ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2020
Просмотров: 2247
Скачиваний: 9
не
говорится
о
переиздании
произведения
и
об
изменении
его
формата
.
В
российском
авторском
праве
категории
личных
неимущественных
прав
авторов
всегда
придавалось
большое
значение
.
Указанные
права
считаются
неотторжимыми
от
личности
создателя
творческого
произведения
,
от
них
нельзя
отказаться
или
передать
другим
лицам
,
они
охраняются
бессрочно
и
т
.
д
.
В
соответствии
со
ст
. 15
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»
к
личным
неимущественным
правам
авторов
относятся
право
авторства
,
право
на
имя
,
право
на
обнародование
произведения
,
включающее
право
на
его
отзыв
,
а
также
право
на
защиту
репутации
автора
.
Право
авторства
обычно
определяется
как
юридически
обеспеченная
возможность
лица
считаться
автором
произведения
и
вытекающая
отсюда
возможность
требовать
признания
данного
факта
от
других
лиц
.
Выделение
права
авторства
как
особого
субъективного
права
обусловлено
необходимостью
индивидуализации
результатов
творческого
труда
и
общественного
признания
связи
этих
результатов
с
деятельностью
конкретных
авторов
.
Право
авторства
характеризуется
следующими
чертами
:
а
)
оно
неотделимо
от
личности
автора
:
принадлежит
только
создателю
произведения
,
неотчуждаемо
,
от
него
нельзя
отказаться
;
б
)
оно
является
правом
абсолютным
,
так
как
ему
корреспондируют
обязанности
всех
и
каждого
воздерживаться
от
нарушения
данного
правомочия
;
в
)
оно
действует
в
течение
всей
жизни
автора
и
прекращается
с
его
смертью
.
В
дальнейшем
оно
существует
как
юридический
факт
,
с
которым
все
должны
считаться
.
После
смерти
автора
авторство
признается
и
охраняется
законом
,
но
уже
не
как
субъективное
право
(
ибо
субъекта
права
больше
нет
),
а
как
общественный
интерес
,
нуждающийся
в
признании
и
защите
;
г
)
наконец
,
следует
указать
на
то
,
что
право
авторства
имеет
определяющее
значение
для
других
прав
автора
,
так
как
остальные
права
производны
от
него
.
С
правом
авторства
тесно
связано
право
на
авторское
имя
.
В
соответствии
с
данным
правом
автор
может
использовать
или
разрешать
использовать
произведение
под
своим
подлинным
именем
,
под
условным
именем
(
псевдонимом
)
или
без
обозначения
имени
(
анонимно
).
Избирая
один
из
этих
способов
обозначения
своего
авторства
,
автор
реализует
право
на
имя
.
Он
также
имеет
право
требовать
указания
своего
имени
каждый
раз
при
создании
,
публичном
исполнении
,
передаче
произведения
в
эфир
,
цитировании
и
ином
использовании
произведения
.
Наконец
,
право
на
имя
включает
возможность
требовать
,
чтобы
имя
автора
(
псевдоним
)
не
искажалось
при
его
упоминании
лицами
,
использующими
произведение
.
С
момента
создания
произведения
за
его
автором
закрепляется
право
на
защиту
произведения
,
включая
его
название
,
от
всякого
искажения
или
иного
посягательства
,
способного
нанести
ущерб
чести
и
достоинству
автора
.
В
ранее
действовавшем
законодательстве
подобное
право
именовалось
правом
на
неприкосновенность
произведения
.
Новое
его
название
—
«
право
на
защиту
репутации
автора
»
—
на
первый
взгляд
звучит
непривычно
и
непонятно
,
однако
более
точно
отражает
суть
рассматриваемого
права
.
Кроме
того
,
оно
совпадает
с
наименованием
,
которое
используется
в
Бернской
конвенции
,
а
также
в
законодательстве
многих
западноевропейских
стран
.
Содержание
данного
права
состоит
в
том
,
что
при
издании
,
публичном
исполнении
или
ином
использовании
произведения
воспрещается
без
согласия
автора
вносить
какие
-
либо
изменения
как
в
само
произведение
,
так
и
в
его
название
.
Воспрещается
также
без
согласия
автора
снабжать
произведение
при
его
использовании
иллюстрациями
,
предисловиями
,
послесловиями
,
комментариями
и
какими
-
либо
другими
пояснениями
.
Право
на
защиту
репутации
автора
,
как
и
всякое
субъективное
право
,
имеет
свои
пределы
.
Закон
предусматривает
отдельные
случаи
,
когда
нарушение
целостности
произведения
не
расценивается
как
покушение
на
его
неприкосновенность
.
Например
,
допускается
цитирование
отрывков
из
произведения
в
научных
,
полемических
и
информационных
целях
.
Автор
не
может
,
ссылаясь
на
принадлежащее
ему
право
на
защиту
репутации
,
воспрепятствовать
созданию
другими
лицами
соответствующих
пародий
н
стилизаций
,
а
также
преградить
дорогу
критикам
и
комментаторам
.
Следующим
личным
неимущественным
правом
автора
является
право
на
обнародование
произведения
и
на
его
отзыв
.
Сущность
данного
права
можно
определить
как
юридически
обеспеченную
автору
возможность
публичной
огласки
созданного
им
произведения
.
При
этом
автор
одновременно
решает
два
вопроса
.
Во
-
первых
,
он
сам
определяет
,
готово
ли
его
произведение
для
доведения
до
неопределенного
круга
лиц
.
Во
-
вторых
,
автор
решает
вопрос
о
времени
,
месте
и
способе
обнародования
.
Например
,
автор
литературного
произведения
может
обнародовать
его
путем
опубликования
,
публичного
исполнения
,
передачи
в
эфир
и
т
.
п
.
Право
на
обнародование
выражает
особый
охраняемый
законом
интерес
автора
и
потому
является
самостоятельным
субъективным
правом
автора
.
Это
обстоятельство
необходимо
подчеркнуть
специально
,
так
как
данное
право
всегда
реализуется
одновременно
с
каким
-
либо
другим
правом
автора
.
В
самом
деле
,
обнародовать
произведение
,
т
.
е
.
сделать
его
впервые
доступным
для
всеобщего
сведения
,
нельзя
,
не
реализовав
какое
-
либо
другое
право
автора
,
например
,
право
на
опубликование
,
на
публичный
показ
,
на
передачу
в
эфир
и
т
.
п
.
С
правом
на
обнародование
неразрывно
связано
право
на
отзыв
произведения
.
Закон
предоставляет
автору
возможность
отказаться
от
ранее
принятого
решения
об
обнародовании
произведения
либо
,
если
произведение
уже
было
обнародовано
,
он
может
дезавуировать
действия
по
его
доведению
до
всеобщего
сведения
,
публично
оповестив
об
отзыве
произведения
.
В
качестве
единственного
условия
реализации
данного
права
закон
устанавливает
возмещение
пользователю
причиненных
таким
решением
убытков
,
включая
упущенную
выгоду
.
Ранее
изготовленные
экземпляры
произведения
также
изымаются
из
обращения
за
счет
самого
автора
.
Причины
,
по
которым
автор
аннулирует
свое
согласие
на
обнародование
произведения
или
отзывает
уже
обнародованное
произведение
,
могут
быть
самыми
разными
:
это
может
быть
трансформация
творческих
взглядов
или
мировоззрения
автора
,
изменение
внешних
обстоятельств
и
т
.
д
.,
но
закон
не
требует
от
автора
обосновывать
уважительность
причин
отзыва
произведения
.
Последствием
реализации
права
на
отзыв
является
сохранение
(
для
еще
не
обнародованного
произведения
)
или
восстановление
(
для
уже
обнародованного
произведения
)
правового
режима
необнародованного
произведения
.
Произведение
может
быть
вновь
доведено
до
сведения
публики
только
самим
автором
или
с
его
согласия
,
на
него
не
распространяются
никакие
изъятия
из
сферы
авторского
права
и
т
.
п
.
В
отличие
от
других
личных
неимущественных
прав
автора
,
право
на
обнародование
способно
переходить
к
другим
лицам
,
что
еще
раз
подчеркивает
условность
деления
авторских
прав
на
личные
и
имущественные
.
Наконец
,
автор
обладает
таким
личным
неимущественным
правом
,
как
право
на
опубликование
,
хотя
закон
о
нем
специально
и
не
упоминает
.
Между
тем
данное
право
,
безусловно
,
принадлежит
автору
,
так
как
выражает
особый
интерес
автора
,
не
опосредованный
каким
-
либо
другим
правом
.
Под
правом
на
опубликование
понимается
признаваемая
за
автором
возможность
выпуска
в
обращение
экземпляров
произведения
в
количестве
,
достаточном
для
удовлетворения
разумных
потребностей
публики
исходя
из
характера
произведения
.
Акцент
в
данном
случае
делается
на
том
,
что
за
автором
признается
возможность
контроля
за
выпуском
в
обращение
материальных
носителей
произведения
.
Реализация
права
на
опубликование
имеет
своим
последствием
изменение
правового
режима
произведения
,
так
как
опубликованное
произведение
может
в
определенных
случаях
использоваться
без
согласия
автора
,
например
репродуцироваться
в
единичных
экземплярах
библиотеками
,
архивами
и
учебными
заведениями
.
2. Droit de suite,
или
право
следования
Другим
примером
ограничения
отчуждаемости
авторских
прав
служит
то
,
что
во
французском
языке
обозначено
термином
«droit de suite»
или
«
право
следования
».
Правом
следования
называется
неотчуждаемое
право
художника
получать
определенный
процент
от
перепродаж
своего
произведения
.
Бернской
конвенцией
право
следования
допускается
,
но
не
делается
обязательным
.
С
этим
правом
редко
приходится
иметь
дело
в
англоязычных
странах
,
но
в
других
странах
оно
достаточно
распространено
.
Аргументация
в
пользу
этого
права
состоит
в
том
,
что
тот
,
кто
получает
выгоду
от
перепродажи
работы
художника
,
должен
с
ним
ею
делиться
,
поскольку
его
именем
и
трудом
создана
основа
для
получения
выгоды
.
Вместе
с
тем
есть
достаточно
сильные
аргументы
против
использования
этого
права
.
Молодые
начинающие
художники
будут
получать
меньше
за
свои
работы
,
потому
что
они
не
могут
продать
все
свои
права
.
Старые
известные
художники
могут
выиграть
,
поскольку
многие
из
их
Ценных
работ
перепродаются
.
Таким
образом
,
право
следования
представляет
собой
передачу
благосостояния
от
бедных
начинающих
художников
богатым
и
знаменитым
,
что
является
довольно
странной
формой
социальной
политики
.
Практически
страна
,
в
которой
действует
право
следования
,
рискует
потерять
свой
аукционный
бизнес
,
который
перетечет
в
такие
известные
аукционные
центры
,
как
Лондон
или
Нью
-
Йорк
,
расположенные
в
странах
,
где
не
существует
права
следования
.
Владельцу
картины
,
стоимостью
,
скажем
,
в
десять
тысяч
долларов
,
дешевле
будет
выставить
ее
для
продажи
в
Лондоне
за
5%
комиссионных
,
чем
платить
по
праву
следования
в
той
стране
,
где
оно
действует
.
Поскольку
право
следования
защищает
имущественные
интересы
создателей
произведений
изобразительного
искусства
,
оно
принадлежит
к
числу
имущественных
прав
авторов
.
Вместе
с
тем
следует
подчеркнуть
,
что
,
хотя
подразделение
авторских
прав
на
личные
и
имущественные
закреплено
законом
,
оно
является
весьма
условным
и
относительным
,
так
как
во
многих
субъективных
авторских
правах
,
включая
и
право
следования
,
личные
и
имущественные
моменты
теснейшим
образом
переплетены
друг
с
другом
.
Л
.
Уступка
прав
и
лицензирование
1.
Общие
принципы
И
Бернская
конвенция
,
и
Соглашение
ТРИПС
оставляют
на
усмотрение
стран
-
участниц
решение
вопроса
об
уступке
авторских
прав
и
разрешении
их
использования
,
в
связи
с
чем
это
решение
варьируется
от
полной
свободы
заключения
договора
до
очень
строгих
ограничений
.
Поэтому
даже
в
странах
,
в
целом
приверженных
к
рыночной
экономике
,
как
правило
,
существуют
ограничения
в
отношении
уступок
авторских
прав
и
разрешения
их
использования
.
Использование
произведения
автора
другими
лицами
(
пользователями
)
осуществляется
на
основании
авторского
договора
,
кроме
случаев
,
специально
указанных
Законом
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
».
Договорная
форма
использования
произведений
в
большей
степени
,
чем
какая
-
либо
другая
,
обеспечивает
реализацию
и
охрану
как
личных
,
так
и
имущественных
прав
автора
.
Отвечает
она
и
интересам
пользователей
,
поскольку
они
приобретают
определенные
права
по
использованию
произведений
,
которых
не
имеют
другие
лица
,
и
в
связи
с
этим
могут
окупить
свои
затраты
по
воспроизведению
и
распространению
произведений
и
получить
прибыль
.
В
конечном
счете
в
договорном
использовании
произведений
заинтересовано
и
общество
в
целом
,
поскольку
такой
порядок
стимулирует
творческую
активность
его
членов
и
способствует
умножению
духовного
богатства
общества
.
Действующее
авторское
законодательство
не
содержит
определения
авторского
договора
,
однако
анализ
его
норм
позволяет
сформулировать
следующее
определение
:
по
авторскому
договору
автор
передает
или
обязуется
передать
приобретателю
свои
права
на
использование
произведения
в
пределах
и
на
условиях
,
согласованных
сторонами
.
Авторский
договор
носит
гражданско
-
правовой
характер
и
является
самостоятельным
в
ряду
других
гражданско
-
правовых
договоров
.
Данный
вывод
имеет
не
только
теоретическое
,
но
и
большое
практическое
значение
.
В
частности
,
он
означает
,
что
на
авторско
-
договорные
отношения
распространяются
как
общие
положения
гражданского
права
,
например
правила
о
формах
и
условиях
действительности
сделок
,
так
и
соответствующие
нормы
обязательственного
права
,
касающиеся
,
например
,
порядка
заключения
и
исполнения
договоров
,
ответственности
за
их
нарушение
и
т
.
п
.
По
общему
правилу
авторский
договор
носит
консенсуальный
,
взаимный
и
возмездный
характер
.
На
протяжении
многих
лет
в
российской
юридической
литературе
продолжается
спор
о
природе
авторского
договора
.
Суть
разногласий
сводится
к
вопросу
о
том
,
уступает
ли
автор
контрагенту
свои
имущественные
права
на
произведение
или
лишь
разрешает
его
использование
на
определенных
условиях
.
В
этой
связи
в
литературе
выдвинуты
и
подробно
обоснованы
теория
уступки
(
передачи
)
и
теория
разрешения
.
Действующим
законодательством
,
в
котором
неоднократно
подчеркивается
возможность
перехода
права
на
использование
произведения
от
автора
к
другим
лицам
,
данный
спор
однозначно
решен
в
пользу
теории
уступки
прав
.
Выступая
в
качестве
особого
вида
гражданско
-
правового
договора
,
авторский
договор
,
в
свою
очередь
,
подразделяется
на
ряд
разновидностей
,
каждая
из
которых
имеет
свои
особенности
.
Прежде
всего
авторские
договоры
делятся
на
группы
в
зависимости
от
вида
произведений
,
по
поводу
которых
они
заключаются
.
Выделяются
,
в
частности
,
авторские
договоры
на
создание
и
использование
литературных
,
музыкальных
,
аудиовизуальных
,
архитектурных
и
других
произведений
.
Даже
если
указанные
договоры
предусматривают
один
и
тот
же
способ
использования
произведений
,
вид
последних
оказывает
определенное
влияние
на
содержание
самого
договора
.
В
зависимости
от
того
,
является
ли
предметом
авторского
договора
уже
готовое
произведение
или
произведение
,
которое
еще
только
необходимо
создать
,
различаются
авторские
договоры
заказа
и
авторские
договоры
на
готовое
произведение
.
Авторский
договор
заказа
подробно
регламентирует
требования
,
предъявляемые
к
будущему
произведению
,
в
частности
,
устанавливает
его
жанр
,
назначение
,
объем
и
другие
параметры
,
определяет
сроки
и
форму
представления
работы
заказчику
,
порядок
устранения
замечаний
,
предусматривает
право
автора
на
получение
аванса
и
т
.
п
.
В
тех
случаях
,
когда
предметом
договора
является
уже
готовое
произведение
,
оно
обычно
рассматривается
и
одобряется
пользователем
до
заключения
договора
.
Поэтому
все
указанные
выше
вопросы
для
данного
договора
значения
не
имеют
,
и
основное
внимание
уделяется
проблеме
использования
произведения
.
Авторские
договоры
могут
быть
связаны
с
использованием
еще
не
обнародованного
произведения
или
произведения
,
которое
уже
доведено
до
всеобщего
сведения
.
Как
правило
,
это
оказывает
существенное
влияние
на
такие
условия
договора
,
как
размер
авторского
гонорара
и
форма
его
выплаты
.
Авторы
необнародованных
произведений
обычно
получают
особое
вознаграждение
за
предоставление
пользователю
права
на
первое
ознакомление
публики
с
произведением
.
Специфической
чертой
договора
,
связанного
с
повторным
использованием
произведения
,
является
право
автора
на
внесение
исправлений
и
изменений
в
созданное
им
произведение
.
В
зависимости
от
того
,
становится
ли
приобретатель
авторских
прав
по
договору
единственным
их
обладателем
или
не
становится
,
авторские
договоры
подразделяются
на
договоры
о
передаче
исключительных
прав
и
договоры
о
передаче
неисключительных
прав
.
Авторский
договор
о
передаче
исключительных
прав
разрешает
использование
произведения
определенным
способом
и
в
установленных
договором
пределах
только
лицу
,
которому
эти
права
передаются
,
и
дает
такому
лицу
право
запрещать
подобное
использование
произведения
другим
лицам
.
По
авторскому
договору
о
передаче
неисключительных
прав
пользователю
разрешается
использовать
произведение
наравне
с
самим
автором
и
другими
лицами
,
получившими
от
автора
разрешение
на
использование
произведения
аналогичным
способом
.
Согласно
п
. 4
ст
. 30
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»,
передаваемые
по
авторскому
договору
права
считаются
неисключительными
,
если
в
договоре
прямо
не
установлено
иное
.
Наконец
,
большое
практическое
значение
имеет
подразделение
авторских
договоров
в
зависимости
от
способа
использования
произведения
.
В
связи
с
этим
выделяются
издательские
,
постановочные
,
сценарные
договоры
,
договоры
о
депонировании
рукописи
,
художественного
заказа
,
об
использовании
в
промышленности
произведений
декоративно
-
прикладного
искусства
,
о
публичном
исполнении
,
о
передаче
произведения
в
эфир
или
сообщении
для
всеобщего
сведения
по
кабелю
и
т
.
д
.
Каждый
из
названных
договоров
имеет
свои
особенности
,
обусловленные
как
спецификой
произведений
,
так
и
способами
их
использования
.
2.
Ограничение
уступок
и
лицензирования
авторских
прав
Причина
,
по
которой
часто
возникают
ограничения
в
отношении
уступок
и
разрешения
использования
авторских
прав
,
объясняется
необходимостью
охраны
имущественных
прав
авторов
от
эксплуатации
их
издателями
.
Ограничения
,
как
правило
,
состоят
в
формулировании
специальных
условий
,
которые
должны
(
или
не
должны
)
включаться
в
лицензии
,
условий
,
которые
определяют
максимальные
сроки
действия
лицензии
и
пр
.
В
последние
годы
против
подобных
ограничений
стали
особенно
активно
выступать
экономисты
,
поскольку
они
противоречат
основам
свободного
рынка
.
Экономисты
утверждают
,
что
ограничения
в
части
отчуждения
прав
,
по
сути
дела
,
уменьшают
доходы
и
авторов
,
и
издателей
,
ибо
не
дают
возможности
совершать
сделки
,
которые
могут
быть
выгодны
обеим
сторонам
.
В
условиях
свободного
рынка
сделка
может
иметь
место
,
только
если
она
выгодна
обеим
сторонам
;
если
закон
запрещает
сделку
,
которую
хотят
совершить
обе
стороны
,
то
они
обе
теряют
ожидаемую
выгоду
,
тем
самым
обедняя
и
общество
в
целом
.
Тем
не
менее
,
ограничения
существуют
в
законодательстве
по
авторскому
праву
большинства
стран
и
поэтому
юристы
должны
знать
,
как
с
этим
вопросом
обходиться
.
Один
из
подходов
может
состоять
в
использовании
законодательства
конкретной
страны
.
В
советский
период
Александр
Солженицын
нанял
швейцарского
адвоката
и
выдал
ему
доверенность
.
По
этой
доверенности
швейцарский
юрист
был
уполномочен
давать
иностранным
издателям
разрешение
на
опубликование
книги
«
Архипелаг
ГУЛАГ
».
В
доверенности
было
указано
,
что
правомочия
по
ней
определяются
законодательством
Швейцарии
.
Соответственно
в
решении
английского
суда
,
в
котором
оспаривалась
законность
издания
книги
в
Англии
,
было
указано
,
что
доверенность
выдана
на
основании
законодательства
Швейцарии
,
а
потому
любые
ссылки
на
незаконность
издания
книги
по
советскому
законодательству
(
ограничение
права
диссидента
публиковать
труды
за
рубежом
)
не
были
признаны
.
Очевидно
,
английскому
суду
претила
мысль
стать
орудием
советской
цензуры
.
В
других
случаях
может
быть
далеко
не
так
просто
использовать
право
выбора
страны
.
Для
избежания
ограничений
в
части
уступок
авторского
права
и
разрешений
на
его
использование
.
Современное
российское
авторское
право
исходит
из
принципа
свободы
авторского
договора
,
в
соответствии
с
которым
стороны
сами
определяют
свои
взаимные
права
и
обязанности
и
оговаривают
иные
условия
договора
.
Вместе
с
тем
Закон
предъявляет
к
авторским
договорам
некоторые
требования
,
сформулированные
в
виде
диспозитивных
и
императивных
правил
.
Первые
из
них
вступают
в
действие
тогда
,
когда
в
договоре
не
решены
те
или
иные
вопросы
.
В
качестве
примера
можно
привести
правило
о
том
,
что
действие
передаваемого
по
договору
права
ограничивается
территорией
Российской
Федерации
,
если
в
авторском
договоре
отсутствует
условие
о
территории
,
на
которую
передается
право
.
Императивные
правила
либо
запрещают
вводить
в
авторские
договоры
определенные
условия
,
либо
предписывают
конкретное
решение
отдельных
вопросов
при
выборе
сторонами
варианта
своих
взаимоотношений
из
числа
возможных
.
Например
,
Закон
заранее
объявляет
недействительным
условие
авторского
договора
,
которым
автор
ограничивается
в
создании
в
будущем
произведений
на
данную
тему
или
в
данной
области
.
Примером
императивной
нормы
предписывающего
характера
может
служить
требование
обязательного
установления
максимального
тиража
произведения
,
если
в
авторском
договоре
об
издании
или
ином
воспроизведении
произведения
вознаграждение
определено
в
виде
фиксированной
суммы
.
Указанные
правила
выполняют
,
в
сущности
,
ту
же
функцию
,
которая
во
многом
была
свойственна
существовавшим
в
прошлом
типовым
авторским
договорам
и
состояла
в
ограждении
интересов
авторов
от
диктата
пользователей
произведений
.
Наличие
подобных
гарантий
,
равно
как
и
закрепление
их
на
законодательном
уровне
,
представляется
вполне
оправданной
мерой
,
которая
согласуется
с
принципом
свободы
договора
и
практикой
правового
регулирования
авторских
отношений
в
большинстве
государств
.
3.
Соблюдение
формальностей
при
уступке
или
лицензировании
авторских
прав
Наряду
с
запрещением
выдвигать
требование
соблюдения
формальностей
как
условие
охраны
авторских
прав
Бернская
конвенция
разрешает
странам
-
участницам
вводить
требование
соблюдения
формальностей
при
уступке
или
лицензировании
авторских
прав
.
Соблюдение
этих
формальностей
требуется
сразу
по
трем
причинам
: 1)
для
обеспечения
понимания
сторонами
всей
серьезности
сделки
; 2)
для
обеспечения
доказательства
факта
сделки
на
случай
возможных
споров
; 3)
для
того
,
чтобы
третьи
лица
знали
о
факте
сделки
.
Первые
два
пункта
отвечают
требованию
совершения
сделки
в
письменной
форме
.
Третий
может
отвечать
требованию
об
обязательной
или
необязательной
регистрации
определенных
видов
сделок
.
В
связи
с
тем
,
что
в
договорах
об
уступке
авторских
прав
или
в
лицензионных
договорах
могут
фигурировать
большие
деньги
,
лучше
соблюдать
письменную
форму
,
даже
в
тех
случаях
,
когда
закон
не
требует
этого
в
обязательном
порядке
.
По
сравнению
с
патентным
авторское
право
создает
меньше
проблем
,
связанных
с
исключительными
правами
.
Авторское
право
по
своей
сути
не
является
монопольным
.
Даже
если
случится
,
что
два
поэта
одновременно
напишут
одинаковые
стихотворения
,
каждое
из
них
будет
защищено
авторским
правом
.
Оба
автора
могут
выйти
на
рынок
поэзии
со
своими
произведениями
.
Если
одна
кинокомпания
снимет
фильм
о
шпионе
с
привлекательной
внешностью
,
любимце
женщин
,
другая
свободно
может
использовать
эти
сюжетные
линии
в
своей
картине
.
Вопросы
о
нарушении
антимонопольного
законодательства
могут
возникнуть
в
двух
случаях
: 1)
при
накоплении
в
одних
руках
большого
числа
авторских
прав
и
2)
в
отношении
действующих
компьютерных
систем
.
В
ряде
стран
обладатели
авторских
прав
на
наиболее
популярные
музыкальные
и
поэтические
произведения
создают
союзы
в
целях
оптимизации
управления
своими
правами
,
для
чего
передают
им
право
распоряжения
исполнением
авторских
произведений
.
Наиболее
известными
в
мире
считается
Американское
общество
композиторов
,
писателей
и
издателей
—
сокращенно
на
английском
языке
— ASCAP
Собирая
в
блок
авторские
права
на
исполнение
большинства
популярных
музыкальных
произведений
,
такой
союз
по
сути
дела
создает
монополию
в
области
развлекательной
индустрии
.
Общество
,
обладающее
правами
на
исполнение
произведений
,
имеет
две
наиболее
важные
функции
,
выполнение
которых
для
отдельного
автора
более
чем
затруднительно
,
а
именно
: 1)
упрощение
процесса
лицензирования
за
счет
выдачи
бланкетных
лицензий
и
2)
защита
авторских
прав
путем
преследования
их
нарушителей
.
И
,
тем
не
менее
,
даже
такая
монополизация
прав
на
исполнение
произведений
авторов
не
спасает
от
нарушений
,
поскольку
исполнение
музыкальных
произведений
на
радиостанциях
и
в
ресторанах
не
лицензируется
.
Поэтому
вполне
разумным
будет
,
если
антимонопольными
органами
или
в
антимонопольном
законодательстве
будут
выдвинуты
определенные
требования
,
например
о
справедливых
отчислениях
авторским
союзам
и
организациям
.
Другим
бурно
обсуждающимся
вопросом
является
вопрос
о
действующих
компьютерных
компаниях
.
В
отличие
от
киноиндустрии
,
от
которой
зрители
ждут
новых
фильмов
и
новых
идей
,
в
компьютерной
индустрии
авторы
программ
и
пользователи
стремятся
к
стабильности
.
Пользователи
хотели
бы
избежать
потерь
времени
,
связанных
с
изучением
новых
20
См
.
страницу
в
Интернете
.