ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2020
Просмотров: 2254
Скачиваний: 9
Со
стороны
частного
международного
права
также
возникает
ряд
очень
важных
вопросов
.
Если
работа
осуществляется
в
стране
,
где
работодатель
получает
значительную
часть
или
все
авторские
права
,
что
остается
работнику
?
И
наоборот
,
если
правами
обладает
автор
-
работник
,
что
остается
работодателю
?
В
ст
. 14bis
Бернской
конвенции
закреплены
специальные
положения
,
регулирующие
вопросы
правообладания
в
области
кинематографии
.
Эти
положения
призваны
разрешать
проблемы
,
порождаемые
следующими
факторами
: 1)
кинематографические
работы
создаются
совместными
усилиями
больших
коллективов
людей
;
и
2)
киностудия
должна
обладать
известной
гибкостью
для
того
,
чтобы
реализовывать
экономический
потенциал
кинематографических
работ
.
В
США
,
которые
являются
ведущим
мировым
производителем
кинофильмов
,
не
требуется
наличия
каких
либо
специальных
правил
,
поскольку
практически
все
,
кто
занят
в
производстве
фильмов
,
являются
нанятыми
работниками
.
В
соответствии
с
тем
,
что
по
американскому
законодательству
работодатель
является
обладателем
авторских
прав
,
он
же
и
будет
считаться
автором
фильма
.
Однако
в
тех
странах
,
где
существенные
права
имеют
работники
,
кинокомпаниям
для
того
,
чтобы
получить
имущественные
права
на
фильм
в
соответствии
с
законодательством
об
авторских
правах
,
придется
заключить
письменный
договор
об
уступке
прав
с
каждым
работником
.
И
даже
в
этой
ситуации
работник
может
обжаловать
нарушение
своих
неимущественных
прав
в
случае
,
когда
фильм
дублировался
на
иностранный
язык
или
снабжался
субтитрами
.
Чтобы
снять
эту
проблему
,
в
статью
14bis
Конвенции
было
включено
положение
о
том
,
что
:
«2) (
б
)
В
странах
Союза
,
законодательство
которых
включает
в
число
владельцев
авторского
права
на
кинематографическое
произведение
авторов
,
внесших
вклад
в
его
создание
,
эти
авторы
,
если
они
обязались
внести
такой
вклад
,
не
вправе
при
отсутствии
любого
противоположного
или
особого
условия
,
противиться
воспроизведению
,
распространению
,
публичному
представлению
и
исполнению
,
сообщению
по
проводам
для
всеобщего
сведения
,
передаче
в
эфир
или
любому
другому
публичному
сообщению
произведения
,
а
также
субтитрованию
и
дублированию
его
текста
».
Однако
такая
формулировка
может
далеко
завести
.
В
отношении
некоторых
участников
производства
фильма
,
играющих
особо
важную
роль
,
трудно
предположить
,
что
они
автоматически
уступят
студии
свои
права
.
Поэтому
в
данную
статью
был
включен
следующий
пункт
:
«3)
Если
национальным
законодательством
не
устанавливается
иное
,
положения
вышеуказанного
пункта
(2)(
б
)
не
применяются
к
авторам
сценариев
,
диалогов
и
музыкальных
произведений
,
созданных
для
постановки
кинематографического
произведения
,
и
к
его
режиссеру
-
постановщику
».
Какие
бы
возможности
ни
предусматривались
национальным
законодательством
,
киностудии
на
практике
регулируют
свои
отношения
с
авторами
сценариев
,
диалогов
и
музыкальных
произведений
и
с
режиссерами
-
постановщиками
детальными
письменными
контрактами
.
В
российском
авторском
праве
проблема
служебных
произведений
решается
следующим
образом
.
Само
понятие
«
служебное
произведение
»
закон
не
раскрывает
,
относя
к
их
числу
произведения
,
созданные
в
порядке
выполнения
служебных
обязанностей
или
служебного
задания
работодателя
(
ст
. 14
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»).
Юридическая
наука
и
судебная
практика
вносят
в
это
понятие
большую
определенность
и
ставят
его
в
известные
рамки
.
В
частности
,
произведение
может
считаться
созданным
в
порядке
выполнения
служебного
задания
только
тогда
,
когда
содержанием
такого
задания
является
именно
создание
произведения
.
Нередко
признаком
служебных
произведений
является
отнесение
их
к
плановым
работам
соответствующих
научно
-
исследовательских
учреждений
или
вузов
.
Наряду
с
плановыми
работами
служебными
обычно
признаются
произведения
,
создаваемые
в
порядке
выполнения
служебных
обязанностей
штатными
сотрудниками
редакций
газет
и
журналов
,
киностудий
,
радиовещательных
организаций
и
т
.
д
.
Если
же
произведение
штатного
сотрудника
не
связано
непосредственно
с
его
трудовыми
обязанностями
,
оно
служебным
не
является
.
Основные
особенности
правового
режима
служебных
произведений
заключаются
в
следующем
.
Во
-
первых
,
российское
авторское
законодательство
исходит
из
того
принципиального
положения
,
что
авторское
право
на
него
принадлежит
его
автору
.
Этим
оно
существенно
отличается
от
законодательства
многих
стран
,
признающего
обладателем
авторских
прав
на
произведение
работодателя
,
по
заданию
которого
оно
создано
.
Авторское
право
России
исключает
здесь
правопреемство
работодателя
и
сохраняет
все
основные
авторские
правомочия
за
непосредственным
создателем
.
В
частности
,
автор
пользуется
правом
на
имя
,
правом
на
защиту
репутации
,
правом
на
обнародование
произведения
и
т
.
д
.
Это
означает
,
что
работодатель
не
может
без
согласия
автора
сделать
произведение
доступным
для
публики
,
не
вправе
без
согласия
автора
вносить
в
него
какие
-
либо
изменения
и
т
.
п
.
Однако
правомочия
автора
не
носят
неограниченного
характера
.
Учитывается
,
что
работодатель
поручал
автору
создать
произведение
для
того
,
чтобы
оно
могло
быть
использовано
для
определенных
целей
.
Поэтому
хотя
за
автором
в
соответствии
с
господствующей
доктриной
сохраняется
возможность
решать
вопрос
о
готовности
произведения
к
обнародованию
,
считается
,
что
он
обязан
дать
такое
разрешение
,
так
как
иначе
его
отказ
будет
расценен
как
нарушение
трудовых
обязанностей
.
Точно
так
w:e
автор
не
может
воспрепятствовать
тому
,
чтобы
на
титульном
листе
или
в
выходных
данных
были
указаны
наименование
или
официальный
символ
организации
,
в
рамках
которой
создано
произведение
.
Во
-
вторых
,
создание
произведения
по
заданию
работодателя
самым
существенным
образом
влияет
на
режим
его
использования
.
Согласно
п
. 2
ст
. 14
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»
исключительные
права
на
использование
служебного
произведения
принадлежат
лицу
,
с
которым
автор
состоит
в
трудовых
отношениях
(
работодателю
),
если
в
договоре
между
ним
и
а
втором
не
предусмотрено
иное
.
Это
означает
,
что
автор
не
вправе
без
согласия
работодателя
передать
созданное
им
произведение
для
использования
другим
лицам
.
Напротив
,
работодатель
может
как
использовать
такое
произведение
в
своих
собственных
интересах
,
так
и
выдавать
разрешения
на
его
использование
третьим
лицам
.
Как
видим
,
по
сравнению
с
ранее
действующим
законодательством
вопрос
об
использовании
служебных
произведений
в
новом
законе
решается
более
жестким
для
авторов
образом
.
Напомним
,
что
ранее
работодатель
автоматически
приобретал
право
на
использование
служебного
произведения
лишь
способом
,
обусловленным
целью
служебного
задания
и
в
вытекающих
из
него
пределах
.
Например
,
киностудия
могла
использовать
созданные
по
ее
заданию
костюмы
и
декорации
для
постановки
фильма
,
но
чтобы
использовать
их
для
издания
альбома
репродукций
,
она
должна
была
получить
на
это
особое
разрешение
автора
.
Кроме
того
,
принятые
в
1991
г
.
Основы
гражданского
законодательства
ограничили
права
работодателя
на
использование
произведения
3
годами
с
момента
представления
произведения
(
ст
. 140).
Наконец
,
сам
автор
не
лишался
возможности
использовать
свою
работу
способами
,
не
обусловленными
целью
служебного
задания
.
Например
,
штатный
дизайнер
,
по
эскизам
которого
работодатель
выпускал
произведение
ДПИ
,
мог
заключить
договор
на
издание
своих
работ
,
если
только
запрет
на
такие
действия
не
содержался
в
его
договоре
с
работодателем
.
Закон
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»
закрепляет
за
работодателем
все
права
по
использованию
произведения
,
в
том
числе
по
использованию
его
такими
способами
,
которые
не
связаны
прямо
со
служебным
заданием
,
а
также
исходит
из
того
,
что
соответствующие
права
переходят
к
работодателю
на
весь
срок
их
действия
.
Однако
это
является
лишь
общим
правилом
,
применяемым
тогда
,
когда
в
договоре
'
между
работодателем
и
автором
не
предусмотрено
иное
Стороны
могут
договориться
о
том
,
что
работодатель
приобретает
права
лишь
на
использование
произведения
в
целях
,
обусловленных
служебным
заданием
,
и
о
том
,
что
срок
действия
его
прав
ограничивается
определенным
периодом
,
и
т
.
д
.
В
-
третьих
,
особым
образом
решается
вопрос
о
вознаграждении
за
использование
служебных
произведений
.
Ранее
действовавшее
законодательство
исходило
из
того
,
что
их
создание
уже
оплачено
заработной
платой
автора
и
потому
,
по
общему
правилу
,
не
предусматривало
выплату
автору
дополнительного
вознаграждения
,
за
исключением
случаев
,
прямо
установленных
нормативными
актами
.
Ныне
в
авторском
законодательстве
указывается
,
что
размер
авторского
вознаграждения
за
каждый
вид
использования
служебного
произведения
и
порядок
его
выплаты
устанавливаются
договором
между
автором
и
работодателем
(
п
. 2
ст
. 14
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»).
Данная
норма
позволяет
сделать
вывод
,
что
отныне
использование
служебных
произведении
,
по
общему
правилу
,
подлежит
дополнительной
оплате
.
Конечно
,
если
в
конкретном
договоре
автор
отказался
от
получения
вознаграждения
созданного
в
порядке
выполнения
служебного
задания
,
это
не
будет
нарушением
закона
.
Но
если
между
сторонами
возникает
по
этому
поводу
спор
и
они
не
могут
прийти
к
соглашению
,
автор
может
добиваться
защиты
своих
прав
в
судебном
порядке
.
Причем
автор
вправе
претендовать
на
получение
особого
вознаграждения
за
каждый
вид
использования
своего
произведения
.
В
-
четвертых
,
российское
авторское
право
исходит
из
того
,
что
отношения
между
авторами
,
создающими
произведения
в
порядке
выполнения
служебных
обязанностей
или
служебного
задания
работодателя
,
и
их
работодателями
регламентируются
заключенным
между
ними
трудовым
договором
или
контрактом
.
Данный
договор
(
контракт
)
может
,
в
частности
,
предусматривать
сохранение
прав
на
использование
созданных
произведений
за
автором
,
включать
условия
использования
служебных
произведений
,
устанавливать
порядок
определения
размера
причитающегося
автору
дополнительного
вознаграждения
,
а
также
содержать
иные
условия
,
не
противоречащие
действующему
законодательству
Если
в
таком
договоре
(
контракте
),
заключенном
при
найме
работника
либо
уже
в
период
его
работы
,
эти
условия
не
определены
,
правовой
режим
служебных
произведений
,
взаимные
права
и
обязанности
сторон
устанавливаются
на
основе
правил
действующего
законодательства
.
Заключения
между
работником
-
автором
и
работодателем
—
пользователем
произведения
какого
-
либо
особого
авторского
договора
закон
не
требует
.
Соответственно
на
отношения
между
работником
и
работодателем
не
распространяются
те
требования
,
которые
предъявляются
законом
к
авторским
договорам
,
в
части
ости
,
правило
о
том
,
что
предметом
договора
не
могут
быть
права
на
использование
произведений
,
которые
автор
может
создать
в
будущем
(
п
. 5
ст
. 31
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»).
В
-
пятых
,
применительно
к
созданным
в
порядке
выполнения
служебных
обязанностей
или
служебного
задания
работодателя
энциклопедиям
,
энциклопедическим
словарям
,
периодическим
и
продолжающимся
сборникам
научных
трудов
),
газетам
,
журналам
и
другим
периодическим
изданиям
закон
устанавливает
более
жесткий
правовой
режим
,
чем
к
другим
служебным
произведениям
.
В
данном
случае
действует
правило
,
установленное
ч
. 1
п
. 2
ст
. 11
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»,
в
соответствии
с
которым
издателям
указанных
издании
принадлежат
исключительные
права
на
их
использование
.
Это
,
например
,
означает
,
что
журналист
или
фотограф
,
находящиеся
и
штате
газеты
,
не
вправе
,
опираясь
на
п
. 2
ст
. 14
Закона
,
претендовать
на
получение
особого
вознаграждения
за
использование
газет
ой
материала
,
созданного
ими
в
порядке
выполнения
своих
служебных
обязанностей
или
служебного
задания
своего
работодателя
.
Предполагается
,
что
их
творческий
труд
,
оплата
которого
обычно
у
вязана
с
количеством
переданного
ими
газете
материала
,
уже
полностью
оплачен
газетой
,
и
последняя
приобрела
исключительное
право
на
использование
этого
материала
.
Именно
по
этой
причине
в
п
. 4
ст
. 14
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»
указано
на
то
,
что
общие
правила
,
действующие
в
отношении
служебных
произведений
(
п
. 1—3
ст
. 14),
на
создание
в
порядке
выполнения
служебных
обязанностей
или
служебного
задания
работодателя
энциклопедий
,
энциклопедических
словарей
,
периодических
и
продолжающихся
сборников
научных
трудов
,
газет
,
журналов
и
других
периодических
изданий
не
распространяются
.
Нельзя
не
отметить
,
что
иногда
п
. 4
ст
. 14
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»
пытаются
придать
совершенно
иное
значение
,
а
именно
доказать
,
что
издатели
подобных
изданий
вообще
не
приобретают
исключительного
права
на
использование
материалов
,
созданных
их
штатными
авторами
в
порядке
выполнения
служебных
обязанностей
или
служебного
задания
,
и
что
права
на
эти
материалы
сохраняются
за
их
авторами
.
При
этом
помимо
п
. 4
ст
. 14
апеллируют
к
ч
. 2
п
. 2
ст
. 11
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»,
где
указывается
на
то
,
что
«
авторы
произведений
,
включенных
в
такие
издания
,
сохраняют
исключительные
права
на
использование
своих
произведений
независимо
от
издания
в
целом
».
Как
представляется
,
такое
толкование
закона
не
имеет
ничего
общего
с
его
действительным
смыслом
.
Указание
закона
на
сохранение
за
авторами
исключительных
прав
на
использование
своих
произведений
независимо
от
издания
в
целом
означает
лишь
то
,
что
любой
автор
,
в
том
числе
и
находящийся
в
штате
работодателя
,
который
передал
свое
произведение
для
использования
в
газете
,
журнале
,
продолжающемся
сборнике
и
т
.
п
.,
не
лишается
права
использовать
свое
произведение
в
иной
форме
и
иным
способом
,
которые
не
совпадают
с
формой
и
способом
использования
его
произведения
издателем
газеты
,
журнала
и
другого
периодического
или
продолжающегося
издания
.
Например
,
штатный
журналист
газеты
имеет
право
издать
опубликованные
им
в
газете
материалы
в
виде
отдельной
книги
или
переработать
свою
статью
в
произведение
другого
жанра
;
ученый
,
опубликовавший
свое
произведение
в
продолжающемся
научном
сборнике
вуза
,
в
котором
он
работает
,
может
включить
его
в
качестве
составной
части
в
свою
монографию
,
и
т
.
п
.
Данное
понимание
закона
полностью
согласуется
с
давно
сложившейся
в
России
практикой
.
Затронутый
вопрос
имеет
большое
практическое
значение
.
В
частности
,
нередки
случаи
,
когда
газеты
,
не
получив
соответствующего
разрешения
,
перепечатывают
материалы
,
опубликованные
другими
газетами
.
При
этом
доказывается
,
что
газета
,
материал
которой
перепечатан
без
ее
согласия
,
не
может
даже
выступать
в
защиту
своих
нарушенных
интересов
,
так
как
не
обладает
никакими
правами
на
опубликованный
ею
материал
,
хотя
бы
он
и
был
создан
ее
штатным
автором
.
Такая
позиция
является
,
безусловно
,
ошибочной
.
Газета
,
как
и
любое
другое
периодическое
или
продолжающееся
издание
,
на
которое
распространяется
действие
п
. 2
ст
.
И
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»,
приобретает
исключительные
права
на
использование
как
издания
в
целом
,
так
и
каждого
отдельного
произведения
,
включенного
в
него
,
если
речь
идет
о
таком
же
способе
использования
произведения
Поэтому
она
может
выступать
в
качестве
истца
в
защиту
своих
нарушенных
прав
без
какого
-
либо
специального
управомочивания
на
это
со
стороны
своих
штатных
сотрудников
,
усилиями
которых
были
созданы
эти
материалы
.
Если
же
дело
касается
несанкционированного
использования
помещенных
в
газете
произведений
нештатных
авторов
,
то
решение
вопроса
о
том
,
кто
может
выступать
в
качестве
истца
(
газета
или
сам
автор
произведения
),
зависит
от
характера
и
условий
того
авторского
договора
,
который
заключен
между
газетой
и
таким
автором
.
2.
Ограничение
свободы
трудового
контракта
между
работником
и
работодателем
В
тех
странах
,
где
авторские
права
закрепляются
за
работодателем
,
не
существует
ограничений
в
части
уступки
прав
работодателем
работнику
.
В
тех
же
странах
,
где
за
работником
закрепляются
неимущественные
,
а
в
некоторых
случаях
и
имущественные
права
,
часто
имеет
место
ограничение
возможностей
уступки
этих
прав
.
Ниже
мы
остановимся
на
рассмотрении
ограничений
уступки
имущественных
прав
.
3.
Имущественные
права
обладателя
авторского
права
1.
Введение
Авторское
право
—
это
инструмент
уравновешивания
интересов
между
авторами
,
издателями
и
обществом
.
По
этой
причине
обладание
авторскими
правами
не
носит
неограниченного
характера
,
их
объем
четко
очерчен
законодательством
.
В
Бернской
конвенции
и
в
Соглашении
ТРИПС
перечислен
минимум
тех
прав
,
которые
каждая
страна
должна
предоставлять
обладателю
авторских
прав
.
Страны
свободны
в
том
,
чтобы
увеличить
их
объем
,
но
сделать
объем
меньше
минимума
они
не
могут
.
В
Бернской
конвенции
использован
термин
«
исключительные
права
».
Для
авторского
права
это
очень
важный
технический
термин
.
Он
означает
право
:
а
)
заниматься
определенной
деятельностью
постольку
,
поскольку
ею
не
нарушаются
права
других
лиц
и
б
)
предупреждать
занятие
этим
конкретным
видом
деятельности
со
стороны
других
лиц
.
В
результате
создания
произведения
науки
,
литературы
и
искусства
его
автор
приобретает
ряд
субъективных
авторских
прав
как
личного
неимущественного
,
так
и
имущественного
характера
Эти
права
в
действующем
авторском
законодательстве
и
в
доктрине
авторского
права
традиционно
именуются
исключительными
.
Теория
исключительности
авторских
прав
была
детально
разработана
еще
в
русской
дореволюционной
литературе
.
По
мнению
большинства
ученых
,
признак
исключительности
означал
прежде
всего
монополию
обладателя
авторского
права
на
использование
произведения
.
В
советский
период
оценка
исключительности
авторских
прав
существенно
изменилась
.
Она
стала
трактоваться
в
большинстве
работ
как
неотчуждаемость
,
неотторжимость
авторских
прав
от
личности
автора
в
течение
всей
его
жизни
,
недопустимость
перенесения
авторских
прав
на
другое
лицо
.
Практическим
следствием
такого
подхода
стал
вывод
о
недопущении
авторских
договоров
об
уступке
авторских
прав
,
который
нашел
известное
подкрепление
в
законодательстве
.
С
принятием
Закона
об
авторском
праве
,
в
котором
авторские
права
также
трактуются
как
исключительные
,
произошло
восстановление
истинного
смысла
понятия
исключительности
авторских
прав
.
Закон
признает
,
что
только
сам
обладатель
авторского
права
может
решать
все
вопросы
,
связанные
с
осуществлением
авторских
правомочий
,
и
прежде
всего
с
использованием
произведения
.
Действующее
законодательство
закрепляет
за
создателями
произведений
достаточно
много
правовых
возможностей
.
В
разных
статьях
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»
они
именуются
то
авторским
правом
в
целом
,
то
авторскими
правами
,
то
отдельными
авторскими
правомочиями
.
В
этой
связи
в
юридической
литературе
отсутствует
единый
подход
к
пониманию
конструкции
субъективного
авторского
права
.
Одни
ученые
полагают
,
что
создатели
произведений
обладают
единым
авторским
правом
,
которое
,
подобно
праву
собственности
,
состоит
из
отдельных
авторских
правомочий
:
права
авторства
,
права
на
имя
,
права
на
обнародование
произведения
и
т
.
д
.
Другие
считают
,
что
автору
принадлежит
ряд
конкретных
субъективных
прав
,
и
о
едином
авторском
праве
можно
говорить
лишь
условно
.
Данный
спор
носит
в
значительной
степени
надуманный
характер
,
так
как
совершенно
очевидно
,
что
законодатель
использует
термин
«
авторское
право
»
в
разных
статьях
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»
в
различных
значениях
.
Иногда
им
охватываются
все
предоставленные
автору
возможности
,
в
других
случаях
в
него
включаются
лишь
отдельные
авторские
правомочия
.
Поэтому
содержание
,
которое
вкладывает
законодатель
в
данный
термин
,
необходимо
каждый
раз
устанавливать
путем
толкования
закона
.
Не
имеет
,
на
наш
взгляд
,
практического
значения
и
выделение
среди
правовых
возможностей
автора
собственно
авторских
прав
и авторских
правомочий
.
Представляется
,
что
это
синонимы
.
Важное
значение
имеет
и
такой
общий
вопрос
:
исчерпываются
ли
конкретные
авторские
права
теми
их
видами
,
которые
прямо
названы
в
Законе
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»?
Нет
,
не
исчерпываются
.
Во
-
первых
,
те
перечни
авторских
прав
,
которые
,
на
первый
взгляд
,
исчерпывающе
перечислены
в
ст
. 15—16
Закона
,
в
действительности
включают
далеко
не
все
права
,
которыми
обладают
авторы
.
Например
,
в
других
статьях
Закона
мы
находим
и
иные
права
авторов
,
в
частности
право
доступа
,
право
следования
и
др
.
Отдельные
же
права
(
например
,
право
на
опубликование
,
которое
не
совпадает
с
правом
на
обнародование
)
вообще
в
Законе
не
названы
,
хотя
,
безусловно
,
имеются
у
авторов
.
Во
-
вторых
,
закон
закрепляет
за
авторами
исключительное
право
на
использование
произведения
в
любой
форме
и
любыми
способами
.
Те
способы
использования
,
которые
в
дальнейшем
раскрываются
в
Законе
,
носят
лишь
примерный
характер
.
Таким
образом
,
действующее
авторское
законодательство
хотя
и
содержит
весьма
полный
перечень
конкретных
авторских
прав
,
но
не
описывает
эти
права
исчерпывающим
образом
.
2.
Право
на
воспроизведение
Право
на
воспроизведение
является
важнейшим
из
всех
авторских
прав
.
Статья
9
Бернской
конвенции
гласит
:
«1)
Авторы
литературных
и
художественных
произведений
,
охраняемых
настоящей
Конвенцией
,
пользуются
исключительным
правом
разрешать
воспроизведение
этих
произведений
любым
образом
и
в
любой
форме
.
3)
Любая
звуковая
или
визуальная
запись
признается
воспроизведением
для
целей
настоящей
Конвенции
».
Первый
пункт
закрепляет
за
автором
книги
,
например
,
исключительное
право
разрешать
ее
копирование
.
Третий
пункт
закрепляет
за
автором
книги
исключительное
право
разрешать
звуковое
воспроизведение
книги
чтецом
.
Именно
по
причине
важности
этого
права
в
законодательстве
по
данной
отрасли
в
английском
языке
используется
термин
«
копирайт
» (copyright),
т
.
е
.
право
копирования
.
Следует
также
отметить
,
что
положение
о
праве
на
воспроизведение
применяется
только
в
отношении
материалов
,
защищенных
авторским
правом
.
Каждое
конкретное
произведение
состоит
из
юридически
значимых
(
охраняемых
)
и
юридически
безразличных
элементов
.
Соответственно
,
автор
имеет
право
на
охрану
только
юридически
значимых
элементов
.
Как
правило
,
всегда
понятно
,
какие
элементы
произведения
относятся
к
числу
охраняемых
,
а
какие
нет
.
Предположим
,
например
,
что
некий
издатель
готовит
к
опубликованию
сборник
под
названием
«
Лучшие
английские
поэмы
восемнадцатого
века
»,
подбор
стихотворений
в
котором
является
тематическим
.
Поскольку
срок
действия
охраны
авторским
правом
на
все
данные
произведения
истек
,
кто
угодно
может
скопировать
любое
из
них
.
Но
вот
скопировать
сборник
целиком
нельзя
,
потому
что
это
будет
уже
недозволенным
воспроизведением
результата
особого
творчества
издателя
.
Если
в
отношении
отдельной
журнальной
статьи
Эйнштейна
о
теории
относительности
,
опубликованной
в
конкретной
стране
,
еще
не
истек
срок
охраны
авторским
правом
,
правомерным
будет
только
воспроизведение
самих
математических
формул
,
ибо
они
не
могут
быть
объектом
правовой
охраны
,
тогда
как
воспроизведение
объяснений
и
раскрытия
смысла
этих
формул
,
сделанных
Эйнштейном
,
недопустимы
,
поскольку
они
находятся
под
охраной
авторских
прав
.
Возможность
воспроизведения
творческого
результата
,
достигнутого
создателем
произведения
,
другими
лицами
послужила
одной
из
главных
причин
возникновения
авторского
права
.
Не
случайно
сам
термин
«
авторское
право
»
в
английском
языке
звучит
как
«
ко
-
пирайт
»,
что
буквально
означает
право
на
копирование
,
воспроизведение
.
Итак
,
право
на
воспроизведение
есть
право
на
повторное
придание
произведению
объективной
формы
,
допускающей
его
восприятие
третьими
лицами
.
Причем
данное
право
по
действующему
законодательству
ограничивается
лишь
повторным
воспроизведением
произведения
в
той
или
иной
материальной
форме
,
т
.
е
.
связано
с
его
фиксацией
на
определенном
материальном
носителе
.
Публичное
исполнение
,
передача
в
эфир
и
иные
способы
использования
произведения
,
не
связанные
с
повторной
фиксацией
произведения
на
материальном
носителе
,
пусть
даже
ином
,
рассматриваются
законом
в
качестве
особых
правомочий
автора
,
лежащих
за
рамками
воспроизведения
.
Воспроизведением
в
точном
смысле
признается
само
изготовление
копий
произведения
в
любой
материальной
форме
независимо
от
того
,
где
и
когда
они
будут
выпущены
в
обращение
и
произойдет
ли
это
вообще
.
Кроме
того
,
для
воспроизведения
не
требуется
изготовления
такого
количества
экземпляров
произведения
,
которое
удовлетворяло
бы
потребности
публики
.
Им
будет
считаться
изготовление
нескольких
или
даже
одной
копии
произведения
.
С
правом
воспроизведения
,
принадлежащим
авторам
произведений
изобразительного
искусства
,
тесно
связано
право
доступа
.
Сущность
данного
права
заключается
в
том
,
что
автор
произведения
изобразительного
искусства
вправе
требовать
от
собственника
произведения
предоставления
возможности
осуществления
им
права
на
воспроизведение
своего
произведения
.
Иными
словами
,
художник
или
скульптор
может
делать
копии
со
своего
произведения
,
для
чего