Файл: Shashkova_I_M_Sportivnoe_pravo.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 1182

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

физической  подготовленности,  в  выпускных  классах  (курсах)  проводят  контрольные 
проверки физической подготовленности выпускников; 

-  обеспечивают  необходимую  физическую  подготовку  граждан  допризывного  и 

призывного  возраста  к  военной  службе  в  соответствии  с  учебными  планами  и 
образовательными стандартами; 

-  оказывают  материальную  и  иную  поддержку  образовательным  учреждениям, 

способствуя  тому,  чтобы  каждое  образовательное  учреждение  стало  центром  спорта  и 
здорового образа жизни. 

При формировании бюджетов всех уровней в рамках инвестиционных программ 

необходимо  предусматривать  в  соответствии  с  действующим  законодательством 
выделение  бюджетных  средств  на  создание  и  развитие  материальной  базы  физической 
культуры и спорта в системе образовательных учреждений. 

В  соответствии  с  целевыми  (государственными)  программами  развития 

физической  культуры  и  спорта  всех  уровней  в  образовательных  учреждениях 
предусматриваются  реконструкция  и  строительство  спортивных  залов,  плавательных 
бассейнов, спортивных городков и иных спортивных сооружений. 

Учредители образовательных учреждений обязаны осуществлять материальное и 

моральное  стимулирование  работы  педагогических  коллективов,  специалистов 
физической  культуры  и  спорта,  направленной  на  улучшение  состояния  здоровья, 
физической  подготовленности  обучающихся,  а  также  на  организацию  физкультурно-
спортивной работы среди преподавателей образовательных учреждений. 

Физкультурно-спортивные  организации  участвуют  в  организации  работы  по 

развитию  физической  культуры  и  спорта  среди  различных  групп  населения,  создают 
условия  для  охраны  и  укрепления  здоровья  спортсменов  и  других  участвующих  в 
спортивных  соревнованиях  и  учебно-тренировочных  мероприятиях  лиц,  обеспечивают 
спортсменам,  специалистам  и  тренерам  необходимые  условия  для  тренировок,  а  также 
иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов. 

Физкультурно-спортивные  организации  вправе  получать  финансовую  и  иную 

поддержку в установленном порядке. 

Финансирование  физкультурно-спортивных  организаций,  в  том  числе 

спортивных  клубов,  может  осуществляться  со  стороны  физических  лиц  и  организаций, 
практикующих благотворительную деятельность и пожертвования, а также за счет части 
доходов  от  спортивных  тотализаторов,  лотерей,  соревнований,  предпринимательской 
деятельности и за счет других средств в соответствии с действующим законодательством. 

Физкультурно-спортивные  организации  могут  быть  членами  международных 

спортивных  объединений,  приобретать  права  и  нести  обязанности  в  соответствии  со 
статусом  членов  международных  спортивных  объединений,  если  такие  права  и 
обязанности не противоречат законодательству государства. 

 
5. Пользователи и владельцы спортивных сооружений. 

Спортивные  сооружения  (объекты  спорта)  относятся  к  объектам  социальной 

инфраструктуры. 

Спортивные  сооружения  (объекты  спорта)  могут  находиться  в  государственной 

собственности, 

собственности 

административно-территориальных 

образований, 

собственности юридических лиц, в том числе физкультурно-спортивных организаций, или 
физических лиц. 

Лица,  в  собственности  или  во  владении  которых  находятся  спортивные 

сооружения,  обеспечивают  надлежащее  техническое  оборудование  мест  проведения 
физкультурных,  физкультурно-оздоровительных  или  спортивных  мероприятий  в 
соответствии  с  требованиями  технических  регламентов,  национальных  стандартов, 
нормами,  правилами  и  требованиями,  установленными  органами  государственного 
контроля  (надзора),  санитарными  правилами  и  несут  ответственность  в  соответствии  с 


background image

законодательством  за  причинение  вреда  жизни  или  здоровью  лиц,  осуществляющих 
занятия физической культурой и спортом на таких объектах спорта. 

Спортивные  сооружения,  находящиеся  в  государственной  собственности, 

приватизации не подлежат. 

Использование  спортивных  сооружений  разрешается  только  для  проведения 

физкультурных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и культурных мероприятий 
и для обслуживания указанных мероприятий. 

Не 

допускается 

строительство 

новых 

государственных 

и 

частных 

образовательных  учреждений  всех  типов  без  физкультурно-оздоровительных  и 
спортивных  сооружений,  а  также  ликвидация  имеющихся  сооружений,  находящихся  в 
государственной  собственности,  пока  на  данной  территории  не  будут  созданы 
равнозначные спортивные сооружения. 

Для  спортивных  сооружений,  на  которых  ведется  подготовка  спортивных 

сборных национальных команд по различным видам спорта, в том числе среди инвалидов, 
предоставляются  льготные  условия  их  содержания.  Перечень  таких  спортивных 
сооружений устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области 
физической культуры и спорта. 

Органы исполнительной власти административно-территориальных образований 

и  органы  местного  самоуправления  могут  регулировать  цены  на  посещение  спортивных 
соревнований,  аренду  спортивных  сооружений,  находящихся  в  их  собственности, 
продажу  абонементов  гражданам  на  пользование  такими  сооружениями,  разрешать 
проводить  на  них  занятия  бесплатно  для  инвалидов,  детей-сирот,  детей  дошкольного 
возраста, детей из малообеспеченных и многодетных семей, а также на льготных условиях 
для  обучающихся  в  образовательных  учреждениях,  пенсионеров,  инвалидов  и  в  случае 
необходимости предусматривать компенсацию связанных с этим затрат соответствующим 
спортивным сооружениям за счет средств местных бюджетов или других не запрещенных 
законом источников. 

 
6. Спортивные СМИ. 

Спорт,  как  и  любой  коммерческий  продукт,  нуждается  во  взаимодействии  и 

поддержки  со  стороны  СМИ,  как  мощного  средства  воздействия.  Однако  следует 
отметить, что и для СМИ спорт является достаточно серьезным способом осуществления 
своего влияния и сферой реализации своих возможностей, так как спорт включает в себя 
не  только  оздоровительную,  соревновательную  и  развлекательную  функции,  но  и  во 
многом  способствует  реализации  таких  функций,  как  экономическая,  пропагандистская, 
воспитательная, коммуникативная, образовательная, зрелищная и другие.  

Законодательством  Республики  Беларусь  до  сих  пор  не  разрешен  ряд  проблем, 

которые  стоят  не  только  перед  спортсменами  и  тренерами,  но  и  перед  руководителями 
спортивных федераций и клубов. Взаимодействие и правовая регламентация деятельности 
СМИ  и  спорта  является  одной  из  таких  проблем.  Без  СМИ  популяризация  физической 
культуры  и  спорта,  здорового  образа  жизни,  просто  не  возможна,  а  профессиональный 
спорт без СМИ во многом потеряет свою зрелищность и привлекательность для зрителей, 
спонсоров, то есть утратит цели, ради которых существует. 

Согласно Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 г. №2445-XII «О физической 

культуре  и  спорте»  все  права  на  теле-,  радио-,  иные  способы  трансляции  спортивных 
соревнований принадлежат лицам, проводящим соревнования, если иное не  установлено 
договором  между  лицами,  проводящими  соревнования,  и  участниками  (организациями, 
представляющими от своего имени спортсмена (команды спортсменов), или спортсменом 
при  отсутствии  такой  организации)  или  положением  о  проведении  (регламентом 
проведения) спортивного соревнования. 

 
7. Болельщики и их объединения. 


background image

Объединения  болельщиков  создаются  и  действуют  на  основе  Конституции 

Республики  Беларусь,  Гражданского  кодекса  Республики  Беларусь,  Закона  Республики 
Беларусь «Об общественных объединениях», Закона Республики Беларусь «О физической 
культуре и спорте», иного законодательства Республики Беларусь. 

Объединения  болельщиков  осуществляют  свою  деятельность  в  тесном 

взаимодействии 

с 

Олимпийским 

комитетом 

Республики 

Беларусь, 

органом 

исполнительной  власти  в  области  физической  культуры  и  спорта,  белорусскими  и 
международными  спортивными  федерациями,  сотрудничает  с  иными  лицами,  готовыми 
оказать поддержку развитию белорусского спорта. 

Объединения  болельщиков  являются  юридическими  лицами  с  момента  их 

государственной  регистрации  в  соответствии с  законодательством  Республики  Беларусь, 
пользуются  правами  и  несут  обязанности,  предусмотренные  законодательством 
Республики  Беларусь  для  общественных  объединений,  от  своего  имени  приобретают  и 
осуществляют  имущественные  и  личные  неимущественные  права  и  несут  обязанности,  
выступают  истцом  и  ответчиком  в  судах  общей  юрисдикции,  арбитражном  или 
третейском  судах,  в  интересах  достижения  уставных  целей  могут  совершать  сделки, 
соответствующие законодательству Республики Беларусь, как на территории Республики 
Беларусь  и  за  рубежом.  Объединения  болельщиков  имеют  самостоятельный  баланс, 
обособленное имущество, рублевые и валютные счета в банковских учреждениях, печать, 
штампы  и  бланки  со  своим  наименованием.  Объединения  болельщиков  могут  иметь  с 
учетом требований законодательства Республики Беларусь свои флаг, эмблему, вымпелы, 
памятные  медали,  жетоны,  наградную  атрибутику,  значки  и  иную  символику,  а  также 
товарные  знаки,  грамоты,  дипломы.  Символика  объединений  болельщиков  и  товарные 
знаки  подлежит  учету  и  государственной  регистрации  в  порядке,  установленном 
законодательством Республики Беларусь.  

 

Основными целями объединений болельщиков

 являются: 

 

развитие и популяризация физической культуры и спорта среди всех слоев 

населения; 

 

поддержка спортивных сборных команд Республики Беларусь; 

 

представительство  и  защита  интересов 

белорусских  спортивных 

болельщиков; 

 

повышение  роли  спорта  в  жизни  граждан,  формирование  здорового  образа 

жизни. 

 Объединения болельщиков осуществляет следующую деятельность: 
1) пропаганда здорового образа жизни; 
2) укрепление спортивных традиций; 
3)  формирование  цивилизованного  поведения  болельщиков  на  спортивных 

мероприятиях; 

4) содействие борьбе с насилием на спортивных мероприятиях, 
5) борьба против любых форм дискриминации в спорте; 
6) формирование эффективной системы информационного обеспечения в области 

спорта; 

7)  содействие  правовой  защите  болельщиков,  развитию  правового  сознания 

молодежи; 

8)  оказание  помощи  спортивным  клубам  и  сборным  командам  по  различным 

видам  спорта  в  увеличении  посещаемости  спортивных  мероприятий  зрителями, 
привлечение молодежи в клубы болельщиков; 

9) содействие развитию массового спорта; 
10) содействие борьбе с терроризмом, расизмом, шовинизмом и экстремизмом в 

молодежной среде; 

11)  содействие  развитию  у  молодежи  социальной  активности,  активности  в 

общественной жизни; 


background image

12)  содействие  созданию  и  распространению  новых  форм  проведения  досуга 

молодежи; 

13)  укрепление  позиций  и  повышение  авторитета  российского  спорта  на 

международной арене, осуществление международных спортивных связей; 

14)  осуществление  разработки  и  финансирования  социально  значимых 

общественных программ на территории Республики Беларусь; 

15)  выступление  с  инициативами  по  различным  вопросам  общественной  жизни, 

внесение предложений в органы государственной власти и управления; 

16)  взаимодействие  с  заинтересованными  органами  государственной  власти  и 

местного 

самоуправления, 

общественными 

объединениями, 

религиозными 

организациями,  научными,  образовательными,  просветительскими  учреждениями, 
средствами массовой информации; 

17) осуществление издательской и информационной деятельности в электронных 

и печатных средствах массовой информации и информационных сетях по своей тематике; 

18) повышение уровня безопасности проведения спортивных мероприятий; 
19)  осуществление  иной  деятельности,  не  запрещенной  действующим 

законодательством Республики Беларусь. 

 
8. Агентская деятельность в спорте. 

Агентская  деятельность  в  спорте  связана  с  созданием,  изменением, 

прекращением правоотношений в сфере гражданского права и частично трудового права 
для представляемого игрока или клуба.  

Спортивный  агент

  –  физическое  лицо,  которое  на  основании  лицензии  и  за 

вознаграждение оказывает организации или спортсмену услуги, связанной с совершением 
определенных  действий  (переход  спортсмена  в  другую  организацию,  заключение, 
перезаключение  трудового  договора  между  организацией  и  спортсменом).  Без  лицензии 
деятельность  агента  могут  осуществлять  братья,  сестры,  супруги  спортсмена,  юрист, 
адвокат.  

Перечень услуг, оказываемых агентом: 
1)заключение  трудовых  контрактов  между  спортсменом  и  спортивной 

организацией;  

2)заключение 

трансфертного 

контракта 

между 

двумя 

спортивными 

организациями.  

Агент  обязан  заключить  агентский  договор  при  осуществлении  своей 

деятельности. Агент может представлять только одну сторону и получить вознаграждение 
только от этой стороны.  

Лицензия может быть временно приостановлена: 
1)если агент вовремя не продлил договор страхования ответственности; 
2)агент начал работать на какой-либо должности в спортивной организации;  
3)возникли основания для лишения лицензии. 
Требования к агентам: 
1)гражданин РБ, имеющий высшее образование; 
2)не имеющее проблем с законодательством (отсутствие судимости); 
3)наркологически и психически здоровый; 
4)не  имеющий  право  занимать  любые  штатные  и  нештатные  должности  в 

спортивных организациях. 

Кроме лишения лицензии к агенту могут применяться штраф и предупреждение, 

согласно нормативных документов спортивных федераций. 

 
 

 
 


background image

Тема  3.  Правовое  регулирование  управленческих  отношений  в 

сфере  физической  культуры  и  спорта,  организации  и  проведения 
спортивных соревнований.  

Вопросы: 

1.  Физическая  культура  и  спорт  как  объект  государственного  регулирования  и 

управления. 

2. Органы управления физической культурой и спортом. 
3.  Правовое  регулирование  государственной  регистрации  физкультурно-

спортивных  организаций.  Лицензирование  как  разновидность  государственной 
разрешительной  политики  в  сфере  физической  культуры  и  спорта.  Государственный 
контроль (надзор) политики в сфере физической культуры и спорта. 

4. Правовое регулирование организации и проведения спортивных соревнований. 
5. Организация судейства в области физической культуры и спорта. 
6.  Правовое  регулирование  обеспечения  безопасности  проведения  спортивных 

мероприятий. 

 
1. Физическая культура и спорт как объект государственного регулирования 

и управления. 

Государственная политика в области физической культуры и спорта направлена 

на  улучшение  качества  жизни  граждан,  формирование  здорового  образа  жизни, 
воспитание  физически  и  духовно  развитого  подрастающего  поколения,  способного 
адаптироваться к современным условиям жизни, подготовку спортивного резерва, а также 
спортивных  сборных  национальных  команд  с  целью  успешного  выступления  на 
международных  спортивных  соревнованиях.  Государственная  политика  в  области 
физической культуры и спорта основывается на следующих принципах: 

-  ответственность  государственных  органов  власти  и  управления,  органов 

местного  самоуправления,  организаций,  а  также  должностных  лиц  за  обеспечение  права 
граждан  на  занятия  физической  культурой  и  спортом  и  создание  необходимых  условий 
для реализации этого права; 

-  единство  нормативно-правовой  базы  физической  культуры  и  спорта  на  всей 

территории государства; 

- гарантия прав и общедоступность занятий физической культурой и спортом для 

всех граждан; 

- безопасность организации и проведения учебно-тренировочных, физкультурно-

оздоровительных и спортивных мероприятий; 

-  уважение  и  соблюдение  государством  международных  обязательств  в  области 

физической культуры и спорта; 

-  приоритетность  поддержки  развития  физической  культуры  и  спорта  среди 

социально  незащищенных  групп  населения  (дети  из  многодетных  семей,  сироты,  лица  с 
ограниченными возможностями здоровья, инвалиды); 

-  взаимодействие  государственных  органов  исполнительной  власти  в  области 

физической  культуры  и  спорта  с  общественными  физкультурно-спортивными 
объединениями; 

-  непрерывность  и  преемственность  физического  воспитания  различных 

возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности; 

-  признание  государственной,  общественной  и  частной  форм  организации 

физической культуры и спорта; 

- добровольность занятий физической культурой и спортом. 
Государство  поддерживает  развитие  физической  культуры  и  спорта, 

олимпийское, паралимпийское, специальное олимпийское и иные спортивные движения и 
обеспечивает: