ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2020
Просмотров: 2261
Скачиваний: 9
патентная
охрана
,
и
использование
особых
форм
.
По
мере
развития
генной
инженерии
ученые
во
все
большей
степени
контролируют
генные
коды
животных
,
используя
вполне
надежные
процессы
с
предсказуемыми
результатами
Именно
это
значительно
облегчает
решение
вопроса
об
отнесении
генной
инженерии
животных
в
сферу
действия
патентной
охраны
.
По
российскому
законодательству
породой
животных
как
особым
объектом
селекционного
достижения
признается
группа
животных
,
которая
независимо
от
охраноспособности
обладает
генетически
обусловленными
биологическими
и
морфологическими
свойствами
и
признаками
,
причем
некоторые
из
них
специфичны
для
данной
группы
и
отличают
ее
от
других
групп
животных
.
Порода
может
быть
представлена
женской
или
мужской
особью
или
племенным
материалом
.
Охраноспособными
категориями
породы
являются
тип
и
кросс
линий
.
Признание
новой
породы
животных
селекционным
достижением
осуществляется
в
соответствии
с
теми
же
критериями
и
в
том
же
порядке
,
которые
установлены
в
отношении
сортов
растений
.
VII.
Авторское
право
А
.
Теоретические
основы
охраны
авторских
прав
Процесс
исторического
развития
авторского
права
в
странах
континентальной
Европы
и
в
англоязычных
странах
шел
по
-
разному
.
Континентальное
европейское
право
развивалось
в
направлении
охраны
прав
авторов
.
В
XIX
в
.
такие
авторы
,
как
Виктор
Гюго
,
возглавили
движение
за
эффективную
охрану
прав
авторов
не
только
внутри
страны
,
но
и
за
ее
пределами
.
Авторское
право
в
англоязычных
странах
развивали
издатели
сначала
путем
частных
соглашений
между
собой
,
но
затем
,
в
начале
XVIII
в
.,
уже
путем
принятия
законов
.
В
результате
такого
развития
в
континентальном
авторском
праве
больший
акцент
делался
на
защите
интересов
автора
,
которыми
охватывались
интересы
как
имущественного
,
так
неимущественного
характера
.
В
англо
-
американском
праве
усиливалась
охрана
экономических
прав
издателей
.
Однако
,
несмотря
на
такое
различие
в
историческом
развитии
,
в
наши
дни
детальное
регулирование
вопросов
авторского
права
в
международных
договорах
привело
к
очень
высокой
степени
унификации
правовых
норм
в
законодательстве
разных
стран
мира
.
Более
того
,
осталось
очень
мало
противоречий
между
авторами
и
издателями
.
Сильная
охрана
авторских
прав
идет
на
пользу
обеим
сторонам
.
Не
будь
издателей
,
авторы
не
могли
бы
эффективно
пользоваться
плодами
своего
труда
,
издателям
нечего
было
бы
публиковать
,
не
будь
авторов
.
В
последнее
время
авторы
(
через
свои
ассоциации
)
и
издатели
успешно
объединили
усилия
в
лоббировании
вопросов
усиления
охраны
авторских
прав
на
созданные
и
на
переведенные
произведения
,
ставшие
общим
достоянием
.
В
настоящее
время
разгорелся
настоящий
конфликт
между
интересами
стран
,
которые
являются
экспортерами
защищенной
авторским
правом
продукции
и
странами
,
импортирующими
эту
продукцию
.
Страны
-
экспортеры
,
в
частности
Соединенные
Штаты
Америки
,
хотели
бы
видеть
более
высокие
стандарты
охраны
авторских
прав
в
странах
-
импортерах
.
Если
искоренить
в
этих
странах
пиратское
использование
авторских
произведений
,
то
их
граждане
будут
вынуждены
покупать
эти
произведения
у
правообладателей
в
экспортирующих
продукцию
странах
или
приобретать
лицензии
.
Страны
-
импортеры
получают
экономическую
выгоду
от
слабой
или
даже
отсутствующей
охраны
авторских
прав
.
Средства
,
сэкономленные
за
счет
приобретения
недорогой
пиратской
продукции
вместо
дорогой
авторской
,
могут
быть
использованы
на
производственные
нужды
.
Всемирная
организация
интеллектуальной
собственности
в
своих
изданиях
и
в
сети
Интернет
пропагандировать
пользу
от
введения
сильной
охраны
авторских
прав
в
менее
развитых
странах
,
но
эта
пропаганда
мало
убедительна
.
ВОИС
доказывает
,
что
авторское
право
помогает
сохранять
культурную
национальную
самобытность
в
небольших
и
менее
развитых
странах
,
стимулируя
труд
творческих
работников
охраной
их
прав
.
Однако
в
большинстве
своем
эти
люди
работают
на
местный
рынок
и
поэтому
им
мало
пользы
от
охраны
их
прав
в
мировом
масштабе
.
По
сути
дела
авторское
право
может
служить
защите
национальной
самобытности
в
менее
развитых
странах
,
но
отнюдь
не
в
том
плане
,
который
прокламирует
Всемирная
организация
интеллектуальной
собственности
.
Если
в
стране
с
относительно
невысоким
уровнем
дохода
на
душу
населения
обеспечивается
сильная
охрана
авторских
прав
,
иностранные
правообладатели
будут
стремиться
продать
свой
продукт
по
высокой
цене
только
самым
состоятельным
членам
общества
.
Большинство
же
населения
будет
,
таким
образом
,
изолировано
от
иностранных
книг
,
журналов
,
музыкальных
дисков
,
видео
-
и
аудиокассет
.
Высокие
цены
на
импорт
будут
защищать
национальную
развлекательную
индустрию
и
литературу
.
С
другой
стороны
,
при
том
размахе
пиратства
,
какой
имеет
место
,
например
в
Китае
,
стоимость
продукции
падает
до
уровня
затрат
на
ее
изготовление
и
в
иностранную
развлекательную
индустрию
вовлекаются
все
более
широкие
сегменты
общества
,
что
потенциально
чревато
подавлением
национальной
культуры
развлечений
и
литературы
.
Таким
образом
,
строгая
правовая
охрана
авторских
прав
является
способом
создания
высокоэффективной
торговой
преграды
в
защите
национальной
культуры
в
менее
развитых
странах
.
Более
того
,
такая
преграда
никак
не
противоречит
требованиям
Всемирной
торговой
организации
и
положениям
международных
договоров
по
авторскому
праву
.
И
,
тем
не
менее
,
многие
страны
из
числа
слаборазвитых
,
являющиеся
импортерами
информационной
продукции
,
рассматривают
охрану
авторских
прав
как
основную
торговую
уступку
более
развитым
странам
,
экспортирующим
такую
продукцию
В
ходе
ведения
переговоров
о
торговле
и
,
в
частности
,
в
ходе
переговоров
по
созданию
ВТО
они
требовали
и
получили
различные
уступки
в
других
областях
международной
торговли
в
обмен
на
обещание
ввести
твердую
охрану
авторских
прав
.
В
XXI
в
.
гигантские
многонациональные
компании
в
области
средств
массовой
информации
и
программного
обеспечения
будут
доминировать
на
мировом
рынке
,
используя
эффективность
14
См
страницу
в
Интернете
современных
систем
передачи
информации
.
Эффективность
современных
систем
уже
создала
в
области
искусства
и
литературы
тип
экономических
отношений
,
которые
получили
название
«
все
победителю
»
или
«
победитель
получает
все
».
Бестселлеры
в
области
программного
обеспечения
,
звукозаписи
,
кинофильмы
и
книги
быстро
переводятся
на
основные
языки
и
распространяются
по
всему
миру
.
Все
возрастающее
число
образованных
и
состоятельных
людей
во
всем
мире
знает
английский
язык
и
поэтому
им
доступна
большая
часть
массовой
культуры
на
языке
оригинала
.
В
результате
получается
,
что
значительная
часть
прибыли
,
гарантированная
системой
охраны
авторских
прав
,
направляется
на
усиление
уже
и
без
того
могущественных
международных
компаний
и
,
в
частности
,
тех
,
что
расположены
в
Соединенных
Штатах
.
У
этой
системы
есть
несколько
положительных
аспектов
.
Потребители
повсеместно
имеют
постоянный
доступ
к
лучшим
мировым
произведениям
интеллектуального
творчества
.
С
другой
стороны
,
в
небольших
,
но
богатых
государствах
творчество
местных
авторов
сметается
потоком
иностранных
материалов
.
Такая
страна
,
как
Дания
,
может
иметь
достойную
охрану
авторских
прав
.
Но
рынок
для
произведений
на
датском
языке
просто
слишком
мал
,
чтобы
поддерживать
значительное
количество
писателей
,
поэтов
и
кинорежиссеров
.
Такие
страны
ищут
для
авторов
стимулы
,
но
не
в
самой
системе
гарантий
авторских
прав
,
а
в
иных
формах
охраны
,
которые
ей
не
противоречат
и
дают
возможность
ограждать
национальную
культуру
от
голливудского
нашествия
.
Российское
авторское
право
,
как
и
российское
гражданское
право
в
целом
,
принадлежит
к
семье
европейского
континентального
права
и
оно
всегда
,
даже
в
советский
период
,
развивалось
в
целом
в
рамках
традиций
последнего
.
В
частности
,
несмотря
на
то
,
что
уровень
охраны
авторских
прав
в
России
был
всегда
ниже
европейского
,
в
российском
авторском
праве
одно
из
центральных
мест
занимала
категория
субъективных
авторских
прав
;
в
составе
этих
прав
выделялись
личные
неимущественные
права
;
авторские
права
считались
неотчуждаемыми
от
личности
создателя
творческого
произведения
и
т
.
д
.
С
принятием
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»
1993
г
.,
образцом
для
которого
послужил
Типовой
закон
ВОИС
об
авторском
праве
и
смежных
правах
,
положение
дел
несколько
изменилось
.
Поскольку
Типовой
закон
ВОИС
представляет
собой
своеобразный
сплав
двух
основных
сложившихся
подходов
к
авторскому
праву
,
в
авторском
законе
России
оказались
отраженными
как
идеи
,
характерные
для
европейского
авторского
права
,
например
личные
неимущественные
права
авторов
,
так
и
некоторые
положения
,
свойственные
англо
-
американскому
авторскому
праву
,
например
возможность
свободного
отчуждения
имущественных
авторских
прав
.
Оценивая
современное
состояние
авторского
законодательства
России
,
можно
отметить
следующее
.
Прежде
всего
с
его
принятием
российское
авторское
право
впервые
за
всю
его
историю
сблизилось
с
уровнем
авторско
-
правовой
охраны
,
которая
обеспечивается
в
большинстве
развитых
стран
мира
.
Первый
серьезный
шаг
к
этому
был
сделан
Основами
гражданского
законодательства
1991
г
.,
однако
содержащиеся
в
них
нормы
были
явно
не
достаточны
для
урегулирования
возникающих
на
практике
вопросов
.
Иными
словами
,
если
Основы
гражданского
законодательства
определили
принципиальный
подход
законодателя
к
регулированию
авторско
-
правовых
отношений
,
то
Закон
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»
впервые
подробно
регламентировал
все
основные
их
аспекты
с
учетом
гарантий
,
которые
обеспечиваются
Бернской
конвенцией
об
охране
литературных
и
художественных
произведений
.
Что
касается
отношений
,
связанных
со
смежными
правами
,
то
их
развернутое
правовое
регулирование
вообще
дано
впервые
в
истории
российского
законодательства
.
При
этом
безусловным
достоинством
Закона
является
то
,
что
подавляющая
часть
его
норм
рассчитана
на
прямое
применение
.
Напротив
,
число
бланкетных
(
отсылочных
)
норм
,
чрезмерным
количеством
которых
характеризовались
ранее
действовавшие
акты
по
авторскому
праву
,
в
Законе
весьма
невелико
.
Далее
,
характерной
чертой
Закона
является
его
рыночная
направленность
.
Закон
значительно
расширяет
возможности
участников
авторских
и
смежных
с
ними
отношений
по
свободному
распоряжению
принадлежащими
им
правами
.
Имущественные
права
авторов
стали
своеобразным
товаром
,
который
может
свободно
отчуждаться
и
передаваться
на
основании
гражданско
-
правовых
сделок
.
Одновременно
отменены
многие
из
существовавших
ранее
в
законе
гарантий
и
ограничений
,
которые
были
призваны
ограждать
права
создателей
творческих
произведений
.
Такой
подход
,
конечно
,
является
достаточно
жестким
,
но
он
характерен
для
рыночных
отношений
,
которые
внедряются
в
рассматриваемую
сферу
.
Наконец
,
особенностью
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»
является
изменение
некоторых
ключевых
моментов
правового
регулирования
авторских
отношений
по
сравнению
с
ранее
действовавшим
законодательством
.
Указанные
изменения
прямо
не
связаны
ни
с
повышением
уровня
авторско
-
правовой
охраны
,
ни
с
рыночной
ориентацией
нового
Закона
,
а
выражаются
лишь
в
ином
юридико
-
техническом
подходе
к
регулированию
некоторых
аспектов
авторских
правоотношений
.
В
качестве
примера
можно
сослаться
на
отказ
законодателя
от
конструкции
авторства
юридических
лиц
на
некоторые
виды
произведений
,
в
частности
энциклопедические
издания
,
словари
,
журналы
и
т
.
п
.,
введение
понятия
коллективного
управления
имущественными
правами
и
т
.
д
.
Наряду
с
указанным
Законом
,
который
имеет
общее
значение
и
распространяется
на
любые
произведения
науки
,
литературы
и
искусства
,
а
также
объекты
смежных
прав
,
к
числу
источников
авторского
права
относятся
Законы
РФ
от
23
сентября
1992
г
. «
О
правовой
охране
программ
для
ЭВМ
и
баз
данных
»,
от
27
декабря
1991
г
. «
О
средствах
массовой
информации
»,
от
17
ноября
1995
г
. «
Об
архитектурной
деятельности
в
Российской
Федерации
»
и
некоторые
другие
законы
,
а
также
принятые
в
их
развитие
подзаконные
правовые
акты
.
Вместе
с
тем
создание
отвечающей
современным
требованиям
нормативно
-
правовой
базы
для
регулирования
авторских
отношений
само
по
себе
еще
не
означает
,
что
авторские
права
пользуются
реальной
охраной
.
Последняя
обеспечивается
лишь
то
!
да
,
когда
имеются
все
необходимые
предпосылки
для
реализации
правовых
норм
в
практической
жизни
.
Немаловажное
значение
имеют
также
политическая
воля
и
способность
властей
навести
в
стране
элементарный
порядок
.
К
сожалению
,
для
современной
ситуации
в
России
характерен
огромный
разрыв
между
законодательством
и
реальным
правоприменением
.
Именно
в
то
время
,
когда
Россия
впервые
обрела
в
целом
добротное
авторское
законодательство
,
страну
захлестнула
волна
пиратства
.
Это
связано
не
столько
с
появлением
множества
частных
издательств
,
студий
звукозаписи
,
видеосалонов
,
радиостанций
,
телеканалов
и
т
.
д
. (
так
как
авторские
права
систематически
нарушаются
и
государственными
организациями
,
в
частности
,
радиостанциями
и
телеканалами
),
сколько
с
общей
обстановкой
безответственности
,
коррупции
и
беззакония
,
которая
царит
в
стране
на
протяжении
последних
лет
.
Поэтому
надеяться
на
какие
-
то
решительные
сдвиги
в
деле
охраны
авторских
прав
можно
лишь
тогда
,
когда
Россия
выйдет
из
тою
глубокого
кризиса
,
в
котором
она
находится
в
настоящее
время
.
Б
.
Международные
договоры
об
охране
авторских
прав
1.
Бернская
конвенция
Основным
международным
договором
в
области
авторских
прав
является
Бернская
конвенция
,
принятая
в
1886
г
.,
и
с
того
времени
пять
раз
подвергавшаяся
пересмотру
Участницами
этой
Конвенции
являются
все
промышленно
развитые
страны
и
большинство
менее
развитых
стран
мира
.
Конвенция
устанавливает
как
общие
принципы
,
так
и
специальные
минимальные
стандарты
охраны
авторских
прав
.
В
число
общих
принципов
входят
: 1)
охрана
авторского
права
без
каких
-
либо
формальностей
; 2)
национальный
режим
охраны
; 3)
национальная
независимость
охраны
авторских
прав
.
Что
означает
,
что
регистрация
охраны
авторского
права
в
разных
странах
не
зависит
от
охраны
в
стране
его
происхождения
.
Специальные
принципы
,
объемы
и
сроки
охраны
будут
рассмотрены
ниже
.
Российская
Федерация
стала
участницей
Бернской
конвенции
об
охране
литературных
и
художественных
произведений
с
13
марта
1995
г
.
2.
Всемирная
конвенция
об
авторском
праве
Одно
время
в
ряде
стран
(
таких
,
как
США
и
СССР
)
системы
охраны
авторского
права
не
включали
в
себя
высоких
стандартов
,
сформулированных
в
Бернской
конвенции
.
Разработанная
в
1952
г
.
Всемирная
конвенция
об
авторском
нраве
имела
целью
дать
возможность
этим
странам
вступить
в
многостороннюю
систему
охраны
авторских
прав
.
В
80-
е
и
90-
е
годы
подавляющее
большинство
таких
стран
провело
реформы
своего
законодательства
об
авторских
правах
с
тем
,
чтобы
привести
его
в
соответствие
с
положениями
Бернской
конвенции
и
присоединиться
к
ней
.
В
результате
этого
Всемирная
конвенция
об
авторском
праве
в
значительной
степени
утратила
свое
значение
Советский
Союз
присоединился
к
Всемирной
конвенции
об
авторском
праве
в
1973
г
,
однако
последняя
действовала
для
него
лишь
в
своей
первоначальной
редакции
1952
г
.
После
распада
СССР
Российская
Федерация
еще
в
декабре
1991
г
.
приняла
на
себя
все
обязательства
бывшего
Советского
Союза
,
вытекающие
из
его
участия
во
Всемирной
конвенции
,
а
спустя
три
года
присоединилась
к
Парижской
(1971
г
.)
редакции
данной
Конвенции
и
дополнительным
Протоколам
к
ней
№
1
и
2.
15
См
страницу
в
Интернете
В
настоящее
время
уровень
авторско
-
правовой
охраны
,
который
обеспечивается
Бернской
и
Всемирной
конвенциями
действительно
практически
совпадает
,
что
делает
их
параллельное
существование
во
многом
излишним
.
Вместе
с
тем
не
следует
забывать
о
том
,
что
некоторые
страны
по
-
прежнему
связаны
лишь
первоначальной
редакцией
Всемирной
конвенции
и
не
участвуют
в
Бернской
конвенции
.
Кроме
того
,
между
Всемирной
и
Бернской
конвенциями
сохраняется
ряд
важных
различий
.
В
частности
,
хотя
присоединение
России
к
Бернской
конвенции
и
ратификация
редакции
19711.
Всемирной
конвенции
произошли
практически
одновременно
,
их
правила
распространяются
на
разный
круг
произведений
российских
авторов
.
Если
Всемирная
конвенция
в
редакции
1971
г
.
действует
лишь
в
отношении
произведений
российских
авторов
,
впервые
выпущенных
в
свет
после
9
марта
1995
г
.,
то
Бернская
конвенция
должна
применяться
и
к
тем
российским
произведениям
,
которые
были
созданы
и
начали
использоваться
ранее
13
марта
1995
г
Данное
различие
вытекает
из
того
,
что
в
отличие
от
Всемирной
конвенции
Бернская
конвенция
действует
с
обратной
силой
.
В
соответствии
с
п
. (I)
ст
. 18
Бернская
конвенция
применяется
ко
всем
произведениям
,
которые
к
моменту
ее
вступления
в
силу
(
для
страны
,
присоединяющейся
к
Конвенции
)
не
стали
еще
общим
достоянием
в
стране
происхождения
вследствие
истечения
срока
охраны
.
В
практическом
плане
это
означает
,
что
если
произведение
российского
автора
еще
продолжает
охраняться
в
России
,
то
хотя
бы
оно
и
было
выпущено
в
свет
до
13
марта
1995
г
.,
с
даты
присоединения
России
к
Бернской
конвенции
оно
стало
охраняться
во
всех
странах
Бернского
союза
.
Соответственно
на
территории
Российской
Федерации
с
13
марта
1995
г
.
должны
охраняться
произведения
иностранных
авторов
,
которые
ранее
правовой
охраной
не
пользовались
,
при
условии
,
однако
,
что
они
не
перешли
еще
в
разряд
общественного
достояния
вследствие
истечения
срока
охраны
в
стране
происхождения
.
3.
Соглашение
по
торговым
аспектам
прав
интеллектуальной
собственности
и
охрана
авторских
прав
Соглашение
по
торговым
аспектам
прав
интеллектуальной
собственности
(
ТРИПС
),
прежде
всего
,
предусматривает
выполнение
странами
,
которые
в
нем
собираются
участвовать
,
всех
важнейших
положений
Бернской
конвенции
,
за
исключением
положений
о
неимущественных
правах
.
Кроме
этого
,
Соглашение
ТРИПС
включает
в
себя
ряд
новых
положений
о
международной
охране
авторского
права
.
Отсутствие
в
Соглашении
положений
о
неимущественных
правах
оправданно
,
поскольку
оно
в
целом
направлено
на
урегулирование
исключительно
торговых
аспектов
интеллектуальной
собственности
.
В
Соглашение
ТРИПС
вошел
ряд
основополагающих
пунктов
,
дополняющих
положения
Бернской
конвенции
.
В
соответствии
с
ними
охрана
авторских
прав
распространяется
на
компьютерные
программы
,
удлиняется
срок
действия
охраны
и
ограничивается
осуществление
международной
торговли
компьютерными
программами
и
другой
интеллектуальной
собственностью
со
странами
,
не
имеющими
возможности
осуществлять
охрану
авторских
прав
.
Соглашение
формулирует
требование
принятия
странами
-
участницами
различных
административных
форм
охраны
авторских
прав
.
Еще
более
важным
является
то
,
что
Соглашение
ТРИПС
открывает
возможность
использовать
высокоэффективные
механизмы
разрешения
спорных
вопросов
,
имеющиеся
в
ВТО
,
применительно
и
к
авторским
нравам
.
Основным
источником
противоречий
по
вопросам
авторского
права
в
международных
отношениях
являются
жалобы
со
стороны
экспортеров
авторских
материалов
,
в
частности
со
стороны
США
,
на
те
страны
,
которые
являются
крупными
их
импортерами
.
Это
,
в
основном
,
жалобы
на
то
,
что
последние
не
в
состоянии
обеспечить
адекватную
защиту
от
широко
распространенного
в
них
пиратства
.
Бернская
конвенция
не
предусматривает
эффективных
механизмов
ни
для
разрешения
споров
,
ни
для
применения
мер
воздействия
.
Традиционная
мера
воздействия
,
состоявшая
в
том
,
что
страны
со
слабой
охраной
авторских
прав
не
могли
рассчитывать
на
взаимность
в
отношении
исходивших
из
них
произведений
,
совсем
не
работала
,
поскольку
экспорт
,
связанный
с
авторскими
произведениями
,
редко
бывал
значительным
.
Соглашение
ТРИПС
предусматривает
возможность
применения
мер
воздействия
путем
репрессалий
.
Если
бы
,
например
,
Германия
совершила
нарушение
прав
автора
из
Канады
,
то
Канада
,
проведя
спорный
вопрос
через
процедуры
ВТО
по
разрешению
конфликтов
,
могла
бы
повысить
пошлину
на
ввоз
на
ее
территорию
немецкого
пива
.
4.
Договор
ВОИС
по
авторским
правам