Файл: РП Судебное речеведение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 822

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

21

Практическое занятие 10

(круглый стол, метод проектов, практика публичного
выступления)

Тема 7.   Механизмы речи 

(2 часа)

План занятия

1.  Понятие «механизмы речи».
2.  Основы теории речеобразования.
3.  Речепорождение и речевосприятие.
4.  Речевая деятельность и языковая личность.
5. Речевая 

«полифония».

Задания для подготовки к практическому занятию

Изучить рекомендованную литературу, повторить основные 

положения курсов «Язык и мышление», «Прикладная и математи-
ческая лингвистика», «Общее языкознание и современный русский 
язык» и подготовиться к круглому столу по проблемам механизмов 
речи.

Проекты, презентации, рефераты, эссе

1.  Механизмы речи в интерпретации Н.И. Жинкина.
2.  Механизмы речи в работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, 

А.А. Леонтьева и др. (по выбору).

3.  Языковая личность в трудах Ю.Н. Караулова и др.
4.  Понятие «полифония» у М. Бахтина, Р.К. Потаповой и 

др.

Практическое занятие 11

(практическая работа, тестирование в системе
обучения Elearning)

Тема 7.   Механизмы речи 

(2 часа)

План занятия

1.  Практическая работа № 4. Анализ речевого продукта.
2.  Тестирование в системе обучения Elearning.

Задания для подготовки к практическому занятию

1.  Подготовиться к практической работе. Образцы заданий 

размещены на электронном ресурсе.

2.  Повторить материалы Раздела I курса «Судебное речеве-

дение» и подготовиться к тестированию. Тесты по каждой теме в 
режиме тренинг размещены  в системе обучения Elearning(доступ 
через План занятия).


background image

22

Раздел   II

Модуль  

№3

Практическое занятие 12

(круглый стол, «займи позицию», метод проектов, практика
публичного выступления)

Тема 8.   Высказывание и речевой акт 
  

 

 в 

судебномречеведении 

(2 часа)

План занятия

1.  Высказывание и речевой акт. 
2.  Архитектоника речевого объекта (континуума).
3. Речевая 

сегментология.

4. Единицы 

речи.

5. Невербальная 

коммуникация.

6.  Виды речи как деятельности.

Задания для подготовки к практическому занятию

1.  Повторить материалы Раздела I курса «Судебное речеве-

дение».

2.  Из учебной литературы и словарей выписать дефиниции 

понятий теории речевых актов, подобрать примеры.

3.  Подготовиться к занятию в форме «круглого стола».

Проекты, презентации, рефераты, эссе

1.  Теория речевых актов Дж. Р. Сёрля.
2.  Теория речевых актов в прикладном аспекте.
3.  Сегментация в языкознании и речевая сегментология.

Практическое занятие 13

(работа в малых группах, метод проектов, практика
публичного выступления)

Тема 8.   Высказывание и речевой акт в судебном
  

 

 речеведении 

(2 часа)

План занятия

1.  Систематизация продуктов речевой деятельности.
2.  Устная и письменная речь.
3. Интернет-коммуникация.
4. СМС-коммуникация.

Задания для подготовки к практическому занятию

1.  Изучить специальную литературу и представить резуль-

таты систематизации продуктов речевой деятельности в виде схем 
и таблиц.

2.  Подготовить  групповые и индивидуальные проекты.

Проекты, презентации, рефераты, эссе

1. Особенности 

Интернет-коммуникации.

2.  Е-mail сообщения как речевые произведения.


background image

23

3.  Текст блога (или «живого журнала») как речевой продукт.
4. Особенности 

СМС-коммуникации.

Практическое занятие 14

(метод проектов, практика публичного выступления, 
кейс-стадии, практическая работа)

Тема 9.   Речевая деятельность 
  

 

 в 

судопроизводстве 

(2 часа)

План занятия

1.   Формы и виды, средства документирования (фиксации) 

продуктов речевой деятельности в судопроизводстве.

2.  Теория отражения и следообразование в процессе рече-

вой деятельности.

3.  Речь как средство (инструмент) правонарушения.
4.  Речевые следы в криминалистике.
5.  Речевой «генотип» конфликтогенности.
6.  Речевой «генотип» коммуникативной «неудачи».
7.  Речевой «генотип» манипулятивного воздействия. 
8.  Речевой «генотип» криминогенности.

Задания для подготовки к практическому занятию
(размещены на электронном ресурсе)

1.  Повторить соответствующие статьи ГПК, УПК, АПК и др., 

регламентирующие речевую деятельность в судопроизводстве и 
выполнить задания, размещенные на электронном ресурсе.

2.  Изучить соответствующую литературу и подготовить от-

веты на вопросы.

3.  Подготовиться к практической работе № 5. Выявление 

речевого «генотипа» конфликтогенности, коммуникативной неуда-
чи, криминогенности. 

Проекты, презентации, рефераты, эссе

1.  Судопроизводство = судоговорение, устность – предпо-

сылка гласности.

2.  Речь как средство (инструмент) правонарушения на при-

мере конкретных прецедентов.

Практическое занятие 15

(работа в малых группах, метод проектов, практика публичного
выступления)

Тема 10.  Речевые продукты в аспекте 
 

   

  их судебно-экспертного исследования 

(2 часа)

План занятия

1.  Продукт речевой деятельности как объект противоправ-

ного посягательства.

2.  Охраноспособность речевых произведений.


background image

24

Задания для подготовки к практическому занятию

1.  Повторить изученные в курсе предшествующих дисцип-

лин понятия авторского права, права интеллектуальной собствен-
ности в применении к речевым продуктам. 

2.  Подготовить групповой или индивидуальный проект о 

конкретном прецеденте противоправного посягательства на про-
дукт речевой деятельности (словесного творчества).

Практическое занятие 16

(ролевая игра, работа в малых группах, практика публичного
выступления)

Тема 10.  Речевые продукты в аспекте 
 

   

  их судебно-экспертного исследования 

(2 часа)

План занятия

1.  Речевая коммуникация в процессуальных действиях:
• 

речь в судебном заседании;

• 

речь на предварительном следствии;

• протоколирование 

речи;

• 

речь в судебных актах и иных процессуальных документах.

2.  Понятие фиксации криминалистически значимой рече-

вой информации.

3.  Вербальная, графическая, визуальная и звуковая форма 

фиксации речевой информации, имеющей доказательственное зна-
чение.

Задания для подготовки к практическому занятию

Работа в малых группах: распределить роли и подготовить 

инсценировку разных видов процессуальных действий: заседание 
суда по уголовному делу, заседание суда по гражданскому делу, 
предварительное следствие. 

Практическое занятие 17

(практическая работа, кейс-стадии, компьютерное 
тестирование в системе Elearn)

Тема 10.  Речевые продукты в аспекте их судебно-экс-
пертного исследования (2 часа)

План занятия

1. 

Практическая работа № 6. Исследование речевого продукта.

2. Тестирование

Задания для подготовки к практическому занятию

1.  Повторить изученные в курсе предшествующих дисци-

плин методы анализа текста и применить к исследованию конкрет-
ного речевого продукта.

2.  Подготовиться к тестированию.
3.  Задания размещены на электронном ресурсе.


background image

25

Практическое занятие 18

(фронтальный опрос)

Тема 11.  Судебное речеведение как научная основа
 

   

  класса судебных речеведческих 

  

 

 экспертиз 

(2 часа)

План занятия

1.  Судебное речеведение как научная основа судебного по-

черковедения.

2.  Судебное речеведение как научная основа судебного ав-

тороведения.

3.  Судебное речеведение как научная основа криминали-

стической фоноскопии.

4.  Лингвокриминалистика в системе судебногоречеведе-

ния.

5.  Место речеведческих экспертиз в классификации судеб-

ных экспертиз.

6.  Классификация судебных речеведческих экспертиз  и их 

объектов.

7.  Роды (виды) речеведческих экспертиз и их родовые (ви-

довые) объекты (САЭ, СЛЭ, СПЭ, СФЭ речи).

Задания для подготовки к практическому занятию

1.  Подготовить ответы на вопросы, применив графические 

способы подачи информации, схемы, таблицы.

2.  Выполнить кейс-задания, размещенные на электронном 

ресурсе.

Модуль  

№  4

Практическое занятие 19

(круглый стол, «займи позицию»)

Тема 12.  Идентификационные и диагностические
 

   

  признаки в устной и письменной речи 

(2 часа)

План занятия

1.  Система знаний об условиях и закономерностях речевого 

поведения человека, определяющих индивидуальность письмен-
ной и устной речи, ее динамическую устойчивость и вариативность.

2.  Понятия устно-речевого и письменно-речевого навыков.
3.  Понятие речедвигательного функционально-динамиче-

ского комплекса.

4.  Организация ФДК навыков как функциональной динами-

ческой системы и отражение параметров ФДК в речи.

5.  Письменно-двигательный и устно-двигательный ФДК.
6.  Криминалистическое учение о признаках автора и/или 

исполнителя речевого произведения.