Файл: Shashkova_I_M_Sportivnoe_pravo.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 1189

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

физической  культурой  (спортивные  площадки,  теннисные  корты,  физкультурно-
оздоровительные комплексы (ФОК) и т. д.). 

 
2.  Финансирование  физической  культуры  и  спорта.  Спонсорство  и 

попечительство  в  сфере  спорта.  Налогообложение  в  сфере  физической  культуры  и 
спорта. 

К расходным обязательствам государства в сфере физической культуры и спорта 

относятся: 

-  материально-техническое  обеспечение,  в  том  числе  обеспечение  спортивной 

экипировкой,  финансовое,  научно-методическое,  медико-биологическое,  медицинское  и 
антидопинговое  обеспечение  основного  и  резервного  составов  спортивных  сборных 
национальных  команд,  а  также  участие  в  их  подготовке  к  международным  спортивным 
соревнованиям, Олимпийским играм и обеспечение их участия в таких соревнованиях; 

-  подготовка,  переподготовка  и  повышение  квалификации  кадров  физической 

культуры и спорта; 

-  обеспечение  спортивных  сборных  национальных  команд  спортсменов-

инвалидов,  в  том  числе  финансирование  их  подготовки  к  общенациональным  и 
международным  спортивным  соревнованиям,  Паралимпийским  играм,  Всемирным 
специальным олимпийским играм и участия в таких соревнованиях; 

организация  и  проведение  межрегиональных  и  общенациональных 

официальных физкультурных мероприятий; 

- участие в организации межрегиональных, общенациональных и международных 

спортивных мероприятий; 

-  осуществление  мер,  направленных  на  противодействие  использованию 

допинговых средств и (или) методов членами спортивных сборных национальных команд; 

- обеспечение деятельности государственного национального центра спортивной 

подготовки, научных учреждений, научных организаций в области физической культуры 
и спорта; 

-  обеспечение  проведения  научных  исследований  государственного  значения  в 

области  физической  культуры  и  спорта,  в  том  числе  в  области  разработки  спортивных 
изделий; 

-  осуществление  пропаганды  физической  культуры,  спорта  и  здорового  образа 

жизни; 

-  обеспечение  подготовки  граждан  допризывного  и  призывного  возраста  по 

военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта; 

- реализация программ развития физической культуры и спорта в государстве,  в 

том числе строительство и реконструкция объектов спорта; 

- осуществление иных мероприятий и программ. 
К  расходным  обязательствам  органов  исполнительной  власти  административно-

территориальных образований относятся: 

-  организация  и  осуществление  региональных  программ  и  проектов  и 

межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта; 

-  организация  проведения  региональных  официальных  физкультурных  и 

спортивных  мероприятий  и  межмуниципальных  официальных  физкультурных  и 
спортивных мероприятий; 

- обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки; 
-  материально-техническое  обеспечение,  в  том  числе  обеспечение  спортивной 

экипировкой,  финансовое,  научно-методическое,  медико-биологическое,  медицинское  и 
антидопинговое 

обеспечение 

спортивных 

сборных 

команд 

административно-

территориальных  образований,  в  том  числе  обеспечение  их  подготовки  к 
межрегиональным,  общенациональным  и  международным  спортивным  соревнованиям  и 
их участия в таких спортивных соревнованиях; 


background image

-  обеспечение  развития  физической  культуры  и  спорта  инвалидов  и  лиц  с 

ограниченными возможностями здоровья; 

- обеспечение иных мероприятий и программ. 
Органы исполнительной власти административно-территориальных образований 

за  счет  своих  бюджетных  средств  вправе  обеспечивать  мероприятия  по  подготовке 
спортивных  сборных  национальных  команд  к  международным  спортивным 
соревнованиям  и  участию  в  таких  спортивных  соревнованиях,  если  в  таких  спортивных 
соревнованиях 

участвуют 

спортсмены 

этих 

административно-территориальных 

образований,  а  также  обеспечивать  иные  мероприятия,  связанные  с  участием  органов 
исполнительной власти административно-территориальных образований в осуществлении 
переданных  полномочий  в  области  физической  культуры  и  спорта  в  соответствии  с 
Законом. 

Спонсорством 

признается 

оказание 

по 

согласованию 

с 

местными 

исполнительными  комитетами  добровольной  материальной  поддержки  или  бесплатных 
услуг юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность в целях: 

-  поддержки  программы  развития  науки,  культуры,  искусства,  спорта, 

здравоохранения,  социальной  опеки  и  попечительства,  включая  цели  социальной 
реабилитации    безработных,   инвалидов   и иных  лиц,  которые  в  силу  своих  физических 
или  интеллектуальных  особенностей,  иных  обстоятельств  неспособны  реализовать  свои 
права и законные интересы; 

-  поддержки  программы  осуществления    работ  по  благоустройству  и  охране 

окружающей среды; 

-  поддержки  программы  осуществления  работ  по  охране  и  реставрации 

памятников истории, природы, архитектуры, культуры и искусства; 

- поддержки иной социально-полезной деятельности и программ. 
Спонсорами могут быть: 
- хозяйствующие  субъекты Республики Беларусь, имеющие  права  юридического 

лица или их не имеющие; 

-  общественные  организации,  религиозные  центры  или  религиозные  общины, 

если это не противоречит их уставам и положениям; 

- граждане Республики Беларусь; 
-  юридические  и  физические  лица  иностранных  государств,  а  также 

международные организации. 

Оказывающие  спонсорскую  поддержку  обращаются  в  местные  исполнительные 

органы  с  заявлением,  в  котором  указываются  цели  и  способ  реализации  спонсорской 
поддержки.  Заявление спонсора рассматривают Комитет по антимонопольной политике и 
развитию  предпринимательства  и  Комитет  по  экономике  и  рыночным  отношениям.  В 
заключении    о    признании  спонсорской  поддержки  учитывается  соблюдение  спонсором 
финансовой    и  налоговой  дисциплины,    иных  законодательных  актов,  действующих  на 
территории Республики Беларусь. 

Спонсоры оказывают спонсорскую поддержку: 
- путем  передачи  денег  или материальных ценностей получателю спонсорской 

поддержки; 

-  путем  оказания   бесплатных  услуг  получателю  спонсорской поддержки; 
-  путем  предоставления  принадлежащего  им  имущества  в  пользование 

получателя спонсорской поддержки. 

Спонсорская поддержка может оказываться иными  не  запрещенными законами 

Республики Беларусь способами. 

Спонсорская  поддержка    оказывается    безвозмездно    и    на    основе  взаимного 

доверия. 

Спонсоры могут самостоятельно осуществлять  контроль  за  ходом выполнения 

условий договора о спонсорской помощи. 


background image

Информация  о  спонсорах  в  средствах  массовой  информации,  а  также  другим 

юридическим  и  физическим  лицам  предоставляется  только  с согласия спонсора. 

Государство  обеспечивает  целевое  выделение  государственных  бюджетных 

средств  на  капитальные  вложения  для  укрепления  и  развития  материально-технической 
базы  организаций  физической  культуры  и  спорта  в  соответствии  с  инвестиционными 
программами и действующим законодательством. 

В целях привлечения внебюджетных инвестиций в сферу физической культуры и 

спорта государство предусматривает преференции и льготы предприятиям, учреждениям 
и организациям независимо от их организационно-правовой формы, а также физическим 
лицам,  инвестирующим  в  развитие  физической  культуры  и  спорта  в  государстве. 
Характер,  размеры  и  порядок  предоставления  этих  преференций  и  льгот  определяются 
законодательством. 

Физкультурно-спортивные  организации,  осуществляющие  деятельность  в 

области физического воспитания, физической культуры и спорта, могут в соответствии с 
законодательством о налогах и сборах освобождаться от налогообложения, отчислений и 
сборов  в  бюджеты  всех  уровней,  в  том  числе  за  использование  трудовых  и  природных 
ресурсов, водных объектов. 

 
3.  Особенности  заключения  и  исполнения  гражданско-правовых  сделок  в 

сфере  физической  культуры  и  спорта.  Участие  субъектов  спортивных 
правоотношений в хозяйственной деятельности. 

Ряд вопросов гражданско-правового регулирования в сфере физической культуры 

и спорта и сегодня требует своего разрешения. С начала появления новых экономических 
условий образовываются спортивные отношения, которые либо не существовали в момент 
принятия  соответствующего  закона,  либо  не  были  учтены  законодателем,  когда  данный 
закон  принимался.  В  таком  случае  наблюдается  пробел  в  законодательстве,  который 
требует  устранения.  В  процессе  осуществления  спортивной  деятельности  также 
возникают разногласия между участниками спортивных правоотношений. 

Отмеченные  обстоятельства,  а  также  недостаточность  освещения  в  науке 

вопросов  правового  регулирования  в  сфере  физической  культуры  и  спорта, 
необходимость  их  разрешения  в  значительной  степени  определили  необходимость 
проработки этой темы. 

Предполагается,  что  в  сфере  физической  культуры  и  спорта  многие  отношения 

вполне  могут  быть  разрешимы  с  помощью  применения  гражданско-правового 
регулирования.  Выработка  единого  подхода  и  закрепление  его  в  реформирующемся 
белорусском законодательстве имеет как теоретическое, так и практическое значение. 

Гражданское  право  представляет  собой  систему  правовых  норм,  регулирующих 

имущественные  и  связанные  с  ними  личные  неимущественные  отношения, 
основывающиеся  на  автономии  воли  и  имущественной  самостоятельности  участников 
таких отношений, характеризующиеся методом юридического равенства сторон. 

Представляется,  что  применение  гражданско-правовой  формы  договора  в  сфере 

физической  культуры  и  спорта  может  повысить  имущественную  ответственность  как 
спортивной организации, так и самого спортсмена, позволит более гибко предусматривать 
условия сотрудничества сторон и распределения доходов. 

Правоотношения  в  сфере  спорта  за  последнее  время  все  больше  приобретают 

договорную  форму,  и  Гражданский  кодекс  Республики  Беларусь  регламентирует 
отдельные  виды  обязательств,  вытекающих  из  заключения  сторонами  договоров 
различной  направленности.  Так,  в  практике  работы  физкультурно-спортивных 
организаций  наиболее  часто  приходится  сталкиваться  с  заключением  договоров  купли-
продажи, договоров аренды и договоров возмездного оказания услуг. 

Физкультурно-спортивные  организации, как юридические  лица,  так  и  граждане, 

осуществляющие  деятельность  в  сфере  физической  культуры  и  спорта,  в  частности 


background image

спортсмены, тренеры, судьи и другие  участники спортивных отношений как физические 
лица, являясь субъектами права, постоянно вступают в договорные отношения с другими 
юридическими  и  физическими  лицами.  Данные  отношения  также  регулируются 
гражданским законодательством Республики Беларусь. 

 
4.  Правовое  регулирование  строительства  и  эксплуатации  спортивных 

объектов (сооружений). 

Достаточный  уровень  обеспеченности  населенных  пунктов  физкультурно-

спортивными 

сооружениями 

определяется 

местными 

исполнительными 

и 

распорядительными органами на основе градостроительной документации. 

Эксплуатация  объектов  спорта  рекомендуется  только  в  целях  основной 

деятельности  по  проведению  спортивных  и  физкультурных  мероприятий,  оказанию 
физкультурно-оздоровительных услуг. 

Проведение массовых зрелищных мероприятий и ведение иной деятельности на 

объектах  спорта  допускаются  в  качестве  неосновной  деятельности.  Использования 
полученной  таким  образом  прибыли  рекомендуется  использовать  для  финансирования 
объектов спорта. 

Объекты спорта должны быть оборудованы информационными стендами и (или) 

табло, на которых размещены следующие документы: 

 

Общая  информация  об  объекте  спорта  -  информация  о  наименовании  и 

местонахождении спортивного объекта (данная информация должна быть предоставлена 
любым  способом,  предусмотренным  законодательством  Российской  Федерации  и 
обеспечивающим ее доступность для населения); 

 

Перечень основных услуг, предоставляемых на объекте спорта; 

 

Правила  и  условия  безопасного  предоставления  услуг  на  территории 

спортивного объекта; 

 

Правила поведения на спортивном объекте с целью исключения и снижения 

риска травматизма при оказании услуг (инструкция по правилам техники безопасности); 

 

Методика  и  программы  проведения  физкультурных  и  спортивных  занятий 

дополнительного  образования  (расписание  занятий),  утвержденные  руководителем 
учреждения; 

 

Порядок предоставления физкультурно-оздоровительных услуг; 

 

Перечень необходимых документов для  получения выбранного вида  услуг; 

медицинские противопоказания для соответствующих видов услуг; 

 

Информация  о  квалификации  персонала,  допущенного  к  оказанию 

физкультурно-оздоровительных или спортивных услуг; 

 

Должностная инструкция; 

 

Правила  посещений  специализированных  помещений  (спортивные  залы, 

бассейны, сауны и др.); 

 

Информация  об  оказываемых  социально  значимых  физкультурно-

оздоровительных услугах; 

 

Инструкция  по  эксплуатации  оборудования  (паспорт  техники),  снаряжения 

и инвентаря, используемого на объекте спорта; 

 

Инструкция противопожарной защиты и охраны труда; 

 

Закон "О защите прав потребителя"; 

 

Книга отзывов. 

Объект  спорта  должен  располагать  необходимым  числом  специалистов 

(тренеров-преподавателей  и  инструкторов  по  спорту)  в  соответствии  со  штатным 
расписанием. 

Каждый 

специалист 

должен 

иметь 

образование, 

квалификацию, 

профессиональную  подготовку,  соответствующие  занимаемой  должности,  обладать 
знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей. 


background image

Квалификацию  специалистов  следует  поддерживать  на  высоком  уровне 

постоянной  (периодической)  учебой  на  курсах  переподготовки  и  повышения 
квалификации или иными действенными способами. 

Специалисты  каждой  категории  должны  иметь  должностные  инструкции, 

устанавливающие их обязанности и права. 

Объект  спорта  должен  быть  оснащен  спортивным  оборудованием  и  инвентарем 

согласно соответствующим нормативно-правовым актам. 

Инспекционный  контроль  за  материально-техническим  оснащением  объекта 

спорта  должен  проводиться  в  соответствии  с  утвержденным  на  объекте  порядком 
ответственным должностным лицом. 

Физкультурно-оздоровительные  и  спортивные  услуги,  оказываемые  на  объекте 

спорта,  должны  соответствовать  ГОСТам.  Не  допускается  оказание  физкультурно-
оздоровительных  услуг  на  объектах  спорта,  на  которых  оказание  таких  услуг  является 
небезопасным. 

Объекты  спорта  должны  быть  обеспечены  всеми  средствами  коммунально-

бытового обслуживания. 

Объекты  спорта  должны  соответствовать  нормативно-правовым  документам, 

регламентирующим безопасность эксплуатации зданий и сооружений. 

При создании или реконструкции объектов спорта должно быть предусмотрено: 

o

 

Комплекс  мероприятий  (планировочные  решения,  технические  решения, 

специальные  материалы,  устройства  и  оборудование)  для  обеспечения  доступности  для 
инвалидов и других маломобильных групп населения; 

o

 

Обеспечение 

равнодоступности 

при 

оказании 

физкультурно-

оздоровительных  и  спортивных  услуг  для  инвалидов  и  других  маломобильных  групп 
населения; 

o

 

Объекты  спорта  должны  соответствовать  нормативно-правовым  нормам, 

регламентирующим  доступность  сооружений  для  инвалидов  и  других  маломобильных 
групп населения. 

Организация и проведение спортивных и физкультурных мероприятий, оказание 

физкультурно-оздоровительных  услуг  на  объектах  спорта  должно  предусматривать 
выполнение социально значимой работы с населением, а именно организацию занятий: 

- с детьми и подростками; 
- с инвалидами и другими маломобильными группами населения; 
- с привлекаемым или находящимся в штате сурдопереводчиком. 
Объем  и  характер  оказываемых  социально  значимых  физкультурно-

оздоровительных услуг населению определяется собственником объекта спорта. 

Социально  значимые  физкультурно-оздоровительные  услуги  населению  не 

должны рассматриваться как источник извлечения прибыли. 

На  объектах  спорта,  построенных  с  использованием  средств  государственного 

бюджета,  социально  значимая  работа  должна  проводиться  в  объеме,  по  возможности  на 
бесплатной основе. 

 
5. Правовые аспекты личного страхования спортсменов, судей и тренеров. 

Спортсмены,    судьи  и  тренеры,  участвующие  в  международных  и  городских 

спортивных соревнованиях и спортивных сборах подлежат обязательному страхованию от 
несчастного  случая.  Порядок  и  условия  страхования  по  виду  спорта  определяются 
законодательством  Республики  Беларусь    и  договором  (контрактом)  заключаемым  с 
организациями 

физкультурно-оздоровительной 

и 

спортивной 

направленности. 

Отношения, связанные со страхованием, регулируются положениями Закона Республики 
Беларусь  «Об  организации  страхования  в  Республике  Беларусь».  Договор  личного 
страхования  заключается  согласно  действующего  гражданского  законодательства  в 
Республике Беларусь.