ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 857
Скачиваний: 1
11
социологии
.
Границы
и
условия
применения
социологического
подхода
в
правовой
деятельности
.
Методология
социологии
.
Метод
социологии
и
его
специфика
.
Связь
социологии
с
естественнонаучными
дисциплинами
(
математика
,
информатика
)
и
статистикой
.
Социология
в
системе
наук
об
обществе
.
Социология
и
теория
права
.
Основные
функции
социологии
.
Роль
социологии
в
современном
обществе
.
Состояние
и
перспективы
развития
социологии
в
условиях
глобализации
.
Мировой
экономический
кризис
XXI
века
и
социология
.
Значение
социологического
знания
для
развития
инновационных
процессов
в
современной
России
и
для
формирования
и
развития
социально
-
личностных
и
профессиональных
компетенций
выпускников
МГЮУ
имени
О
.
Е
.
Кутафина
.
Тема
2.
История
становления
и
развития
социологии
.
Современные
социологические
парадигмы
Социально
-
философские
предпосылки
и
источники
возникновения
социологии
как
науки
.
Возникновение
социологии
как
самостоятельной
науки
в
XIX
столе
-
тии
.
Социологический
проект
О
.
Конта
.
Основные
этапы
и
периоды
исторического
развития
социологии
.
Классический
этап
развития
социологии
.
Эволюционистская
социология
Г
.
Спенсера
.
Социология
марксизма
.
Социологическое
учение
Э
.
Дюркгей
-
ма
. «
Понимающая
социология
»
М
.
Вебера
.
Современные
западные
социологические
теории
.
Основные
пара
-
дигмы
,
школы
и
их
представители
.
Социология
конца
ХХ
века
:
академиче
-
ская
социология
,
теории
происхождения
общества
.
Теория
глобализации
современного
общества
И
.
Валлерштайна
.
Коммуникативная
теория
Н
.
Лумана
.
Особенности
развития
социологической
мысли
в
России
.
Основные
социологические
теории
.
Теория
социальной
стратификации
и
социаль
-
ной
мобильности
П
.
А
.
Сорокина
.
Социологическое
обоснование
доктрины
культурно
-
исторических
типов
в
теории
Н
.
Я
.
Данилевского
.
Натуралисти
-
ческое
направление
в
отечественной
социологии
. «
Юридическая
школа
»
и
ее
социологическая
концепция
(
Б
.
Н
.
Чичерин
,
К
.
Д
.
Кавелин
).
Социоло
-
гические
идеи
теоретиков
анархизма
(
М
.
А
.
Бакунин
,
П
.
А
.
Кропоткин
).
Психологическое
направление
(
Е
.
В
.
де
Роберти
,
Л
.
И
.
Петражицкий
).
Субъективная
школа
в
русской
социологии
(
П
.
Л
.
Лавров
,
Н
.
К
.
Михайлов
-
ский
,
Н
.
И
.
Кареев
).
Генетическая
(
позитивистская
)
социология
М
.
М
.
Ко
-
валевского
.
Марксистское
направление
в
русской
социологии
(
Г
.
Плеха
-
12
нов
,
В
.
Ленин
, «
легальные
марксисты
»
П
.
Струве
,
М
.
Туган
-
Барановский
).
Эмпирическая
социология
(
К
.
М
.
Тахтарев
).
Основные
социологические
школы
России
в
современных
услови
-
ях
и
их
представители
(
З
.
Т
.
Голенкова
,
М
.
К
.
Горшков
,
Т
.
И
.
Заславская
,
А
.
Г
.
Здравомыслов
,
В
.
И
.
Добреньков
,
А
.
И
.
Кравченко
,
Л
.
Н
.
Москвичев
,
Ж
.
Т
.
Тощенко
,
Г
.
В
.
Осипов
,
В
.
А
.
Ядов
и
др
.).
Раздел
II.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ
ОБЩЕСТВА
И
ЛИЧНОСТИ
Лекции
– 4(2)
часов
.
Практические
занятия
– 6(4)
часов
.
Тема
3.
Общество
как
социетальная
система
Понятие
об
обществе
как
системном
образовании
.
Основные
поня
-
тия
“
система
”
и
“
общество
”
и
их
соотношение
.
Понятие
социальной
систе
-
мы
и
социальной
структуры
.
Основные
признаки
общества
.
Типологиче
-
ские
характеристики
обществ
.
Важнейшие
подсистемы
общества
.
Обще
-
ство
как
социокультурный
организм
и
как
социально
-
экономическая
си
-
стема
.
Модель
устойчивого
развития
российского
социума
.
Администра
-
тивно
-
правовые
реформы
и
социальная
структура
Российского
общества
.
Виды
социальных
групп
,
общностей
,
институтов
и
организаций
в
социальной
структуре
общества
.
Гражданское
общество
как
нормативно
-
концептуальная
модель
.
Перспективы
гражданского
общества
в
России
.
Общественное
мнение
как
институт
гражданского
общества
.
Концепция
социальной
стратификации
,
ее
критерии
и
характерные
признаки
.
Виды
стратификации
.
Факторы
,
обуславливающие
стратифика
-
цию
российского
общества
.
Этническая
стратификация
.
Социальное
нера
-
венство
и
социальная
поляризация
в
российском
обществе
,
их
влияние
на
социальное
самочувствие
населения
и
социальный
статус
в
обществе
.
Противоречия
и
решения
национально
-
этнических
проблем
в
России
.
Но
-
вые
классы
и
слои
российского
общества
.
Понятие
и
роль
среднего
класса
в
современном
обществе
.
Правящий
класс
и
властвующая
элита
.
Сущность
социальной
мобильности
.
Основные
факторы
социальной
мобильности
,
ее
механизм
(«
социальный
лифт
»).
Социальные
движения
и
их
классификация
.
Социальный
контроль
и
социальное
управление
.
Тема
4.
Социологические
теории
личности
и
социализация
Социологический
подход
к
понятию
«
личность
».
Структура
ее
социальных
качеств
.
Автономность
личности
и
ансамбль
общественных
13
отношений
.
Личность
как
социальный
тип
.
Индивид
в
родовом
,
традиционном
,
индустриальном
и
информационном
обществах
.
Парадигмы
развития
личности
в
социологии
(
парадигма
“
социального
поведения
”,
символического
интеракционизма
,
конфликта
).
Типологии
личностей
.
Личность
как
деятельный
субъект
.
Понятия
социального
статуса
,
престижа
,
социальной
роли
,
ранга
.
Статусно
-
ролевая
концепция
личности
.
Связь
социального
статуса
с
правами
и
обязанностями
.
Статус
юриста
и
виды
его
социальных
ролей
.
Личность
как
субъект
и
цель
социального
развития
.
Взаимодействие
общества
и
личности
.
Характеристика
личности
юриста
.
Социальная
среда
,
активность
и
социализация
личности
.
Понятие
«
социализация
»
как
социологическая
категория
.
Социализация
как
социокультурный
процесс
:
его
особенности
и
стадии
.
Формы
социализации
.
Этапы
социализации
.
Первичная
социализация
,
десоциализация
и
ресоциализация
(
вторичная
социализация
).
Агенты
социализации
,
их
функции
.
Институциональная
и
внеинституциональная
социализация
человека
.
Правовая
социализация
личности
.
Социализация
российской
молодежи
.
Социокультурные
ориентации
современной
молодежи
в
Российской
Федерации
.
Социальная
роль
.
Социальный
статус
личности
.
Личностное
самосознание
и
социальный
статус
.
Социализация
и
аномия
.
Социальное
поведение
личности
.
Типология
социального
действия
в
социологии
М
.
Вебера
.
Концепция
диспозиционной
регуляции
поведения
личности
(
В
.
А
.
Ядов
).
Ролевое
и
статусное
поведение
личности
.
Социальный
контроль
и
девиантное
поведение
личности
.
Профилак
-
тическая
работа
юриста
по
выявлению
и
устранению
условий
,
способ
-
ствующих
совершению
преступлений
.
Институты
контроля
и
санкции
.
Социализация
и
социальная
адаптация
личности
в
условиях
обще
-
ственных
преобразований
в
современной
России
как
фактор
формирова
-
ния
правовой
культуры
.
РАЗДЕЛ
III.
СПЕЦИАЛЬНАЯ
И
ПРИКЛАДНАЯ
СОЦИОЛОГИЯ
.
Лекции
– 2(2)
часов
.
Практические
занятия
– 8(4)
часов
.
Тема
5.
Специальные
социологические
теории
.
Социология
права
Отраслевые
социологические
дисциплины
(
экономическая
социоло
-
гия
,
социология
образования
,
права
,
политики
,
религии
и
т
.
п
.)
и
специаль
-
14
ные
социологические
теории
(
молодежи
,
морали
,
семьи
и
др
.)
Их
соотно
-
шение
и
взаимосвязь
с
общей
социологией
.
Место
отраслевых
социологий
в
структуре
социологического
знания
.
Объект
,
предмет
,
функции
и
методы
исследования
отраслевых
социоло
-
гий
,
их
отличие
от
общей
социологии
.
Классификация
отраслевых
социо
-
логий
.
Теории
,
объясняющие
социальную
жизнь
общества
в
единстве
с
другими
сферами
жизни
социума
.
Теории
,
анализирующие
социокультур
-
ные
явления
и
развитие
личности
.
Развитие
отраслевых
социологических
дисциплин
как
рефлексия
на
потребности
практической
жизни
.
Социология
права
как
отрасль
социологической
науки
,
ее
объект
,
предмет
,
законы
,
категории
и
структура
.
Правовое
сознание
и
его
специфика
как
социологической
категории
.
Правовая
деятельность
и
юридическая
организация
.
История
становления
,
развития
и
современное
состояние
социологии
права
.
Методологические
основы
социологии
права
.
Социальная
обусловленность
права
и
её
социологическая
характеристика
.
Социальное
действие
права
и
механизм
его
функционирования
.
Социологический
подход
в
исследовании
права
и
правовых
явлений
.
Гносеологическая
роль
социологического
подхода
к
выведению
социальных
закономерностей
правового
феномена
.
Экспертный
метод
в
исследовании
правовых
явлений
.
Направления
и
тенденции
развития
социологии
права
в
современной
России
.
Тема
6.
Социологическое
исследование
:
понятие
,
этапы
и
виды
Социологические
исследование
как
средство
познания
социальной
реальности
.
Характерные
особенности
социологического
исследования
,
его
структура
,
функции
,
виды
и
этапы
.
Основные
компоненты
социологи
-
ческого
исследования
:
методология
,
метод
,
методика
,
техника
и
процеду
-
ра
.
Методы
сбора
первичной
социологической
информации
:
наблюдение
,
анализ
документов
,
опрос
,
эксперимент
.
Количественные
и
качественные
методы
,
их
соотношение
.
Выборочный
метод
и
его
использование
.
Репре
-
зентативность
выборки
.
Методы
анализа
социологической
информации
.
Теоретическая
и
эмпирическая
модели
объекта
и
их
использование
в
про
-
цессе
анализа
социальных
и
правовых
явлений
.
Методы
обработки
ин
-
формации
.
Программа
социологического
исследования
–
основной
научно
-
методический
документ
организации
и
проведения
исследования
.
Струк
-
тура
программы
:
теоретико
-
методологическая
и
методико
-
процедурная
15
части
.
Измерения
социальных
явлений
.
Подготовка
отчета
о
результатах
исследования
и
прогнозирование
развития
исследуемого
объекта
.
Социологические
исследования
и
развитие
правовой
науки
:
проблемы
и
пути
реализации
.
Социально
-
правовые
исследования
и
юридические
практики
.
Эмпирические
методы
в
изучении
правовых
явлений
.
Социологическое
моделирование
как
метод
исследования
социальных
и
правовых
отношений
и
процессов
.
Экспертный
подход
в
исследовании
права
и
правовых
явлений
.
Проведение
социологических
исследований
в
Российской
Федера
-
ции
как
выполнение
социального
заказа
государства
для
обеспечения
устойчивого
социально
-
экономического
развития
страны
и
правовой
без
-
опасности
.
3.3.
Лекции
Основное
назначение
лекционного
курса
для
специалиста
заключа
-
ется
в
том
,
чтобы
помочь
студентам
вникнуть
в
предмет
и
правильно
ор
-
ганизовать
самостоятельную
работу
студентов
над
курсом
«
Социологии
»
в
течение
срока
изучения
предмета
,
направить
и
организовать
самостоя
-
тельную
познавательную
и
творческую
деятельность
студентов
.
Эффек
-
тивность
небольшого
лекционного
курса
по
«
Социологии
»
зависит
от
про
-
блемного
,
концентрированного
изложения
основных
тем
курса
.
В
связи
с
этим
наиболее
приемлемыми
являются
обзорные
лекции
по
сквозной
те
-
матике
.
В
лекциях
должно
присутствовать
гармоничное
сочетание
доступ
-
ности
изложения
и
высокого
теоретического
содержания
.
Лекции
должны
стать
для
студентов
путеводителем
в
лабиринте
со
-
циологических
проблем
.
Лекции
должны
:
Познакомить
студентов
с
основными
социологическими
понятия
-
ми
,
законами
и
парадигмами
.
Показать
становление
и
формирование
категорий
социологии
по
мере
развития
социологического
знания
.
Познакомить
студентов
с
современными
социологическими
шко
-
лами
,
направлениями
и
течениями
.
В
лекциях
необходимо
остановиться
на
методологической
роли
социологии
по
отношению
к
правовой
теории
и
юридической
практике
.
Дать
рекомендации
по
использованию
основной
и
дополнитель
-
ной
учебной
литературы
,
по
использованию
методов
самостоятельной
ра
-
боты
.