ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 1181
Скачиваний: 7
Тема 2. Субъекты спортивных правоотношений.
Вопросы:
1. Виды субъектов спортивных правоотношений.
2. Правовой статус государственных органов, осуществляющих регулирование в
сфере физической культуры и спорта, федераций по различным видам спорта, спортивных
клубов, спортивных лиг, спортсменов.
3. Тренеры, судьи, врачи и иные специалисты в области физической культуры и
спорта.
4. Образовательные организации в области физической культуры и спорта.
5. Пользователи и владельцы спортивных сооружений.
6. Спортивные средства массовой информации, далее по тексту СМИ.
8. Болельщики и их объединения.
9. Агентская деятельность в спорте.
1. Виды субъектов спортивных правоотношений.
К субъектам физической культуры и спорта относятся:
- физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные
общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной
подготовки, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации,
проводящие в том числе, соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным
видам спорта;
- образовательные и научные учреждения, осуществляющие деятельность в
области физической культуры и спорта;
- Национальный олимпийский комитет;
- Национальный Паралимпийский комитет;
- Национальная специальная Олимпиада;
- центральный орган исполнительной власти в области физической культуры и
спорта, органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта
административно-территориальных образований, органы местного самоуправления,
организации, подведомственные этим органам;
- уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство
развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
- профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;
- организации, специализирующиеся на пропаганде физической культуры и
спорта;
- организации, осуществляющие спортивный арбитраж в области физической
культуры и спорта;
-
юридические лица, которым принадлежат спортивные сооружения,
осуществляющие физкультурно-спортивную работу с населением;
- граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы
(спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области
физической культуры и спорта.
Субъектами спортивных правоотношений являются носители предусмотренных
спортивным законодательством прав и обязанностей. Таковыми могут быть физические и
юридические лица.
Физические лица:
- граждане Республики Беларусь;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства.
Юридические лица:
- спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на
самостоятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных
организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;
- детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической
подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные
детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы
высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в
ведении государственных органов в области физической культуры и спорта, образования,
профессиональных союзов и других организаций;
- образовательные учреждения и научные организации в области физической
культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм;
- профессиональные спортсмены и спортсмены любители;
- болельщики спортивных команд и спортсменов;
- потребители (покупатели) приобретающие физкультурно-оздоровительную и
спортивную продукцию;
-
предприятия
спортивной
промышленности
(юридические
лица
и
индивидуальные предприниматели, производящие физкультурно-оздоровительную,
спортивную и туристическую продукцию для реализации);
- посредники по сбыту спортивной продукции, агенты профессиональных
спортсменов;
- маркетинговые фирмы, специализирующиеся на выполнении функций по
спортивному маркетингу;
- средства массовой информации, участвующие в пропаганде физической
культуры и спорта, рекламе спортивной продукции (телекомпании, информационные
агентства, редакции газет и журналов);
- общереспубликанские физкультурно-спортивные объединения – физкультурно-
спортивные организации, республиканские федерации (союзы, ассоциации) по различным
видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества,
оборонные спортивно-технические организации;
- Олимпийский комитет Белоруссии, Паралимпийский комитет Белоруссии;
- республиканские органы исполнительной власти в области физической
культуры и спорта (Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Министерство
здравоохранения Республики Беларусь и т. д.), областные и районные органы
исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
2.
Правовой
статус
государственных
органов,
осуществляющих
регулирование в сфере физической культуры и спорта, федераций по различным
видам спорта, спортивных клубов, спортивных лиг, спортсменов.
Согласно Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» от 18
июня 1993г. № 2445-XII с изменениями и дополнениями,
государственное регулирование
в сфере физической культуры и спорта осуществляется Президентом Республики
Беларусь, Парламентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь,
Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, местными Советами депутатов,
исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в
пределах их полномочий в соответствии с законодательством.
Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в
сфере физической культуры и спорта. Совет Министров Республики Беларусь
обеспечивает ее проведение. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
проводит государственную политику в сфере физической культуры и спорта,
осуществляет координацию деятельности в сфере физической культуры и спорта других
республиканских органов государственного управления. Местные Советы депутатов,
исполнительные и распорядительные органы решают вопросы в сфере физической
культуры и спорта в пределах своей компетенции.
Федерации по различным видам спорта.
Федерации по различным видам спорта - некоммерческие организации,
созданные в форме общественного объединения либо союза (ассоциации) в целях
развития различных видов спорта в Республике Беларусь, организации и проведения
спортивных соревнований по отдельным видам спорта.
Федерациям по различным видам спорта, входящим в состав международных
спортивных объединений, может быть присвоен статус национальных федераций по
различным видам спорта Министерством спорта и туризма Республики Беларусь в
порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.
Федерации по различным видам спорта участвуют в разработке и проведении
совместно с Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, Национальным
олимпийским комитетом Республики Беларусь, Паралимпийским комитетом Республики
Беларусь единой государственной политики развития видов спорта и осуществляют иную
деятельность в соответствии с законодательством.
В Республике Беларусь, как и в Российской Федерации, и в некоторых других
государствах развитие спорта воплощается в жизнь в тесном взаимодействии
государственных и общественных организаций. В соответствии с Законом о спорте
взаимодействие государственных органов с Национальным олимпийским комитетом
Республики Беларусь, Паралимпийским комитетом Республики Беларусь, национальными
федерациями (союзами, ассоциациями) по видам спорта, иными организациями
физической культуры и спорта является одним из принципов государственной политики в
сфере физической культуры и спорта.
Изучение правового статуса спортивной федерации имеет высокую степень
актуальности, поскольку от определенности в этом вопросе зависит уровень
взаимодействия спортивных федераций с государственными структурами и иными
организациями, а следовательно, и результативность спортсменов и самого спорта.
При этом, следует отметить, что общественные структуры как на
международном, так и на национальном уровнях занимают важное место в системе
спорта. Трудно переоценить вклад негосударственных организаций в олимпийском
движении, становлении и развитии многих видов спорта, защите прав спортсменов.
Данное обстоятельство не может не учитываться при выстраивании государственного
управления в сфере физической культуры и спорта.
Вопросы создания, реорганизации и ликвидации организаций спорта, решаются в
соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и иными актами
законодательства.
Основные права спортивных федераций:
- проводить официальные чемпионаты, розыгрыши кубков Республики Беларусь
по видам спорта в соответствии со своей компетенцией;
- представлять интересы Республики Беларусь в международных спортивных
организациях, а также в спортивных и иных мероприятиях, проводимых международными
спортивными организациями;
- вносить представления в Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
по формированию национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам
спорта;
- вносить представления (надо понимать тоже в Министерство спорта и туризма
Республики Беларусь) об отчислении членов национальных и сборных команд Республики
Беларусь по видам спорта, не выполняющих установленные нормативы и систематически
нарушающих свои обязанности;
- участвовать в материально-техническом обеспечении национальных и сборных
команд Республики Беларусь по видам спорта, финансировании их подготовки к
международным спортивным мероприятиям и участия в них.
- передавать, в том числе на возмездной основе, права на теле-, радио-, иные
способы трансляции спортивных соревнований, а также продавать билеты на проводимые
ими либо с их участием соревнования и использовать полученные средства для
выполнения уставных целей и задач;
- осуществлять без образования коммерческих организаций и участия в них
некоторые виды предпринимательской деятельности, связанной с организацией и
проведением международных спортивных соревнований и необходимой для их уставных
целей (задач), ради которых они созданы, соответствующей этим целям (задачам) и
отвечающей предмету их деятельности (туристическая деятельность; оптовая и розничная
торговля; оказание услуг в области физической культуры и спорта; организация отдыха и
развлечений; сдача внаем собственного имущества; оказание транспортных услуг;
хранение транспортных средств; рекламная деятельность), а также использовать
полученные средства для выполнения уставных целей и задач;
- вносить изменения в Единую спортивную классификацию (совместно с
Министерством спорта и туризма Республики Беларусь);
- разрабатывать учебные программы по видам спорта для детско-юношеских
спортивных школ (совместно с Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и
Министерством образования Республики Беларусь);
- разрабатывать единый календарный план участия в международных спортивных
соревнованиях (совместно с Министерством спорта и туризма Республики Беларусь);
- проводить учебно-тренировочные сборы по поручению Министерства спорта и
туризма Республики Беларусь;
- представлять документы на присвоение спортсменам-инструкторам сборных и
спортивных команд, а также тренерам всех категорий сборных и спортивных команд,
принятым на работу в течение текущего года, минимального тарифного разряда или
тарифного разряда, соответствующего результату, показанному в течение последнего
года;
- издавать правила соревнований по видам спорта (по согласованию с
Министерством спорта и туризма Республики Беларусь);
- выдвигать кандидатуры на соискание специальной премии Президента
Республики Беларусь "Белорусский спортивный Олимп";
- входить в состав педагогического совета детско-юношеских спортивных школ;
- входить в состав комиссий по государственной аттестации специализированных
учебно-спортивных учреждений;
- вносить представления о лишении именных стипендий Президента Республики
Беларусь (уменьшении их размера) спортсменов и тренеров за нарушение спортивного
режима или трудовой дисциплины;
- участвовать в определении вида спорта, по которому будет осуществляться
комплектование специализированных по спорту классов в Минском суворовском военном
училище;
- вносить представление о присвоении судьям по спорту международной
категории;
- утверждать учебные программы семинаров по специальной подготовке судей по
спорту;
- применять меры взыскания к судьям по спорту: предупреждение, отстранение
от судейства спортивных соревнований с установлением срока, а также снижение или
лишение судейской категории за невыполнение или ненадлежащее выполнение судейских
обязанностей.
Спортивные клубы.
Спортивные клубы являются юридическими лицами, осуществляющими учебно-
тренировочную, соревновательную, физкультурно-оздоровительную и воспитательную
деятельность.
Спортивные клубы независимо от их организационно-правовых форм создаются
и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством государства.
Спортивные клубы могут создаваться юридическими и физическими лицами.
Спортивные клубы по направлениям деятельности подразделяются на:
- культивирующие отдельные виды спорта и комплексные,
- любительские и профессиональные,
- иной направленности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют
создание и деятельность спортивных клубов, оказывают им содействие в улучшении
условий работы только в случае их признания, порядок которого регламентируется
Типовым положением о спортивном клубе. Типовое положение о спортивном клубе
утверждается уполномоченным органом исполнительной власти в области физической
культуры и спорта.
Спортивные клубы могут создаваться производственными предприятиями,
учреждениями здравоохранения и образования, профессиональными союзами,
религиозными организациями, иными организациями, а также по месту жительства
граждан.
Спортивные клубы предоставляют возможность для организации учебно-
тренировочного процесса и спортивных соревнований, прежде всего в сфере детско-
юношеского и студенческого спорта, проводят целенаправленную работу по
формированию у членов спортивного клуба высоких гражданских и духовно-
нравственных качеств. Их деятельность должна отвечать государственной политике в
области физической культуры и спорта.
Спортивным клубам могут оказывать содействие органы исполнительной власти
и органы местного самоуправления посредством:
- строительства, реконструкции, ремонта спортивных сооружений и иных
объектов спорта;
- передачи в безвозмездное пользование или в долгосрочную аренду на льготных
условиях помещений, зданий, сооружений, являющихся собственностью государства или
административно-территориальных образований либо муниципальной собственностью;
- обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием;
- оказания иной поддержки в порядке и в случаях, которые установлены
нормативными правовыми актами государственных органов исполнительной власти или
муниципальными правовыми актами.
К полномочиям спортивных клубов относятся:
- создание в установленном порядке спортивных школ, спортивных секций,
любительских и профессиональных команд по различным видам спорта, признанным в
государстве;
- присвоение в установленном порядке спортивных разрядов в соответствии с
требованиями Единой общенациональной спортивной классификации;
- осуществление рекламы, теле- и радиотрансляции спортивных соревнований,
организованных ими или с их участием, в соответствии с действующим
законодательством;
-
предоставление спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг
населению;
- участие в установленном порядке в организации переходов спортсменов из
одного спортивного клуба в другой;
Образовательные учреждения поощряют создание и развитие спортивных клубов
и помогают им в их общественно полезной спортивной деятельности. Образовательные