Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 3956
Скачиваний: 3
401
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЕ ПРАВО
Глава шестая. Латиноамериканское право
Особое место в семье христианского права занимает латиноаме-
риканское право, действующее в пределах бывших колоний Испании
и Португалии. В настоящее время оно охватывает около 20 государств
Латинской Америки с населением свыше 569 млн человек (по оценкам
2008 г.). В их числе такие крупные государства, как Бразилия и Мек-
сика, Аргентина и Перу, Колумбия и Венесуэла, Чили и Боливия,
и такие страны, которые начинают занимать все более видное место
в современном мире, как Парагвай, Уругвай, Панама, Никарагуа, Эк-
вадор, Сальвадор, Коста-Рика, Гондурас, Гватемала, Доминиканская
Республика
1
.
Латиноамериканское право представляет собой уникальный сплав
разных правовых традиций: аборигенного и романо-германского, об-
щего и социалистического права, что дает основание для его обособ-
ления в отдельную семью правовых систем.
Параграф первый. История формирования латиноамериканского права
Первый источник латиноамериканского права – аборигенное пра-
во, которое формировалось на протяжении нескольких тысячелетий.
Это было право многочисленных индейских племен, которые населяли
земли Северной, Центральной и Южной Америки и создали несколь-
ко удивительно ярких цивилизаций – цивилизаций майя, тольтеков,
ацтеков, инков и др.
2
1
За рамками латиноамериканского права остаются те государства, чьи правовые
системы относятся к другим правовым семьям. В частности, Куба сохраняет социали-
стическое право, в Белизе, Гайане, других бывших британских колониях Карибского
бассейна остаются в силе традиции общего права.
2
Высокий уровень цивилизации был во многих частях Центральной и Южной Аме-
рики. В этом отношении особый интерес представляет рукопись Гаспара де Кархаваля
«Повествование об открытии реки Амазонок». Рассказывая о путешествии Франсиско
Орильяны, он описывал большие поселения, протянувшиеся на многие лиги вдоль бе-
регов Амазонки, правивших там касиков (вождей), действовавшие в них обычаи. Это,
несомненно, свидетельство высокого уровня цивилизации в том регионе, который мно-
гие географы и историки традиционно относят к числу самых отсталых.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
402
В подтверждение приведу описание Э. Кортеса одной из провин-
ций империи ацтеков: «Город тот настолько огромен и удивителен,
что хотя я опускаю многое из того, что мог бы рассказать, но даже
то немногое, что скажу, почти невероятно: он намного больше Гра-
нады и куда лучше укреплен, а здания там такие же великолепные,
и народу проживает куда больше, нежели было в Гранаде, когда ее
покорили, и он куда лучше обеспечен плодами земными – хлебом,
птицей и дичью, речною рыбой и всяческими овощами… В провинции
оной много обширных, красивых долин, и все они хорошо возделаны
и засеяны, так что места пустого не найдешь, по окружности же она
насчитывает более девяноста лиг. Порядок, какой они установили
и какого придерживаются в правлении, похож на то, как правят в Ве-
неции и Генуе или Пизе, ибо тут нет одного господина над всеми…
а ежели надо вести войну, все они объединяются и все вместе отдают
приказы и распоряжения… У них есть своего рода суды, дабы карать
преступников… Много индейцев мы видели в темницах… их держат
там за кражи и другие злодеяния»
1
.
Еще более яркими были описания столицы империи ацтеков –
Теночтитлана с его дворцами, парками, «столь дивно устроенными»,
что было невозможно передать их красоту и великолепие словами.
В Испании, продолжал Кортес, не было «ничего равного».
Изумление вызывал и образ жизни Теночтитлана: «Жители сего
города отличаются учтивостью и изяществом в одежде и манерах…
здешний обиход и обращение почти не уступают образу жизни в Ис-
пании, благоустройства и порядка здесь не меньше, и как подумаешь,
что народ здесь дикий и столь далекий от познания Господа и от обще-
ния с другими разумными народами, то можно лишь дивиться, сколь
разумно здесь все устроено».
В империи ацтеков была создана хорошо продуманная система
управления. Куда бы ни посылал ее правитель «своих гонцов, за двести
лиг в одну и другую сторону от столицы, всюду его приказы испол-
нялись, хотя посреди его земель было несколько провинций, с кои-
ми он вел войну… Во всех владениях… у него стояли войска, и в них
были его люди, были также его наместники и сборщики повинностей
и дани, причитавшихся с каждой провинции; и всему, что каждый
1
Кортес Э. Второе послание императору Карлу V, писанное в Сегура-де-ла-Фрон-
тера 30 октября 1520 г. // http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Kortes/text1.phtml?id=750.
Глава шестая. Латиноамериканское право
403
обязан доставить, велись счет и запись, ибо у них есть буквы и разные
понятные им знаки, которые пишут на изготовляемой здесь бумаге.
Каждая из провинций несла повинность особого рода, соответственно
свойствам ее земель, так что Моктесуме доставляли все, что в оных
провинциях имелось. А боялись его и в столице и вне ее так сильно,
как ни одного государя в мире не боятся»
1
.
Археологические данные, расшифрованные памятники письмен-
ности (в частности, майя), свидетельства испанских и португальских
конкистадоров и летописцев, дошедшие до наших дней индейские
предания раскрывают многие черты правового устройства доколум-
бовой Америки.
Наиболее полно сохранились свидетельства о правопорядке древ-
них инков, оставленные испанскими конкистадорами и летописцами
первых лет испанского правления
2
. В их ряду особого внимания заслу-
живает книга Гарсиаласо де ла Вега.
Описывая империю инков, он выделял несколько моделей пра-
вовой организации, существовавших до ее создания:
«Правил тот, кто решался на это и имел достаточно духу, что-
бы командовать всеми остальными, а став господином, он тиранил
и жестоко обращался с вассалами, заставляя их служить себе как
рабов… Так появилось множество господ и царьков, среди кото-
рых иногда встречались и хорошие, которые хорошо обращались
со своими и поддерживали мир и справедливость: таких за их доброту
и благородство индейцы по наивности почитали богами, поскольку
видели, что они были отличными и совсем другими, чем множество
иных тиранов. В других местах они жили без господ, которые бы пра-
вили и командовали ими; они не умели образовать у себя государство,
чтобы в их жизнь пришли порядок и согласие; в своей простоте они
жили как овцы, не творя ни зла, ни добра, и происходило это больше
из-за их невежества и отсутствия злого умысла, чем из-за избытка
доброй воли»
3
.
1
Кортес Э. Второе послание императору Карлу V, писанное в Сегура-де-ла-Фрон-
тера 30 октября 1520 г.
2
См.: Херес Ф. Завоевание Перу и провинции Куско // Хроники открытия Аме-
рики. 500 лет. М.: Наследие, 1998; Сарате А. Открытие и завоевание Перу // Там же;
де Сьеса де Леон П
. Хроника Перу // http://www.vostlit.info/Texts/ Dokumenty/Spain/
XVI/1540_1560 /Pedro_Cieza_de_Leon/text11.htm.
3
Вега И.Г. де ла. История государства инков. М., 1974. С. 36–37.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
404
Новый порядок был установлен инками – детьми Солнца. В древ-
ней легенде, сохраненной в летописи Гарсиаласо де ла Вега, это со-
бытие представлено так:
«Наш отец Солнце, видя людей такими… огорчился, и проникся
к ним сожалением, и направил он с неба на землю одного сына и одну
дочь из своих детей, чтобы они наставили бы их на путь познания на-
шего отца Солнца… дали им заветы и законы, с которыми они жили
бы как здравомыслящие и благовоспитанные люди, чтобы они жили
в населенных селениях и домах, умели бы обрабатывать землю, выра-
щивать растения и злаки, растить скот и пользоваться им и плодами
земли как разумные люди, а не как звери… Напоследок он сказал
им: когда вы приведете этих людей к нашему служению, защищайте
разум и справедливость с сочувствием, милосердием и благодушием,
выполняя во всем обязанности почтительного отца к своим нежным
и любимым детям, подражая и уподобляясь мне, приносящему всему
миру добро»
1
.
Исполняя этот завет, первый король инков Манко Капак дал своей
стране законы, которые должны были сделать ее счастливой. Он учил
своих подданных не только возделывать земли, строить дома, про-
водить оросительные каналы, но «обучал их благовоспитанности,
содружеству и братству, которые они должны были проявлять в от-
ношениях друг с другом, в соответствии с тем, чему учили их разум
и закон природы… Он ввел смертную казнь для прелюбодеев, убийц
и воров. Приказал иметь не более одной жены, и чтобы женились они
среди своих, не смешивали бы роды, и чтобы женились после двадцати
лет и старше, чтобы они уже могли бы сами управлять своими дома-
ми и работать в своих поместьях… Для каждого селения или племе-
ни, которые он подчинил, он избрал курак, что означает… господин
вассалов; он выбирал их исходя из их достоинств – того, кто больше
трудился для покорения индейцев, проявив себя более приветливым,
мягким и благочестивым человеком, большим другом к общему доб-
ру… Вместе с этими заветами и правилами он обучал их божественному
культу своего идолопоклонства. Он указал место для возведения храма
Солнцу, где ему будут приносить жертвы, убедив их в том, чтобы они
почитали его как главного бога…»
2
1
Вега И.Г. де ла. Указ. соч. С. 43.
2
Там же. С. 56–57.
Глава шестая. Латиноамериканское право
405
Но в дальнейшем, продолжал Гарсиаласо де ла Вега, правители
инков забыли о божественных заповедях и стали тиранами в своей
собственной стране. За это расплатой стало нашествие испанских
конкистадоров.
А начало ему было положено великим Христофором Колумбом,
открывшим в 1492 г. Новый Свет. Это открытие вызвало ожесточен-
ную борьбу между Испанией и Португалией. Каждая из них претен-
довала на новые земли, которые к тому времени еще не были даже
открыты. Спор был разрешен по Тордесильясскому договору 1494 г.
Согласно этому документу к Португалии перешли все территории
к востоку от островов Зеленого мыса на протяжении 370 лиг (около
2000 км) вдоль воображаемой линии, идущей от одного полюса к дру-
гому. К Испании перешли земли, расположенные восточнее этой
линии
1
: Карибские острова, Центральная Америка, значительные
территории Северной и Южной Америки.
Процесс колонизации шел стремительно. В 1502 г. испанцы созда-
ли на Эспаньоле (острове Гаити) первое поселение. В течение десяти
лет поселения были основаны на Ямайке, Тринидаде, Кубе, других
Карибских островах. В 1519–1521 гг. конкистадоры Э. Кортеса захва-
тили империю ацтеков. В 1532–1533 гг. пала великая империя инков.
В течение нескольких лет под владычество Испании перешли зем-
ли современных Венесуэлы, Колумбии, Аргентины, Чили, Уругвая,
других государств Южной и Центральной Америки. И только земли
современной Бразилии остались за Португалией.
Огромные колониальные владения Испании были разделены на два
вице-королевства. В состав вице-королевства Новой Испании, создан-
ного в 1535 г., вошли территории Северной и Центральной Америки,
а также острова Карибского бассейна. В вице-королевство Перу вошли
земли Южной Америки. Впоследствии из его состава были выделены
два новых вице-королевства – Новая Гранада (1718 г.) и Рио-де-ла-
Плата (1776 г.).
Вице-королевства были разделены на провинции, во главе которых
стояли губернаторы, которые назначались, как и вице-короли, королем
Испании. При губернаторах формировались особые судебные кол-
легии (audencia), наделенные правом рассматривать судебные споры
1
Договоренности о разделе новых земель были достаточно условны. Оба государ-
ства стремились к захвату как можно большего числа земель, не обращая внимания
на взаимные обязательства.