Файл: Dozortsev_Tvorcheskiy_rezultat_-_sistema_pravoobladateley-1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2020

Просмотров: 549

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Договор - единственное основание перехода прав по всей цепочке. Внедоговорные основания - редчайшее исключение, подлежащее прямому указанию в законе (действующее законодательство предусматривает единичные основания на случай ликвидации правообладателя - юридического лица).

Творчество есть выражение личности автора, поэтому оно представляет собой элемент прав человека и гражданина. Именно в этом качестве оно является основанием возникновения имущественных прав. Результатам творчества присущи принципиально иные основания возникновения прав, чем традиционным объектам - результатам материального производства. В гражданском праве появилась совершенно новая сфера, у которой только один ресурс исключительно личного характера - мозги, интеллект. Все остальные факторы имеют лишь обслуживающее, побочное значение.

Основанием возникновения первоначальных имущественных прав является факт создания результата личными усилиями его творца, закрепляемый правом авторства. Иначе говоря, право авторства, которое само не есть имущественное право, является основанием возникновения интеллектуальных творческих прав. В интеллектуальной сфере право авторства играет специфическую роль, и его смешение с другими неимущественными правами может привести к ошибочным выводам. Роль права авторства в интеллектуальных правах было бы ошибочно переносить на другие права, не имеющие имущественного содержания (личные неимущественные права), - на более широкую категорию, возникшую в праве в силу других факторов.

Гражданско-правовая охрана результатов творческой деятельности существует ради их участия в экономическом обороте, т.е. ради имущественных прав. Право авторства как институт гражданского права первоначально служило индивидуализации участника экономического оборота, благодаря творческой активности которого появился его объект. Значимость и смысл права авторства в гражданском праве усиливает еще одна его функция - оно выступает и как точка отсчета имущественных прав, может использоваться для установления действительности прав любого правообладателя. Его роль настолько велика, что товарное начало претерпевает под его влиянием некоторые ограничения и даже органические изменения.

Но возникли условия для появления более широкой категории личных неимущественных прав, притом уже за рамками их традиционных функций. Оказалось удобным использовать этот институт не только для экономических, но и для политических целей, для защиты политических и социальных интересов и прав личности. Эта последняя функция, как наиболее яркая, стала особенно видимой, вышла на первый план, оттеснив в тень все остальные, в том числе и первоначальные экономические. Но выделение этой широкой категории для интеллектуальных прав, замещение ею права авторства не может считаться оправданным. Экономические функции права авторства сохранились и играют прежнюю роль.


Право авторства есть основание возникновения имущественных прав, хотя само оно имущественным не является. Производный характер имущественных интеллектуальных творческих прав от права авторства проявился не сразу, а только в ходе развития, при переходе от системы феодальных привилегий к праву. Остатки архаичной системы все еще сохраняются в некоторых странах.

Существуют принципиально разные подходы к соотношению права авторства и имущественных прав. Одному из них свойственна изоляция этих прав друг от друга. Она появилась при зарождении охраны еще на базе феодальной системы привилегий, когда имущественные права возникали вследствие "пожалования" и потому не опирались на объективные основания. Они были оторваны от права авторства, от личности творца - создателя творческого результата. Право "жаловалось" по основаниям, произвольно определяемым властью, по ее "милости".

Родимые пятна системы привилегий сохранились и поныне. В первых появившихся законах об интеллектуальных правах (Авторском и Патентном) оказался сохраненным принцип разобщения имущественных прав и авторства, более того, они сконцентрировались только на первых. Такая система была первоначально закреплена в английском праве (затем она распространилась на бывшие английские колонии, в том числе и североамериканские, теперь можно говорить уже об англо-американской правовой системе). Наиболее четкое выражение эта система получила в конструкции, известной в авторском праве как система "копирайта" <*>, права на воспроизведение произведения, сосредоточенной на имущественных правах и изолированной от прав личности. Идея обособления личных и имущественных прав проведена в ней достаточно последовательно.

--------------------------------

<*> Copyright - буквально "право на изготовление экземпляров".


В патентном праве "копирайту" соответствует так называемая заявительская система, признающая права за любым лицом, первым подавшим заявку на выдачу патента. Заявительской противостоит "изобретательская" система, которая признает права, опирающиеся на подачу заявки самим автором (изобретателем) или по его полномочию. "Копирайт" и заявительская система консервативно сохранили первоначальные черты. Более развитые континентальные системы, появившиеся позже в результате Великой французской революции и проводящие в жизнь идею прав личности, отказались от этой консервативной традиции и ввели объективные основания возникновения имущественных прав, связав их с личным правом авторства.

Известны и компромиссные варианты, представленные, например, Парижской конвенцией, отсылающей к любому лицу, надлежаще оформившему заявку в соответствии с национальным законодательством. Но авторский след в ней все-таки есть. Статья 4-ter указывает, что изобретатель имеет право быть названным в патенте в качестве такового. Постепенно с развитием прав человека пробивает себе дорогу именно система производного от права авторства имущественного права. Эту идею можно признать господствующей не только в национальном законодательстве, но и в международном праве. Она все больше завоевывает правовое пространство. На ней твердо стоит российское законодательство, которое последовательно проводит личностные основания возникновения интеллектуальных творческих прав.


Право авторства неотчуждаемо и непередаваемо, оно является исходным, выражая личностное начало в интеллектуальных правах. Как непередаваемое, оно не является классическим товарным правом. Составляя основу имущественных прав, оно придает и им существенный личностный элемент, модифицирующий, а может быть, и ограничивающий действие товарного начала. Личностный характер прав на результаты интеллектуальной деятельности проявляется не только в абсолютных, но и в относительных (обязательственных) отношениях - в первоначальных правах личности даже при отчуждении имущественных прав, в виде своеобразного следования, которое должно всегда оставаться: имущественные права должны следовать за личными. Это получило несколько искаженное отражение в праве следования художника, когда исключительное право переплелось с правом собственности.

Личностный характер прав на результаты интеллектуальной деятельности должен проявляться не только в абсолютных и квазиабсолютных, но и в обязательственных правах, в которых тоже нужно закреплять права личности. Уже можно выделить несколько типов договора (например, его творческую и коммерческую разновидности), содержанием которого является передача или предоставление права, но не самого творческого результата, не ограниченного в пространстве и в принципе общедоступного.

Поскольку право авторства неотчуждаемо и непередаваемо, оно может быть только первоначальным. Единственным основанием первоначального возникновения творческих имущественных прав является творчество, порождающее прежде всего личное неимущественное право - право авторства. Имущественные права автора, источником которых является право авторства, тоже первоначальны. Они возникают только у автора. Однако это относится к первоначальному праву. Уже возникшее право может переходить другому лицу, порождая производное право. Договор и закон могут предусматривать основания такого перехода.

Праву авторства не присуще деление на первоначальное и производное, оно всегда "первоначально" и принадлежит только автору. Такое деление свойственно только имущественным правам. Дифференциация прав на первоначальные и производные имеет не абстрактно-теоретическое, "академическое", а сугубо практическое значение. Первоначальное право означает, что обладатель права никак не связан правами предшественника (даже если он был), а обладатель производного права, напротив, связан этими правами. Если обнаружится, например, что лицо, выдающее себя за автора произведения, таковым не является, тогда права лица, претендующего на статус правообладателя (работодатель, заказчик по договору литературного заказа и т.п.), окажутся несуществующими, даже если они первичны. Выясняется, что первичные права, если они принадлежат не автору, не первоначальны, а производны, признаком производности служит зависимость от прав предшественника.


Первоначальное право в юридическом смысле надо отличать от права, возникающего первично, - последнее можно было бы назвать первичным, хронологию следует отличать от юридической сути. Первоначальное право на результат творческого труда всегда принадлежит автору. Это относится не только к праву авторства, которое вообще неотчуждаемо, но и к исключительным правам, которые имеют имущественный характер и могут находиться в экономическом обороте. Права всех остальных лиц имеют производный характер, хотя бы они раньше автору не принадлежали и первично закреплялись за правопреемником автора (права на произведения, созданные по договору литературного заказа, права на произведения, созданные при выполнении трудового договора). В необходимости различать первоначальные права и права первичные, которые ранее хронологически никому не принадлежали, состоит одна из особенностей прав на результаты интеллектуальной деятельности, первичные права могут оказаться не первоначальными, а производными.

Первоначальные права и права, возникшие первично, чрезвычайно важно различать практически. Хронологически автор мог никогда реально не обладать правами на результат, первым субъектом, у которого они возникли, мог быть работодатель. Однако и в этом случае юридически первоначальное право возникло у автора-работника, у работодателя возникло только производное право (хотя бы и первично), поскольку оно зависимо от прав правопредшественника, а это основной юридический признак производного права. Во всем остальном производное право ничем не хуже и не слабее первоначального. Но в терминологии надо выразить различие хронологии и юридической сути.

Из личностного характера первоначальных имущественных прав вытекает, что основанием их перехода должен быть договор. Только в виде редчайшего исключения, нуждающегося в отдельном обосновании, таким основанием может быть закон (точнее - основания, отдельно указанные в законе), но всякое внедоговорное основание должно быть каждый раз специально и прямо указано в законе. В качестве примера можно назвать наследование или правопреемство, когда правообладатель перестал существовать по другим причинам. При отсутствии в законе указания о последствиях прекращения правообладателя его субъективного имущественного права на результаты интеллектуальной деятельности тоже больше нет. Однако следует иметь в виду, что в диспозитивной норме закрепляется тоже договорное начало, а не императивное веление государства, предписание закона. Диспозитивным нормам соответствует договорный характер права, ибо стороны, имея возможность установить права и обязанности своим соглашением, предпочитают остановиться на уже избранном и зафиксированном в норме права варианте. В такой ситуации отказ от установления правила по собственной инициативе тоже есть способ волеизъявления, только молчаливого, выражения согласия с вариантом, содержащимся в диспозитивной норме.


Производный характер права выражается в категории правопреемства. Правопреемник всегда есть носитель производного права - договорного или внедоговорного. Более того, производное право обозначается в законе, как правило, через термин "правопреемство", их надо рассматривать как синонимы, характеризующие одну и ту же категорию, только с разных сторон.

Российское законодательство последовательно проводит начало личностного происхождения интеллектуальных творческих прав и договорных оснований их правопреемства.

Право авторства по Авторскому и Патентному законам опирается на общие исходные предпосылки, на требование к существованию творческого начала. Но есть и существенные различия. Произведение предполагается обладающим признаками, необходимыми для охраны авторским правом, поэтому право авторства на него презюмируется. Научно-технический результат, напротив, требует специальной процедуры установления признаков изобретения, поэтому право авторства существует только в случае формальной квалификации этого результата в качестве изобретения. Названное обстоятельство имеет существенное значение для возникающих на основе права авторства имущественных прав.

Авторское право и патентное право по-разному участвуют в экономическом обороте. Поэтому динамика каждого из этих видов прав по российскому законодательству подлежит отдельному рассмотрению.

Менее четко существование производных прав выражено в авторском праве.

В авторском законе не употребляется термин "правопреемник". В нем содержатся нормы только о лицензионном договоре, а договор об уступке авторских прав прямо не упоминается (впрочем, отсутствие такого упоминания не свидетельствует о его неправомерности). Есть и воинствующие сторонники отрицания в авторском праве правопреемства и договора об уступке имущественных прав. Их позиция с очевидностью не соответствует современной системе развернутого участия авторских прав в экономическом обороте и реально давно уже сломлена на практике. Стремление размыть границы между первоначальными и производными правами, между договором об уступке права и лицензионным договором проявилось в Авторском законе 1993 г. Сохранение прежней редакции - архаический рудимент терминологии существовавшей ранее и ныне отмененной системы ограничений товарного начала в авторском праве, когда переход авторских прав вообще не допускался (если не считать наследования), авторские права были неотчуждаемы и могли принадлежать только автору. Для ограничений свободы договора о передаче (уступке) имущественных прав сейчас не осталось никаких оснований.

Юридически система правопреемства (а значит, первоначального и производного права) получила выражение, но другое, косвенное. Авторский закон не смог обойтись без более широкой категории, чем "автор", - "обладатель авторских прав", к числу которых относятся автор, его наследник (несомненно являющийся правопреемником) и иной обладатель авторских прав (см., например, абз. второй п. 2 ст. 45), статус которого тоже может быть основан только на правопреемстве.