Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 3902

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

— 349 —

шей  части  пахатныхъ  земель  смерть  кого-нибудь ивъ  увуфрук- 
торовъ  делала  только  то,  что  освобождался  одинъ  изъ  надЪ- 

ловъ,  составлявшей  часть  общественной  собственности,  и  не­
медленно  присуждался  другому  члену  общины.  Для  усадебъ  и 

движимыхъ  ценностей  существовало  право  наследовашя,  какъ 
мы  его  понимаемъ,  причемъ  отличительной  чертой  египетской 

организацш  собственности  было  то,  что  дочери,  какъ  закон­

ный,  такъ  и  незаконный,  наследовали  отцу  наравне  съ  дру­

гими  детьми  *).  Такъ  было,  по  крайней мере,  въ  сравнительно 
недавнюю  эпоху,  но  первоначально,  во  времена  господства  ма­

теринской  семьи,  дочери,  повидимому,  наследовали  предпочти­
тельно  передъ  сыновьями  или,  по  крайней 

мере, 

съ  некото- 

рымъ  преимуществомъ  передъ  ними,  ибо  по  закону  дочери  и 

одне  только  дочери  были  обязаны  кормить  престарелыхъ  ро­

дителей  2).

С. 

Т у а р е ги .  Весьма  вероятно,  что  способъ  наследовашя 

въ  древнемъ  Египте  былъ  приблизительно  такой-же,  какой  мы 

находимъ  у  современныхъ  туареговъ  Сахары,  вероятныхъ  по- 
томковъ  техъ  варварШскихъ  расъ,  которыя  некогда  въ  значи­
тельной  мере  способствовали  основашхо  царства  фараоновъ. 

Й8ъ  предыдущего  мы  знаемъ,  что  у  туареговъ,  когда умираетъ 
глава  семьи,  все  его  такъ  называемое  з а к о н н о е   имущество, 
т.  е.  прюбретенное  трудомъ,  делится  между  всеми  его  детьми 
безъ  различ1я  пола.  Только  н е зак о н н о е   имущество,  то,  кото* 

рое  было  взято  съ  оруж1емъ  въ  рукахъ,  переходитъ  къ  стар* 

шему  сыну  старшей  сестры  8).  Начало  этого  обычая  относится, 
очевидно,  къ  эпохе  материнской  семьи.  Очень  возможно,  что 

и  главнымъ  источникомъ  того  богатства,  какимъ  вообще  отли­
чались  древшя  египтянки,  было,  какъ  и  у  внатныхъ  женщинъ 
берберовъ,  принадлежавшее  имъ  право наследовашя,  не  соеди- 

диненное  съ  обязанностью  участвовать  въ  общихъ  домашнихъ 
расходахъ.  Говоря  о  способахъ  наследовашя  у  туареговъ,  я 
имею  въ  виду  только  движимое  имущество.  Ихъ  земельныя 
владешя,  земли,  принадлежащая  имъ  въ  оазисахъ,  составляютъ, 

повидимому,  семейную  собственность,  которая  не  отчуждается 
и  не  дробится  и  во  временномъ  пользованш  которою  свобод­
ный  женщины,  по  всей  вероятности,  тоже  принимаютъ  участ1е.

*)  Wake.  E v o l u t i o n   o f   M o r a l i t y .   II,  128,

 

a)  Herodote,  II,  35.

3)  Duveyrier.  T o u i r e g   etc.,  396—397.


background image

- 3 5 0  —

D. 

М алайск1е  острова.  На  Малайскихъ  островахъ  гораздо 

больше  въ  ходу  наследственная  передача  семейнаго  имущества 

безъ  раздала,  но  тамъ  этой  передачей  руководить  деревенсюя 
общины,  сохранивш1я  за  собою  право  верховной  собственности 
и  пользующаяся  имъ.  Разбирая  организацш  яванской  дессы,  я 
говорилъ  о  томъ,  что  у  яванцевъ  только  дома,  съ  примыкаю­

щими  къ  нимъ  огороженными  дворами,  составляютъ  наслед­
ственную  собственность  и  на  какихъ  условхяхъ.  Въ  пределахъ, 

устанавливаемыхъ  деревенской  общиной,  яванское  наследство 
коллективное,  семейное,  и  часто  переходить  по  материнской 
лиши.  Обычай,  адатъ,  запрещаетъ  разделъ  имущества  въ ма­
теринской,  единоутробной  семье  *).  Впрочемъ,  наследствен­

ное  имущество  можетъ  переходить  къ  одному  изъ  детей,  къ 
старшему  сыну  или  старшей  дочери,  которые  тогда  обязаны 
вознаградить  остальныхъ  детей.  Яванская  женщина  не  насле­
дуете»  мужу,  но  ей  принадпежитъ  треть  его  имущества  въ  ва- 
м*нъ  принесеннаго  ею  приданаго  а).

Вообще  въ  способахъ  васледовашя  Малайсше  острова  не 

отличаются  единообраэгемъ:  малайская  семья  находится,  оче­

видно,  въ  переходномъ  состоянш  и  стремлетя  къ  основанш 

отцовской  семьи  разрушаютъ  мало  по  малу  материнскую  семью. 
Впрочемъ,  пока  преобладаетъ  материнская  семья.  Тамъ, 

где

 

она  осталась  неприкосновенной,  главой  семьи  является  обык­
новенно  дядя  съ  материнской  стороны,  котораго  въ  случае  его 
смерти  заменяетъ  старппй  сынъ  одного  изъ  мужчинъ  мате­

ринской  сам ен д ей .  З а  иеимешемъ  такового,  главой  семьи  ста­
новится  мать.  Когда  малаецъ  умираетъ,  его  личное  имущество 
переходить  обыкновенно  къ  его  родственникамъ  по  матери  8). 
Расчищенная  земля  считается  вообще  собственностью  расчи- 
стившаго  и  последнШ  можетъ  распорядиться  ею  по  своему  же- 
латю ,  предупредивъ  о  немъ  главу  семьи  4). 

Все 

эти  древте 

обычаи  нарушаются  или  не  такъ  еще  давно  нарушались  все­
могущими  и  жадными  раджами,  завладевавшими  со  смертью 

человека  не  только  его  имуществомъ,  но  женой  и  детьми, 

которыхъ  они  обращали  въ  рабство  5).

‘)  Е.  de  Laveleye.  P r o p  г.  c o l l e c t ,   a  J a v a .

Ibi d.

3)  Giraud'Teuloii.  O r i g .   d u   m a r i a g e ,   200.
*)  De  Javeleye.  P r o p r i e t e ,   53.—P r o p r .   c o l l .   a  J a v a .

4)  V o y .   C o m p a g u i e   d e a   J n d e s   o r i e n t . ,   I,  348,


background image

— 351  —

Б.  Семиты.  Большинство  малайскихъ  царьковъ  мусульмане 

и  обыкновенно  они  доводить  до  крайности  тотъ  исдамскШ 
принципъ,  по  которому  все  небесное  принадлежитъ Богу,  а все 

земное  его  представителямъ на  земле—государямъ.  Но  въ  боль­
шинства  магометанскихъ  странъ,  право  верховной  собственно­

сти  не  приняло  такихъ  широкихъ  размеровъ.

Во  всемъ  семитическомъ  Mipe  съ  незапамятныхъ  временъ 

господствуетъ  режимъ  отцовской  и  даже  патр1архальной семьи. 
Такъ,  Библ1я  признаетъ  три  разряда  насл*дниковъ:  детей, 

агнатовъ  и  гентиловъ  *).  Насл*доваше  по  восходящей  линш 

не  признается:  отецъ  не  можетъ  быть  насл*дникомъ  сына, 
д*дъ  —внука  *).  Дочери  наследовали  только  за  неим*шемъ 
сыновей  и  въ  посл*днемъ  случа*  он*  были  прикованы  къ  на­

следству  и  должны  были  брать  мужей  не  иначе,  какъ  въ  сво­
емъ  племени  3).

Замечательно,  что  у  евреевъ  не  было  права  первородства; 

не  было  его  и  у  ихъ  соплеменниковъ  арабовъ.  По  мусульман- 
скимъ  законамъ  отцу  насл*дуютъ  вс*  его  д*ти,  но  сыновья 

получаготъ  вдвое  больше  дочерей.  Въ  противуположность  еврей­

скому  обычаю,  у  арабовъ  насл*дуютъ  и  по  восходящей  линш. 

«Когда  ты  чувствуешь приб лижете  смерти»,  говорить  Коранъ, 

«ты  долженъ  з а в * щ а т ь   свое  имущество  своему  отцу,  матери 

и  ближайшимъ  родственникамъ...  Богъ  повел*ваетъ,  чтобы  при 
разд*л*  имущества  сыновья  получали  вдвое  больше  дочерей. 
Бели  сыновей  н*тъ,  а  только  дочери,  он*  должны  получить  э/ 8 
насл*дства;  если  дочь  одна,  она  получаетъ  половину.  Отецъ  и 

мать  умершаго  получаютъ  по  7 е  наследства,  если  поел*  него 
остался  ребенокъ;  если  д*тей  н*тъ  и  остались  только  родствен­
ники  по  восходящей 

л и ш и

мать  получаетъ  1 / 3;  если  остались 

братья,  мать  получаетъ  7 6  поел*  уплаты  долговъ»  *).  Эти  по- 
становлешя  Корана  создали  у  магометанъ  два  разряда  насл*д- 

никовъ:  I -й  разрядъ—главные  наследники,  а  именно:  родствен­
ники-мужчины—отецъ  за  неим*темъ  сыновей,  родные  или 
единокровные  братья,  а  за  неимешемъ  ихъ  дяди  или  двою­
родные  братья  съ  отцовской  стороны;  2-й  разрядъ—побочные 
наследники,  а  именно:  отецъ,  получающей  7®>  если  поел*

К н и г а  Ч и с л ъ ,   XXVII,  8 —11.

2)  Morgan.  А п  с.  S o c i e t i e s ,   547.
3)  К н и г а   Ч и с л ъ ,   XXXVI,  6—9.
*)  К о р а н ъ ,   Суразъ,  II  и  IV.


background image

— 352 —

умершаго  остались  сыновья;  оставшиеся  въ  живыхъ  мужъ  или 
жена,  причемъ  мужъ  получаетъ  V*  при  дЪтягь,  а  жена  */в; 
если  женъ  нисколько,  эта  восьмая  делится  между  ними  по­

ровну.  Между  сонаследниками  одной  степени  наследство  д е­

лится  поровну,  но  часть  мужчинъ  всегда двойная  сравнительно 
съ  частью  женщинъ  ’).

Вообще  у  мусульманъ,  по  крайней  мере,  у  кочевыхъ  ара­

бовъ,  разделъ  наследства  производится  мирно  или  подъ  руко- 

водстзомъ  эмира,  или  по  приговору  общихъ  друзей,  которымъ 
поручается  расценка  имущества  покойнаго.  У  кочевыхъ  ара­
бовъ,  имеющихъ  только  движимую  собственность:  скотъ,  па­
латки,  разныя  домашн1Я  вещи,  разделъ  производится  тотчасъ 
после  похоронъ  а).

Замечательно,  что  по  мусульманскому  праву  женщины  до­

пускаются  въ  число  наследниковъ,  и  какъ  ни  скромна та  доля 
въ  наследстве,  которая  имъ  отводится,  она  дблаетъ  честь  му­

сульманскому  законодательству.  Обыкновенно  въ  техъ  варвар­

скихъ  странахъ,  где  уже  установилась  отцовская  семья,  инте­
ресы  женщинъ  ставятся  ни  во  что.  Признаше  арабскими  за­
конами  права  наследовашя  ва  женщинами  объясняется,  в е ­
роятно,  темъ,  что  во  времена  Магомета  въ  Аравш  не  совсемъ 

еще  изгладились  следы  материнской  семьи.

F .  К аби лы .  Действительно,  мы  видимъ,  что  у  кабиловъ— 

тоже  мусульманъ—женщины,  бывппя  вначале  сонаследницами, 
мало  по  малу  были  устранены,  отъ  наследован1я.  Кабилы  при- 

знаютъ  категорш  наследовашя,  привнанныя  мусульманскимъ 
правомъ,  и  еще  несколько  другихъ.  Вотъ  обпцй  списокъ  этихъ 
категорШ:  1)  наследники  ац еб ъ   или  главные  наследники;  въ 
эту  категорш  входятъ  все  прямые  потомки  мужчины  и  все 
потомки  по  боковой  мужской  лиши  съ  отцовской  стороны;  2) 
родственники  по  восходящей  мужской  лиши  съ  отцовской  сто­

роны:  отецъ,  дедъ,  прадедъ  и  прапрадедъ;  3)  господинъ  и  от- 

пущенникъ—наследники  ац еб ъ   по  отношешю  другъ  къ  другу; 
4)  единоутробный  братъ—наследникъ  въ  законной  части;  5) 
х ар у б а,  родъ  клана,  наследующая  наравне  съ  единоутробнымъ 

братомъ;  6)  деревня  пользующаяся  тою*же  привиллепей.  За 
неимешемъ  родственникомъ  по  восходящей  и  по  нисходящей

4)  Jomard.  Arabie,  215—216.

а)  V o y .   f a i t   p a r   o r d r e   d u   R o i   L o u i e   XIV  etc.  311.


background image

— 353 —

лиши  наследство  переходить  въ  наслЬдникамъ  ац ебъ  боковой 
линш,  причемъ  степень  родства  не  принимается  въ  равсчётъ  1).

Въ  Кабилш  мы  им^еть  дело  уже  не  съ  кочевниками.  Ка­

билы  народъ  оседлый,  земледельческШ,  преданный  матер1аль- 
нымъ  интересамъ;  по  этому  наследственная  передача  недвижи- 

маго  имущества  подчинена  у  нихъ  строгой  регламентации.  Пер­

вое  и  общее  правило  то,  что  недвижимость  можетъ  принадле­

жать  только. мужчинамъ  а).  Каждый  въ  праве  принять  наслед­

ство  или  отказаться  отъ  него,  но  въ  некоторыхъ  племенахъ, 
если  сыновья  жили  въ  доме  отца  и  участвовали  въ  распоря- 

женш  его  имуществомъ,  заимодавцы  имеютъ  право  преследо­

вать  ихъ  не  Смотря  на  откавъ  отъ  наследства  3).  Темъ  не  ме­

нее,  страна  уже  вышла  изъ  стадш  общиннаго  и  даже  семей- 

наго  владЬтя  и  каждый  можетъ,  если  хочетъ,  выделиться  изъ 

семьи 

*).

  Пр1емный  сынъ  наследуетъ  своему  пр1емному  отцу, 

но  никогда  не  получаетъ  более  двухъ  третей  его  имущества, 
ибо  у  кабиловъ  усыновлеше  уже  потеряло  свой  первоначаль­

ный  характеръ;  у  нихъ  между  усыновленнымъ  и  его  родной 
семьей  остается  все-таки  некоторая  связь,  такъ  что  после  его 

*  смерти  его  имущество  переходить  къ  его  родственниканъ  Б).

Какъ  во  всехъ  другихъ  отношешяхъ,  такъ  и  въ  отношенш 

права  наследовашя  интересы  женщинъ  не  принимаются  въ 
разсчетъ  у  кабиловъ.  Правда,  что,  какъ  мы  уже  видели,  му­
сульманская  релипя  обезпечиваетъ  за  женщиной  некоторый 
права  наследовашя;  но  кабилы  нашли  чрезмерной  и  эту отно­

сительную  льготу  и  около  ста  двадцати  летъ  тому  назадъ  объ­
явили  въ  общемъ  собранш,  что  на  будущее  время  женщины 
перестаютъ  быть  сонаследницами  мужчинъ.  По  понятямь  ка­

биловъ  эта  мера  была  блестящей  реформой,  и  въ  память  ея 
они  поставили  камни  на  вершине  горы.  Такого  рода  памятники 

въ  болыпомъ  ходу  у  кабиловъ.  Ихъ  воздвигаютъ  по  случаю 
каждаго  важнаго  общественнаго  договора;  каждый  такой  ка­
мень  служить  символомъ  соглаия,  представляетъ  какъ-бы  под­
пись  племени  подъ  заключеннымъ  договоромъ.  Бели  съ  тече- 
шемъ времени договоръ нарушается,  камень  переворачиваютъ  6).

*)  Hanoteau  et  Letourneux.  К а b у 1 i е,  287,

 

*)  I b id .,  II,  223.
*)  I b id .,  II,  305.
4)  I b i d .

*)  I b i d . ,   И,  190.

•)  I b i d.,  П,  283.