Файл: РП Судебное речеведение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 824

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

3.4. Практические занятия

РАЗДЕЛ I

Модуль  

№  1

Практическое занятие 1

(интерактивная беседа, метод проектов, практика публичного
выступления, эссе)

Тема 1.   Понятие и сущность судебного
  

 

 речеведения

 (2 часа)

План занятия

1. 

Понятие и сущность судебного речеведения.

2.  Широкое и узкое толкование понятия 

речеведение

.

3.  Предмет судебного речеведения. 
4.  Объект судебного речеведения.
5.  Задачи судебного речеведения.

Задания для подготовки к практическому занятию

1.  Сопоставить и прокомментировать термин 

речеведение

 

в разных источниках и подготовиться к беседе.

2.  Индивидуальные проекты (в форме презентации или эссе):
Речеведение в интерпретации теоретического и прикладного 

языкознания (авторы по выбору).

Практическое занятие 2 

(дискуссия, работа в малых группах, метод проектов, 
практика публичного выступления)

Тема 2.   Этапы становления судебного 
  

 

 речеведения 

(2 часа)

План занятия

1.  Предпосылки появления судебного речеведения.
2.  Три тенденции — три стимула становления судебного ре-

чеведения как новой отрасли научного знания.

3.  Эмпирические предпосылки появления судебного рече-

ведения.

4.  Этапы развития судебного речеведения.

Задания для подготовки к практическому занятию

1.  На основе изучения концепции Е.И. Галяшиной составить 

схему (таблицу) формирования судебного речеведения.

2.  Определить основные этапы развития судебного речеве-

дения.

Проекты, презентации, рефераты (групповые и индивидуальные)

1.  История атрибуции текста.
2.  Стилометрия как новый этап формирования судебного 

речеведения.


background image

17

3.  Компьютерные программы (Prostyle и др.) как фактор, 

способствующий становлению судебного речеведения.

Практическое занятие 3 

(беседа, работа в малых группах, практика публичного
выступления, кейс-задания)

Тема 2.   Этапы становления судебного
  

 

 речеведения 

(2 часа)

План занятия

1.  Современное состояние судебного речеведения.
2.  Научные школы судебного речеведения в России.
3.  Печатные (электронные) издания, отражающие деятель-

ность экспертов-речеведов.

Задания для подготовки к практическому занятию

1.  Изучить и систематизировать информацию о судебном-

речеведении, размещённую в сети Интернет.

2.  Работа в малых группах (распределить экспертные шко-

лы, издания), распределить задания внутри каждой группы.

Проекты, презентации, рефераты (групповые и индивидуальные)

1.  Информационный проект о какой-либо школе судебного-

речеведения (по выбору).

2.  Информационный проект о каком-либо журнале (сборни-

ке, сайте), посвящённом судебному речеведению в России.

3.  Возможности применения программы ЛИНГВА-ЭКС-

ПРЕСС в судебномречеведении.

4.  Возможности применения программы ВААЛ в судебном-

речеведении.

Практическое занятие 4 

(дискуссия, работа в малых группах, метод проектов, 
практика публичного выступления)

Тема 3. 

Место судебного речеведения в системе

 

 

научного знания о речи 

(2 часа)

План занятия

1.  Текст и речевое произведение (соотношение понятий).
2.  Проблема классификации текстов. Подготовиться к дис-

куссии.

3.  Методические основы собирания и фиксации продуктов 

речевой деятельности.

Задания для подготовки к практическому занятию

Задания в малых группах (проекты):
1.  Представить одну из классификаций текстов.
2.  Подобрать иллюстративный материал к выбранной клас-

сификации. 


background image

18

3.  Подобрать аргументы для обоснования выбранной клас-

сификации с точки зрения применения данной классификации в 
судебных речеведческих экспертизах.

Практическое занятие 5 

(работа в малых группах, метод проектов, практика публичного
выступления)

Тема 3. 

Место судебного речеведения в системе

 

 

научного знания о речи 

(2 часа)

План занятия

1.  Речеведение как теоретическая основа судебного рече-

ведения.

2.  Лингвистика как общая научная база судебного речеве-

дения.

3. Нейролингвистика.
4.  Психология речи, психолингвистика. 
5. Социолингвистика.
6. Теория 

коммуникации. 

7.  Теория речевых актов. 
8.  Теория массовой информации (коммуникации) и судеб-

ное речеведение.

9.  Текстология и судебное речеведение.
10.  Семиотика и судебное речеведение.

Задания для подготовки к практическому занятию

1.  Изучить литературу по теме, углубить и систематизиро-

вать знания о лингвистике как научной базе судебного речеведения. 

2.  Распределить задания в малых группах (или индивиду-

ально) для подготовки проектов.

Проекты, презентации, рефераты, эссе

Проект (групповой): 

Концепция речеведения в работах Р.К. По-

таповой

.

Проекты групповые или индивидуальные: Фундаментальная 

наука (нейролингвистика, психолингвистика и другие по выбору) и 
судебное речеведение.

Практическая работа № 1. 

Место судебного речеведения в 

системе научного знания о речи. 

(Кейсы и модель выполнения ра-

боты размещены на электронном ресурсе

).

Практическое занятие 6

(беседа, практическая работа в малых группах, метод проектов,
практика публичного выступления, тестирование)

Тема 4. 

Судебное речеведение в России 

 

 

и за рубежом 

(2 часа)

План занятия

1.  Судебное речеведение в России (школы и направления).
2.  Судебное речеведение в ближнем Зарубежье.


background image

19

Харьковская школа.
Киевская школа
Литовская школа и др.
3.  Судебное речеведение в странах Западной Европы.
Forensiclinguistics в Великобритании и др.
4.  Международные организации по применению лингвисти-

ки в судебной практике.

Задания для подготовки к практическому занятию

1.  Подготовить групповые и индивидуальные проекты (эссе, 

рефераты) о деятельности российских и зарубежных школ и орга-
низаций, связанных с судебным речеведением.

2.  Возможно выполнение задания в виде перевода на рус-

ский язык статьи или фрагмента монографии, электронной публика-
ции по проблематике судебного речеведения (тексты и ссылки для 
перевода размещены на электронном ресурсе 

recheved@mail.ru

).

3.  Оформить выполнение задания (эссе или перевод) как 

письменную практическую работу № 2.

4.  Подготовиться к тестированию по Модулю № 1. Тесты по 

каждой теме в режиме тренинг размещены  в системе обучения 
Elearning (доступ через План занятия).

Модуль  

№2

Практическое занятие 7 

(работа в малых группах, метод проектов, практическая работа,
тестирование в системе 

Elearning

)

Тема 5. 

Судебное речеведение и судебная

  

лингвистика 

(2 часа)

План занятия

1.  Судебное речеведение и судебная лингвистика: общее и 

различное.

2.  Судебное речеведение и судебная фонетика.
3.  Судебное речеведение и судебная риторика (ораторика).

Задания для подготовки к практическому занятию

1.  Распределиться на три группы, в каждой группе органи-

зовать работу по сбору и обобщению информации. 

2.  На основе изучении специальной литературы, а также 

материалов Модуля №1 курса «Судебное речеведение» соста-
вить сопоставительную таблицу к вопросу 1 (1 группа), к вопро-
су 2 (2 группа), к вопросу 3 (3 группа), оформить проект таблицы 
в электронном виде (с демонстрацией и пояснениями на практи-
ческом занятии), а также в печатном виде (практическая работа 
№ 3). 

3.  Подготовиться к рубежному контролю (тестирование) 

по материалам лекций и практических занятий, а также самостоя-
тельного освоения соответствующей литературы.


background image

20

Практическое занятие 8

Тема 6.   Речевая деятельность (речь): понятие, 
  

 

 термины, 

продукт 

(2 часа) (дискуссия)

План занятия

1.  Речь и язык.
2. Речевая 

коммуникация.

3. Речевая 

деятельность. 

4. Речевое 

поведение.

5. Речевой 

акт.

6. Речевая 

способность. 

7. Речевой 

навык. 

Задания для подготовки к практическому занятию

1.  На основе повторения материалов предшествующих кур-

сов и изучения словарей и специальной литературы дать дефи-
ниции терминам «речь», «речевая коммуникация» и «речевая дея-
тельность, рассмотреть их виды и структуру.

2.  Дать дефиниции терминам «речевое поведение» и «рече-

вой акт», определить их виды и составляющие.

3.  Дать определения терминам «речевая способность» и 

«речевой навык», выявить их соотношение.

4.  Подготовиться к дискуссии. 

Практическое занятие 9

(фронтальная беседа, кейс-стадии, тренинг)

Тема 6.   Речевая деятельность (речь): понятие,
  

 

 термины, 

продукт 

(2 часа)

План занятия

1.  Речь как реализация функций языка.
2. Дискурс.
3.  Продукт речевой деятельности.
4. Речевое 

произведение.

Задания для подготовки к практическому занятию

1.  Дать определение понятию «речь» и рассмотреть речь в 

свете реализации основных функций языка.

2. 

Рассмотреть понятие «дискурс» во всей его многозначности.

3.  Дать определениям терминам «продукт речевой деятель-

ности» и «речевое произведение».

4.  Выполнить упражнения на выявление признаков и особен-

ностей дискурса (задания размещены на электронном ресурсе).