Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 3895

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

— 354 —

Въ  большинства  кабильскихъ  деревень  устранете  женщинъ 

отъ  наследовашя  проводится  очень  строго  и  доходитъ  до  того, 
что  наследники  имеютъ  право  отобрать  у  женщины  даже  по­
даренные  ей  мужемъ  наряды  *).  Но  есть  деревни,  где  это  на- 
правлете  не  привилось  и  где  за  неимешемъ  наследниковъ 
мужескаго  пола  женщины  получаютъ  иногда  половину,  иногда 

одну  треть  наследства  2).  Въ  Кабилш  со  смертью  женщины 

то  немногое,  что  она  могла  скопить,  переходить  къ  мужчи- 
намъ,  родственникамъ  умершей  по  нисходящей,  восходящей  и 
боковой  линш.  Впрочемъ,  аа  неимешемъ  наследниковъ  ац ебъ 
по  боковой  линш  наследство  после  женщины  достается  ея  до- 
черямъ  и  матери  или  бабке  3).

Въ  качестве-ли  девушки,  жены или  вдовы  кабильская  жен­

щина  обыкновенно  не  имеетъ  личной  собственности,  а  сама  со- 

■ставляетъ  чью  нибудь  собственность.  Поэтому  въ  вопросе  о 

наследстве  естественно  должна  была  возникнуть  мысль  объ 

обезпечети  женщинъ,  остающихся  безъ  поддержки,  и  по  ка- 
бильскимъ  обычаямъ  наследники  обязаны  кормить  и  одевать 
оставшихся  после  умершаго  женщинъ  изъ  доходовъ  съ наслед­
ства,  будутъ-ли  это  незамужшя  женщины,  вдовы  или  разведен­
ный  жены  4)  (Evolution  du  mariage).  Кроме  того  за  женщи­
нами  признается  право  жить  въ  доме  родственниковъ-мужчинъ 

и  часто  к а н у н ы   наказываютъ  пеней  мужчинъ,  отказываю­

щихся  принять  къ  себе  родственницъ  5).

Стремление  къ  устранению  отъ  наследовашя  женщинъ  обще 

всемъ  варварскимъ  цивилизащямъ.  Даже  тамъ,  где  еще  у ц е­

лела  материнская  семья  или  порожденные  ею  обычаи,  номи­
нальную  наследницу  стараются  обыкновенно  отдать  подъ  опеку 
дяди  или  другого  родственника,  тем ъ   не  менее  даже  при  от­
цовской  семье  полное  устранеше  женщинъ  отъ  наследовашя 
довольно  редко  и  въ  этомъ  отношенш  изъ  всехъ  народовъ,  ко­
торые  намъ  предстоитъ  изследовать,  по  крайней  мере  изъ  со- 

временныхъ  народовъ,  съ  Кабшпей  можетъ  соперничать  только 
Китай.

J)  I ь i d.,  II,  зо з.
а)  I b i b.,  II,  238.

 

a)  I b i d.,  Ц,  297.

I b i d.,  II,  294.

5)  I bi d. ,   II,  247.


background image

— 355 —

III.  Китай  и  Ищця.

Действительно,  въ  Небесной  имперш  женщины  не  только 

не  наследуютъ,  но  сами  входятъ  въ  число  наследства  въ  ка­

честве  движимыхъ  ценностей.  Мы  уже  видели,  что  китаянка- 

девушка  составляешь  собственность  родителей,  которые  прода- 

ютъ  ее  мужу  *).  Вдову  наследники  ея  мужа  выдаютъ  замужъ, 
часто  даже  не  спрашивая  ея  coraacia,  съ  единственной  целью 

вернуть  цену  заплаченнаго  за  нее  выкупа.  Въ  этотъ  торгъ 
часто  включаютъ  даже  грудного  ребенка  женщины  а).  Един­

ственная  защита,  которую  даютъ  вдове  китайсюе  законы,  это 
запрещеше  продавать  ее  до  истечешя  ея  траура.—Въ  Китае 

женщины  совершенно  устранены  отъ  наследовашя;  только  при 

замужестве  выдаютъ  небольшую  часть  деньгами  или  вещами, 

но  определеше  размеровъ  этой  части  предоставляется  щедро­

сти  отцовъ  или  братьевъ  3).

Наследуютъ  только  сыновья.  Выше  я  говорилъ,  что  въ  Ки­

тае  собственность  еще  семейная,  но  уже  подрывается  стрем- 
лешемъ къ индивидуализму.  Впрочемъ,  нравы—за  семейное  вла­

деше.  Когда  китаецъ  умираетъ,  ему  наследуетъ  старшФ  сынъ, 
который  становится  распорядителемъ  неотчуждаемаго  участка 
семейныхъ владенШ.  Остадьныя  дети  по  большей  части  остаются 
жить  со  старшимъ  братомъ,  какъ жили съ  отцомъ,  но  законъ до­
пускаешь  разделы  и  въ  случае  раздела  наследство  делртся  по 
числу  братьевъ.  Преимущество  старшаго  брата  заключается 
только  въ  томъ,  что  сверхъ  своей  части  онъ  получаетъ  неот­
чуждаемый  священный  участокъ,  на  которомъ  находятся  гроб­

ницы  предковъ  и  который  онъ  обязанъ  передать  своему  на­

следнику  4).  Мало  по  малу  однако  китайская  семейная  община 
распадается  и  съ  течешемъ  времени  личныя  права  каждаго  изъ 

■сыновей  на  известную  часть отцовскаго  наслед1я  должны  окон­

чательно  ее  разрушить.

Поворошь  въ  томъ  же  направленш  замечается  и  въ  Индш: 

таковъ  естественный  законъ  сощальной  эволюцш.  У  тамиль- 

скихъ  племенъ  Индш еше встречаются следы  материнской семьи

*)  L ’E v o l u t .   d u   m a r i a g e .

a)  L e t t  r e s   ed i f i a n  s e s,  ХШ,  349.
3)  E.  Simon.  Nouv.  Revuo,  1883.
4)  Simon.  La  Cit£  chiooise,  39  et  passim.


background image

— 356  —

в  соответственной  передачи наследства  *),  но  несравненно  чаще 

собственностью  владеетъ  нераздельно  вся  семья,  семья-община, 
имеющая  стремлеше  развиться  въ  деревенскую  общину.  Боль­
шинство  семей  никогда  не  делятся  и  заработки  всехъ  чле­

новъ  семьи  и дуть  въ  общую  кассу  а).  По  индусскимъ  поня- 
т1ямъ  о  праве  собственности  семейная  солидарность  нервен- 
ствуетъ  надъ  правами  главы  семьи.  Съ  момента  рождетя  и 
уже  однимъ  фактомъ  своего  рожден!я  сынъ  прюбретаетъ  право- 
совлад*шя  на  отцовское  имущество  3),  и  право  это  до  такой 
степери  неотъемлемо,  что,  даже  въ  случае  преступнаго  пове- 

дешя  сына  относительно  отца,  после дшй не можетъ  лишить  его- 
наследства  4).  Вообще  эемли  не  делятся  и  постановлешя  за- 

коновъ  Ману,  касаюшдяся  права  наследовашя, 

относятся

 

глав- 

нымъ  образомъ  къ  движимой  собственности,  Организащя  дере- 

венскихъ  и  семейныхъ  общинъ,  очевидно,  плохо  вяжется  съ 

наследственной  передачей  и  разделами  земель.  Но  въ  прин­
ципе  разделы  между  сыновьями  допускаются;  только  сыновья 
браминокъ  5)  имеютъ  болышя  преимущества  и  кроме  того  при­
знается  право  старшинства  6).  Это  право  связано  съ  обрядомъ 

похоронъ  главы  семьи  и  законы  Ману  даютъ  ему  релипозное 

основаше.  На  похоронахъ  отца  старппй  сынъ  платитъ  «долгъ 
предковъ»;  такимъ  образомъ  онъ  является  прееиниконъ  отца  по 
преимуществу;  остальные  сыновья  считаются  р о ж д ен н ы м и  
отъ  одной любви  7).  Поэтому  за  старшимъ  сыномъ признается 

право  на  семейное  имущество  и  право  опеки  надъ  братьями. 

Въ  случае  его  смерти  ему  наследуетъ  не  братъ,  а  его  стар­
ппй  сынъ  8).  Но  за  те  привиллегш,  которыми  онъ  пользуется, 

старппй  сынъ  долженъ  представлять  некоторый  нравственный 

гарантш.  По  кодексу  Ману  наследникъ  долженъ  быть  «высока 

добродетельнымъ»  9),  т.  е.  Сыть  въ  состоянш  достойно  вы ­
полнить  свою  роль  главы  семьи.  На  практике  индусская семей­
ная  община  понимаетъ  слово  д о б р о д ет ел ьн ы й   въ  смысл*

*)  Lettres  ёШП,  XIV,  387.

*)  I bi d. ,   XIV,  393.
*)  S.  Maine.  Ane.  Droit.,  215.
4)  Lettres  edif.,  XIV,   393.

*)  Code  de  Manou,  IX ,  149.
•)  I bi d. ,   IX,  125.
7)   I b i d . ,   IX,  104,  107.

*)  Maine.  Anc.  Droit,  226.
*)  Иапои  IX,  105.


background image

— 357 —

сп о со б н ы й .  На  своего  главу  она  сиотритъпросто  какъ  на  рас­
порядителя  семейнаго  имущества,  и  если  онъ  оказывается  не 
на  высот*  своего  положешя,  заменяетъ  его  другимъ,  более 
способнымъ  *).

Права  вдовъ  на  наследство  тоже  применяются  на  практике 

иначе,  чемъ  ихъ  понимаетъ  кодексъ  Ману.  По  священнымъ 

законамъ  индусовъ  женщина  вообще  устранена  отъ  наследова­
ния, 

по

  крайней  мере  въ  касте  брамнновъ.  Женщина  не  мо­

жетъ  наследовать  мужчине,  «потому что  она  неспособна  испол­

нять  священные  обряды»  3);  но  по  обычному,  неписаному 
праву  бездетная  вдова  часто бываетъ  настоящею  пожизненною 

собственницей  3).  Въ  древности  въ  Индш,  если  после  умер­

шаго  не оставалось сыновей,  для вдовы  былъ  обязателенъ бракъ 

съ  его  братомъ.  Такимъ  образомъ  по  отношешю  къ  вдовамъ 
нравы  съ  течешемъ  времени  стали  мягче.

Дочери  не  имеютъ  правъ  на  наследство  после  отца,  братья 

обязаны  давать  имъ  приданое,  чтобъ  оне  могли  выйти  за- 
мужъ  4).  Это  приданое  вместе  съ частью  «платы эа  жену»,  ко­
торую  вносить  мужъ,  и  со  всемъ  темъ,  что  жена  могла  npio- 

брести  или  накопить,  наконецъ  съ  темъ,  что  мужъ  могъ  по­

дарить  ей  «въ  пыду  супружеской  любви»,  по  выраженш индус- 
скихъ  юристовъ,  составляетъ  ея  личную  собственность,  кото­

рая  после  ея  смерти  делится  поровну  между  ея  сыновьями  и 
незамужними  дочерьми  5).

У странете  дочерей  отъ  наследовашя  вообще  очень  обыкно­

венно.  Съ  одной  стороны  оно  естественно  вытекаетъ  изъ  того 
приниженнаго  положешя,  какое  занииаетъ  женщина  въ  боль­
шинстве  дикихъ  или  варварскихъ  обществъ.  Съ  другой  сто­
роны  общества  съ  общинной  семейной  организащей  не  хотели 

и  не  могли  пригнать  женщинъ  сонаследницами,  ибо  свою  долю 

наследства  женщины  уносили  бы  въ  чужую  семью  и  ассоща- 

щ я  беднела  бы;  особенно  невыгодно  это  было  бы  по  отноше- 

шю  къ  земельной  собственности  — общей  собственности  всехъ 

членовъ  рода.  Но  право  наследовашя,  принадлежащее  во  всехъ 
варварскихъ  цивилизащяхъ  мужчинамъ  предпочтительно передъ

*)  Maine.  Inst,  prim it.,  145—146.

а)  1 did.,  410.
3)  Maine.  V  i l l .   c o m m u n i t i e s .   55.

*)

  C o d e   d e   M a n o u ,   IX,  118.

*)  I b id .,  IV,  131.—Maine.  I n s t ,   p r i m . ,   400,  401,  412.


background image

— 358 —

женщинами,  не  представляетъ  даровой  льготы;  оно  влечегь  за 

собою  иавестныя  обязанности,  между  прочимъ  обязанность  вы­

давать  замужъ  д’Ьвушекъ,  принимать  вдовъ,  иногда,  какъ  въ 

Китае,  съ  правомъ  снова  выдавать  ихъ  замужъ,  т.  е.  прода­

вать  новымъ  мужьямъ.  Все  это,  конечно,  грубо,  но  нельзя  не 
сказать,  что  здесь  по  крайней  мере  человекъ  не  брошенъ  на 
произволъ  судьбы,  что  часто  допускается  современными  зако­

нодательствами.

ГУ*.  Грещя  к  Рнмъ.

Т е  же  грубые,  но  проникнутые  общиннымъ  духомъ  нравы 

господствовали  въ  первые  в$ка  исторической  жизни  Грещи  и 
Рима,  но  тамъ  мы  можемъ  проследить  и  дальнейшее- ихъ  раз- 

BHTie.

По  законамъ  Солона  наследуютъ  сыновья,  но  они  обязаны 

заботиться  о  сестрахъ  и  выдавать  ихъ  замужъ,  такъ  же,  какъ 

въ  Индш.  Что  гораздо  болЬе  поражаетъ,  какъ  остатокъ  дико­
сти,  такъ  это  права  главы  семьи:  еще  во  времена  процв'Ьташя 

Аеинской  республики  отецъ  имелъ  право  завещать  дочерей  и 
жену  наравне  съ  имуществомъ  ').  Впрочемъ,  за  неимешемъ 

сыновей  наследуютъ  дочери,  но  въ  последнемъ  случае  наслед­
ница  прикована  къ  имуществу  и  обязана  выходить  замужъ  за 

родственника,  агната,  ближайшаго  наследника  после  бея  а).

Какъ  въ  Грещи,  такъ  и  въ  Риме,  въ  течете  достоириче- 

скаго  першда  клановъ  съ  общиннымъ устройствомъ,  наследство 
естественно  не  должно  было  выходить  изъ мелкихъ  группъ,  свя- 
ванныхъ кровнымъ родствомъ.  Права  гентиловъ  признаются  еще 
закономъ  Двенадцати  таблицъ,  по  которому  за  неимешемъ  сы­

новей  и  агнатовъ  наследуютъ  гентилы.  Въ  историческую  эпоху 
патр1архальной  семьи,  когда  отецъ  полновластно  распоряжается 
всемъ  семейнымъ  имуществомъ  съ  людьми  включительно,  когда 

личная  собственность  уже  установилась,  прямыми  наследни­

ками  главы  семьи,  своими  (h e re d e ssu i)  являются  все 

те,

 

на  кого  распространяется  его  власть безъ  равлич1я  пола.  За  не­
имешемъ  своихъ  наследниковъ  семью  беретъ  ближайппй  аг- 

натъ.  За  неимешемъ  агната  или  если  онъ  отказывается  при­

*)  Demosthfenes.  C e n t r e   А  р h  о b и з.

2)  Morgan.  A u c .   S o  с .,  548.