ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 858

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16 
 

3.3.1. 

Лекции

 

для

 

очной

 

формы

 

обучения

 

 

Раздел

 I. 

ТЕОРИЯ

 

И

 

ИСТОРИЯ

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ

 

НАУКИ

 

 

Тема

 

лекции

 1.

 

Социология

 

как

 

наука

 

и

 

учебная

 

дисциплина

Значение

 

социологического

 

знания

  

для

 

юриста

 

(2 

часа

)

 

 

Вопросы

 

лекции

:  

1. 

Объект

 

и

 

предмет

 

социологии

ее

 

законы

 

и

 

категории

2. 

Структура

 

социологического

 

знания

Макросоциология

 

и

 

микро

-

социология

3. 

Функции

 

социологии

Социология

 

в

 

системе

 

общественных

 

и

 

правовых

 

наук

 

Тема

 

лекции

 2

.

 

История

 

возникновения

 

и

 

развития

 

социологии

 

(2 

часа

 

Вопросы

 

лекции

:  

1. 

Становление

 

социологии

 

как

 

науки

.  

2. 

Классическая

 

и

 

современная

 

западная

 

социология

основные

 

школы

парадигмы

 

и

 

направления

3. 

Становление

 

и

 

развитие

 

социологической

 

мысли

 

в

 

России

 

Раздел

 II.

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ

 

ПРОБЛЕМЫ

 

РАЗВИТИЯ

 

ОБЩЕСТВА

 

И

 

ЛИЧНОСТИ

 

 

Тема

 

лекции

 3

.

 

Общество

 

как

 

социетальная

 

система

 

(2 

часа

 

Вопросы

 

лекции

:  

1. 

Общество

понятие

признаки

 

и

 

основные

 

типы

2. 

Социальная

 

структура

 

и

 

основные

 

теории

 

социальной

 

стратифи

-

кации

3. 

Социальный

 

контроль

 

и

 

общественное

 

мнение

 

в

 

современном

 

обществе

 

Тема

 

лекции

 4

.

 

Социология

 

личности

Процесс

 

социализации

 

индивида

 

(2 

часа

)

 

 

Вопросы

 

лекции

:  

1. 

Понятие

 

и

 

типологии

 

личности

 

в

 

социологии


background image

17 

 

2. 

Основные

 

социологические

 

теории

 

личности

3. 

Социализация

 

личности

 

и

 

девиация

 

Раздел

 III. 

СПЕЦИАЛЬНАЯ

 

И

 

ПРИКЛАДНАЯ

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

 

Тема

 

лекции

 5.

 

Теории

 

среднего

 

уровня

 

и

 

эмпирическая

 

социология

 

(2 

часа

 

Вопросы

 

лекции

:  

1. 

Понятие

 

и

 

классификация

 

специальных

 

социологических

 

теорий

2. 

Социология

 

права

 – 

как

 

междисциплинарная

 

теория

3. 

Эмпирическая

 

социология

 

как

 

инструмент

 

социального

 

управле

-

ния

 

и

 

познания

 

общества

.  

 

3.3.2. 

Лекции

 

для

 

очно

-

заочной

 

формы

 

обучения

 

 

Раздел

 I. 

ТЕОРИЯ

 

И

 

ИСТОРИЯ

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ

 

НАУКИ

 

 

Тема

 

лекции

 1

.

 

История

 

социологии

 

и

 

современность

.  

Значение

 

социологического

 

знания

  

для

 

юриста

 

(2 

часа

 

Вопросы

 

лекции

:  

1. 

Социология

 

как

 

наука

 

и

 

учебная

 

дисциплина

Ее

 

место

 

и

 

роль

 

в

 

обществознании

2. 

Зарубежная

 

социология

этапы

 

развития

 

и

 

основные

 

школы

3. 

Отечественная

 

социология

общая

 

характеристика

 

и

 

основные

 

парадигмы

 

Раздел

 II.

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ

 

ПРОБЛЕМЫ

 

РАЗВИТИЯ

 

ОБЩЕСТВА

 

И

 

ЛИЧНОСТИ

 

 

Тема

 

лекции

 2.

 

Личность

 

и

 

общество

 

в

 

социологическом

 

рассмотрении

 

(2 

часа

 

Вопросы

 

лекции

:  

1. 

Общество

 

как

 

социальная

 

система

Социальная

 

структура

 

и

 

со

-

циальная

 

стратификация

2. 

Социальные

 

действия

связи

процессы

 

и

 

отношения

3. 

Личность

 

в

 

социальной

 

системе

Социальный

 

контроль

 

и

 

обще

-

ственное

 

мнение

.  


background image

18 
 

Раздел

 III. 

СПЕЦИАЛЬНАЯ

 

И

 

ПРИКЛАДНАЯ

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

 

Тема

 

лекции

 3.

 

Теории

 

среднего

 

уровня

 

и

 

эмпирическая

 

социология

 

(2 

часа

 

Вопросы

 

лекции

:  

1. 

Понятие

 

и

 

классификация

 

специальных

 

социологических

 

теорий

.  

2. 

Социология

 

права

 – 

как

 

междисциплинарная

 

теория

3. 

Эмпирическая

 

социология

 

как

 

инструмент

 

социального

 

управле

-

ния

 

и

 

познания

 

общества

.  

 

3.3.3. 

Лекции

 

для

 

заочной

 

формы

 

обучения

 

 

Раздел

 I.

 

СТАНОВЛЕНИЕ

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ

 

НАУКИ

 

И

 

ЭМПИРИЧЕСКОЙ

 

СОЦИОЛОГИИ

 

 

Лекция

 1.

 

Тема

Социология

история

 

и

 

современность

 

(1 

час

 

Вопросы

 

к

 

теме

:  

1. 

Социология

 

как

 

наука

 

и

 

учебная

 

дисциплина

Классическая

 

и

 

со

-

временная

 

социология

2. 

Социологические

 

исследования

 

как

 

инструмент

 

социального

 

управления

 

и

 

познания

 

общества

.

 

Основные

 

направления

 

и

 

методы

 

ис

-

следования

 

правовых

 

явлений

 

Раздел

 II.

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ

 

ПРОБЛЕМЫ

 

РАЗВИТИЯ

 

ОБЩЕСТВА

 

И

 

ЛИЧНОСТИ

 

 

Тема

Личность

 

и

 

общество

 

в

 

социологическом

 

 

рассмотрении

 

(1 

час

 

Вопросы

 

к

 

теме

:  

1. 

Общество

 

как

 

всеобщая

 

социальная

 

система

Социальная

 

струк

-

тура

 

и

 

социальная

 

стратификация

2. 

Личность

 

в

 

социальной

 

системе

Социальный

 

контроль

 

и

 

обще

-

ственное

 

мнение

Задания

 

для

 

подготовки

 

к

 

лекции

 

 

Предварительное

 

знакомство

 

с

 

категориальным

 

аппаратом

ис

-

пользуемым

 

в

 

лекции

 

Знакомство

 

с

 

рекомендованными

 

первоисточниками


background image

19 

 

 

Знакомство

 

с

 

основной

 

и

 

дополнительной

 

литературой

.  

 

Продумывание

 

проблемных

 

вопросов

поставленных

 

на

 

преды

-

дущей

 

лекции

 

Знакомство

 

с

 

материалами

 

лекций

помещенных

 

в

 

Интернете

 

на

 

сайтах

 

Университета

 

имени

 

О

.

Е

Кутафина

.  

 

3.4. 

Практические

 

занятия

 

 

3.4.1. 

Практические

 

занятия

 

для

 

очной

 

формы

 

обучения

 

 

Организация

 

практических

 

занятий

 

зависит

 

от

 

цели

содержания

 

и

 

формы

 

занятия

также

 

необходимо

 

учитывать

 

двухсторонний

 

характер

 

процесса

 

обучения

совместная

 

деятельность

 

преподавателя

 

и

 

студентов

.  

При

 

рассмотрении

 

теоретических

 

вопросов

 

на

 

практических

 

заняти

-

ях

 

студентам

 

за

 

одну

-

две

 

недели

 

сообщается

 

тема

 

и

 

цель

 

занятия

указы

-

вается

 

литература

 

для

 

самостоятельного

 

изучения

Студентам

 

рекомен

-

дуется

 

ознакомиться

 

со

 

списком

 

литературы

изучить

 

ряд

 

первоисточни

-

ков

уяснить

 

основные

 

понятия

принципы

 

и

 

категории

 

предмета

ознако

-

миться

 

с

 

публикациями

 

в

 

периодических

 

изданиях

посвященных

 

изучае

-

мой

 

теме

а

 

также

 

воспользоваться

 

Интернетом

.  

Большую

 

помощь

 

в

 

этом

 

может

 

оказать

 

конспектирование

Конспек

-

тируются

 

фундаментальные

основополагающие

 

источники

оригинальные

 

произведения

Практические

 

занятия

 

в

 

форме

 

обучающих

 

игр

 

требуют

 

более

 

тща

-

тельной

 

подготовки

За

 

две

 

недели

 

студенты

 

получают

 

установку

 

на

 

прове

-

дение

 

игры

Они

 

должны

 

ознакомиться

 

с

 

рекомендуемой

 

литературой

 

и

 

нор

-

мативно

-

правовыми

 

актами

изучить

 

сценарий

 

и

 

усвоить

 

порядок

 

проведе

-

ния

 

игры

подготовить

 

вопросы

 

и

 

свои

 

предложения

 

если

 

таковые

 

возникли

.  

Для

 

закрепления

 

знаний

навыков

 

и

 

осуществления

 

текущего

 

кон

-

троля

 

преподаватель

 

в

 

практические

 

занятия

 

включает

 

решение

 

кросс

-

вордов

 

и

 

выполнение

 

тестовых

 

заданий

 

Раздел

 I. 

ТЕОРИЯ

 

И

 

ИСТОРИЯ

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ

 

НАУКИ

 

Практическое

 

занятие

 

 1 

Вид

:

 

Диспут

 (2 

часа

). 

Тема

 1:

 

Социология

 

в

 

современном

 

мире

наука

 

или

 

утопия

 

 

Вопросы

 

к

 

занятию

1. 

Предмет

 

и

 

структура

 

социологии

Уровни

 

социологического

 

знания


background image

20 
 

2. 

Основные

 

парадигмы

категории

 

и

 

законы

 

социологии

3. 

Методы

 

и

 

основные

 

функции

 

социологии

4. 

Место

 

социологии

 

в

 

системе

 

обществознания

Задания

 

для

 

подготовки

 

к

 

практическому

 

занятию

¾

 

Подготовить

 

ответы

 

на

 

вопросы

 

В

 

чем

 

отличие

 

объекта

 

и

 

предмета

 

социологии

 

Почему

 

существуют

 

различные

 

интерпретации

 

предмета

 

социо

-

логии

 

Какова

 

структура

 

современного

 

социологического

 

знания

 

Чем

 

можно

 

объяснить

 

существование

 

в

 

рамках

 

социологии

 

раз

-

личных

 

уровней

 

социологического

 

знания

 

Назовите

 

основные

 

категории

 

социологической

 

науки

 

В

 

чем

 

заключается

 

сущность

 «

социального

». 

 

Какими

 

методами

 

пользуется

 

социология

 

при

 

познании

 

обще

-

ства

 

Какие

 

основные

 

функции

 

у

 

социологии

 

Каким

 

образом

 

социология

 

может

 

способствовать

 

разрешению

 

тех

 

или

 

иных

 

актуальных

 

проблем

 

современного

 

российского

 

общества

 

Известный

 

современный

 

американский

 

социолог

 

Н

Смелзер

 

вы

-

деляет

 

пять

 

основных

 

подходов

которые

 

реализуются

 

в

 

социологии

 

при

 

изучении

 

социальных

 

явлений

 

и

 

процессов

демографический

психологи

-

ческий

коллективистический

выявление

 

взаимоотношений

культурологи

-

ческий

Познакомьтесь

 

с

 

описанием

 

этих

 

подходов

 (

Смезлер

 

Н

.

 

Социоло

-

гия

М

., 1994. 

С

. 18–20) 

и

 

объясните

 

значение

 

каждого

 

их

 

них

 

для

 

социоло

-

гического

 

объяснения

 

социальной

 

действительности

 

Подумайте

чем

 

отличается

 

научный

 

подход

 

в

 

изучении

 

обще

-

ства

 

от

 

объяснения

 

общественной

 

жизни

в

 

рамках

 

так

 

называемого

 

здра

-

вого

 

смысла

. (

Для

 

выполнения

 

этого

 

задания

 

используйте

 

учебники

 

поль

-

ского

 

социолога

 

П

Штомпки

 

и

 

американского

 

Дж

Масиониса

См

.: 

Штомп

-

ка

 

П

Социология

М

., 2005. 

С

. 11–17; 

Масионис

 

Дж

Социология

СПб

., 

2004. 

С

. 54–70). 

¾

 

Проанализировать

 

и

 

прокомментировать

 

статьи

 

Максимов

 

Б

.

И

Четыре

 

ступени

 

развития

 

социологии

или

 

нужны

 

ли

 

социальные

 

инженеры

? // 

СоцИс

. 2010.

 10. 

 

Романовский

 

Н

.

В

О

 

понятийном

 

аппарате

 

социологии

 // 

СоцИс

2011. 

 2. 

 

Титаренко

 

Л

.

Г

Социология

 

на

 

перепутье

. // 

СоцИс

. 2010. 

 3. 

¾

 

Изучить

 

источники

 

по

 

теме

 

из

 

списка

 

основной

 

и

 

дополнительной

 

литературы