ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 824
Скачиваний: 4
16
3.4. Практические занятия
РАЗДЕЛ I
Модуль
№ 1
Практическое занятие 1
(интерактивная беседа, метод проектов, практика публичного
выступления, эссе)
Тема 1. Понятие и сущность судебного
речеведения
(2 часа)
План занятия
1.
Понятие и сущность судебного речеведения.
2. Широкое и узкое толкование понятия
речеведение
.
3. Предмет судебного речеведения.
4. Объект судебного речеведения.
5. Задачи судебного речеведения.
Задания для подготовки к практическому занятию
1. Сопоставить и прокомментировать термин
речеведение
в разных источниках и подготовиться к беседе.
2. Индивидуальные проекты (в форме презентации или эссе):
Речеведение в интерпретации теоретического и прикладного
языкознания (авторы по выбору).
Практическое занятие 2
(дискуссия, работа в малых группах, метод проектов,
практика публичного выступления)
Тема 2. Этапы становления судебного
речеведения
(2 часа)
План занятия
1. Предпосылки появления судебного речеведения.
2. Три тенденции — три стимула становления судебного ре-
чеведения как новой отрасли научного знания.
3. Эмпирические предпосылки появления судебного рече-
ведения.
4. Этапы развития судебного речеведения.
Задания для подготовки к практическому занятию
1. На основе изучения концепции Е.И. Галяшиной составить
схему (таблицу) формирования судебного речеведения.
2. Определить основные этапы развития судебного речеве-
дения.
Проекты, презентации, рефераты (групповые и индивидуальные)
1. История атрибуции текста.
2. Стилометрия как новый этап формирования судебного
речеведения.
17
3. Компьютерные программы (Prostyle и др.) как фактор,
способствующий становлению судебного речеведения.
Практическое занятие 3
(беседа, работа в малых группах, практика публичного
выступления, кейс-задания)
Тема 2. Этапы становления судебного
речеведения
(2 часа)
План занятия
1. Современное состояние судебного речеведения.
2. Научные школы судебного речеведения в России.
3. Печатные (электронные) издания, отражающие деятель-
ность экспертов-речеведов.
Задания для подготовки к практическому занятию
1. Изучить и систематизировать информацию о судебном-
речеведении, размещённую в сети Интернет.
2. Работа в малых группах (распределить экспертные шко-
лы, издания), распределить задания внутри каждой группы.
Проекты, презентации, рефераты (групповые и индивидуальные)
1. Информационный проект о какой-либо школе судебного-
речеведения (по выбору).
2. Информационный проект о каком-либо журнале (сборни-
ке, сайте), посвящённом судебному речеведению в России.
3. Возможности применения программы ЛИНГВА-ЭКС-
ПРЕСС в судебномречеведении.
4. Возможности применения программы ВААЛ в судебном-
речеведении.
Практическое занятие 4
(дискуссия, работа в малых группах, метод проектов,
практика публичного выступления)
Тема 3.
Место судебного речеведения в системе
научного знания о речи
(2 часа)
План занятия
1. Текст и речевое произведение (соотношение понятий).
2. Проблема классификации текстов. Подготовиться к дис-
куссии.
3. Методические основы собирания и фиксации продуктов
речевой деятельности.
Задания для подготовки к практическому занятию
Задания в малых группах (проекты):
1. Представить одну из классификаций текстов.
2. Подобрать иллюстративный материал к выбранной клас-
сификации.
18
3. Подобрать аргументы для обоснования выбранной клас-
сификации с точки зрения применения данной классификации в
судебных речеведческих экспертизах.
Практическое занятие 5
(работа в малых группах, метод проектов, практика публичного
выступления)
Тема 3.
Место судебного речеведения в системе
научного знания о речи
(2 часа)
План занятия
1. Речеведение как теоретическая основа судебного рече-
ведения.
2. Лингвистика как общая научная база судебного речеве-
дения.
3. Нейролингвистика.
4. Психология речи, психолингвистика.
5. Социолингвистика.
6. Теория
коммуникации.
7. Теория речевых актов.
8. Теория массовой информации (коммуникации) и судеб-
ное речеведение.
9. Текстология и судебное речеведение.
10. Семиотика и судебное речеведение.
Задания для подготовки к практическому занятию
1. Изучить литературу по теме, углубить и систематизиро-
вать знания о лингвистике как научной базе судебного речеведения.
2. Распределить задания в малых группах (или индивиду-
ально) для подготовки проектов.
Проекты, презентации, рефераты, эссе
Проект (групповой):
Концепция речеведения в работах Р.К. По-
таповой
.
Проекты групповые или индивидуальные: Фундаментальная
наука (нейролингвистика, психолингвистика и другие по выбору) и
судебное речеведение.
Практическая работа № 1.
Место судебного речеведения в
системе научного знания о речи.
(Кейсы и модель выполнения ра-
боты размещены на электронном ресурсе
).
Практическое занятие 6
(беседа, практическая работа в малых группах, метод проектов,
практика публичного выступления, тестирование)
Тема 4.
Судебное речеведение в России
и за рубежом
(2 часа)
План занятия
1. Судебное речеведение в России (школы и направления).
2. Судебное речеведение в ближнем Зарубежье.
19
Харьковская школа.
Киевская школа
Литовская школа и др.
3. Судебное речеведение в странах Западной Европы.
Forensiclinguistics в Великобритании и др.
4. Международные организации по применению лингвисти-
ки в судебной практике.
Задания для подготовки к практическому занятию
1. Подготовить групповые и индивидуальные проекты (эссе,
рефераты) о деятельности российских и зарубежных школ и орга-
низаций, связанных с судебным речеведением.
2. Возможно выполнение задания в виде перевода на рус-
ский язык статьи или фрагмента монографии, электронной публика-
ции по проблематике судебного речеведения (тексты и ссылки для
перевода размещены на электронном ресурсе
recheved@mail.ru
).
3. Оформить выполнение задания (эссе или перевод) как
письменную практическую работу № 2.
4. Подготовиться к тестированию по Модулю № 1. Тесты по
каждой теме в режиме тренинг размещены в системе обучения
Elearning (доступ через План занятия).
Модуль
№2
Практическое занятие 7
(работа в малых группах, метод проектов, практическая работа,
тестирование в системе
Elearning
)
Тема 5.
Судебное речеведение и судебная
лингвистика
(2 часа)
План занятия
1. Судебное речеведение и судебная лингвистика: общее и
различное.
2. Судебное речеведение и судебная фонетика.
3. Судебное речеведение и судебная риторика (ораторика).
Задания для подготовки к практическому занятию
1. Распределиться на три группы, в каждой группе органи-
зовать работу по сбору и обобщению информации.
2. На основе изучении специальной литературы, а также
материалов Модуля №1 курса «Судебное речеведение» соста-
вить сопоставительную таблицу к вопросу 1 (1 группа), к вопро-
су 2 (2 группа), к вопросу 3 (3 группа), оформить проект таблицы
в электронном виде (с демонстрацией и пояснениями на практи-
ческом занятии), а также в печатном виде (практическая работа
№ 3).
3. Подготовиться к рубежному контролю (тестирование)
по материалам лекций и практических занятий, а также самостоя-
тельного освоения соответствующей литературы.
20
Практическое занятие 8
Тема 6. Речевая деятельность (речь): понятие,
термины,
продукт
(2 часа) (дискуссия)
План занятия
1. Речь и язык.
2. Речевая
коммуникация.
3. Речевая
деятельность.
4. Речевое
поведение.
5. Речевой
акт.
6. Речевая
способность.
7. Речевой
навык.
Задания для подготовки к практическому занятию
1. На основе повторения материалов предшествующих кур-
сов и изучения словарей и специальной литературы дать дефи-
ниции терминам «речь», «речевая коммуникация» и «речевая дея-
тельность, рассмотреть их виды и структуру.
2. Дать дефиниции терминам «речевое поведение» и «рече-
вой акт», определить их виды и составляющие.
3. Дать определения терминам «речевая способность» и
«речевой навык», выявить их соотношение.
4. Подготовиться к дискуссии.
Практическое занятие 9
(фронтальная беседа, кейс-стадии, тренинг)
Тема 6. Речевая деятельность (речь): понятие,
термины,
продукт
(2 часа)
План занятия
1. Речь как реализация функций языка.
2. Дискурс.
3. Продукт речевой деятельности.
4. Речевое
произведение.
Задания для подготовки к практическому занятию
1. Дать определение понятию «речь» и рассмотреть речь в
свете реализации основных функций языка.
2.
Рассмотреть понятие «дискурс» во всей его многозначности.
3. Дать определениям терминам «продукт речевой деятель-
ности» и «речевое произведение».
4. Выполнить упражнения на выявление признаков и особен-
ностей дискурса (задания размещены на электронном ресурсе).