ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2020
Просмотров: 2251
Скачиваний: 9
Далее
,
в
соответствии
с
действующим
законодательством
публичный
показ
и
публичное
исполнение
не
предполагают
обязательного
непосредственного
, «
живого
»
контакта
публики
с
произведением
.
Показ
и
публичное
исполнение
могут
опосредоваться
техническими
средствами
,
с
помощью
которых
расширяется
зрительская
аудитория
.
Благодаря
этим
техническим
средствам
публика
может
находиться
не
только
в
том
месте
,
в
котором
произведение
непосредственно
демонстрируется
или
исполняется
,
но
и
за
его
пределами
.
Важно
лишь
,
чтобы
произведение
воспринималось
публикой
одновременно
с
его
сообщением
.
Примером
служит
прямая
трансляция
концерта
на
экране
,
установленном
вне
места
его
проведения
.
Наконец
,
для
обоих
рассматриваемых
прав
характерен
признак
публичности
.
Публичный
показ
и
публичное
исполнение
имеют
место
лишь
тогда
,
когда
показ
или
исполнение
осуществляются
в
месте
,
открытом
для
свободного
посещения
,
или
в
месте
,
где
присутствует
значительное
число
лиц
,
не
принадлежащих
к
обычному
кругу
семьи
.
Демонстрация
произведения
перед
специалистами
или
его
исполнение
для
избранного
круга
близких
друзей
не
образуют
публичного
показа
и
публичного
исполнения
и
соответственно
не
влекут
предусмотренных
законом
правовых
последствий
.
8.
Право
на
передачу
в
эфир
В
ст
. 11bis
Бернской
конвенции
сформулировано
требование
к
странам
Союза
об
осуществлении
права
на
передачу
в
эфир
:
«(1)
Авторы
литературных
и
художественных
произведений
пользуются
исключительным
правом
разрешать
:
i)
передачу
своих
произведений
в
эфир
или
публичное
сообщение
этих
произведений
любым
другим
способом
беспроволочной
передачи
знаков
,
звуков
или
изображений
;
ii)
всякое
публичное
сообщение
,
будь
то
по
проводам
или
средствами
беспроволочной
связи
,
повторно
передаваемого
в
эфир
произведения
,
если
такое
сообщение
осуществляется
иной
организацией
,
нежели
первоначальная
;
iii)
публичное
сообщение
переданного
в
эфир
произведения
с
помощью
громкоговорителя
или
любого
другого
аппарата
,
передающего
знаки
,
звуки
или
изображения
».
Эти
права
являются
несколько
более
ограниченными
по
сравнению
с
правом
публичного
показа
.
Часть
вторая
ст
. 11bis
гласит
:
«
Законодательством
стран
Союза
могут
быть
определены
условия
осуществления
прав
,
предусмотренных
предшествующим
пунктом
;
однако
действие
этих
условий
будет
строго
ограничено
переделами
стран
,
которые
их
установили
.
Эти
условия
ни
в
коем
случае
не
могут
ущемлять
ни
неимущественных
прав
автора
,
ни
принадлежащего
автору
права
на
получение
справедливого
вознаграждения
,
устанавливаемого
,
при
отсутствии
соглашения
,
компетентным
органом
».
Часто
у
радиостанций
есть
разрешение
автора
только
на
передачу
произведения
в
эфир
.
Но
чтобы
осуществить
эту
передачу
станции
может
потребоваться
временная
ее
запись
.
Например
,
у
станции
есть
программа
,
которую
лучше
всего
передавать
поздно
вечером
,
поэтому
наиболее
целесообразно
бывает
сделать
запись
передачи
и
потом
передать
ее
в
эфир
.
Такие
записи
принято
называть
краткосрочными
(
в
отличие
от
постоянных
).
В
законодательстве
многих
стран
существует
положение
,
по
которому
после
передачи
запись
вскоре
должна
быть
уничтожена
.
Однако
в
интересах
истории
создаются
архивы
радио
и
телевидения
.
В
соответствии
с
ч
. 3
ст
. 1 Ibis
Бернской
конвенции
в
виде
исключения
относительно
имущественных
прав
автора
допускается
как
краткосрочная
,
так
и
архивная
запись
произведения
.
Передача
произведения
в
эфир
предполагает
его
доведение
до
сведения
наиболее
широкой
аудитории
,
что
,
безусловно
,
затрагивает
особый
интерес
автора
,
нуждающийся
в
правовой
охране
.
Однако
до
недавнего
времени
советское
авторское
законодательство
допускало
свободное
воспроизведение
по
радио
и
телевидению
любых
выпущенных
в
свет
произведений
,
включая
и
их
транслирование
непосредственно
из
места
их
исполнения
(
п
. 4
ст
. 492
ГК
РСФСР
1964
г
.).
Это
исключение
из
сферы
авторских
прав
в
основном
обосновывалось
некоммерческим
характером
советских
электронных
средств
массовой
информации
и
просветительскими
задачами
.
Справедливости
ради
необходимо
сказать
,
что
практически
все
специалисты
по
авторскому
праву
уже
давно
и
настойчиво
высказывались
в
пользу
того
,
чтобы
привести
советское
авторское
законодательство
в
этой
его
части
в
соответствие
с
принятыми
во
всем
цивилизованном
мире
нормами
.
Отмену
свободного
использования
произведений
по
радио
и
телевидению
декларировали
уже
Основы
гражданского
законодательства
1991
г
.
Но
конкретным
содержанием
право
на
передачу
в
эфир
наполнил
лишь
Закон
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
».
Право
на
передачу
в
эфир
как
особое
имущественное
правомочие
автора
характеризуется
следующими
основными
особенностями
.
Прежде
всего
данному
праву
,
как
никакому
другому
,
свойствен
элемент
публичности
.
Произведение
доводится
до
всеобщего
сведения
посредством
специальных
радиосигналов
(
радиоволн
),
которые
предназначены
для
приема
самой
широкой
публикой
.
Аудитория
еще
более
расширяется
при
передаче
произведения
в
эфир
через
спутник
.
Под
такой
передачей
понимается
прием
сигналов
с
наземной
станции
на
спутник
и
передача
сигналов
со
спутника
,
посредством
которых
произведение
доводится
до
всеобщего
сведения
.
При
этом
во
внимание
принимается
сама
возможность
восприятия
произведения
публикой
,
независимо
от
того
,
осуществляется
ли
она
фактически
.
Далее
,
передаваться
в
эфир
могут
как
уже
обнародованные
,
в
том
числе
опубликованные
произведения
,
так
и
произведения
,
еще
не
обнародованные
(
неопубликованные
).
Передачей
в
эфир
признается
и
прямая
трансляция
произведения
из
места
его
показа
или
исполнения
.
Во
всех
этих
случаях
произведение
доводится
до
более
широкой
,
чем
обычно
,
аудитории
,
в
связи
с
чем
и
требуется
согласие
на
это
автора
.
При
передаче
произведения
в
эфир
оно
становится
доступным
для
слухового
и
(
или
)
зрительского
восприятия
.
Хотя
для
этого
необходима
специальная
аппаратура
,
с
помощью
которой
принимаются
и
преобразуются
соответствующие
сигналы
,
важно
,
что
между
передающей
станцией
и
принимающей
антенной
нет
никаких
опосредующих
звеньев
в
виде
каких
-
либо
материальных
носителей
.
Если
же
слуховое
или
зрительское
восприятие
произведения
обеспечивается
той
же
аппаратурой
с
помощью
особых
материальных
носителей
—
звуко
-
и
видеокассет
,
пленок
,
лазерных
дисков
и
т
.
п
.,
то
передачей
в
эфир
это
не
является
.
Наконец
,
понятие
«
передача
в
эфир
»
охватывает
собой
как
первоначальное
сообщение
произведения
публике
посредством
беспроволочной
связи
,
так
и
последующую
передачу
произведения
в
эфир
.
В
последнем
случае
имеется
в
виду
передача
в
эфир
ранее
переданных
в
эфир
произведений
,
независимо
от
того
,
кем
осуществляется
это
действие
—
самой
организацией
,
первоначально
передававшей
произведение
в
эфир
,
или
иной
организацией
.
К
праву
на
передачу
в
эфир
весьма
близко
примыкает
право
автора
сообщать
произведение
(
включая
показ
,
исполнение
или
передачу
в
эфир
)
для
всеобщего
сведения
по
кабелю
,
проводам
или
с
помощью
иных
аналогичных
средств
.
Указанное
право
,
которое
в
ранее
действовавшем
законодательстве
специально
не
выделялось
,
в
своих
основных
чертах
совпадает
с
рассмотренным
выше
правом
на
передачу
в
эфир
.
Иным
является
лишь
сам
технический
метод
доведения
произведения
до
сведения
публики
.
Вместо
передачи
посредством
радиоволн
произведение
передается
с
помощью
сигналов
,
идущих
по
кабелю
,
проводам
,
оптическим
волокнам
или
иным
аналогичным
средствам
.
Соответственно
изменяется
и
состав
потенциальных
зрителей
и
(
или
)
слушателей
.
Если
при
передаче
произведения
в
эфир
оно
может
восприниматься
любыми
лицами
,
обладающими
приемниками
соответствующей
мощности
и
вида
,
то
при
передаче
произведения
по
кабелю
аудитория
обычно
ограничивается
теми
лицами
,
которые
являются
подписчиками
соответствующих
передающих
телерадиоцентров
.
В
связи
со
все
более
широким
распространением
данного
вида
использования
произведений
закрепление
за
авторами
рассматриваемого
права
представляется
вполне
своевременным
.
9.
Право
на
иные
формы
публичной
передачи
Сеть
Интернет
создала
очень
важные
новые
технические
возможности
коммуникации
.
Стало
возможным
,
когда
нужно
,
передавать
тексты
,
звуковые
и
видеозаписи
.
Эти
возможности
несут
в
себе
гораздо
больше
опасностей
имущественным
правам
авторов
,
чем
передача
в
эфир
,
поскольку
являются
прекрасным
заменителем
покупаемым
для
домашних
коллекций
записям
.
В
Интернете
сейчас
происходят
две
радикальные
перемены
.
Первая
связана
с
увеличением
скорости
передачи
информации
на
домашние
компьютеры
.
Каждое
новое
поколение
компьютеров
является
более
мощным
.
В
результате
информация
передается
и
обрабатывается
быстрее
.
Эти
изменения
повысили
и
качественную
сторону
видео
-
и
аудиоинформации
.
Высокие
технологии
позволяют
не
только
эффективно
передавать
информацию
,
но
и
ужимать
ее
для
сохранения
в
памяти
компьютера
.
В
связи
с
доступностью
в
сети
Интернет
авторских
произведений
,
у
пользователя
снижается
потребность
в
приобретении
в
магазинах
книг
,
аудио
-
и
видеокассет
.
Когда
надо
,
владелец
компьютера
может
читать
,
слушать
и
просматривать
произведения
на
экране
.
Боле
того
,
он
может
осуществлять
их
запись
на
портативные
плееры
и
носить
их
с
собой
.
Эти
достижения
техники
привели
к
включению
в
ст
. 8
Договора
ВОИС
по
авторским
правам
нового
права
на
иные
формы
публичной
передачи
:
«
Не
отвергая
действия
положений
статей
11(l)(ii), 11bis(l) (i)
и
(ii), 11ter(l)( ii), 14(l)(ii)
и
14bis(l)
Бернской
конвенции
,
авторы
литературных
и
художественных
произведений
пользуются
исключительным
правом
разрешать
любую
публичную
передачу
своих
произведений
по
проводам
или
средствами
беспроволочной
связи
,
включая
публичную
передачу
произведений
такими
средствами
,
которые
дают
возможность
доступа
к
ним
граждан
в
любое
время
и
в
любом
месте
по
индивидуальному
выбору
».
а
.
Технологические
средства
Весьма
вероятно
,
что
в
будущем
компьютерные
программы
и
звукозаписи
будут
во
все
большей
степени
распространяться
через
Интернет
.
Три
достижения
последнего
времени
делают
это
возможным
.
Одно
из
них
связано
с
созданием
высокотехнологичных
способов
сжатия
информации
,
что
делает
возможным
передачу
меньших
объемов
информации
с
более
высокой
скоростью
.
Второе
достижение
связано
с
введением
скоростных
линий
связи
с
домашними
компьютерами
.
И
третье
состоит
в
создании
недорогих
средств
хранения
больших
объемов
компьютерных
данных
.
Поэтому
возможность
продажи
через
Интернет
записей
музыкальных
произведений
и
компьютерных
программ
уже
на
пороге
.
Звукозаписывающие
компании
осознают
реальность
наступления
этой
ситуации
и
их
волнует
вопрос
охраны
их
права
интеллектуальной
собственности
,
поскольку
есть
опасность
того
,
что
с
той
же
легкостью
,
с
какой
продавцы
будут
поставлять
товао
покупателям
в
сети
Интернет
,
пираты
будут
распространять
и
свою
продукцию
.
Компьютерные
компании
и
компании
звукозаписи
,
конечно
,
будут
стремиться
не
упустить
преимуществ
сети
Интернет
и
избежать
угрозы
пиратства
.
Сделать
это
они
надеются
,
используя
высокие
технологии
,
которые
будут
,
например
,
идентифицировать
конкретные
характеристики
компьютера
,
принявшего
запись
,
и
сделают
невозможной
ее
перезапись
на
другой
компьютер
.
В
ст
.
И
Договора
ВОИС
по
авторским
правам
говорится
,
что
: «
Договаривающиеся
Стороны
должны
обеспечить
адекватную
правовую
защиту
и
принять
эффективные
правовые
меры
против
незаконного
использования
технологических
средств
,
с
помощью
которых
авторы
осуществляют
свои
права
,
предоставленные
им
Бернской
конвенцией
,
а
также
меры
,
ограничивающие
те
действия
по
отношению
к
их
произведениям
,
которые
осуществляются
без
согласия
автора
и
в
противоречии
с
законом
».
Сходное
содержание
имеет
и
ст
. 18
Договора
ВОИС
об
использовании
фонограмм
.
Меры
,
предусматриваемые
этой
статьей
,
идут
дальше
того
объема
охраны
,
который
предоставляется
в
договоре
по
авторскому
праву
.
Так
,
например
,
покупатель
музыкального
компакт
-
диска
может
его
слушать
не
обязательно
на
своем
проигрывателе
.
Продавец
компьютерной
программы
через
Интернет
может
полагаться
не
только
на
охрану
авторским
правом
,
но
и
на
договор
купли
-
продажи
,
осуществленный
через
Интернет
,
в
котором
есть
пункт
о
том
,
что
проданная
программа
устанавливается
конкретно
и
исключительно
на
данный
компьютер
.
После
этого
переписывание
программы
на
другой
компьютер
будет
незаконным
,
поскольку
будет
нарушать
условия
договора
.
В
разных
странах
ведутся
дискуссии
относительно
цитировавшейся
выше
статьи
Договора
ВОИС
по
авторским
правам
.
Компьютерные
компании
и
студии
звукозаписи
лоббируют
принятие
законов
,
запрещающих
любое
незаконное
использование
технологических
средств
.
В
тоже
время
есть
другая
точка
зрения
на
этот
вопрос
,
согласно
которой
не
следует
запрещать
действия
в
обход
охранительных
технологий
в
любых
целях
,
кроме
тех
,
что
нарушают
авторские
права
,
т
.
е
.
подразумевается
своеобразное
свободное
использование
авторских
произведений
.
б
.
Управление
правами
Экономическая
теория
использования
исключительных
прав
предполагает
,
что
монопольный
производитель
продукта
может
максимизировать
прибыль
путем
деления
рынка
на
сегменты
и
устанавливая
максимально
выгодную
цену
в
каждом
из
них
.
Используя
исключительные
права
авторов
,
звукозаписывающие
компании
также
хотели
бы
делить
рынки
.
К
сожалению
,
этого
нельзя
достичь
путем
продажи
обычных
записей
в
магазинах
.
В
музыкальном
магазине
устанавливается
определенная
цена
на
товар
,
одинаковая
для
любых
покупателей
.
Нельзя
просить
заплатить
больше
богатого
клиента
или
того
,
кто
хочет
слушать
запись
беспрерывно
.
Вместе
с
тем
при
помощи
электронных
средств
продажи
товаров
станет
вполне
возможным
использовать
демографические
данные
,
определять
экономический
статус
покупателя
и
кодировать
продаваемую
через
электронную
систему
запись
таким
образом
,
что
она
может
быть
воспроизведена
определенное
количество
раз
,
после
чего
для
ее
перекодирования
нужно
будет
внести
дополнительную
плату
.
Таким
образом
,
электронная
«
информация
об
управлении
правами
»
будет
огромной
помощью
звукозаписывающим
компаниям
и
при
разделе
рынка
на
сегменты
,
и
в
получении
максимальной
прибыли
. «
Управление
правами
»
также
будет
помогать
и
в
деле
отслеживания
пиратов
.
Статья
12
Договора
ВОИС
по
авторским
правам
и
ст
. 19
Договора
ВОИС
об
использовании
фонограмм
содержат
положение
о
противоправности
манипуляций
с
информацией
об
управлении
правами
.
Помимо
рассмотренных
выше
прав
авторы
обладают
и
иными
правами
,
связанными
с
использованием
их
произведений
.
Некоторые
из
этих
прав
непосредственно
указаны
в
Законе
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»,
другие
хотя
прямо
и
не
названы
,
но
следуют
из
него
,
так
как
Закон
исходит
из
принципа
,
что
автору
принадлежат
исключительные
права
на
использование
произведения
в
любой
форме
и
любым
способом
.
Применительно
к
использованию
произведений
архитектуры
,
градостроительства
,
садово
-
паркового
искусства
и
дизайна
закон
особо
выделяет
имущественное
право
авторов
на
практическую
реализацию
соответствующих
проектов
.
Его
сущность
заключается
в
том
,
что
всякое
практическое
воплощение
в
жизнь
произведений
архитектурной
графики
и
пластики
(
эскизов
,
чертежей
,
планов
,
рисунков
,
макетов
и
т
.
п
.)
может
осуществляться
только
с
согласия
их
авторов
.
В
принципе
рассматриваемое
право
является
разновидностью
права
на
воспроизведение
,
поскольку
полностью
подпадает
под
его
признаки
.
В
результате
практической
реализации
проекта
меняется
лишь
тот
материальный
носитель
,
в
котором
воплощено
произведение
архитектуры
,
градостроительства
,
садово
-
паркового
искусства
или
дизайна
.
К
правомочиям
автора
принятого
архитектурного
проекта
отнесена
также
возможность
участия
в
реализации
своего
проекта
при
разработке
документации
на
строительство
.
Возникающие
при
этом
отношения
регулируются
Законом
РФ
от
17
ноября
1995
г
. «
Об
архитектурной
деятельности
в
РФ
».
В
указанном
Законе
подчеркивается
,
что
заказчик
и
подрядчик
,
реализующие
архитектурный
проект
,
должны
привлекать
архитектора
—
автора
проекта
к
участию
в
разработке
проектной
документации
на
строительство
,
а
также
к
авторскому
надзору
за
строительством
.
Последний
осуществляется
на
основании
особого
гражданско
-
правового
договора
,
который
заключается
между
заказчиком
и
разработчиком
проекта
.
Авторы
произведений
изобразительного
искусства
обладают
особым
правом
следования
.
Сущность
данного
права
состоит
в
том
,
что
в
каждом
случае
публичной
перепродажи
произведения
изобразительного
искусства
по
цене
,
превышающей
предыдущую
не
менее
чем
на
20%,
автор
имеет
право
на
получение
от
продавца
вознаграждения
в
размере
5%
от
перепродажной
цены
(
п
. 2
ст
. 17
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»).
Основной
целью
этого
права
является
защита
имущественных
интересов
художников
и
авторов
других
произведений
изобразительного
искусства
,
которые
зачастую
,
особенно
в
начале
творческого
пути
,
продают
свои
произведения
различного
рода
перекупщикам
по
цене
,
значительно
ниже
их
реальной
стоимости
.
Право
на
получение
части
прибыли
,
выручаемой
от
перепродажи
произведения
при
переходе
его
от
одного
владельца
к
другому
,
в
известной
мере
компенсирует
ту
несправедливость
,
которая
была
допущена
по
отношению
к
автору
вначале
.
К
числу
имущественных
прав
авторов
ранее
действовавшее
законодательство
и
наука
традиционно
относили
право
на
вознаграждение
за
использование
произведения
.
Новое
авторское
законодательство
,
безусловно
,
также
признает
за
авторами
указанное
право
,
хотя
в
общем
перечне
авторских
правомочий
оно
прямо
не
названо
.
Объясняется
это
тем
,
что
закон
исходит
из
того
,
что
автор
вправе
требовать
выплаты
ему
вознаграждения
за
использование
произведения
в
любой
форме
и
любым
способом
.
Иными
словами
,
предполагается
,
что
каждое
из
уже
рассмотренных
правомочий
неразрывно
связано
с
правом
автора
на
получение
вознаграждения
.
В
отличие
от
других
прав
автора
данное
право
носит
не
абсолютный
,
а
относительный
характер
,
т
.
е
.
действует
по
отношению
к
тем
лицам
,
которые
используют
или
собираются
использовать
произведение
.
В
состав
права
на
вознаграждение
входят
не
только
«
голое
»
право
требовать
соответствующих
выплат
,
но
и
возможность
оговорить
размер
,
порядок
,
срок
и
другие
условия
получения
вознаграждения
.
Все
эти
вопросы
решаются
в
авторских
договорах
,
на
основе
которых
и
осуществляется
использование
произведений
.
Вместе
с
тем
закон
выделяет
несколько
случаев
,
когда
права
авторов
на
получение
вознаграждения
лежат
за
пределами
авторского
договора
.
Во
-
первых
,
правом
на
получение
специального
вознаграждения
обладают
авторы
служебных
произведений
.
Как
уже
указывалось
,
исключительные
права
на
использование
служебных
произведений
принадлежат
лицам
,
с
которыми
авторы
состоят
в
трудовых
отношениях
(
т
.
е
.
работодателям
),
если
только
в
договорах
между
ними
и
авторами
не
предусмотрено
иное
.
Но
по
смыслу
ст
. 14
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»
создатели
служебных
произведений
,
по
общему
правилу
,
могут
претендовать
на
получение
особого
вознаграждения
,
если
только
из
их
договоров
с
работодателями
не
вытекает
иное
.
Во
-
вторых
,
вне
авторского
договора
реализуется
право
на
вознаграждение
и
тех
авторов
,
которые
передали
свои
полномочия
на
использование
произведений
организациям
,
управляющим
имущественными
правами
на
коллективной
основе
.
Такие
организации
сами
согласовывают
с
пользователями
размер
вознаграждения
,
осуществляют
его
сбор
и
распределяют
его
между
обладателями
авторских
прав
пропорционально
объему
фактического
использования
произведений
.
В
-
третьих
,
особый
случай
выплаты
авторского
вознаграждения
предусматривает
ст
. 26
Закона
об
авторском
праве
,
посвященная
воспроизведению
аудиовизуальных
произведений
и
звукозаписей
в
личных
целях
.
Распространение
современной
звуко
-
и
видеозаписывающей
аппаратуры
создало
возможности
для
простого
и
дешевого
воспроизведения
выпущенных
в
свет
произведений
.
В
условиях
,
когда
осуществление
надлежащего
контроля
за
этим
процессом
практически
невозможно
,
Россия
вслед
за
другими
странами
ввела
в
свое
законодательство
правило
,
разрешающее
воспроизведение
аудиовизуальных
произведений
и
звукозаписей
в
личных
целях
,
но
с
обязательной
выплатой
вознаграждения
авторам
,
исполнителям
и
производителям
фонограмм
.
Поскольку
же
какой
-
либо
индивидуальный
контроль
в
этой
сфере
невозможен
,
установлено
,
что
вознаграждение
за
такое
воспроизведение
выплачивается
изготовителями
и
импортерами
оборудования
(
аудио
-
и
видеомагнитофонов
и
т
.
п
.)
и
материальных
носителей
(
звуко
-
и
видеопленок
,
компакт
-
дисков
и
т
.
п
.),
которые
используются
для
такого
воспроизведения
.
Размер
вознаграждения
и
условия
его
выплаты
определяются
соглашениями
между
указанными
изготовителями
и
импортерами
,
с
одной
стороны
,
и
организациями
,
управляющими
имущественными
правами
обладателей
авторских
и
смежных
прав
на
коллективной
основе
, —
с
другой
.
В
свою
очередь
,
изготовители
оборудования
и
материальных
носителей
включают
выплачиваемое
ими
вознаграждение
в
себестоимость
выпускаемой
ими
продукции
,
что
означает
повышение
ее
цены
для
конкретных
потребителей
.
В
-
четвертых
,
закон
предусматривает
выплату
специального
вознаграждения
автору
музыкального
произведения
(
с
текстом
или
без
текста
)
за
публичное
исполнение
его
произведения
при
публичном
исполнении
аудиовизуального
произведения
(
п
. 3
ст
. 13
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»).
Данное
право
предоставляется
лишь
тем
композиторам
,
которые
создали
музыкальное
произведение
специально
для
аудиовизуального
произведения
(
например
,
кинофильма
),
и
сущность
его
сводится
к
тому
,
что
наряду
с
тем
вознаграждением
,
которое
они
получают
как
создатели
аудиовизуального
произведения
,
им
причитается
особое
вознаграждение
за
каждое
исполнение
их
музыкальных
произведений
при
демонстрации
кинофильма
или
фрагментов
из
него
.
Что
касается
новых
возможностей
использования
охраняемых
авторским
правом
произведений
,
которые
дают
современные
высокие
технологии
,
то
главной
нерешенной
проблемой
остается
вопрос
обеспечения
контроля
за
использованием
.
Решение
вопроса
в
законодательном
плане
обеспечивается
принципом
признания
за
автором
исключительного
права
на
использование
произведения
в
любой
форме
и
любым
способом
.
И
.
Ограничение
имущественных
прав
авторов
Имущественные
права
авторов
имеют
ряд
серьезных
ограничений
.
Эти
ограничения
нацелены
на
установление
баланса
между
интересами
общества
и
интересами
автора
.
В
ст
. 13
Соглашения
ТРИПС
делается
попытка
поставить
преграды
в
ограничении
исключительных
прав
:
«
Страны
-
участницы
должны
свести
ограничения
или
исключения
из
разряда
исключительных
прав
к
определенным
случаям
,
которые
не
вступают
в
противоречие
с
нормальным
использованием
произведения
и
не
нарушают
законных
интересов
правообладателя
».
Ограничения
авторских
прав
известны
законодательству
всех
государств
и
прямо
допускаются
международными
конвенциями
по
авторскому
праву
.
Особенностью
советского
авторского
законодательства
было
то
,
что
закрепленные
им
изъятия
из
сферы
авторского
права
превышали
все
допустимые
в
цивилизованном
обществе
пределы
.
В
частности
,
допускалась
свободная
переработка
произведений
;
воспроизведение
любых
выпущенных
в
свет
произведений
в
кино
,
на
радио
и
на
телевидении
;
воспроизведение
любых
материалов
газетами
и
т
.
п
.
Наличие
этих
п
некоторых
других
изъятий
из
сферы
авторско
-
правовой
охраны
объяснялось
различными
причинами
,
но
суть
в
конечном
счете
сводилась
к
оправданию
их
существования
ссылками
на
особую
социалистическую
природу
отношений
автора
и
общества
.
Ныне
действующее
законодательство
вводит
случаи
свободного
использования
произведений
в
цивилизованные
рамки
,
согласующиеся
с
международными
стандартами
.
Во
-
первых
,
изъятия
из
правил
охраны
касаются
лишь
правомерно
обнародованных
произведений
.
Если
автор
еще
не
сделал
свое
произведение
доступным
для
всеобщего
сведения
или
если
это
произошло
без
его
согласия
,
оно
может
использоваться
только
с
разрешения
автора
.
Во
-
вторых
,
изъятия
из
авторского
права
не
затрагивают
личных
неимущественных
правомочий
авторов
.
Иными
словами
,
при
любом
использовании
произведений
их
создателям
гарантируется
охрана
права
авторства
,
права
на
имя
и
права
на
защиту
репутации
автора
.
В
-
третьих
,
свободное
использование
произведений
допускается
лишь
при
условии
,
что
этим
не
наносится
ущерб
их
нормальному
использованию
и
не
ущемляются
законные
интересы
авторов
.
При
установлении
конкретных
изъятий
из
авторского
права
подчеркивается
,
что
использование