Файл: Shashkova_I_M_Sportivnoe_pravo.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 1149

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Согласно  Постановления  межпарламентской  ассамблеи  государств-участников 

СНГ  от  31.05.2007  г.  №28-8  «О  модельном  законе»,  «О  профессиональном  спорте»  в 
случае  если  спортивными  федерациями  и  (или)  профессиональными  спортивными 
организациями будет принято такое решение, профессиональный спортивный клуб обязан 
помимо  обязательного  государственного  социального  страхования  осуществлять 
дополнительное  страхование  профессиональных  спортсменов  на  период  действия 
контракта  о  спортивной  деятельности  (медицинское  страхование  и  страхование  от 
несчастных  случаев  и  профессиональных  заболеваний).  Оба  вида  страхования  должны 
распространяться  как  на  территорию  государства,  так  и  на  зарубежные  страны,  а  также 
включать в себя, в частности, страховое покрытие в связи с поездками профессионального 
спортсмена  на  спортивные  соревнования  и  учебно-тренировочные  сборы,  в  связи  со 
спортивными рисками. Минимальные суммы страхового возмещения и иные минимально 
необходимые  условия  такого  дополнительного  страхования  определяются  спортивными 
федерациями и профессиональными спортивными организациями. Спортивная федерация 
или  профессиональная  спортивная  организация  вправе  не  допускать  профессионального 
спортсмена  до  спортивных  соревнований  в  том  случае,  если  профессиональный 
спортивный  клуб  не  заключил  необходимых  договоров  страхования,  предусмотренных 
нормативными правовыми актами, содержащими нормы спортивного законодательства. 

 
6.  Лотереи  и  тотализаторы  в  области  физической  культуры  и  спорта. 

Реклама  в  спорте.  Правовое  регулирование  телевизионных  и  иных  трансляций 
спортивных соревнований. 

Лотереи  и  тотализаторы  в  спорте

.  Исключительное  право  на  деятельность  по 

учреждению и проведению лотерей согласно Гражданскому  кодексу РБ от 07.12.1998 № 
218-З,  принадлежит  государству  и  в  установленном  порядке  осуществляется 
республиканскими  органами  государственного  управления,  местными  исполнительными 
и распорядительными органами, государственными юридическими лицами. 

Порядок  осуществления  лотерейной  деятельности  на  территории  РБ 

устанавливается Президентом Республики Беларусь. 

Лотерейная    деятельность  -  деятельность  республиканских  органов 

государственного  управления,  местных  исполнительных  и  распорядительных  органов, 
государственных юридических  лиц, а при реализации лотерей также и юридических лиц, 
на  решения  которых  может  влиять  государство,  владея  контрольным  пакетом  акций 
(долей,  вкладом,  паем)  или  иным  не  противоречащим  законодательству  образом,  по 
добровольному  привлечению  денежных  средств  юридических  и  физических    лиц 
посредством  учреждения и проведения  лотерей, за  участие  в которых взимается плата и 
часть поступивших средств разыгрывается между участниками в виде денежных, вещевых 
и иных выигрышей; 

- учредитель лотереи - республиканский орган государственного управления или 

местный  исполнительный  и  распорядительный  орган,  принявший  в  пределах  своей 
компетенции  решение  об  учреждении  лотереи,  утвердивший  условия  ее  проведения  и 
несущий ответственность за учреждение и проведение данной лотереи; 

-  организатор  лотереи  -  государственное  юридическое  лицо,  получившее 

специальное  разрешение  (лицензию)  на  лотерейную  деятельность,  действующее  в 
соответствии  с  решением  учредителя  лотереи,  являющееся  организатором  лотерейного 
процесса  (разработка  проекта  лотереи,  оплата  изготовленных  билетов,  заказ  и  оплата 
технических  средств  для  проведения  лотереи,  реализация  билетов  и    т.д.)  и  несущее 
предусмотренную  законодательством  ответственность  за  соответствие  проводимой 
лотереи  законодательству  и  условиям  лотереи,  а  также  за  результаты    финансово-
хозяйственной деятельности по ее проведению. 


background image

За  выдачу  указанного  специального  разрешения  (лицензии)  с  организатора 

лотереи  взимается  лицензионный  сбор  в  размере,  установленном  законодательными 
актами о лицензировании; 

Лотерейная  деятельность  включена  в  Перечень  видов  деятельности,  на 

осуществление 

которых 

требуются 

специальные 

разрешения 

(лицензии), 

и 

уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций. 
Выдачу лицензий на осуществление данного вида деятельности осуществляет Минфин. 

Реклама  в  спорте

.  Под  рекламой  в  спорте  понимается  информация  о  товарах, 

различных  видах  услуг  и  т.п.  с  целью  оповещения  потребителей  и  создания  спроса,  а 
также  распространения  сведений  о  чем-либо,  или  о  ком-либо  с  целью  создания 
популярности, паблисити (англ. - известность).  

Цели рекламы:  
1. Заинтересовать возможных клиентов.  
2.  Ознакомить  с  особенностями,  видами,  назначением  товаров,  услуг, 

мероприятий, их полезностью.  

3.  Убедить  людей  в  необходимости  купить  товар,  воспользоваться  услугами, 

посетить мероприятие и т.п.  

4. Сформулировать и поддержать опрос на товары и услуги.  
В  рекламе  подчеркиваются  выигрышные  качества  рекламируемого  товара  - 

современность, соответствие моде, эффективность, надежность, соответствие традициям, 
простота в использовании и дополнительные удобства. Можно считать, что в мире нет ни 
одной  вещи  абсолютно  бесполезной,  никому  не  нужной.  Следовательно,  нет  ни  одной 
вещи, которую нельзя продать, для этого необходимо: - выявить, кому эта вещь нужна  - 
определить,  в  каком  виде,  при  каких  условиях  и  за  какую  цену  эта  вещь  может  стать 
товаром,  т.е.  приобрести  товарную  стоимость  -  используя  вышеуказанные  сведения, 
придумать форму ―подачи‖ рекламируемого товара. Для  успеха рекламной деятельности 
применяются  следующие  методические  принципы:  -  учет  интересов  и  потребностей 
клиента,  в  том  числе  его  возраст,  пол,  социальное  положение,  культурный  уровень, 
общественное  положение  и  т.п.  -  оригинальность,  наглядность  (запоминаемость).  Этот 
принцип  предполагает  выбор  оригинальных,  нестандартных  решений,  неожиданных 
поворотов, ярких, запоминающихся образов, коротких, звучных определений. Это значит, 
что  рекламу  нужно  периодически  повторять  и  совершенствовать,  чтобы  потребитель 
сумел ее запомнить и осмыслить. Подразумевают соответствие рекламы действительным 
качествам товаров и услуг. Один раз обманутый клиент в последующем будет негативно 
относится  к  тому,  что  рекламируется.  Спортивные  организации  способны  зарабатывать 
достаточно  большие  средства  путем  рекламирования  товаров  и  услуг  по  заказам 
коммерческих предприятий. для этого используются различные формы и средства:  

1. Рекламные вставки во время телепередач.  
2. Выставление рекламных щитов на спортивных аренах.  
3. Помещение рекламных объявлений в спортивных газетах, журналах, буклетах, 

программах, на входных билетах и т.д.  

4. Участие спортсменов в рекламных передачах, их съемка в рекламных фильмах, 

видеоклипах и т.п.  

5. Заявления, одобрительные отзывы и характеристики популярных спортсменов 

и тренеров о продукции фирмы-спонсора.  

6.  Изображения  популярных  спортсменов  и  спортивной  символики  на  товарах 

или их упаковке.  

7.  Распространение  во  время  спортивных  мероприятий  рекламных  проспектов, 

значков, вымпелов и т.п., продажа товаров на спортивных базах и спортсооружениях.  

8.  Широкая  именная  информация  о  спонсорской  помощи  спортивным 

организациям.  


background image

9.  Выступление  спортсменов  в  одежде  или  с  инвентарем  с  опознавательными 

знаками спонсора. 

Немаловажным 

фактором, 

способствующим 

развитию 

лицензионной 

деятельности,  стало  телевидение,  максимально  расширившее  свою  аудиторию  за  счет 
новых  форм  (кабельное,  видео),  а  также  увеличения  объема  трансляций  спортивных 
мероприятий.  Благодаря  спортивному  лицензированию  фирмы  могут  существенно 
увеличить количество потребителей своей продукции. Кроме того, для многих спонсоров 
такое  лицензирование  дает  толчок  развитию  собственных  лицензионных  программ.  С 
другой  стороны,  благодаря  участию  спонсоров  в  спортивном  лицензировании  спорт 
получает  дополнительные  доходы.  Сегодня  многие  спортивные  организации  сетуют  на 
отсутствие  спонсоров  для  развития  своих  видов  спорта.  Такое  положение  в  некоторых 
видах  спорта  объясняется  тем,  что  данные  виды  спорта  не  транслируются  по 
телевидению,  а  представители  телевизионных  компаний  считают,  что  недостаточное 
телевещание  спорта  объясняется  низкими  рейтингами  спортивным  телепередач  и 
отсутствием рекламодателей и спонсоров. 

Правовое  регулирование  телевизионных  и  иных  трансляций  спортивных 

соревнований. 

В соответствии с п. 5 ст. 27 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 

2445-XII  «О  физической  культуре  и  спорте»  все  права  на  теле,  радио,  и  иные  способы 
трансляции  спортивных  соревнований  принадлежат  лицам,  проводящим  соревнования, 
если  иное  не  установлено  договором  между  лицами,  проводящими  соревнования,  и 
участниками  или  положением  о  проведении  спортивного  соревнования.  Вместе  с  тем, 
данная  формулировка  неверна  с  точки  зрения  законодательства  об  интеллектуальной 
собственности, поскольку в соответствии с Законом Республики Беларусь от 16.05.1996 № 
370-XIII  «Об  авторском  праве  и  смежных  правах»  все  права  принадлежат  лицу, 
создающему  такую  трансляцию,  т.е.  вещательной  организации,  которая  сама  такую 
трансляцию  осуществляла.   Правообладателем  всех  объектов  будет  являться  не 
организация, проводящая соревнования, а то лицо, которое непосредственно эти объекты 
создает. 

 

7.  Интеллектуальная  собственность  в  области  физической  культуры  и 

спорта. Личные неимущественные права в области физической культуры и спорта. 

Интеллектуальная собственность в спортивной сфере. 

Современный  спорт  это  не  только  сфера  больших  достижений  и  демонстрация 

больших  возможностей  человеческого  организма,  это  также  сфера  больших финансовых 
интересов.  Интеллектуальная  составляющая  на  сегодняшний  день  приобретает  особую 
значимость  в  этой  области,  поскольку  объекты  интеллектуальной  собственности, 
приносящие  огромные  доходы,  в  ней  не  только  создаются,  но  еще  и  активно 
используются.  В  последние  годы  спортивные  организации  начали  уделять  должное 
внимание вопросам интеллектуальной собственности. Однако иметь зарегистрированные 
изобретения,  товарные  знаки  и  промышленные  образцы  не  значит  реализовывать  свои 
интересы в этом направлении. 

Национальное  законодательство  об  интеллектуальной  собственности  состоит  

более чем 50 нормативно - правовых актов, основные положения которых  сосредоточены 
в  Гражданском  кодексе  Республики  Беларусь.    Они  детализируются  в  специальных 
законах.  Из  них  наиболее  близки  к  спортивной  сфере  Закон  «Об  авторском  праве  и 
смежных правах», а также Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 № 160-З «О патентах 
на  изобретения,  полезные  модели,  промышленные  образцы»,  самым  интересным 
объектом  которого  для  сферы  спорта  является  промышленный  образец  как  решение 
внешнего  вида  изделий.  Внимания  заслуживает  также  Закон  Республики  Беларусь  от 
05.02.1993  №  2181-XII  «О  товарных  знаках  и  знаках  обслуживания»,  регулирующий 
отношения  по  поводу  самых  дорогих  нематериальных  активов  любой  организации  -  все 
то, что сопровождает спортивную атрибутику, символику и их использование.  


background image

Что касается эффективности применения законодательства об интеллектуальной 

собственности  в  спортивной  сфере,  несмотря  на  наличие  сформированной  нормативной 
правовой  базы,  позволяющей  охранять  основные  объекты  интеллектуальной 
собственности,  подзаконные  акты  не  позволяют  активно  и  эффективно  использовать 
положения законов. Существуют проблемы подготовки кадров в сфере интеллектуальной 
собственности,  в  том  числе  и  применительно  к  спорту  Мало  иметь  написанный  закон, 
нужно еще обладать знаниями, чтобы его правильно применять.  

Согласно  Постановления  межпарламентской  ассамблеи  государств-участников 

СНГ от 31.05.2007 г. №28-8 «О модельном законе», «О профессиональном спорте».  

Профессиональному 

спортсмену, 

профессиональному 

тренеру, 

профессиональному 

судье 

и 

иному 

спортивному 

работнику, 

занятому 

в 

профессиональном  спорте,  создавшему  объект  интеллектуальной  собственности, 
принадлежат личные неимущественные права на такой объект и право на вознаграждение, 
размер, условия и порядок выплаты которого определяются договором между работником 
и  работодателем,  если  иное  не  установлено  законом.  Если  иное  не  предусмотрено 
контрактом о спортивной деятельности, профессиональный спортсмен, заключая контракт 
о  спортивной  деятельности,  безвозмездно  передает  профессиональному  спортивному 
клубу  все  права  на  использование  собственного  имени  и  изображения  в  связи  со  своим 
выступлением  за  профессиональный  спортивный  клуб.  За  спортивной  федерацией  и 
спортивным клубом закрепляется право на интеллектуальную собственность (спортивный 
календарь, спортивные атрибуты, коммерческие права). 

 
  

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

Тема  6.  Правовое  регулирование  взаимодействия  медицины  и 

спорта.  

Вопросы: 

1.  Основные  положения  спортивной  травматологии.  Судебно-медицинская 

травматологическая экспертиза. 

2. Методы и вещества, запрещенные в спорте. 
3.  Понятие  допинга.  История  борьбы  с  допингом.  Организации,  регулирующие 

применение  допинга.  Общие  положения  об  антидопинговой  политике  в  современном 
спорте.  Источники правового  регулирования  борьбы  с  допингом.  Допинговый контроль. 
Последствия использования допинга в спорте. 

 
1.  Основные  положения  спортивной  травматологии.  Судебно-медицинская 

травматологическая экспертиза. 

Медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, 

включает в себя: 

- систематический контроль за состоянием здоровья этих лиц; 
- оценку адекватности физических нагрузок этих лиц состоянию их здоровья; 
-  профилактику  и  лечение  заболеваний  этих  лиц  и  полученных  ими  травм,  их 

медицинскую реабилитацию; 

-  восстановление  их  здоровья  средствами  и  методами,  используемыми  при 

занятиях физической культурой и спортом. 

Организаторы  физкультурно-спортивных  мероприятий  не  вправе  допускать  к 

участию  в  них  лиц,  не  прошедших  медицинское  обследование  в  соответствующие 
нормативным  документам  сроки,  и  лиц,  по  результатам  медицинского  обследования  не 
имеющих допуска к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях. 

Организаторы 

физкультурно-спортивных 

мероприятий 

обеспечивают 

медицинской помощью их участников. 

Лица,  занимающиеся  физической  культурой  и  спортом,  проходят  обязательные 

начальные,  периодические  и  контрольные  медицинские  осмотры,  а  также  медицинские 
осмотры перед началом соревнований. 

Право  участвовать  в  соревнованиях  имеют  только  те  спортсмены,  которые 

прошли обязательное медицинское обследование. 

Органы  исполнительной  власти  в  области  физической  культуры  и  спорта  и 

органы  местного  самоуправления  имеют  право  прекратить  проведение  спортивных 
соревнований  и  других  спортивных  мероприятий,  если  их  участники  не  обеспечены 
медицинской  помощью,  а  также  не  допускать  и  отстранять  от  учебно-тренировочных 
занятий и соревнований лиц, не прошедших обязательный медицинский осмотр. 

В соответствии с законодательством Республики Беларусь (Закон) провозглашен 

принцип охраны здоровья граждан при занятии физической культурой и спортом. В связи 
с  этим  таким  гражданам  предоставляется  медицинская,  социальная  и  профессиональная 
реабилитация. Это в первую очередь связано со страхованием спортсменов.  

Существуют следующие основные виды спортивных травм: 
-  тендиниты  –  это  воспаление,  растяжение  и  болезненность  сухожилия. 

Возникают при регулярных ударах; 

-  буренты  –  это  воспаление  суставных  сумок  содержащих  жидкость.  Возникают 

из-за постоянного микротравмирования; 

-  растяжения  сухожилий  и  связок.  Возникает  из-за  неправильно  проведенной 

разминки,  недолечении  прошлых  травм,  при  резкой  остановке,  при  резком  снижении 
скорости, при резком старте, при резком ударе; 

-  переломы.  Бывают  закрытые  и  открытые.  Возникают  при  резкой,  смещающей 

нагрузке на кость в результате неправильного падения, жесткого удара;