Файл: Shashkova_I_M_Sportivnoe_pravo.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 1180

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

спортсмен  высокого  класса  -  спортсмен,  имеющий  спортивное  звание  и 

выступающий  на  спортивных  соревнованиях  с  целью  достижения  высоких  спортивных 
результатов; 

спортсмен-профессионал  -  спортсмен,  для  которого  занятия  спортом  являются 

основным  видом  профессиональной  (трудовой)  деятельности  и  который  получает  в 
соответствии  с  законодательством  о  труде  заработную  плату  и  (или)  иное  денежное 
вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них; 

тренер  -  физическое  лицо,  имеющее  соответствующее  среднее  или  высшее 

профессиональное  образование  и  осуществляющее  проведение  со  спортсменами  учебно-
тренировочных  мероприятий  и  руководство  их  состязательной  деятельностью  для 
достижения спортивных результатов; 

физическая  культура  -  составная  часть  культуры,  область  социальной 

деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, 
создаваемых  и  используемых  обществом  в  целях  развития  физических  и 
интеллектуальных  способностей  человека,  совершенствования  его  двигательной 
активности  и  формирования  здорового  образа  жизни,  социальной  адаптации  путем 
физического  воспитания,  физической  подготовки,  физического  развития  и  спортивной 
деятельности; 

физическая подготовка - процесс, направленный на развитие физических качеств, 

способностей,  двигательных  умений  и  навыков  с  учетом  социально-демографических 
характеристик и вида деятельности человека; 

физическая  реабилитация  -  восстановление  (в  том  числе  коррекция  и 

компенсация)  нарушенных  или  временно  утраченных  функций  организма  человека  и 
способностей  к  общественной  и  профессиональной  деятельности  инвалидов  и  лиц  с 
ограниченными возможностями здоровья с использованием средств и методов адаптивной 
физической  культуры  и  адаптивного  спорта,  которые  направлены  на  устранение  или 
возможно  более  полную  компенсацию  ограничений  жизнедеятельности,  вызванных 
нарушением здоровья; 

физическое  воспитание  -  педагогический  процесс,  направленный  на  воспитание 

личности, развитие двигательных умений и навыков, физических способностей и качеств, 
приобретение  знаний  в  области  физической  культуры  и  спорта  с  целью  формирования 
физически совершенного, всесторонне развитого и здорового человека; 

физкультурно-оздоровительные, 

спортивные 

и 

спортивно-технические 

сооружения  (далее  -  спортивные  сооружения)  -  специально  созданные  и  оборудованные 
строения,  здания,  физкультурно-спортивные  комплексы,  сооружения,  предназначенные 
для  проведения  физкультурно-оздоровительных,  спортивных  и  спортивно-зрелищных 
мероприятий и имеющие пространственно-территориальные границы; 

физкультурно-спортивная  организация  -  юридическое  лицо  независимо  от  его 

организационно-правовой  формы,  осуществляющее  деятельность  в  области  физической 
культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. 

Предмет  спортивного  права.

  Под  предметом  спортивного  права  следует 

понимать  комплекс  общественных  отношений,  возникающих  в  сфере  физической 
культуры и спорта. Это следующие общественные отношения: 

 

- трудовые; 
- финансовые; 
- хозяйственные; 
- международные; 
- государственно-управленческие; 
 - социальное обеспечение и ресурсное обеспечение; 
 -  уголовно-правовые  отношения  в  сфере  спортивной  травматологии  и  

противодействия применению допинга; 

- процессуальные отношения по урегулированию спортивных споров. 


background image

Спортивное право как область научных исследований.  

Проведение 

фундаментальных, 

поисковых, 

опытно-конструкторских, 

технологических,  прикладных  и  других  научно-исследовательских  работ  в  области 
физической культуры и спорта осуществляют научные центры, научно-исследовательские 
институты, лаборатории, образовательные учреждения в области физической культуры и 
спорта,  созданные  и  ведущие  свою  деятельность  на  основании  государственных  и  иных 
заказов, в соответствии с законодательством, регулирующим научную деятельность. 

Финансирование  таких  центров,  институтов,  образовательных  учреждений 

осуществляется  за  счет  бюджетных  средств,  доходов  от  выполнения  государственных  и 
иных  заказов,  предпринимательской  деятельности  научных  подразделений  и  иных  не 
запрещенных законом источников. 

Уполномоченный орган исполнительной власти в области физической культуры 

и спорта в пределах своей компетенции: 

-  формирует  и  проводит  научно-техническую  политику  в  области  физической 

культуры и спорта, определяет приоритетные научные направления и проблемы научно-
исследовательских  и  опытно-конструкторских  работ  в  области  физической  культуры  и 
спорта; 

- в объеме выделенных бюджетных средств формирует государственный заказ и 

проводит конкурсы на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских 
работ в области физической культуры и спорта; 

осуществляет 

координацию 

научно-исследовательской 

деятельности 

подведомственных научных организаций и учебных заведений; 

- организует научно-методическое обеспечение физической культуры и спорта. 
В отличие от спортивного права, регулирующего отношения в сфере физической 

культуры  и  спорта,  наука  спортивного  права  изучает  закономерности  правового 
регулирования  физкультурно-спортивных  отношений.  Спортивно  -  правовая  наука 
описывает, объясняет и прогнозирует правовые процессы и явления в области физической 
культуры и спорта. Она изучает содержание спортивно-правовых норм, необходимое для 
правильного и единообразного их применения и анализирует практику применения норм 
спортивного 

права 

физкультурно-спортивными 

организациями, 

спортивными 

арбитражными  судами  и  органами  исполнительной  власти.  Такие  исследования 
необходимы для выявления закономерностей взаимодействия спортивно-правовых норм и 
регулируемых ими общественных отношений. 

Отечественная наука спортивного права находится на стадии становления. Для ее 

развития  необходимы  соответствующие  специалисты  в  сфере  физической  культуры  и 
спорта и в первую очередь юристы. 

Спортивное право как новая учебная дисциплина. 

В  настоящее  время  в  Республике  Беларусь  нет  юридической  литературы  по 

вопросам  физической  культуры  и  спорта.  Успешное  функционирование  специалистов  в 
сфере  физической  культуры  и  спорта  зависит,  в  частности,  от  знания  ими  правового 
регулирования  этих  отношений.  Отсутствует  правовая  подготовка  специалистов 
физической  культуры  в  учебных  заведениях,  существуют  проблемы,  связанные  с 
правовым  воспитанием  выпускников  физкультурных  высших  учебных  заведений. 
Поэтому  и  назрел  вопрос  о  правовой  подготовке  специалистов  физической  культуры  и 
спорта в учебных заведениях Республики Беларусь. 

Если  спортивное  право  как  комплексная  отрасль  регулирует  соответствующие 

отношения,  а  наука  спортивного  права  исследует  спортивно-правовые  явления,  то 
спортивное право как дисциплина обучает спортивному праву. 

Успешно  решать  спортивно-правовые  задачи  на  практике  выпускники 

юридических  учебных  заведений  смогут  лишь  тогда,  когда  глубокие  знания  из  области 
права  соединятся  у  них  в  одно  неразрывное  целое  со  знаниями  научно-практических 
вопросов физической культуры и спорта. 


background image

С  учетом  всех  этих  обстоятельств  и  вводится  новая  учебная  дисциплина 

«Спортивное право». 

Место спортивного права в белорусской правовой системе.  

Чтобы  иметь  полное  представление  о  спортивном  праве,  следует  уяснить  место 

спортивного  права  в  системе  отраслей  права  в  Республике  Беларусь.  В  системе 
белорусского права спортивное право формируется из норм различных отраслей права: 

-  конституционного.

  Оно  является  стержневой  отраслью  права  любого 

государства, из которой вырастают другие отрасли права; 

-  трудового. 

В  составе  трудового  права  есть  элементы  спортивных  отношений, 

связанные с применением труда работников сферы физической культуры и спорта; 

- гражданского. 

Оно представляет собой систему правовых норм, регулирующих 

имущественные  и  связанные  с  ними  личные  неимущественные  отношения,  регулирует 
экономические отношения, возникающие в сфере физической культуры и спорта; 

-  хозяйственного.

  Оно  охватывает  отдельные  элементы  физической  культуры  и 

спорта, связанные с качеством физкультурно-оздоровительной и спортивной продукции; 

административного. 

Оно 

регулирует 

общественные 

отношения, 

складывающиеся в сфере государственного управления (порядок создания, реорганизации 
и  ликвидации  исполнительных  органов  власти  всех  уровней,  их  цели  и  задачи, 
компетенцию,  структуру,  порядок  функционирования.  А  также  правовой  статус 
общественных 

объединений, 

органов 

местного 

самоуправления 

и 

иных 

негосударственных 

формирований, 

связанных 

с 

физкультурно-спортивной 

деятельностью; 

-  уголовного.

  Оно  охраняет  отношения  в  сфере  физической  культуры  и  спорта, 

связанные с массовыми беспорядками при проведении спортивных соревнований; 

-  международного. 

Оно  регулирует  международные  экономические  отношения 

(организация  и  проведение  международных  спортивных  соревнований,  иностранные 
инвестиции в сфере спорта, международное движение трудовых ресурсов в сфере спорта и 
т.д.); 

- процессуального.

 Оно регулирует отношения, возникающие между участниками 

спортивных споров в арбитражных судах. 

Рассматривая вопрос, связанный с местом спортивного права в правовой системе 

Республики  Беларусь,  кандидат  юридических  наук,  доцент,  заведующий  кафедрой 
государственного  права  БГУ  И.И.  Мах  отмечает,  что,  во-первых,  постановка  вопроса  о 
существовании такого нового правового явления в Республике Беларусь, как «спортивное 
право»,  вполне  актуальна  и  правомерна,  во  -  вторых,  спортивное  право  уже  сегодня 
можно  отнести  к  одной  из  развивающихся  подотраслей  административного  права,  в- 
третьих,  необходимость  развития  этой  подотрасли  продиктована  объективной 
реальностью. 

Спортивные 

правоотношения 

следует 

рассматривать 

как 

волевые, 

урегулированные  нормами  спортивного  права  и  находящиеся  под  охраной  государства 
общественные  отношения.  Они  возникают  между  субъектами  физической  культуры  и 
спорта  в  процессе  осуществления  физкультурно-спортивной  деятельности,  включая 
физическое  воспитание  дошкольников  и  учащихся  различных  образовательных 
учреждений,  физическую  подготовку  военнослужащих,  профессионально-прикладную 
физическую подготовку, массовый спорт, профессиональный спорт, спортивные способы 
реабилитации, спортивную промышленность и т. д. 

 
2. Законодательство Республики Беларусь о физической культуре и спорте.  

Законодательство о физической культуре и спорте основывается на конституции 

государства  и  состоит  из  международных  нормативно-правовых  актов,  в  сфере 
физической  культуры  и  спорта,  закона  Республики  Беларусь  «О  физической  культуре  и 


background image

спорте», других законов и принимаемых в соответствии с ними законов административно-
территориальных образований государства. 

По  вопросам  деятельности  в  области  физической  культуры  и  спорта 

принимаются  локальные  правовые  акты,  которые  не  могут  противоречить  закону  о 
физической культуре и спорте государства. 

Если  вступившим  в  силу  международным  договором  Республики  Беларусь 

установлены иные правила, чем те, которые содержатся во внутреннем законодательстве в 
сфере физической культуры и спорта, то применяются нормы международного договора. 

Система законодательства Республики Беларусь о физической культуре и спорте 

состоит  из  многообразных  источников.  Главным  источником,  имеющим  высшую 
юридическую  силу  и  прямое  действие  на  всей  территории  нашей  страны,  является 
Конституция  Республики  Беларусь.  Она  гарантирует  нашим  гражданам  развитие 
физической культуры и спорта и охрану их здоровья (ст. 45).  

Сердцевину  белорусского  законодательства  в  спорте  составляет  Закон 

Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. №2445-XII « О физической культуре и спорте» с 
изменениями  и  дополнениями.  Он  определяет  правовые  и  экономические  основы 
деятельности в сфере физической культуры и спорта, направлен на создание условий для 
развития  физкультурно-оздоровительной  и  спортивно-массовой  работы,  проведения 
спортивных  мероприятий  в  стране  и  участия  спортсменов  Республики  Беларусь  в 
международных соревнованиях. 

Учитывая  всесторонность  разнообразных  процессов,  происходящих  в  сфере 

физической  культуры  и  спорта  в  нашей  стране,  законодательную  правовую  базу 
обеспечивают и Законы Республики Беларусь «О туризме», «О здравоохранении» и др. 

Многие  вопросы  физкультурно-воспитательной  деятельности  регулируются 

отдельными нормами кодифицированных законов: Трудовой кодекс Республики Беларусь, 
Уголовный кодекс Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь и др. 

Огромное  значение  в  развитии  физической  культуры  и  спорта  играют 

нормативно-правовые  акты  второй  группы:  указы,  постановления,  государственные 
программы, типовые положения о деятельности субъектов физической культуры и спорта, 
уставы и др. Их классифицируют по группам: 

-  акты  органов  общей  компетенции  (Указы  президента,  Постановления 

правительства); 

-  акты  органов  специальной  компетенции  (Постановления  министра  спорта  и 

туризма, областных управлений и городских отделов министерства спорта и туризма); 

-  акты  министерств  и  ведомств,  руководящих  физическим  воспитанием  в  своей 

структуре; 

- акты администрации учреждений, предприятий, спортивных организаций. 

 
3.  Правовое  регулирование  любительского  спорта,  детско-юношеского 

спорта, спорта инвалидов, профессионального спорта, деятельности сборных команд 
Республики Беларусь по различным видам спорта. 

Правовое регулирование любительского спорта 

Согласно Закону Республики Беларусь  «О физической культуре и спорте» от 18 

июня 1993г. № 2445-XII с изменениями и дополнениями, каждый гражданин Республики 
Беларусь  имеет  право  на  занятие  физической  культурой  и  спортом.  Право  граждан 
Республики  Беларусь  на  занятие  физической  культурой  и  спортом  обеспечивается 
государственными  органами,  организациями  физической  культуры  и  спорта,  иными 
организациями, осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта, 
посредством: 

-  проведения  физкультурно-оздоровительной  и  спортивно-массовой  работы  с 

гражданами;  


background image

-  проведения  спортивных  мероприятий,  в  том  числе  по  подготовке  к  участию 

спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и 
участию в них;  

- строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений. 
Совокупность  программ  и  нормативов,  цели,  задачи  физического  воспитания 

граждан  и  уровень  их  физической  подготовленности  определяет  государственный 
физкультурно-оздоровительный 

комплекс 

Республики 

Беларусь, 

утверждаемый 

Правительством  Республики  Беларусь  или  уполномоченным  им  государственным 
органом. 

Физическое  воспитание  в  учреждениях  образования 

осуществляется  на 

основании  уставов  учреждений  образований  и  с  учетом  интересов  обучающихся 
определяются средства физического воспитания, методы проведения учебных занятий на 
основе  типовых  планов,  программ  по  физической  культуре,  а  также  проводится 
дополнительная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, в том числе 
с привлечением к ней организаций физической культуры и спорта.

 

Физическая культура по месту работы 

осуществляется организациями, которые 

могут  способствовать  реализации  работниками  права  на  занятие  физической  культурой 
посредством:

 

-  проведения  физкультурно-оздоровительной  и  спортивно-массовой  работы  со 

своими работниками и членами их семей; 

- строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений; 
-  создания  структурного  подразделения  (введения  должностей  специалистов), 

осуществляющего деятельность в целях развития физической культуры и спорта; 

- содействия объединению работников в коллективы физической культуры; 
-  осуществления  иной  деятельности,  не  запрещенной  законодательством, 

способствующей реализации работниками права на занятие физической культурой. 

Физическая  культура  по  месту  жительства

 

организуется  местными 

исполнительными и распорядительными органами власти: 

- самостоятельно или совместно с организациями физической культуры и спорта, 

иными  организациями,  осуществляющими  деятельность  в  сфере  физической  культуры  и 
спорта,  проводят  физкультурно-оздоровительную  и  спортивно-массовую  работу  с 
гражданами по месту жительства; 

-  создают  и  финансируют  физкультурно-оздоровительные,  спортивные  центры 

(комбинаты,  комплексы)  с  широким  набором  физкультурно-оздоровительных  услуг, 
определяют  порядок  предоставления  детям,  инвалидам,  пенсионерам  физкультурно-
оздоровительных  услуг  с  частичной  оплатой  их  стоимости  или  бесплатно  в  этих 
физкультурно-оздоровительных, спортивных центрах (комбинатах, комплексах); 

- содержат физкультурно-спортивные сооружения, находящиеся в коммунальной 

собственности,  и  осуществляют  их  ремонт,  поддерживают  достаточный  уровень 
обеспеченности населенных пунктов физкультурно-спортивными сооружениями; 

-  в  порядке,  установленном  законодательством,  выделяют  необходимые 

помещения,  предоставляют  физкультурно-спортивные  сооружения  организациям 
физической  культуры  и  спорта  для  проведения  физкультурно-оздоровительной  и 
спортивно-массовой  работы  с  детьми,  подростками  и  молодежью,  оказывают  иную 
помощь организациям физической культуры и спорта; 

- организуют работу кружков, групп, секций по видам спорта; 
- создают условия для занятий физической культурой в зонах отдыха; 
-  осуществляют  в  соответствии  со  своей  компетенцией  иную  деятельность, 

способствующую реализации гражданами права на занятие физической культурой. 

Физическая  подготовка  военнослужащих,  лиц  начальствующего  и  рядового 

состава  органов  внутренних  дел,  органов  финансовых  расследований  Комитета 
государственного  контроля  Республики  Беларусь,  органов  и  подразделений  по