ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2020
Просмотров: 2255
Скачиваний: 9
Конвенции
могут
у
себя
использовать
простое
уведомление
о
защищенности
авторским
правом
.
В
настоящее
время
,
когда
уже
почти
все
страны
вступили
в
Бернскую
конвенцию
,
запрещающую
использование
любых
формальностей
(
включая
и
знак
охраны
),
издатели
продолжают
этот
знак
использовать
.
Почему
?
Отчасти
это
дело
привычки
.
Отчасти
в
рекламных
целях
,
поскольку
,
например
,
покупатель
путеводителя
,
глядя
на
дату
первой
публикации
в
знаке
,
не
купит
книгу
,
изданную
ранее
,
чем
год
назад
.
Но
еще
более
важно
убедить
публику
в
том
,
что
издатель
серьезно
относится
к
авторским
правам
.
В
некоторых
странах
средства
борьбы
с
нарушениями
авторских
прав
несколько
мягче
в
отношении
невиновных
нарушителей
,
поэтому
наличие
знака
охраны
авторским
правом
делает
невозможным
для
нарушителя
доказывать
свою
невиновность
.
3.
Необязательность
регистрации
авторского
права
В
связи
с
тем
,
что
согласно
Бернской
конвенции
обязательная
регистрация
авторского
права
как
условие
его
охраны
запрещается
,
в
значительном
числе
стран
не
существует
ни
специальных
государственных
учреждений
,
занимающихся
авторскими
правами
,
ни
механизмов
их
регистрации
.
Соединенные
Штаты
Америки
являют
собой
пример
приятного
исключения
.
В
полном
соответствии
с
Бернской
конвенцией
здесь
от
иностранных
обладателей
авторских
прав
не
требуют
их
регистрации
.
Но
по
законодательству
США
карательные
меры
за
нарушение
зарегистрированных
авторских
прав
отличаются
значительно
большей
тяжестью
.
Американский
законодатель
исходит
из
того
,
что
факт
регистрации
права
создает
презумпцию
его
юридической
силы
.
Сама
по
себе
регистрация
—
процедура
простая
и
не
дорогая
Иностранные
авторы
часто
регистрируют
свои
права
в
США
для
того
,
чтобы
получить
дополнительную
и
весьма
ценную
защиту
.
В
некоторых
странах
появилась
возможность
регистрации
авторского
права
на
программы
для
компьютеров
Для
возникновения
,
осуществления
и
охраны
авторского
права
не
требуется
регистрации
произведения
,
иного
специального
оформления
произведения
или
соблюдения
каких
-
либо
других
формальностей
.
Это
принципиальная
позиция
законодательства
России
,
в
соответствии
с
которой
авторское
право
порождает
сам
факт
создания
произведения
(
п
. 1
ст
. 9
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»).
Кроме
того
,
Закон
не
требует
подтверждения
наличия
у
произведения
предусмотренных
им
критериев
,
т
.
е
.
необходимости
какой
-
либо
квалификации
произведения
как
такового
для
признания
его
объектом
авторского
права
.
После
присоединения
СССР
в
1973
г
.
к
Всемирной
конвенции
об
авторском
праве
1952
г
.
на
всех
печатных
изданиях
(
книгах
,
журналах
,
конвертах
грампластинок
и
т
.
п
. )
стал
проставляться
знак
охраны
авторского
права
,
который
состоит
из
трех
элементов
:
латинской
буквой
«
С
»
в
окружности
: ©;
имени
обладателя
исключительных
авторских
прав
,
года
первого
опубликования
произведения
.
Использование
данного
знака
охраны
не
означает
введения
в
российское
право
требования
о
выполнении
формальностей
как
условия
возникновения
охраны
.
Применение
знака
охраны
зависит
от
усмотрения
обладателя
исключительных
авторских
прав
.
Правовой
охраной
в
равной
степени
будут
пользоваться
как
произведения
,
на
которых
проставлен
знак
охраны
,
так
и
произведения
без
такого
знака
.
Основной
целью
снабжения
произведения
данным
знаком
является
оповещение
третьих
лиц
о
том
,
что
они
имеют
дело
с
охраняемым
произведением
Это
не
только
служит
предупреждением
против
нарушения
чужих
авторских
прав
,
но
и
облегчает
процесс
доказывания
вины
нарушителя
,
если
таковое
все
-
таки
состоится
.
Аналогичное
значение
имеет
и
регистрация
программ
для
ЭВМ
и
баз
данных
в
Российском
агентстве
по
правовой
охране
программ
для
ЭВМ
,
баз
данных
и
топологий
ИМС
(
в
настоящее
время
функции
указанного
Агентства
выполняются
Роспатентом
).
Регистрация
программных
средств
осуществляется
исключительно
по
желанию
правообладателя
,
ей
не
придается
никакого
правообразующего
значения
,
но
факт
регистрации
может
сыграть
полезную
роль
при
разрешении
спора
об
авторстве
на
компьютерную
программу
или
ее
незаконном
использовании
.
Е
.
Срок
охраны
прав
авторов
1.
Длительность
срока
охраны
2.
Срок
охраны
авторским
правом
длится
пожизненно
и
от
50
до
70
лет
после
смерти
автора
.
Из
18
См
.
страницу
в
Интернете
http://www.lcweb.loc.dov/copyright/
этого
общего
положения
есть
некоторые
исключения
,
на
рассмотрении
которых
мы
остановимся
ниже
.
Статьями
7
и
7bis
Бернской
конвенции
устанавливается
срок
охраны
пожизненно
плюс
50
лет
после
смерти
автора
Однако
в
ряде
стран
,
например
в
странах
ЕС
и
в
США
,
срок
охраны
после
смерти
автора
увеличен
до
70
лет
.
В
России
авторское
право
действует
в
течение
всей
жизни
автора
и
50
лет
после
его
смерти
.
Указанный
50-
летний
срок
исчисляется
с
1
января
года
,
следующего
за
годом
смерти
автора
,
и
соответственно
истекает
в
конце
последнего
,
пятидесятого
года
срока
.
Из
этого
общего
правила
устанавливается
,
однако
,
ряд
исключений
.
Первое
из
них
касается
произведений
,
обнародованных
анонимно
или
под
псевдонимом
.
По
понятным
причинам
срок
их
охраны
не
может
быть
основан
на
дате
смерти
их
авторов
.
Поэтому
авторское
право
на
такие
произведения
действует
в
течение
50
лет
,
считая
с
1
января
года
,
следующего
за
годом
их
правомерного
обнародования
.
Если
,
однако
,
автор
произведения
,
выпущенного
анонимно
или
под
псевдонимом
,
раскроет
свою
личность
в
течение
указанного
срока
или
его
личность
не
будет
далее
оставлять
сомнений
,
то
срок
действия
авторского
права
на
это
произведение
будет
исчисляться
по
общим
правилам
.
Второе
исключение
связано
с
произведениями
,
созданными
в
соавторстве
.
Авторское
право
на
такое
произведение
действует
в
течение
всей
жизни
и
50
лет
после
смерти
автора
,
пережившего
других
авторов
.
В
данном
случае
имеются
в
виду
,
конечно
,
авторские
права
на
коллективное
произведение
в
целом
.
Сроки
охраны
частей
коллективного
произведения
,
которые
имеют
самостоятельное
значение
и
используются
обособленно
от
других
частей
произведения
,
зависят
от
продолжительности
жизни
их
авторов
.
На
практике
нередко
встречаются
случаи
,
когда
произведения
умерших
авторов
обнародуются
и
начинают
использоваться
за
пределами
указанных
выше
сроков
или
в
самом
их
конце
.
На
этом
основании
наследники
часто
обращались
в
государственные
органы
с
просьбами
о
продлении
срока
действия
авторского
права
,
однако
ранее
действовавшее
законодательство
такой
возможности
не
предусматривало
.
Данный
вопрос
обычно
решался
путем
заключения
наследниками
и
заинтересованными
организациями
договоров
купли
-
продажи
о
приобретении
неопубликованных
рукописей
и
иных
материальных
носителей
как
вещественных
объектов
.
Это
,
конечно
,
не
было
оптимальным
выходом
из
ситуации
,
так
как
наследники
лишались
возможности
получать
вознаграждение
за
повторное
использование
произведений
,
их
использование
иными
организациями
и
т
.
д
.
Учитывая
это
,
новый
авторский
Закон
установил
еще
одно
исключение
из
общих
правил
исчисления
сроков
охраны
авторских
произведений
.
В
соответствии
с
п
. 5
ст
. 27
Закона
авторское
право
на
произведение
,
впервые
выпущенное
в
свет
после
смерти
автора
,
действует
в
течение
50
лет
после
его
выпуска
.
К
рассмотренному
случаю
близка
ситуация
,
касающаяся
сроков
охраны
произведений
репрессированных
авторов
.
Если
автор
был
репрессирован
и
реабилитирован
посмертно
,
то
50-
летний
срок
охраны
прав
на
произведение
начинает
действовать
с
1
января
года
,
следующего
за
годом
реабилитации
.
Наконец
,
Закон
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»
предусматривает
увеличение
на
4
года
срока
охраны
авторских
прав
на
произведения
тех
авторов
,
которые
участвовали
в
Великой
Отечественной
войне
или
работали
в
этот
период
.
Установленный
российским
законом
срок
охраны
авторских
прав
,
равно
как
и
особый
порядок
его
исчисления
в
указанных
в
законе
случаях
,
применяется
тогда
,
когда
50-
летний
срок
действия
авторского
права
не
истек
к
1
января
1993
г
. (
п
. 3
постановления
Верховного
Совета
РФ
от
9
июля
1993
г
. «
О
порядке
введения
в
действие
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»).
Данное
весьма
своеобразное
правило
выпадает
из
ряда
обычно
принимаемых
решений
и
порождает
далеко
идущие
юридические
последствия
.
Чтобы
пояснить
,
о
чем
идет
речь
,
напомним
,
что
до
1
июня
1973
г
.
общий
срок
действия
авторских
прав
на
произведение
составлял
в
России
период
жизни
автора
и
15
лет
после
его
смерти
,
а
с
1
июня
1973
г
.
по
3
августа
1992
г
. —
период
жизни
и
25
лет
.
Основы
гражданского
законодательства
1991
г
.,
вступившие
в
действие
на
территории
России
3
августа
1993
г
.,
впервые
увеличили
срок
охраны
авторских
прав
до
50
лет
.
Однако
при
этом
было
установлено
,
что
новый
50-
летний
срок
охраны
применяется
лишь
к
тем
произведениям
,
срок
действия
авторских
прав
на
которые
не
истек
к
моменту
вступления
Основ
в
силу
.
Иными
словами
,
если
произведение
по
причине
истечения
действовавшего
ранее
срока
охраны
уже
перешло
в
разряд
неохраняемых
,
то
восстановление
его
охраны
в
связи
с
увеличением
Основами
срока
охраны
авторских
прав
не
предусматривалось
.
Именно
таким
образом
обычно
решается
данный
вопрос
при
изменении
законодательства
.
Данное
решение
было
,
в
частности
,
реализовано
при
введении
в
действие
Патентного
закона
РФ
,
который
увеличил
срок
действия
патентов
на
изобретения
и
промышленные
образцы
.
При
введении
в
действие
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»
законодатель
отступал
от
этого
правила
,
что
создало
довольно
сложную
юридическую
ситуацию
.
Многие
произведения
,
которые
уже
давно
использовались
свободно
в
связи
с
истечением
сроков
их
охраны
но
ранее
действовавшему
законодательству
,
вновь
стали
пользоваться
правовой
охраной
.
В
эту
категорию
попали
произведения
всех
российских
авторов
,
которые
умерли
после
1
января
1943
г
.,
так
как
на
1
января
1993
г
.
еще
не
истек
установленный
законом
50-
летний
срок
охраны
их
произведений
.
Как
видно
из
стенограммы
заседания
верховного
Совета
РФ
,
на
котором
обсуждались
поправки
к
проекту
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»
и
проекту
постановления
Верховного
Совета
о
порядке
введения
данного
Закона
в
действие
,
этот
результат
был
достигнут
вполне
осознанно
.
Поскольку
,
как
отмечалось
на
заседании
,
вопрос
на
деле
касался
двух
-
трех
десятков
выдающихся
авторов
,
депутаты
,
руководствуясь
соображениями
гуманности
и
справедливости
,
сознательно
внесли
соответствующее
изменение
в
п
. 3
указанного
постановления
,
первоначальная
редакция
которого
не
предусматривала
возможности
восстановления
охраны
произведений
,
срок
охраны
которых
уже
истек
.
Поэтому
пользователи
произведений
обязаны
впредь
заключать
договоры
на
использование
таких
произведений
с
наследниками
авторов
и
выплачивать
последним
согласованное
вознаграждение
.
Поскольку
правила
нового
Закона
применяются
лишь
к
отношениям
по
созданию
и
использованию
произведений
,
возникающим
после
введения
указанного
Закона
в
действие
(
т
.
е
.
с
3
августа
1993
г
.),
за
предшествующее
этой
дате
использование
произведений
,
которые
согласно
ранее
действовавшему
законодательству
могли
использоваться
всеми
заинтересованными
лицами
свободно
,
вознаграждение
наследникам
выплачиваться
не
должно
.
Закон
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»
отказался
от
конструкции
авторства
юридических
лиц
на
произведение
.
В
этой
связи
надлежало
решить
вопрос
об
авторских
правах
юридических
лиц
,
которые
возникли
до
введения
в
действие
нового
Закона
.
Напомним
,
что
согласно
ранее
действовавшему
законодательству
(
ст
. 498
ГК
РСФСР
1964
г
.)
авторское
право
,
принадлежавшее
юридическому
лицу
,
действовало
бессрочно
и
не
прекращалось
даже
в
случае
реорганизации
или
ликвидации
юридического
лица
,
так
как
переходило
к
правопреемнику
или
государству
.
В
постановлении
Верховного
Совета
РФ
,
посвященном
введению
в
действие
авторского
Закона
,
отмечается
,
что
авторское
право
юридических
лиц
,
возникшее
до
3
августа
1993
г
.,
прекращается
по
истечении
50
лет
с
момента
правомерного
обнародования
произведения
или
создания
произведения
,
если
оно
не
было
обнародовано
.
Что
же
касается
радио
-
и
телепередач
(
передачи
в
эфир
),
в
отношении
которых
не
истек
50-
летний
срок
с
момента
их
правомерного
обнародования
или
создания
,
если
они
не
были
обнародованы
,
то
с
момента
введения
в
действие
Закона
они
охраняются
в
течение
оставшегося
срока
как
объекты
смежных
прав
.
По
истечении
срока
действия
авторского
права
произведение
считается
перешедшим
в
общественное
достояние
.
Такого
рода
произведения
,
равно
как
и
произведения
,
которым
на
территории
России
никогда
не
предоставлялась
охрана
,
могут
свободно
использоваться
любым
лицом
без
выплаты
авторского
вознаграждения
.
При
этом
,
однако
,
должны
соблюдаться
право
авторства
,
право
на
имя
и
право
на
защиту
репутации
автора
.
В
отличие
от
ранее
действовавшего
законодательства
(
ст
. 502
ГК
РСФСР
1964
г
.)
новый
Закон
не
предусматривает
возможности
объявления
произведения
,
в
отношении
которого
истек
срок
охраны
,
достоянием
государства
и
определения
особых
условий
его
использования
.
По
Правительством
РФ
могут
устанавливаться
случаи
выплаты
специальных
отчислений
за
использование
на
территории
России
произведений
,
перешедших
в
общественное
достояние
.
Такие
отчисления
должны
выплачиваться
в
профессиональные
фонды
авторов
,
а
также
организациям
,
управляющим
имущественными
правами
авторов
на
коллективной
основе
,
и
не
могут
превышать
одного
процента
от
прибыли
,
полученной
за
использование
таких
произведений
.
2.
Продление
срока
охраны
авторским
правом
до
70
лет
В
последние
годы
наметилась
тенденция
продления
срока
охраны
авторским
правом
.
Особые
усилия
в
этом
направлении
предпринимают
хорошо
организованное
лобби
интересов
обладателей
тех
авторских
прав
,
сроки
охраны
которых
на
исходе
.
В
то
же
время
,
что
касается
произведений
,
находящихся
в
общественном
пользовании
,
публика
не
проявляет
озабоченности
по
поводу
возможной
утраты
права
их
использования
и
никак
не
организована
для
принятия
каких
-
либо
мер
.
Бернской
конвенцией
давно
установлен
срок
охраны
авторским
правом
: «
все
время
жизни
автора
и
пятьдесят
лет
после
его
смерти
».
В
1993
г
.
Европейский
союз
издал
Директиву
,
устанавливающую
в
странах
-
членах
срок
охраны
не
менее
70
лет
после
смерти
автора
.
Вероятность
того
,
что
данная
Директива
повлияет
на
изменение
сроков
в
национальном
законодательстве
стран
мира
,
достаточно
велика
.
Для
этого
есть
две
основные
посылки
.
Первая
состоит
в
том
,
что
Директива
требует
применения
мер
воздействия
к
странам
,
придерживающимся
50-
летнего
срока
охраны
.
Применение
мер
воздействия
предусматривается
и
ст
. 7(8)
Бернской
конвенции
,
которая
гласит
,
что
:
«
В
любом
случае
срок
определяется
законом
страны
,
в
которой
истребуется
охрана
;
однако
если
законодательством
этой
страны
не
предусмотрено
иное
,
этот
срок
не
может
быть
более
продолжительным
,
чем
срок
,
установленный
в
стране
происхождения
произведения
».
Директива
ЕС
идет
дальше
и
также
гласит
,
что
«
срок
охраны
,
предоставляемый
произведению
в
странах
-
членах
,
не
должен
превышать
срок
охраны
,
устанавливаемый
в
стране
обладателя
прав
...»
В
результате
получилось
,
что
такие
страны
,
как
США
,
которые
являются
основным
экспортером
произведений
в
Европу
,
предпочли
продлить
собственные
сроки
охраны
,
чтобы
избежать
применения
к
себе
сроков
,
более
кратких
,
чем
принятые
в
Европе
.
Вероятно
,
что
страны
Центральной
и
Восточной
Европы
,
претендующие
на
вступление
в
ЕС
,
также
продлят
сроки
охраны
до
70
лет
с
тем
,
чтобы
привести
свое
законодательство
в
соответствие
с
законодательством
ЕС
.
Продление
срока
охраны
авторских
прав
затрагивает
весьма
серьезные
вопросы
экономического
и
политического
характера
.
Кто
должен
стать
обладателем
экономических
прав
в
течение
дополнительного
20-
летнего
срока
охраны
авторских
прав
—
наследники
автора
или
издатель
,
которому
были
переданы
авторские
права
,
или
эти
права
должны
быть
поделены
между
ними
?
Должны
ли
договоры
,
в
которых
предусмотрены
отчисления
гонорара
с
каждого
проданного
экземпляра
до
конца
срока
авторского
права
,
автоматически
продлеваться
на
дополнительные
20
лет
?
В
соответствии
с
обязательствами
,
принятыми
Россией
по
Соглашению
о
партнерстве
и
сотрудничестве
с
Европейским
союзом
,
Российская
Федерация
должна
будет
не
позднее
1
декабря
2002
г
.
увеличить
срок
охраны
авторских
прав
до
70
лет
после
смерти
автора
.
3.
Сокращение
срока
охраны
авторским
правом
Бернская
конвенция
содержит
ряд
положений
,
в
которых
сформулированы
исключения
из
правила
«
пожизненно
+ 50».
Принимавшиеся
после
заключения
Конвенции
международные
договоры
и
Директивы
ЕС
ввели
определенные
ограничения
в
использование
указанных
исключений
.
В
частности
,
согласно
Бернской
конвенции
срок
охраны
кинематографических
произведений
может
быть
короче
пятидесяти
лет
: «...
Спустя
пятьдесят
лет
после
того
,
как
произведение
с
согласия
автора
было
сделано
доступным
для
всеобщего
сведения
,
либо
—
если
в
течение
пятидесяти
лет
со
времени
создания
такого
произведения
это
событие
не
наступит
, —
срок
охраны
истекает
спустя
пятьдесят
лет
после
создания
произведения
».
В
п
. 2
Директивы
ЕС
предусмотрено
увеличение
срока
охраны
таких
произведений
:
«
Срок
охраны
кинематографических
и
аудио
-
визуальных
произведений
истекает
через
70
лет
после
смерти
последнего
из
нижеследующих
лиц
вне
зависимости
от
того
,
были
ли
они
соавторами
этих
произведений
:
главного
режиссера
,
автора
сценария
,
автора
слов
текстов
и
автора
музыки
,
специально
написанных
для
данного
кинематографического
или
аудио
-
визуального
произведения
».
Похоже
,
что
в
будущем
в
странах
с
развитой
киноиндустрией
в
законодательство
будут
внесены
изменения
,
устанавливающие
тот
же
срок
охраны
,
что
предусматривает
Директива
ЕС
.
Что
касается
срока
охраны
авторских
прав
на
фотографические
произведения
,
то
Бернская
конвенция
сохраняет
за
странами
-
участницами
право
его
укорачивать
,
но
он
не
может
быть
менее
25
лет
.
Однако
это
положение
уже
устарело
.
И
страны
ЕС
,
и
США
установили
срок
охраны
авторских
прав
на
фотографические
произведения
такой
же
,
как
и
на
литературные
работы
.
По
Договору
ВОИС
по
авторским
правам
предусматривается
то
же
самое
:
одинаковые
сроки
охраны
авторских
прав
на
фотографические
и
литературные
произведения
.
Российское
авторское
право
устанавливает
единый
срок
правовой
охраны
для
любых
произведений
.
Различия
в
фактических
сроках
охраны
авторских
прав
на
отдельные
виды
произведений
могут
возникать
лишь
по
причинам
,
связанным
с
разным
порядком
определения
начального
момента
охраны
.
Так
,
например
,
как
уже
отмечалось
,
авторское
право
на
анонимное
произведение
действует
в
течение
50
лет
после
даты
его
правомерного
опубликования
;
произведения
,
впервые
выпущенные
в
свет
после
смерти
автора
,
охраняются
в
течение
50
лет
после
их
выпуска
и
т
.
д
.
4.
Восстановление
авторских
прав
:
ст
. 18
Бернской
конвенции
В
ст
. 18
Бернской
конвенции
содержится
важное
положение
,
затрагивающее
страны
,
сравнительно
недавно
присоединившиеся
к
Конвенции
(
такие
,
как
Китай
,
Россия
и
США
).
Этим
положением
предусматривается
охрана
произведений
,
которые
«
к
моменту
вступления
ее
(
т
.
е
.
Конвенции
)
в
силу
не
стали
еще
общим
достоянием
в
стране
происхождения
вследствие
истечения
срока
охраны
».
Соглашением
ТРИПС
от
стран
-
участниц
требуется
полное
соответствие
ст
. 18
в
качестве
условия
вступления
во
Всемирную
торговую
организацию
.
Сказанное
можно
рассмотреть
на
следующем
примере
.
Пол
Маккартни
и
Джон
Леннон
из
группы
«
Битлз
»
написали
песню
«
Хочу
держать
тебя
за
руку
»
около
1963
года
.
Джон
Леннон
умер
,
его
соавтор
Пол
Маккартни
здравствует
.
Срок
охраны
авторским
правом
в
Великобритании
истечет
через
70
лет
после
смерти
Маккартни
.
Теперь
предположим
,
что
между
государством
«X»
и
Великобританией
до
1998
г
.
не
было
заключено
договора
об
охране
авторских
прав
,
и
поэтому
песня
«
Хочу
держать
тебя
за
руку
»
была
общим
достоянием
в
государстве
«X».
Если
это
государство
вступило
в
Бернскую
конвенцию
в
1998
г
.,
то
в
нем
,
в
полном
соответствии
с
Конвенцией
,
устанавливается
режим
охраны
песни
,
который
будет
длиться
еще
50
лет
после
смерти
Пола
Маккартни
.
Введение
закона
с
обратной
силой
действия
может
вызвать
проблемы
для
звукозаписывающих
компаний
в
стране
«X»,
которые
до
вступления
страны
в
Конвенцию
тиражировали
записи
песни
«
Хочу
держать
тебя
за
руку
».
В
ст
.
28
Бернской
конвенции
говорится
: «
Соответствующие
страны
определяют
каждая
для
себя
условия
применения
этого
принципа
».
Данное
положение
допускает
некоторые
отклонения
от
принципа
обратной
силы
при
восстановлении
охраны
авторских
прав
.
Поэтому
в
приведенном
примере
в
стране
«X»
могут
быть
сделаны
исключения
для
звукозаписывающих
компаний
,
которые
на
тот
момент
уже
имели
запасы
сделанных
записей
.
Предположим
,
что
Пол
Маккартни
передал
свои
права
на
песню
«
Хочу
держать
тебя
за
руку
»
компании
звукозаписи
.
Кому
перейдут
восстановленные
права
?
В
Бернской
конвенции
по
этому
поводу
ничего
не
говорится
.
В
соответствии
со
ст
. 18
страны
по
своему
усмотрению
решают
вопрос
выбора
между
первым
правообладателем
и
правопреемником
.
Законодательство
США
по
этому
вопросу
в
полном
соответствии
с
Бернской
конвенцией
решает
вопрос
в
пользу
первоначального
правообладателя
.
Вопрос
о
так
называемой
обратной
силе
Бернской
конвенции
является
достаточно
сложным
и
продолжает
вызывать
споры
среди
специалистов
.
Поскольку
Российская
Федерация
присоединилась
к
Бернской
конвенции
лишь
в
1995
г
.,
данный
вопрос
приобрел
особую
актуальность
.
Казалось
бы
,
в
п
. 1
ст
. 18
Бернской
конвенции
содержится
достаточно
ясное
решение
,
а
именно
указывается
на
то
,
что
положения
Конвенции
должны
применяться
ко
всем
произведениям
,
которые
к
моменту
ее
вступления
в
силу
для
страны
,
присоединяющейся
к
Конвенции
,
еще
не
стали
общим
достоянием
в
стране
происхождения
вследствие
истечения
срока
охраны
.
Указанное
правило
не
вызывало
никаких
вопросов
и
разночтений
до
тех
пор
,
пока
к
Бернской
конвенции
не
присоединились
США
,
заявившие
о
неприменении
правила
об
обратной
силе
.
В
последующем
указанная
оговорка
была
США
снята
,
однако
прецедент
возможного
отхода
от
принципа
обратной
силы
Бернской
конвенции
был
создан
.
При
присоединении
России
к
Бернской
конвенции
Правительством
РФ
было
заявлено
,
что
действие
данной
Конвенции
не
распространяется
на
произведения
,
которые
на
дату
ее
вступления
в
силу
для
Российской
Федерации
(13
марта
1995
г
.)
уже
являлись
на
ее
территории
общественным
достоянием
.
На
наш
взгляд
,
подобное
заявление
расходится
с
требованиями
п
. 1
ст
. 30
Бернской
конвенции
,
которые
допускают
делать
оговорки
лишь
в
строго
определенных
в
нем
случаях
.
Поскольку
ст
. 18
Конвенции
этими
случаями
не
охватывается
,
любые
оговорки
о
неприменении
обратной
силы
Бернской
конвенции
не
имеют
необходимой
правовой
базы
.
Поэтому
,
на
наш
взгляд
,
на
территории
России
должны
охраняться
все
произведения
иностранных
авторов
из
стран
Бернского
союза
,
если
только
они
еще
не
перешли
в
общественное
достояние
вследствие
истечения
сроков
охраны
в
самих
этих
странах
.
Ж
.
Вопросы
охраны
авторского
права
в
отношениях
«
работник
—
работодатель
»
1.
Права
работодателя
при
отсутствии
трудового
контракта
с
работником
Взаимоотношения
работника
и
работодателя
при
отсутствии
заключенного
между
ними
трудового
контракта
представляют
собой
одну
из
тех
немногочисленных
областей
авторского
права
,
которая
практически
не
затронута
в
международных
договорах
.
Разброс
позиций
в
национальном
законодательстве
различных
стран
весьма
значителен
и
варьируется
от
позиции
,
по
которой
при
неурегулированности
вопроса
трудовым
контрактом
работодатель
считается
полноценным
автором
,
а
работник
не
имеет
никаких
прав
(
как
это
имеет
место
в
США
),
до
позиции
,
имеющей
место
во
многих
странах
,
по
которой
при
отсутствии
контракта
работник
получает
все
неимущественные
права
и
некоторые
,
а
иногда
и
самые
основные
,
имущественные
.
В
связи
с
тем
объемом
имущественных
авторских
прав
,
которые
закон
предоставляет
работодателю
,
становится
чрезвычайно
важным
понимание
сути
взаимоотношений
«
работодатель
—
работник
»
как
отношений
«
заказчик
—
независимый
подрядчик
».