ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2020

Просмотров: 1580

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46

1. Обычно старикам настоящее представляется безрадостным, а... 

2. В прежние века к артистам относились пренебрежительно,а... 3.Наука 
воздействует на наш разум,а... 4.Одним учеба доставляет радость, дру-
гим... 5.Одни люди привыкли жаловаться на то, что им не хватает денег, 
другие...

13. 

Прочитайте концовки выступлений. Какие из них правильные, 

какие неправильные? 

1. Все. До свидания. 2. А в заключение расскажу вам анекдот, который 

я недавно услышал ... З. Вот и все, что я хотел вам сказать. 4. До свида-
ния. 5. Я закончил. 6. Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, 
потому что у меня было мало времени. 7. До свидания. Хотелось бы, чтобы 
в следующий раз вы меня внимательнее слушали. Аудитория у вас невни-
мательная. 8. Благодарю за внимание. Приятно было у вас выступать. 
9. Итак, сделаем вывод: если каждый будет ответственно относиться к 
своим обязанностям, у нас в стране будет благополучие и порядок. 10. Все, 
я закончил. Извините, если я говорил слишком долго. 11. Итак, будем рабо-
тать — и все у нас получится. 12. Желаю вам всем хорошо провести пред-
стоящие праздники. Всего вам доброго! 13. Если есть вопросы, я готов на 
них ответить. 14. Я заканчиваю на этом. Вижу, что вы уже все устали. 

14. 

Закончите свое выступление обращением к слушателям. Что 

можно пожелать или посоветовать, используя данные ниже факты? 

1. То, что сегодня обсуждалось, пригодится слушателям в работе. 

2. Сведения из сегодняшнего выступления помогут слушателям улучшить 
отношения с друзьями, начальством, в семье. З. Скоро наступают празд-
ничные дни. 4. Приближается профессиональный  праздник слушателей. 
5. Состоявшееся выступление может поднять настроение в сегодняшнее 
трудное время. 6. Рекомендации, содержащиеся в выступлении, можно 
использовать в повседневной жизни. 7. Приближаются каникулы. 8. При-
ближается лето. 9.Завершается учебный год. 10. Приближаются экзамены. 

15. 

Закончите свое выступление благодарностью за внимание. Обя-

зательно словесно расширьте выражение благодарности, используя при-
веденные ниже факты.

 

1. Аудитория внимательно слушала. 2. Аудитория вас доброжела-

тельно приняла. З. Аудитория задавала интересные вопросы. 4. Аудитория 
охотно участвовала в дискуссии. 5. Аудитория продемонстрировала чув-
ство юмора. 6. Слушателей пришло мало, но все очень заинтересованы. 
7. Аудитория не всегда соглашалась с вами, но аргументированно возра-
жала. 8. С аудиторией было приятно дискутировать. 9. Аудитория очень 
хорошо подготовлена в данной области. 

16.

 Градация (риторический прием, заключающийся в усилении 

выражения от слова к слову: я 

хотел

 ее видеть, я 

страстно желал 

увидеть 


background image

47

ее, я 

рвался к ней душой

 ежеминутно и ежесекундно) — признак публи-

цистической, особо взволнованной речи. Она эффективна в позитивно 
настроенной, благожелательной, эмоционально сочувствующей аудито-
рии.

Вы завершаете свое публицистическое выступление. Постройте 

заключительную фразу с использованием приема градации. Используйте 
слова и выражения, приведенные в скобках. Если необходимо, измените 
конструкции фраз. 

1. Это не просто ... это ... это ... это, наконец, просто — ! ..
 (Халатность, ошибка, недостаток в работе, непредусмотрительность, 

невнимательность к выполнению должностных обязанностей, вопиющее 
равнодушие к судьбам людей, небрежность.) 

Надо полностью исключить возможность повторения подобных ситу-

аций в будущем! 

2. Я не просто ... тексты современной поп-музыки, я их ... я их ... я их 

просто ... !

(Равнодушен, не люблю, не выношу, не терплю, ненавижу, видеть и 

слышать не могу, испытываю отвращение, презираю, не  испытываю инте-
реса.) 

Мы должны вернуться к музыке с осмысленным текстом! 
3. Такое поведение адвоката не просто ... оно ... оно ... оно! .. 
(Неприлично, безобразно, нечестно, возмутительно, недопустимо в 

его положении, преступно.) 

Мы должны принять немедленные меры, чтобы ...

17.

 

Вы выступаете как представитель студенческой молодежи на 

конгрессе русской интеллигенции. Придумайте и произнесите взволно-
ванно и выразительно заключительную фразу своей речи, построив ее по 
модели: Не надо ... лучше ... ; Хватит ... пора ... (не учите меня жить, помо-
гите материально; хватит ныть, пора работать).

Образец: 

Если наша молодая интеллигенция не поможет России, ей 

никто не поможет. Русский интеллигент во все времена отличался гума-
низмом и благородством. Сейчас самое время нашей интеллигенции 
вновь проявить свои лучшие качества на благо России

1. Хватит жаловаться ... 2. Не надо объяснять, почему это трудно сде-

лать ... 3. Хватит быть добренькими ... 4. Хватит осуждать других ... 5. Не 
надо считать себя глупее других ... 6. Хватит общих разговоров ... 

18. 

Используя принцип антитезы, подготовьте социальный портрет 

выдающейся исторической личности или популярного в современном 
обществе человека и опишите его так, чтобы он был узнаваем.


background image

48

РАЗДЕЛ IV. Общие особенности подготовки публичного 

выступления

Тема: «Оратор и аудитория» 

(2 часа)

Теоретическая часть:

1. Сформулируйте основные правила взаимодействия оратора и 

аудитории.

2. Восприятие оратора аудиторией: внешний вид оратора, манера 

выступления, расположение в аудитории, движения, взгляд, позы и жесты, 
громкость, темп и интонация. 

3. Какую роль в установлении контакта оратора со слушателями 

играет начальная пауза?

4. Риторические позиции оратора в ходе выступления.
5. Приемы борьбы с волнением.
6. Раскройте содержание понятия «управление аудиторией». Какие 

каналы воздействия   на слушателей есть у оратора?

7. Какие способы поддержания внимания слушателей предлагает 

современная риторика? Какие из них приемлемы, с вашей точки зрения, в 
деятельности адвоката?

Практическая часть:

1. 

Какие утверждения правильные?

1. Около 50% информации в публичной речи передается через зри-

тельный канал.

2. Около 25% информации в публичной речи передается через зри-

тельный канал.

3. Яркая индивидуальность оратора понижает эффективность его 

речевого воздействия на аудиторию.

4. Яркая индивидуальность оратора повышает эффективность его 

речевого воздействия на аудиторию.

5. Позиция советчика — лучшая ораторская позиция в любой аудито-

рии.

6. Позиция советчика — лучшая ораторская позиция в подготовлен-

ной аудитории.

7. Одежда ярких цветов снижает доверие к оратору.
8. Очки снижают доверие к оратору.
9. Энергичным должно быть выступление от начала до конца.
10. Энергичными должны быть отдельные части выступления.
11. Двигаться по аудитории надо как можно меньше.
12. Двигаясь по аудитории, не следует заходить в глубь аудитории.
13. Оратор не должен сидеть, он должен стоять и двигаться. 


background image

49

14. Надо выбрать симпатичное лицо и смотреть на этого человека во 

время выступления.

15. Смотреть надо на отдельные секторы зала, не задерживая взгляд 

на отдельных людях.

16. Жесты должны быть немногочисленными и разнообразными.
17. Жесты оратора должны быть взволнованными и высоко эмоцио-

нальными.

18. Громкость и тембр речи оратора должны сохраняться на протяже-

нии всего выступления.

19. Наилучший темп речи в публичном выступлении — средний.
20. Если слушатели наклоняются вперед, это свидетельство их вни-

мания.

21. Если слушатели откидываются назад, это свидетельство того, что 

им нравится выступление.

22. Обращение оратора к отдельным слушателям негативно воспри-

нимается аудиторией.

23. Обращение оратора к отдельным слушателям активизирует ауди-

торию.

24. Наиболее увлекательной для слушателей надо сделать первую 

половину выступления.

25. Максимальное время ответа на вопрос слушателя — 5 мин.
26. Максимальное время ответа на вопрос слушателя — 1,5 мин.
27. Слушатели обычно не хотят, чтобы оратор формулировал для них 

главную мысль.

28. Слушателям обычно необходимо, чтобы главная мысль была 

сформулирована для них оратором.

29. Наиболее эффективный способ донесения главной мысли — ее 

неоднократное повторение в неизменном виде.

30. Наиболее эффективный способ донесения главной мысли — ее 

неоднократное повторение в измененном виде. 

2. 

Что надо делать в следующих случаях?

1.В аудиторию забежала кошка. 2. В аудиторию все время загля-

дывают посторонние. 3. Слушатели в задних рядах  разговаривают друг 
с другом и мешают лектору. 4.Некоторые слушатели встают и уходят. 
5. Слушатели зевают. 6. По раздраженным лицам некоторых слушателей 
видно, что они совершенно не согласны с вами. 7. С места раздаются 
громкие реплики несогласия. 8. С места раздаются грубые, провокацион-
ные выкрики, реплики. 9. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, 
ответ на который отвлечет вас от темы. 10. По ходу вашего выступления 
вам задают вопрос, на который вы не можете сразу ответить. 11. Стало 
душно. 12. Погас свет. 13. Выключился микрофон. 14. В аудиторию доно-
сится сильный шум из коридора.


background image

50

3. 

Громко считайте до 30, обращаясь к группе, и используйте при 

этом разнообразные риторические жесты, как бы пытаясь убедить своих 
сокурсников в чем-то. Не повторяйтесь.

4.

 

Как  вы  могли бы охарактеризовать ораторскую индивидуальность 

ваших преподавателей? В чем, по вашему мнению, ваша индивидуаль-
ность как оратора?

5.

Один из студентов выходит к преподавательскому столу, другие с 

места, подняв предварительно руку, задают ему любые вопросы, но такие, 
которые требуют более или менее развернутого ответа. При ответе на 
вопросы используйте различные приемы активизации внимания аудито-
рии. Внимание! Вопросы должны быть тактичными.

6

Прочитайте наизусть отрывки из судебных речей (не менее 200 

слов). Постарайтесь передавать чувства оратора с помощью мимики и 
жестов, активизируя внимание аудитории.

 

РАЗДЕЛ V. Жанры публичных выступлений

Тема: «Подготовка публичных речей разных жанров» 

(2 часа)

Теоретическая часть:

1. Назовите основные виды публичных выступлений в зависимости от 

цели.

2. Каковы виды информационных выступлений и правила их подго-

товки?

3. Каковы правила подготовки устного рекламного выступления?
4. Каковы правила рассказывания о событии?
5. Каковы виды протокольно-этикетных выступлений и правила их 

подготовки?

6. В чем заключаются особенности развлекательной речи?
7. Виды убеждающих выступлений, их особенности. 
8. К какому из жанров публичных речей относится судебная речь? 

Расскажите о ее особенностях.

9. Какие виды аргументов вам известны? Приведите примеры из 

судебных речей.

10. Расскажите о способах аргументации. Приведите примеры из 

судебных речей.

11. Каковы правила эффективной аргументации? 

Практическая часть:

1.

 

Руководствуясь изученными правилами построения информаци-

онных выступлений, подготовьте краткие информационные выступления 
для радио по предложенным темам

.