Файл: Интеллектуальная собственность (Мэггс-Сергеев).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2020

Просмотров: 2183

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

не

 

говорится

 

о

 

переиздании

 

произведения

 

и

 

об

 

изменении

 

его

 

формата

В

 

российском

 

авторском

 

праве

 

категории

 

личных

 

неимущественных

 

прав

 

авторов

 

всегда

 

придавалось

 

большое

 

значение

Указанные

 

права

 

считаются

 

неотторжимыми

 

от

 

личности

 

создателя

 

творческого

 

произведения

от

 

них

 

нельзя

 

отказаться

 

или

 

передать

 

другим

 

лицам

они

 

охраняются

 

бессрочно

 

и

 

т

.

д

В

 

соответствии

 

со

 

ст

. 15 

Закона

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

» 

к

 

личным

 

неимущественным

 

правам

 

авторов

 

относятся

 

право

 

авторства

право

 

на

 

имя

право

 

на

 

обнародование

 

произведения

включающее

 

право

 

на

 

его

 

отзыв

а

 

также

 

право

 

на

 

защиту

 

репутации

 

автора

Право

 

авторства

 

обычно

 

определяется

 

как

 

юридически

 

обеспеченная

 

возможность

 

лица

 

считаться

 

автором

 

произведения

 

и

 

вытекающая

 

отсюда

 

возможность

 

требовать

 

признания

 

данного

 

факта

 

от

 

других

 

лиц

Выделение

 

права

 

авторства

 

как

 

особого

 

субъективного

 

права

 

обусловлено

 

необходимостью

 

индивидуализации

 

результатов

 

творческого

 

труда

 

и

 

общественного

 

признания

 

связи

 

этих

 

результатов

 

с

 

деятельностью

 

конкретных

 

авторов

Право

 

авторства

 

характеризуется

 

следующими

 

чертами

а

оно

 

неотделимо

 

от

 

личности

 

автора

принадлежит

 

только

 

создателю

 

произведения

неотчуждаемо

от

 

него

 

нельзя

 

отказаться

б

оно

 

является

 

правом

 

абсолютным

так

 

как

 

ему

 

корреспондируют

 

обязанности

 

всех

 

и

 

каждого

 

воздерживаться

 

от

 

нарушения

 

данного

 

правомочия

в

оно

 

действует

 

в

 

течение

 

всей

 

жизни

 

автора

 

и

 

прекращается

 

с

 

его

 

смертью

В

 

дальнейшем

 

оно

 

существует

 

как

 

юридический

 

факт

с

 

которым

 

все

 

должны

 

считаться

После

 

смерти

 

автора

 

авторство

 

признается

 

и

 

охраняется

 

законом

но

 

уже

 

не

 

как

 

субъективное

 

право

 (

ибо

 

субъекта

 

права

 

больше

 

нет

), 

а

 

как

 

общественный

 

интерес

нуждающийся

 

в

 

признании

 

и

 

защите

г

наконец

следует

 

указать

 

на

 

то

что

 

право

 

авторства

 

имеет

 

определяющее

 

значение

 

для

 

других

 

прав

 

автора

так

 

как

 

остальные

 

права

 

производны

 

от

 

него

С

 

правом

 

авторства

 

тесно

 

связано

 

право

 

на

 

авторское

 

имя

В

 

соответствии

 

с

 

данным

 

правом

 

автор

 

может

 

использовать

 

или

 

разрешать

 

использовать

 

произведение

 

под

 

своим

 

подлинным

 

именем

под

 

условным

 

именем

 (

псевдонимом

или

 

без

 

обозначения

 

имени

 (

анонимно

). 

Избирая

 

один

 

из

 

этих

 

способов

 

обозначения

 

своего

 

авторства

автор

 

реализует

 

право

 

на

 

имя

Он

 

также

 

имеет

 

право

 

требовать

 

указания

 

своего

 

имени

 

каждый

 

раз

 

при

 

создании

публичном

 

исполнении

передаче

 

произведения

 

в

 

эфир

цитировании

 

и

 

ином

 

использовании

 

произведения

Наконец

право

 

на

 

имя

 

включает

 

возможность

 

требовать

чтобы

 

имя

 

автора

  (

псевдоним

не

 

искажалось

 

при

 

его

 

упоминании

 

лицами

использующими

 

произведение

С

 

момента

 

создания

 

произведения

 

за

 

его

 

автором

 

закрепляется

 

право

 

на

 

защиту

 

произведения

включая

 

его

 

название

от

 

всякого

 

искажения

 

или

 

иного

 

посягательства

способного

 

нанести

 

ущерб

 

чести

 

и

 

достоинству

 

автора

В

 

ранее

 

действовавшем

 

законодательстве

 

подобное

 

право

 

именовалось

 

правом

 

на

 

неприкосновенность

 

произведения

Новое

 

его

 

название

 — 

«

право

 

на

 

защиту

 

репутации

 

автора

» 

— 

на

 

первый

 

взгляд

 

звучит

 

непривычно

 

и

 

непонятно

однако

 

более

 

точно

 

отражает

 

суть

 

рассматриваемого

 

права

Кроме

 

того

оно

 

совпадает

 

с

 

наименованием

которое

 

используется

 

в

 

Бернской

 

конвенции

а

 

также

 

в

 

законодательстве

 

многих

 

западноевропейских

 

стран

Содержание

 

данного

 

права

 

состоит

 

в

 

том

что

 

при

 

издании

публичном

 

исполнении

 

или

 

ином

 

использовании

 

произведения

 

воспрещается

 

без

 

согласия

 

автора

 

вносить

 

какие

-

либо

 

изменения

 

как

 

в

 

само

 

произведение

так

 

и

 

в

 

его

 

название

Воспрещается

 

также

 

без

 

согласия

 

автора

 

снабжать

 

произведение

 

при

 

его

 

использовании

 

иллюстрациями

предисловиями

послесловиями

комментариями

 

и

 

какими

-

либо

 

другими

 

пояснениями

Право

 

на

 

защиту

 

репутации

 

автора

как

 

и

 

всякое

 

субъективное

 

право

имеет

 

свои

 

пределы

Закон

 

предусматривает

 

отдельные

 

случаи

когда

 

нарушение

 

целостности

 

произведения

 

не

 

расценивается

 

как

 

покушение

 

на

 

его

 

неприкосновенность

Например

допускается

 

цитирование

 

отрывков

 

из

 

произведения

 

в

 

научных

полемических

 

и

 

информационных

 

целях

Автор

 

не

 

может

ссылаясь

 

на

 

принадлежащее

 

ему

 

право

 

на

 

защиту

 

репутации

воспрепятствовать

 

созданию

 

другими

 

лицами

 

соответствующих

 

пародий

 

н

 

стилизаций

а

 

также

 

преградить

 

дорогу

 

критикам

 

и

 

комментаторам

Следующим

 

личным

 

неимущественным

 

правом

 

автора

 

является

 

право

 

на

 

обнародование

 

произведения

 

и

 

на

 

его

 

отзыв

Сущность

 

данного

 

права

 

можно

 

определить

 

как

 

юридически

 

обеспеченную

 

автору

 

возможность

 

публичной

 

огласки

 

созданного

 

им

 

произведения

При

 

этом

 

автор

 

одновременно

 

решает

 

два

 

вопроса

Во

-

первых

он

 

сам

 

определяет

готово

 

ли

 

его

 

произведение

 

для

 

доведения

 

до

 

неопределенного

 

круга

 

лиц

Во

-

вторых

автор

 

решает

 

вопрос

 

о

 

времени

месте

 

и

 

способе

 

обнародования

Например

автор

 

литературного

 

произведения

 

может

 

обнародовать

 

его

 

путем

 

опубликования

публичного

 

исполнения

передачи

 

в

 

эфир

 

и

 

т

.

п

Право

 

на

 

обнародование

 

выражает

 

особый

 

охраняемый

 

законом

 

интерес

 

автора

 

и

 

потому

 

является

 

самостоятельным

 

субъективным

 

правом

 

автора

Это

 

обстоятельство

 

необходимо

 


background image

подчеркнуть

 

специально

так

 

как

 

данное

 

право

 

всегда

 

реализуется

 

одновременно

 

с

 

каким

-

либо

 

другим

 

правом

 

автора

В

 

самом

 

деле

обнародовать

 

произведение

т

.

е

сделать

 

его

 

впервые

 

доступным

 

для

 

всеобщего

 

сведения

нельзя

не

 

реализовав

 

какое

-

либо

 

другое

 

право

 

автора

например

право

 

на

 

опубликование

на

 

публичный

 

показ

на

 

передачу

 

в

 

эфир

 

и

 

т

.

п

С

 

правом

 

на

 

обнародование

 

неразрывно

 

связано

 

право

 

на

 

отзыв

 

произведения

Закон

 

предоставляет

 

автору

 

возможность

 

отказаться

 

от

 

ранее

 

принятого

 

решения

 

об

 

обнародовании

 

произведения

 

либо

если

 

произведение

 

уже

 

было

 

обнародовано

он

 

может

 

дезавуировать

 

действия

 

по

 

его

 

доведению

 

до

 

всеобщего

 

сведения

публично

 

оповестив

 

об

 

отзыве

 

произведения

В

 

качестве

 

единственного

 

условия

 

реализации

 

данного

 

права

 

закон

 

устанавливает

 

возмещение

 

пользователю

 

причиненных

 

таким

 

решением

 

убытков

включая

 

упущенную

 

выгоду

Ранее

 

изготовленные

 

экземпляры

 

произведения

 

также

 

изымаются

 

из

 

обращения

 

за

 

счет

 

самого

 

автора

Причины

по

 

которым

 

автор

 

аннулирует

 

свое

 

согласие

 

на

 

обнародование

 

произведения

 

или

 

отзывает

 

уже

 

обнародованное

 

произведение

могут

 

быть

 

самыми

 

разными

это

 

может

 

быть

 

трансформация

 

творческих

 

взглядов

 

или

 

мировоззрения

 

автора

изменение

 

внешних

 

обстоятельств

 

и

 

т

.

д

., 

но

 

закон

 

не

 

требует

 

от

 

автора

 

обосновывать

 

уважительность

 

причин

 

отзыва

 

произведения

Последствием

 

реализации

 

права

 

на

 

отзыв

 

является

 

сохранение

  (

для

 

еще

 

не

 

обнародованного

 

произведения

или

 

восстановление

  (

для

 

уже

 

обнародованного

 

произведения

правового

 

режима

 

необнародованного

 

произведения

Произведение

 

может

 

быть

 

вновь

 

доведено

 

до

 

сведения

 

публики

 

только

 

самим

 

автором

 

или

 

с

 

его

 

согласия

на

 

него

 

не

 

распространяются

 

никакие

 

изъятия

 

из

 

сферы

 

авторского

 

права

 

и

 

т

.

п

В

 

отличие

 

от

 

других

 

личных

 

неимущественных

 

прав

 

автора

право

 

на

 

обнародование

 

способно

 

переходить

 

к

 

другим

 

лицам

что

 

еще

 

раз

 

подчеркивает

 

условность

 

деления

 

авторских

 

прав

 

на

 

личные

 

и

 

имущественные

Наконец

автор

 

обладает

 

таким

 

личным

 

неимущественным

 

правом

как

 

право

 

на

 

опубликование

хотя

 

закон

 

о

 

нем

 

специально

 

и

 

не

 

упоминает

Между

 

тем

 

данное

 

право

безусловно

принадлежит

 

автору

так

 

как

 

выражает

 

особый

 

интерес

 

автора

не

 

опосредованный

 

каким

-

либо

 

другим

 

правом

Под

 

правом

 

на

 

опубликование

 

понимается

 

признаваемая

 

за

 

автором

 

возможность

 

выпуска

 

в

 

обращение

 

экземпляров

 

произведения

 

в

 

количестве

достаточном

 

для

 

удовлетворения

 

разумных

 

потребностей

 

публики

 

исходя

 

из

 

характера

 

произведения

Акцент

 

в

 

данном

 

случае

 

делается

 

на

 

том

что

 

за

 

автором

 

признается

 

возможность

 

контроля

 

за

 

выпуском

 

в

 

обращение

 

материальных

 

носителей

 

произведения

Реализация

 

права

 

на

 

опубликование

 

имеет

 

своим

 

последствием

 

изменение

 

правового

 

режима

 

произведения

так

 

как

 

опубликованное

 

произведение

 

может

 

в

 

определенных

 

случаях

 

использоваться

 

без

 

согласия

 

автора

например

 

репродуцироваться

 

в

 

единичных

 

экземплярах

 

библиотеками

архивами

 

и

 

учебными

 

заведениями

 
2. Droit de suite, 

или

 

право

 

следования

 

 

Другим

 

примером

 

ограничения

 

отчуждаемости

 

авторских

 

прав

 

служит

 

то

что

 

во

 

французском

 

языке

 

обозначено

 

термином

 «droit de suite» 

или

  «

право

 

следования

». 

Правом

 

следования

 

называется

 

неотчуждаемое

 

право

 

художника

 

получать

 

определенный

 

процент

 

от

 

перепродаж

 

своего

 

произведения

Бернской

 

конвенцией

 

право

 

следования

 

допускается

но

 

не

 

делается

 

обязательным

С

 

этим

 

правом

 

редко

 

приходится

 

иметь

 

дело

 

в

 

англоязычных

 

странах

но

 

в

 

других

 

странах

 

оно

 

достаточно

 

распространено

Аргументация

 

в

 

пользу

 

этого

 

права

 

состоит

 

в

 

том

что

 

тот

кто

 

получает

 

выгоду

 

от

 

перепродажи

 

работы

 

художника

должен

 

с

 

ним

 

ею

 

делиться

поскольку

 

его

 

именем

 

и

 

трудом

 

создана

 

основа

 

для

 

получения

 

выгоды

Вместе

 

с

 

тем

 

есть

 

достаточно

 

сильные

 

аргументы

 

против

 

использования

 

этого

 

права

Молодые

 

начинающие

 

художники

 

будут

 

получать

 

меньше

 

за

 

свои

 

работы

потому

 

что

 

они

 

не

 

могут

 

продать

 

все

 

свои

 

права

Старые

 

известные

 

художники

 

могут

 

выиграть

поскольку

 

многие

 

из

 

их

 

Ценных

 

работ

 

перепродаются

Таким

 

образом

право

 

следования

 

представляет

 

собой

 

передачу

 

благосостояния

 

от

 

бедных

 

начинающих

 

художников

 

богатым

 

и

 

знаменитым

что

 

является

 

довольно

 

странной

 

формой

 

социальной

 

политики

Практически

 

страна

в

 

которой

 

действует

 

право

 

следования

рискует

 

потерять

 

свой

 

аукционный

 

бизнес

который

 

перетечет

 

в

 

такие

 

известные

 

аукционные

 

центры

как

 

Лондон

 

или

 

Нью

-

Йорк

расположенные

 

в

 

странах

где

 

не

 

существует

 

права

 

следования

Владельцу

 

картины

стоимостью

скажем

в

 

десять

 

тысяч

 

долларов

дешевле

 

будет

 

выставить

 

ее

 

для

 

продажи

 

в

 

Лондоне

 

за

 5% 

комиссионных

чем

 

платить

 

по

 

праву

 

следования

 

в

 

той

 

стране

где

 

оно

 

действует

Поскольку

 

право

 

следования

 

защищает

 

имущественные

 

интересы

 

создателей

 

произведений

 

изобразительного

 

искусства

оно

 

принадлежит

 

к

 

числу

 

имущественных

 

прав

 

авторов

Вместе

 

с

 

тем

 


background image

следует

 

подчеркнуть

что

хотя

 

подразделение

 

авторских

 

прав

 

на

 

личные

 

и

 

имущественные

 

закреплено

 

законом

оно

 

является

 

весьма

 

условным

 

и

 

относительным

так

 

как

 

во

 

многих

 

субъективных

 

авторских

 

правах

включая

 

и

 

право

 

следования

личные

 

и

 

имущественные

 

моменты

 

теснейшим

 

образом

 

переплетены

 

друг

 

с

 

другом

 

Л

Уступка

 

прав

 

и

 

лицензирование

 

 

1. 

Общие

 

принципы

 

 

И

 

Бернская

 

конвенция

и

 

Соглашение

 

ТРИПС

 

оставляют

 

на

 

усмотрение

 

стран

-

участниц

 

решение

 

вопроса

 

об

 

уступке

 

авторских

 

прав

 

и

 

разрешении

 

их

 

использования

в

 

связи

 

с

 

чем

 

это

 

решение

 

варьируется

 

от

 

полной

 

свободы

 

заключения

 

договора

 

до

 

очень

 

строгих

 

ограничений

Поэтому

 

даже

 

в

 

странах

в

 

целом

 

приверженных

 

к

 

рыночной

 

экономике

как

 

правило

существуют

 

ограничения

 

в

 

отношении

 

уступок

 

авторских

 

прав

 

и

 

разрешения

 

их

 

использования

Использование

 

произведения

 

автора

 

другими

 

лицами

  (

пользователями

осуществляется

 

на

 

основании

 

авторского

 

договора

кроме

 

случаев

специально

 

указанных

 

Законом

 

РФ

 «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

». 

Договорная

 

форма

 

использования

 

произведений

 

в

 

большей

 

степени

чем

 

какая

-

либо

 

другая

обеспечивает

 

реализацию

 

и

 

охрану

 

как

 

личных

так

 

и

 

имущественных

 

прав

 

автора

Отвечает

 

она

 

и

 

интересам

 

пользователей

поскольку

 

они

 

приобретают

 

определенные

 

права

 

по

 

использованию

 

произведений

которых

 

не

 

имеют

 

другие

 

лица

и

 

в

 

связи

 

с

 

этим

 

могут

 

окупить

 

свои

 

затраты

 

по

 

воспроизведению

 

и

 

распространению

 

произведений

 

и

 

получить

 

прибыль

В

 

конечном

 

счете

 

в

 

договорном

 

использовании

 

произведений

 

заинтересовано

 

и

 

общество

 

в

 

целом

поскольку

 

такой

 

порядок

 

стимулирует

 

творческую

 

активность

 

его

 

членов

 

и

 

способствует

 

умножению

 

духовного

 

богатства

 

общества

Действующее

 

авторское

 

законодательство

 

не

 

содержит

 

определения

 

авторского

 

договора

однако

 

анализ

 

его

 

норм

 

позволяет

 

сформулировать

 

следующее

 

определение

по

 

авторскому

 

договору

 

автор

 

передает

 

или

 

обязуется

 

передать

 

приобретателю

 

свои

 

права

 

на

 

использование

 

произведения

 

в

 

пределах

 

и

 

на

 

условиях

согласованных

 

сторонами

Авторский

 

договор

 

носит

 

гражданско

-

правовой

 

характер

 

и

 

является

 

самостоятельным

 

в

 

ряду

 

других

 

гражданско

-

правовых

 

договоров

Данный

 

вывод

 

имеет

 

не

 

только

 

теоретическое

но

 

и

 

большое

 

практическое

 

значение

В

 

частности

он

 

означает

что

 

на

 

авторско

-

договорные

 

отношения

 

распространяются

 

как

 

общие

 

положения

 

гражданского

 

права

например

 

правила

 

о

 

формах

 

и

 

условиях

 

действительности

 

сделок

так

 

и

 

соответствующие

 

нормы

 

обязательственного

 

права

касающиеся

например

порядка

 

заключения

 

и

 

исполнения

 

договоров

ответственности

 

за

 

их

 

нарушение

 

и

 

т

.

п

По

 

общему

 

правилу

 

авторский

 

договор

 

носит

 

консенсуальный

взаимный

 

и

 

возмездный

 

характер

На

 

протяжении

 

многих

 

лет

 

в

 

российской

 

юридической

 

литературе

 

продолжается

 

спор

 

о

 

природе

 

авторского

 

договора

Суть

 

разногласий

 

сводится

 

к

 

вопросу

 

о

 

том

уступает

 

ли

 

автор

 

контрагенту

 

свои

 

имущественные

 

права

 

на

 

произведение

 

или

 

лишь

 

разрешает

 

его

 

использование

 

на

 

определенных

 

условиях

В

 

этой

 

связи

 

в

 

литературе

 

выдвинуты

 

и

 

подробно

 

обоснованы

 

теория

 

уступки

  (

передачи

и

 

теория

 

разрешения

Действующим

 

законодательством

в

 

котором

 

неоднократно

 

подчеркивается

 

возможность

 

перехода

 

права

 

на

 

использование

 

произведения

 

от

 

автора

 

к

 

другим

 

лицам

данный

 

спор

 

однозначно

 

решен

 

в

 

пользу

 

теории

 

уступки

 

прав

Выступая

 

в

 

качестве

 

особого

 

вида

 

гражданско

-

правового

 

договора

авторский

 

договор

в

 

свою

 

очередь

подразделяется

 

на

 

ряд

 

разновидностей

каждая

 

из

 

которых

 

имеет

 

свои

 

особенности

Прежде

 

всего

 

авторские

 

договоры

 

делятся

 

на

 

группы

 

в

 

зависимости

 

от

 

вида

 

произведений

по

 

поводу

 

которых

 

они

 

заключаются

Выделяются

в

 

частности

авторские

 

договоры

 

на

 

создание

 

и

 

использование

 

литературных

музыкальных

аудиовизуальных

архитектурных

 

и

 

других

 

произведений

Даже

 

если

 

указанные

 

договоры

 

предусматривают

 

один

 

и

 

тот

 

же

 

способ

 

использования

 

произведений

вид

 

последних

 

оказывает

 

определенное

 

влияние

 

на

 

содержание

 

самого

 

договора

В

 

зависимости

 

от

 

того

является

 

ли

 

предметом

 

авторского

 

договора

 

уже

 

готовое

 

произведение

 

или

 

произведение

которое

 

еще

 

только

 

необходимо

 

создать

различаются

 

авторские

 

договоры

 

заказа

 

и

 

авторские

 

договоры

 

на

 

готовое

 

произведение

Авторский

 

договор

 

заказа

 

подробно

 

регламентирует

 

требования

предъявляемые

 

к

 

будущему

 

произведению

в

 

частности

устанавливает

 

его

 

жанр

назначение

объем

 

и

 

другие

 

параметры

определяет

 

сроки

 

и

 

форму

 

представления

 

работы

 

заказчику

порядок

 

устранения

 

замечаний

предусматривает

 

право

 

автора

 

на

 

получение

 

аванса

 

и

 

т

.

п

В

 

тех

 

случаях

когда

 

предметом

 

договора

 

является

 

уже

 

готовое

 

произведение

оно

 

обычно

 

рассматривается

 

и

 

одобряется

 

пользователем

 

до

 

заключения

 

договора

Поэтому

 

все

 

указанные

 

выше

 

вопросы

 

для

 

данного

 

договора

 

значения

 

не

 

имеют

и

 

основное

 

внимание

 

уделяется

 

проблеме

 

использования

 

произведения


background image

Авторские

 

договоры

 

могут

 

быть

 

связаны

 

с

 

использованием

 

еще

 

не

 

обнародованного

 

произведения

 

или

 

произведения

которое

 

уже

 

доведено

 

до

 

всеобщего

 

сведения

Как

 

правило

это

 

оказывает

 

существенное

 

влияние

 

на

 

такие

 

условия

 

договора

как

 

размер

 

авторского

 

гонорара

 

и

 

форма

 

его

 

выплаты

Авторы

 

необнародованных

 

произведений

 

обычно

 

получают

 

особое

 

вознаграждение

 

за

 

предоставление

 

пользователю

 

права

 

на

 

первое

 

ознакомление

 

публики

 

с

 

произведением

Специфической

 

чертой

 

договора

связанного

 

с

 

повторным

 

использованием

 

произведения

является

 

право

 

автора

 

на

 

внесение

 

исправлений

 

и

 

изменений

 

в

 

созданное

 

им

 

произведение

В

 

зависимости

 

от

 

того

становится

 

ли

 

приобретатель

 

авторских

 

прав

 

по

 

договору

 

единственным

 

их

 

обладателем

 

или

 

не

 

становится

авторские

 

договоры

 

подразделяются

 

на

 

договоры

 

о

 

передаче

 

исключительных

 

прав

 

и

 

договоры

 

о

 

передаче

 

неисключительных

 

прав

Авторский

 

договор

 

о

 

передаче

 

исключительных

 

прав

 

разрешает

 

использование

 

произведения

 

определенным

 

способом

 

и

 

в

 

установленных

 

договором

 

пределах

 

только

 

лицу

которому

 

эти

 

права

 

передаются

и

 

дает

 

такому

 

лицу

 

право

 

запрещать

 

подобное

 

использование

 

произведения

 

другим

 

лицам

По

 

авторскому

 

договору

 

о

 

передаче

 

неисключительных

 

прав

 

пользователю

 

разрешается

 

использовать

 

произведение

 

наравне

 

с

 

самим

 

автором

 

и

 

другими

 

лицами

получившими

 

от

 

автора

 

разрешение

 

на

 

использование

 

произведения

 

аналогичным

 

способом

Согласно

 

п

. 4 

ст

. 30 

Закона

 

РФ

 «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

», 

передаваемые

 

по

 

авторскому

 

договору

 

права

 

считаются

 

неисключительными

если

 

в

 

договоре

 

прямо

 

не

 

установлено

 

иное

Наконец

большое

 

практическое

 

значение

 

имеет

 

подразделение

 

авторских

 

договоров

 

в

 

зависимости

 

от

 

способа

 

использования

 

произведения

В

 

связи

 

с

 

этим

 

выделяются

 

издательские

постановочные

сценарные

 

договоры

договоры

 

о

 

депонировании

 

рукописи

художественного

 

заказа

об

 

использовании

 

в

 

промышленности

 

произведений

 

декоративно

-

прикладного

 

искусства

о

 

публичном

 

исполнении

о

 

передаче

 

произведения

 

в

 

эфир

 

или

 

сообщении

 

для

 

всеобщего

 

сведения

 

по

 

кабелю

 

и

 

т

.

д

Каждый

 

из

 

названных

 

договоров

 

имеет

 

свои

 

особенности

обусловленные

 

как

 

спецификой

 

произведений

так

 

и

 

способами

 

их

 

использования

 
2. 

Ограничение

 

уступок

 

и

 

лицензирования

 

авторских

 

прав

 

 

Причина

по

 

которой

 

часто

 

возникают

 

ограничения

 

в

 

отношении

 

уступок

 

и

 

разрешения

 

использования

 

авторских

 

прав

объясняется

 

необходимостью

 

охраны

 

имущественных

 

прав

 

авторов

 

от

 

эксплуатации

 

их

 

издателями

Ограничения

как

 

правило

состоят

 

в

 

формулировании

 

специальных

 

условий

которые

 

должны

 (

или

 

не

 

должны

включаться

 

в

 

лицензии

условий

которые

 

определяют

 

максимальные

 

сроки

 

действия

 

лицензии

 

и

 

пр

В

 

последние

 

годы

 

против

 

подобных

 

ограничений

 

стали

 

особенно

 

активно

 

выступать

 

экономисты

поскольку

 

они

 

противоречат

 

основам

 

свободного

 

рынка

Экономисты

 

утверждают

что

 

ограничения

 

в

 

части

 

отчуждения

 

прав

по

 

сути

 

дела

уменьшают

 

доходы

 

и

 

авторов

и

 

издателей

ибо

 

не

 

дают

 

возможности

 

совершать

 

сделки

которые

 

могут

 

быть

 

выгодны

 

обеим

 

сторонам

В

 

условиях

 

свободного

 

рынка

 

сделка

 

может

 

иметь

 

место

только

 

если

 

она

 

выгодна

 

обеим

 

сторонам

если

 

закон

 

запрещает

 

сделку

которую

 

хотят

 

совершить

 

обе

 

стороны

то

 

они

 

обе

 

теряют

 

ожидаемую

 

выгоду

тем

 

самым

 

обедняя

 

и

 

общество

 

в

 

целом

Тем

 

не

 

менее

ограничения

 

существуют

 

в

 

законодательстве

 

по

 

авторскому

 

праву

 

большинства

 

стран

 

и

 

поэтому

 

юристы

 

должны

 

знать

как

 

с

 

этим

 

вопросом

 

обходиться

Один

 

из

 

подходов

 

может

 

состоять

 

в

 

использовании

 

законодательства

 

конкретной

 

страны

В

 

советский

 

период

 

Александр

 

Солженицын

 

нанял

 

швейцарского

 

адвоката

 

и

 

выдал

 

ему

 

доверенность

По

 

этой

 

доверенности

 

швейцарский

 

юрист

 

был

 

уполномочен

 

давать

 

иностранным

 

издателям

 

разрешение

 

на

 

опубликование

 

книги

  «

Архипелаг

 

ГУЛАГ

». 

В

 

доверенности

 

было

 

указано

что

 

правомочия

 

по

 

ней

 

определяются

 

законодательством

 

Швейцарии

Соответственно

 

в

 

решении

 

английского

 

суда

в

 

котором

 

оспаривалась

 

законность

 

издания

 

книги

 

в

 

Англии

было

 

указано

что

 

доверенность

 

выдана

 

на

 

основании

 

законодательства

 

Швейцарии

а

 

потому

 

любые

 

ссылки

 

на

 

незаконность

 

издания

 

книги

 

по

 

советскому

 

законодательству

  (

ограничение

 

права

 

диссидента

 

публиковать

 

труды

 

за

 

рубежом

не

 

были

 

признаны

Очевидно

английскому

 

суду

 

претила

 

мысль

 

стать

 

орудием

 

советской

 

цензуры

В

 

других

 

случаях

 

может

 

быть

 

далеко

 

не

 

так

 

просто

 

использовать

 

право

 

выбора

 

страны

Для

 

избежания

 

ограничений

 

в

 

части

 

уступок

 

авторского

 

права

 

и

 

разрешений

 

на

 

его

 

использование

Современное

 

российское

 

авторское

 

право

 

исходит

 

из

 

принципа

 

свободы

 

авторского

 

договора

в

 

соответствии

 

с

 

которым

 

стороны

 

сами

 

определяют

 

свои

 

взаимные

 

права

 

и

 

обязанности

 

и

 

оговаривают

 

иные

 

условия

 

договора

Вместе

 

с

 

тем

 

Закон

 

предъявляет

 

к

 

авторским

 

договорам

 

некоторые

 

требования

сформулированные

 

в

 

виде

 

диспозитивных

 

и

 

императивных

 

правил

Первые

 

из

 

них

 

вступают

 

в

 

действие

 

тогда

когда

 

в

 

договоре

 

не

 

решены

 

те

 

или

 

иные

 

вопросы

В

 

качестве

 

примера

 

можно

 

привести

 

правило

 

о

 

том

что

 

действие

 

передаваемого

 

по

 

договору

 

права

 


background image

ограничивается

 

территорией

 

Российской

 

Федерации

если

 

в

 

авторском

 

договоре

 

отсутствует

 

условие

 

о

 

территории

на

 

которую

 

передается

 

право

Императивные

 

правила

 

либо

 

запрещают

 

вводить

 

в

 

авторские

 

договоры

 

определенные

 

условия

либо

 

предписывают

 

конкретное

 

решение

 

отдельных

 

вопросов

 

при

 

выборе

 

сторонами

 

варианта

 

своих

 

взаимоотношений

 

из

 

числа

 

возможных

Например

Закон

 

заранее

 

объявляет

 

недействительным

 

условие

 

авторского

 

договора

которым

 

автор

 

ограничивается

 

в

 

создании

 

в

 

будущем

 

произведений

 

на

 

данную

 

тему

 

или

 

в

 

данной

 

области

Примером

 

императивной

 

нормы

 

предписывающего

 

характера

 

может

 

служить

 

требование

 

обязательного

 

установления

 

максимального

 

тиража

 

произведения

если

 

в

 

авторском

 

договоре

 

об

 

издании

 

или

 

ином

 

воспроизведении

 

произведения

 

вознаграждение

 

определено

 

в

 

виде

 

фиксированной

 

суммы

Указанные

 

правила

 

выполняют

в

 

сущности

ту

 

же

 

функцию

которая

 

во

 

многом

 

была

 

свойственна

 

существовавшим

 

в

 

прошлом

 

типовым

 

авторским

 

договорам

 

и

 

состояла

 

в

 

ограждении

 

интересов

 

авторов

 

от

 

диктата

 

пользователей

 

произведений

Наличие

 

подобных

 

гарантий

равно

 

как

 

и

 

закрепление

 

их

 

на

 

законодательном

 

уровне

представляется

 

вполне

 

оправданной

 

мерой

которая

 

согласуется

 

с

 

принципом

 

свободы

 

договора

 

и

 

практикой

 

правового

 

регулирования

 

авторских

 

отношений

 

в

 

большинстве

 

государств

 
3. 

Соблюдение

 

формальностей

 

при

 

уступке

 

или

 

лицензировании

 

авторских

 

прав

 

 

Наряду

 

с

 

запрещением

 

выдвигать

 

требование

 

соблюдения

 

формальностей

 

как

 

условие

 

охраны

 

авторских

 

прав

 

Бернская

 

конвенция

 

разрешает

 

странам

-

участницам

 

вводить

 

требование

 

соблюдения

 

формальностей

 

при

 

уступке

 

или

 

лицензировании

 

авторских

 

прав

Соблюдение

 

этих

 

формальностей

 

требуется

 

сразу

 

по

 

трем

 

причинам

: 1) 

для

 

обеспечения

 

понимания

 

сторонами

 

всей

 

серьезности

 

сделки

; 2) 

для

 

обеспечения

 

доказательства

 

факта

 

сделки

 

на

 

случай

 

возможных

 

споров

; 3) 

для

 

того

чтобы

 

третьи

 

лица

 

знали

 

о

 

факте

 

сделки

Первые

 

два

 

пункта

 

отвечают

 

требованию

 

совершения

 

сделки

 

в

 

письменной

 

форме

Третий

 

может

 

отвечать

 

требованию

 

об

 

обязательной

 

или

 

необязательной

 

регистрации

 

определенных

 

видов

 

сделок

В

 

связи

 

с

 

тем

что

 

в

 

договорах

 

об

 

уступке

 

авторских

 

прав

 

или

 

в

 

лицензионных

 

договорах

 

могут

 

фигурировать

 

большие

 

деньги

лучше

 

соблюдать

 

письменную

 

форму

даже

 

в

 

тех

 

случаях

когда

 

закон

 

не

 

требует

 

этого

 

в

 

обязательном

 

порядке

По

 

сравнению

 

с

 

патентным

 

авторское

 

право

 

создает

 

меньше

 

проблем

связанных

 

с

 

исключительными

 

правами

Авторское

 

право

 

по

 

своей

 

сути

 

не

 

является

 

монопольным

Даже

 

если

 

случится

что

 

два

 

поэта

 

одновременно

 

напишут

 

одинаковые

 

стихотворения

каждое

 

из

 

них

 

будет

 

защищено

 

авторским

 

правом

Оба

 

автора

 

могут

 

выйти

 

на

 

рынок

 

поэзии

 

со

 

своими

 

произведениями

Если

 

одна

 

кинокомпания

 

снимет

 

фильм

 

о

 

шпионе

 

с

 

привлекательной

 

внешностью

любимце

 

женщин

другая

 

свободно

 

может

 

использовать

 

эти

 

сюжетные

 

линии

 

в

 

своей

 

картине

Вопросы

 

о

 

нарушении

 

антимонопольного

 

законодательства

 

могут

 

возникнуть

 

в

 

двух

 

случаях

: 1) 

при

 

накоплении

 

в

 

одних

 

руках

 

большого

 

числа

 

авторских

 

прав

 

и

 2) 

в

 

отношении

 

действующих

 

компьютерных

 

систем

В

 

ряде

 

стран

 

обладатели

 

авторских

 

прав

 

на

 

наиболее

 

популярные

 

музыкальные

 

и

 

поэтические

 

произведения

 

создают

 

союзы

 

в

 

целях

 

оптимизации

 

управления

 

своими

 

правами

для

 

чего

 

передают

 

им

 

право

 

распоряжения

 

исполнением

 

авторских

 

произведений

Наиболее

 

известными

 

в

 

мире

 

считается

 

Американское

 

общество

 

композиторов

писателей

 

и

 

издателей

 — 

сокращенно

 

на

 

английском

 

языке

 — ASCAP

20

Собирая

 

в

 

блок

 

авторские

 

права

 

на

 

исполнение

 

большинства

 

популярных

 

музыкальных

 

произведений

такой

 

союз

 

по

 

сути

 

дела

 

создает

 

монополию

 

в

 

области

 

развлекательной

 

индустрии

Общество

обладающее

 

правами

 

на

 

исполнение

 

произведений

имеет

 

две

 

наиболее

 

важные

 

функции

выполнение

 

которых

 

для

 

отдельного

 

автора

 

более

 

чем

 

затруднительно

а

 

именно

: 1) 

упрощение

 

процесса

 

лицензирования

 

за

 

счет

 

выдачи

 

бланкетных

 

лицензий

 

и

 2) 

защита

 

авторских

 

прав

 

путем

 

преследования

 

их

 

нарушителей

И

тем

 

не

 

менее

даже

 

такая

 

монополизация

 

прав

 

на

 

исполнение

 

произведений

 

авторов

 

не

 

спасает

 

от

 

нарушений

поскольку

 

исполнение

 

музыкальных

 

произведений

 

на

 

радиостанциях

 

и

 

в

 

ресторанах

 

не

 

лицензируется

Поэтому

 

вполне

 

разумным

 

будет

если

 

антимонопольными

 

органами

 

или

 

в

 

антимонопольном

 

законодательстве

 

будут

 

выдвинуты

 

определенные

 

требования

например

 

о

 

справедливых

 

отчислениях

 

авторским

 

союзам

 

и

 

организациям

 

Другим

 

бурно

 

обсуждающимся

 

вопросом

 

является

 

вопрос

 

о

 

действующих

 

компьютерных

 

компаниях

В

 

отличие

 

от

 

киноиндустрии

от

 

которой

 

зрители

 

ждут

 

новых

 

фильмов

 

и

 

новых

 

идей

в

 

компьютерной

 

индустрии

 

авторы

 

программ

 

и

 

пользователи

 

стремятся

 

к

 

стабильности

Пользователи

 

хотели

 

бы

 

избежать

 

потерь

 

времени

связанных

 

с

 

изучением

 

новых

 

                                                           

20

 

См

страницу

 

в

 

Интернете

 

http://www.ascap.com