, что касается земных благ, но даже в том, что касается благ 

духовных, ибо те, кто более стремится быть первым, чем полезным, 

препятствуют любому успеху своих подданных, боясь, чтобы превос-

ходные качества последних не причинили ущерба их собственному 

неправому господству. Ведь тиран опасается порядочных людей более, 

чем дурных, и его всегда страшат чужие достоинства. Ибо упомянутые 

1

  Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть вторая. Книга первая. Вопрос 105. Раздел 1.

2

  Фома Аквинский. О правлении государей. Книга первая. Глава 2.

3

  Там же. Глава 3.

4

  Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть вторая. Книга первая. Вопрос 105. Раз-

дел 1.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

294

тираны стараются помешать тому из их подданных, кто, движимый 

добродетелью и величием духа, может прийти к намерению больше 

не терпеть их неправого господства. Они стремятся, чтобы между под-

данными не укреплялся союз дружбы, чтобы они, напротив, не радо-

вались благам мира, поскольку они ничего не могут замышлять против 

его господства, пока один другому не доверяет»

1

Такими тираны были в древности. Такими они будут всегда, если 

не изменить природу самой власти

2

. В этих выводах философа отразил-

ся не только опыт его собственных изысканий, но и громкий призыв 

народного духа – второго великого источника романо-германского 

права.

Параграф второй. Влияние народного духа на формирование правового 

сознания

В своем развитии народный дух не был в застывшем, неизменном 

состоянии. Наиболее стремительно он формировался после реформ 

папы Григория VII, которые пробудили в народе чувство сопричаст-

ности к судьбам государства, церкви и христианства в целом. Именно 

с тех пор человек стал сознавать, что Творец создал его свободным, что 

он наделен неотъемлемыми правами и их никто не может отнять. 

Это было начало новой эпохи борьбы человека за счастье, досто-

инство и новое право. И первыми в конце XII в. ее воспели трубадуры 

Прованса.

Так, Бернарт де Вентадорн писал:

«Людской не собьет меня суд!

Пред герцогским, графским гербом

Пустой преклоняется люд, –

Берусь королей превзойти,

Величье в любви обрести

(Да и богатства такого 

Нет у эмира любого), –

Так славу воздам ей сполна!

С любовью начало берут

Все радости в мире людском,

И песня, и воинский труд.

1

  Фома Аквинский. О правлении государей. Книга первая. Глава 3.

2

  См. там же. Глава 6.


background image

Глава третья. Романо-германское право

295

А в жизни любовь упусти,

Всему тогда скажешь «прости».

Власть Короля всеземного

Сердце отринет без слова…»

1

Пробужденное самосознание требовало активного участия в пре-

образовании общественной жизни и в искоренении ее пороков. Эта 

тема все ярче проявляется в поэзии XII–XIII вв., о чем свидетельст-

вует творчество великого миннезингера Германии Вальтера фон дер 

Фогельвейде:

«В стране у нас, куда ты ни пойдешь,

Царят подонки, подлый сброд.

Он всюду лезет, всех стрижет.

Бесстыдство, ревность, алчность, ложь 

Везде готовы дать совет.

Беда тому, кто власть не взял над ними…

Я этому сословью враг

И не скрываю неприязнь мою.

Пускай бранят и так и сяк,

На том стоял я и стою…»

2

Обновление общества необходимо было начать с его фундамента – 

церкви. Не случайно примерно с конца XII в. в общественном созна-

нии все более мощно звучат призывы к ограничению ее вмешательства 

в дела светской власти. Эту тему Фогельвейде раскрыл в следующих 

строках: 

«Пора бы всем народам возопить в разладе:

«О Господи, проснись в небесном вертограде!

Извращены Твое творенье и глагол,

Твою сокровищницу грабит произвол,

Твой миротворец насаждает лишь раскол,

Твой пастырь – хищный волк 

в твоем овечьем стаде…»»

3

Обличая пороки церкви, забывшей свое призвание и нравственный 

долг, Фогельвейде подчеркивал, что вслед за ней начинает разлагаться 

и общество: 

1

  Вентадорн Б. де. Песни. М., 1979. С. 95.

2

  Фогельвейде В. фон дер. Стихотворения. М., 1986. С. 57–58.

3

  Там же. С. 95.