ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2020
Просмотров: 1583
Скачиваний: 7
36
—
Конечно
,
но
я
думаю
,
наладится
.
—
И
ребят
нужно
будет
на
этот
участок
самых
ответственных
поста
-
вить
.
Слушай
,
Коль
,
а
если
этот
участок
сделать
в
шестом
цехе
?
И
ребят
туда
этих
,
о
которых
ты
говорил
—
Бавыкина
,
Тихонова
,
Володьку
твоего
...
Спра
-
вятся
они
,
как
ты
думаешь
?
—
Да
справятся
,
конечно
,
ребята
отличные
!
—
Вот
и
хорошо
...
Ты
прав
—
надо
отдельный
участок
и
именно
этих
ребят
туда
...
Тут
придется
весь
шестой
цех
структурно
реорганизовать
,
правда
...
Но
это
давно
пора
сделать
,
мы
же
уже
говорили
...
Ну
,
так
и
сде
-
лаем
.
Спасибо
тебе
за
идеи
...
А
знаешь
еще
что
?
Вот
поговорил
я
с
тобой
и
подумал
:
давай
-
ка
тебя
мы
бросим
на
это
дело
!
Начальником
шестого
цеха
!
Мне
мужики
-
ветераны
давно
говорили
—
поручи
шестой
цех
Николаю
!
Давай
,
берись
!
Идей
-
то
у
тебя
достаточно
,
человек
ты
ответственный
...
—
Ой
,
Александр
Павлович
,
да
что
вы
...
Да
я
...
—
Ну
подумай
,
подумай
...
Я
в
сорок
лет
стал
начальником
цеха
,
ты
в
тридцать
.
Улавливаешь
разницу
?
Идеи
есть
,
возможности
есть
,
опыт
уже
есть
...
Ну
и
зарплата
,
естественно
,
будет
больше
...
Деньги
-
то
небось
нужны
,
семью
кормить
...
—
Да
нужны
,
конечно
...
Но
страшновато
...
—
А
чего
бояться
?
Из
всех
наших
молодых
кадров
ты
самый
надежный
,
честно
скажу
.
Верю
,
что
не
подведешь
.
Ну
в
принципе
—
что
,
дог
o
ворились
?
—
Да
я
...
—
Я
понимаю
...
Но
в
принципе
,
значит
,
договорились
.
Слушай
,
а
чего
резину
тянуть
?
Принимай
цех
с
понедельника
!
—
Как
,
прямо
с
понедельника
?
—
Конечно
!
Анечка
,
подготовь
мне
проект
приказа
—
Семенова
Нико
-
лая
Петровича
назначить
начальником
шестого
цеха
.
Ну
,
Коль
,
я
на
тебя
надеюсь
!
Не
подведи
!
2.
Выразите невербальными средствами следующие значения (ваши
товарищи должны объяснить словами значение показанного жеста).
Предоставьте мне слово, я хочу сказать; подвезите меня; молчите;
позвони мне; напиши мне; тише; не торопитесь; давай это мне, сюда;
заканчивай, закругляйся; очень прошу; подумай; деньги нужны; проходите;
болтун; чуть-чуть; сдаюсь; ненормальный; сыт по горло; тюрьма; мне надо
спать; начальство там наверху; он силач; его надо держать в руках; который
час; до свиданья; клянусь; отлично; вот он!
3.
Завершите фразы
.
Сжатые кулаки говорят о...; опущенный подбородок говорит о...; руки
в боки говорят о...; скрещенные на груди руки говорят о том, что...; при-
крывание рта ладонью говорит о том, что...; отведение взгляда в сторону
говорит о том, что...; наклон корпуса говорящего вперед говорит о том,
что...; постукивание пальцами по столу говорит о том, что...; поднятый
37
вверх подбородок говорит о том, что...; протянутые вперед руки говорят о
том, что...; откидывание тела назад при сидении говорит о том, что...
4
.
Отреагируйте невербально на слова вашего собеседника: Нас всех
приглашают на Олимпиаду в Сочи.
Удивитесь словам вашего собеседника; обрадуйтесь его словам;
продемонстрируйте незаинтересованность в этой информации; выразите
восхищение, восторг по поводу сообщенного собеседником; выразите
сомнение по поводу того, что это произойдет.
5.
Составьте невербальный рассказ о каком-либо событии и пока-
жите его аудитории. Для введения слушателей в курс дела можно сначала
назвать тему. Поймет ли аудитория ваш рассказ? Пусть они расскажут сло-
вами то, что вы показали невербально
.
6.
Какие технические приемы НЛП используются в следующих при-
мерах. Обоснуйте свою точку зрения.
1. Ф.Н. Плевако: « Обвинитель отмечает, что в течение года было у
обвиняемой до тридцати женихов...И вот это называют первыми призна-
ками ее нравственной порчи. Но разве это так? Женихи, в такой массе
попытавшиеся просить ее руки, свидетельствуют как раз о противном.
Значит, она была желанная невеста для многих и не спешила броситься на
шею первому искателю».
2. С.А.Андреевский: « Зайцев незадолго до убийства купил топор...
Для чего он купил топор — это не вполне выяснилось, но вы можете думать,
что — для убийства. « Как у него руки не дрожали, когда он покупал это
страшное орудие? — спросите вы. Очень просто: он подумал — ведь это
еще не самое преступление, мало-ли на что может пригодиться топор?
Что-ж с того, что я покупаю? Сделаю подножки для лотка... А не то брошу...
К сожалению, Зайцев не психолог. Он не знал, что, купив после таких
мыслей топор, он попал в кабалу к этой глупой вещи, что топор с этой
минуты станет живым, что он будет безмолвным подстрекателем, что
завтра он будет служить осязательным следом вчерашнего умысла и будет
сам проситься под руку... Купленный топор остался у Зайцева, и, дейст-
вительно, однажды, в благоприятную минуту, когда в лавке никого, кроме
Красильникова, не оставалось, этот топор искусил его...»
3. П.С. Пороховщиков: «Если в деле имеются какие-либо бумаги,
важные по своему содержанию, то одно оглашение их недостаточно. Надо
показать их присяжным, чтобы они запомнили их не только памятью, но и
глазами. Они всегда с охотой рассматривают пустяки, тешащие любопыт-
ство: всякие рисунки, портреты, оружие, бумаги, в коих предполагается
подделка».
4. П.А. Александров: « ...Перед окнами женских арестантских камер,
на виду испуганных чем-то необычайным, происходящем в тюрьме, жен-
щин, вяжутся пуки розог, как будто бы драть предстояло целую роту; раз-
38
минаются руки, делаются репетиции предстоящей экзекуции... Вот он,
падающий под массой пудов человеческих тел, насевших ему на плечи,
распростертый на полу, позорно обнаженный, несколькими парами рук, как
железом, прикованный, лишенный всякой возможности сопротивляться, и
над всей этой картиной мерный свист березовых прутьев да также мерное
исчисление ударов благородным распорядителем экзекуции. Все замерло
в ожидании стона...»
5. С.А.Андреевский: «Человек, брошенный на улицу, это все равно
что блуждающая звезда, которою ничто не управляет: она может своим
ударом разрушить всякое препятствие на своем пути и сама об это пре-
пятствие разрушиться. Мысли такого человека не текут подобно нашим.
Человеческие правила, понятия о долге кажутся ему чем-то исчезнувшим
в тумане: он слышит шум, он видит огромные дома, лица прохожих, но той
мягкой точки зрения, с которой на все это смотрим мы, у него нет... Буду-
щая неделя, месяц, год — для него такие страшные призраки, что он об
них не смеет и подумать: он отгоняет от себя попытку заглянуть в них, хотя
знает, что они наверное настанут. ...И вот такой-то внутренний мир носил в
себе Зайцев, когда он очутился... без угла и крова среди улиц Петербурга».
6. Ф.Н. Плевако: «То, что с ним случилось, беда, которая над ним
стряслась, понятны всем нам; он был богат — его ограбили; он был честен
— его обесчестили; он любил и был любим — его разлучили с женой и на
склоне лет заставили искать ласки случайной знакомой, какой-то Фени; он
был мужем — его ложе осквернили; он был отцом — у него силой отнимали
детей и в глазах их порочили его, чтобы приучить их презирать того, кто дал
им жизнь.
Ну, разве то, что чувствовал князь, вам не понятно, адские терзания
души его вам неизвестны?»
7. П.С. Пороховщиков: «Опытный оратор всегда может прикрыть от
слушателей свою главную мысль и навести их на нее, не высказываясь до
конца. Когда же мысль уже сложилась у них, когда зашевелилось торже-
ство завершенного творчества и с рождением мысли родилось и пристра-
стие к своему детищу, тогда они уже не критики, полные недоверия, а еди-
номышленники оратора, восхищенные собственной проницательностью».
8. П.С. Пороховщиков: « Остерегайтесь говорить речейком: вода
струится, журчит, лепечет и скользит по мозгам слушателей, не оставляя
в них следа. Чтобы избежать утомительного однообразия, надо составить
речь в таком порядке, чтобы каждый переход от одного раздела к другому
требовал перемены интонации».
9. А.Г. Тимофеев: « Но быть правдивым в изложении не значит, однако,
перечислять все известные обстоятельства: оратор имеет право выбора,
может останавливаться лишь на тех, которые представляются для него
существенными и полезными. Этим и объясняется различие в изложении
39
одного и того же дела под углом зрения обвинения и защиты, что нисколько
не препятствует ни тому ни другому быть согласными с принятыми судом
фактическими данными. Если картина самого преступления, способ его
совершения, например особенная жестокость, бессердечие преступника,
истязание жертвы выгодна для обвинения, на ней подробно остановится
прокурор и ее пройдет по возможности коротко защита, и наоборот.»
10. Я.С. Киселев: «Муранов, обвинявшийся в убийстве жены, отрицал
свою вину, утверждал, что она покончила с собой. Поддерживая обвине-
ние, прокурор сказал в речи: «Муранов решительно отрицает то, что у него
был умысел убить свою жену,отвергает обвинение в том, что он вынаши-
вал мысль убить ее. «Какая чудовищная напраслина! — возмущался здесь
Муранов. — У меня никогда не возникала мысль об убийстве». К счастью
для правосудия, эти заверения Муранова о том, что у него никогда и не
зарождалась мысль убить жену, убедительно отвергается не кем иным, как
самим Мурановым. Муранов изобличил Муранова . В деле есть его письмо.
Оно было предъявлено ему, и он признал, что письмо написано им. Вот что
написано в письме: «Меня приводит в бешенство поведение Галины! Я
знаю, чем это кончится. Я убью ее!» Слышите, Муранов? «Я знаю, чем это
кончится. Я убью ее!» или заявляете теперь, что это письмо не ваше, или вы
больше не отрицаете своего умысла убить свою жену?»
Адвокат Успенский, защищавший Муранова, не оспаривая точности
цитаты, сказал: «Если еще нужны доказательства того, что Муранов неви-
новен в убийстве своей жены, то достаточно вспомнить то письмо, кото-
рое прокурор счел неопровержимой уликой. Но нужно вспомнить не только
само письмо, но и то, кому оно адресовано и когда оно написано. Письмо
адресовано матери погибшей Мурановой. А написано оно за два дня до
трагического события. Если бы Мypaнов действительно замыслил убий-
ство, да еще столь долго подготавливаемое, чтобы можно было заставить
поверить, что Галина Муранова покончила с собой, то позвольте просить
вас подумать, стал бы он накануне убийства давать в руки той, кто жаждет
отмщения за дочь, столь грозное оружие против себя, стал бы он накануне,
повтoряю, накануне смерти жены писать ее матери, предваряя, что он
замыслил убийство ее дочери? Писал — значит не думал убивать. Писал —
значит давал волю минутному раздражению, зная, что это лучший способ
от него избавиться. Писал — значит не убивал».
7
.
Какие виды рефрейминга использованы в защитительной речи
В.Д. Спасовича по делу банкира Кронеберга, обвиняемого в истязании
дочери? Как вы считаете, насколько добросовестным было использование
рефрейминга стороной защиты
?
8
.
Прочитайте речь Ф.Н. Плевако по делу Качки. Найдите приемы
речевого воздействия
.
40
РАЗДЕЛ IV. Общие особенности подготовки публичного
выступления
Тема: «Особенности подготовки публичного выступления»
(4 часа)
Теоретическая часть:
1. В чем заключается эффективность устной речи?
2. Каковы общие требования к публичному выступлению?
3. В чем заключается работа над речевой формой публичного высту-
пления?
4. Расскажите о четырех основных способах подготовки к публичному
выступлению.
5. Какова структура публичного выступления?
6. Вступление,его виды и функции. Как вы думаете, что может быть
отражено во вступлении в судебную речь?
7. Как вы думаете, почему нежелательны в судебной речи вступления:
а)интригующее; б) трафаретное; в)банальное; г)экстравагантное; г) слиш-
ком длинное или слишком короткое?
8. Расскажите о приемах захвата внимания аудитории.
9. Функции концовки публичного выступления. Варианты концовок:
цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость; обобщающий
вывод; обращение к слушателям; подытоживающее повторение; иллю-
страция; кульминация; комплимент аудитории; юмористическая концовка;
благодарность за внимание.
10. Какова роль заключения судебной речи?
11. О чем обычно говорилось во вступлении и в заключении судеб-
ных речей русских дореволюционных судебных ораторов? Приведите при-
меры.
12. С какими функциями судебной речи связан тот факт, что с возрож-
дением в России суда присяжных вступление в судебную речь и заключе-
ние становятся необходимыми композиционными частями?
13. Каковы основные принципы ответа оратора на вопросы аудито-
рии?
Практическая часть:
1
.
Относятся ли к публичным выступлениям следующие (если да, то к
какому виду по цели)
.
Выступление кандидата на выборах перед избирателями; разговор
декана со студентом в его кабинете; объявление сокурсникам о завтраш-
ней экскурсии; устный отчет о проделанной работе на собрании; высту-
пление на митинге; рассказ родителям о делах в академии; представление
курсу почетного гостя; тост, который произносит отец на юбилее своего