Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 3956

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

401

ГЛАВА ШЕСТАЯ. ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЕ ПРАВО

Глава шестая. Латиноамериканское право

Особое место в семье христианского права занимает латиноаме-

риканское право, действующее в пределах бывших колоний Испании 

и Португалии. В настоящее время оно охватывает около 20 государств 

Латинской Америки с населением свыше 569 млн человек (по оценкам 

2008 г.). В их числе такие крупные государства, как Бразилия и Мек-

сика, Аргентина и Перу, Колумбия и Венесуэла, Чили и Боливия, 

и такие страны, которые начинают занимать все более видное место 

в современном мире, как Парагвай, Уругвай, Панама, Никарагуа, Эк-

вадор, Сальвадор, Коста-Рика, Гондурас, Гватемала, Доминиканская 

Республика

1

.

Латиноамериканское право представляет собой уникальный сплав 

разных правовых традиций: аборигенного и романо-германского, об-

щего и социалистического права, что дает основание для его обособ-

ления в отдельную семью правовых систем.

Параграф первый. История формирования латиноамериканского права

Первый источник латиноамериканского права – аборигенное пра-

во, которое формировалось на протяжении нескольких тысячелетий. 

Это было право многочисленных индейских племен, которые населяли 

земли Северной, Центральной и Южной Америки и создали несколь-

ко удивительно ярких цивилизаций – цивилизаций майя, тольтеков, 

ацтеков, инков и др.

2

1

  За рамками латиноамериканского права остаются те государства, чьи правовые 

системы относятся к другим правовым семьям. В частности, Куба сохраняет социали-

стическое право, в Белизе, Гайане, других бывших британских колониях Карибского 

бассейна остаются в силе традиции общего права.

2

  Высокий уровень цивилизации был во многих частях Центральной и Южной Аме-

рики. В этом отношении особый интерес представляет рукопись Гаспара де Кархаваля 

«Повествование об открытии реки Амазонок». Рассказывая о путешествии Франсиско 

Орильяны, он описывал большие поселения, протянувшиеся на многие лиги вдоль бе-

регов Амазонки, правивших там касиков (вождей), действовавшие в них обычаи. Это, 

несомненно, свидетельство высокого уровня цивилизации в том регионе, который мно-

гие географы и историки традиционно относят к числу самых отсталых.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

402

В подтверждение приведу описание Э. Кортеса одной из провин-

ций империи ацтеков: «Город тот настолько огромен и удивителен, 

что хотя я опускаю многое из того, что мог бы рассказать, но даже 

то немногое, что скажу, почти невероятно: он намного больше Гра-

нады и куда лучше укреплен, а здания там такие же великолепные, 

и народу проживает куда больше, нежели было в Гранаде, когда ее 

покорили, и он куда лучше обеспечен плодами земными – хлебом, 

птицей и дичью, речною рыбой и всяческими овощами… В провинции 

оной много обширных, красивых долин, и все они хорошо возделаны 

и засеяны, так что места пустого не найдешь, по окружности же она 

насчитывает более девяноста лиг. Порядок, какой они установили 

и какого придерживаются в правлении, похож на то, как правят в Ве-

неции и Генуе или Пизе, ибо тут нет одного господина над всеми… 

а ежели надо вести войну, все они объединяются и все вместе отдают 

приказы и распоряжения… У них есть своего рода суды, дабы карать 

преступников… Много индейцев мы видели в темницах… их держат 

там за кражи и другие злодеяния»

1

.

Еще более яркими были описания столицы империи ацтеков – 

Теночтитлана с его дворцами, парками, «столь дивно устроенными», 

что было невозможно передать их красоту и великолепие словами. 

В Испании, продолжал Кортес, не было «ничего равного».

Изумление вызывал и образ жизни Теночтитлана: «Жители сего 

города отличаются учтивостью и изяществом в одежде и манерах… 

здешний обиход и обращение почти не уступают образу жизни в Ис-

пании, благоустройства и порядка здесь не меньше, и как подумаешь, 

что народ здесь дикий и столь далекий от познания Господа и от обще-

ния с другими разумными народами, то можно лишь дивиться, сколь 

разумно здесь все устроено».

В империи ацтеков была создана хорошо продуманная система 

управления. Куда бы ни посылал ее правитель «своих гонцов, за двести 

лиг в одну и другую сторону от столицы, всюду его приказы испол-

нялись, хотя посреди его земель было несколько провинций, с кои-

ми он вел войну… Во всех владениях… у него стояли войска, и в них 

были его люди, были также его наместники и сборщики повинностей 

и дани, причитавшихся с каждой провинции; и всему, что каждый 

1

  Кортес Э. Второе послание императору Карлу V, писанное в Сегура-де-ла-Фрон-

тера 30 октября 1520 г. // http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Kortes/text1.phtml?id=750.


background image

Глава шестая. Латиноамериканское право

403

обязан доставить, велись счет и запись, ибо у них есть буквы и разные 

понятные им знаки, которые пишут на изготовляемой здесь бумаге. 

Каждая из провинций несла повинность особого рода, соответственно 

свойствам ее земель, так что Моктесуме доставляли все, что в оных 

провинциях имелось. А боялись его и в столице и вне ее так сильно, 

как ни одного государя в мире не боятся»

1

Археологические данные, расшифрованные памятники письмен-

ности (в частности, майя), свидетельства испанских и португальских 

конкистадоров и летописцев, дошедшие до наших дней индейские 

предания раскрывают многие черты правового устройства доколум-

бовой Америки.

Наиболее полно сохранились свидетельства о правопорядке древ-

них инков, оставленные испанскими конкистадорами и летописцами 

первых лет испанского правления

2

. В их ряду особого внимания заслу-

живает книга Гарсиаласо де ла Вега. 

Описывая империю инков, он выделял несколько моделей пра-

вовой организации, существовавших до ее создания:

«Правил тот, кто решался на это и имел достаточно духу, что-

бы командовать всеми остальными, а став господином, он тиранил 

и жестоко обращался с вассалами, заставляя их служить себе как 

рабов… Так появилось множество господ и царьков, среди кото-

рых иногда встречались и хорошие, которые хорошо обращались 

со своими и поддерживали мир и справедливость: таких за их доброту 

и благородство индейцы по наивности почитали богами, поскольку 

видели, что они были отличными и совсем другими, чем множество 

иных тиранов. В других местах они жили без господ, которые бы пра-

вили и командовали ими; они не умели образовать у себя государство, 

чтобы в их жизнь пришли порядок и согласие; в своей простоте они 

жили как овцы, не творя ни зла, ни добра, и происходило это больше 

из-за их невежества и отсутствия злого умысла, чем из-за избытка 

доброй воли»

3

.

1

  Кортес Э. Второе послание императору Карлу V, писанное в Сегура-де-ла-Фрон-

тера 30 октября 1520 г. 

2

  См.: Херес Ф. Завоевание Перу и провинции Куско // Хроники открытия Аме-

рики. 500 лет. М.: Наследие, 1998; Сарате А. Открытие и завоевание Перу // Там же; 

де Сьеса де Леон П

. Хроника Перу // http://www.vostlit.info/Texts/ Dokumenty/Spain/

XVI/1540_1560 /Pedro_Cieza_de_Leon/text11.htm.

3

  Вега И.Г. де ла. История государства инков. М., 1974. С. 36–37.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

404

Новый порядок был установлен инками – детьми Солнца. В древ-

ней легенде, сохраненной в летописи Гарсиаласо де ла Вега, это со-

бытие представлено так:

«Наш отец Солнце, видя людей такими… огорчился, и проникся 

к ним сожалением, и направил он с неба на землю одного сына и одну 

дочь из своих детей, чтобы они наставили бы их на путь познания на-

шего отца Солнца… дали им заветы и законы, с которыми они жили 

бы как здравомыслящие и благовоспитанные люди, чтобы они жили 

в населенных селениях и домах, умели бы обрабатывать землю, выра-

щивать растения и злаки, растить скот и пользоваться им и плодами 

земли как разумные люди, а не как звери… Напоследок он сказал 

им: когда вы приведете этих людей к нашему служению, защищайте 

разум и справедливость с сочувствием, милосердием и благодушием, 

выполняя во всем обязанности почтительного отца к своим нежным 

и любимым детям, подражая и уподобляясь мне, приносящему всему 

миру добро»

1

.

Исполняя этот завет, первый король инков Манко Капак дал своей 

стране законы, которые должны были сделать ее счастливой. Он учил 

своих подданных не только возделывать земли, строить дома, про-

водить оросительные каналы, но «обучал их благовоспитанности, 

содружеству и братству, которые они должны были проявлять в от-

ношениях друг с другом, в соответствии с тем, чему учили их разум 

и закон природы… Он ввел смертную казнь для прелюбодеев, убийц 

и воров. Приказал иметь не более одной жены, и чтобы женились они 

среди своих, не смешивали бы роды, и чтобы женились после двадцати 

лет и старше, чтобы они уже могли бы сами управлять своими дома-

ми и работать в своих поместьях… Для каждого селения или племе-

ни, которые он подчинил, он избрал курак, что означает… господин 

вассалов; он выбирал их исходя из их достоинств – того, кто больше 

трудился для покорения индейцев, проявив себя более приветливым, 

мягким и благочестивым человеком, большим другом к общему доб-

ру… Вместе с этими заветами и правилами он обучал их божественному 

культу своего идолопоклонства. Он указал место для возведения храма 

Солнцу, где ему будут приносить жертвы, убедив их в том, чтобы они 

почитали его как главного бога…»

2

 

1

  Вега И.Г. де ла. Указ. соч. С. 43.

2

  Там же. С. 56–57.


background image

Глава шестая. Латиноамериканское право

405

Но в дальнейшем, продолжал Гарсиаласо де ла Вега, правители 

инков забыли о божественных заповедях и стали тиранами в своей 

собственной стране. За это расплатой стало нашествие испанских 

конкистадоров.

А начало ему было положено великим Христофором Колумбом, 

открывшим в 1492 г. Новый Свет. Это открытие вызвало ожесточен-

ную борьбу между Испанией и Португалией. Каждая из них претен-

довала на новые земли, которые к тому времени еще не были даже 

открыты. Спор был разрешен по Тордесильясскому договору 1494 г. 

Согласно этому документу к Португалии перешли все территории 

к востоку от островов Зеленого мыса на протяжении 370 лиг (около 

2000 км) вдоль воображаемой линии, идущей от одного полюса к дру-

гому. К Испании перешли земли, расположенные восточнее этой 

линии

1

: Карибские острова, Центральная Америка, значительные 

территории Северной и Южной Америки. 

Процесс колонизации шел стремительно. В 1502 г. испанцы созда-

ли на Эспаньоле (острове Гаити) первое поселение. В течение десяти 

лет поселения были основаны на Ямайке, Тринидаде, Кубе, других 

Карибских островах. В 1519–1521 гг. конкистадоры Э. Кортеса захва-

тили империю ацтеков. В 1532–1533 гг. пала великая империя инков. 

В течение нескольких лет под владычество Испании перешли зем-

ли современных Венесуэлы, Колумбии, Аргентины, Чили, Уругвая, 

других государств Южной и Центральной Америки. И только земли 

современной Бразилии остались за Португалией. 

Огромные колониальные владения Испании были разделены на два 

вице-королевства. В состав вице-королевства Новой Испании, создан-

ного в 1535 г., вошли территории Северной и Центральной Америки, 

а также острова Карибского бассейна. В вице-королевство Перу вошли 

земли Южной Америки. Впоследствии из его состава были выделены 

два новых вице-королевства – Новая Гранада (1718 г.) и Рио-де-ла-

Плата (1776 г.).

Вице-королевства были разделены на провинции, во главе которых 

стояли губернаторы, которые назначались, как и вице-короли, королем 

Испании. При губернаторах формировались особые судебные кол-

легии (audencia), наделенные правом рассматривать судебные споры 

1

  Договоренности о разделе новых земель были достаточно условны. Оба государ-

ства стремились к захвату как можно большего числа земель, не обращая внимания 

на взаимные обязательства.