ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2020

Просмотров: 1541

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41

начальника; рассказ друзьям о происшествии во время экскурсии; высту-
пление, в котором вы поздравляете с праздником своих преподавателей; 
поздравление ректором выпускников вуза; новости, которые читает дик-
тор в программе «Время»; инструкция о том, как играть в какую-либо игру; 
речь перед студентами о вреде курения; приглашение сокурсников посе-
тить выставку в библиотеке; аннотация книги для сокурсников; рассказ 
попутчикам о себе (в поезде дальнего следования).

2

Определите, какая форма публичного выступления используется: 

доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа.

Отчет Председателя Совета министров о работе правительства за 

год; речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге; получасовое 
выступление ученого на научной конференции; выступление 3 студентов с 
подготовленными материалами (по 3 мин) на семинаре; выступление пси-
холога, который рассказывает о проблемах психологии, задает вопросы 
студентам и отвечает на их вопросы; выступление сотрудника библиотеки 
в группе с обзором новых поступлений.

3.

 Диалогизируйте приводимые ниже высказывания: введите в них 

элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, 
замените книжные фразы и слова разговорными и т.д.

Образец.

 На улицах нашего города зимой воцаряется настоящий 

хаос, связанный с отсутствием достаточного количества снегоубороч-
ной техники — весь город обслуживает всего 20 снегоуборочных машин, 
да и из них до половины постоянно стоят в ремонте, поэтому снег с про-
езжей части убирается крайне медленно, что и приводит к постоянным 
пробкам. — Каждую зиму все мы ждем с большим опасением — а вдруг 
опять выпадет много снега. Как выглядит наш город после снегопада? Все 
улицы завалены снегом. Машины буксуют,люди опаздывают на работу и 
все на свете проклинают. Почему же не убирают снег с наших улиц? А как 
вы думаете, сколько у нас в миллионном городе снегоуборочных машин? 
Всего 20. А сколько из них работает? От силы половина. Остальные поло-
маны. Вот поэтому у нас такие пробки зимой на улицах!

1. Учеба — основной вид деятельности студентов, который занимает 

у них три четверти свободного времени. Поэтому именно во время учеб-
ного процесса в значительной степени осуществляется формирование 
нравственной культуры студентов. В ходе обучения не только закладыва-
ются теоретические и практические основы избранной профессии, но и 
формируется определенное отношение к ней, конкретная жизненная пози-
ция, которая и определяет их профессиональный облик. 2.Часто прихо-
дится слышать рассуждения о том, что за последние годы в стране создано 
немало правовых вузов, и не нужно больше наращивать выпуск таких спе-
циалистов. Напротив, мы еще сильно отстаем как от США, так и от просве-


background image

42

щенной Европы. У нас на 140 млн населения всего 60 тыс. адвокатов. Если 
сделать элементарный арифметический расчет, нетрудно убедиться, на 
сколько тысяч россиян приходится всего один адвокат. 3. Творческо-поис-
ковая работа студентов — важный шаг на пути к научно-исследователь-
ской работе и ценный опыт для дальнейшей практической деятельности в 
области юриспруденции. Актуально звучат сегодня слова великого фран-
цузского философа-гуманиста Мишеля де Монтеня, сказанные четыреста 
лет назад: «...самое главное — это прививать вкус и любовь к науке; иначе 
мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью».

4

Прочитайте поговорки. Объясните их смысл и придумайте корот-

кие рекомендации начинающему оратору, которые включали бы в качестве 
компонента эти поговорки.

Образец. 

Речь вести — не лапти плести. — Любое устное выступление 

должно быть подготовленным. Нельзя надеяться, что ты можешь хорошо 
выступить без подготовки — это только кажется, что выступать легко. Пра-
вильно говорит русская поговорка:  речь вести — не лапти плести.

1.Знай  боле, а говори мене. 2. Где много слов, там мало толку. 

3. Лучше уж недоговорить, чем переговорить. 4. Шумом праву не быть. 
5. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. 6. Гово-
рить не думая — что стрелять не целясь. 7. Живое слово дороже мертвой 
буквы.

5.

  Дайте простое, доступное определение следующим словам и 

составьте с ними предложения. 

Альтернатива, альянс, анахронизм, апелляция, априори, аутсай-

дер, баллотироваться, бестселлер, биржа, брифинг, вандализм, виза-
жист, дайджест, джихад (газават), диаспора, ди-джей, дискжокей, дилер, 
дистрибьютор, имидж, инаугурация, индексация, Интернет, камуфляж, 
коммюнике, коррупция, ксенофобия, лоббировать, маргинал, маркетинг, 
менеджер, менеджмент, мониторинг, олигарх, ортодокс, паблик рилейшнз 
(пиар), плюрализм, презентация, продюсер, саммит, супермаркет, толе-
рантность, фискальный, хит, холокост, хоспис, шовинизм, экстремальный, 
эксцесс, эпатаж, шоу, элита. 

6

.

 Предложите разные способы словесного выражения приводимых  

идей.

 

Образец. 

Нам нужна демократия. — Варианты: Демократия необхо-

дима. Без демократии наше общество невозможно. Наше общество нуж-
дается в демократии. Демократия — это то, в чем нуждается наше обще-
ство

1. Необходимо защищать природу. 2. Нам необходимо провести 

выборы. 3. Давайте проведем субботник. 4. С коррупцией надо бороться. 
5. Государство должно заботиться о неимущих. 6. Человек в жизни должен 
занимать активную позицию. 7. Обществу необходима доброта. 


background image

43

7. 

 Замените общие названия на конкретные слова, вызывающие 

образы

Образец. 

Надо меньше есть жирной пищи. — Надо меньше есть 

масла, свинины и т.д.

1. Здесь можно купить головные уборы. 2. Улицы заполонил транс-

порт. 3. Здесь можно купить спиртные напитки. 4. На даче негде купить 
самые необходимые продукты питания. 5. Летом надо больше есть рас-
тительной пищи. 6. Люди стали намного больше платить за коммунальные 
услуги. 7. Здесь можно найти себе недорогую обувь. 

8.

 Конкретизируйте (расширьте) фразу. 

Образец. 

По двору ходил петух. — По вытоптанному и засыпанному 

шелухой деревенскому двору, огороженному невысоким плетнем, важно 
расхаживал, по-хозяйски поглядывая на тихо клевавших вокруг него кур, 
крупный, яркой окраски петух с порванным гребнем и одним глазом. 

1. По улице бежал человек. 2. На столе стояла ваза с цветами. 3. На 

ступеньке террасы сидела лягушка. 4. По небу летел воздушный шар. 
5. Ребенок полез на дерево. 6. Центральный нападающий забил гол. 7. Мы 
увидели внизу долину. 8. На улице вырыли канаву. 

9. 

 Преобразуйте в единицы разговорного стиля приводимые ниже 

слова и выражения.

Образец:

 

здесь целесообразно пояснить — здесь  важно (нужно, 

необходимо) пояснить. 

Вследствие этого; позвольте мне выразить мнение; по заключению 

экспертов; в этом проекте задействованы; необходимо сделать акцент 
на; приобретем возможность; продемонстрировал свою эффективность; 
мы считаем целесообразным; здесь вы можете приобрести; это поможет 
радикально снизить стоимость товара; мы приняли решение; он в данном 
случае оказался выше в интеллектуальном отношении; мы внесли предло-
жение; нужно интенсифицировать работу в этом направлении. 

10.

 Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на 

 

несколько предложений и подготовив таким образом к восприятию на 
слух

1. В принципе имеется несколько важных причин, объясняющих, 

почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку, предпочи-
тая ей легкую, а также почему современные молодые люди предпочитают 
танцевальную музыку серьезной. 2. Cледует срочно приложить все необ-
ходимые усилия для ликвидации последствий произошедшего, создав 
специальную комиссию специалистов, имевших опыт работы в подобных 
ситуациях.

11.

 

Начните свое выступление со следующего приема из нижепере-

численных. Затем продолжите, выбрав тему из предложенных.


background image

44

Обращение к событию, времени, месту; обращение к борьбе, кон-

фликту, противоречиям между людьми, различиям во мнениях; ссылка на 
общеизвестный, общедоступный источник информации; риторический 
вопрос; ссылка на свое эмоциональное состояние; возбуждение любопыт-
ства; демонстрация какого-либо предмета; рассказ о себе, своем личном 
опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами; цитирование знако-
мого; цитирование знаменитости; исторический эпизод; постановка про-
блемного вопроса и ответ на него; изложение цели и задачи выступления; 
обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их 
ежедневно.

Темы для выступлений

 (можете выбрать свою тему):

—  За что я люблю наш Университет?
—  Рыночная экономика в России.
—  Рост разводов в современном обществе.
—  Положение пенсионеров в стране.
—  Реформа коммунальной сферы.
—  Проблемы платного здравоохранения.
—  Проблема платного образования.
—  Алкоголь в России.
—  Компьютер в нашей жизни.
— Современное телевидение.
—  Друг познается в беде.
—  В чем преимущество юридического образования?
—  Самые трудные минуты в моей жизни.
—  Москва с высоты Воробьевых гор.
—  Что представляет для меня свобода?
Образец выполнения задания. Тема «За что я люблю свой город?» 

Обращение к событию, времени, месту

: «Каждый из нас живет в своей 

квартире, на улице, в районе. Но мы все с вами живем в одном городе — 
Воронеже, ходим по его улицам, гуляем в его парках и скверах, сидим в 
уютных дворах. Нам всем знакомы и близки проспект Революции, площадь 
Ленина, Кольцовский сквер и многие другие места, известные каждому 
воронежцу. Если мы уезжаем, нам всегда приятно возвращаться в свой 
город. Почему? Что в нем такого особенного?»

Возбуждение любопытства

: «Я был в двух десятках городов — и боль-

ших, и маленьких, массу городов я видел по телевизору, и недавно, нако-
нец, понял, какой город самый лучший. Как вы думаете, какой?»

Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям

: «Москвичи убеж-

дены, что лучший город страны — это Москва, петербуржцы — что это 
Петербург. Спор между Москвой и Петербургом идет уже несколько сто-
летий. А теперь к ним присоединился Нижний Новгород, который стал пре-


background image

45

тендовать на звание «третьей столицы». Кто же прав в этом споре? Какой 
город самый лучший? Посмотрим на это с точки зрения воронежцев». 

Демонстрация какого-либо предмета

: «Вот у меня в руках старый 

значок. Ему не менее 30 лет. На нем изображен лежащий на склоне горы 
кувшин, из которого вытекает вода. А внизу надпись: «Воронеж». Это один 
из первых значков нашего города — сейчас он стал редкостью, за ним охо-
тятся коллекционеры. У меня он сохранился случайно. Почему же сейчас 
мы не видим в продаже воронежских значков? Что, мы уже разве не гор-
димся своим городом? Разве нам нечем гордиться? Это же совершенно 
не так». 

 

Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о про-

читанном вами

: «У нас в семье все коренные воронежцы. Отец, дедушка и 

бабушка, мама, все другие мои родственники родились и выросли в Воро-
неже. Дедушка уходил из Воронежа на войну, потом восстанавливал раз-
рушенный Воронеж, здесь он познакомился с бабушкой. Папа и мама тоже 
познакомились здесь. Мы жили в разных местах города, в разных районах, 
вся жизнь нашей семьи прошла здесь, в родном городе. И вся история 
города прошла на наших глазах. Наверно, поэтому мы все очень любим 
наш Воронеж. Его действительно есть за что любить». 

Цитирование знаменитости, исторический эпизод

: «Великий рус-

ский царь, реформатор России Петр I не случайно выбрал Воронеж для 
строительства флота — ему понравилось место, где расположен город, он 
поверил в возможность жителей построить для России боевые корабли. И 
не ошибся — корабли были построены, а Воронеж стал важным русским 
военным и промышленным центром. Мы можем гордиться своими пред-
ками, жившими на Воронежской земле. Но еще в большей мере мы можем 
гордиться нашим современным городом». 

Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации

«Вчера опять по центральному телевидению показывали наш город. И это 
не случайно — Воронеж играет все большую роль в  жизни страны. Мы 
можем по праву гордиться своим городом». 

Риторический вопрос

: «Кто из нас не любит свой родной город? 

Наверно, таких нет. А за что мы его любим? Наверно, каждый любит свой 
город за что-то свое, особенное, важное для него». 

12.

 

Предложите начало выступления, построенное на 

антитезе

 

(противопоставлении двух противоположных мыслей или образов); сфор-
мулируйте проблему выступления

.

Образец: 

Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным 

и... —  Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и пропасть 
безынициативным. Так ли это? Давайте разберемся

.