Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 3980

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава четвертая. Общее право

341

искать (persequendi) в суде то, что следует кому-либо. И слово «право» 

употребляется здесь, чтобы отличить его от тех претензий, которые не ос-

нованы на праве, или от тех претензий, которые хотя являются частью 

права и дают основания для иска, но могут быть отклонены по проти-

вопоставленному ему (иску) законному возражению (exceptionem)...

Слово «в суде» здесь употреблено, чтобы отличить преследование 

в суде от преследования вне суда, например, ночного или дневного вора, 

грабителя или иного; и при этом никому не дозволено карать без суда, 

за исключением тех случаев, когда преступники захвачены с поличным, 

ибо их жизнь и смерть и члены принадлежат королю. Равным образом, 

слова «то, что ему следует» употреблены, чтобы подчеркнуть отличие гра-

жданских исков от уголовных, при помощи которых я добиваюсь в суде 

не только того, что следует лично мне, но того, что может требовать любой 

человек на основании королевского мира и общей пользы…»

1

Цель своего трактата Г. Брактон сформулировал следующим об-

разом: «описать такие вопросы и дать наставления и научить всех, 

кто желает получить знания о том, какие иски существуют и какие 

судебные приказы применяются… чтобы незнающий стал знающим, 

а знающий еще более знающим, чтобы плохое стало хорошим, а хоро-

шее еще лучшим по причине как страха перед наказанием, так и на-

дежды на вознаграждение». В конечном счете, по его мнению, закон 

должен стремиться к «умиротворению споров и недопущению плохих 

поступков, чтобы мир и справедливость воцарились в королевстве»

2

Для достижения этой цели Г. Брактон призывал использовать этику 

и мораль, поскольку они «определяют обычные правила поведения»

3

.

«Нельзя допустить, – писал он, – чтобы тот, кто лишен мудрости 

и знаний, занял место судьи, поскольку оно подобно трону Бога, ибо, 

занимая его, судья приносит тьму туда, где свет, и свет туда, где тьма, 

и может неопытной рукой, как лишенный ума, невиновного предать 

мечу, а виновного отпустить на свободу; такие падают с высоты трона 

Бога так, как будто бы они пытались летать, не имея крыльев»

4

.

В заключение отметим, что именно Г. Брактон был первым, кто 

провозгласил, что судьи создают право: «Право – это общее повеление, 

1

  Цит. по: Брактон Г. Трактат «О законах и обычаях Англии». Т. 2 // http://www.

vostlit.info/Texts/Dokumenty/Engl/XIII/Bracton/De_legibus/text.

2

  Bracton on the Laws and Customs of England. Vol. 2. P. 20.

3

  Ibidem.

4

  Ibid. P. 21.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

342

решение лиц, облеченных судебной властью, узда для преступлений, 

совершаемых осознанно или неосознанно, отражающее общее согла-

сие государства (res publica). Правосудие исходит от Бога, поскольку 

справедливость – это начало Бога, нашего Создателя»

1

Следующая классическая работа по английскому праву появилась 

только два столетия спустя. Это был трехтомный труд адвоката и су-

дьи Т. Литтлтона (1407–1481) «О держаниях» (1481 г.), посвященный 

в основном материальным нормам земельного права.

Т. Литтлтон дал первую научно обоснованную классификацию зе-

мельных прав в английском праве. Он искусно описывал своеобразие 

каждого из видов земельных владений, отношения землевладельцев 

и арендаторов, способы приобретения земельных прав на основе сло-

жившихся судебных прецедентов и вымышленных казусов.

Первое издание книги появилось в 1481 г. Через два года было 

опубликовано второе издание. Но широкого распространения они 

не имели, поскольку были написаны на своеобразном французском 

юридическом языке, сложившемся в судопроизводстве после норманд-

ского завоевания Англии. 

В 1628 г. в свет вышла работа главного судьи Суда королевской ска-

мьи Э. Кока (1552–1634) – «Институты права Англии», которая сопос-

тавима по масштабу и глубине с трактатом Г. Брактона. Ее первая часть 

посвящалась комментарию книги Т. Литтлтона. Вторая описывала за-

конодательные акты, принятые со времени Великой хартии вольностей. 

В третьей части анализировались преступления, караемые английской 

короной. В четвертой части исследовалась судебная практика.

Суждения и оценки Э. Кока широко применялись судами Англии 

как доктринальный источник права. Многие из них были изложены 

как краткие и вместе с тем очень точные максимы. Приведу лишь 

некоторые из них

2

.

«Соглашение сторон не может сделать правильным то, что по праву 

не имеет юридической силы» (разд. 51b). 

«Закон никогда не заставляет человека делать ненужные вещи» 

(разд. 79a).

«Закон не заставляет ни одного человека делать невозможные вещи» 

(разд. 92a).

1

  Bracton on the Laws and Customs of England. Vol. 2. P. 22.

2

  Coke E. The Institutes of the Laws of England // Coke E. Selected Works Parts 1–3 

(http://www.constitution. org/coke/coke.htm).


background image

Глава четвертая. Общее право

343

«Разум дает жизнь праву, и общее право – не что иное, как проявление 

разума, подтвержденное долгими исследованиями, наблюдениями и опы-

том, а не природным разумом, присущим каждому человеку» (разд. 97b).

«Три вопроса рассматриваются правом как первоочередные: это 

жизнь, свобода и природный дар» (разд. 124b).

«Закон устанавливает правило, но он безмолвствует. Королевское 

правосудие осуществляется через судей, они возвещают право – lex 

loquens

. Судебный процесс и исполнение судебного решения – это 

жизнь закона, отраженная в королевских приказах» (разд. 130a).

В ряду классиков английской правовой мысли следует отметить 

М. Хейла (1609–1676), лорда и главного судью Англии, автора многих ра-

бот, в том числе «Истории тяжб короны» и «Истории общего права».

Особый интерес представляет последняя книга, в которой дан яр-

кий очерк развития английского права. По мнению М. Хейла, главной 

чертой общего права на протяжении всей его истории было стремление 

к поиску баланса различных интересов: короля и его подданных, госу-

дарства и церкви, общества и частных лиц и т.д. Он пишет:

«Общее право этого Королевства… не только очень справедливое 

и превосходное право само по себе, но и единственно приспособленное 

к форме английского правления и умонастроению английского народа; 

и поскольку оно в результате долгого опыта и употребления вошло 

непосредственно в его нравы и образ поведения, оно стало плотью 

и конституцией английского государства… 

Это то право, которое утверждает, поддерживает и со всей воз-

можной заботой обеспечивает безопасность королевской личности, 

его короны и достоинства, а также… систему управления как великую 

основу мира, счастья, достоинства и справедливости нашего Коро-

левства, живущего под Богом; вместе с тем это то право, которое про-

возглашает и устанавливает права и свободы, а также собственность 

каждого подданного и которое является тем справедливым, известным 

и всеобщим правилом справедливости и правосудия, которое действует 

между людьми, живущими в этом Королевстве»

1

.

Одна из самых известных книг английской правовой доктрины – 

четырехтомные «Комментарии к английскому праву», изданные в 1765–

1769 гг. профессором У. Блэкстоном (1723–1780). Написанная простым, 

1

  Hale M. The History of the Common Law of England by 1713 // http://mahan.wonk-

wang.ac.kr/link/med/law/england/commonlaw/CommonL.htm.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

344

очень доступным языком, она пользовалась огромной популярностью 

и выдержала множество переизданий.

Структурно книга включала следующие разделы: введение; о пра-

вах, принадлежащих лицам; о правах, связанных с вещами; о право-

нарушениях в частной сфере; о правонарушениях в публичной сфере. 

Такая композиция книги позволила охватить практически все стороны 

права. Не случайно ее воспринимали как энциклопедию английского 

права того времени.

Успех книги У. Блэкстона имел еще одно объяснение. Она стала 

манифестом новой правовой идеологии, в которой акцент был сделан 

на правах и свободах личности.

Не случайно в первом томе, посвященном правам лиц, сперва рас-

сматривались абсолютные права частных лиц, потом – права Парла-

мента, и только вслед за этим – полномочия короля.

Особый интерес представляет обоснование прав и свобод. У. Блэк-

стон выделяет ряд абсолютных прав, присущих каждому англичанину. 

В их число он включал и право собственности, которое выражалось 

«в свободном использовании, владении и распоряжении всем, что 

приобретено человеком, без какого-либо контроля либо умаления, 

кроме как по законам страны»

1

.

Продолжая, он писал: «И столь велико право частной собственно-

сти, что оно не допускает малейшего его нарушения даже для общего 

блага всего сообщества. Так, например, возникает необходимость про-

ложить новую дорогу через владения частного лица, и, возможно, это 

принесет очень большие блага для общества; но право не позволяет 

ни одному человеку либо группе лиц сделать это без согласия владельца 

земли. И не стоит говорить, что благо одного лица должно уступить 

благу сообщества, – слишком опасно позволять кому-либо и даже 

общественному суду решать вопрос об общем благе и что соответствует 

или не соответствует ему. Кроме того, отметим, что общее благо в наи-

большей степени обеспечивается только при условии защиты частных 

прав каждого, как это установлено общим правом. В таких и в сходных 

делах только законодательный орган может и действительно доста-

точно часто вмешивается и заставляет частное лицо уступить. Но как 

он вмешивается и принуждает? Нет, не лишая полностью человека 

1

  Blackstone W. Commentaries on the Laws of England. Oxford: Printed at the Clarendon 

Press, 1765–1769. Vol. 1. P. 134 (http://avalon.law.yale.edu/subject_menus/blackstone.asp).


background image

Глава четвертая. Общее право

345

его собственности, совершая произвол, но предоставляя ему полное 

возмещение за тот ущерб, который ему причинен»

1

Подводя итог исследования права собственности, У. Блэкстон 

отмечал: «Нет ничего, что столь поражает воображение всех и так 

возбуждает страсти человечества, как право собственности, – это 

исключительное и деспотически осуществляемое владение, которое 

человек заявляет и осуществляет в отношении внешних вещей этого 

мира, полностью исключая право на эти вещи каких-либо других лиц, 

сколько бы их ни было во Вселенной»

2

.

У. Блэкстон был сторонником демократических начал организа-

ции политической власти. И неудивительно, что через несколько лет 

многие его идеи были подхвачены в ходе начавшейся американской 

революции

3

.

Прежде всего речь идет о системе сдержек и противовесов как ме-

ханизма ограничения власти. 

«Во всех тиранических правительствах, – писал он, – верховная 

власть или право принимать и исполнять законы предоставляется 

одному и тому же человеку либо одному и тому же собранию людей; 

там, где эти две власти соединены, нет публичной свободы. Вер-

ховная власть может принимать тиранические законы и столь же 

тиранически их исполнять… Но там, где законодательная и испол-

нительная власти разделены, первая должна заботиться о том, чтобы 

не наделять последнюю таким большим объемом прав, которые могут 

привести к ограничению ее собственной независимости и свободы 

подданных»

4

.

Но удержать власть от деспотии только системой сдержек и проти-

вовесов невозможно. Необходимо опереться на тот фундамент обще-

ственного устройства, «который называют этикой или естественным 

правом». Естественное право, по словам У. Блэкстона, – это «совре-

менник человеческого рода, оно продиктовано самим Богом, и по-

этому оно имеет бóльшую обязательную силу, чем что-либо другое». 

1

  Blackstone W. Op. cit. P. 135.

2

  Ibid. P. 2.

3

  В этой связи следует отметить, что в американских колониях было продано не мень-

ше экземпляров книги У. Блэкстона, чем на Британских островах. См.: Burke E. Speech 

on Moving His Resolutions for Conciliation with the Colonies. Mar. 22, 1775 // The Works of 

the Right Honorable Edmund Burke.

4

  Blackstone W. Op. cit. Vol. 1. P. 142.