Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4057
Скачиваний: 3
Глава третья. Романо-германское право
321
ство буржуазии в юридически законченной, твердой, ясной, не ос-
тавлявшей места для сомнений форме»
1
.
Параграф пятый. Основные черты романо-германской традиции права
В дальнейшем развитие романо-германской традиции права шло
по двум основным линиям: конституционного и цивилистического
правотворчества (в более широком контексте – публичного и частного
права).
В конституционном развитии наиболее заметное влияние оказы-
вали конституции США 1797 г. и Франции 1791 г.
Первая служила образцом организации государственной власти
на началах принципов федерализма, разделения властей, сдержек
и противовесов в организации механизма политической власти. Вто-
рая – стимулом к поиску более совершенных форм организации гра-
жданского общества.
Так, Конституция Испании 1812 г. провозгласила, что «высшей
целью правительства является счастье нации» и что «задачей любого
политического союза является благополучие лиц, которые его состав-
ляют» (ст. IV).
Развернутые формулы построения гражданского общества были
установлены Конституцией Франции 1848 г.:
«Франция – демократическая, единая и неделимая республика…
Свобода, равенство и братство – ее принципы. Семья, труд, собствен-
ность и общественный порядок – ее основы...
Республика должна охранять личность гражданина, его семью, ре-
лигию, собственность, труд и сделать доступным всякому образование,
необходимое для каждого человека. Она должна путем братской помо-
щи обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая
работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех,
которые не имеют родных и не в состоянии работать»
2
.
В дальнейшем модели гражданского общества наиболее полно
были отражены в конституциях Мексики 1917 г. и Германии 1919 г.
Последняя оставила заметный след в конституционной истории го-
сударств романо-германской традиции права. Поэтому рассмотрим
ее подробнее.
1
Перетерский И.С. От переводчика // Французский гражданский кодекс 1804 г. С. 6.
2
Конституции и законодательные акты буржуазных государств. XVII–XIX вв. С. 447.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
322
Веймарская Конституция Германии 1919 г. действовала всего 14 лет,
и тем не менее именно ее нормы о правах и свободах, обязанностях
государства, институтах прямой демократии долгое время оставались
образцом конституционного правотворчества. Многие из них сохра-
няют это качество и сейчас.
Приведу лишь несколько норм в качестве примера.
«Статья 119. Брак как основа семейной жизни, сохранения и умно-
жения нации находится под особой защитой Конституции. Он основан
на равноправии обоих полов.
Сохранение чистоты и здоровья семьи, ее социальная защита со-
ставляют задачу и государства, и местных общин. Многодетные семьи
имеют право на социальную помощь.
Материнство имеет право на охрану и покровительство госу-
дарства.
Статья 120. Воспитание подрастающего поколения физически,
духовно и социально здоровым есть верховный долг и естественное
право родителей, осуществление которых подлежит контролю со сто-
роны общества…
Статья 122. Молодежь должна быть защищена от эксплуатации,
не допускается пренебрежение их нравственным, умственным или
физическим развитием. Государство и общины должны создать не-
обходимые для этого учреждения…
Статья 151. Строй хозяйственной жизни должен соответствовать
началам справедливости и цели обеспечения для всех достойного че-
ловека существования. В этих пределах надлежит обеспечить хозяй-
ственную свободу отдельной личности.
Основанное на законе принуждение допускается только для осу-
ществления прав, которым грозит нарушение, либо необходимых
требований общего блага.
Свобода торговли и ремесел обеспечивается на основе единых за-
конов.
Статья 152. В хозяйственном обороте действует свобода договоров
на основе законов.
Ростовщичество запрещается. Сделки, противоречащие добрым
нравам, недействительны.
Статья 153. Собственность находится под защитой Конституции.
Содержание и ограничения права собственности устанавливаются
законами...
Глава третья. Романо-германское право
323
Собственность обязывает. Пользование ею должно быть в то же
время служением общему благу…
Статья 155. Распределение земли и пользование ею находятся
под контролем государства в целях предупреждения злоупотреблений
и предоставления каждому немцу здорового жилища, а всем немецким
семьям, прежде всего – многодетным, домашнего очага и хозяйства,
которые соответствуют их потребностям...
Обработка и полноценное использование земли – это обязанность
землевладельца перед обществом. Прирост ценности земли без вложе-
ния в нее труда и капитала обращается в доход и на нужды общества.
Все недра земли и все природные источники энергии находятся
под контролем государства. Частные права недропользования должны
быть переданы государству в порядке, установленном законом…
161. В целях охраны здоровья и трудоспособности, защиты мате-
ринства и для предупреждения экономических тягот, сопряженных
со старостью, недугами и различными жизненными невзгодами, го-
сударство создает разветвленную систему страхования при активном
участии лиц, которые будут пользоваться защитой страхования…
163. Каждый немец нравственно обязан, без ущерба для своей лич-
ной свободы, применять свои умственные и физические способности
так, как того требует благо общества.
Каждому немцу должна быть предоставлена возможность добывать
себе пропитание своим собственным производительным трудом. Если
ему не могут быть предоставлены возможности найти подходящую
для него работу, он должен получить соответствующую социальную
поддержку.
164. Самостоятельный средний класс в сельском хозяйстве, ре-
меслах и в торговле должен поощряться соответствующими законо-
дательными и административными мерами и должен быть защищен
от экономических тягот и произвола»
1
.
Вместе с тем уроки Конституции 1919 г. заключались в усвоении
не только положительного, но и негативного опыта. Они учили, как
избежать слабости государства и не допустить тех ошибок, которые
в конечном счете привели к разрушению Веймарской республики и к
созданию на ее руинах нацистского режима.
1
Конституции буржуазных стран. Т. 1. С. 83–115; Constitutions that Made History.
P. 359–387.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
324
Основной ее дефект заключался в том, что она так и не смогла
преодолеть наследие и авторитарные традиции Пруссии. Главой го-
сударства стал Президент, который избирался населением на семь
лет. Он был наделен по сути теми же правами, что и прежний монарх
(кайзер) Германии. В частности, он мог распустить Рейхстаг (ниж-
нюю палату парламента). При этом Конституцией было установлено
только одно ограничение – не более чем один раз по одной и той же
причине. Новые выборы проводились не позже чем на 60-й день после
роспуска Рейхстага (ст. 25). Ему было предоставлено право назначе-
ния Канцлера – главы правительства, который должен был получить
вотум доверия Рейхстага (ст. 53 и 54). Президент представлял госу-
дарство в международных отношениях (ст. 45), назначал и увольнял
с должности всех гражданских и военных должностных лиц (ст. 46).
Он мог вводить чрезвычайное положение, ограничивая осуществление
конституционных прав и свобод (ст. 48).
Как отмечал З.М. Черниловский, «сквозь новое республиканское
обличье проглядывали привычные персонажи – старый кайзер в об-
разе президента республики и Бисмарк в образе конституционного
канцлера»
1
. На таком фундаменте государство долго стоять не могло,
и вскоре оно рухнуло под натиском национал-социалистической
партии.
В послевоенное время уроки Веймарской Конституции были ус-
воены многими государствами. Были предусмотрены специальные
механизмы, которые обеспечивали сбалансированное устройство
политической власти. Практически во всех конституциях существен-
ное место стали занимать вопросы развития гражданского общества,
поскольку оно могло противостоять тоталитарным проявлениям
власти.
Так, Конституция Италии 1947 г. провозгласила, что Италия явля-
ется демократической республикой, которая основана на труде (ст. 1).
Развивая этот принцип, Конституция, в частности, требовала устранять
препятствия полному развитию человеческой личности и эффектив-
ному участию всех трудящихся в политической, экономической и со-
циальной жизни страны (ст. 3).
В Конституции содержались нормы о развитии культуры, научных
и технических исследований (ст. 9); создании системы социального
1
Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1983. С. 411.
Глава третья. Романо-германское право
325
обеспечения (ст. 38); поддержке частной хозяйственной инициативы,
при этом особо подчеркивалось, что она не может осуществляться
в противоречии с общественной пользой (ст. 41). Было провозгла-
шено право работающих принимать участие в управлении предпри-
ятиями в формах и в пределах, установленных законом Республики
(ст. 46)
1
.
До Конституции Италии ни в одном основном законе, в том числе
СССР, не было столь полноценной регламентации вопросов труда.
Да и в дальнейшем «социалистические» конституции в основном ог-
раничивались только общими декларациями, которые скрывали под-
невольный по своей сути труд.
Еще более полно мотивы социальной справедливости, социального
государства раскрыты в конституциях Португалии 1976 г. и Испании
1978 г.
В целом для конституций государств романо-германской тради-
ции права характерен очень широкий охват регулирования. Помимо
вопросов организации власти, территориального устройства, прав
и свобод личности, социальных обязательств государства консти-
туции затрагивают такие вопросы, как регулирование экономики,
природопользование и охрана окружающей среды, международный
правопорядок и т.д.
Принимаемые в развитие конституционных норм законы, иные акты
формируют массивный свод публичного права. В Германии он включает
помимо конституционного административное, налоговое, уголовное,
процессуальное, церковное и международное публичное право.
В развитии публичного права в государствах романо-германской
традиции права с начала ХХ в. все большее значение приобретает
ведомственное правотворчество. Принимаемое формально в целях
развития норм законодательства, оно нередко подменяет его. Наи-
более ярко эта тенденция проявляется в сфере социального регули-
рования.
На развитие публичного права все большее влияние оказывает меж-
дународное право, которое проникает даже в те сферы, которые тради-
ционно регулировались национальным законодательством (например,
в вопросы регламентации избирательной системы и выборов).
1
См.: Конституции зарубежных государств / Сост. В.В. Маклаков. М., 2000.
С. 132–159; Конституции государств Европы. Т. 2. С. 104–132.