Файл: Dozortsev_Tvorcheskiy_rezultat_-_sistema_pravoobladateley-1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2020

Просмотров: 525

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблема посредничества встает и перед правообладателями - частными лицами, но особенно важной она становится для казны, заинтересованной в эффективном использовании принадлежащих ей изобретений. В настоящее время закон не устанавливает обязательного посредничества и для казенных изобретений (не считая военных). Применяется общий принцип свободы усмотрения лица, имеющего право выступления на рынке. Решение вопроса о привлечении посредника зависит только от его усмотрения, от того, что оно найдет более целесообразным и экономически эффективным, риск приглашения посредника и его выбора несет именно это лицо. Это распространяется как на сделки внутри страны, так и на внешнеторговые операции, для которых в настоящее время тоже не действуют ограничения. На изобретения распространяются общие принципы совершения рыночных операций. Во всяком случае специализированное профессиональное посредничество для изобретений, принадлежащих частным лицам, факультативно и осуществляется на договорных условиях, отличающихся от условий обязательного посредничества. Исключения из принципов добровольного посредничества действуют только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Однако при всех условиях как при добровольном, так и при обязательном посредничестве правовая роль посредника ограниченна, он выступает на основании и в пределах полномочий, полученных от правообладателя, не имея самостоятельных правомочий и никак не претендуя на роль самостоятельного правообладателя. Его роль должна быть очень четко выверена, иначе отрицательные последствия, такие, как затягивание принятия срочных решений и отсюда неспособность достижения договоренностей, неизбежны.

На организации, осуществляющие обязательное посредничество, могут быть возложены и некоторые дополнительные функции - контрольные, учетные и т.п., они подлежат четкой специальной фиксации в законе. Но это не должны быть распорядительные функции.

Посреднические операции в отношении казенных изобретений, особенно обязательное посредничество, будут совершать государственные организации. Для эффективного осуществления посредничества весьма важна государственная структура, в рамках которой оно будет производиться. Но вопросы, связанные с этой структурой, лучше всего рассматривать на базе той сферы, в которой казенные изобретения получили максимальное распространение (об этом будет сказано ниже).

Организация осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности имеет ряд особенностей, если объектом являются не изобретения, а другие принадлежащие казне результаты научно-технической деятельности. Но эти объекты подлежат отдельному рассмотрению. Особенно остро стоит вопрос с секретами промысла. Для охраны они должны быть как-то обособлены от других результатов, зафиксированы и оформлены определенным образом <*>. Из абзаца третьего п. 2 ст. 8 Патентного закона вытекают определенные последствия сообщения работодателем автору своего решения о сохранении соответствующего объекта в тайне, такое сообщение тоже предполагает идентификацию такого объекта и фиксацию его признаков. Отдельной регламентации требует система вознаграждения авторов секрета промысла, особенно с учетом отсутствия права авторства на секреты промысла (хотя авторы у них чаще всего есть), без этого выплата вознаграждения невозможна. Существует и ряд других позиций, требующих обязательной отдельной регламентации.


--------------------------------

<*> См.: Дозорцев В.А. Понятие секрета промысла (ноу-хау) // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2001. N 7. С. 99 - 113; N 8. С. 105 - 119.


4. Военные изобретения


Многие годы существенная часть казенных средств, предназначенных для исследований и разработок, обращалась на цели, связанные с обороной страны. Именно в эту сферу направлялась основная масса госзаказов. Поэтому важнейшей разновидностью казенных изобретений стали изобретения военного, специального и двойного назначения (далее - военные изобретения). Режим использования именно этой группы казенных изобретений как внутри страны, так и за границей сохраняет особую актуальность и в настоящее время.

На такие изобретения, создаваемые за счет средств казны, в принципе распространяется общий режим, установленный для всех казенных изобретений. Общими являются все положения о правах государства на казенные изобретения. Субъектный состав участников правоотношений тоже принципиально совпадает. Действуют те же основания возникновения и перехода прав, прежде всего договорные основания. Наличие диспозитивных норм свидетельствует о сохранении договорной природы прав казны и их производном характере. Но сама диспозитивная норма, как правило, устанавливает права именно казны, подтверждая устремленность на обеспечение интересов государства. Специфические же нормы, отличающие режим военных изобретений как разновидности от общего режима всех казенных изобретений, касаются осуществления этих прав.

К изобретениям военного назначения относятся охраняемые решения, отвечающие признакам продукции военного назначения, определенные ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (далее - Закон о военно-техническом сотрудничестве). Изобретения специального назначения Законом никак не определены, но следует считать, что к ним относятся охраняемые решения, имеющие отношение к обороне страны и национальной безопасности. Изобретения двойного назначения могут использоваться как в указанных специальных сферах, так и за их пределами. К рассматриваемым изобретениям не относятся секретные результаты, для которых установлен специальный режим, предусмотренный законодательством о государственной тайне.

Специфика порядка осуществления прав на военные изобретения обусловлена прежде всего интересами обороны и обеспечения безопасности страны. Она вытекает также из заключенных Россией международных договоров, предусматривающих ограничения в распространении вооружений с учетом внешней политики, осуществляемой рядом государств, экологическими проблемами, получившими международный характер, и другими подобными факторами. Важную роль в установлении особого порядка осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности играет необходимость обеспечения максимальной эффективности использования, в том числе коммерческого, таких результатов. Однако возмещение затрат на финансирование государство не рассматривает в качестве основной цели этой деятельности; этот принцип, прямо установленный для передачи хозяйствующим субъектам прав на результаты, имеет более широкое действие.


Режим военных изобретений характеризует несколько основных моментов.

Во-первых, на них распространяются все ограничения, установленные для продукции военного назначения законодательством о военно-техническом сотрудничестве, связанные в основном с экспортом и импортом этой продукции.

Во-вторых, военным изобретениям свойственна большая жесткость в определении правообладателя, которым преимущественно становится государство. Именно таким должно быть содержание предписаний властным органам государственного управления относительно содержания государственного контракта. Закрепление прав не за государством может производиться только в исключительных случаях и в особом порядке, например в каждом отдельном случае по специальному решению Правительства Российской Федерации. Для казенных изобретений, не относящихся к числу военных, может быть установлена более высокая степень свободы договора, позволяющая органам государственного управления заключать государственные контракты на условиях закрепления возможных будущих изобретений не за государством, а за иными участниками отношения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 г. N 982 предусмотрена разработка "с учетом специфики и вида государственных контрактов, а также функций государственных заказчиков" примерных условий таких контрактов (п. 5). Значит, подлежат разработке несколько проформ, притом рациональна подготовка разных проформ для военных изобретений и казенных, но невоенных изобретений. При разработке проформ примерных контрактов естественно руководствоваться положениями, содержащимися в Основных направлениях реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N 1607-р.

Государственная политика в этой области заключается в обеспечении сбалансированности прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, и государственного стимулирования процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности с учетом возможности их реализации в гражданской сфере. Юридическим средством, создающим возможность такой сбалансированности, является договор. Право на изобретение переходит к государству только по договору с правообладателем, других оснований перехода этих прав закон не предусматривает. Именно этот принцип прямо закреплен в упомянутых Основных направлениях реализации государственной политики... от 30 ноября 2001 г. Этим документом предусмотрено, что предоставление прав на такие разработки производится "путем заключения соответствующих договоров" (абз. седьмой п. 1). "Вопросы прав на результаты научно-технической деятельности должны определяться в государственных контрактах на выполнение работ для государственных нужд, других предусмотренных законодательством договорах (соглашениях)" (абз. восьмой п. 2).


В числе субъектов, права и интересы которых подлежат учету, Основные направления прямо называют авторов, организации-разработчики, организации-исполнители, инвесторов, включая государство, производителей продукции. Предусмотрено, что государство вводит результаты в хозяйственный оборот, "в том числе путем их передачи либо организации-разработчику, либо инвестору, либо иному хозяйствующему субъекту". При этом в обязательном порядке подлежат закреплению за государством права на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, "которые непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности страны, а также доведение которых до стадии промышленного применения берет на себя государство". Эти положения подлежат обязательному учету в примерных контрактах. При заключении контрактов они обязательны для заключающих их органов государственного управления.

В-третьих, для военных изобретений установлена обязательность посредничества и определен такой посредник в лице Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (далее - ФАПРИД), имеющего статус государственного посредника. Для казенных, но невоенных изобретений представительство ФАПРИД может быть факультативным, притом не только внутри страны, но и за границей. Строго говоря, правило об обязательном представительстве установлено только для операций за границей, для военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Но, действуя последовательно, было бы логично распространить механизм осуществления прав государства и на внутренние отношения, на операции с казенными военными изобретениями внутри страны. Если исключительное право на изобретение закреплено за государством, за казной, его использование любым другим субъектом может производиться только с разрешения государства как такового, на основании своеобразной внутренней лицензии, с выплатой ему вознаграждения за использование, иначе исключительное право на изобретение становится неосновательно узким. Вырученные средства должны поступать не выделившему их органу управления, в частности госзаказчику, а непосредственно в бюджет и оттуда распределяться в общем порядке.

И еще. Целям контроля за использованием военных изобретений, хотя бы созданных за счет казенных средств, соответствовало бы обязательное государственное посредничество, независимо от того, кому принадлежит право на изобретение - государству в лице казны или частным структурам. Но в принципе нормально, чтобы права на такие изобретения, даже созданные в частных структурах, закреплялись за казной.

Посредничество, в том числе обязательное, заключается в профессиональном и квалифицированном выполнении поручений доверителя (комитента, принципала), никаких самостоятельных решений за рамками поручения посредник принимать не вправе. С обязательным посредником тоже должен заключаться договор, предусматривающий обязанности и ответственность сторон, выплату ему вознаграждения и т.п. Заключение такого договора обязательно для сторон (ст. 445 и 446 ГК РФ). Представляется, что в этом случае целесообразно иметь типовой договор (или типовые договоры в нескольких вариантах), а также утвержденные ставки вознаграждения. Посредник по операциям с военными изобретениями может быть наделен и некоторыми дополнительными, контрольными функциями. Но они могут сводиться только к контролю за эффективностью операций хозяйствующего звена и соблюдением им законодательства, принятие оперативных решений по существу не входит в его компетенцию, он не может вмешиваться в деятельность хозяйствующего звена (в крайнем случае возможно неисполнение, с соблюдением установленной процедуры, его поручений).


Как уже отмечалось, к сожалению, в настоящее время этот принцип не соблюдается, звено, которое призвано быть посредническим, наделено правом принятия решений и по существу, наряду с хозяйствующим звеном. Это влечет за собой многочисленные отрицательные последствия, особенно заметные там, где закон предусматривает обязательное посредничество, т.е. для военных изобретений.

Эффект усугубляется тем, что посредническое звено входит в систему, совершенно некомпетентную принимать решения о коммерческой эксплуатации изобретений, особенно военных, - в систему юстиции. Органы юстиции не располагают необходимой информацией о военных изобретениях ни по существу, связанному с их оборонной спецификой, ни для осуществления с ними операций на рынке. Они не имеют данных для того, чтобы судить о технических аспектах решения, о состоянии производственных проблем, об экономической и конъюнктурной стороне дела, о решениях по экспорту изделий, изготовленных с применением изобретений, и т.п. Более того, они не располагают никаким коммерческим опытом. Для них существует только один канал связи с проблемой - оформление прав.

Но этого совершенно недостаточно. Все операции на рынке требуют оформления прав, и этим занимаются все хозяйствующие субъекты, к какой бы системе они ни относились. Органы юстиции имеют дело только с одним аспектом такого оформления - чисто юридической, формальной фиксацией прав результатов сделки. Само заключение сделки выходит за рамки возможностей системы юстиции и возглавляющего ее Министерства юстиции Российской Федерации.

Для того чтобы заполнить вакуум собственной полной некомпетентности, Министерство юстиции оказалось заинтересованным в создании организации, выполняющей не только посредническую работу, но и функции, возложенные на само Министерство, которое, не обладая реальными данными, заинтересовано в их концентрации хотя бы в подчиненной организации. Руководство со стороны Министерства юстиции остается чисто номинальным. Не соответствующей закону и даже противоестественной системе соответствует и искусственное выделение государственной структуры, осуществляющей хозяйственную оперативную работу и даже некоторые властные функции. Но пороки системы такое выделение ликвидировать не в состоянии, органически несвойственные ей функции деформируются. Она обречена на неэффективность.

Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. N 642 "О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации" <*> на Минюст России была возложена "реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности" (п. 1). Строго говоря, эта формула означает работу только по предоставлению охраны, по закреплению прав, прежде всего по экспертизе и регистрации изобретений, практически по руководству Роспатентом, а также законопроектной деятельностью. Это вполне естественно, к такой правоприменительной деятельности Министерство юстиции вполне приспособлено.