Файл: Dozortsev_Tvorcheskiy_rezultat_-_sistema_pravoobladateley-1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2020
Просмотров: 552
Скачиваний: 1
Логично было бы, чтобы подобная система возникновения прав казны действовала в случаях, когда исполнителем по госзаказу выступает как государственная, так и частная организация.
Договорная система оснований возникновения прав казны обладает тем преимуществом, что она дает возможность гибко балансировать права всех заинтересованных субъектов правоотношений, устанавливая в некоторых случаях особое соотношение их прав. Действующие правовые акты предусматривают обязательное закрепление прав за государством (казной) только на результаты, связанные с обеспечением обороны и безопасности страны, а также доведение которых до стадии промышленного применения берет на себя государство (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N 1607-р).
Было бы логично, если бы содержание диспозитивной нормы составил принцип, в соответствии с которым право, хотя и производное, на казенное изобретение (не просто право использования, а право на изобретение целиком - в этом специфика прав казны) принадлежит казне и осуществляется определенной госзаказчиком хозяйствующей организацией. Но договором может быть предусмотрено иное.
Рассматривая вопрос о казенных изобретениях и государственном заказе, на котором они основаны, было бы неправильно не отметить существование двух разных моделей госзаказа. Несмотря на некоторые общие черты, присущие им обеим, единой категории все же нет. Государственный заказ производится от имени государства в лице уполномоченных государственных органов и оплачивается за счет казны - главным образом из бюджетных средств или иных централизованных источников. Во всем остальном государственный заказ - это только общий термин, он имеет совершенно разное содержание при "заказе" произведений и разработок, по существу это два несовпадающих правовых режима.
В конечном счете различие в режимах определяется особенностями объекта. Одна модель строится по образцу, приспособленному к произведениям, охраняемым авторским правом, выделяемым благодаря их форме, другая - к научно-техническим разработкам, для которых определяющее значение имеет существо.
Государственный заказ может быть адресован автору и организации. С автором заключается договор художественного заказа на создание произведения и предоставление права его использования или приобретение права использования уже готового произведения. Государство в лице компетентного государственного органа приобретает право определить организацию, которой разрешено использовать произведение (иногда такое использование на нее возлагается государством), но при этом автор не лишается права распорядиться своим произведением и самостоятельно, а автору причитается гонорар. Заказ на произведение выдается именно автору. Выдача государственного заказа организации характерна для разработок, она означает выделение определенных средств адресату, на которого возлагается ответственность за использование результата. При этом государство не вступает в непосредственные взаимоотношения с автором.
Система государственных заказов возникла в период, когда перед ними не ставилась задача обслуживания экономического оборота; она имела совершенно другие цели и использовала соответствующие им средства. Государственный заказ не предусматривал перехода прав, а его разновидность, относящаяся к произведениям, до сих пор не предусматривает такого перехода.
Государственный заказ на создание произведений определяет взаимоотношения не с посредником, а с автором. Учитывая характер произведений - объектов авторского права, это вполне возможно и рационально. Госзаказ здесь выдается не посреднику, а непосредственно автору. Объектом заказа является произведение, которое имеет личный характер, поэтому адресатом заказа является именно автор - непосредственный исполнитель. Заказ произведения через посредника не соответствовал бы личностной природе произведения. Основы госзаказа на произведение заложил акт, изданный негосударственным органом, но имевший в условиях советской системы еще большую силу, - Постановление ЦК КПСС от 2 августа 1972 г. "О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии" <*>. В нем говорилось о предоставлении Госкино СССР права "ежегодно осуществлять 15 - 20 государственных заказов ВЕДУЩИМ МАСТЕРАМ СОВЕТСКОГО КИНО" (выделено мной. - В.Д.). О заказах государства киностудиям речи не было, они несли административные обязанности вне рамок гражданского права. Именно и только на взаимоотношения с "киномастерами" было направлено Положение о госзаказах на создание полнометражных художественных кинофильмов, утвержденное Госкино СССР 9 октября 1978 г. по согласованию с Минфином СССР и Госкомтрудом СССР, прямо ссылавшееся на упомянутое Постановление ЦК КПСС. Все содержание этого Положения, несмотря на его название, сводилось исключительно к взаимоотношениям с писателями, сценаристами и кинорежиссерами, получавшими за такие "заказные" работы более высокое вознаграждение, выплачивавшееся из бюджетных средств. Никаких положений о взаимоотношениях с киностудиями, об особой системе закрепления прав на фильмы (в частности, за государством), о системе экономических взаимоотношений эти документы не содержали.
--------------------------------
<*> Правда. 1972. 22 августа.
Та же схема практически действовала и при заказе других произведений искусства - музыки, живописи, произведений литературы и т.п., разве что не определялась организация, призванная отвечать за их реализацию. Была только одна особенность, и то прямо не закрепленная нормативно, - их могли свободно использовать организации, определенные государственным заказчиком. За этими пределами автор сохранял право распоряжаться использованием заказного произведения, заключать по поводу него договоры, получать вознаграждение и т.п.
Эта система не отменена и поныне, природа произведений и авторских отношений осталась неизменной. Развитие общественных отношений породило основания для изменения регламентации только в одном отношении. Почва для выдачи государственного заказа не непосредственно автору, а посреднику, в том числе организации (юридическому лицу), созрела для сложных - составных произведений, особенно состоящих из разнородных элементов (сходные признаки для определения "сложной вещи" использует ст. 134 ГК РФ), когда адресат заказа (исполнитель по договору) выполняет организационную работу, без которой невозможно создание законченного произведения, годного для передачи потребителю. Роль такого посредника может выполнять, например, продюсер. Однако законодательства, закрепляющего подобную схему, пока нет, равно как нет и практики подобных госзаказов.
Совсем другой госзаказ действовал в научно-технической сфере. Там объектом заказа было не охраняемое научно-техническое достижение по существу, а характеристики реального объекта техники, которые должен обеспечить исполнитель, технико-экономические показатели разрабатываемого объекта, его параметры и т.п. Как уже отмечалось, средства выполнения задания, наличие или отсутствие охраняемых изобретений и особенно их будущее содержание, даже в основных чертах, не могут быть предметом задания и соответственно заказа, в том числе и государственного. Поэтому адресатом задания, его исполнителем вполне может быть и обычно бывает организация, которая организует лиц, осуществляющих непосредственное создание технических решений. Такие решения могут быть и изобретениями, в частности созданными его работниками как служебные. В этом случае возникает вопрос о правах на подобные изобретения (назовем их "собственные изобретения" исполнителя, хотя права исполнителя на них тоже производны), ибо заказчик выдает заказ для использования полученной разработки. Исполнитель должен урегулировать вопрос о правах на изобретение с автором как первоначальным правообладателем, приобрести у него соответствующие права, только при этом условии он может передать или предоставить их дальше по цепочке - своему заказчику.
Правильнее всего включать условия о правах на возможные будущие изобретения в государственный заказ (государственный контракт). Это способствует возможности создания достаточно гибкой системы, позволяющей обеспечивать варианты закрепления прав за государством, за разработчиком и т.п., их балансирования.
Теперь о содержании прав казны, у которого есть ряд существенных особенностей. Наряду с правами, присущими всем правообладателям, права казны обладают специфическими чертами, некоторые из них до сих пор остаются неоцененными.
В отличие от других правообладателей казна, т.е. государство как таковое, не может непосредственно использовать изобретения. Достаточно сложно обстоит дело и с правом государства на распоряжение. Государство может осуществлять гражданско-правовое правомочие распоряжения и осуществляет его при передаче права на результат, прежде всего изобретение, частным лицам, в том числе и иностранцам, путем гражданско-правовых сделок. Но главной формой того, что тоже именуется "распоряжением", является акт "наделения" государственных организаций изобретениями, которым они в силу этого акта начинают принадлежать, "распоряжением" не являющийся, представляющий собой акт власти, а не гражданско-правовое действие. Аналогичные особенности есть и у права казны на материальные вещи, однако почему-то до сих пор они тоже остались незамеченными.
Есть еще одна особенность, вытекающая из специфики объекта, которая имеет общий характер, но особенно выпукло сказывается применительно к "казенным" изобретениям. Изобретение может выступать на рынке как таковое, как полуфабрикат, будучи само объектом переуступки или лицензии. Но оно может выступать и в составе изделия (технологического процесса), в котором использовано. Соответственно права на интеллектуальные продукты могут быть реализованы разными способами. Первый из них - это распоряжение правом на изобретение, реализация этого права происходит путем его отчуждения или выдачи лицензии. Но в этом случае осуществляется распоряжение только правом использования идеи, т.е. полуфабрикатом. Еще одна форма реализации прав на изобретение - это распоряжение изделием, в котором применено изобретение. В этом случае используется уже не полуфабрикат, а конечный продукт и правообладатель извлекает выгоды наиболее полно.
Разные формы распоряжения изобретением должны быть выделены в законе достаточно четко. К сожалению, за использование изобретения обычно принимается лишь использование полуфабриката, связь между разными формами реализации изобретения не прослеживается. О праве государства как правообладателя на получение выгод от применения изобретения в законченном объекте техники вообще обычно забывают. Это глубокая ошибка, предотвращение которой - задача нормативных актов. Продажа изделий, в которых применено изобретение, представляющая собой наиболее выгодную форму использования последнего, может служить препятствием уступки права на изобретение или продажи лицензии, и наоборот. В содержание прав государства как казны входит разрешение на осуществление производства с применением изобретения. Отчуждение права на изобретение и право выдачи разрешения на его использование (лицензии), обычно именуемые правом распоряжения изобретением, составляют отдельное право.
Осуществляя реализацию изобретения, необходимо иметь в виду обе формы и их связь, для казенных изобретений вероятна внутренняя конкуренция, которая должна быть устранена регулирующим органом. Если право на изобретение закреплено за частным лицом, последнее эксплуатирует его по своему усмотрению, учитывая, однако, все возможные способы извлечения выгод.
В отличие от изобретений объекты авторского права (и вообще все объекты, для которых определяющей является форма) всегда представляют собой законченный продукт, для них внутренняя конкуренция нехарактерна.
Для казны заслуживает специального выделения еще одно право - на извлечение выгод от эксплуатации. Еще жива традиция времен командно-административной экономики, когда право только провозглашается, но оно не насыщается товарным содержанием, за ним не стоят реальные экономические интересы. Ситуация, когда право казны провозглашается, но оно не сопровождается никакими выгодами, извлекаемыми только другими лицами, не может быть признана нормальной. Доходы должны принадлежать государству, определенный процент, установленный договором, может идти исполнителю, посреднику причитается только вознаграждение от исполнителя за выполненную работу.
Очень существенна для практических целей и природа прав казны. Закон должен решить двуединую задачу. Государство (казна) остается хозяином, единственным обладателем прав на изобретение, включая право распоряжения и право на получение выгод. Право государства подлежит сохранению, притом как действующее, а не "спящее". И одновременно нужно создать возможность для государственной организации, уполномоченной пускать изобретение в экономический оборот, известной свободы маневра. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления не отвечают этим требованиям, тем более что они вообще неприменимы к изобретениям.
В настоящее время законодательно закреплена правовая форма, позволяющая удовлетворить запрос практики, - право доверительного управления. В обороте выступает хозяйственная организация (доверительный управляющий), а государство (правообладатель) сохраняет руководство и контроль за ее действиями. Правом продажи управляющего наделять не следовало бы (подобно тому, как право распоряжения товарными знаками, принадлежащими государству, осуществляемое федеральным казенным предприятием, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 494 не включает права его уступки <*>). Очень важно, что при такой системе право на выгоды от эксплуатации изобретения остается за правообладателем, доверительный управляющий имеет право на вознаграждение за проделываемую им работу. Именно на этой юридической основе, в отличие от прав, закрепляемых за юридическим лицом как ему принадлежащих, изобретение закрепляется за хозяйствующим звеном. Доверительное управление принципиально отличается от оперативного управления и хозяйственного ведения.
--------------------------------
<*> Российская газета. 2002. 10 июля.
Лучше всего, если хозяйствующее звено получает изобретение по договору, который все определяет, в том числе и вопрос о том, кому и в какой части принадлежит право на доходы. Казна, заключая госконтракт, выступает не только как власть, но и как субъект гражданского права. Обособленность прав казны, в лице которой государство выступает в качестве собственника, и хозяйственной организации в этом случае становится особенно выпуклой, природа прав участников отношения оказывается очевидной. Так, при ликвидации доверительного управляющего в силу банкротства интеллектуальные права не попадают в конкурсную массу; доверительное управление прекращается, и казне предстоит заново определить хозяйственную организацию, ответственную за эксплуатацию изобретения в экономическом обороте.
Одна из основных особенностей правового режима казенных изобретений обусловлена проблемой их осуществления и необходимостью создания в этих целях специального механизма. Если права принадлежат частному лицу, оно осуществляет их по своему усмотрению, у него не возникает потребности в правовой регламентации, наоборот, она противопоказана свободе усмотрения. Напротив, для осуществления прав, принадлежащих государству, нужны специальные правила в нормативных актах, тем более что они требуют достаточно сложного механизма, состоящего из нескольких звеньев: а) властного; б) хозяйствующего; в) коммерческо-посреднического (последнее есть не всегда).
Властное звено - это уполномоченные органы государственного управления, несущие ответственность за надлежащее осуществление прав и принимающие от имени государства наиболее общие решения.