ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 821
Скачиваний: 4
11
4. Объект судебного речеведения.
5. Задачи судебного речеведения.
6. Структура и разделы судебного речеведения.
Задания для подготовки к лекции
Повторение материалов предшествующих лингвистических
курсов и подготовка к лекции-беседе.
Лекция 2. Этапы становления судебного
речеведения
(2 часа)
План
1. Эмпирические предпосылки появления судебного рече-
ведения.
2. Этапы развития судебного речеведения.
3. Современное состояние судебного речеведения.
Задания для подготовки к лекции
Изучение рекомендованной литературы и подготовка вопро-
сов по теме.
Лекция 3. Место судебного речеведения в системе
научного знания о речевой деятельности
(речи)
(2 часа)
План
1. Фундаментальные науки, изучающие речевую деятель-
ность (речь).
2. Речеведение как теоретическая основа судебного рече-
ведения.
3. Лингвистика как общая научная база судебного речеве-
дения.
4. Нейролингвистика, психология речи, психолингвистика,
социолингвистика.
5. Теория коммуникации, теория речевых актов, теория
массовой информации (коммуникации) и судебное речеведение.
6. Текстология и судебное речеведение.
7. Семиотика и судебное речеведение.
Задания для подготовки к лекции
Изучение рекомендованной литературы, повторение основ-
ных положений курсов «Язык и мышление», «Прикладная и мате-
матическая лингвистика», «Общее языкознание и современный
русский язык» и подготовка к лекции-дискуссии.
Лекция 4. Судебное речеведение в России
и за рубежом
(2 часа)
План
1. Судебное речеведение в России.
2. Судебное речеведение за рубежом
Задания для подготовки к лекции
Изучение кейса по теме и подготовка к лекции с элементами
беседы.
12
Модуль
№2
Лекция 5. Судебное речеведение и судебная
лингвистика
(2 часа)
План
1. Судебное речеведение и судебная лингвистика: общее и
различное.
2. Судебное речеведение и судебная фонетика.
3. Судебное речеведение и судебная риторика (орато-
рика).
Задания для подготовки к лекции
Изучение рекомендованной литературы и подготовка вопро-
сов по теме.
Лекция 6. Речевая деятельность (речь): понятие,
термины,
продукт
(2 часа)
План
1. Речь: понятие, термины.
2. Речевая коммуникация, речевая деятельность, речевое
поведение.
3. Речевой акт, речевая способность, речевой навык, дис-
курс.
4. Речь как реализация функций языка.
5. Продукт речевой деятельности.
6. Речевое
произведение.
Задания для подготовки к лекции
Изучение рекомендованной литературы, повторение основ-
ных положений курсов «Язык и мышление», «Прикладная и мате-
матическая лингвистика», «Общее языкознание и современный
русский язык» и подготовка к лекции-дискуссии.
Лекция 7. Механизмы речи
(2 часа)
План
1. Понятие «механизмы речи».
2. Основы теории речеобразования.
3. Речепорождение и речевосприятие.
4. Речевая деятельность и языковая личность.
5. Речевая «полифония».
Задания для подготовки к лекции
Изучение рекомендованной литературы, повторение основ-
ных положений курсов «Язык и мышление», «Прикладная и мате-
матическая лингвистика», «Общее языкознание и современный
русский язык» и подготовка к лекции-дискуссии.
13
РАЗДЕЛ II
Модуль
№3
Лекция 8. Высказывание и речевой акт в судебном
речеведении
(2 часа)
План
1. Высказывание и речевой акт.
2. Архитектоника речевого объекта (континуума).
3. Речевая
сегментология.
4. Единицы
речи.
5. Систематизация продуктов речевой деятельности.
6. Устная и письменная речь.
7. Интернет-коммуникация.
8. СМС-коммуникация.
9. Невербальная
коммуникация.
10. Виды речи как деятельности.
Задания для подготовки к лекции
Повторить материалы Раздела I курса «Судебное речеведе-
ние» и подготовиться к лекции с элементами беседы.
Лекция 9. Речевая деятельность в судопроизводстве
(2 часа)
План
1. Формы и виды речевой деятельности в судопроизвод-
стве; средства документирования (фиксации) продуктов речевой
деятельности в судопроизводстве.
2. Теория отражения и следообразование в процессе рече-
вой деятельности.
3. Речь как средство (инструмент) правонарушения.
4. Речевые следы в криминалистике.
5. Речевой «генотип» конфликтогенности, коммуникатив-
ной «неудачи», манипулятивного воздействия, криминогенности.
Задания для подготовки к лекции
Изучение рекомендованной литературы и подготовка вопро-
сов по теме.
Лекция 10. Речевые продукты в аспекте
их судебно-экспертного исследования
(2 часа)
План
1. Продукт речевой деятельности как объект противоправ-
ного посягательства.
2. Охраноспособность речевых произведений.
3. Речевая коммуникация в процессуальных действиях.
4. Понятие криминалистически значимой речевой инфор-
мации.
14
5. Вербальная, графическая, визуальная и звуковая форма
фиксации речевой информации, имеющей доказательственное
значение.
Задания для подготовки к лекции
Изучение рекомендованной литературы и подготовка вопро-
сов по теме, подготовка к лекции с элементами беседы.
Лекция 11. Судебное речеведение как научная основа
класса судебных речеведческих экспертиз
(2 часа)
План
1. Судебное речеведение как научная основа судебного по-
черковедения.
2. Судебное речеведение как научная основа судебного ав-
тороведения.
3. Судебное речеведение как научная основа криминали-
стической фоноскопии.
4. Лингвокриминалистика в системе судебногоречеведе-
ния.
5. Место речеведческих экспертиз в классификации судеб-
ных экспертиз.
6. Классификация судебных речеведческих экспертиз и их
объектов.
7. Роды (виды) речеведческих экспертиз и их родовые (ви-
довые) объекты (САЭ, СЛЭ, СПЭ, СФЭ речи).
Задания для подготовки к лекции
Изучение рекомендованной литературы и подготовка вопро-
сов по теме и подготовка к лекции с элементами беседы.
Модуль
№ 4.
Лекция 12. Идентификационные и диагностические
признаки в устной и письменной речи
(2 часа)
План
1. Система знаний об условиях и закономерностях речево-
го поведения человека, определяющих индивидуальность пись-
менной и устной речи, ее динамическую устойчивость и вариатив-
ность.
2. Понятия устно-речевого и письменно-речевого навыков.
3. Понятие рече-двигательного функционально-динамиче-
ского комплекса.
4. Организация ФДК навыков как функциональной динами-
ческой системы и отражение параметров ФДК в речи.
5. Письменно-двигательный и устно-двигательный ФДК.
6. Криминалистическое учение о признаках автора и/или
исполнителя речевого произведения.
15
7. Идентификационные и диагностические признаки в уст-
ной и письменной речи.
Задания для подготовки к лекции
Изучение рекомендованной литературы и подготовка вопро-
сов по теме. Подготовка к лекции-беседе.
Лекция 13. Субъект речеведческих экспертиз
и его компетенциия
(2 часа)
План
1. Субъект речеведческих экспертиз.
2. Общекультурные, профессиональные и дополнительные
компетенции эксперта-речеведа.
3. Психологические основы деятельности эксперта-рече-
веда.
4. Психограмма
эксперта-речеведа.
5. Профессиограмма
эксперта-речеведа.
6. Специфика подготовки экспертов-речеведов в сфере
высшего профессионального образования.
7. Язык эксперта-речеведа, система понятий судебных ре-
чеведческих экспертиз, их формализация и унификация.
Задания для подготовки к лекции
Повторить материалы изученных ранее курсов, затрагиваю-
щих вопросы профессиональной подготовки экспертов, и подгото-
виться к лекции-беседе.
Лекция 14. Методология судебного
речеведения
(2 часа)
План
1. Методы и средства судебно-экспертного исследования
продуктов речевой деятельности и их классификация.
2. Процесс экспертного исследования продукта речевой
деятельности и его основные стадии.
3. Сущность комплексного подхода к судебно-экспертному
исследованию продуктов речевой деятельности.
4. Формализация процедур судебно-экспертного исследо-
вания продуктов речевой деятельности.
5. Типовые судебно-экспертные методики исследования
продуктов речевой деятельности.
6. Специфика иллюстрирования результатов экспертного
исследования продуктов речевой деятельности.
7. Влияние интеграция и дифференциация специального
знания на методы судебного речеведения.
Задания для подготовки к лекции
Повторить материалы изученных ранее курсов, затрагиваю-
щих вопросы методологии лингвистических и экспертных исследо-
ваний, и подготовиться к лекции-беседе.