Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 3979
Скачиваний: 3
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
336
Указанные особенности судопроизводства нередко вызывали не-
довольство королевской власти. Было принято несколько мер по соз-
данию параллельных судебных систем. В частности, был образован
Суд звездной палаты, состоявший из членов Тайного совета, лорда-
канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя печати и судей общего
права. В его компетенцию вошли вопросы торгового и церковного
права, многие из которых в то же время оставались в юрисдикции
судов общего права, что вызывало острые разногласия между ними.
Кроме того, Суд звездной палаты рассматривал незначительные пре-
ступления в основном за нарушения в сфере государственного управ-
ления – за учинение беспорядков, незаконные сборища, пасквили,
лжесвидетельство и т.д. Судопроизводство по этим делам начиналось
по заявлению генерального атторнея, а не по решению присяжных
большого жюри. В основном оно было инквизиционным, а не со-
стязательным. Суд звездной палаты действовал недолго. Во время
Английской революции он был упразднен.
Иной была судьба Суда лорда-канцлера, сформировавшегося во вто-
рой половине XV в. в ходе рассмотрения петиций об отказе в судебной
защите или применении несправедливого приказа в судах общего пра-
ва. Вначале лорд-канцлер рассматривал дела единолично. Но начиная
с XVI в. он стал поручать ведение дел своим подчиненным. Процесс
в Суде лорда-канцлера не был опутан таким большим числом ограни-
чений, как в судах общего права. А сам лорд-канцлер не был связан
предшествующими судебными решениями. Он должен был руково-
дствоваться только «максимами» (общими принципами) справедли-
вости, которые вскоре также стали приобретать силу прецедентов.
В основном они формулировались при рассмотрении дел о праве
собственности и неисполнении договорных обязательств. Лорд-канц-
лер мог признать существовавшие де-факто отношения, хотя они про-
тиворечили нормам общего права, либо отказать в признании тех прав
и обязанностей, которые были ранее признаны судами общего права.
В последнем случае лорд-канцлер издавал запретительный приказ
(injunction).
Таким образом, юрисдикции Суда лорда-канцлера и судов общего
права перекрещивались, что служило источником частых столкнове-
ний между ними. Впрочем, нередко судьи общего права признавали
обоснованность решений лорда-канцлера. Так, в решении по делу
«Дадли против Дадли» (1705 г.) отмечалось:
Глава четвертая. Общее право
337
«В наше время право справедливости не является частью права:
это моральная сила, которая ограничивает, смягчает и исправляет
суровость, жестокость и угловатость общего права, это истина, ко-
торая признается всеми; оно также помогает общему праву там, где
последнее имеет недостатки и слабости в своей структуре (а ведь это
является жизнью права), и защищает общее право от хитрых оговорок,
заблуждений и всяких изощренностей, изобретенных и придуманных
для того, чтобы обойти общее право, в результате чего те, кто имеют
несомненные правомочия, остаются незащищенными; назначение
права справедливости в том, чтобы поддержать и защитить общее
право от уловок и коварных планов, направленных против торжества
правосудия. Право справедливости, таким образом, не разрушает и не
воссоздает общее право, оно помогает ему»
1
.
Существование двух систем права – общего права и права спра-
ведливости, конкурирующих и вместе с тем дополняющих друг друга,
закончилось только в 1873–1875 гг., когда в ходе судебной реформы
был создан единый Верховный суд, объединивший две юрисдикции
под своим началом.
Менее значительный след в истории английского права оставили
две другие системы – торговое и каноническое право.
Торговые суды, существовавшие во многих городах Англии, были
в основном упразднены в XVII в., а подведомственные им дела перешли
к судам общего права. Чуть дольше просуществовал Высокий суд Ад-
миралтейства, созданный в XIV в. Однако и он в ходе судебных реформ
1834–1835 гг., 1844 г. и 1875 г. утратил свою юрисдикцию.
Каноническое право долгое время сосуществовало с общим пра-
вом и правом справедливости и во многом предопределяло их разви-
тие
2
. В этой связи достаточно сказать, что до XV в. практически все
лорды-канцлеры принадлежали к духовному сословию. Но реформы
Генриха II (Кларендонские постановления 1164 г.), Реформация, на-
чатая Генрихом VIII, Английская революция 1640–1660 гг. подорвали
положение не только церкви, но и канонического права. Последний
удар был нанесен в 1857 г., когда юрисдикция церковных судов была
ограничена только вопросами, которые касались священнослужителей,
при условии, что они не попадали в ведение обычных судов.
1
Цит. по: Уолкер Р. Указ. соч. С. 71.
2
Там же. С. 94.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
338
И тем не менее систему общего права вряд ли возможно познать
без изучения влияния указанных параллельных систем, поскольку, как
отмечали известные историки права Г. Поттер и А. Киральфи, «реку
английского права» питали не только ручьи общего права и источ-
ник права справедливости, но и родники торгового и канонического
права
1
.
Параграф второй. Правовые доктрины в истории общего права
Помимо прецедентов к источникам общего права относятся право-
вые доктрины, сформулированные в классических трудах английских
юристов.
Первым из них стал «Трактат о законах и обычаях Англии». Он был
написан примерно в 1188 г. и традиционно приписывается Р. Гленвилю
(ум. 1190 г.), юстициарию
2
короля Генриха II. Основной темой книги
стало земельное право. В ней было дано подробное описание соответ-
ствующих исков (более 80), судебных приказов (39) и сформулированы
отдельные общеправовые принципы.
Так, он писал: «Королевская власть должна применять не только
оружие против мятежников и народов, которые свирепствуют и вос-
стают против нее, но также и украсить себя законами для управления
подвластными и миролюбивыми вассалами, чтобы во время мира, ра-
зумеется, и войны наш славный король мог успешно доводить до кон-
ца дела, твердою десницею искореняя высокомерие неуправляемых
и необузданных, и, наказывая покорных и кротких, не забывал о спра-
ведливости, ограничиваясь розгами правосудия»
3
.
Самым важным из правовых принципов был принцип судебного
разрешения споров. Доказывая необходимость отказа от судебных
поединков, автор трактата писал: «Судебные заседания (ассизы) явля-
ются королевской привилегией, которая дана народу по доброй воле
короля, действующего по совету своих высокопоставленных советни-
ков. Судебные заседания проявляют такую заботу о жизни человека
и его положении в обществе, что все люди могут защищать там права,
которыми они обладают как свободные люди, избегая сомнительных
и неопределенных последствий судебных поединков. Поступая так,
1
Potter H., Kiralfi A.K.R. Outlines of English Legal History. London, 1958. P. 1.
2
Юстициарий – глава судебного ведомства; в XII в. высшее должностное лицо.
3
Цит. по: Гленвиль Р. Трактат о законах и обычаях Королевства Английского //
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XII/Glenvill/frametext1.htm.
Глава четвертая. Общее право
339
они могут избежать величайшего из всех наказаний – непредвиденной
и несвоевременной смерти либо по меньшей мере вечного упрека
в утрате чести вследствие вынужденных и позорных слов о пощаде,
которые звучат так недостойно из уст поверженных. Это правовое уста-
новление основывается прежде всего на справедливости и правосудии,
что редко достигается на поле битвы… Более того, если исход поединка
решается силами одного свидетеля, то это установление требует реше-
ния под присягой по меньшей мере двенадцати человек»
1
.
Работа Р. Гленвиля представляет большой интерес с точки зрения
истории формирования многих институтов права, в том числе суда
присяжных, который созывался по приказу короля.
Вот образец одного из таких приказов:
«Король шерифу с приветствиями. Соберите силами хороших сбор-
щиков следующих двенадцать человек, а именно «А», «В» и так далее,
чтобы они предстали предо мной или моими судьями в такой-то день
и в таком-то месте и были готовы объявить под присягой, имеет ли
«N» или «R» бóльшие права на участок земли (или иной оспаривае-
мый предмет), в отношении которого указанный «R» предъявляет иск
к «N», являющемуся держателем земли (tenant), и указанный «N», яв-
ляющийся держателем земли, должен предстать перед моим судебным
заседанием и просить его разобраться, кто из них имеет больше прав
на оспариваемую вещь. Тем временем двенадцать должны осмотреть
земельный участок… Когда приходит время в ходе судебного заседа-
ния решать вопрос о признании, истинная правовая позиция может
стать ясной для всех присяжных, либо только для некоторых из них,
либо ни для кого из них. Если никто из них не знает правду в рассмат-
риваемом деле и они подтверждают это под присягой в суде, следует
искать других присяжных до тех пор, пока не будут найдены те, кто
знает правду. Если, однако, некоторые знают правду по делу, а другие
нет, те, кто не знают ее, должны быть отвергнуты, и другие присяжные
должны вызываться в суд до тех пор, пока не наберется двенадцать
человек, которые признают правду. Если некоторые из них высказыва-
ются в пользу одной стороны, а другие в пользу другой стороны, тогда
должны вызываться дополнительные присяжные, пока по крайней
мере двенадцать присяжных не выскажутся в пользу одной стороны.
1
Glanvill R. de. Treatise on the Laws and Customs of England // Legal Research Links.
Lex Scipta (http://vi.uh.edu/pages/bob/elhone/glanvill.html).
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
340
Каждый присяжный, вызванный с этой целью, должен поклясться,
что он не будет говорить ложь и не будет осознанно утаивать правду.
Знание, которое требуется от присяжных, – это знание о том, что они
лично видели и слышали, либо те сведения, которые им были переданы
их отцами при таких обстоятельствах, что они верят им так, как будто
они сами все видели или слышали»
1
.
Из приведенного текста следует, что суд присяжных изначально
конструировался как судебная коллегия свидетелей. И только несколь-
ко десятилетий спустя, во времена Г. Брактона, он начинает обретать
формы, более привычные для нашего времени.
Следующая книга под тем же названием – «Трактат о законах
и обычаях Англии» – была написана примерно в 1250 г. Г. Бракто-
ном (примерно 1210–1268), судьей судов ассизов в ряде юго-запад-
ных графств – Сомерсете, Девоне, Корнуолле. Это был первый труд,
в котором формулировались общие начала права, формы исковых
заявлений по очень большому кругу дел и приводились те судебные
решения, которыми суды руководствовались как прецедентами.
При этом отметим, что в этой книге, как и в работе Р. Гленвиля,
предметом исследования было действующее право Англии, а не рим-
ское право, изучавшееся в Болонском университете и в других научных
школах глоссаторов и постглоссаторов.
Следует также подчеркнуть, что в книге Г. Брактона впервые было
обосновано особое место английского права: «Хотя почти во всех землях
применяются законы (leges) и писаное право (jus scriptum), Англия одна
применяет неписаное право и обычаи. Здесь право имеет своим источни-
ком не что-либо написанное, а то, что подтверждено применением»
2
.
Вместе с тем Г. Брактон не считал «абсурдным» приравнивать анг-
лийские законы к писаным законам, «поскольку то, что правильно ре-
шено властью короля или принца и утверждено по совету и с согласия
высокопоставленных лиц и принимается общим согласием государства
(res publica), имеет силу закона»
3
.
Наиболее подробно Г. Брактон описывал природу и особенности
существующих исков. Он отмечал: «Иск – это не что иное, как право
1
Glanvill R. de. Op. cit.
2
Bracton on the Laws and Customs of England. Vol. 2. P. 19 // Harvard Law School Li-
brary/ Bracton Online – English (http://hlsl5.law.harvard.edu/bracton/Unframed/English/
v2/36.htm).
3
Ibidem.