ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 1180
Скачиваний: 7
спортсмен высокого класса - спортсмен, имеющий спортивное звание и
выступающий на спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных
результатов;
спортсмен-профессионал - спортсмен, для которого занятия спортом являются
основным видом профессиональной (трудовой) деятельности и который получает в
соответствии с законодательством о труде заработную плату и (или) иное денежное
вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них;
тренер - физическое лицо, имеющее соответствующее среднее или высшее
профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-
тренировочных мероприятий и руководство их состязательной деятельностью для
достижения спортивных результатов;
физическая культура - составная часть культуры, область социальной
деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей,
создаваемых и используемых обществом в целях развития физических и
интеллектуальных способностей человека, совершенствования его двигательной
активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем
физического воспитания, физической подготовки, физического развития и спортивной
деятельности;
физическая подготовка - процесс, направленный на развитие физических качеств,
способностей, двигательных умений и навыков с учетом социально-демографических
характеристик и вида деятельности человека;
физическая реабилитация - восстановление (в том числе коррекция и
компенсация) нарушенных или временно утраченных функций организма человека и
способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья с использованием средств и методов адаптивной
физической культуры и адаптивного спорта, которые направлены на устранение или
возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных
нарушением здоровья;
физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на воспитание
личности, развитие двигательных умений и навыков, физических способностей и качеств,
приобретение знаний в области физической культуры и спорта с целью формирования
физически совершенного, всесторонне развитого и здорового человека;
физкультурно-оздоровительные,
спортивные
и
спортивно-технические
сооружения (далее - спортивные сооружения) - специально созданные и оборудованные
строения, здания, физкультурно-спортивные комплексы, сооружения, предназначенные
для проведения физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-зрелищных
мероприятий и имеющие пространственно-территориальные границы;
физкультурно-спортивная организация - юридическое лицо независимо от его
организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической
культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.
Предмет спортивного права.
Под предметом спортивного права следует
понимать комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической
культуры и спорта. Это следующие общественные отношения:
- трудовые;
- финансовые;
- хозяйственные;
- международные;
- государственно-управленческие;
- социальное обеспечение и ресурсное обеспечение;
- уголовно-правовые отношения в сфере спортивной травматологии и
противодействия применению допинга;
- процессуальные отношения по урегулированию спортивных споров.
Спортивное право как область научных исследований.
Проведение
фундаментальных,
поисковых,
опытно-конструкторских,
технологических, прикладных и других научно-исследовательских работ в области
физической культуры и спорта осуществляют научные центры, научно-исследовательские
институты, лаборатории, образовательные учреждения в области физической культуры и
спорта, созданные и ведущие свою деятельность на основании государственных и иных
заказов, в соответствии с законодательством, регулирующим научную деятельность.
Финансирование таких центров, институтов, образовательных учреждений
осуществляется за счет бюджетных средств, доходов от выполнения государственных и
иных заказов, предпринимательской деятельности научных подразделений и иных не
запрещенных законом источников.
Уполномоченный орган исполнительной власти в области физической культуры
и спорта в пределах своей компетенции:
- формирует и проводит научно-техническую политику в области физической
культуры и спорта, определяет приоритетные научные направления и проблемы научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ в области физической культуры и
спорта;
- в объеме выделенных бюджетных средств формирует государственный заказ и
проводит конкурсы на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ в области физической культуры и спорта;
-
осуществляет
координацию
научно-исследовательской
деятельности
подведомственных научных организаций и учебных заведений;
- организует научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта.
В отличие от спортивного права, регулирующего отношения в сфере физической
культуры и спорта, наука спортивного права изучает закономерности правового
регулирования физкультурно-спортивных отношений. Спортивно - правовая наука
описывает, объясняет и прогнозирует правовые процессы и явления в области физической
культуры и спорта. Она изучает содержание спортивно-правовых норм, необходимое для
правильного и единообразного их применения и анализирует практику применения норм
спортивного
права
физкультурно-спортивными
организациями,
спортивными
арбитражными судами и органами исполнительной власти. Такие исследования
необходимы для выявления закономерностей взаимодействия спортивно-правовых норм и
регулируемых ими общественных отношений.
Отечественная наука спортивного права находится на стадии становления. Для ее
развития необходимы соответствующие специалисты в сфере физической культуры и
спорта и в первую очередь юристы.
Спортивное право как новая учебная дисциплина.
В настоящее время в Республике Беларусь нет юридической литературы по
вопросам физической культуры и спорта. Успешное функционирование специалистов в
сфере физической культуры и спорта зависит, в частности, от знания ими правового
регулирования этих отношений. Отсутствует правовая подготовка специалистов
физической культуры в учебных заведениях, существуют проблемы, связанные с
правовым воспитанием выпускников физкультурных высших учебных заведений.
Поэтому и назрел вопрос о правовой подготовке специалистов физической культуры и
спорта в учебных заведениях Республики Беларусь.
Если спортивное право как комплексная отрасль регулирует соответствующие
отношения, а наука спортивного права исследует спортивно-правовые явления, то
спортивное право как дисциплина обучает спортивному праву.
Успешно решать спортивно-правовые задачи на практике выпускники
юридических учебных заведений смогут лишь тогда, когда глубокие знания из области
права соединятся у них в одно неразрывное целое со знаниями научно-практических
вопросов физической культуры и спорта.
С учетом всех этих обстоятельств и вводится новая учебная дисциплина
«Спортивное право».
Место спортивного права в белорусской правовой системе.
Чтобы иметь полное представление о спортивном праве, следует уяснить место
спортивного права в системе отраслей права в Республике Беларусь. В системе
белорусского права спортивное право формируется из норм различных отраслей права:
- конституционного.
Оно является стержневой отраслью права любого
государства, из которой вырастают другие отрасли права;
- трудового.
В составе трудового права есть элементы спортивных отношений,
связанные с применением труда работников сферы физической культуры и спорта;
- гражданского.
Оно представляет собой систему правовых норм, регулирующих
имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, регулирует
экономические отношения, возникающие в сфере физической культуры и спорта;
- хозяйственного.
Оно охватывает отдельные элементы физической культуры и
спорта, связанные с качеством физкультурно-оздоровительной и спортивной продукции;
-
административного.
Оно
регулирует
общественные
отношения,
складывающиеся в сфере государственного управления (порядок создания, реорганизации
и ликвидации исполнительных органов власти всех уровней, их цели и задачи,
компетенцию, структуру, порядок функционирования. А также правовой статус
общественных
объединений,
органов
местного
самоуправления
и
иных
негосударственных
формирований,
связанных
с
физкультурно-спортивной
деятельностью;
- уголовного.
Оно охраняет отношения в сфере физической культуры и спорта,
связанные с массовыми беспорядками при проведении спортивных соревнований;
- международного.
Оно регулирует международные экономические отношения
(организация и проведение международных спортивных соревнований, иностранные
инвестиции в сфере спорта, международное движение трудовых ресурсов в сфере спорта и
т.д.);
- процессуального.
Оно регулирует отношения, возникающие между участниками
спортивных споров в арбитражных судах.
Рассматривая вопрос, связанный с местом спортивного права в правовой системе
Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой
государственного права БГУ И.И. Мах отмечает, что, во-первых, постановка вопроса о
существовании такого нового правового явления в Республике Беларусь, как «спортивное
право», вполне актуальна и правомерна, во - вторых, спортивное право уже сегодня
можно отнести к одной из развивающихся подотраслей административного права, в-
третьих, необходимость развития этой подотрасли продиктована объективной
реальностью.
Спортивные
правоотношения
следует
рассматривать
как
волевые,
урегулированные нормами спортивного права и находящиеся под охраной государства
общественные отношения. Они возникают между субъектами физической культуры и
спорта в процессе осуществления физкультурно-спортивной деятельности, включая
физическое воспитание дошкольников и учащихся различных образовательных
учреждений, физическую подготовку военнослужащих, профессионально-прикладную
физическую подготовку, массовый спорт, профессиональный спорт, спортивные способы
реабилитации, спортивную промышленность и т. д.
2. Законодательство Республики Беларусь о физической культуре и спорте.
Законодательство о физической культуре и спорте основывается на конституции
государства и состоит из международных нормативно-правовых актов, в сфере
физической культуры и спорта, закона Республики Беларусь «О физической культуре и
спорте», других законов и принимаемых в соответствии с ними законов административно-
территориальных образований государства.
По вопросам деятельности в области физической культуры и спорта
принимаются локальные правовые акты, которые не могут противоречить закону о
физической культуре и спорте государства.
Если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь
установлены иные правила, чем те, которые содержатся во внутреннем законодательстве в
сфере физической культуры и спорта, то применяются нормы международного договора.
Система законодательства Республики Беларусь о физической культуре и спорте
состоит из многообразных источников. Главным источником, имеющим высшую
юридическую силу и прямое действие на всей территории нашей страны, является
Конституция Республики Беларусь. Она гарантирует нашим гражданам развитие
физической культуры и спорта и охрану их здоровья (ст. 45).
Сердцевину белорусского законодательства в спорте составляет Закон
Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. №2445-XII « О физической культуре и спорте» с
изменениями и дополнениями. Он определяет правовые и экономические основы
деятельности в сфере физической культуры и спорта, направлен на создание условий для
развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, проведения
спортивных мероприятий в стране и участия спортсменов Республики Беларусь в
международных соревнованиях.
Учитывая всесторонность разнообразных процессов, происходящих в сфере
физической культуры и спорта в нашей стране, законодательную правовую базу
обеспечивают и Законы Республики Беларусь «О туризме», «О здравоохранении» и др.
Многие вопросы физкультурно-воспитательной деятельности регулируются
отдельными нормами кодифицированных законов: Трудовой кодекс Республики Беларусь,
Уголовный кодекс Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь и др.
Огромное значение в развитии физической культуры и спорта играют
нормативно-правовые акты второй группы: указы, постановления, государственные
программы, типовые положения о деятельности субъектов физической культуры и спорта,
уставы и др. Их классифицируют по группам:
- акты органов общей компетенции (Указы президента, Постановления
правительства);
- акты органов специальной компетенции (Постановления министра спорта и
туризма, областных управлений и городских отделов министерства спорта и туризма);
- акты министерств и ведомств, руководящих физическим воспитанием в своей
структуре;
- акты администрации учреждений, предприятий, спортивных организаций.
3. Правовое регулирование любительского спорта, детско-юношеского
спорта, спорта инвалидов, профессионального спорта, деятельности сборных команд
Республики Беларусь по различным видам спорта.
Правовое регулирование любительского спорта
Согласно Закону Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» от 18
июня 1993г. № 2445-XII с изменениями и дополнениями, каждый гражданин Республики
Беларусь имеет право на занятие физической культурой и спортом. Право граждан
Республики Беларусь на занятие физической культурой и спортом обеспечивается
государственными органами, организациями физической культуры и спорта, иными
организациями, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта,
посредством:
- проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с
гражданами;
- проведения спортивных мероприятий, в том числе по подготовке к участию
спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и
участию в них;
- строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений.
Совокупность программ и нормативов, цели, задачи физического воспитания
граждан и уровень их физической подготовленности определяет государственный
физкультурно-оздоровительный
комплекс
Республики
Беларусь,
утверждаемый
Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным
органом.
Физическое воспитание в учреждениях образования
осуществляется на
основании уставов учреждений образований и с учетом интересов обучающихся
определяются средства физического воспитания, методы проведения учебных занятий на
основе типовых планов, программ по физической культуре, а также проводится
дополнительная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, в том числе
с привлечением к ней организаций физической культуры и спорта.
Физическая культура по месту работы
осуществляется организациями, которые
могут способствовать реализации работниками права на занятие физической культурой
посредством:
- проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы со
своими работниками и членами их семей;
- строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений;
- создания структурного подразделения (введения должностей специалистов),
осуществляющего деятельность в целях развития физической культуры и спорта;
- содействия объединению работников в коллективы физической культуры;
- осуществления иной деятельности, не запрещенной законодательством,
способствующей реализации работниками права на занятие физической культурой.
Физическая культура по месту жительства
организуется местными
исполнительными и распорядительными органами власти:
- самостоятельно или совместно с организациями физической культуры и спорта,
иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и
спорта, проводят физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с
гражданами по месту жительства;
- создают и финансируют физкультурно-оздоровительные, спортивные центры
(комбинаты, комплексы) с широким набором физкультурно-оздоровительных услуг,
определяют порядок предоставления детям, инвалидам, пенсионерам физкультурно-
оздоровительных услуг с частичной оплатой их стоимости или бесплатно в этих
физкультурно-оздоровительных, спортивных центрах (комбинатах, комплексах);
- содержат физкультурно-спортивные сооружения, находящиеся в коммунальной
собственности, и осуществляют их ремонт, поддерживают достаточный уровень
обеспеченности населенных пунктов физкультурно-спортивными сооружениями;
- в порядке, установленном законодательством, выделяют необходимые
помещения, предоставляют физкультурно-спортивные сооружения организациям
физической культуры и спорта для проведения физкультурно-оздоровительной и
спортивно-массовой работы с детьми, подростками и молодежью, оказывают иную
помощь организациям физической культуры и спорта;
- организуют работу кружков, групп, секций по видам спорта;
- создают условия для занятий физической культурой в зонах отдыха;
- осуществляют в соответствии со своей компетенцией иную деятельность,
способствующую реализации гражданами права на занятие физической культурой.
Физическая подготовка военнослужащих, лиц начальствующего и рядового
состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета
государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по