ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2020
Просмотров: 2258
Скачиваний: 9
Договор
ВОИС
по
авторским
правам
дополнительные
положения
,
развивающие
положения
Соглашения
ТРИПС
,
как
по
материальной
,
так
и
по
процессуальной
стороне
проблемы
Данный
Договор
содержит
требование
о
том
,
что
,
подписавшие
его
страны
должны
запретить
следующее
: 1)
действия
в
обход
технологических
мер
охраны
прав
субъектов
авторского
права
и
2)
манипуляции
с
«
правом
управления
информацией
»
с
тем
,
чтобы
отслеживать
копирование
работ
и
их
использование
.
В
.
Охрана
авторских
прав
на
региональном
уровне
В
связи
с
тем
,
что
для
охраны
авторских
прав
не
требуется
соблюдения
формальностей
(
о
чем
мы
будем
говорить
ниже
),
в
мире
не
создано
учреждений
,
аналогичных
региональным
патентным
бюро
и
ведомствам
по
товарным
знакам
,
как
те
,
что
действуют
в
ЕС
.
По
вопросам
осуществления
политики
в
области
авторских
прав
Европейским
советом
,
например
,
издано
несколько
директив
директивы
мы
также
будем
рассматривать
в
связи
с
конкретными
отраслями
авторского
права
.
Охрана
произведений
российских
авторов
в
странах
ближнего
зарубежья
обеспечивается
на
основе
Соглашения
о
сотрудничестве
в
области
охраны
авторского
права
и
смежных
прав
от
24
сентября
1993
г
.
В
соответствии
с
названным
Соглашением
государства
-
участники
приняли
на
себя
обязательство
обеспечить
на
своих
территориях
выполнение
международных
обязательств
,
вытекающих
из
участия
бывшего
Союза
ССР
во
Всемирной
конвенции
об
авторском
праве
(
в
редакции
1952
г
.),
исходя
из
того
,
что
дата
вступления
в
силу
указанной
Конвенции
для
бывшего
Союза
ССР
(27
мая
1973
г
.)
является
датой
,
с
которой
каждое
государство
-
участник
считает
себя
связанным
ее
положениями
.
Иными
словами
,
государства
—
участники
настоящего
Соглашения
договорились
о
применении
в
отношениях
между
собой
правил
Всемирной
конвенции
в
редакции
1952
г
.,
а
значит
,
согласились
применять
к
произведениям
авторов
других
государств
национальный
режим
.
Одновременно
участники
Соглашения
заявили
о
своем
намерении
предпринять
необходимые
меры
для
разработки
и
принятия
законопроектов
,
обеспечивающих
охрану
авторского
права
и
смежных
прав
на
уровне
требований
Бернской
конвенции
об
охране
литературных
и
художественных
произведений
,
Женевской
конвенции
об
охране
интересов
производителей
фонограмм
от
незаконного
воспроизводства
их
фонограмм
и
Римской
конвенции
об
охране
прав
артистов
-
исполнителей
,
производителей
фонограмм
и
вещательных
организаций
.
Содержание
новых
авторских
законов
государств
,
входивших
ранее
в
СССР
,
свидетельствует
о
том
,
что
большинством
стран
—
участниц
Соглашения
принятые
обязательства
уже
выполнены
.
Соглашение
о
партнерстве
и
сотрудничестве
,
учреждающее
партнерство
между
Российской
Федерацией
,
с
одной
стороны
,
и
Европейскими
сообществами
и
их
государствами
-
членами
,
с
другой
стороны
,
которое
подписано
24
июня
1994
г
.
и
вступило
в
силу
с
1
декабря
1997
г
.,
содержит
обязательство
Российской
Федерации
продолжать
«
совершенствование
механизмов
охраны
прав
интеллектуальной
собственности
с
целью
обеспечения
к
концу
пятого
года
после
вступления
настоящего
Соглашения
в
силу
уровня
защиты
,
аналогичного
уровню
,
существующему
в
Сообществе
,
включая
эффективные
средства
обеспечения
соблюдения
таких
прав
» (
п
. 1
Приложения
№
10).
Кроме
того
,
с
момента
вступления
в
силу
настоящего
Соглашения
Россия
должна
предоставлять
компаниям
и
физическим
лицам
Сообщества
в
отношении
признания
и
охраны
прав
интеллектуальной
собственности
режим
не
менее
благоприятный
,
чем
тот
,
который
предоставлен
ею
любой
третьей
стране
по
двусторонним
соглашениям
.
Правда
,
последнее
правило
не
применяется
в
отношении
преимуществ
,
предоставленных
Россией
любой
третьей
стране
на
основе
эффективной
взаимности
,
а
также
преимуществ
,
предоставленных
Россией
другой
стране
—
республике
бывшего
СССР
.
Г
.
Условия
правовой
охраны
произведений
1.
Требование
объективной
формы
выражения
произведения
В
некоторых
странах
в
законодательстве
по
авторскому
праву
делается
различие
между
«
зафиксированными
» (
т
.
е
.
закрепленными
в
какой
-
либо
объективной
форме
)
и
«
незафиксированными
»
произведениями
,
в
связи
с
чем
«
незафиксированным
»
произведениям
предоставляется
меньшая
охрана
или
же
она
не
предоставляется
совсем
.
К
незафиксированным
произведениям
относятся
лекции
и
речи
,
в
которых
автор
не
читает
заранее
написанного
текста
.
Сюда
также
относятся
и
некоторые
музыкальные
произведения
,
такие
,
как
импровизации
,
которые
16
См
.
страницу
в
Интернете
17
См
.
страницу
в
Интернете
никогда
не
были
записаны
нотами
или
в
памяти
электронных
музыкальных
приборов
.
Еще
одной
разновидностью
является
живой
репортаж
со
спортивных
соревновании
.
В
ст
. 1(2)
Бернской
конвенции
говорится
: «
Однако
за
законодательством
стран
Союза
сохраняется
право
предписать
,
что
литературные
и
художественные
произведения
или
какие
-
либо
определенные
их
категории
не
подлежат
охране
,
если
они
не
закреплены
в
той
или
иной
материальной
форме
».
В
соответствии
с
п
. 2
ст
. 6
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»
произведение
автора
становится
объектом
правовой
охраны
лишь
при
условии
,
что
оно
выражено
в
какой
-
либо
объективной
форме
.
До
тех
пор
,
пока
мысли
и
образы
автора
не
проявились
вовне
,
а
существуют
лишь
в
виде
творческого
замысла
,
они
не
могут
быть
восприняты
другими
людьми
и
,
следовательно
,
не
существует
и
практической
надобности
в
их
правовой
охране
.
Чтобы
творческий
результат
приобрел
общественную
значимость
и
характер
объекта
авторского
права
,
он
должен
быть
воплощен
в
какой
-
либо
объективной
форме
—
письменной
(
рукопись
или
нотная
запись
),
устной
(
публичное
произнесение
речи
,
публичное
исполнение
музыки
),
звуко
-
и
видеозаписи
(
механической
,
магнитной
,
цифровой
,
оптической
и
т
.
п
. ),
изображения
(
рисунок
,
чертеж
,
фотокадр
и
др
.).
Иными
словами
,
произведение
должно
существовать
в
форме
,
которая
отделена
от
личности
автора
и
приобрела
самостоятельное
значение
.
Объективная
форма
выражения
произведения
тесным
образом
связана
с
возможностью
его
воспроизведения
.
Относительно
характера
данной
связи
в
российской
юридической
литературе
существуют
две
позиции
.
По
мнению
одних
ученых
,
объективная
форма
и
воспроизводимость
произведения
составляют
единый
признак
охраноспособного
произведения
.
Иными
словами
,
само
наличие
у
произведения
объективной
формы
свидетельствует
о
возможности
его
воспроизведения
.
Так
,
музыку
можно
воспроизвести
с
того
момента
,
как
она
прозвучала
,
хотя
бы
автор
не
прибегнул
к
записи
.
Точно
так
же
можно
воспроизвести
новую
научную
мысль
,
если
она
выражена
устно
.
Другие
ученые
полагают
,
что
воспроизводимость
является
самостоятельным
признаком
произведения
или
,
что
то
же
самое
,
закон
охраняет
только
такие
произведения
,
объективная
форма
которых
обеспечивает
возможность
их
воспроизведения
без
участия
самого
автора
.
Они
признают
,
что
произнесенные
речи
и
доклады
,
исполненные
музыкальные
произведения
и
прочитанные
устно
стихотворения
,
даже
если
они
нигде
и
никак
не
зафиксированы
,
существовали
в
объективной
форме
,
иначе
они
не
могли
бы
восприниматься
другими
людьми
.
Но
такая
форма
,
не
связанная
с
каким
-
либо
материальным
носителем
,
является
крайне
неустойчивой
,
легко
может
быть
утрачена
и
искажена
.
Никакой
слушатель
или
зритель
,
кроме
,
может
быть
,
случаев
особой
гениальности
,
не
в
состоянии
запомнить
и
воспроизвести
во
всех
деталях
публично
исполненное
произведение
.
Закон
об
авторском
праве
,
разрешая
этот
многолетний
спор
,
ограничивается
указанием
на
необходимость
придания
произведению
объективной
формы
и
не
упоминает
при
этом
о
том
,
что
данная
форма
должна
позволять
воспроизводить
результат
творческой
деятельности
автора
.
Иными
словами
,
законодатель
однозначно
признал
,
что
авторским
правом
охраняются
любые
выраженные
вовне
произведения
,
в
том
числе
и
те
,
объективная
форма
которых
не
связана
с
материальным
носителем
.
Конечно
,
защита
подобных
произведений
,
например
,
публично
произнесенных
,
но
нигде
не
зафиксированных
речей
,
лекций
,
докладов
,
особенно
защита
их
от
искажения
,
представляется
более
сложной
,
чем
защита
произведений
,
связанных
с
каким
-
либо
материальным
носителем
.
Но
в
принципе
она
может
быть
обеспечена
,
в
связи
с
чем
исключение
из
закона
специального
упоминания
о
возможности
воспроизведения
результата
творческой
деятельности
как
особого
признака
охраняемого
произведения
представляется
оправданным
.
2.
Признак
творчества
В
Бернской
конвенции
не
сформулированы
конкретные
требования
к
творческому
характеру
деятельности
,
непременно
находящему
выражение
в
определенных
результатах
,
хотя
в
ст
. 1
Конвенции
объявлена
цель
«
охраны
прав
авторов
на
их
литературные
и
художественные
произведения
»,
и
оба
слова
«
автор
»
и
«
произведение
»
подразумевают
наличие
результата
творчества
.
Далее
в
ст
. 2(5)
Конвенции
указывается
,
какие
еще
специфические
результаты
могут
быть
у
творчества
:
«
Сборники
литературных
и
художественных
произведений
,
например
энциклопедии
и
антологии
,
представляющие
собой
по
подбору
и
расположению
материалов
результат
интеллектуального
творчества
,
охраняются
как
таковые
,
без
ущерба
правам
авторов
каждого
из
произведений
,
составляющего
часть
таких
сборников
».
Критерий
результата
творчества
также
четко
выражен
в
ст
. 5
Договора
ВОИС
по
авторским
правам
:
«
Сборники
данных
или
другие
материалы
в
любой
форме
,
которые
по
подбору
и
расположению
представляют
собой
результат
интеллектуального
труда
,
охраняются
как
таковые
.
Эта
охрана
распространяется
не
на
сами
данные
и
материалы
и
осуществляется
без
ущерба
защищающим
их
авторским
правам
».
Если
некто
,
используя
копировальную
машину
,
сделает
копию
написанного
кем
-
то
стихотворения
,
то
он
вряд
ли
может
считаться
автором
произведения
.
С
другой
стороны
,
охрану
своих
произведений
могут
получить
как
поэт
—
лауреат
Нобелевской
премии
,
так
и
бесталанный
поэт
-
любитель
,
ибо
не
существует
конкретного
стандарта
качества
авторского
произведения
.
От
страны
к
стране
существуют
значительные
различия
в
том
,
что
касается
степени
творчества
,
необходимого
для
получения
охраны
авторским
правом
.
Единодушно
разделяется
мнение
относительно
того
,
что
стандарт
здесь
значительно
ниже
тех
требований
,
которые
предъявляются
к
изобретательскому
уровню
и
оригинальности
изобретения
.
Следование
критерию
результата
творчества
не
всегда
автоматически
ведет
к
получению
охраны
,
поскольку
человеком
может
быть
выполнена
такая
работа
,
которая
по
своему
характеру
требует
приложения
просто
значительных
,
но
не
творческих
усилий
.
Примером
может
послужить
создание
такой
базы
данных
,
как
городская
адресная
книга
.
Вопросы
правовой
охраны
такого
рода
результатов
нетворческой
деятельности
будут
рассмотрены
ниже
.
В
российском
авторском
праве
признак
творчества
не
раскрывается
,
в
связи
с
чем
в
литературе
дается
немало
его
определений
.
Чаще
всего
творчество
определяется
как
деятельность
человека
,
порождающая
нечто
качественно
новое
и
отличающееся
неповторимостью
,
оригинальностью
и
уникальностью
.
Показателем
творческого
характера
произведения
,
по
мнению
большинства
ученых
,
является
его
новизна
.
Новизна
в
данном
случае
рассматривается
как
синоним
оригинальности
произведения
.
Она
может
выражаться
в
новом
содержании
,
новой
форме
произведения
,
новой
идее
,
новой
научной
концепции
и
т
.
п
.
3.
Объекты
авторского
права
В
ст
. 9(2)
Соглашения
ТРИПС
так
определена
природа
того
,
что
может
быть
объектом
авторского
права
:
«
Охрана
авторским
правом
распространяется
на
объективно
выраженные
результаты
интеллектуальной
деятельности
,
но
не
распространяется
на
идеи
,
процессы
,
способы
,
концепции
или
математические
формулы
в
чистом
виде
».
Статья
2
Договора
ВОИС
по
авторским
правам
сформулирована
почти
идентичным
образом
.
Знаменитая
формула
Эйнштейна
из
его
теории
относительности
«
е
=m
с
2
»
не
может
быть
защищена
авторским
правом
.
Однако
его
объяснения
теории
относительности
,
опубликованные
в
статьях
в
специальных
журналах
,
становятся
объектом
правой
охраны
.
Таким
образом
,
один
документ
может
содержать
в
себе
неохраняемые
идеи
и
охраняемую
форму
их
объективного
выражения
.
В
примере
со
статьей
Эйнштейна
сравнительно
просто
отделить
результат
творчества
от
идей
,
поскольку
идеи
выражены
как
ряд
математических
формул
.
Отделить
идею
от
формы
ее
выражения
значительно
труднее
в
отношении
литературных
произведений
.
Возьмем
для
примера
«
Ромео
и
Джульетту
»
Шекспира
.
Будем
исходить
из
того
,
что
срок
действия
авторского
права
на
это
произведение
еще
не
истек
(
и
отвлечемся
от
такого
момента
,
что
в
этом
произведении
Шекспира
много
заимствований
из
работ
более
ранних
авторов
).
Основная
идея
произведения
о
том
,
что
юноша
и
девушка
встречают
противодействие
своей
любви
со
стороны
их
семей
,
очевидно
,
не
может
быть
объектом
авторского
права
.
Но
вот
особые
детали
содержания
,
такие
,
как
знаменитая
сцена
с
Джульеттой
на
балконе
,
несомненно
,
должны
охраняться
.
Однако
суды
в
разных
странах
,
проводя
линию
разделения
между
идеей
и
воплощением
,
в
том
же
примере
с
Ромео
и
Джульеттой
будут
рассуждать
далеко
не
одинаково
в
решении
вопроса
о
том
,
с
чем
они
имеют
дело
в
данном
случае
—
с
заимствованием
идеи
или
физическим
переписыванием
текста
.
Сама
по
себе
линия
разделения
между
идеей
и
формой
ее
воплощения
не
имеет
большого
значения
,
поскольку
с
неизбежностью
придется
признать
,
что
имело
место
заимствование
сюжета
(
т
.
е
.
выражения
идеи
).
Но
вот
решение
вопроса
о
том
,
имел
ли
место
просто
парафраз
сюжета
или
же
автором
были
заимствованы
,
но
самостоятельно
развиты
некоторые
основные
сюжетные
линии
,
становится
чрезвычайно
важным
.
Законодательство
об
авторских
правах
во
многих
странах
не
распространяет
охрану
на
простые
факты
.
Теория
авторского
права
четко
гласит
,
что
простое
объявление
о
фактах
не
несет
в
себе
такого
главного
элемента
,
как
наличие
творческого
результата
,
необходимого
для
охраны
авторским
правом
.
В
соответствии
с
Бернской
конвенцией
«
охрана
,
предоставляемая
с
настоящей
Конвенцией
,
не
распространяется
на
сообщения
о
новостях
дня
или
на
сообщения
о
различных
событиях
,
имеющие
характер
простой
пресс
-
информации
».
Объектом
авторского
права
является
не
только
произведение
в
Целом
,
но
и
часть
произведения
,
которая
является
результатом
творческой
деятельности
и
может
быть
использована
самостоятельно
.
В
этой
связи
большое
значение
для
понимания
сущности
правовой
охраны
произведений
имеет
принятое
в
литературе
выделение
у
произведения
«
юридически
безразличных
»
и
«
юридически
значимых
»
элементов
.
К
«
юридически
безразличным
»,
т
.
е
.
неохраняемым
элементам
произведения
принято
относить
его
тему
,
фактический
материал
,
положенный
в
основу
произведения
,
а
также
сюжетное
ядро
и
идейное
содержание
произведения
.
В
теории
литературы
и
искусства
эти
элементы
называют
содержанием
произведения
.
Их
заимствование
не
налагает
на
пользователей
никаких
обязанностей
,
т
.
е
.
не
является
нарушением
авторского
права
.
В
самом
деле
,
совершенно
очевидно
,
что
на
одну
и
ту
же
тему
,
на
одном
и
том
же
материале
может
быть
создано
сколько
угодно
произведений
,
причем
авторам
никто
не
запрещает
давать
сходную
интерпретацию
излагаемым
событиям
,
героям
,
их
поступкам
и
т
.
п
.
В
принципе
,
аналогично
решается
вопрос
и
с
охраной
сюжетного
ядра
произведения
.
История
литературы
и
искусства
знает
немало
творений
,
в
которых
используются
сходные
сюжетные
ходы
и
один
и
тот
же
исходный
материал
.
Например
,
история
Дон
Жуана
,
художественный
образ
которого
создан
испанским
драматургом
Тирсо
де
Молина
еще
в
1630
г
.,
получила
художественное
воплощение
в
произведениях
Ж
.-
Б
.
Мольера
,
Э
.
Гофмана
,
А
.
Мюссе
,
В
.
А
.
Моцарта
,
Дж
.
Байрона
,
А
.
С
.
Пушкина
,
А
.
К
.
Толстого
и
других
авторов
.
Данное
положение
теории
авторского
права
опирается
на
принятые
в
литературе
и
искусстве
морально
-
этические
нормы
и
правила
.
Широко
известны
случаи
,
когда
сюжет
произведения
передавался
одним
литератором
другому
и
вопрос
о
соавторстве
при
этом
не
возникал
.
Так
,
А
.
С
.
Пушкин
подсказал
Н
.
В
.
Гоголю
сюжеты
«
Ревизора
»
и
«
Мертвых
душ
».
К
содержанию
произведения
,
которое
как
таковое
не
защищается
нормами
авторского
права
,
относится
и
такой
элемент
произведения
,
как
его
название
.
Однако
если
название
является
оригинальным
,
оно
пользуется
правовой
охраной
.
К
«
юридически
значимым
» (
охраняемым
)
элементам
произведения
относятся
образы
и
язык
произведения
.
Под
художественным
образом
понимается
специфическая
для
искусства
форма
отражения
действительности
и
выражения
мыслей
и
чувств
художника
.
Художественный
образ
рождается
в
воображении
художника
,
воплощается
в
создаваемом
им
произведении
в
той
или
иной
материальной
форме
(
пластической
,
звуковой
,
словесной
)
и
воссоздается
воображением
воспринимающего
искусство
зрителя
,
слушателя
,
читателя
.
В
науке
авторского
права
созданные
художником
образы
именуются
внутренней
формой
произведения
.
Она
пользуется
правовой
охраной
,
так
как
является
результатом
творческой
деятельности
и
отражает
индивидуальность
своего
творца
.
Считается
,
что
,
в
принципе
,
образы
произведения
могут
быть
заимствованы
для
создания
нового
,
творчески
самостоятельного
произведения
при
условии
придания
им
новой
внешней
формы
.
В
этом
случае
,
однако
,
закон
требует
обязательного
согласия
автора
первоначального
произведения
и
указание
источника
заимствования
.
Внешней
формой
произведения
является
язык
произведения
,
под
которым
понимаются
свойственные
автору
средства
и
приемы
создания
художественных
образов
.
Иными
словами
,
язык
произведения
—
это
совокупность
использованных
автором
изобразительно
-
выразительных
средств
.
Язык
произведения
заимствован
быть
не
может
;
в
таком
случае
используется
цитирование
с
указанием
источника
.
К
числу
объектов
,
не
охраняемых
авторским
правом
,
относятся
прежде
всего
те
из
них
,
которые
не
обладают
хотя
бы
одним
из
признаков
произведения
науки
,
литературы
и
искусства
.
Так
,
если
лицом
в
ходе
проделанной
работы
достигнут
не
творческий
,
а
чисто
технический
результат
,
он
авторским
правом
не
охраняется
.
К
такого
рода
результатам
относятся
,
в
частности
,
телефонные
справочники
,
расписания
движения
,
адресные
книги
и
т
.
п
.
при
условии
,
что
составителем
не
применена
оригинальная
схема
изложения
справочных
данных
.
В
соответствии
со
своей
доктриной
авторское
право
охраняет
лишь
форму
,
а
не
содержание
произведения
.
Ныне
данное
положение
нашло
прямое
закрепление
в
п
. 4
ст
. 6
Закона
об
авторском
праве
,
где
говорится
о
том
,
что
авторское
право
не
распространяется
на
идеи
,
методы
,
процессы
,
системы
,
способы
,
концепции
,
открытия
,
факты
.
Некоторые
из
перечисленных
результатов
интеллектуальной
деятельности
охраняются
иными
институтами
права
,
в
частности
патентным
правом
;
вопросы
охраны
других
достижений
обсуждаются
в
научных
кругах
.
Но
сами
по
себе
идеи
,
принципы
,
факты
и
подобные
им
результаты
интеллектуальной
деятельности
авторское
право
не
охраняет
Наряду
с
подобными
объектами
существуют
произведения
,
обладающие
всеми
необходимыми
для
охраны
признаками
,
но
не
охраняемые
авторским
правом
в
силу
прямого
указания
закона
.
К
их
числу
относятся
следующие
четыре
категории
произведений
.
Во
-
первых
,
не
пользуются
правовой
охраной
произведения
,
срок
охраны
которых
истек
.
Вопрос
о
сроке
действия
авторского
права
будет
рассмотрен
ниже
Здесь
же
отметим
,
что
истечение
срока
охраны
никак
не
влияет
на
охрану
авторства
,
имени
автора
и
неприкосновенности
произведения
.
Во
-
вторых
,
из
сферы
правовой
охраны
исключены
официальные
документы
,
их
официальные
переводы
,
а
также
государственные
символы
и
знаки
.
Об
их
правовом
режиме
будет
сказано
ниже
.
В
-
третьих
,
в
силу
прямого
указания
закона
не
охраняются
авторским
правом
произведения
народного
творчества
.
К
ним
относятся
произведения
фольклора
—
частушки
,
поговорки
,
анекдоты
,
танцы
и
т
.
п
.,
произведения
народных
художественных
промыслов
,
народные
костюмы
,
традиционная
архитектура
и
т
.
д
.
Причиной
исключения
произведений
народного
творчества
из
сферы
охраны
является
то
,
что
авторство
на
них
не
может
быть
установлено
,
так
как
их
автором
является
народ
.
В
-
четвертых
,
не
признаются
объектами
авторского
права
сообщения
о
событиях
и
фактах
,
имеющие
информационный
характер
.
В
самом
деле
,
бесстрастная
информация
о
том
или
ином
факте
является
лишь
точным
его
отражением
и
не
включает
элементов
творчества
.
Таковы
,
в
частности
,
краткие
сообщения
телеграфных
информационных
агентств
,
официальная
хроника
,
сообщение
о
криминальных
происшествиях
и
т
.
п
.
Поскольку
на
первый
план
здесь
выдвигаются
точность
и
оперативность
информации
,
она
подается
,
как
правило
,
в
очень
сжатом
виде
,
не
оставляющем
места
для
проявления
авторской
индивидуальности
.
Единственное
,
на
что
вправе
претендовать
автор
сообщения
или
впервые
опубликовавший
его
орган
массовой
информации
, —
это
требовать
указания
другими
органами
печати
,
сообщающими
данную
информацию
,
на
источник
ее
первоначального
обнародования
(
ст
. 23
Закона
РСФСР
«
О
средствах
массовой
информации
»).
В
тех
же
случаях
,
когда
сообщение
о
том
или
ином
событии
сопровождается
авторским
комментарием
,
оценкой
значимости
происшедшего
,
прогнозом
дальнейшего
развития
событий
,
анализом
или
иной
интерпретацией
,
оно
приобретает
режим
объекта
авторского
права
.
а
.
Литературные
и
художественные
произведения
В
XIX
в
.
авторы
Бернской
конвенции
и
разработчики
законодательства
по
авторскому
праву
разных
стран
рассматривали
охрану
литературных
и
художественных
произведений
как
первоочередную
задачу
этого
института
права
.
В
первой
же
статье
Конвенции
говорится
: «
Страны
,
к
которым
применяется
настоящая
Конвенция
,
образуют
Союз
для
охраны
прав
авторов
на
их
литературные
и
художественные
произведения
».
По
мере
появления
новых
форм
интеллектуального
творчества
,
например
,
кинофильмов
,
последовательно
проводился
и
пересмотр
Бернской
конвенции
,
что
постепенно
привело
к
расширению
дефиниции
«
литературные
и
художественные
произведения
»
в
ст
. 2(1).
В
настоящее
время
дефиниция
сформулирована
следующим
образом
:
«
Термин
«
литературные
и
художественные
произведения
»
охватывает
все
произведения
в
области
литературы
,
науки
и
искусства
,
каким
бы
способом
и
в
какой
бы
форме
они
ни
были
выражены
,
как
-
то
:
книги
,
брошюры
и
другие
письменные
произведения
;
лекции
,
обращения
,
проповеди
и
другие
подобного
рода
произведения
;
драматические
и
музыкально
-
драматические
произведения
;
хореографические
произведения
и
пантомимы
;
музыкальные
сочинения
с
текстом
или
без
'
текста
;
кинематографические
произведения
,
к
которым
приравниваются
произведения
,
выраженные
способом
,
аналогичным
кинематографии
;
рисунки
,
произведения
живописи
,
архитектуры
,
скульптуры
,
графики
и
литографии
;
фотографические
произведения
,
к
которым
приравниваются
произведения
,
выраженные
способом
,
аналогичным
фотографии
;
произведения
прикладного
искусства
;
иллюстрации
,
географические
карты
,
планы
,
эскизы
и
пластические
произведения
,
относящиеся
к
географии
,
топографии
,
архитектуре
или
наукам
».
Национальное
законодательство
по
авторским
правам
должно
охранять
«
все
произведения
в
области
литературы
,
науки
или
искусства
».
При
этом
перечень
произведений
,
открывающийся
словами
«
как
-
то
»,
является
примерным
,
а
не
исчерпывающим
.
Программное
обеспечение
для
ЭВМ
представляет
собой
наиважнейший
результат
творческой
работы
,
не
упомянутый
в
перечне
.
Этот
пробел
был
восполнен
ст
. 10(1)
Соглашения
ТРИПС
:
«
Компьютерные
программы
,
будь
они
в
форме
программы
или
алгоритма
,
охраняются
так
же
,
как
и
литературные
произведения
по
Бернской
конвенции
...»
В
ст
. 4
Договора
ВОИС
по
авторским
правам
также
включены
положения
об
охране
компьютерных
программ
:
«
Компьютерные
программы
охраняются
как
литературные
произведения
,
в
полном
соответствии
со
смыслом
статьи
2
Бернской
конвенции
.
Этой
охраной
охватываются
все
виды