Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 3991

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава третья. Романо-германское право

311

Было бы неправильно пересказывать содержание Декларации прав 

человека и гражданина. Любое изложение ее текста не даст возмож-

ности ощутить то вдохновение, которое придало ей особую силу. По-

этому лучше, если читатель сам вдумчиво ее прочтет и прислушается 

к звучанию ее ритмичных и чеканных строк:

«Представители Французского Народа, образовав Национальное 

Собрание и полагая, что невежество, забвение прав Человека или 

пренебрежение ими являются единственной причиной общественных 

бедствий и испорченности Правительств, приняли решение изложить 

в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священ-

ные права Человека…

Статья 1. Люди рождаются и остаются свободными и равными 

в правах. Общественные различия не могут устанавливаться, если они 

не служат общей пользе.

Статья 2. Цель любого политического союза заключается в со-

хранении естественных и неотъемлемых прав Человека. Это права 

на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнете-

нию.

Статья 3. Единый Суверенитет в своей основе принадлежит Нации. 

Ни одно учреждение, ни одно лицо не могут осуществлять власть, 

на которую они не уполномочены в ясно выраженной форме.

Статья 4. Свобода состоит в возможности делать все, что не при-

чиняет вреда другому. Естественное осуществление прав каждого 

человека должно быть ограничено лишь теми пределами, кото-

рые гарантируют другим Членам Общества пользование теми же 

правами. Указанные пределы не могут устанавливаться иначе, как 

Законом.

Статья 5. Закон не имеет права запрещать действия, которые не при-

чиняют вреда Обществу. Все, что не запрещено Законом, то дозволе-

но, и никто не может быть принужден делать то, что не предписано 

Законом.

Статья 6. Закон есть выражение общей воли, все Граждане имеют 

право участвовать непосредственно либо через своих Представителей 

в его создании. Он должен быть единым для всех, и в тех случаях, 

когда он охраняет, и в тех случаях, когда он карает. Все Граждане, 

поскольку они равны перед лицом Закона, имеют равные основания 

быть допущенными к любым общественным постам, должностям 

и профессиям в соответствии с их способностями и без каких-либо 


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

312

иных отличий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и та-

лантами.

Статья 7. Никто не может подвергаться обвинению, задержанию 

или заключению иначе, как в случаях, установленных Законом, и в том 

порядке, который предусмотрен в нем. Тот, кто испрашивает, отдает, 

исполняет или заставляет исполнять основанные на произволе при-

казы, подлежит наказанию; но каждый гражданин, вызванный или 

задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться; 

он несет ответственность за оказанное им сопротивление.

Статья 8. Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бес-

спорно необходимые; никто не может быть наказан иначе, как в силу 

Закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения 

и примененного законным образом.

Статья 9. Каждый человек считается невиновным, пока его вина 

не будет установлена; поэтому если арест признается неизбежным, 

любые излишне суровые меры, которые не являются необходимыми 

для задержания лица, должны строжайше пресекаться Законом.

Статья 10. Ни одно лицо не должно притесняться за его убеждения, 

в том числе религиозные, если способ их выражения не нарушает об-

щественный порядок, установленный Законом.

Статья 11. Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из дра-

гоценнейших прав Человека; каждый Гражданин поэтому может сво-

бодно высказываться, писать, печатать, отвечая только за злоупотреб-

ления этой свободой в случаях, предусмотренных Законом.

Статья 12. Права Человека и Гражданина гарантируются при необ-

ходимости силой государственной власти; она создается в интересах 

всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена.

Статья 13. Для содержания государственной власти и для расходов 

на управление необходимы общественные сборы; они должны равно-

мерно распределяться между всеми гражданами в соответствии с их 

возможностями.

Статья 14. Все Граждане имеют право сами или через своих пред-

ставителей определять необходимость государственных налогов, доб-

ровольно соглашаться на их взимание, следить за их расходованием, 

определять их долевой размер, основание, порядок и продолжитель-

ность взыскания.

Статья 15. Общество имеет право требовать от любого Должност-

ного лица отчета о его управлении.


background image

Глава третья. Романо-германское право

313

Статья 16. Общество, где не гарантируются Права и где нет разделе-

ния Властей, не имеет Конституции.

Статья 17. Собственность, поскольку право на нее является не-

прикосновенным и священным, не может быть ни у кого изъята, если 

только того не требует общественная необходимость, законным об-

разом установленная и доказанная, при этом собственность может 

быть изъята только при условии справедливого и предварительного 

возмещения ее стоимости»

1

.

Декларация прав человека и гражданина 1789 г. стала одним из вели-

чайших памятников права. Один из депутатов Учредительного собрания 

Дюпор пророчески сказал, что она будет служить «образцом для всех 

людей и всех наций»

2

.

Действительно, Декларация прав человека и гражданина имела ог-

ромное значение. Она произвела неизгладимое впечатление на совре-

менников. В ней видели истинное воплощение разума; откровение, 

ниспосланное свыше; плод подлинных античных добродетелей. Даже 

Талейран с его циничным, холодно-расчетливым умом подчеркивал 

ее значение как «теории равенства»

3

Декларация прав человека и гражданина громовым раскатом 

отозвалась по всей Европе, сотрясая устои феодального общества 

и основы абсолютистской монархической власти. Под ее прямым 

воздействием разрабатывались новые декларации прав и консти-

туционные акты. При этом заимствовались не только отдельные 

ее принципы и нормы, но и возвышенно-поэтическая форма их 

изложения.

Собственно в этом органическом единстве формы и содержания 

и была заключена тайна ее столь мощного воздействия на консти-

туционное развитие Франции и многих других государств. Это же 

свойство объясняет сохранение ее жизненной силы. Она не была 

погребена в «лавке древностей» права. Ее юридическое значение 

1

  При работе над текстом Декларации автором были использованы предшествую-

щие переводы, изданные в следующих книгах: Тексты Конституций. Сборник первый / 

Пер. Ф.Ф. Кокошкина. М., 1905. С. 27–29; Конституции и законодательные акты бур-

жуазных государств. XVII–XIX вв. М., 1957. С. 250–252; Французская республика: Кон-

ституция и законодательные акты / Сост. В.В. Маклаков, В.Л. Энтин; Под ред. В.А. Ту-

манова. М., 1989. С. 26–29.

2

  Цит. по: Манфред А.З. Великая Французская революция. М., 1983. С. 77.

3

  Талейран. Мемуары. М., 1959. С. 126.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

314

сохраняется и в наши дни, что подтверждает преамбула ныне дейст-

вующей Конституции Франции 1959 г.: 

«Французский народ торжественно провозглашает свою привер-

женность Правам Человека и принципам национального суверени-

тета, как они были определены Декларацией 1789 г., подтвержденной 

и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.»

1

.

Первая Конституция Франции 1791 г. разрабатывалась в течение 

трех лет. Это был большой по объему и сложный документ, который 

отразил различные подходы не только к закреплению форм полити-

ческой власти, но и к оформлению конституционных норм.

Основная цель Конституции 1791 г. заключалась в полной ликвидации 

устоев феодального строя. И именно этому вопросу были посвящены 

наполненные страстью ритмичные строки ее преамбулы:

«Национальное Собрание... отменяет бесповоротно установления, 

причинявшие ущерб свободе и равенству прав.

Нет более ни дворянства, ни пэрства, ни наследственных, ни со-

словных отличий, ни феодального порядка, ни вотчинной юстиции, 

никаких титулов, званий и преимуществ, проистекающих из этого 

порядка, никаких рыцарских орденов, ни корпораций или знаков 

отличия, для которых требовалось доказательство дворянства или 

благородства происхождения, и никаких иных преимуществ, кроме 

отличий, присвоенных общественным должностным лицам при ис-

полнении их обязанностей.

Не существует более ни продажи, ни наследственности каких-либо 

государственных должностей. Ни для какой части нации, ни для одного 

лица не существует более никаких особых преимуществ или изъятий 

из права, общего для всех французов.

Не существует более ни сословных цеховых управ, ни профессио-

нальных, художественных или ремесленных корпораций.

Закон не признает более ни религиозных обетов, ни каких-либо 

иных обязательств, противоречащих естественным правам или Кон-

ституции»

2

.

Впервые в истории Конституцией Франции 1791 г. были закреп-

лены обязательства государства перед обществом: «Будет учреждено 

1

  Цит. по: Французская республика: Конституция и законодательные акты. С. 30.

2

  Тексты Конституций. Сборник первый. С. 30; Конституции и законодательные ак-

ты буржуазных государств. XVII–XIX вв. С. 252.


background image

Глава третья. Романо-германское право

315

главное управление общественного призрения для воспитания брошен-

ных детей, для облегчения участи неимущих убогих и для приискания 

работы тем здоровым неимущим, которые окажутся безработными. 

Будет создано и устроено Общественное Образование, общее для всех 

граждан, бесплатное в части, необходимой для всех людей; соответ-

ствующие учреждения будут распределены по степеням сообразно 

административному делению Королевства. 

Будут установлены национальные празднества в ознаменование 

памяти французской Революции для поддержания братства между 

гражданами, преданности Конституции, Отечеству и Законам.

Будет издан кодекс гражданских законов, общих для всего Королев-

ства» (разд. 1)

1

Конституция гарантировала такие гражданские права, как свобода 

передвижения, свобода слова и печати, свобода вероисповедания, 

свобода собраний, право обращаться к органам власти с петициями 

(разд. 1).

Особое значение имели нормы о суверенитете нации: «Суверени-

тет принадлежит нации: он един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем. 

Ни одна часть народа, никакое лицо не может присвоить себе его осуще-

ствление» (ст. 1 разд. 3). «Во Франции нет власти, стоящей над Законом. 

Король царствует лишь в силу Закона, и лишь именем Закона он может 

требовать повиновения» (ст. 3 отд. 1 гл. 2)

2

.

Конституция 1791 г. просуществовала менее двух лет. Столь крат-

кий срок ее жизни был предопределен многими обстоятельствами – 

прежде всего неустойчивостью общественных отношений. Это было 

время перехода Франции от монархической к республиканской форме 

правления. Кроме того, практика выявила пороки конституционной 

регламентации: многие нормы имели частное значение либо отлича-

лись излишней детализированностью. 

Но едва ли не главный порок Конституции 1791 г. заключался 

в отсутствии меры. В ней не было разделения властей, как того тре-

бовала Декларация прав человека и гражданина. Обращаясь к этой 

теме, Г. Еллинек отмечал: «В Конституции законодательная власть 

поставлена так, что исполнительная власть ей совершенно подчи-

1

  Тексты Конституций. Сборник первый. С. 31–32; Конституции и законодательные 

акты буржуазных государств. XVII–XIX вв. С. 253.

2

  Тексты Конституций. Сборник первый. С. 30–31, 34, 41; Конституции и законода-

тельные акты буржуазных государств. XVII–XIX вв. С. 252–253, 255, 261.