Файл: Shashkova_I_M_Sportivnoe_pravo.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 1181

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Тема 2. Субъекты спортивных правоотношений.  

Вопросы: 

1. Виды субъектов спортивных правоотношений. 
2. Правовой статус государственных органов, осуществляющих регулирование в 

сфере физической культуры и спорта, федераций по различным видам спорта, спортивных 
клубов, спортивных лиг, спортсменов. 

3. Тренеры, судьи, врачи и иные специалисты в области физической культуры и 

спорта. 

4. Образовательные организации в области физической культуры и спорта. 
5. Пользователи и владельцы спортивных сооружений. 
6. Спортивные средства массовой информации, далее по тексту СМИ. 
8. Болельщики и их объединения. 
9. Агентская деятельность в спорте. 

 
1. Виды субъектов спортивных правоотношений. 

К субъектам физической культуры и спорта относятся: 
- физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные 

общества,  спортивно-технические  общества,  спортивные  клубы,  центры  спортивной 
подготовки, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, 
проводящие  в  том  числе,  соревнования  по  военно-прикладным  и  служебно-прикладным 
видам спорта; 

-  образовательные  и  научные  учреждения,  осуществляющие  деятельность  в 

области физической культуры и спорта; 

- Национальный олимпийский комитет; 
- Национальный Паралимпийский комитет; 
- Национальная специальная Олимпиада; 
-  центральный  орган  исполнительной  власти  в  области  физической  культуры  и 

спорта,  органы  исполнительной  власти  в  области  физической  культуры  и  спорта 
административно-территориальных  образований,  органы  местного  самоуправления, 
организации, подведомственные этим органам; 

- уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство 

развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта; 

- профессиональные союзы в области физической культуры и спорта; 
-  организации,  специализирующиеся  на  пропаганде  физической  культуры  и 

спорта; 

-  организации,  осуществляющие  спортивный  арбитраж  в  области  физической 

культуры и спорта; 

юридические  лица,  которым  принадлежат  спортивные  сооружения, 

осуществляющие физкультурно-спортивную работу с населением; 

-  граждане,  занимающиеся  физической  культурой,  спортсмены  и  их  коллективы 

(спортивные  команды),  спортивные  судьи,  тренеры  и  иные  специалисты  в  области 
физической культуры и спорта. 

Субъектами  спортивных  правоотношений  являются  носители  предусмотренных 

спортивным законодательством прав и обязанностей. Таковыми могут быть физические  и 
юридические лица. 

Физические лица: 
- граждане Республики Беларусь; 
- иностранные граждане; 
- лица без гражданства. 
Юридические лица: 


background image

-  спортивные  клубы,  коллективы  физической  культуры,  действующие  на 

самостоятельной  и  профессиональной  основах  в  образовательных  учреждениях,  иных 
организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан; 

-  детско-юношеские  спортивные  школы,  детско-юношеские  клубы  физической 

подготовки,  детско-юношеские  спортивно-технические  школы,  специализированные 
детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы 
высшего  спортивного  мастерства,  центры  олимпийской  подготовки,  находящиеся  в 
ведении государственных органов в области физической культуры и спорта, образования, 
профессиональных союзов и других организаций; 

-  образовательные  учреждения  и  научные  организации  в  области  физической 

культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм; 

- профессиональные спортсмены и спортсмены любители; 
- болельщики спортивных команд и спортсменов; 
-  потребители  (покупатели)  приобретающие  физкультурно-оздоровительную  и 

спортивную продукцию; 

предприятия 

спортивной 

промышленности 

(юридические 

лица 

и 

индивидуальные  предприниматели,  производящие  физкультурно-оздоровительную, 
спортивную и туристическую продукцию для реализации); 

-  посредники  по  сбыту  спортивной  продукции,  агенты  профессиональных 

спортсменов; 

-  маркетинговые  фирмы,  специализирующиеся  на  выполнении  функций  по 

спортивному маркетингу; 

-  средства  массовой  информации,  участвующие  в  пропаганде  физической 

культуры  и  спорта,  рекламе  спортивной  продукции  (телекомпании,  информационные 
агентства, редакции газет и журналов); 

- общереспубликанские физкультурно-спортивные объединения – физкультурно-

спортивные организации, республиканские федерации (союзы, ассоциации) по различным 
видам  спорта,  общественно-государственные  физкультурно-спортивные  общества, 
оборонные спортивно-технические организации; 

- Олимпийский комитет Белоруссии, Паралимпийский комитет Белоруссии; 
-  республиканские  органы  исполнительной  власти  в  области  физической 

культуры и спорта (Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Министерство 
здравоохранения  Республики  Беларусь  и  т.  д.),  областные  и  районные  органы 
исполнительной власти в области физической культуры и спорта. 

 
2. 

Правовой 

статус 

государственных 

органов, 

осуществляющих 

регулирование  в  сфере  физической  культуры  и  спорта,  федераций  по  различным 
видам спорта, спортивных клубов, спортивных лиг, спортсменов. 

Согласно Закона Республики Беларусь  «О физической культуре и спорте» от 18 

июня 1993г. № 2445-XII с изменениями и дополнениями,

 

государственное регулирование 

в  сфере  физической  культуры  и  спорта  осуществляется  Президентом  Республики 
Беларусь, Парламентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, 
Министерством  спорта  и  туризма  Республики  Беларусь,  местными  Советами  депутатов, 
исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в 
пределах их полномочий в соответствии с законодательством.

 

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в 

сфере  физической  культуры  и  спорта.  Совет  Министров  Республики  Беларусь 
обеспечивает  ее  проведение.  Министерство  спорта  и  туризма  Республики  Беларусь 
проводит  государственную  политику  в  сфере  физической  культуры  и  спорта, 
осуществляет координацию деятельности в сфере физической культуры и спорта других 
республиканских  органов  государственного  управления.  Местные  Советы  депутатов, 


background image

исполнительные  и  распорядительные  органы  решают  вопросы  в  сфере  физической 
культуры и спорта в пределах своей компетенции. 

Федерации по различным видам спорта.

 

Федерации  по  различным  видам  спорта  -  некоммерческие  организации, 

созданные  в  форме  общественного  объединения  либо  союза  (ассоциации)  в  целях 
развития  различных  видов  спорта  в  Республике  Беларусь,  организации  и  проведения 
спортивных соревнований по отдельным видам спорта. 

Федерациям  по  различным  видам  спорта,  входящим  в  состав  международных 

спортивных  объединений,  может  быть  присвоен  статус  национальных  федераций  по 
различным  видам  спорта  Министерством  спорта  и  туризма  Республики  Беларусь  в 
порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь. 

Федерации  по  различным  видам  спорта  участвуют  в  разработке  и  проведении 

совместно  с  Министерством  спорта  и  туризма  Республики  Беларусь,  Национальным 
олимпийским  комитетом  Республики  Беларусь,  Паралимпийским  комитетом  Республики 
Беларусь единой государственной политики развития видов спорта и осуществляют иную 
деятельность в соответствии с законодательством. 

В  Республике  Беларусь,  как  и  в  Российской  Федерации,  и  в  некоторых  других 

государствах  развитие  спорта  воплощается  в  жизнь  в  тесном  взаимодействии 
государственных  и  общественных  организаций.  В  соответствии  с  Законом  о  спорте 
взаимодействие  государственных  органов  с  Национальным  олимпийским  комитетом 
Республики Беларусь, Паралимпийским комитетом Республики Беларусь, национальными 
федерациями  (союзами,  ассоциациями)  по  видам  спорта,  иными  организациями 
физической культуры и спорта является одним из принципов государственной политики в 
сфере физической культуры и спорта. 

Изучение  правового  статуса  спортивной  федерации  имеет  высокую  степень 

актуальности,  поскольку  от  определенности  в  этом  вопросе  зависит  уровень 
взаимодействия  спортивных  федераций  с  государственными  структурами  и  иными 
организациями, а следовательно, и результативность спортсменов и самого спорта. 

При  этом,  следует  отметить,  что  общественные  структуры  как  на 

международном,  так  и  на  национальном  уровнях  занимают  важное  место  в  системе 
спорта.  Трудно  переоценить  вклад  негосударственных  организаций  в  олимпийском 
движении,  становлении  и  развитии  многих  видов  спорта,  защите  прав  спортсменов. 
Данное  обстоятельство  не  может  не  учитываться  при  выстраивании  государственного 
управления в сфере физической культуры и спорта. 

Вопросы создания, реорганизации и ликвидации организаций спорта, решаются в 

соответствии  с  Гражданским  кодексом  Республики  Беларусь  и  иными  актами 
законодательства. 

 

Основные права спортивных федераций: 
- проводить официальные чемпионаты, розыгрыши кубков Республики Беларусь 

по видам спорта в соответствии со своей компетенцией; 

-  представлять  интересы  Республики  Беларусь  в  международных  спортивных 

организациях, а также в спортивных и иных мероприятиях, проводимых международными 
спортивными организациями; 

- вносить представления в Министерство спорта и туризма Республики Беларусь 

по  формированию  национальных  и  сборных  команд  Республики  Беларусь  по  видам 
спорта; 

- вносить представления (надо понимать тоже в Министерство спорта и туризма 

Республики Беларусь) об отчислении членов национальных и сборных команд Республики 
Беларусь по видам спорта, не выполняющих установленные нормативы и систематически 
нарушающих свои обязанности; 


background image

- участвовать в материально-техническом обеспечении национальных и сборных 

команд  Республики  Беларусь  по  видам  спорта,  финансировании  их  подготовки  к 
международным спортивным мероприятиям и участия в них. 

-  передавать,  в  том  числе  на  возмездной  основе,  права  на  теле-,  радио-,  иные 

способы трансляции спортивных соревнований, а также продавать билеты на проводимые 
ими  либо  с  их  участием  соревнования  и  использовать  полученные  средства  для 
выполнения уставных целей и задач; 

-  осуществлять  без  образования  коммерческих  организаций  и  участия  в  них 

некоторые  виды  предпринимательской  деятельности,  связанной  с  организацией  и 
проведением международных спортивных соревнований и необходимой для их уставных 
целей  (задач),  ради  которых  они  созданы,  соответствующей  этим  целям  (задачам)  и 
отвечающей предмету их деятельности (туристическая деятельность; оптовая и розничная 
торговля; оказание услуг в области физической культуры и спорта; организация отдыха и 
развлечений;  сдача  внаем  собственного  имущества;  оказание  транспортных  услуг; 
хранение  транспортных  средств;  рекламная  деятельность),  а  также  использовать 
полученные средства для выполнения уставных целей и задач; 

-  вносить  изменения  в  Единую  спортивную  классификацию  (совместно  с 

Министерством спорта и туризма Республики Беларусь); 

-  разрабатывать  учебные  программы  по  видам  спорта  для  детско-юношеских 

спортивных школ (совместно с Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и 
Министерством образования Республики Беларусь); 

- разрабатывать единый календарный план участия в международных спортивных 

соревнованиях (совместно с Министерством спорта и туризма Республики Беларусь); 

- проводить учебно-тренировочные сборы по поручению Министерства спорта и 

туризма Республики Беларусь; 

-  представлять  документы  на  присвоение  спортсменам-инструкторам  сборных  и 

спортивных  команд,  а  также  тренерам  всех  категорий  сборных  и  спортивных  команд, 
принятым  на  работу  в  течение  текущего  года,  минимального  тарифного  разряда  или 
тарифного  разряда,  соответствующего  результату,  показанному  в  течение  последнего 
года; 

-  издавать  правила  соревнований  по  видам  спорта  (по  согласованию  с 

Министерством спорта и туризма Республики Беларусь); 

-  выдвигать  кандидатуры  на  соискание  специальной  премии  Президента 

Республики Беларусь "Белорусский спортивный Олимп"; 

- входить в состав педагогического совета детско-юношеских спортивных школ; 
- входить в состав комиссий по государственной аттестации специализированных 

учебно-спортивных учреждений; 

- вносить представления о лишении именных стипендий Президента Республики 

Беларусь  (уменьшении  их  размера)  спортсменов  и  тренеров  за  нарушение  спортивного 
режима или трудовой дисциплины; 

-  участвовать  в  определении  вида  спорта,  по  которому  будет  осуществляться 

комплектование специализированных по спорту классов в Минском суворовском военном 
училище; 

-  вносить  представление  о  присвоении  судьям  по  спорту  международной 

категории; 

- утверждать учебные программы семинаров по специальной подготовке судей по 

спорту; 

-  применять  меры  взыскания  к  судьям  по  спорту:  предупреждение,  отстранение 

от  судейства  спортивных  соревнований  с  установлением  срока,  а  также  снижение  или 
лишение судейской категории за невыполнение или ненадлежащее выполнение судейских 
обязанностей. 

Спортивные клубы.

 


background image

Спортивные клубы являются юридическими лицами, осуществляющими учебно-

тренировочную,  соревновательную,  физкультурно-оздоровительную  и  воспитательную 
деятельность. 

Спортивные клубы независимо от их организационно-правовых форм создаются 

и  осуществляют  свою  деятельность  в  соответствии  с  законодательством  государства. 
Спортивные  клубы  могут  создаваться  юридическими  и  физическими  лицами.     
Спортивные клубы по направлениям деятельности подразделяются на:  

- культивирующие отдельные виды спорта и комплексные,  
- любительские и профессиональные,  
- иной направленности.  
Органы  государственной  власти  и  органы  местного  самоуправления  поощряют 

создание  и  деятельность  спортивных  клубов,  оказывают  им  содействие  в  улучшении 
условий  работы  только  в  случае  их  признания,  порядок  которого  регламентируется 
Типовым  положением  о  спортивном  клубе.  Типовое  положение  о  спортивном  клубе 
утверждается  уполномоченным  органом  исполнительной  власти  в  области  физической 
культуры и спорта. 

Спортивные  клубы  могут  создаваться  производственными  предприятиями, 

учреждениями  здравоохранения  и  образования,  профессиональными  союзами, 
религиозными  организациями,  иными  организациями,  а  также  по  месту  жительства 
граждан. 

Спортивные  клубы  предоставляют  возможность  для  организации  учебно-

тренировочного  процесса  и  спортивных  соревнований,  прежде  всего  в  сфере  детско-
юношеского  и  студенческого  спорта,  проводят  целенаправленную  работу  по 
формированию  у  членов  спортивного  клуба  высоких  гражданских  и  духовно-
нравственных  качеств.  Их  деятельность  должна  отвечать  государственной  политике  в 
области физической культуры и спорта. 

Спортивным клубам могут оказывать содействие органы исполнительной власти 

и органы местного самоуправления посредством: 

-  строительства,  реконструкции,  ремонта  спортивных  сооружений  и  иных 

объектов спорта; 

- передачи в безвозмездное пользование или в долгосрочную аренду на льготных 

условиях помещений, зданий, сооружений, являющихся собственностью государства или 
административно-территориальных образований либо муниципальной собственностью; 

- обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием; 
-  оказания  иной  поддержки  в  порядке  и  в  случаях,  которые  установлены 

нормативными  правовыми  актами  государственных  органов  исполнительной  власти  или 
муниципальными правовыми актами. 

К полномочиям спортивных клубов относятся: 
-  создание  в  установленном  порядке  спортивных  школ,  спортивных  секций, 

любительских  и  профессиональных  команд  по  различным  видам  спорта,  признанным  в 
государстве; 

-  присвоение  в  установленном  порядке  спортивных  разрядов  в  соответствии  с 

требованиями Единой общенациональной спортивной классификации; 

-  осуществление  рекламы,  теле-  и  радиотрансляции  спортивных  соревнований, 

организованных  ими  или  с  их  участием,  в  соответствии  с  действующим 
законодательством; 

предоставление  спортивных  и  физкультурно-оздоровительных  услуг 

населению; 

-  участие  в  установленном  порядке  в  организации  переходов  спортсменов  из 

одного спортивного клуба в другой; 

Образовательные учреждения поощряют создание и развитие спортивных клубов 

и  помогают  им  в  их  общественно  полезной  спортивной  деятельности.  Образовательные