ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 861
Скачиваний: 1
21
Практические
занятия
№
2, 3
(4
часа
).
Тема
2:
История
социологии
:
взгляд
социологов
Запада
и
Во
-
стока
.
Вопросы
к
практическим
занятиям
:
1.
Становление
и
развитие
зарубежной
социологии
(
Занятие
1):
−
Исторические
и
научные
предпосылки
возникновения
социоло
-
гии
.
О
.
Конт
–
основоположник
социологии
.
−
Основные
направления
социологической
мысли
XIX –
начала
XX
вв
.
−
Основные
направления
зарубежной
социологии
ХХ
–
начала
ХХ
I
вв
.
2.
Отечественная
социология
и
этапы
ее
развития
(
Занятие
2):
−
Особенности
становления
и
основные
направления
отече
-
ственной
социологии
в
XIX –
в
начале
XX
вв
.
−
Основные
положения
социологических
концепций
Н
.
Я
.
Данилев
-
ского
и
Л
.
И
.
Мечникова
,
П
.
Л
.
Лаврова
и
Н
.
К
.
Михайловского
(
этико
-
субъективная
школа
),
М
.
М
.
Ковалевского
и
Е
.
В
.
Де
Роберти
,
П
.
А
.
Сорокина
(
позитивистская
теория
),
В
.
И
.
Ульянов
-
Ленин
(
марксистская
социология
).
−
Социология
в
современной
России
.
Задания
для
подготовки
к
практическим
занятиям
:
¾
Подготовить
ответы
на
вопросы
:
−
В
чём
заключаются
исторические
и
научные
предпосылки
воз
-
никновения
социологии
.
−
В
чём
состоит
вклад
О
.
Конта
в
развитие
социологии
.
−
Раскройте
ключевые
положения
социологии
Г
.
Спенсера
.
−
Дайте
общую
характеристику
социологии
Э
.
Дюркгейма
.
−
Расскажите
о
развитии
русской
социологии
в
конце
XIX –
начале
XX
веков
.
−
Раскройте
основные
положения
функционализма
в
социологии
.
−
Назовите
наиболее
видных
представителей
символического
ин
-
теракционизма
.
−
Кто
ввёл
в
научный
оборот
термин
«
габитус
»
и
что
он
означает
.
−
Какие
парадигмы
социологического
знания
выделяются
в
совре
-
менной
социологии
.
−
Могла
ли
социология
возникнуть
не
в
середине
XIX
века
в
Запад
-
ной
Европе
,
а
,
скажем
в
середине
XV
века
.
Составьте
развёрнутый
ответ
.
−
Сформулируйте
основные
черты
,
присущие
различным
направ
-
лениям
зарубежной
социологической
мысли
XIX
века
. (
История
социоло
-
гии
в
Западной
Европе
и
США
.
М
., 2009.
С
. 1–24).
−
Можно
ли
утверждать
,
что
русская
социология
XIX –
начала
XX
веков
в
идейно
-
теоретическом
плане
была
«
вторичной
»
по
отношению
к
22
зарубежной
социологии
.
Обоснуйте
свой
ответ
,
опираясь
на
положения
концепций
,
нескольких
выбранных
Вами
русских
социологов
.
−
Какое
из
двух
высказываний
принадлежит
Э
.
Дюркгейму
,
а
какое
М
.
Веберу
. (
Вебер
М
.
Основные
социологические
понятия
/
Пер
.
с
нем
.
М
.
И
.
Левиной
//
Вебер
М
.
Избранные
произведения
.
М
. :
Прогресс
, 1990.
С
.60.
Э
.
Дюркгейм
.
Метод
социологии
.
Кравченко
А
.
И
.
Социология
.
Хре
-
стоматия
для
вузов
.
М
. :
Проспект
, 2008.
С
. 19, 591).
Чем
отличаются
их
подходы
в
изучении
социальных
явлений
,
общества
.
• «
социальные
явления
суть
предметы
,
и
о
них
нужно
рассуждать
как
о
предметах
.
Для
того
чтобы
доказать
это
положение
,
не
обязательно
фило
-
софствовать
об
их
природе
.
Достаточно
указать
,
что
для
социолога
они
представляют
единственное
данное
(datum).
Вещью
же
является
всё
то
,
что
дано
,
представлено
или
,
точнее
,
навязано
наблюдению
…
Социальные
яв
-
ления
бесспорно
,
обладают
таким
признаком
.
Нам
дана
не
идея
,
создавае
-
мая
людьми
о
стоимости
, –
она
не
доступна
наблюдению
, –
а
даны
стоимо
-
сти
,
реально
обмениваемые
в
сфере
экономических
отношений
».
• «
социология
…
есть
наука
,
стремящаяся
,
истолковывая
,
понять
социальное
действие
и
тем
самым
каузально
объяснить
его
процесс
и
воздействие
».
¾
Студентам
необходимо
,
распределившись
на
подгруппы
сторон
-
ников
функционализма
,
интеракционизма
,
теории
социального
обмена
,
участвовать
в
дискуссии
о
достоинствах
и
«
слабых
местах
»
каждого
их
этих
интеллектуальных
направлений
социологической
мысли
.
¾
Проанализировать
и
прокомментировать
статью
:
−
Романовский
Н
.
В
.
Современная
социология
:
детерминанты
пе
-
ремен
//
СоцИс
. 2009.
№
12.
¾
Изучить
источники
по
теме
из
списка
основной
и
дополнительной
литературы
.
Раздел
II.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ
ОБЩЕСТВА
И
ЛИЧНОСТИ
Практическое
занятие
№
4
Вид
:
Круглый
стол
(2
часа
).
Тема
3:
Общество
XXI
века
в
зеркале
социологии
.
Социологические
модели
современного
общества
Вопросы
к
практическому
занятию
:
1.
Понятие
общества
.
Особенности
системного
подхода
в
изучении
общества
.
Критерии
общества
.
2.
Типологическая
характеристика
обществ
.
23
3.
Россия
в
XXI
веке
:
национальные
особенности
и
проблемы
раз
-
вития
.
Социальный
механизм
трансформации
российского
общества
.
Задания
для
подготовки
к
практическому
занятию
:
¾
Подготовить
ответы
на
вопросы
:
−
Является
ли
общество
социальной
системой
.
−
По
каким
признакам
принято
определять
общество
.
Приведите
определение
общества
.
−
В
чём
заключается
существо
системного
понимания
общества
.
−
Какие
типологии
обществ
Вам
известны
.
Дайте
им
краткую
ха
-
рактеристику
.
−
В
чём
заключается
отличие
аграрного
общества
от
индустриаль
-
ного
,
индустриального
от
постиндустриального
.
−
К
какому
типу
Вы
бы
отнесли
современное
российское
общество
и
почему
.
Изложите
Ваш
взгляд
как
должно
российское
общество
транс
-
формироваться
.
¾
Студенты
должны
быть
готовыми
к
обсуждению
:
−
Сопоставить
теории
общества
К
.
Маркса
,
М
.
Вебера
,
Э
.
Дюрк
-
гейма
,
Г
.
Ленски
и
ответьте
на
вопрос
о
том
,
что
,
по
мнению
этих
учёных
,
объединяет
некоторую
совокупность
людей
в
общество
.
−
Критериям
положенных
в
основу
классификации
человеческой
истории
.
Выделение
доиндустриального
,
индустриального
и
постинду
-
стриального
(
информационного
)
обществ
является
в
социологии
и
соци
-
альных
науках
распространённой
типологией
обществ
.
−
Обоснуйте
своё
мнение
,
перемены
,
которые
произошли
в
россий
-
ском
обществе
в
90-
е
годы
XX
столетия
,
Вы
рассматриваете
как
эволюци
-
онные
изменения
,
как
реформу
,
как
революцию
,
как
контрреволюцию
.
−
Прокомментируйте
следующее
утверждение
: «
Природа
не
может
управлять
обществом
.
Она
не
может
мыслить
.
Природа
не
управляет
людьми
,
а
действует
на
них
как
слепая
сила
».
¾
Изучить
источники
по
теме
из
списка
основной
и
дополнительной
литературы
.
Практическое
занятие
№
5
Вид
:
семинар
- «
свободная
трибуна
» (2
часа
).
Тема
4:
Социальная
структура
и
социальные
процессы
общества
Вопросы
к
практическому
занятию
:
1.
Социальная
структура
общества
.
Этнические
общности
и
про
-
блемы
межнациональных
отношений
в
России
.
24
2.
Стратификационные
процессы
в
современном
российском
обще
-
стве
и
социальная
мобильность
:
новейшие
тенденции
.
3.
Социальный
контроль
и
общественное
мнение
в
системе
соци
-
ального
управления
.
Задания
для
подготовки
к
практическому
занятию
:
¾
Подготовить
ответы
на
вопросы
:
−
Понятие
социальной
структуры
общества
в
широком
и
узком
зна
-
чениях
.
−
Основные
элементы
социальной
структуры
общества
−
Что
понимается
под
социальной
стратификацией
и
ее
критерии
.
−
Расскажите
об
особенностях
стратификационной
иерархии
и
процессах
социальной
мобильности
в
современной
России
.
−
Что
такое
социальный
институт
.
−
Какие
этнические
общности
и
группы
вы
знаете
в
современной
России
.
−
В
чем
сущность
исторических
систем
стратификации
:
рабства
,
каст
,
сословий
и
классов
.
−
В
чем
сущность
социальной
мобильности
.
Какие
ее
разновидно
-
сти
вы
знаете
мобильности
в
современной
России
.
−
Что
такое
социальный
контроль
и
в
чем
заключаются
его
функции
.
−
Каковы
природа
,
сущность
и
структура
общественного
мнения
.
−
Каковы
характер
,
структура
и
тенденции
взаимодействия
обще
-
ственного
мнения
и
власти
.
¾
Студенты
должны
быть
готовыми
к
обсуждению
:
−
Что
значить
«
бедным
»
или
«
богатым
»
в
России
.
Какие
виды
со
-
циального
неравенства
Вы
знаете
. (
Горшков
М
.
К
.
Социальные
неравен
-
ства
как
вызов
современной
России
. //
Вестник
Института
социологии
.
2010.
№
1.
С
. 24-47).
−
В
чём
заключаются
истоки
групповой
конформности
,
что
об
этом
говорит
эксперимент
С
.
Милгрэма
. (
Масионис
Дж
.
Социология
.
СПб
., 2004.
С
. 229–230).
−
Проведите
анализ
этнических
конфликтов
в
Москве
2011–2013
годов
.
Какие
на
Ваш
взгляд
причины
этнических
конфликтов
. (
Щеголь
-
кова
Е
.
Ю
.
Политическая
нация
и
этничность
в
неспокойном
современ
-
ном
обществе
//
Вестник
Института
социологии
. 2010.
№
1.
С
. 420–442).
−
Какую
роль
играет
понятие
«
общественность
»
в
деле
изучения
природы
,
структуры
,
функций
,
возникновения
и
функционирования
обще
-
ственного
мнения
.
−
Согласно
П
.
Н
.
Милюкову
,
начало
«
непрерывной
истории
интел
-
лигентского
общественного
мнения
в
России
падает
на
1770–1780-
е
го
-
25
ды
».
Прокомментируйте
данное
высказывание
. (
Милюков
П
.
Н
.
Очерки
по
истории
русской
культуры
.
В
3
т
.
М
., 1995.
Т
. 3.
С
. 337).
−
Какие
методы
использует
власть
для
формирования
обществен
-
ного
мнения
. (
Гавра
Д
.
П
.
Общественное
мнение
и
власть
:
режимы
и
ме
-
ханизмы
взаимодействия
//
Журнал
социологии
и
социальной
антрополо
-
гии
. 1998.
Т
. 1.
№
4).
¾
Изучить
источники
по
теме
из
списка
основной
и
дополнительной
литературы
.
Практическое
занятие
№
6
Вид
:
семинар
-
обучающая
игра
(2
часа
).
Тема
5:
Социологический
подход
к
изучению
личности
.
Социализация
личности
и
девиантное
поведение
как
проблемы
современного
общества
Вопросы
к
практическому
занятию
:
1.
Понятие
личности
в
социологии
:
сущность
,
структура
,
типы
и
ос
-
новные
социологические
концепции
личности
.
2.
Социальные
статусы
и
роли
личности
.
Ролевая
теория
личности
.
3.
Социализации
личности
:
понятие
,
этапы
и
ресоциализация
.
4.
Понятие
социальной
нормы
и
отклонение
.
Причины
и
формы
де
-
виантное
поведение
.
5.
Аномия
и
девиация
в
современном
российском
обществе
.
Про
-
блема
коррупции
и
правовые
меры
по
её
преодолению
.
Задания
для
подготовки
к
практическому
занятию
:
¾
Подготовить
ответы
на
вопросы
:
−
Каково
соотношение
понятий
«
человек
», «
индивид
», «
личность
»
−
Приведите
социологическое
определение
личности
.
Отличается
ли
определение
личности
в
социологии
от
понимания
личности
в
других
науках
.
−
Что
такое
социальный
статус
и
социальная
роль
.
−
Какие
вам
известны
теории
личности
в
социологии
.
−
Приведите
определение
социализации
.
Какие
этапы
процесса
социализации
можно
выделить
.
Заканчивается
ли
социализация
детством
или
подростковым
возрастом
человека
.
−
Какие
виды
девиантного
поведения
принято
выделять
.
−
Чем
вторичная
девиация
отличается
от
первичной
.
Кто
является
автором
этих
терминов
.
−
Раскройте
типологию
девиантного
поведения
,
разработанную
Р
.
Мертоном
.