Файл: Интеллектуальная собственность (Мэггс-Сергеев).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2020

Просмотров: 2254

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Со

 

стороны

 

частного

 

международного

 

права

 

также

 

возникает

 

ряд

 

очень

 

важных

 

вопросов

Если

 

работа

 

осуществляется

 

в

 

стране

где

 

работодатель

 

получает

 

значительную

 

часть

 

или

 

все

 

авторские

 

права

что

 

остается

 

работнику

И

 

наоборот

если

 

правами

 

обладает

 

автор

-

работник

что

 

остается

 

работодателю

В

 

ст

. 14bis 

Бернской

 

конвенции

 

закреплены

 

специальные

 

положения

регулирующие

 

вопросы

 

правообладания

 

в

 

области

 

кинематографии

Эти

 

положения

 

призваны

 

разрешать

 

проблемы

порождаемые

 

следующими

 

факторами

: 1) 

кинематографические

 

работы

 

создаются

 

совместными

 

усилиями

 

больших

 

коллективов

 

людей

и

 2) 

киностудия

 

должна

 

обладать

 

известной

 

гибкостью

 

для

 

того

чтобы

 

реализовывать

 

экономический

 

потенциал

 

кинематографических

 

работ

В

 

США

которые

 

являются

 

ведущим

 

мировым

 

производителем

 

кинофильмов

не

 

требуется

 

наличия

 

каких

 

либо

 

специальных

 

правил

поскольку

 

практически

 

все

кто

 

занят

 

в

 

производстве

 

фильмов

являются

 

нанятыми

 

работниками

В

 

соответствии

 

с

 

тем

что

 

по

 

американскому

 

законодательству

 

работодатель

 

является

 

обладателем

 

авторских

 

прав

он

 

же

 

и

 

будет

 

считаться

 

автором

 

фильма

Однако

 

в

 

тех

 

странах

где

 

существенные

 

права

 

имеют

 

работники

кинокомпаниям

 

для

 

того

чтобы

 

получить

 

имущественные

 

права

 

на

 

фильм

 

в

 

соответствии

 

с

 

законодательством

 

об

 

авторских

 

правах

придется

 

заключить

 

письменный

 

договор

 

об

 

уступке

 

прав

 

с

 

каждым

 

работником

И

 

даже

 

в

 

этой

 

ситуации

 

работник

 

может

 

обжаловать

 

нарушение

 

своих

 

неимущественных

 

прав

 

в

 

случае

когда

 

фильм

 

дублировался

 

на

 

иностранный

 

язык

 

или

 

снабжался

 

субтитрами

Чтобы

 

снять

 

эту

 

проблему

в

 

статью

 14bis 

Конвенции

 

было

 

включено

 

положение

 

о

 

том

что

«2) (

б

В

 

странах

 

Союза

законодательство

 

которых

 

включает

 

в

 

число

 

владельцев

 

авторского

 

права

 

на

 

кинематографическое

 

произведение

 

авторов

внесших

 

вклад

 

в

 

его

 

создание

эти

 

авторы

если

 

они

 

обязались

 

внести

 

такой

 

вклад

не

 

вправе

 

при

 

отсутствии

 

любого

 

противоположного

 

или

 

особого

 

условия

противиться

 

воспроизведению

распространению

публичному

 

представлению

 

и

 

исполнению

сообщению

 

по

 

проводам

 

для

 

всеобщего

 

сведения

передаче

 

в

 

эфир

 

или

 

любому

 

другому

 

публичному

 

сообщению

 

произведения

а

 

также

 

субтитрованию

 

и

 

дублированию

 

его

 

текста

». 

Однако

 

такая

 

формулировка

 

может

 

далеко

 

завести

В

 

отношении

 

некоторых

 

участников

 

производства

 

фильма

играющих

 

особо

 

важную

 

роль

трудно

 

предположить

что

 

они

 

автоматически

 

уступят

 

студии

 

свои

 

права

Поэтому

 

в

 

данную

 

статью

 

был

 

включен

 

следующий

 

пункт

«3) 

Если

 

национальным

 

законодательством

 

не

 

устанавливается

 

иное

положения

 

вышеуказанного

 

пункта

 (2)(

б

не

 

применяются

 

к

 

авторам

 

сценариев

диалогов

 

и

 

музыкальных

 

произведений

созданных

 

для

 

постановки

 

кинематографического

 

произведения

и

 

к

 

его

 

режиссеру

-

постановщику

». 

Какие

 

бы

 

возможности

 

ни

 

предусматривались

 

национальным

 

законодательством

киностудии

 

на

 

практике

 

регулируют

 

свои

 

отношения

 

с

 

авторами

 

сценариев

диалогов

 

и

 

музыкальных

 

произведений

 

и

 

с

 

режиссерами

-

постановщиками

 

детальными

 

письменными

 

контрактами

В

 

российском

 

авторском

 

праве

 

проблема

 

служебных

 

произведений

 

решается

 

следующим

 

образом

Само

 

понятие

  «

служебное

 

произведение

» 

закон

 

не

 

раскрывает

относя

 

к

 

их

 

числу

 

произведения

созданные

 

в

 

порядке

 

выполнения

 

служебных

 

обязанностей

 

или

 

служебного

 

задания

 

работодателя

 (

ст

. 14 

Закона

 

РФ

 «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

»). 

Юридическая

 

наука

 

и

 

судебная

 

практика

 

вносят

 

в

 

это

 

понятие

 

большую

 

определенность

 

и

 

ставят

 

его

 

в

 

известные

 

рамки

В

 

частности

произведение

 

может

 

считаться

 

созданным

 

в

 

порядке

 

выполнения

 

служебного

 

задания

 

только

 

тогда

когда

 

содержанием

 

такого

 

задания

 

является

 

именно

 

создание

 

произведения

Нередко

 

признаком

 

служебных

 

произведений

 

является

 

отнесение

 

их

 

к

 

плановым

 

работам

 

соответствующих

 

научно

-

исследовательских

 

учреждений

 

или

 

вузов

Наряду

 

с

 

плановыми

 

работами

 

служебными

 

обычно

 

признаются

 

произведения

создаваемые

 

в

 

порядке

 

выполнения

 

служебных

 

обязанностей

 

штатными

 

сотрудниками

 

редакций

 

газет

 

и

 

журналов

киностудий

радиовещательных

 

организаций

 

и

 

т

д

Если

 

же

 

произведение

 

штатного

 

сотрудника

 

не

 

связано

 

непосредственно

 

с

 

его

 

трудовыми

 

обязанностями

оно

 

служебным

 

не

 

является

Основные

 

особенности

 

правового

 

режима

 

служебных

 

произведений

 

заключаются

 

в

 

следующем

Во

-

первых

российское

 

авторское

 

законодательство

 

исходит

 

из

 

того

 

принципиального

 

положения

что

 

авторское

 

право

 

на

 

него

 

принадлежит

 

его

 

автору

Этим

 

оно

 

существенно

 

отличается

 

от

 

законодательства

 

многих

 

стран

признающего

 

обладателем

 

авторских

 

прав

 

на

 

произведение

 

работодателя

по

 

заданию

 

которого

 

оно

 

создано

Авторское

 

право

 

России

 

исключает

 

здесь

 

правопреемство

 

работодателя

 

и

 

сохраняет

 

все

 

основные

 

авторские

 

правомочия

 

за

 

непосредственным

 

создателем

В

 

частности

автор

 

пользуется

 

правом

 

на

 

имя

правом

 

на

 

защиту

 

репутации

правом

 

на

 

обнародование

 

произведения

 

и

 

т

д

Это

 

означает

что

 

работодатель

 

не

 

может

 

без

 

согласия

 

автора

 

сделать

 

произведение

 

доступным

 

для

 

публики

не

 

вправе

 

без

 

согласия

 

автора

 

вносить

 

в

 

него

 

какие

-

либо

 

изменения

 

и

 

т

.

п

Однако

 

правомочия

 

автора

 

не

 

носят

 

неограниченного

 

характера

Учитывается

что

 

работодатель

 

поручал

 

автору

 

создать

 

произведение

 

для

 

того

чтобы

 


background image

оно

 

могло

 

быть

 

использовано

 

для

 

определенных

 

целей

Поэтому

 

хотя

 

за

 

автором

 

в

 

соответствии

 

с

 

господствующей

 

доктриной

 

сохраняется

 

возможность

 

решать

 

вопрос

 

о

 

готовности

 

произведения

 

к

 

обнародованию

считается

что

 

он

 

обязан

 

дать

 

такое

 

разрешение

так

 

как

 

иначе

 

его

 

отказ

 

будет

 

расценен

 

как

 

нарушение

 

трудовых

 

обязанностей

Точно

 

так

 

w:e 

автор

 

не

 

может

 

воспрепятствовать

 

тому

чтобы

 

на

 

титульном

 

листе

 

или

 

в

 

выходных

 

данных

 

были

 

указаны

 

наименование

 

или

 

официальный

 

символ

 

организации

в

 

рамках

 

которой

 

создано

 

произведение

Во

-

вторых

создание

 

произведения

 

по

 

заданию

 

работодателя

 

самым

 

существенным

 

образом

 

влияет

 

на

 

режим

 

его

 

использования

Согласно

 

п

. 2 

ст

. 14 

Закона

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

» 

исключительные

 

права

 

на

 

использование

 

служебного

 

произведения

 

принадлежат

 

лицу

с

 

которым

 

автор

 

состоит

 

в

 

трудовых

 

отношениях

 (

работодателю

), 

если

 

в

 

договоре

 

между

 

ним

 

и

 

а

 

втором

 

не

 

предусмотрено

 

иное

Это

 

означает

что

 

автор

 

не

 

вправе

 

без

 

согласия

 

работодателя

 

передать

 

созданное

 

им

 

произведение

 

для

 

использования

 

другим

 

лицам

Напротив

работодатель

 

может

 

как

 

использовать

 

такое

 

произведение

 

в

 

своих

 

собственных

 

интересах

так

 

и

 

выдавать

 

разрешения

 

на

 

его

 

использование

 

третьим

 

лицам

Как

 

видим

по

 

сравнению

 

с

 

ранее

 

действующим

 

законодательством

 

вопрос

 

об

 

использовании

 

служебных

 

произведений

 

в

 

новом

 

законе

 

решается

 

более

 

жестким

 

для

 

авторов

 

образом

Напомним

что

 

ранее

 

работодатель

 

автоматически

 

приобретал

 

право

 

на

 

использование

 

служебного

 

произведения

 

лишь

 

способом

обусловленным

 

целью

 

служебного

 

задания

 

и

 

в

 

вытекающих

 

из

 

него

 

пределах

Например

киностудия

 

могла

 

использовать

 

созданные

 

по

 

ее

 

заданию

 

костюмы

 

и

 

декорации

 

для

 

постановки

 

фильма

но

 

чтобы

 

использовать

 

их

 

для

 

издания

 

альбома

 

репродукций

она

 

должна

 

была

 

получить

 

на

 

это

 

особое

 

разрешение

 

автора

Кроме

 

того

принятые

 

в

 1991 

г

Основы

 

гражданского

 

законодательства

 

ограничили

 

права

 

работодателя

 

на

 

использование

 

произведения

 3 

годами

 

с

 

момента

 

представления

 

произведения

  (

ст

. 140). 

Наконец

сам

 

автор

 

не

 

лишался

 

возможности

 

использовать

 

свою

 

работу

 

способами

не

 

обусловленными

 

целью

 

служебного

 

задания

Например

штатный

 

дизайнер

по

 

эскизам

 

которого

 

работодатель

 

выпускал

 

произведение

 

ДПИ

мог

 

заключить

 

договор

 

на

 

издание

 

своих

 

работ

если

 

только

 

запрет

 

на

 

такие

 

действия

 

не

 

содержался

 

в

 

его

 

договоре

 

с

 

работодателем

Закон

 

РФ

 «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

» 

закрепляет

 

за

 

работодателем

 

все

 

права

 

по

 

использованию

 

произведения

в

 

том

 

числе

 

по

 

использованию

 

его

 

такими

 

способами

которые

 

не

 

связаны

 

прямо

 

со

 

служебным

 

заданием

а

 

также

 

исходит

 

из

 

того

что

 

соответствующие

 

права

 

переходят

 

к

 

работодателю

 

на

 

весь

 

срок

 

их

 

действия

Однако

 

это

 

является

 

лишь

 

общим

 

правилом

применяемым

 

тогда

когда

 

в

 

договоре

между

 

работодателем

 

и

 

автором

 

не

 

предусмотрено

 

иное

 

Стороны

 

могут

 

договориться

 

о

 

том

что

 

работодатель

 

приобретает

 

права

 

лишь

 

на

 

использование

 

произведения

 

в

 

целях

обусловленных

 

служебным

 

заданием

и

 

о

 

том

что

 

срок

 

действия

 

его

 

прав

 

ограничивается

 

определенным

 

периодом

и

 

т

д

В

-

третьих

особым

 

образом

 

решается

 

вопрос

 

о

 

вознаграждении

 

за

 

использование

 

служебных

 

произведений

Ранее

 

действовавшее

 

законодательство

 

исходило

 

из

 

того

что

 

их

 

создание

 

уже

 

оплачено

 

заработной

 

платой

 

автора

 

и

 

потому

по

 

общему

 

правилу

не

 

предусматривало

 

выплату

 

автору

 

дополнительного

 

вознаграждения

за

 

исключением

 

случаев

прямо

 

установленных

 

нормативными

 

актами

Ныне

 

в

 

авторском

 

законодательстве

 

указывается

что

 

размер

 

авторского

 

вознаграждения

 

за

 

каждый

 

вид

 

использования

 

служебного

 

произведения

 

и

 

порядок

 

его

 

выплаты

 

устанавливаются

 

договором

 

между

 

автором

 

и

 

работодателем

 (

п

. 2 

ст

. 14 

Закона

 

РФ

 «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

»). 

Данная

 

норма

 

позволяет

 

сделать

 

вывод

что

 

отныне

 

использование

 

служебных

 

произведении

по

 

общему

 

правилу

подлежит

 

дополнительной

 

оплате

Конечно

если

 

в

 

конкретном

 

договоре

 

автор

 

отказался

 

от

 

получения

 

вознаграждения

 

созданного

 

в

 

порядке

 

выполнения

 

служебного

 

задания

это

 

не

 

будет

 

нарушением

 

закона

Но

 

если

 

между

 

сторонами

 

возникает

 

по

 

этому

 

поводу

 

спор

 

и

 

они

 

не

 

могут

 

прийти

 

к

 

соглашению

автор

 

может

 

добиваться

 

защиты

 

своих

 

прав

 

в

 

судебном

 

порядке

Причем

 

автор

 

вправе

 

претендовать

 

на

 

получение

 

особого

 

вознаграждения

 

за

 

каждый

 

вид

 

использования

 

своего

 

произведения

В

-

четвертых

российское

 

авторское

 

право

 

исходит

 

из

 

того

что

 

отношения

 

между

 

авторами

создающими

 

произведения

 

в

 

порядке

 

выполнения

 

служебных

 

обязанностей

 

или

 

служебного

 

задания

 

работодателя

и

 

их

 

работодателями

 

регламентируются

 

заключенным

 

между

 

ними

 

трудовым

 

договором

 

или

 

контрактом

Данный

 

договор

  (

контракт

может

в

 

частности

предусматривать

 

сохранение

 

прав

 

на

 

использование

 

созданных

 

произведений

 

за

 

автором

включать

 

условия

 

использования

 

служебных

 

произведений

устанавливать

 

порядок

 

определения

 

размера

 

причитающегося

 

автору

 

дополнительного

 

вознаграждения

а

 

также

 

содержать

 

иные

 

условия

не

 

противоречащие

 

действующему

 

законодательству

 

Если

 

в

 

таком

 

договоре

 (

контракте

), 

заключенном

 

при

 

найме

 

работника

 

либо

 

уже

 

в

 

период

 

его

 

работы

эти

 

условия

 

не

 

определены

правовой

 

режим

 

служебных

 

произведений

взаимные

 

права

 

и

 

обязанности

 

сторон

 

устанавливаются

 

на

 

основе

 

правил

 

действующего

 

законодательства

Заключения

 

между

 

работником

-

автором

 

и

 

работодателем

 — 


background image

пользователем

 

произведения

 

какого

-

либо

 

особого

 

авторского

 

договора

 

закон

 

не

 

требует

Соответственно

 

на

 

отношения

 

между

 

работником

 

и

 

работодателем

 

не

 

распространяются

 

те

 

требования

которые

 

предъявляются

 

законом

 

к

 

авторским

 

договорам

в

 

части

 

ости

правило

 

о

 

том

что

 

предметом

 

договора

 

не

 

могут

 

быть

 

права

 

на

 

использование

 

произведений

которые

 

автор

 

может

 

создать

 

в

 

будущем

 (

п

. 5 

ст

. 31 

Закона

 

РФ

 «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

»). 

В

-

пятых

применительно

 

к

 

созданным

 

в

 

порядке

 

выполнения

 

служебных

 

обязанностей

 

или

 

служебного

 

задания

 

работодателя

 

энциклопедиям

энциклопедическим

 

словарям

периодическим

 

и

 

продолжающимся

 

сборникам

 

научных

 

трудов

), 

газетам

журналам

 

и

 

другим

 

периодическим

 

изданиям

 

закон

 

устанавливает

 

более

 

жесткий

 

правовой

 

режим

чем

 

к

 

другим

 

служебным

 

произведениям

В

 

данном

 

случае

 

действует

 

правило

установленное

 

ч

. 1 

п

. 2 

ст

. 11 

Закона

 

РФ

 «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

», 

в

 

соответствии

 

с

 

которым

 

издателям

 

указанных

 

издании

 

принадлежат

 

исключительные

 

права

 

на

 

их

 

использование

Это

например

означает

что

 

журналист

 

или

 

фотограф

находящиеся

 

и

 

штате

 

газеты

не

 

вправе

опираясь

 

на

 

п

. 2 

ст

. 14 

Закона

претендовать

 

на

 

получение

 

особого

 

вознаграждения

 

за

 

использование

 

газет

 

ой

 

материала

созданного

 

ими

 

в

 

порядке

 

выполнения

 

своих

 

служебных

 

обязанностей

 

или

 

служебного

 

задания

 

своего

 

работодателя

Предполагается

что

 

их

 

творческий

 

труд

оплата

 

которого

 

обычно

 

у

 

вязана

 

с

 

количеством

 

переданного

 

ими

 

газете

 

материала

уже

 

полностью

 

оплачен

 

газетой

и

 

последняя

 

приобрела

 

исключительное

 

право

 

на

 

использование

 

этого

 

материала

Именно

 

по

 

этой

 

причине

 

в

 

п

. 4 

ст

. 14 

Закона

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

» 

указано

 

на

 

то

что

 

общие

 

правила

действующие

 

в

 

отношении

 

служебных

 

произведений

  (

п

. 1—3 

ст

. 14), 

на

 

создание

 

в

 

порядке

 

выполнения

 

служебных

 

обязанностей

 

или

 

служебного

 

задания

 

работодателя

 

энциклопедий

энциклопедических

 

словарей

периодических

 

и

 

продолжающихся

 

сборников

 

научных

 

трудов

газет

журналов

 

и

 

других

 

периодических

 

изданий

 

не

 

распространяются

Нельзя

 

не

 

отметить

что

 

иногда

 

п

. 4 

ст

. 14 

Закона

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

» 

пытаются

 

придать

 

совершенно

 

иное

 

значение

а

 

именно

 

доказать

что

 

издатели

 

подобных

 

изданий

 

вообще

 

не

 

приобретают

 

исключительного

 

права

 

на

 

использование

 

материалов

созданных

 

их

 

штатными

 

авторами

 

в

 

порядке

 

выполнения

 

служебных

 

обязанностей

 

или

 

служебного

 

задания

и

 

что

 

права

 

на

 

эти

 

материалы

 

сохраняются

 

за

 

их

 

авторами

При

 

этом

 

помимо

 

п

. 4 

ст

. 14 

апеллируют

 

к

 

ч

. 2 

п

. 2 

ст

. 11 

Закона

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

», 

где

 

указывается

 

на

 

то

что

 

«

авторы

 

произведений

включенных

 

в

 

такие

 

издания

сохраняют

 

исключительные

 

права

 

на

 

использование

 

своих

 

произведений

 

независимо

 

от

 

издания

 

в

 

целом

». 

Как

 

представляется

такое

 

толкование

 

закона

 

не

 

имеет

 

ничего

 

общего

 

с

 

его

 

действительным

 

смыслом

Указание

 

закона

 

на

 

сохранение

 

за

 

авторами

 

исключительных

 

прав

 

на

 

использование

 

своих

 

произведений

 

независимо

 

от

 

издания

 

в

 

целом

 

означает

 

лишь

 

то

что

 

любой

 

автор

в

 

том

 

числе

 

и

 

находящийся

 

в

 

штате

 

работодателя

который

 

передал

 

свое

 

произведение

 

для

 

использования

 

в

 

газете

журнале

продолжающемся

 

сборнике

 

и

 

т

.

п

., 

не

 

лишается

 

права

 

использовать

 

свое

 

произведение

 

в

 

иной

 

форме

 

и

 

иным

 

способом

которые

 

не

 

совпадают

 

с

 

формой

 

и

 

способом

 

использования

 

его

 

произведения

 

издателем

 

газеты

журнала

 

и

 

другого

 

периодического

 

или

 

продолжающегося

 

издания

Например

штатный

 

журналист

 

газеты

 

имеет

 

право

 

издать

 

опубликованные

 

им

 

в

 

газете

 

материалы

 

в

 

виде

 

отдельной

 

книги

 

или

 

переработать

 

свою

 

статью

 

в

 

произведение

 

другого

 

жанра

ученый

опубликовавший

 

свое

 

произведение

 

в

 

продолжающемся

 

научном

 

сборнике

 

вуза

в

 

котором

 

он

 

работает

может

 

включить

 

его

 

в

 

качестве

 

составной

 

части

 

в

 

свою

 

монографию

и

 

т

.

п

Данное

 

понимание

 

закона

 

полностью

 

согласуется

 

с

 

давно

 

сложившейся

 

в

 

России

 

практикой

Затронутый

 

вопрос

 

имеет

 

большое

 

практическое

 

значение

В

 

частности

нередки

 

случаи

когда

 

газеты

не

 

получив

 

соответствующего

 

разрешения

перепечатывают

 

материалы

опубликованные

 

другими

 

газетами

При

 

этом

 

доказывается

что

 

газета

материал

 

которой

 

перепечатан

 

без

 

ее

 

согласия

не

 

может

 

даже

 

выступать

 

в

 

защиту

 

своих

 

нарушенных

 

интересов

так

 

как

 

не

 

обладает

 

никакими

 

правами

 

на

 

опубликованный

 

ею

 

материал

хотя

 

бы

 

он

 

и

 

был

 

создан

 

ее

 

штатным

 

автором

Такая

 

позиция

 

является

безусловно

ошибочной

Газета

как

 

и

 

любое

 

другое

 

периодическое

 

или

 

продолжающееся

 

издание

на

 

которое

 

распространяется

 

действие

 

п

. 2 

ст

И

 

Закона

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

», 

приобретает

 

исключительные

 

права

 

на

 

использование

 

как

 

издания

 

в

 

целом

так

 

и

 

каждого

 

отдельного

 

произведения

включенного

 

в

 

него

если

 

речь

 

идет

 

о

 

таком

 

же

 

способе

 

использования

 

произведения

 

Поэтому

 

она

 

может

 

выступать

 

в

 

качестве

 

истца

 

в

 

защиту

 

своих

 

нарушенных

 

прав

 

без

 

какого

-

либо

 

специального

 

управомочивания

 

на

 

это

 

со

 

стороны

 

своих

 

штатных

 

сотрудников

усилиями

 

которых

 

были

 

созданы

 

эти

 

материалы

Если

 

же

 

дело

 

касается

 

несанкционированного

 

использования

 

помещенных

 

в

 

газете

 

произведений

 

нештатных

 

авторов

то

 

решение

 

вопроса

 

о

 

том

кто

 

может

 

выступать

 

в

 

качестве

 

истца

 (

газета

 

или

 

сам

 

автор

 

произведения

), 

зависит

 

от

 

характера

 

и

 

условий

 

того

 

авторского

 

договора

который

 

заключен

 

между

 

газетой

 

и

 

таким

 

автором


background image

2. 

Ограничение

 

свободы

 

трудового

 

контракта

 

между

 

работником

 

и

 

работодателем

 

 

В

 

тех

 

странах

где

 

авторские

 

права

 

закрепляются

 

за

 

работодателем

не

 

существует

 

ограничений

 

в

 

части

 

уступки

 

прав

 

работодателем

 

работнику

В

 

тех

 

же

 

странах

где

 

за

 

работником

 

закрепляются

 

неимущественные

а

 

в

 

некоторых

 

случаях

 

и

 

имущественные

 

права

часто

 

имеет

 

место

 

ограничение

 

возможностей

 

уступки

 

этих

 

прав

Ниже

 

мы

 

остановимся

 

на

 

рассмотрении

 

ограничений

 

уступки

 

имущественных

 

прав

 
3. 

Имущественные

 

права

 

обладателя

 

авторского

 

права

 

 
1. 

Введение

 

 

Авторское

 

право

 — 

это

 

инструмент

 

уравновешивания

 

интересов

 

между

 

авторами

издателями

 

и

 

обществом

По

 

этой

 

причине

 

обладание

 

авторскими

 

правами

 

не

 

носит

 

неограниченного

 

характера

их

 

объем

 

четко

 

очерчен

 

законодательством

В

 

Бернской

 

конвенции

 

и

 

в

 

Соглашении

 

ТРИПС

 

перечислен

 

минимум

 

тех

 

прав

которые

 

каждая

 

страна

 

должна

 

предоставлять

 

обладателю

 

авторских

 

прав

Страны

 

свободны

 

в

 

том

чтобы

 

увеличить

 

их

 

объем

но

 

сделать

 

объем

 

меньше

 

минимума

 

они

 

не

 

могут

В

 

Бернской

 

конвенции

 

использован

 

термин

  «

исключительные

 

права

». 

Для

 

авторского

 

права

 

это

 

очень

 

важный

 

технический

 

термин

Он

 

означает

 

право

а

заниматься

 

определенной

 

деятельностью

 

постольку

поскольку

 

ею

 

не

 

нарушаются

 

права

 

других

 

лиц

 

и

 

б

предупреждать

 

занятие

 

этим

 

конкретным

 

видом

 

деятельности

 

со

 

стороны

 

других

 

лиц

В

 

результате

 

создания

 

произведения

 

науки

литературы

 

и

 

искусства

 

его

 

автор

 

приобретает

 

ряд

 

субъективных

 

авторских

 

прав

 

как

 

личного

 

неимущественного

так

 

и

 

имущественного

 

характера

 

Эти

 

права

 

в

 

действующем

 

авторском

 

законодательстве

 

и

 

в

 

доктрине

 

авторского

 

права

 

традиционно

 

именуются

 

исключительными

Теория

 

исключительности

 

авторских

 

прав

 

была

 

детально

 

разработана

 

еще

 

в

 

русской

 

дореволюционной

 

литературе

По

 

мнению

 

большинства

 

ученых

признак

 

исключительности

 

означал

 

прежде

 

всего

 

монополию

 

обладателя

 

авторского

 

права

 

на

 

использование

 

произведения

В

 

советский

 

период

 

оценка

 

исключительности

 

авторских

 

прав

 

существенно

 

изменилась

Она

 

стала

 

трактоваться

 

в

 

большинстве

 

работ

 

как

 

неотчуждаемость

неотторжимость

 

авторских

 

прав

 

от

 

личности

 

автора

 

в

 

течение

 

всей

 

его

 

жизни

недопустимость

 

перенесения

 

авторских

 

прав

 

на

 

другое

 

лицо

Практическим

 

следствием

 

такого

 

подхода

 

стал

 

вывод

 

о

 

недопущении

 

авторских

 

договоров

 

об

 

уступке

 

авторских

 

прав

который

 

нашел

 

известное

 

подкрепление

 

в

 

законодательстве

С

 

принятием

 

Закона

 

об

 

авторском

 

праве

в

 

котором

 

авторские

 

права

 

также

 

трактуются

 

как

 

исключительные

произошло

 

восстановление

 

истинного

 

смысла

 

понятия

 

исключительности

 

авторских

 

прав

Закон

 

признает

что

 

только

 

сам

 

обладатель

 

авторского

 

права

 

может

 

решать

 

все

 

вопросы

связанные

 

с

 

осуществлением

 

авторских

 

правомочий

и

 

прежде

 

всего

 

с

 

использованием

 

произведения

Действующее

 

законодательство

 

закрепляет

 

за

 

создателями

 

произведений

 

достаточно

 

много

 

правовых

 

возможностей

В

 

разных

 

статьях

 

Закона

 

РФ

 «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

» 

они

 

именуются

 

то

 

авторским

 

правом

 

в

 

целом

то

 

авторскими

 

правами

то

 

отдельными

 

авторскими

 

правомочиями

В

 

этой

 

связи

 

в

 

юридической

 

литературе

 

отсутствует

 

единый

 

подход

 

к

 

пониманию

 

конструкции

 

субъективного

 

авторского

 

права

Одни

 

ученые

 

полагают

что

 

создатели

 

произведений

 

обладают

 

единым

 

авторским

 

правом

которое

подобно

 

праву

 

собственности

состоит

 

из

 

отдельных

 

авторских

 

правомочий

права

 

авторства

права

 

на

 

имя

права

 

на

 

обнародование

 

произведения

 

и

 

т

.

д

Другие

 

считают

что

 

автору

 

принадлежит

 

ряд

 

конкретных

 

субъективных

 

прав

и

 

о

 

едином

 

авторском

 

праве

 

можно

 

говорить

 

лишь

 

условно

Данный

 

спор

 

носит

 

в

 

значительной

 

степени

 

надуманный

 

характер

так

 

как

 

совершенно

 

очевидно

что

 

законодатель

 

использует

 

термин

 «

авторское

 

право

» 

в

 

разных

 

статьях

 

Закона

 

РФ

 «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

» 

в

 

различных

 

значениях

Иногда

 

им

 

охватываются

 

все

 

предоставленные

 

автору

 

возможности

в

 

других

 

случаях

 

в

 

него

 

включаются

 

лишь

 

отдельные

 

авторские

 

правомочия

Поэтому

 

содержание

которое

 

вкладывает

 

законодатель

 

в

 

данный

 

термин

необходимо

 

каждый

 

раз

 

устанавливать

 

путем

 

толкования

 

закона

Не

 

имеет

на

 

наш

 

взгляд

практического

 

значения

 

и

 

выделение

 

среди

 

правовых

 

возможностей

 

автора

 

собственно

 

авторских

 

прав

 

и авторских

 

правомочий

Представляется

что

 

это

 

синонимы

  

 

Важное

 

значение

 

имеет

 

и

 

такой

 

общий

 

вопрос

исчерпываются

 

ли

 

конкретные

 

авторские

 

права

 

теми

 

их

 

видами

которые

 

прямо

 

названы

 

в

 

Законе

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

»? 

Нет

не

 

исчерпываются

Во

-

первых

те

 

перечни

 

авторских

 

прав

которые

на

 

первый

 

взгляд

исчерпывающе

 

перечислены

 

в

 

ст

. 15—16 

Закона

в

 

действительности

 

включают

 

далеко

 

не

 

все

 

права

которыми

 

обладают

 

авторы

Например

в

 

других

 

статьях

 

Закона

 

мы

 

находим

 

и

 

иные

 


background image

права

 

авторов

в

 

частности

 

право

 

доступа

право

 

следования

 

и

 

др

Отдельные

 

же

 

права

 (

например

право

 

на

 

опубликование

которое

 

не

 

совпадает

 

с

 

правом

 

на

 

обнародование

вообще

 

в

 

Законе

 

не

 

названы

хотя

безусловно

имеются

 

у

 

авторов

Во

-

вторых

закон

 

закрепляет

 

за

 

авторами

 

исключительное

 

право

 

на

 

использование

 

произведения

 

в

 

любой

 

форме

 

и

 

любыми

 

способами

Те

 

способы

 

использования

которые

 

в

 

дальнейшем

 

раскрываются

 

в

 

Законе

носят

 

лишь

 

примерный

 

характер

Таким

 

образом

действующее

 

авторское

 

законодательство

 

хотя

 

и

 

содержит

 

весьма

 

полный

 

перечень

 

конкретных

 

авторских

 

прав

но

 

не

 

описывает

 

эти

 

права

 

исчерпывающим

 

образом

 
2. 

Право

 

на

 

воспроизведение

 

 

Право

 

на

 

воспроизведение

 

является

 

важнейшим

 

из

 

всех

 

авторских

 

прав

Статья

 9 

Бернской

 

конвенции

 

гласит

«1) 

Авторы

 

литературных

 

и

 

художественных

 

произведений

охраняемых

 

настоящей

 

Конвенцией

пользуются

 

исключительным

 

правом

 

разрешать

 

воспроизведение

 

этих

 

произведений

 

любым

 

образом

 

и

 

в

 

любой

 

форме

3) 

Любая

 

звуковая

 

или

 

визуальная

 

запись

 

признается

 

воспроизведением

 

для

 

целей

 

настоящей

 

Конвенции

». 

Первый

 

пункт

 

закрепляет

 

за

 

автором

 

книги

например

исключительное

 

право

 

разрешать

 

ее

 

копирование

Третий

 

пункт

 

закрепляет

 

за

 

автором

 

книги

 

исключительное

 

право

 

разрешать

 

звуковое

 

воспроизведение

 

книги

 

чтецом

Именно

 

по

 

причине

 

важности

 

этого

 

права

 

в

 

законодательстве

 

по

 

данной

 

отрасли

 

в

 

английском

 

языке

 

используется

 

термин

  «

копирайт

» (copyright), 

т

.

е

право

 

копирования

Следует

 

также

 

отметить

что

 

положение

 

о

 

праве

 

на

 

воспроизведение

 

применяется

 

только

 

в

 

отношении

 

материалов

защищенных

 

авторским

 

правом

Каждое

 

конкретное

 

произведение

 

состоит

 

из

 

юридически

 

значимых

  (

охраняемых

и

 

юридически

 

безразличных

 

элементов

Соответственно

автор

 

имеет

 

право

 

на

 

охрану

 

только

 

юридически

 

значимых

 

элементов

Как

 

правило

всегда

 

понятно

какие

 

элементы

 

произведения

 

относятся

 

к

 

числу

 

охраняемых

а

 

какие

 

нет

Предположим

например

что

 

некий

 

издатель

 

готовит

 

к

 

опубликованию

 

сборник

 

под

 

названием

 «

Лучшие

 

английские

 

поэмы

 

восемнадцатого

 

века

», 

подбор

 

стихотворений

 

в

 

котором

 

является

 

тематическим

Поскольку

 

срок

 

действия

 

охраны

 

авторским

 

правом

 

на

 

все

 

данные

 

произведения

 

истек

кто

 

угодно

 

может

 

скопировать

 

любое

 

из

 

них

Но

 

вот

 

скопировать

 

сборник

 

целиком

 

нельзя

потому

 

что

 

это

 

будет

 

уже

 

недозволенным

 

воспроизведением

 

результата

 

особого

 

творчества

 

издателя

Если

 

в

 

отношении

 

отдельной

 

журнальной

 

статьи

 

Эйнштейна

 

о

 

теории

 

относительности

опубликованной

 

в

 

конкретной

 

стране

еще

 

не

 

истек

 

срок

 

охраны

 

авторским

 

правом

правомерным

 

будет

 

только

 

воспроизведение

 

самих

 

математических

 

формул

ибо

 

они

 

не

 

могут

 

быть

 

объектом

 

правовой

 

охраны

тогда

 

как

 

воспроизведение

 

объяснений

 

и

 

раскрытия

 

смысла

 

этих

 

формул

сделанных

 

Эйнштейном

недопустимы

поскольку

 

они

 

находятся

 

под

 

охраной

 

авторских

 

прав

Возможность

 

воспроизведения

 

творческого

 

результата

достигнутого

 

создателем

 

произведения

другими

 

лицами

 

послужила

 

одной

 

из

 

главных

 

причин

 

возникновения

 

авторского

 

права

Не

 

случайно

 

сам

 

термин

 «

авторское

 

право

» 

в

 

английском

 

языке

 

звучит

 

как

 «

ко

-

пирайт

», 

что

 

буквально

 

означает

 

право

 

на

 

копирование

воспроизведение

Итак

право

 

на

 

воспроизведение

 

есть

 

право

 

на

 

повторное

 

придание

 

произведению

 

объективной

 

формы

допускающей

 

его

 

восприятие

 

третьими

 

лицами

Причем

 

данное

 

право

 

по

 

действующему

 

законодательству

 

ограничивается

 

лишь

 

повторным

 

воспроизведением

 

произведения

 

в

 

той

 

или

 

иной

 

материальной

 

форме

т

.

е

связано

 

с

 

его

 

фиксацией

 

на

 

определенном

 

материальном

 

носителе

Публичное

 

исполнение

передача

 

в

 

эфир

 

и

 

иные

 

способы

 

использования

 

произведения

не

 

связанные

 

с

 

повторной

 

фиксацией

 

произведения

 

на

 

материальном

 

носителе

пусть

 

даже

 

ином

рассматриваются

 

законом

 

в

 

качестве

 

особых

 

правомочий

 

автора

лежащих

 

за

 

рамками

 

воспроизведения

Воспроизведением

 

в

 

точном

 

смысле

 

признается

 

само

 

изготовление

 

копий

 

произведения

 

в

 

любой

 

материальной

 

форме

 

независимо

 

от

 

того

где

 

и

 

когда

 

они

 

будут

 

выпущены

 

в

 

обращение

 

и

 

произойдет

 

ли

 

это

 

вообще

Кроме

 

того

для

 

воспроизведения

 

не

 

требуется

 

изготовления

 

такого

 

количества

 

экземпляров

 

произведения

которое

 

удовлетворяло

 

бы

 

потребности

 

публики

Им

 

будет

 

считаться

 

изготовление

 

нескольких

 

или

 

даже

 

одной

 

копии

 

произведения

С

 

правом

 

воспроизведения

принадлежащим

 

авторам

 

произведений

 

изобразительного

 

искусства

тесно

 

связано

 

право

 

доступа

Сущность

 

данного

 

права

 

заключается

 

в

 

том

что

 

автор

 

произведения

 

изобразительного

 

искусства

 

вправе

 

требовать

 

от

 

собственника

 

произведения

 

предоставления

 

возможности

 

осуществления

 

им

 

права

 

на

 

воспроизведение

 

своего

 

произведения

Иными

 

словами

художник

 

или

 

скульптор

 

может

 

делать

 

копии

 

со

 

своего

 

произведения

для

 

чего