Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4096
Скачиваний: 3
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
346
Оно является обязательным по всей земле, во всех странах и во все
времена, и никакие человеческие законы не действительны, если они
противоречат ему
1
.
Одним из главных постулатов естественного права была свобода.
И, воспевая ее, У. Блэкстон посвятил ей последние строки книги:
«Защита свободы Британии – это долг всех, кто пользуется свободой,
перед предками, которые передали ее, и перед потомками, которые
потребуют ее как лучший природный дар и самое благородное насле-
дие человечества»
2
.
Это был тот призыв, который уже давно набатным колоколом зву-
чал в древних балладах и песнях, народных сказаниях и произведениях
великих писателей Британских островов.
Параграф третий. Влияние народного духа на развитие общего права
Третий источник английского права – народный дух, отраженный
в литературных памятниках прошлого. В них запечатлены чаяния
простого народа о государстве как общем достоянии всех (common-
wealth
), о справедливых правителях, о добрых законах и праведных
судьях.
Так, в древней поэме «Видсиде» (предположительно VII в.) есть
следующие строки:
«Должен владетель жить добродетельно,
властвовать справедливо наследной вотчиной
тот, кто хочет престолу счастья»
3
.
«Малая джеста о Робине Гуде», одна из старейших баллад, воспевает
новый правопорядок, установленный в Шервудском лесу:
«Не надо так часто применять силу.
У нас и без того всего достаточно.
И смотрите, не делайте вреда
Тому, кто пашет землю плугом,
И тому доброму йомену,
Кто идет через зеленую рощу,
А также тому рыцарю и сквайру,
Если они хорошие парни.
1
Blackstone W. Op. cit. P. 41.
2
Ibid. P. 436.
3
Древнеанглийская поэзия. М., 1982. С. 15.
Глава четвертая. Общее право
347
Но вот епископов и архиепископов –
Вот тех вяжите и бейте.
И Ноттингемского шерифа –
Того не забудьте»
1
.
Тема несправедливых законов, неправедных судей, порочности
«высокого правосудия Англии»
2
звучала постоянным рефреном в бал-
ладах о Робине Гуде, других героях народного творчества.
Эту тему подхватил великий английский писатель Джеффри Чосер
(1340–1400). В его «Кентерберийских рассказах» предстают разные
герои, в том числе Знаток права – барристер, занимавший должность
судьи в судах ассизов:
«Был с ними важный чопорный Юрист...
Не видел свет стяжателя такого,
И все ж о нем не слышали дурного.
Ведь сколько б взяток ни дал виноватый –
Он оправдать умел любую плату.
Работник ревностный, пред светом целым,
Не столько был им, сколько слыть умел им.
Он знал законы со времен Вильяма
И обходил – уловкой или прямо –
Любой из них, но были неоспорны
Его решенья...»
3
Но еще более беспощадно Дж. Чосер описывал правителей-тиранов,
которых было много в его время и которые могли безнаказанно творить
любое зло:
«Тиран воинственный иль император
С разбойником, как брат родимый, схож,
Ведь нрав у них по существу все то ж...
И может он законом пренебречь
И целый город для забавы сжечь
Или стереть с лица земли народец...
Лишь от разбойника поменьше зла, –
Ведь шайка у разбойника мала»
4
.
1
Little Geste of Robin Hood // http://web.ics.purdue.edu/~ohlgren/gesttrans.html.
2
Ibidem.
3
Чосер Дж. Кентерберийские рассказы. М., 1973. С. 41–42 (Общий пролог).
4
Там же. С. 483–484 («Рассказ эконома»).
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
348
С особой страстью Дж. Чосер защищал достоинство человека. «Мы
все, – писал он, – дети одного Отца и одной Матери; мы все наделены
одной природой, испорченной и порочной, – как бедные, так и богатые.
Воистину только одно проявление благородства достойно восхваления:
то, которое питает сердце человека добродетелью и нравственностью
и превращает человека в дитя Христа... Людские пороки заслуживают
рабства, но не человеческая природа. Ввиду этого властители не должны
преисполняться гордыней из-за своего высокого положения, поскольку
их власть над рабами не обусловлена естественным состоянием или
природой людей... Власть государей была учреждена, чтобы защищать,
поддерживать и оберегать нижестоящих или подданных с разумностью
и в установленных пределах, а не для того, чтобы их уничтожать либо
разрушать их имущество»
1
.
Яркие картины разложения общественного устройства Англии
представлены в работах Т. Мора (1478–1535). Описывая последствия
политики огораживания, он с сарказмом рассказывал о том, что даже
овцы, «обычно такие кроткие, довольные очень немногим… стали
такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают людей, разоряют
и опустошают поля, дома и города»
2
.
С той же едкой иронией он критиковал социальный строй, в кото-
ром знать, «подобно трутням, живет праздно трудами других»
3
. Пер-
вые «хищны, бесчестны и никуда не годны, а вторые, наоборот, люди
скромные и простые и повседневным трудом приносят больше пользы
обществу, чем себе лично»
4
.
По мнению Т. Мора, один из основных источников зла – неогра-
ниченность королевской власти. Для нее не было преград. «При по-
даче голоса за государя, – писал Т. Мор, – предлог всегда найдется:
для этого достаточно, чтобы на его стороне были или справедливость,
или слова закона, или запутанность смысла документа, или, наконец,
то, что в глазах благочестивых судей стоит выше законов, – неоспо-
римая прерогатива государя»
5
.
1
Чосер Дж. Кентерберийские рассказы. Пролог священника. Перевод с неопубли-
кованного на русском языке текста оригинала.
2
Мор Т. Утопия. М., 1953. С. 62.
3
Там же. С. 59.
4
Там же. С. 97.
5
Там же. С. 87.
Глава четвертая. Общее право
349
Никто не мог быть защищен от произвола королевской власти.
«У каждого имеется собственность, – отмечал Т. Мор, – лишь настоль-
ко, насколько ее не отняла у него королевская милость». При этом,
добавлял он, «для государя очень важно, чтобы такой собственности
было возможно меньше, потому что главный оплот его власти заклю-
чается в том, чтобы не дать народу избаловаться от богатства и сво-
боды; при таком положении люди не очень-то мирятся с жестокими
и несправедливыми приказаниями, тогда как, наоборот, нищета и не-
достаток притупляют настроение, приучают к терпению и отнимают
у угнетенных благородный дух восстания»
1
.
Он обвинял короля, веря, что его обличения помогут исправить по-
ложение дел: «Королю, – увещевал он, – подобает больше заботиться
о том, чтобы хорошо было народу, а не ему самому… Несовместимо
с королевским достоинством проявлять свою власть над нищими…
Допускать, чтобы кто-нибудь один жил среди изобилия удовольствий
и наслаждений, а другие повсюду стонали и плакали, это значит быть
сторожем не королевства, а тюрьмы… Тот, кто не может исправить жизнь
граждан другим путем, как только отнимая у них блага жизни, должен
признаться в своем неумении управлять людьми свободными»
2
.
Томас Мор знал, что вступил в борьбу, в которой ему не победить.
И вместе с тем он верил, что возможен иной мир, в котором люди
не будут сотрясаться от каждого порыва ветра и их не будут гнать в не-
известность «скорбь, гнев, надежда и страх»
3
.
И он создал свой, воображаемый мир, – мир Утопии.
Там все было по-иному.
Но, главное, там не было основного источника зла – собственности.
«Где только есть частная собственность, – писал Т. Мор, – где все
мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и ус-
пешное течение государственных дел»
4
.
«Пока у каждого есть личная собственность, – продолжал он, –
нет совершенно никакой надежды на выздоровление и возвращение
организма в хорошее состояние…»
5
1
Мор Т. Утопия. С. 87–88.
2
Там же. С. 88–89.
3
Мор Т. Эпиграммы. 51. Здесь и далее – перевод Ю.Ф. Шульца.
4
Мор Т. Утопия. С. 95–96.
5
Там же. С. 98.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
350
Общественный и государственный строй Утопии строился на ос-
нове очень малого числа законов. Для народа с подобными учрежде-
ниями, подчеркивал Т. Мор, достаточно весьма немногих законов
1
.
«Сами утопийцы считают в высшей степени несправедливым свя-
зывать каких-нибудь людей такими законами, численность которых
превосходит возможность их прочтения или темнота – доступность
понимания для всякого...»
2
Цель такого государственного устройства и таких законов – все-
общее благоденствие
3
.
Темы бесправия и произвола, нарушавших «божественную сущ-
ность государства»
4
, звучат постоянно и в работах великого драматурга
У. Шекспира (1564–1616).
Чтобы оздоровить государственную власть, поэт призывал к соблю-
дению двух основных начал: подчинения и соразмерности. Значение
их У. Шекспир раскрыл в следующих строках:
«Как могли бы,
Закон соподчиненья презирая,
Существовать науки и ремесла,
И мирная торговля дальних стран,
И честный труд, и право первородства,
И скипетр, и лавры, и короны.
Забыв почтенье, мы ослабим струны –
И сразу дисгармония возникнет.
Давно бы тяжко дышащие волны
Пожрали сушу, если б только сила
Давала право власти; грубый сын
Отца убил бы, не стыдясь нимало;
Понятия вины и правоты –
Исчезли бы и потеряли имя,
И все свелось бы только к грубой силе,
А сила – к прихоти, а прихоть – к волчьей
Звериной алчности, что пожирает
1
См.: Мор Т. Утопия. С. 176. Т. Мор в этом случае воспроизводит мысль Тацита
о том, что наиболее испорченные государства имеют наибольшее количество законов.
2
Там же. С. 176–177.
3
См. там же. С. 96.
4
Шекспир У. Троил и Крессида // Собрание сочинений: В 18 т. СПб., 1992–1996.
Т. 14. С. 375. Действие 3. Картина 3.