ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 858
Скачиваний: 1
16
3.3.1.
Лекции
для
очной
формы
обучения
Раздел
I.
ТЕОРИЯ
И
ИСТОРИЯ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ
НАУКИ
Тема
лекции
1.
Социология
как
наука
и
учебная
дисциплина
.
Значение
социологического
знания
для
юриста
(2
часа
)
Вопросы
лекции
:
1.
Объект
и
предмет
социологии
,
ее
законы
и
категории
.
2.
Структура
социологического
знания
.
Макросоциология
и
микро
-
социология
.
3.
Функции
социологии
.
Социология
в
системе
общественных
и
правовых
наук
.
Тема
лекции
2
.
История
возникновения
и
развития
социологии
(2
часа
)
Вопросы
лекции
:
1.
Становление
социологии
как
науки
.
2.
Классическая
и
современная
западная
социология
:
основные
школы
,
парадигмы
и
направления
.
3.
Становление
и
развитие
социологической
мысли
в
России
.
Раздел
II.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ
ОБЩЕСТВА
И
ЛИЧНОСТИ
Тема
лекции
3
.
Общество
как
социетальная
система
(2
часа
)
Вопросы
лекции
:
1.
Общество
:
понятие
,
признаки
и
основные
типы
.
2.
Социальная
структура
и
основные
теории
социальной
стратифи
-
кации
.
3.
Социальный
контроль
и
общественное
мнение
в
современном
обществе
.
Тема
лекции
4
.
Социология
личности
.
Процесс
социализации
индивида
(2
часа
)
Вопросы
лекции
:
1.
Понятие
и
типологии
личности
в
социологии
.
17
2.
Основные
социологические
теории
личности
.
3.
Социализация
личности
и
девиация
.
Раздел
III.
СПЕЦИАЛЬНАЯ
И
ПРИКЛАДНАЯ
СОЦИОЛОГИЯ
Тема
лекции
5.
Теории
среднего
уровня
и
эмпирическая
социология
(2
часа
)
Вопросы
лекции
:
1.
Понятие
и
классификация
специальных
социологических
теорий
.
2.
Социология
права
–
как
междисциплинарная
теория
.
3.
Эмпирическая
социология
как
инструмент
социального
управле
-
ния
и
познания
общества
.
3.3.2.
Лекции
для
очно
-
заочной
формы
обучения
Раздел
I.
ТЕОРИЯ
И
ИСТОРИЯ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ
НАУКИ
Тема
лекции
1
.
История
социологии
и
современность
.
Значение
социологического
знания
для
юриста
(2
часа
)
Вопросы
лекции
:
1.
Социология
как
наука
и
учебная
дисциплина
.
Ее
место
и
роль
в
обществознании
.
2.
Зарубежная
социология
:
этапы
развития
и
основные
школы
.
3.
Отечественная
социология
:
общая
характеристика
и
основные
парадигмы
.
Раздел
II.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ
ОБЩЕСТВА
И
ЛИЧНОСТИ
Тема
лекции
2.
Личность
и
общество
в
социологическом
рассмотрении
(2
часа
)
Вопросы
лекции
:
1.
Общество
как
социальная
система
.
Социальная
структура
и
со
-
циальная
стратификация
.
2.
Социальные
действия
,
связи
,
процессы
и
отношения
.
3.
Личность
в
социальной
системе
.
Социальный
контроль
и
обще
-
ственное
мнение
.
18
Раздел
III.
СПЕЦИАЛЬНАЯ
И
ПРИКЛАДНАЯ
СОЦИОЛОГИЯ
Тема
лекции
3.
Теории
среднего
уровня
и
эмпирическая
социология
(2
часа
)
Вопросы
лекции
:
1.
Понятие
и
классификация
специальных
социологических
теорий
.
2.
Социология
права
–
как
междисциплинарная
теория
.
3.
Эмпирическая
социология
как
инструмент
социального
управле
-
ния
и
познания
общества
.
3.3.3.
Лекции
для
заочной
формы
обучения
Раздел
I.
СТАНОВЛЕНИЕ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ
НАУКИ
И
ЭМПИРИЧЕСКОЙ
СОЦИОЛОГИИ
Лекция
1.
Тема
:
Социология
:
история
и
современность
(1
час
)
Вопросы
к
теме
:
1.
Социология
как
наука
и
учебная
дисциплина
.
Классическая
и
со
-
временная
социология
.
2.
Социологические
исследования
как
инструмент
социального
управления
и
познания
общества
.
Основные
направления
и
методы
ис
-
следования
правовых
явлений
.
Раздел
II.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ
ОБЩЕСТВА
И
ЛИЧНОСТИ
Тема
:
Личность
и
общество
в
социологическом
рассмотрении
(1
час
)
Вопросы
к
теме
:
1.
Общество
как
всеобщая
социальная
система
.
Социальная
струк
-
тура
и
социальная
стратификация
.
2.
Личность
в
социальной
системе
.
Социальный
контроль
и
обще
-
ственное
мнение
.
Задания
для
подготовки
к
лекции
•
Предварительное
знакомство
с
категориальным
аппаратом
,
ис
-
пользуемым
в
лекции
.
•
Знакомство
с
рекомендованными
первоисточниками
.
19
•
Знакомство
с
основной
и
дополнительной
литературой
.
•
Продумывание
проблемных
вопросов
,
поставленных
на
преды
-
дущей
лекции
.
•
Знакомство
с
материалами
лекций
,
помещенных
в
Интернете
на
сайтах
Университета
имени
О
.
Е
.
Кутафина
.
3.4.
Практические
занятия
3.4.1.
Практические
занятия
для
очной
формы
обучения
Организация
практических
занятий
зависит
от
цели
,
содержания
и
формы
занятия
,
также
необходимо
учитывать
двухсторонний
характер
процесса
обучения
:
совместная
деятельность
преподавателя
и
студентов
.
При
рассмотрении
теоретических
вопросов
на
практических
заняти
-
ях
студентам
за
одну
-
две
недели
сообщается
тема
и
цель
занятия
,
указы
-
вается
литература
для
самостоятельного
изучения
.
Студентам
рекомен
-
дуется
ознакомиться
со
списком
литературы
,
изучить
ряд
первоисточни
-
ков
,
уяснить
основные
понятия
,
принципы
и
категории
предмета
,
ознако
-
миться
с
публикациями
в
периодических
изданиях
,
посвященных
изучае
-
мой
теме
,
а
также
воспользоваться
Интернетом
.
Большую
помощь
в
этом
может
оказать
конспектирование
.
Конспек
-
тируются
фундаментальные
,
основополагающие
источники
,
оригинальные
произведения
.
Практические
занятия
в
форме
обучающих
игр
требуют
более
тща
-
тельной
подготовки
.
За
две
недели
студенты
получают
установку
на
прове
-
дение
игры
.
Они
должны
ознакомиться
с
рекомендуемой
литературой
и
нор
-
мативно
-
правовыми
актами
,
изучить
сценарий
и
усвоить
порядок
проведе
-
ния
игры
,
подготовить
вопросы
и
свои
предложения
если
таковые
возникли
.
Для
закрепления
знаний
,
навыков
и
осуществления
текущего
кон
-
троля
преподаватель
в
практические
занятия
включает
решение
кросс
-
вордов
и
выполнение
тестовых
заданий
.
Раздел
I.
ТЕОРИЯ
И
ИСТОРИЯ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ
НАУКИ
Практическое
занятие
№
1
Вид
:
Диспут
(2
часа
).
Тема
1:
Социология
в
современном
мире
:
наука
или
утопия
Вопросы
к
занятию
:
1.
Предмет
и
структура
социологии
.
Уровни
социологического
знания
.
20
2.
Основные
парадигмы
,
категории
и
законы
социологии
.
3.
Методы
и
основные
функции
социологии
.
4.
Место
социологии
в
системе
обществознания
.
Задания
для
подготовки
к
практическому
занятию
:
¾
Подготовить
ответы
на
вопросы
:
−
В
чем
отличие
объекта
и
предмета
социологии
.
−
Почему
существуют
различные
интерпретации
предмета
социо
-
логии
.
−
Какова
структура
современного
социологического
знания
.
−
Чем
можно
объяснить
существование
в
рамках
социологии
раз
-
личных
уровней
социологического
знания
.
−
Назовите
основные
категории
социологической
науки
.
−
В
чем
заключается
сущность
«
социального
».
−
Какими
методами
пользуется
социология
при
познании
обще
-
ства
.
−
Какие
основные
функции
у
социологии
.
−
Каким
образом
социология
может
способствовать
разрешению
тех
или
иных
актуальных
проблем
современного
российского
общества
.
−
Известный
современный
американский
социолог
Н
.
Смелзер
вы
-
деляет
пять
основных
подходов
,
которые
реализуются
в
социологии
при
изучении
социальных
явлений
и
процессов
:
демографический
,
психологи
-
ческий
,
коллективистический
,
выявление
взаимоотношений
,
культурологи
-
ческий
.
Познакомьтесь
с
описанием
этих
подходов
(
Смезлер
Н
.
Социоло
-
гия
.
М
., 1994.
С
. 18–20)
и
объясните
значение
каждого
их
них
для
социоло
-
гического
объяснения
социальной
действительности
.
−
Подумайте
,
чем
отличается
научный
подход
в
изучении
обще
-
ства
от
объяснения
общественной
жизни
,
в
рамках
так
называемого
здра
-
вого
смысла
. (
Для
выполнения
этого
задания
используйте
учебники
поль
-
ского
социолога
П
.
Штомпки
и
американского
Дж
.
Масиониса
.
См
.:
Штомп
-
ка
П
.
Социология
.
М
., 2005.
С
. 11–17;
Масионис
Дж
.
Социология
.
СПб
.,
2004.
С
. 54–70).
¾
Проанализировать
и
прокомментировать
статьи
:
−
Максимов
Б
.
И
.
Четыре
ступени
развития
социологии
,
или
нужны
ли
социальные
инженеры
? //
СоцИс
. 2010.
№
10.
−
Романовский
Н
.
В
.
О
понятийном
аппарате
социологии
//
СоцИс
.
2011.
№
2.
−
Титаренко
Л
.
Г
.
Социология
на
перепутье
. //
СоцИс
. 2010.
№
3.
¾
Изучить
источники
по
теме
из
списка
основной
и
дополнительной
литературы
.