ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 861

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

21 

 

Практические

 

занятия

 

 2, 3 

(4 

часа

). 

Тема

 2:

 

История

 

социологии

взгляд

 

социологов

 

Запада

 

и

 

Во

-

стока


 

Вопросы

 

к

 

практическим

 

занятиям

1. 

Становление

 

и

 

развитие

 

зарубежной

 

социологии

 (

Занятие

 1): 

 

Исторические

 

и

 

научные

 

предпосылки

 

возникновения

 

социоло

-

гии

О

.

Конт

 – 

основоположник

 

социологии

 

Основные

 

направления

 

социологической

 

мысли

 XIX – 

начала

 XX 

вв

 

Основные

 

направления

 

зарубежной

 

социологии

 

ХХ

 – 

начала

 

ХХ

вв

2. 

Отечественная

 

социология

 

и

 

этапы

 

ее

 

развития

 (

Занятие

 2): 

 

Особенности

 

становления

 

и

 

основные

 

направления

 

отече

-

ственной

 

социологии

 

в

 XIX – 

в

 

начале

 XX 

вв

 

Основные

 

положения

 

социологических

 

концепций

 

Н

Я

Данилев

-

ского

 

и

 

Л

.

И

Мечникова

П

.

Л

Лаврова

 

и

 

Н

.

К

Михайловского

  (

этико

-

субъективная

 

школа

), 

М

.

М

Ковалевского

 

и

 

Е

.

В

Де

 

Роберти

П

.

А

Сорокина

 

(

позитивистская

 

теория

), 

В

.

И

Ульянов

-

Ленин

 (

марксистская

 

социология

). 

 

Социология

 

в

 

современной

 

России

Задания

 

для

 

подготовки

 

к

 

практическим

 

занятиям

¾

 

Подготовить

 

ответы

 

на

 

вопросы

 

В

 

чём

 

заключаются

 

исторические

 

и

 

научные

 

предпосылки

 

воз

-

никновения

 

социологии

 

В

 

чём

 

состоит

 

вклад

 

О

Конта

 

в

 

развитие

 

социологии

 

Раскройте

 

ключевые

 

положения

 

социологии

 

Г

Спенсера

 

Дайте

 

общую

 

характеристику

 

социологии

 

Э

Дюркгейма

 

Расскажите

 

о

 

развитии

 

русской

 

социологии

 

в

 

конце

 XIX – 

начале

 

XX 

веков

 

Раскройте

 

основные

 

положения

 

функционализма

 

в

 

социологии

 

Назовите

 

наиболее

 

видных

 

представителей

 

символического

 

ин

-

теракционизма

 

Кто

 

ввёл

 

в

 

научный

 

оборот

 

термин

 «

габитус

» 

и

 

что

 

он

 

означает

 

Какие

 

парадигмы

 

социологического

 

знания

 

выделяются

 

в

 

совре

-

менной

 

социологии

 

Могла

 

ли

 

социология

 

возникнуть

 

не

 

в

 

середине

 XIX 

века

 

в

 

Запад

-

ной

 

Европе

а

скажем

 

в

 

середине

 XV 

века

Составьте

 

развёрнутый

 

ответ

 

Сформулируйте

 

основные

 

черты

присущие

 

различным

 

направ

-

лениям

 

зарубежной

 

социологической

 

мысли

 XIX 

века

. (

История

 

социоло

-

гии

 

в

 

Западной

 

Европе

 

и

 

США

М

., 2009. 

С

. 1–24). 

 

Можно

 

ли

 

утверждать

что

 

русская

 

социология

 XIX – 

начала

 XX 

веков

 

в

 

идейно

-

теоретическом

 

плане

 

была

  «

вторичной

» 

по

 

отношению

 

к

 


background image

22 
 

зарубежной

 

социологии

Обоснуйте

 

свой

 

ответ

опираясь

 

на

 

положения

 

концепций

нескольких

 

выбранных

 

Вами

 

русских

 

социологов

 

Какое

 

из

 

двух

 

высказываний

 

принадлежит

 

Э

Дюркгейму

а

 

какое

 

М

Веберу

. (

Вебер

 

М

Основные

 

социологические

 

понятия

 / 

Пер

с

 

нем

М

.

И

Левиной

 // 

Вебер

 

М

Избранные

 

произведения

М

. : 

Прогресс

, 1990. 

С

.60. 

Э

Дюркгейм

Метод

 

социологии

Кравченко

 

А

И

Социология

Хре

-

стоматия

 

для

 

вузов

М

. : 

Проспект

, 2008. 

С

. 19, 591).  

Чем

 

отличаются

 

их

 

подходы

 

в

 

изучении

 

социальных

 

явлений

общества

• «

социальные

 

явления

 

суть

 

предметы

и

 

о

 

них

 

нужно

 

рассуждать

 

как

 

о

 

предметах

Для

 

того

 

чтобы

 

доказать

 

это

 

положение

не

 

обязательно

 

фило

-

софствовать

 

об

 

их

 

природе

Достаточно

 

указать

что

 

для

 

социолога

 

они

 

представляют

 

единственное

 

данное

 (datum). 

Вещью

 

же

 

является

 

всё

 

то

что

 

дано

представлено

 

или

точнее

навязано

 

наблюдению

… 

Социальные

 

яв

-

ления

 

бесспорно

обладают

 

таким

 

признаком

Нам

 

дана

 

не

 

идея

создавае

-

мая

 

людьми

 

о

 

стоимости

, – 

она

 

не

 

доступна

 

наблюдению

, – 

а

 

даны

 

стоимо

-

сти

реально

 

обмениваемые

 

в

 

сфере

 

экономических

 

отношений

». 

• «

социология

есть

 

наука

стремящаяся

истолковывая

понять

 

социальное

 

действие

 

и

 

тем

 

самым

 

каузально

 

объяснить

 

его

 

процесс

 

и

 

воздействие

». 

¾

 

Студентам

 

необходимо

распределившись

 

на

 

подгруппы

 

сторон

-

ников

 

функционализма

интеракционизма

теории

 

социального

 

обмена

участвовать

 

в

 

дискуссии

 

о

 

достоинствах

 

и

  «

слабых

 

местах

» 

каждого

 

их

 

этих

 

интеллектуальных

 

направлений

 

социологической

 

мысли

¾

 

Проанализировать

 

и

 

прокомментировать

 

статью

 

Романовский

 

Н

.

В

Современная

 

социология

детерминанты

 

пе

-

ремен

 // 

СоцИс

. 2009. 

 12. 

¾

 

Изучить

 

источники

 

по

 

теме

 

из

 

списка

 

основной

 

и

 

дополнительной

 

литературы

 

Раздел

 II.

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ

 

ПРОБЛЕМЫ

 

РАЗВИТИЯ

 

ОБЩЕСТВА

 

И

 

ЛИЧНОСТИ

 

 

Практическое

 

занятие

 

 4 

Вид

:

 

Круглый

 

стол

 (2 

часа

). 

Тема

 3:

 

Общество

 XXI 

века

 

в

 

зеркале

 

социологии

.  

Социологические

 

модели

 

современного

 

общества

 

 

Вопросы

 

к

 

практическому

 

занятию

:

 

1. 

Понятие

 

общества

Особенности

 

системного

 

подхода

 

в

 

изучении

 

общества

Критерии

 

общества

2. 

Типологическая

 

характеристика

 

обществ


background image

23 

 

3. 

Россия

 

в

 XXI 

веке

национальные

 

особенности

 

и

 

проблемы

 

раз

-

вития

Социальный

 

механизм

 

трансформации

 

российского

 

общества

Задания

 

для

 

подготовки

 

к

 

практическому

 

занятию

¾

 

Подготовить

 

ответы

 

на

 

вопросы

 

Является

 

ли

 

общество

 

социальной

 

системой

 

По

 

каким

 

признакам

 

принято

 

определять

 

общество

Приведите

 

определение

 

общества

 

В

 

чём

 

заключается

 

существо

 

системного

 

понимания

 

общества

 

Какие

 

типологии

 

обществ

 

Вам

 

известны

Дайте

 

им

 

краткую

 

ха

-

рактеристику

 

В

 

чём

 

заключается

 

отличие

 

аграрного

 

общества

 

от

 

индустриаль

-

ного

индустриального

 

от

 

постиндустриального

 

К

 

какому

 

типу

 

Вы

 

бы

 

отнесли

 

современное

 

российское

 

общество

 

и

 

почему

Изложите

 

Ваш

 

взгляд

 

как

 

должно

 

российское

 

общество

 

транс

-

формироваться

¾

 

Студенты

 

должны

 

быть

 

готовыми

 

к

 

обсуждению

 

Сопоставить

 

теории

 

общества

 

К

Маркса

М

Вебера

Э

Дюрк

-

гейма

Г

Ленски

 

и

 

ответьте

 

на

 

вопрос

 

о

 

том

что

по

 

мнению

 

этих

 

учёных

объединяет

 

некоторую

 

совокупность

 

людей

 

в

 

общество

.  

 

Критериям

 

положенных

 

в

 

основу

 

классификации

 

человеческой

 

истории

Выделение

 

доиндустриального

индустриального

 

и

 

постинду

-

стриального

  (

информационного

обществ

 

является

 

в

 

социологии

 

и

 

соци

-

альных

 

науках

 

распространённой

 

типологией

 

обществ

.  

 

Обоснуйте

 

своё

 

мнение

перемены

которые

 

произошли

 

в

 

россий

-

ском

 

обществе

 

в

 90-

е

 

годы

 XX 

столетия

Вы

 

рассматриваете

 

как

 

эволюци

-

онные

 

изменения

как

 

реформу

как

 

революцию

как

 

контрреволюцию

.  

 

Прокомментируйте

 

следующее

 

утверждение

: «

Природа

 

не

 

может

 

управлять

 

обществом

Она

 

не

 

может

 

мыслить

Природа

 

не

 

управляет

 

людьми

а

 

действует

 

на

 

них

 

как

 

слепая

 

сила

». 

¾

 

Изучить

 

источники

 

по

 

теме

 

из

 

списка

 

основной

 

и

 

дополнительной

 

литературы

 

Практическое

 

занятие

 

 5 

Вид

:

 

семинар

 - «

свободная

 

трибуна

» (2 

часа

). 

Тема

 4:

 

Социальная

 

структура

 

и

 

социальные

  

процессы

 

общества

 

 

Вопросы

 

к

 

практическому

 

занятию

1. 

Социальная

 

структура

 

общества

Этнические

 

общности

 

и

 

про

-

блемы

 

межнациональных

 

отношений

 

в

 

России


background image

24 
 

2. 

Стратификационные

 

процессы

 

в

 

современном

 

российском

 

обще

-

стве

 

и

 

социальная

 

мобильность

новейшие

 

тенденции

3. 

Социальный

 

контроль

 

и

 

общественное

 

мнение

 

в

 

системе

 

соци

-

ального

 

управления

Задания

 

для

 

подготовки

 

к

 

практическому

 

занятию

¾

 

Подготовить

 

ответы

 

на

 

вопросы

 

Понятие

 

социальной

 

структуры

 

общества

 

в

 

широком

 

и

 

узком

 

зна

-

чениях

 

Основные

 

элементы

 

социальной

 

структуры

 

общества

 

 

Что

 

понимается

 

под

 

социальной

 

стратификацией

 

и

 

ее

 

критерии

 

Расскажите

 

об

 

особенностях

 

стратификационной

 

иерархии

 

и

 

процессах

 

социальной

 

мобильности

 

в

 

современной

 

России

 

Что

 

такое

 

социальный

 

институт

 

Какие

 

этнические

 

общности

 

и

 

группы

 

вы

 

знаете

 

в

 

современной

 

России

 

В

 

чем

 

сущность

 

исторических

 

систем

 

стратификации

рабства

каст

сословий

 

и

 

классов

 

В

 

чем

 

сущность

 

социальной

 

мобильности

Какие

 

ее

 

разновидно

-

сти

 

вы

 

знаете

 

мобильности

 

в

 

современной

 

России

 

Что

 

такое

 

социальный

 

контроль

 

и

 

в

 

чем

 

заключаются

 

его

 

функции

 

Каковы

 

природа

сущность

 

и

 

структура

 

общественного

 

мнения

 

Каковы

 

характер

структура

 

и

 

тенденции

 

взаимодействия

 

обще

-

ственного

 

мнения

 

и

 

власти

¾

 

Студенты

 

должны

 

быть

 

готовыми

 

к

 

обсуждению

 

Что

 

значить

  «

бедным

» 

или

 «

богатым

» 

в

 

России

Какие

 

виды

 

со

-

циального

 

неравенства

 

Вы

 

знаете

. (

Горшков

 

М

.

К

Социальные

 

неравен

-

ства

 

как

 

вызов

 

современной

 

России

. // 

Вестник

 

Института

 

социологии

2010. 

 1. 

С

. 24-47). 

 

В

 

чём

 

заключаются

 

истоки

 

групповой

 

конформности

что

 

об

 

этом

 

говорит

 

эксперимент

 

С

Милгрэма

. (

Масионис

 

Дж

Социология

СПб

., 2004. 

С

. 229–230). 

 

Проведите

 

анализ

 

этнических

 

конфликтов

 

в

 

Москве

 2011–2013 

годов

Какие

 

на

 

Ваш

 

взгляд

 

причины

 

этнических

 

конфликтов

. (

Щеголь

-

кова

 

Е

.

Ю

Политическая

 

нация

 

и

 

этничность

 

в

 

неспокойном

 

современ

-

ном

 

обществе

 // 

Вестник

 

Института

 

социологии

. 2010. 

 1. 

С

. 420–442).  

 

Какую

 

роль

 

играет

 

понятие

  «

общественность

» 

в

 

деле

 

изучения

 

природы

структуры

функций

возникновения

 

и

 

функционирования

 

обще

-

ственного

 

мнения

 

Согласно

 

П

.

Н

Милюкову

начало

  «

непрерывной

 

истории

 

интел

-

лигентского

 

общественного

 

мнения

 

в

 

России

 

падает

 

на

 1770–1780-

е

 

го

-


background image

25 

 

ды

». 

Прокомментируйте

 

данное

 

высказывание

. (

Милюков

 

П

Н

Очерки

 

по

 

истории

 

русской

 

культуры

В

 3 

т

М

., 1995. 

Т

. 3. 

С

. 337). 

 

Какие

 

методы

 

использует

 

власть

 

для

 

формирования

 

обществен

-

ного

 

мнения

. (

Гавра

 

Д

П

Общественное

 

мнение

 

и

 

власть

режимы

 

и

 

ме

-

ханизмы

 

взаимодействия

 // 

Журнал

 

социологии

 

и

 

социальной

 

антрополо

-

гии

. 1998. 

Т

. 1. 

 4). 

¾

 

Изучить

 

источники

 

по

 

теме

 

из

 

списка

 

основной

 

и

 

дополнительной

 

литературы

 

Практическое

 

занятие

 

 6 

Вид

:

 

семинар

 - 

обучающая

 

игра

 (2 

часа

). 

Тема

 5:

 

Социологический

 

подход

 

к

 

изучению

 

личности

.  

Социализация

 

личности

 

и

 

девиантное

 

поведение

 

как

 

проблемы

 

современного

 

общества

 

 

Вопросы

 

к

 

практическому

 

занятию

1. 

Понятие

 

личности

 

в

 

социологии

сущность

структура

типы

 

и

 

ос

-

новные

 

социологические

 

концепции

 

личности

2. 

Социальные

 

статусы

 

и

 

роли

 

личности

Ролевая

 

теория

 

личности

3. 

Социализации

 

личности

понятие

этапы

 

и

 

ресоциализация

4. 

Понятие

 

социальной

 

нормы

 

и

 

отклонение

Причины

 

и

 

формы

 

де

-

виантное

 

поведение

5. 

Аномия

 

и

 

девиация

 

в

 

современном

 

российском

 

обществе

Про

-

блема

 

коррупции

 

и

 

правовые

 

меры

 

по

 

её

 

преодолению

Задания

 

для

 

подготовки

 

к

 

практическому

 

занятию

¾

 

Подготовить

 

ответы

 

на

 

вопросы

 

Каково

 

соотношение

 

понятий

 «

человек

», «

индивид

», «

личность

» 

 

Приведите

 

социологическое

 

определение

 

личности

Отличается

 

ли

 

определение

 

личности

 

в

 

социологии

 

от

 

понимания

 

личности

 

в

 

других

 

науках

 

Что

 

такое

 

социальный

 

статус

 

и

 

социальная

 

роль

 

Какие

 

вам

 

известны

 

теории

 

личности

 

в

 

социологии

 

Приведите

 

определение

 

социализации

Какие

 

этапы

 

процесса

 

социализации

 

можно

 

выделить

Заканчивается

 

ли

 

социализация

 

детством

 

или

 

подростковым

 

возрастом

 

человека

 

Какие

 

виды

 

девиантного

 

поведения

 

принято

 

выделять

 

Чем

 

вторичная

 

девиация

 

отличается

 

от

 

первичной

Кто

 

является

 

автором

 

этих

 

терминов

 

Раскройте

 

типологию

 

девиантного

 

поведения

разработанную

 

Р

Мертоном