ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 3982
Скачиваний: 20
— 349 —
шей части пахатныхъ земель смерть кого-нибудь ивъ увуфрук-
торовъ делала только то, что освобождался одинъ изъ надЪ-
ловъ, составлявшей часть общественной собственности, и не
медленно присуждался другому члену общины. Для усадебъ и
движимыхъ ценностей существовало право наследовашя, какъ
мы его понимаемъ, причемъ отличительной чертой египетской
организацш собственности было то, что дочери, какъ закон
ный, такъ и незаконный, наследовали отцу наравне съ дру
гими детьми *). Такъ было, по крайней мере, въ сравнительно
недавнюю эпоху, но первоначально, во времена господства ма
теринской семьи, дочери, повидимому, наследовали предпочти
тельно передъ сыновьями или, по крайней
мере,
съ некото-
рымъ преимуществомъ передъ ними, ибо по закону дочери и
одне только дочери были обязаны кормить престарелыхъ ро
дителей 2).
С.
Т у а р е ги . Весьма вероятно, что способъ наследовашя
въ древнемъ Египте былъ приблизительно такой-же, какой мы
находимъ у современныхъ туареговъ Сахары, вероятныхъ по-
томковъ техъ варварШскихъ расъ, которыя некогда въ значи
тельной мере способствовали основашхо царства фараоновъ.
Й8ъ предыдущего мы знаемъ, что у туареговъ, когда умираетъ
глава семьи, все его такъ называемое з а к о н н о е имущество,
т. е. прюбретенное трудомъ, делится между всеми его детьми
безъ различ1я пола. Только н е зак о н н о е имущество, то, кото*
рое было взято съ оруж1емъ въ рукахъ, переходитъ къ стар*
шему сыну старшей сестры 8). Начало этого обычая относится,
очевидно, къ эпохе материнской семьи. Очень возможно, что
и главнымъ источникомъ того богатства, какимъ вообще отли
чались древшя египтянки, было, какъ и у внатныхъ женщинъ
берберовъ, принадлежавшее имъ право наследовашя, не соеди-
диненное съ обязанностью участвовать въ общихъ домашнихъ
расходахъ. Говоря о способахъ наследовашя у туареговъ, я
имею въ виду только движимое имущество. Ихъ земельныя
владешя, земли, принадлежащая имъ въ оазисахъ, составляютъ,
повидимому, семейную собственность, которая не отчуждается
и не дробится и во временномъ пользованш которою свобод
ный женщины, по всей вероятности, тоже принимаютъ участ1е.
*) Wake. E v o l u t i o n o f M o r a l i t y . II, 128,
a) Herodote, II, 35.
3) Duveyrier. T o u i r e g etc., 396—397.
- 3 5 0 —
D.
М алайск1е острова. На Малайскихъ островахъ гораздо
больше въ ходу наследственная передача семейнаго имущества
безъ раздала, но тамъ этой передачей руководить деревенсюя
общины, сохранивш1я за собою право верховной собственности
и пользующаяся имъ. Разбирая организацш яванской дессы, я
говорилъ о томъ, что у яванцевъ только дома, съ примыкаю
щими къ нимъ огороженными дворами, составляютъ наслед
ственную собственность и на какихъ условхяхъ. Въ пределахъ,
устанавливаемыхъ деревенской общиной, яванское наследство
коллективное, семейное, и часто переходить по материнской
лиши. Обычай, адатъ, запрещаетъ разделъ имущества въ ма
теринской, единоутробной семье *). Впрочемъ, наследствен
ное имущество можетъ переходить къ одному изъ детей, къ
старшему сыну или старшей дочери, которые тогда обязаны
вознаградить остальныхъ детей. Яванская женщина не насле
дуете» мужу, но ей принадпежитъ треть его имущества въ ва-
м*нъ принесеннаго ею приданаго а).
Вообще въ способахъ васледовашя Малайсше острова не
отличаются единообраэгемъ: малайская семья находится, оче
видно, въ переходномъ состоянш и стремлетя къ основанш
отцовской семьи разрушаютъ мало по малу материнскую семью.
Впрочемъ, пока преобладаетъ материнская семья. Тамъ,
где
она осталась неприкосновенной, главой семьи является обык
новенно дядя съ материнской стороны, котораго въ случае его
смерти заменяетъ старппй сынъ одного изъ мужчинъ мате
ринской сам ен д ей . З а иеимешемъ такового, главой семьи ста
новится мать. Когда малаецъ умираетъ, его личное имущество
переходить обыкновенно къ его родственникамъ по матери 8).
Расчищенная земля считается вообще собственностью расчи-
стившаго и последнШ можетъ распорядиться ею по своему же-
латю , предупредивъ о немъ главу семьи 4).
Все
эти древте
обычаи нарушаются или не такъ еще давно нарушались все
могущими и жадными раджами, завладевавшими со смертью
человека не только его имуществомъ, но женой и детьми,
которыхъ они обращали въ рабство 5).
‘) Е. de Laveleye. P r o p г. c o l l e c t , a J a v a .
Ibi d.
3) Giraud'Teuloii. O r i g . d u m a r i a g e , 200.
*) De Javeleye. P r o p r i e t e , 53.—P r o p r . c o l l . a J a v a .
4) V o y . C o m p a g u i e d e a J n d e s o r i e n t . , I, 348,
— 351 —
Б. Семиты. Большинство малайскихъ царьковъ мусульмане
и обыкновенно они доводить до крайности тотъ исдамскШ
принципъ, по которому все небесное принадлежитъ Богу, а все
земное его представителямъ на земле—государямъ. Но въ боль
шинства магометанскихъ странъ, право верховной собственно
сти не приняло такихъ широкихъ размеровъ.
Во всемъ семитическомъ Mipe съ незапамятныхъ временъ
господствуетъ режимъ отцовской и даже патр1архальной семьи.
Такъ, Библ1я признаетъ три разряда насл*дниковъ: детей,
агнатовъ и гентиловъ *). Насл*доваше по восходящей линш
не признается: отецъ не можетъ быть насл*дникомъ сына,
д*дъ —внука *). Дочери наследовали только за неим*шемъ
сыновей и въ посл*днемъ случа* он* были прикованы къ на
следству и должны были брать мужей не иначе, какъ въ сво
емъ племени 3).
Замечательно, что у евреевъ не было права первородства;
не было его и у ихъ соплеменниковъ арабовъ. По мусульман-
скимъ законамъ отцу насл*дуютъ вс* его д*ти, но сыновья
получаготъ вдвое больше дочерей. Въ противуположность еврей
скому обычаю, у арабовъ насл*дуютъ и по восходящей линш.
«Когда ты чувствуешь приб лижете смерти», говорить Коранъ,
«ты долженъ з а в * щ а т ь свое имущество своему отцу, матери
и ближайшимъ родственникамъ... Богъ повел*ваетъ, чтобы при
разд*л* имущества сыновья получали вдвое больше дочерей.
Бели сыновей н*тъ, а только дочери, он* должны получить э/ 8
насл*дства; если дочь одна, она получаетъ половину. Отецъ и
мать умершаго получаютъ по 7 е наследства, если поел* него
остался ребенокъ; если д*тей н*тъ и остались только родствен
ники по восходящей
л и ш и
,
мать получаетъ 1 / 3; если остались
братья, мать получаетъ 7 6 поел* уплаты долговъ» *). Эти по-
становлешя Корана создали у магометанъ два разряда насл*д-
никовъ: I -й разрядъ—главные наследники, а именно: родствен
ники-мужчины—отецъ за неим*темъ сыновей, родные или
единокровные братья, а за неимешемъ ихъ дяди или двою
родные братья съ отцовской стороны; 2-й разрядъ—побочные
наследники, а именно: отецъ, получающей 7®> если поел*
К н и г а Ч и с л ъ , XXVII, 8 —11.
2) Morgan. А п с. S o c i e t i e s , 547.
3) К н и г а Ч и с л ъ , XXXVI, 6—9.
*) К о р а н ъ , Суразъ, II и IV.
— 352 —
умершаго остались сыновья; оставшиеся въ живыхъ мужъ или
жена, причемъ мужъ получаетъ V* при дЪтягь, а жена */в;
если женъ нисколько, эта восьмая делится между ними по
ровну. Между сонаследниками одной степени наследство д е
лится поровну, но часть мужчинъ всегда двойная сравнительно
съ частью женщинъ ’).
Вообще у мусульманъ, по крайней мере, у кочевыхъ ара
бовъ, разделъ наследства производится мирно или подъ руко-
водстзомъ эмира, или по приговору общихъ друзей, которымъ
поручается расценка имущества покойнаго. У кочевыхъ ара
бовъ, имеющихъ только движимую собственность: скотъ, па
латки, разныя домашн1Я вещи, разделъ производится тотчасъ
после похоронъ а).
Замечательно, что по мусульманскому праву женщины до
пускаются въ число наследниковъ, и какъ ни скромна та доля
въ наследстве, которая имъ отводится, она дблаетъ честь му
сульманскому законодательству. Обыкновенно въ техъ варвар
скихъ странахъ, где уже установилась отцовская семья, инте
ресы женщинъ ставятся ни во что. Признаше арабскими за
конами права наследовашя ва женщинами объясняется, в е
роятно, темъ, что во времена Магомета въ Аравш не совсемъ
еще изгладились следы материнской семьи.
F . К аби лы . Действительно, мы видимъ, что у кабиловъ—
тоже мусульманъ—женщины, бывппя вначале сонаследницами,
мало по малу были устранены, отъ наследован1я. Кабилы при-
знаютъ категорш наследовашя, привнанныя мусульманскимъ
правомъ, и еще несколько другихъ. Вотъ обпцй списокъ этихъ
категорШ: 1) наследники ац еб ъ или главные наследники; въ
эту категорш входятъ все прямые потомки мужчины и все
потомки по боковой мужской лиши съ отцовской стороны; 2)
родственники по восходящей мужской лиши съ отцовской сто
роны: отецъ, дедъ, прадедъ и прапрадедъ; 3) господинъ и от-
пущенникъ—наследники ац еб ъ по отношешю другъ къ другу;
4) единоутробный братъ—наследникъ въ законной части; 5)
х ар у б а, родъ клана, наследующая наравне съ единоутробнымъ
братомъ; 6) деревня пользующаяся тою*же привиллепей. За
неимешемъ родственникомъ по восходящей и по нисходящей
4) Jomard. Arabie, 215—216.
а) V o y . f a i t p a r o r d r e d u R o i L o u i e XIV etc. 311.
— 353 —
лиши наследство переходить въ наслЬдникамъ ац ебъ боковой
линш, причемъ степень родства не принимается въ равсчётъ 1).
Въ Кабилш мы им^еть дело уже не съ кочевниками. Ка
билы народъ оседлый, земледельческШ, преданный матер1аль-
нымъ интересамъ; по этому наследственная передача недвижи-
маго имущества подчинена у нихъ строгой регламентации. Пер
вое и общее правило то, что недвижимость можетъ принадле
жать только. мужчинамъ а). Каждый въ праве принять наслед
ство или отказаться отъ него, но въ некоторыхъ племенахъ,
если сыновья жили въ доме отца и участвовали въ распоря-
женш его имуществомъ, заимодавцы имеютъ право преследо
вать ихъ не Смотря на откавъ отъ наследства 3). Темъ не ме
нее, страна уже вышла изъ стадш общиннаго и даже семей-
наго владЬтя и каждый можетъ, если хочетъ, выделиться изъ
семьи
*).
Пр1емный сынъ наследуетъ своему пр1емному отцу,
но никогда не получаетъ более двухъ третей его имущества,
ибо у кабиловъ усыновлеше уже потеряло свой первоначаль
ный характеръ; у нихъ между усыновленнымъ и его родной
семьей остается все-таки некоторая связь, такъ что после его
* смерти его имущество переходить къ его родственниканъ Б).
Какъ во всехъ другихъ отношешяхъ, такъ и въ отношенш
права наследовашя интересы женщинъ не принимаются въ
разсчетъ у кабиловъ. Правда, что, какъ мы уже видели, му
сульманская релипя обезпечиваетъ за женщиной некоторый
права наследовашя; но кабилы нашли чрезмерной и эту отно
сительную льготу и около ста двадцати летъ тому назадъ объ
явили въ общемъ собранш, что на будущее время женщины
перестаютъ быть сонаследницами мужчинъ. По понятямь ка
биловъ эта мера была блестящей реформой, и въ память ея
они поставили камни на вершине горы. Такого рода памятники
въ болыпомъ ходу у кабиловъ. Ихъ воздвигаютъ по случаю
каждаго важнаго общественнаго договора; каждый такой ка
мень служить символомъ соглаия, представляетъ какъ-бы под
пись племени подъ заключеннымъ договоромъ. Бели съ тече-
шемъ времени договоръ нарушается, камень переворачиваютъ 6).
*) Hanoteau et Letourneux. К а b у 1 i е, 287,
*) I b id ., II, 223.
*) I b id ., II, 305.
4) I b i d .
*) I b i d . , И, 190.
•) I b i d., П, 283.