Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 3976

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

— 359 —

нять  наследство,  наследуетъ  ближайший  гентилъ;  за  агнатомъ 
же  следующей  степени  правъ  не  признается.  Законъ  Двенад­
цати  таблицъ  не  привнаетъ  ни права  первородства,  ни  привил- 
легШ  пола  *).  Но  въ  принципе  только  земли  плебеевъ,  людей 
не  имеющихъ  ро д а  (P le b s  g e n te m   non  h a b e t),  дробились 
после  смерти  владельцевъ;  земли  патрищевъ  считались  какъ 
бы  священными  и  не  должны  были  дробиться  2).  Очевидно, 

что  и по8Днейпйй законъ  BoKOHifl,  по  которому  женщины были 
почти  совершенно  устранены  отъ наследовашя,  имелъ  въ  виду 

остановить  дроблеше  земель,  тогда  какъ  законъ  Двенадцати 

таблицъ признавалъ своими наследниками, совладельцами  всехъ 

техъ,  на  кого  распространялась  власть  умершаго  въ  моментъ 

его  смерти:  сыновой  и  дочерей,  внуковъ  и  внучекъ,  правну- 
ковъ  и  правнучекъ,  родныхъ  и  пр!емныхъ  3).  Въ  древнемъ 

Риме  семья  имела  еще  характеръ  не  умирающей  корпорацш, 
и  права  и  обязанности  умершаго  переходили  во  всей  своей  ц е­
лости  къ  его  преемнику  4).

Такъ  стояло  въ  главныхъ  своихъ  основахъ  законодатель­

ство  по  отношенш  къ  праву  наследован1я  въ  первые  века 
Рима,  но  положеше  этого  права  постепенно  менялось,  подры­
ваемое  съ  одной  стороны  эдиктами  преторовъ,  съ  другой  вл1я- 

шемъ  покоряемыхъ  одинъ  за  другимъ  чужеземныхъ  народовъ. 

При  Юстишане  отъ  закона  В о к о т я   не  оставалось  никакихъ 
следовъ:  наследственный  права  сыновей  и  дочерей  были  со­

вершенно  сравнены  5).  Въ  окончательномъ  результате  .римское 
законодательство  приняло  по  отношенш  къ  праву  наследована 
те-же  формы,  к а т я   оно  имеетъ  въ  большинстве  нашихъ  совре- 
менныхъ  законодательства

У.

  Европа  пер1ода  варварства.

Въ  Европе  периода  варварства  все  законы  и  обычаи,  ка- 

саюпцеся  права  наследовашя,  носятъ  более  или  менее  харак­

теръ  семейной  общины  различныхъ  степеней  раввит1я.  'У   кан-

Ortolan.  H i s t .   l e g .   г о  т . ,   116.

*)

  Meyer  et  Ardant.  Q u e s t ,   a g r a i r e ,   63.

 

s)  Damenget.  I n s t i t .   d e   f a i n s ,   217.

*)  Maine.  A n e.  D r o i t ,   172.
6)  Ib id ,  208.


background image

 

360

  —

табровъ  мы  находимъ  материнскую  семью;  дочери  наследуютъ 

отцу  и  обязаны  женить  своихъ  братьевъ  *)—по  крайней  irtjpe 

это  утверждаетъ  Страбонъ.  Но  возможно  и  то,  что  въ  этомъ 

случай  древнихъ  вводила  въ  заблуждеше  общинная  семейная 
органиващя  съ правомъ  первородства,  касавшимся  распоряжешя 
имуществомъ.  Какъ  въ  современной  Японш  и  какъ  было  у 
басковъ,  это  право  первородства  отличалось  тою  особенностью, 
что  полъ  наследника  не  принимался въ  разсчетъ.  Главною  его 

целью  было  предупредить  дроблеше  семейной  собственности  *).

До  сравнительно  недавняго  времени  у  кельтовъ  Валлиса  и 

Ирландш  держалось  самое  первобытное  право  наследован1я, 
основанное  на  общинномъ  владенш  и  перюдическихъ  переде- 
лахъ.  Какъ  у  техъ,  такъ  и  у  другихъ,  по  обычному  праву 

G a v e lk in d   со  смертью  кого  нибудь  изъ  членовъ  клана  произ­
водился  новый  переделъ  подъ  руководствомъ  вождя  3).  Но  для 
вождей  былъ  уже  принять  новый  способъ  наследовашя,  да­
леко  расходивппйся  съ  первоначальнымъ  правомъ.  Участки 

вождей  не  подлежали  пер еде ламъ  и  переходили  неприкосно­
венными  къ  ихъ  преемникамъ:  это  было  такъ  называемое  право 
t a n i s t y   4).

Наконецъ  у  современныхъ  славянъ  мы  снова  встречаемъ 

способъ  наследовашя,  который  можно  назвать  общиннымъ.— 
У  германцевъ  раввиме  семьи  и  собственности  пошло  гораздо 

дальше,  поэтому  германскШ  общественный  строй  легко  слился 
съ  римскимъ  и  создалъ  феодальное  общество.

ч

П .   Германцы 

ж

  Феодалхзнъ.

Мы  уже  знаемъ,  что  тевтонсше  кланы  имели  обществен­

ную  собственность—м ар к у   и  семейные  участки,  изъ  которыхъ 
каждый  состоялъ  изъ  дома  съ  примыкающимъ  къ  нему  огоро- 

женнымъ  дворомъ  и  назывался  салической  землей  ( te r r a   sa- 

lica,  t e r r a   a v ia tic a ,  allod).  Для  общинныхъ  земель,  не  под- 
лежащихъ  переде ламъ,  не  могло  быть  наследственной  передачи;

*)  Strabon,  Ш,  ch.  IV,  18.

9)  F.  Le  Play.  Q r g a n i s .   d e l a   f a m i l l e ,   31,  122.  —  Giraud-Teulon.

0  r i g.  m a r i a g e ,   342—346.

3)  Maine.  I n s t ,   p r i m.,  231.
*)  I b i d.,  230.


background image

— 361 —

для  вемель,  подлежащихъ переделамъ,  смерть  общинника влекла 
за  собой  лишь  некоторое  изм1>нетв  въ  подробностяхъ  передала. 
Салическая,  аллод1адьная  земля  состояла  въ  общемъ  владензи 
семьи—отца  и  сыновей — и  не  могла  отчуждаться  безъ  согла- 

сля

  всехъ  заинтересованныхъ  лицъ  ’).  После  смерти  отца  ему 

наследовалъ  старшШ  сынъ,  а  меныше  сыновья,  когда  жени­

лись,  могли  строиться  внутри  ограды  салическаго  участка  а); 

такимъ  образомъ  создавалось  нечто  въ  роде  семейной  общины. 

Это  еще  не  настоящее  право  старшинства,  но  уже  его  начало, 

поражающее  своимъ  сходствомъ  съ  обычаями  современнаго 
Китая.  Остальное  имущество,  состоявшее  главнымъ  образомъ 

изъ  движимости,  делилось  поровну  между  сыновьями.  Съ  осо­
бенной  строгостью  это  исключительное  право  на  наследство 
потомковъ'мужчинъ  применялось  къ  салической  земле:  De 

t e r r a   v ero   s a lic a   n u lla   p o rtio   h e r e d i t a t i s   m u lie ri  ve- 
n ia t,  sed  ad  y irile m   sexum   t o t a   t e r r a   h e r e d ita s   p e rv e - 
n i a t   (Саличесте  франки).  У  Рипуарскихъ  (береговыхъ)  фран­
ковъ  этотъ  пунктъ  несколько  ивменеяъ:  у  нихъ  за неимешемъ 
наследнвковъ  мужескаго  пола  ва  женщинами  признаются  на­

следственный  права  на  аллод1альнук>  землю.  Когда  франки 

утвердились  на  завоеванныхъ  земляхъ,  они  стали  применять 

старинное  право  наследовашя  только  къ  землямъ,  признавав­

шимся  аллод 

1

альными,  женщины-же  получали  известную  часть 

въ  акветахъ  (co n q u istu m ).  По  отношетю  къ  аллод1альнымъ 
землямъ  законъ  англовъ  предпочитаешь  женщинамъ  не  только 
сыновей,  но  даже  агнатовъ  съ  отцовской  стороны  до  пятой 
степени,  после  чего  наследство  переходитъ  въ  женское  поко- 

леше  (Ad  fusum   de  la n c e a   tr a n s e a t)   3).

Изъ  этихъ-то  первобытныхъ  обычаевъ  гернанцевъ  главнымъ 

обравомъ  и  возникло  феодальное  право  наследовашя.  Аллодоаль- 
ная  земля,  наследственная  вотчина,  переходящая  по  мужской 

линш  и  свободная  отъ  всякихъ  обязательству  удержалась,  но 
уже  самый  фактъ  завоевашя  сдедалъ  гораздо  более  распро­
страненными  феоды,  лены ,  бен еф и щ и ,  уступавппеся  завое- 
вателемъ  за  известныя  услуги.  Такъ  какъ  услуги}  которыми 
вассалъ  обязывался  передъ  сюэереномъ,  были  преимущественно

Maine.  A n c .   D r o i t ,   188.

*)  De  Laveleye.  P r o p r i d t e ,   95.
s)  H anoteau  et  Letourneux.  K a b y l i e ,   II,  287.


background image

 

362

  —

военнаго  характера,  то  естественно,  что  какъ  только  лены,  вна­

чале  пожизненные,  стали  наследственными,  изъ  нихъ  возникло 

право  старшинства,  существовавшее  уже  въ  зародыше  въ  гер- 
манскихъ  обычаяхъ.  Венефищя  была  связана  съ  военной  служ­

бой,  и  въ  большинстве  случаевъ  старппй  сынъ  былъ  более 

всехъ  остальныхъ  способенъ  заменить  умершаго  отца,  *)  не 

говоря  уже  о  томъ,  что  для  того,  чтобы  получить  право  на­
следовать  отцу,  онъ  долженъ  былъ  заплатить  сюзерену  за  такъ 

называемое  «право  удовлетворешя»  а).  Только  за  крепостными, 
жившими  земледельческими  общинами,  признавалось  право  по- 

стояннаго  владен1я  безъ  наследственной  передачи,  3)  но  для 
отдельныхъ  семей  крепостныхъ  право  наследовашя  обусловли­
валось  платежами  сюзерену  4).

Но  по  мере  мобилизацш  собственности,  по  мере  распро- 

странешя  обычая  завещашя,  завещан1я  въ  пользу  граждан- 
скихъ (civiles)  особенно духовныхъ лицъ,  аббатствъ, епископствъ, 
однимъ  словомъ  въ  пользу  церкви,  стали  очень  обыкновенны, 

почти  обязательны,  и  образовались  общирныя  церковныя  по­

местья,  которыя  никогда  не  дробились  и  постоянно  росли.

Уже  съ  конца  IX -го  века  целая  треть  Галлш  принадле­

жала  духовенству  и  возделывалась  его  колонами  или  кре­
постными  5).  —  Замечательно,  что  свобода  завещашя,  т.  е. 

главная  причина  дроблешя  земель,  соединила  въ  рукахъ  ду­

ховенства  огромныя  поместья;  это  можетъ  служить  только  лиш- 
нимъ  доказательствомъ  того,  какъ  беаконечно  сложны  и  неуло­

вимы  сощологичесшя  явлешя.

VII.  О  завещали.

Прежде  чемъ 

покончить 

съ  главой  о 

наследстве, 

я 

долженъ 

сказать  несколько  словъ  о  праве 

завещан1Я, 

игравшемъ  такую 

видную  роль  въ  развитш  собственности.

Вообще  можно  сказать,  что  дикимъ  обществамъ  право  за­

вещашя  неизвестно;  притомъ  у  дикарей  наследственное  иму­

*)  Cibrario.  Е  с о n.  p o l i t .   m o y e n   i g e ,   I,  3 0 .— Maine.  A u c . D r o i t ,  219.

2)  Cibrario,  L o c .   c i t . ,   124.

3)   D e  L aveleye.  P r o p r i e t e ,   224.

4) Cibrario.  L o c .   c i t . ,   I,  38.
-'•)  D e  L aveleye.  P r o p r i e t e ,   112.


background image

—  363 —

щество  сводится  вообще  къ  очень  немногому.  Впрочемъ,  мы 

встр’Ъчаемъ  право  завещ атя  у  подинезцевъ,  по  крайней  мере 

на  островахъ  Таити, 

где 

умираюпцй  могъ  располагать  всемъ 

своимъ  имуществомъ  и 

где 

распоряжешя,  которыя  онъ  отда- 

валъ  своимъ  друзьямъ  и  родственникамъ  относительно  распре- 
дедешя  наследства,  считались  обыкновенно  священными  *).

Неизвестно  или  крайне  ограничено  право  завещаш я  и  въ 

большинстве  варварскихъ  обществъ,  всегда  более  или  менее 

проникнутыхъ  общиннымъ  духомъ.  Правда,  Коранъ  советуетъ 
вернымъ  оставлять  по  з а в е щ а ю ю   свое  имущество  близкимъ, 
но  въ  то-же  время  онъ  ограничиваете  проиэволъ  завещателя 

подробными  предписашями  относительно  доли  каждаго  наслед­

ника 

2).

  Древшя  еврейстя  постановлешя  тоже  не  допускали 

свободы  завещашя  3).  —  Въ  Кабилш  право  8авещашя  допу­

щено,  но  строго  ограничено  канунами.  У  кабиловъ  эавещаше, 
какъ  письменное,  такъ  и  устное,  должно  быть  составлено  въ 
присутствш  ак ал о в ъ ,  харубы ,  деревни  или  племени  4).  З а ­
вещатель  можетъ  располагать  не  более  какъ  третью  своего 
имущества,  если  въ  моменте  составлетя  завещашя  у  него 
есть  родственникъ,  который  можетъ  быть  его  наследникомъ. 
Если  законныхъ  наследниковъ  нетъ,  завещатель  располагаете 

половиной  своего  имущества;  другая  половина  переходить  къ 
харубе,  къ  клану  5).  Въ  Кабилш  во  всехъ  почти  завеща- 
шяхъ  довольно  значительная  часть  имущества  завещается  въ 
польву  дж ем м аа.  Все  это  несомненно  указываете  на  то,  что 
въ  Кабилш  право  эавещашя  установилось  сравнительно  не­

давно.

Древнее  индусское  право  тоже  не  знаете  завещашя  и  часто 

заменяете  его  усыновлетемъ  6).  Еще  и  поныне  въ  Бенгалш 
воля  завещателя  обуздывается  первенствующими  надъ  нею  пра­
вами  деревенской  или  семейной  общины  7).

Какъ  те  народы,  которые  я  только-что  перечислилъ,  такъ 

и  древше  европейсюе  народы  признали  завещаше  очень  поздно.

*)  E llis.  P o l y n e s i o n   r e s e a r c h e s ,   IX,  362.

К о р а н ъ ,   С у р а т ы   11  и  IV .

 

а)  Maine.  A n   с.  D r o i t .   187.
■*)  H anoteau  et  Letourneux.  К  a b у  1 i e,  II,  335.

s)  I b i d . ,   1Г,  332.
e)  Maine.  A  n c.  D r o i t ,   184.
7)  I b i d . ,   184— 187.