Файл: Dozortsev_Tvorcheskiy_rezultat_-_sistema_pravoobladateley-1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2020

Просмотров: 527

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Категория "казенное изобретение" предполагает, что право на него принадлежит государству. Но надо точно определить орган, уполномоченный устанавливать направление и форму использования, принимать решение о передаче его хозяйствующему звену. Речь идет о властном действии, подобном закреплению за хозяйственной организацией материальной вещи, хотя и имеющем другую природу. Логично, чтобы это был государственный заказчик, такую презумпцию стоит установить в законе, иной уполномоченный орган должен быть специально назван Правительством. Во всяком случае подобная система способна обеспечить определенность.

Правильное определение хозяйствующей организации посильно только компетентному органу управления, о чем свидетельствует несколько признаков. Во-первых, необходимо наличие у этого органа властных полномочий в отношении хозяйствующих органов. Во-вторых, нужны экономические возможности, позволяющие воздействовать на процесс реализации. В-третьих, властный орган должен обладать информационной базой в отношении предмета. В-четвертых, он должен владеть технической и производственной стороной дела. В-пятых - должен быть искушенным в коммерческой сфере.

В настоящее время распоряжение от имени Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности возложено на Министерство юстиции Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными заказчиками (см. п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. N 1132). Значимость Минюста России особенно возрастает в силу его участия в принятии всех решений по распоряжению правами, в то время как государственные заказчики меняются, являются величиной переменной. Между тем это Министерство не отвечает ни одному из требований, позволяющих считать его компетентным для выполнения рассматриваемой властной функции. У него нет ни властных, ни экономических возможностей воздействия на хозяйственные организации, выступающие в экономическом обороте, оно не располагает и необходимыми информационными данными о технических решениях и ситуации на рынке, не владеет техническими и производственными материалами, нет у него никаких оснований считаться искушенным в коммерческой сфере. Единственная позиция, по которой его можно считать причастным к проблеме, связана с оформлением прав на интеллектуальные результаты и правовым оформлением операций на рынке. Однако этого совершенно недостаточно. Ныне все операции подлежат правовому оформлению, для рыночных операций первично не закрепление прав, а коммерческие функции. Обращение к конкретным отношениям показывает, что наделение Министерства юстиции властными функциями в рассматриваемой области способно привести только к дезорганизации отношений.


Точно так же не годится для выполнения рассматриваемой властной функции и патентное ведомство - Роспатент, которому свойственна работа только по оформлению прав на результаты интеллектуальной деятельности. Правда, в отличие от Министерства юстиции, он располагает некоторыми техническими данными. Но у него нет никаких материалов о производственной ситуации, ему чужда и вся коммерческая деятельность. Он не располагает ни властными, ни экономическими средствами воздействия на хозяйственные организации. Строго говоря, Роспатент не есть даже орган управления, он никем не управляет, вместе с подведомственным ему институтом он представляет собой только орган по экспертизе и оформлению прав, осуществляя совершенно другой аспект властных полномочий.

Разделение патентного ведомства на орган государственного управления и организацию, реально осуществляющую экспертизу (так создается поле для "управления"), имеет сугубо искусственный и даже фиктивный характер, у них нет разных функций. Усложнение структуры и раздувание штатов - это только самый малый отрицательный результат подобного решения. Гораздо более опасно придание верхнему звену, вопреки существующей системе государственных органов, более высокого статуса, наделение его полномочиями, не соответствующими его возможностям. Повышение его ранга и влиятельности в такой системе отвечает только его ведомственным интересам. Превращение патентного ведомства в две организации не имеет прецедентов в мире.

Для выполнения властных функций по распоряжению изобретениями патентное ведомство (Роспатент) никак не приспособлено. Последствия наделения его несвойственными ему функциями наблюдались неоднократно. Даже в период существования командно-административной экономики Комитет по делам изобретений был не в состоянии справиться с задачей внедрения изобретений в народное хозяйство, патентования и использования отечественных изобретений за границей.

Идея централизации властной функции по обеспечению использования изобретений в экономическом обороте не может быть признана состоятельной. С этой задачей лучше справятся специализированные органы государственного управления, прежде всего - государственные заказчики, через которых государство выдает заказы на производство работ и выделяет на них денежные средства. Эти органы располагают всей необходимой информацией и вполне компетентны во всех отношениях. В централизации нуждается в настоящее время только учет принадлежащих казне результатов интеллектуальной деятельности <*>. Но ответственность за его организацию не обязательно возлагать на орган управления.

--------------------------------

<*> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 7 "О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности" // Российская газета. 2002. 23 января.


Впрочем, Положение, утвержденное этим Постановлением, нуждается еще в существенном совершенствовании.


Органам управления присущи только чисто административные функции, отрицательные последствия одновременного наделения их гражданско-правовыми правомочиями неоднократно демонстрировал практический опыт. Одновременное осуществление власти и хозяйственной деятельности в экономическом обороте несовместимы. Органы управления могут и должны определять характер и пределы использования изобретений внутри страны и за границей, их решение нужно не только для отчуждения прав и выдачи лицензий, но и для производства продукции с применением изобретений.

В настоящее время, к сожалению, функции этих уполномоченных властных органов оказались в какой-то мере размытыми. Иногда на них прямо возлагается ведение деятельности в экономическом обороте, хотя они к ней не приспособлены и не могут осуществлять ее эффективно. Так, подп. 1 п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 г. N 982 предоставляет государственным заказчикам право подачи заявок и получения патента (не "обеспечение" подачи заявки, как в подп. 2 п. 2 того же Постановления, а именно непосредственно подача заявки и получение патента). Подпункт 3 п. 4 того же Постановления предусматривает выдачу лицензии государственным заказчиком. Подобная размытость функций подлежит безусловному устранению.

Хозяйствующее звено представлено организациями, которые от имени государства или от своего имени, но в интересах государства осуществляют с изобретениями деятельность в сфере хозяйственного оборота, совершают с ними гражданско-правовые действия, они занимаются хозяйственной деятельностью и коммерческой эксплуатацией результата. Это - уполномоченные организации, определяемые государственными заказчиками. Рациональнее всего наделять этими правами организации из числа исполнителей и даже головных исполнителей НИР и ОКР. Они наиболее компетентны, и, кроме того, осуществление хозяйственной деятельности дает возможность возложить на них бремя хозяйственных операций, предоставить выгоды и возложить ответственность. Все взаимоотношения с третьими лицами по поводу изобретений лежат на хозяйствующем субъекте, а не на правообладателе - государстве (казне). Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов в научно-технической деятельности, утвержденные Правительством Российской Федерации 30 ноября 2001 г. (распоряжение N 1607-р), предусматривают, что государство в заключаемых им с хозяйствующими субъектами государственных контрактах возлагает на них все расчеты с контрагентами - материальное поощрение организаций-исполнителей, выплату вознаграждения авторам и т.п. Государство как таковое непосредственно не участвует в этих операциях.


Правовую основу выступления хозяйствующих субъектов в экономических отношениях составит право доверительного управления, если правообладателем остается государство, или наделение их полноценными правами на изобретение, если государство считает целесообразным не оставлять права за собой. Формой стимулирования является не только наделение статусом правообладателя, но и передача прав в доверительное управление, что в настоящее время учитывается недостаточно. В п. 1 ст. 1013 ГК РФ специально говорится о доверительном управлении исключительными правами (правами на результаты интеллектуальной деятельности).

Будучи доверительным управляющим, хозяйствующее звено выступает на рынке от имени государства, имея достаточно широкую свободу действий (кроме отчуждения исключительного права), в пределах, установленных контрактом с учредителем доверительного управления. Если стороны сочтут это целесообразным, они могут включить в контракт особые условия об отдельных правомочиях доверительного управляющего - о патентовании изобретения в стране и за рубежом, о выдаче лицензий в стране и за рубежом, о производстве продукции с применением изобретения и об экспорте ее в иностранные государства и т.п. При отсутствии таких условий может считаться, что доверительному управляющему разрешены соответствующие действия.

Казна как таковая может только отчуждать права на изобретения, и то лишь в отдельных, редких случаях. Нормальную эксплуатацию изобретений в экономическом обороте могут осуществлять только хозяйствующие организации. У казны есть всего две возможности организовать их использование - оставить права за собой и передать их хозяйствующей организации в доверительное управление или отказаться от таких прав и передать их хозяйствующей организации в качестве принадлежащих последней. Выбор варианта оформляется договором с учетом интересов обеих сторон, но первое слово принадлежит казне как инвестору, который вообще может не выделить средств на проведение работ.

Функции органа управления по передаче прав на изобретение правообладателю так или иначе регламентированы. Более того, на случай передачи изобретения хозяйствующей организации как правообладателю специально предусмотрены правила, обеспечивающие интересы государства. Основные направления реализации государственной политики... от 30 ноября 2001 г. устанавливают, что в контракты и договоры, одной из сторон которых выступает государство, предусматривающие передачу прав хозяйствующей организации, включается условие о получении государством (точнее было бы сказать, "государством как таковым, казной") "неисключительной, безотзывной и безвозмездной лицензии на использование результатов научно-технической деятельности для государственных нужд". При этом имеется в виду право казны разрешать использование изобретения по такой лицензии, хотя и в ограниченных пределах, хозяйствующей организации, главным образом государственной, но во всяком случае для "государственных нужд".


Контракт должен предусматривать и другие обязанности хозяйствующей организации, приобретающие характер обязанностей перед контрагентом (казной) по гражданско-правовому обязательству. В него подлежат включению требования к такой организации о доведении разработки до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции, конкретные обязательства стороны, реализующей в производственной практике результат научно-технической деятельности. За невыполнение этой обязанности устанавливаются санкции, взимаемые, естественно, в пользу контрагента (казны).

Нельзя сказать, что подробно регламентированы отношения по доверительному управлению. Это относится прежде всего к хозяйствующим организациям как доверительным управляющим, которым приходится реально осуществлять права казны. Но в большой мере распространяется и на органы исполнительной власти, выступающие в качестве учредителя доверительного управления. У них, кроме всего прочего, возникает еще возможность и соблазн принять на себя часть несвойственных им функций участников товарного оборота (или наделить этими функциями организации, находящиеся в сфере их влияния), их роль в экономическом обороте оказывается размытой и неопределенной.

Осуществление прав на казенные изобретения через право доверительного управления остается не выстроенным в последовательную структуру. Нужный результат может быть получен только при возложении на каждое звено отличающихся функций, к которым оно приспособлено, иначе неэффективность системы становится неизбежной. При отсутствии четкой дифференциации каждого звена доверительное управление еще недостаточно очевидно выделяется как форма, используемая для пуска изобретений в экономический оборот.

Коммерчески-посредническое звено. Становление и развитие особого рынка интеллектуальных прав привело к зарождению системы их осуществления. Появился еще один вид субъектов права, призванный заниматься деятельностью по оказанию помощи правообладателям, предоставляющий им специализированные услуги в качестве посредника.

Рынок прав на результаты интеллектуальной деятельности - это особая область, эффективное участие в операциях на этом рынке требует специфических знаний и опыта. Недостаточно разбираться в существе решений, являющихся объектом операций, и в связанной с ним коммерческой конъюнктуре, нужны еще и дополнительные навыки в патентно-лицензионной сфере. Эффективная коммерческая деятельность в области реализации именно изобретений требует специальных знаний и опыта, которых правообладатель, как правило, не имеет, особенно при реализации изобретений за границей. Поэтому ему целесообразно привлекать для посредничества специализирующиеся на этой работе организации. Надлежащее сочетание свободы усмотрения, принадлежащей правообладателю, с опытом и знаниями специалиста может быть получено путем использования услуг посредника - представителя, комиссионера, агента, через которого будет выступать правообладатель. На такого посредника как промежуточное звено может возлагаться поиск потребителя, разработка условий договорных связей с ним, поиск уже готовых решений, их комплектование, оказание других услуг.