Файл: РП Судебное речеведение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 821

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11

4.  Объект судебного речеведения.
5.  Задачи судебного речеведения.
6.  Структура и разделы судебного речеведения.

Задания для подготовки к лекции

Повторение материалов предшествующих лингвистических 

курсов и подготовка к лекции-беседе.

Лекция 2.  Этапы становления судебного
  

 

  речеведения 

(2 часа)

План

1.  Эмпирические предпосылки появления судебного рече-

ведения.

2.  Этапы развития судебного речеведения.
3.  Современное состояние судебного речеведения.

Задания для подготовки к лекции

Изучение рекомендованной литературы и подготовка вопро-

сов по теме.

Лекция 3.  Место судебного речеведения в системе
 

   

 

научного знания о речевой деятельности

  

 

  (речи) 

(2 часа)

План

1.  Фундаментальные науки, изучающие речевую деятель-

ность (речь).

2.  Речеведение как теоретическая основа судебного рече-

ведения.

3.  Лингвистика как общая научная база судебного речеве-

дения.

4.  Нейролингвистика, психология речи, психолингвистика, 

социолингвистика.

5.  Теория коммуникации, теория речевых актов, теория 

массовой информации (коммуникации) и судебное речеведение.

6.  Текстология и судебное речеведение.
7.  Семиотика и судебное речеведение.

Задания для подготовки к лекции

Изучение рекомендованной литературы, повторение основ-

ных положений курсов «Язык и мышление», «Прикладная и мате-
матическая лингвистика», «Общее языкознание и современный 
русский язык» и подготовка к лекции-дискуссии.

Лекция 4.  Судебное речеведение в России
 

   

 

и за рубежом 

(2 часа)

План

1.  Судебное речеведение в России. 
2.  Судебное речеведение за рубежом

Задания для подготовки к лекции

Изучение кейса по теме и подготовка к лекции с элементами 

беседы.


background image

12

Модуль  

№2

Лекция 5.  Судебное речеведение и судебная
  

 

  лингвистика 

(2 часа)

План

1.  Судебное речеведение и судебная лингвистика: общее и 

различное.

2.  Судебное речеведение и судебная фонетика.
3.  Судебное речеведение и судебная риторика (орато-

рика).

Задания для подготовки к лекции

Изучение рекомендованной литературы и подготовка вопро-

сов по теме.

Лекция 6.  Речевая деятельность (речь): понятие,
  

 

  термины, 

продукт 

(2 часа)

План

1.  Речь: понятие, термины. 
2.  Речевая коммуникация, речевая деятельность, речевое 

поведение.

3.  Речевой акт, речевая способность, речевой навык, дис-

курс. 

4.  Речь как реализация функций языка.
5.  Продукт речевой деятельности.
6. Речевое 

произведение. 

Задания для подготовки к лекции

Изучение рекомендованной литературы, повторение основ-

ных положений курсов «Язык и мышление», «Прикладная и мате-
матическая лингвистика», «Общее языкознание и современный 
русский язык» и подготовка к лекции-дискуссии.

Лекция 7.  Механизмы речи 

(2 часа)

План

1.  Понятие «механизмы речи».
2.  Основы теории речеобразования.
3.  Речепорождение и речевосприятие. 
4.  Речевая деятельность и языковая личность.
5.   Речевая «полифония». 

Задания для подготовки к лекции

Изучение рекомендованной литературы, повторение основ-

ных положений курсов «Язык и мышление», «Прикладная и мате-
матическая лингвистика», «Общее языкознание и современный 
русский язык» и подготовка к лекции-дискуссии.


background image

13

РАЗДЕЛ II

Модуль  

№3

Лекция 8.  Высказывание и речевой акт в судебном
  

 

  речеведении 

(2 часа)

План

1.  Высказывание и речевой акт. 
2.  Архитектоника речевого объекта (континуума).
3. Речевая 

сегментология.

4. Единицы 

речи.

5.  Систематизация продуктов речевой деятельности.
6.  Устная и письменная речь.
7. Интернет-коммуникация.
8. СМС-коммуникация.
9. Невербальная 

коммуникация.

10.  Виды речи как деятельности.

Задания для подготовки к лекции

Повторить материалы Раздела I курса «Судебное речеведе-

ние» и подготовиться к лекции с элементами беседы.

Лекция 9.  Речевая деятельность в судопроизводстве
 

   

 

(2 часа)

План

1.  Формы и виды речевой деятельности в судопроизвод-

стве; средства документирования (фиксации) продуктов речевой 
деятельности в судопроизводстве.

2.  Теория отражения и следообразование  в процессе рече-

вой деятельности.

3.  Речь как средство (инструмент) правонарушения.
4.  Речевые следы в криминалистике.
5.  Речевой «генотип» конфликтогенности, коммуникатив-

ной «неудачи», манипулятивного воздействия, криминогенности.

Задания для подготовки к лекции

Изучение рекомендованной литературы и подготовка вопро-

сов по теме.

Лекция 10. Речевые продукты в аспекте 
 

   

 

их судебно-экспертного исследования 

(2 часа)

План

1.  Продукт речевой деятельности как объект противоправ-

ного посягательства.

2.  Охраноспособность речевых произведений.
3.  Речевая коммуникация в процессуальных действиях.
4.  Понятие криминалистически значимой речевой инфор-

мации.


background image

14

5.  Вербальная, графическая, визуальная и звуковая форма 

фиксации речевой информации, имеющей доказательственное 
значение.

Задания для подготовки к лекции

Изучение рекомендованной литературы и подготовка вопро-

сов по теме, подготовка к лекции с элементами беседы.

Лекция 11. Судебное речеведение как научная основа
 

   

 

класса судебных речеведческих экспертиз

 

   

 

(2 часа)

План

1.  Судебное речеведение как научная основа судебного по-

черковедения.

2.  Судебное речеведение как научная основа судебного ав-

тороведения.

3.  Судебное речеведение как научная основа криминали-

стической фоноскопии.

4.  Лингвокриминалистика в системе судебногоречеведе-

ния.

5.  Место речеведческих экспертиз в классификации судеб-

ных экспертиз.

6.  Классификация судебных речеведческих экспертиз  и их 

объектов.

7.  Роды (виды) речеведческих экспертиз и их родовые (ви-

довые) объекты (САЭ, СЛЭ, СПЭ, СФЭ речи).

Задания для подготовки к лекции

Изучение рекомендованной литературы и подготовка вопро-

сов по теме и подготовка к лекции с элементами беседы.

Модуль  

№  4.

Лекция 12. Идентификационные и диагностические
 

   

 

признаки в устной и письменной речи 

(2 часа)

План

1.  Система знаний об условиях и закономерностях речево-

го поведения человека, определяющих индивидуальность пись-
менной и устной речи, ее динамическую устойчивость и вариатив-
ность.

2.  Понятия устно-речевого и письменно-речевого навыков.
3.  Понятие рече-двигательного функционально-динамиче-

ского комплекса.

4.  Организация ФДК навыков как функциональной динами-

ческой системы и отражение параметров ФДК в речи.

5.  Письменно-двигательный и устно-двигательный ФДК.
6.  Криминалистическое учение о признаках автора и/или 

исполнителя речевого произведения.


background image

15

7.  Идентификационные и диагностические признаки в уст-

ной и письменной речи.

Задания для подготовки к лекции

Изучение рекомендованной литературы и подготовка вопро-

сов по теме. Подготовка к лекции-беседе.

Лекция 13. Субъект речеведческих экспертиз 
 

   

 

и его компетенциия 

(2 часа)

План

1.  Субъект речеведческих экспертиз. 
2.  Общекультурные, профессиональные и дополнительные 

компетенции эксперта-речеведа.

3.  Психологические основы деятельности эксперта-рече-

веда.

4. Психограмма 

эксперта-речеведа.

5. Профессиограмма 

эксперта-речеведа. 

6.  Специфика подготовки экспертов-речеведов в сфере 

высшего профессионального образования.

7.  Язык эксперта-речеведа, система понятий судебных ре-

чеведческих экспертиз, их формализация и унификация.

Задания для подготовки к лекции

Повторить материалы изученных ранее курсов, затрагиваю-

щих вопросы профессиональной подготовки экспертов, и подгото-
виться к лекции-беседе.

Лекция 14. Методология судебного
  

 

  речеведения 

(2 часа)

План

1.  Методы и средства судебно-экспертного исследования 

продуктов речевой деятельности и их классификация. 

2.  Процесс экспертного исследования продукта речевой 

деятельности и его основные стадии.

3.  Сущность комплексного подхода к судебно-экспертному 

исследованию продуктов речевой деятельности.

4.  Формализация процедур судебно-экспертного исследо-

вания продуктов речевой деятельности.

5.  Типовые судебно-экспертные методики исследования 

продуктов речевой деятельности.

6.  Специфика иллюстрирования результатов экспертного 

исследования продуктов речевой деятельности.

7.  Влияние интеграция и дифференциация специального 

знания на методы судебного речеведения.

Задания для подготовки к лекции

Повторить материалы изученных ранее курсов, затрагиваю-

щих вопросы методологии лингвистических и экспертных исследо-
ваний, и подготовиться к лекции-беседе.