ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2020
Просмотров: 2243
Скачиваний: 9
операционных
программ
.
Компании
,
разрабатывающие
компьютерные
программы
,
нацеливают
их
лишь
на
наиболее
распространенные
операционные
системы
,
чтобы
снизить
затраты
и
расширить
рынок
.
В
результате
сейчас
95%
рынка
персональных
компьютеров
занимает
одна
операционная
система
.
В
связи
со
стремлением
к
стандартизации
,
как
только
операционная
система
занимает
доминирующее
положение
,
перестают
работать
обычные
движущие
силы
конкуренции
.
В
США
правительство
предъявило
иск
к
обладателю
прав
на
операционную
систему
,
в
котором
утверждалось
,
что
он
злоупотребил
авторским
правом
для
укрепления
своего
доминирующего
положения
на
рынке
программного
обеспечения
.
В
соответствии
со
ст
. 32
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»
авторские
договоры
должны
заключаться
в
простой
письменной
форме
.
Конечно
,
по
желанию
сторон
договор
может
быть
нотариально
удостоверен
,
однако
Закон
этого
не
требует
.
Чаще
всего
авторский
договор
заключается
путем
составления
сторонами
единого
документа
.
Обычно
издательства
,
театры
,
студии
и
иные
организации
,
использующие
произведения
,
имеют
разработанные
с
учетом
норм
Закона
стандартные
бланки
договоров
,
которые
заполняются
и
подписываются
сторонами
.
Специфика
конкретного
договора
отражается
в
разделе
«
Особые
условия
».
По
предложению
автора
договор
может
быть
составлен
и
в
иной
форме
.
Важно
лишь
,
чтобы
он
отражал
все
существенные
условия
,
по
которым
должно
быть
достигнуто
соглашение
,
и
не
ухудшал
положение
автора
по
сравнению
с
требованиями
Закона
.
Нередко
авторский
договор
представляет
собой
по
форме
не
единый
документ
,
а
их
совокупность
.
Так
,
организации
,
использующие
произведения
,
направляют
авторам
заказы
на
создание
произведений
.
Если
такой
заказ
содержит
все
существенные
условия
предлагаемого
автору
договора
,
он
имеет
значение
оферты
.
Эти
условия
,
меняющиеся
в
зависимости
от
вида
произведения
и
способа
его
использования
,
во
всех
случаях
включают
:
наименование
сторон
,
характеристику
вида
произведения
и
формы
его
предполагаемого
использования
,
наименование
и
(
или
)
характеристику
произведения
,
срок
и
форму
передачи
произведения
,
срок
его
использования
,
размер
вознаграждения
по
договору
.
При
всех
обстоятельствах
должны
быть
зафиксированы
те
условия
,
которые
на
основании
действующего
законодательства
подлежат
согласованию
сторонами
.
Те
условия
,
которые
предопределены
нормативными
актами
как
определяющие
минимальный
уровень
прав
автора
,
могут
и
не
воспроизводиться
в
таком
заказе
.
Несоблюдение
письменной
формы
авторского
договора
само
по
себе
не
делает
данный
договор
недействительным
,
но
влечет
за
собой
последствия
,
предусмотренные
ст
. 162
ГК
.
Иными
словами
,
если
одна
из
сторон
будет
оспаривать
факт
заключения
договора
,
другая
сторона
не
может
ссылаться
в
подтверждение
договора
на
свидетельские
показания
.
Во
внимание
суд
принимает
лишь
письменные
доказательства
,
в
частности
переписку
между
автором
и
организацией
,
расписку
в
получении
аванса
,
рецензии
,
утвержденные
планы
организации
,
бухгалтерские
документы
и
т
.
п
.
Указанные
письменные
документы
должны
свидетельствовать
именно
о
наличии
авторского
договора
,
а
не
о
предварительных
договорных
контактах
автора
и
организации
.
Как
исключение
из
общего
правила
,
письменная
форма
не
обязательна
для
договора
об
использовании
произведения
в
периодической
печати
(
п
. 1
ст
. 32
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»).
Иначе
говоря
,
авторский
договор
здесь
может
быть
совершен
в
любой
форме
,
в
том
числе
в
устной
или
конклюдентной
,
с
возможным
привлечением
свидетелей
для
доказательства
факта
заключения
договора
.
В
частности
,
о
заключении
договора
может
свидетельствовать
извещение
автора
редакцией
о
принятии
его
рукописи
либо
сам
факт
опубликования
произведения
.
Напротив
,
если
в
орган
периодической
печати
поступает
незаказанная
рукопись
,
предварительная
работа
над
ней
еще
не
доказывает
,
что
между
сторонами
уже
возникли
договорные
отношения
.
При
продаже
экземпляров
программ
для
ЭВМ
и
баз
данных
и
предоставлении
массовым
пользователям
доступа
к
ним
допускается
применение
особого
порядка
заключения
договоров
,
установленного
Законом
РФ
«
О
правовой
охране
программ
для
ЭВМ
и
баз
данных
».
В
частности
,
ст
. 14
указанного
Закона
предусматривает
возможность
изложения
типовых
условий
договора
на
передаваемых
экземплярах
программ
для
ЭВМ
и
баз
данных
.
Что
касается
договоров
об
уступке
(
передаче
)
прав
на
программу
для
ЭВМ
или
базу
данных
,
то
они
,
помимо
письменного
оформления
,
могут
,
а
в
некоторых
случаях
должны
быть
зарегистрированы
в
Российском
агентстве
по
правовой
охране
программ
для
ЭВМ
,
баз
данных
и
топологий
интегральных
микросхем
(
далее
—
Агентство
.
В
настоящее
время
функции
данного
Агентства
выполняются
Роспатентом
).
Согласно
п
. 5
ст
. 13
Закона
РФ
«
О
правовой
охране
программ
для
ЭВМ
и
баз
данных
»
обязательной
регистрации
в
Агентстве
подлежат
договоры
о
полной
уступке
всех
имущественных
прав
на
зарегистрированную
программу
для
ЭВМ
или
базу
данных
;
договоры
о
передаче
имущественных
прав
на
зарегистрированную
или
незарегистрированную
программу
или
базу
данных
могут
быть
зарегистрированы
в
Агентстве
по
соглашению
сторон
.
Более
конкретно
эти
вопросы
регламентированы
в
Правилах
регистрации
договоров
на
программы
для
ЭВМ
,
базы
данных
и
топологии
интегральных
микросхем
,
утвержденных
Роспатентом
31
декабря
1998
г
.
Договор
о
полной
уступке
всех
имущественных
прав
на
зарегистрированную
программу
для
ЭВМ
или
базу
данных
может
быть
заключен
с
даты
его
официальной
регистрации
в
Агентстве
и
вступает
в
силу
только
с
момента
регистрации
.
Договор
о
передаче
имущественных
прав
на
программу
для
ЭВМ
или
базу
данных
может
быть
заключен
в
любое
время
и
вступает
в
силу
с
указанной
в
нем
даты
.
При
публичном
исполнении
,
воспроизведении
звукозаписи
и
некоторых
других
видах
использования
произведений
,
имущественными
правами
в
отношении
которых
управляет
Российское
авторское
общество
(
РАО
)
или
иная
подобная
организация
,
авторский
договор
на
использование
произведений
заключается
в
форме
лицензионного
соглашения
.
Организация
,
управляющая
имущественными
правами
авторов
на
коллективной
основе
,
не
имеет
права
отказать
пользователю
в
выдаче
лицензии
без
достаточных
оснований
,
а
сами
условия
лицензий
должны
быть
одинаковыми
для
пользователей
одной
категории
.
Заключаемое
на
таких
началах
лицензионное
соглашение
напоминает
публичный
договор
(
ст
. 426
ГК
),
хотя
ввиду
особого
некоммерческого
статуса
организаций
,
управляющих
имущественными
правами
авторов
на
коллективной
основе
,
им
в
точном
смысле
считаться
не
может
.
Вместе
с
тем
данное
соглашение
является
договором
присоединения
(
ст
. 428
ГК
),
поскольку
его
условия
определяются
такими
организациями
в
стандартных
формах
и
могут
быть
приняты
пользователями
не
иначе
как
путем
присоединения
к
предложенному
договору
в
целом
.
В
лицензионном
соглашении
определяются
разрешенные
пользователю
способы
использования
произведений
;
размер
вознаграждения
за
использование
,
который
обычно
устанавливается
на
уровне
утвержденных
Правительством
РФ
минимальных
ставок
;
порядок
и
периодичность
представления
отчетности
об
использовании
произведений
;
условия
досрочного
прекращения
действия
соглашения
;
ответственность
за
нарушение
его
условий
и
др
.
Лицензия
выдается
,
как
правило
,
на
один
год
с
возможностью
автоматического
продления
ее
действия
на
новый
срок
.
Лицензионное
соглашение
носит
общий
характер
,
т
.
е
.
разрешает
использовать
предусмотренными
им
способами
все
произведения
,
имущественными
правами
в
отношении
которых
управляет
соответствующая
организация
.
Если
,
однако
,
пользователь
получает
лицензию
на
воспроизведение
фонограммы
,
он
должен
оформить
специальную
заявку
на
каждый
альбом
с
указанием
тиража
,
срока
воспроизведения
,
вида
материального
носителя
,
репертуара
и
других
реквизитов
.
Игнорирование
данного
требования
рассматривается
в
судебной
практике
как
бездоговорное
использование
произведения
.
М
.
Гражданско
-
правовая
защита
авторских
прав
В
гражданском
процессе
истец
должен
доказать
что
: 1)
он
обладает
исключительными
имущественными
правами
и
2)
что
это
право
нарушено
.
Далее
он
должен
обосновать
свое
требование
судебного
запрета
на
неправомерное
использование
его
прав
и
/
или
требование
возмещения
причиненного
ему
ущерба
.
Под
способами
защиты
авторских
прав
понимаются
закрепленные
законом
материально
-
правовые
меры
принудительного
характера
,
посредством
которых
производится
восстановление
(
признание
)
нарушенных
(
оспариваемых
)
прав
и
воздействие
на
правонарушителя
.
Российское
авторское
законодательство
предоставляет
потерпевшим
достаточно
широкий
выбор
способов
защиты
,
ряд
из
которых
предусмотрен
законодательством
впервые
.
В
соответствии
со
ст
. 49
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»
обладатели
исключительных
авторских
прав
вправе
требовать
от
нарушителя
:!)
признания
прав
; 2)
восстановления
положения
,
существовавшего
до
нарушения
права
; 3)
прекращения
действий
,
нарушающих
право
или
создающих
угрозу
его
нарушения
; 4)
возмещения
убытков
; 5)
взыскания
дохода
,
полученного
нарушителем
вследствие
нарушения
авторских
и
смежных
прав
; 6)
выплаты
компенсации
в
определенных
законом
пределах
.
Указанные
способы
защиты
не
исчерпывают
собой
всех
возможных
мер
,
к
которым
может
прибегнуть
потерпевший
для
защиты
своих
авторских
прав
и
охраняемых
законом
интересов
.
Авторские
права
по
своей
природе
являются
субъективными
гражданскими
правами
,
и
поэтому
их
защита
может
осуществляться
с
помощью
всех
тех
способов
,
которые
применяются
для
защиты
субъективных
гражданских
прав
.
В
числе
таких
способов
можно
назвать
требования
о
прекращении
или
изменении
правоотношения
,
о
признании
недействительным
не
соответствующего
законодательству
ненормативного
акта
органа
государственного
управления
или
местного
органа
государственной
власти
,
о
возмещении
морального
вреда
и
некоторые
другие
.
Следует
учитывать
,
что
помимо
способов
защиты
авторских
прав
в
их
точном
смысле
действующее
авторское
законодательство
предусматривает
возможность
применения
к
нарушителям
некоторых
дополнительных
санкций
.
Так
,
согласно
п
. 2
ст
. 49
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»
помимо
возмещения
убытков
,
взыскания
незаконного
дохода
или
выплаты
компенсации
в
твердой
сумме
суд
или
арбитражный
суд
за
нарушение
авторских
прав
взыскивает
штраф
в
размере
10%
суммы
,
присужденной
судом
в
пользу
истца
.
При
этом
сумма
штрафов
направляется
в
установленном
законодательством
порядке
в
соответствующие
бюджеты
.
Контрафактные
экземпляры
произведений
или
фонограмм
подлежат
обязательной
конфискации
по
решению
суда
или
судьи
единолично
,
а
также
по
решению
арбитражного
суда
.
Конфискованные
контрафактные
экземпляры
произведений
подлежат
уничтожению
,
за
исключением
случаев
их
передачи
обладателю
авторских
прав
по
его
просьбе
.
Кроме
того
,
суд
или
судья
единолично
,
а
также
арбитражный
суд
могут
вынести
решение
о
конфискации
материалов
и
оборудования
,
используемых
для
изготовления
и
воспроизведения
контрафактных
экземпляров
произведений
.
Указанные
санкции
носят
административный
,
а
не
гражданско
-
правовой
характер
и
гражданско
-
правовыми
способами
защиты
авторских
прав
в
строгом
смысле
не
являются
.
Однако
их
введение
в
авторское
законодательство
является
абсолютно
оправданной
,
хотя
и
несколько
запоздалой
,
мерой
.
Как
правило
,
обладатель
нарушенного
авторского
права
может
воспользоваться
не
любым
,
а
вполне
конкретным
способом
защиты
своего
права
.
Зачастую
способ
защиты
нарушенного
права
либо
прямо
определен
специальной
нормой
закона
,
либо
вытекает
из
характера
совершенного
правонарушения
Так
,
например
,
если
при
опубликовании
произведения
искажено
имя
его
автора
,
он
может
требовать
лишь
внесения
соответствующих
исправлений
.
Чаще
,
однако
,
обладателю
авторского
права
предоставляется
возможность
определенного
выбора
среди
потенциальных
способов
защиты
.
Например
,
в
случае
,
когда
в
результате
нарушения
авторских
прав
потерпевшему
причинены
убытки
,
он
вправе
по
своему
усмотрению
либо
потребовать
их
возмещения
в
полном
объеме
,
либо
взыскать
в
свою
пользу
доход
,
полученный
нарушителем
вследствие
нарушения
авторских
прав
,
либо
потребовать
выплаты
ему
компенсации
в
пределах
,
установленных
законом
.
Предусмотренные
законом
способы
защиты
авторских
прав
неоднородны
по
своей
юридической
природе
,
что
также
оказывает
существенное
влияние
на
возможности
их
реализации
.
Наиболее
распространенным
в
литературе
является
их
подразделение
на
меры
защиты
и
меры
ответственности
,
которые
различаются
между
собой
по
основаниям
применения
,
социальному
назначению
,
выполняемым
функциям
,
принципам
реализации
и
некоторым
другим
моментам
.
Практическую
значимость
при
этом
имеет
то
обстоятельство
,
что
,
по
общему
правилу
,
меры
ответственности
в
отличие
от
мер
защиты
применяются
лишь
к
виновным
нарушителям
авторских
прав
и
выражаются
в
дополнительных
обременениях
в
виде
лишения
правонарушителя
определенных
прав
и
(
или
)
возложения
на
него
дополнительных
обязанностей
.
Напротив
,
меры
защиты
могут
быть
реализованы
по
отношению
к
любым
лицам
,
которые
своим
поведением
нарушают
авторские
права
,
хотя
бы
в
субъективном
плане
их
не
в
чем
было
упрекнуть
.
Среди
гражданско
-
правовых
способов
защиты
авторских
прав
,
предусмотренных
действующим
законодательством
,
мерами
ответственности
могут
быть
признаны
лишь
возмещение
убытков
,
взыскание
незаконно
полученного
дохода
,
выплата
компенсации
,
а
также
компенсация
морального
вреда
;
все
остальные
являются
мерами
защиты
.
Российским
законодательством
прямо
предусмотрены
специальные
меры
,
направленные
на
обеспечение
исков
по
данной
категории
дел
.
Согласно
ст
. 50
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»
суд
или
судья
единолично
,
а
также
арбитражный
суд
могут
вынести
определение
о
запрещении
ответчику
либо
лицу
,
в
отношении
которого
имеются
достаточные
основания
полагать
,
что
оно
является
нарушителем
авторских
прав
,
совершать
определенные
действия
и
(
или
)
о
наложении
ареста
и
изъятии
всех
экземпляров
произведений
,
в
отношении
которых
предполагается
,
что
они
являются
контрафактными
,
а
также
материалов
и
оборудования
,
предназначенных
для
их
изготовления
и
воспроизведения
.
Перечень
действий
,
которые
могут
быть
запрещены
ответчику
,
включает
изготовление
,
воспроизведение
,
продажу
,
сдачу
в
прокат
,
импорт
и
иное
пользование
,
а
также
транспортировку
,
хранение
или
владение
с
целью
выпуска
в
гражданский
оборот
экземпляров
произведений
,
в
отношении
которых
предполагается
,
что
они
являются
контрафактными
.
Указанные
меры
рассматриваются
в
качестве
дополнительных
гарантий
защиты
интересов
обладателей
авторских
прав
,
поскольку
они
направлены
на
обеспечение
правильного
рассмотрения
дела
и
реального
исполнения
будущего
судебного
решения
.
1.
Доказывание
права
авторства
Для
того
чтобы
упростить
доказывание
права
авторства
,
ст
. 15
Бернской
конвенции
формулирует
презумпцию
правообладания
:
«(1)
Для
того
,
чтобы
автор
охраняемых
настоящей
Конвенцией
литературных
и
художественных
произведений
рассматривался
,
при
отсутствии
доказательств
противоположного
,
как
таковой
и
в
соответствии
с
этим
допускался
в
странах
Союза
к
возбуждению
судебного
преследования
против
нарушителей
,
достаточно
,
если
имя
автора
будет
обозначено
на
произведении
обычным
образом
.
Настоящий
пункт
применяется
,
даже
если
это
имя
является
псевдонимом
,
когда
псевдоним
,
принятый
автором
,
не
оставляет
сомнений
в
его
личности
.
(1)
Изготовителем
кинематографического
произведения
считается
,
при
отсутствии
доказательства
противоположного
,
физическое
или
юридическое
лицо
,
имя
или
название
которого
обозначено
на
этом
произведении
обычным
образом
.
(2)
В
отношении
произведений
,
выпущенных
анонимно
или
под
псевдонимом
,
кроме
указанных
выше
в
пункте
(1),
издатель
,
имя
которого
обозначено
на
произведении
,
признается
,
при
отсутствии
доказательств
противоположного
,
представителем
автора
,
и
в
этом
качестве
он
правомочен
защищать
права
автора
и
обеспечивать
их
осуществление
.
Действие
положений
настоящего
пункта
прекращается
,
когда
автор
раскроет
свою
личность
и
заявит
о
своем
авторстве
на
произведение
.
(3)/
а
/.
Для
неопубликованных
произведений
,
автор
которых
неизвестен
,
но
в
отношении
которых
есть
все
основания
предполагать
,
что
он
является
гражданином
страны
Союза
,
за
законодательством
этой
страны
сохраняется
право
назначить
компетентный
орган
,
представляющий
этого
автора
и
правомочный
защищать
его
права
и
обеспечивать
их
осуществление
в
странах
Союза
.
/
б
/.
Страны
Союза
,
которые
в
соответствии
с
этим
положением
произведут
такое
назначение
,
уведомляют
об
этом
Генерального
Директора
путем
письменного
заявления
,
содержащего
полную
информацию
о
назначенном
в
таком
порядке
органе
.
Генеральный
Директор
немедленно
сообщает
это
заявление
всем
другим
странам
Союза
».
Необходимость
в
доказывании
авторства
возникает
тогда
,
когда
наличие
у
лица
авторского
права
подвергается
сомнению
,
авторское
право
оспаривается
,
отрицается
или
имеется
реальная
угроза
таких
действий
.
Зачастую
неопределенность
авторского
права
приводит
к
невозможности
его
использования
или
,
по
крайней
мере
,
затрудняет
такое
использование
.
Например
,
если
произведение
опубликовано
автором
анонимно
или
под
вымышленным
именем
,
может
возникнуть
необходимость
подтверждения
в
судебном
порядке
авторства
на
это
произведение
,
без
чего
невозможно
ни
передать
права
на
использование
произведения
по
договору
,
ни
защитить
нарушенные
права
на
произведение
.
Признание
права
авторства
как
раз
и
является
средством
устранения
неопределенности
во
взаимоотношениях
субъектов
,
создания
условий
для
реализации
иных
прав
и
предотвращения
со
стороны
третьих
лиц
действий
,
препятствующих
их
нормальному
осуществлению
.
Признание
права
как
средство
его
защиты
по
самой
своей
сути
может
быть
реализовано
лишь
в
юрисдикционном
порядке
,
но
не
путем
совершения
истцом
каких
-
либо
самостоятельных
односторонних
действий
.
Требование
истца
о
признании
права
обращено
не
к
ответчику
,
а
к
суду
,
который
должен
официально
подтвердить
наличие
или
отсутствие
у
истца
данного
права
.
В
большинстве
случаев
требование
о
признании
авторского
права
является
необходимой
предпосылкой
применения
иных
предусмотренных
законом
способов
защиты
.
Например
,
чтобы
взыскать
убытки
,
связанные
с
незаконным
использованием
произведения
,
истец
должен
доказать
,
что
он
обладает
авторским
правом
на
это
произведение
.
Однако
иногда
требование
о
признании
права
авторства
имеет
самостоятельное
значение
и
не
поглощается
другими
способами
защиты
.
2.
Доказывание
нарушения
права
авторства
Доказывание
нарушения
права
авторства
на
художественное
произведение
в
известном
смысле
сложнее
,
чем
в
случаях
нарушений
прав
патентообладателя
.
Как
указывалось
выше
,
при
доказывании
нарушения
прав
патентообладателя
нужно
,
чтобы
ответчик
либо
что
-
то
произвел
,
либо
сделал
что
-
то
еще
,
что
вторгается
в
формулу
изобретения
,
охраняемого
патентом
.
В
случае
нарушения
прав
автора
нет
такого
инструмента
,
как
формула
изобретения
,
с
помощью
которого
можно
было
бы
определить
объем
охраны
.
Более
того
,
при
нарушении
авторского
права
истец
должен
доказывать
факт
копирования
его
произведения
.
Простого
факта
,
свидетельствующего
о
том
,
что
два
произведения
одинаковы
,
недостаточно
,
поскольку
1)
произведения
могли
быть
созданы
независимо
друг
от
друга
; 2)
оба
произведения
могли
иметь
своим
источником
работу
,
которая
входит
в
область
общего
достояния
.
Весьма
вероятно
,
что
два
писателя
независимо
друг
от
друга
напишут
очень
похожие
книги
.
Поскольку
сутью
нарушения
авторского
права
является
его
копирование
,
то
в
данном
случае
нарушения
не
происходит
.
Истец
может
столкнуться
с
трудностями
при
доказывании
факта
копирования
его
произведения
,
хотя
в
некоторых
случаях
это
не
представляет
особого
труда
.
Если
речь
идет
о
тысячестраничных
романах
и
полном
совпадении
их
текстов
,
то
такое
совпадение
доказывает
копирование
.
Однако
в
двух
мелодиях
последовательность
расположения
нот
может
быть
чистым
совпадением
.
В
таком
случае
важным
элементом
доказывания
станет
установление
того
,
слышал
или
нет
второй
композитор
мелодию
первого
.
Возможные
нарушения
права
авторства
могут
состоять
как
в
присвоении
чужого
авторства
(
плагиат
),
так
и
в
отрицании
авторства
того
лица
,
которым
создано
произведение
.
Наиболее
грубым
нарушением
является
полное
или
частичное
присвоение
чужого
авторства
.
Чаще
всего
это
является
результатом
умышленных
действий
нарушителя
.
Однако
и
тогда
,
когда
право
авторства
нарушено
по
неосторожности
либо
вовсе
без
вины
,
оно
подлежит
восстановлению
.
Так
,
если
издательство
,
опубликовавшее
произведение
,
ошибочно
приписало
авторство
на
него
другому
лицу
,
оно
должно
исправить
свою
ошибку
адекватным
способом
.
3.
Средства
защиты
права
авторства
В
соответствии
с
положениями
Соглашения
ТРИПС
,
в
котором
определены
средства
защиты
всех
типов
интеллектуальной
собственности
,
страны
-
участницы
должны
их
применять
в
защите
авторских
прав
в
объеме
,
не
меньшем
,
чем
это
предусмотрено
Соглашением
.
Соглашением
предусматривается
,
но
не
объявляется
обязательным
использование
такого
способа
защиты
,
как
взыскание
штрафов
,
определенных
законом
,
хотя
это
является
довольно
распространенной
практикой
в
делах
о
нарушении
авторских
прав
.
Зачастую
бывает
трудно
или
даже
невозможно
подсчитать
размер
действительных
убытков
,
причиненных
нарушением
.
Вместе
с
тем
очевидно
,
что
убытки
были
.
Отказ
от
применения
каких
бы
то
ни
было
мер
был
бы
действием
слишком
мягким
по
отношению
к
нарушителю
и
несправедливым
по
отношению
к
правообладателю
.
Такие
способы
защиты
,
как
восстановление
положения
,
существовавшего
до
нарушения
права
и
пресечение
действий
,
нарушающих
это
право
,
могут
предупредить
причинение
убытков
в
будущем
,
но
оставляют
уже
полученную
нарушителем
прибыль
у
него
и
не
предоставляют
никакой
компенсации
правообладателю
.
По
этой
причине
в
законодательстве
об
авторских
правах
во
многих
странах
действует
положение
о
так
называемом
фиксированном
объеме
убытков
,
который
устанавливается
по
усмотрению
суда
в
пределах
,
предусмотренных
законом
об
авторских
правах
.
Зачастую
размер
возмещения
устанавливается
на
довольно
высоком
уровне
с
тем
,
чтобы
одновременно
и
карать
правонарушителя
,
и
действовать
как
устрашение
для
других
.
Существование
в
некоторых
странах
конституционных
ограничений
на
использование
квазимер
уголовно
-
правового
характера
в
гражданских
делах
может
привести
к
отказу
от
института
фиксирования
значительного
объема
убытков
.
Так
же
,
как
и
в
делах
о
патентных
нарушениях
,
в
делах
о
нарушении
авторских
прав
может
быть
вынесено
решение
о
возмещении
убытков
и
в
тех
случаях
,
когда
нарушитель
не
знал
,
что
действует
противоправно
.
Во
многих
странах
не
существует
действующих
систем
регистрации
авторских
прав
,
наподобие
систем
регистрации
патентов
.
Поэтому
издатель
,
которому
предлагается
рукопись
произведения
,
не
может
установить
,
что
это
плагиат
.
Даже
в
США
,
где
авторские
права
регистрируются
,
фиксируется
только
названия
произведений
,
что
мало
помогает
в
борьбе
с
плагиатом
,
поскольку
плагиаторы
чаще
всего
меняют
именно
название
.
И
,
тем
не
менее
,
в
большинстве
стран
законодательством
предусматривается
возмещение
убытков
даже
в
случаях
неумышленного
нарушения
авторских
прав
.
По
мере
того
,
как
через
Интернет
проходит
все
больший
объем
авторских
работ
,
стало
легче
обнаруживать
плагиат
,
поскольку
можно
проводить
автоматизированный
поиск
кусков
текста
в
вызывающих
подозрение
работах
,
используя
для
этого
технические
возможности
Интернета
Возмещение
убытков
,
взыскание
с
нарушителя
незаконно
полученного
дохода
или
выплата
им
компенсации
представляют
собой
один
из
наиболее
действенных
способов
защиты
авторских
прав
.
В
данном
случае
имущественный
интерес
потерпевшего
удовлетворяется
за
счет
денежной
компенсации
понесенных
им
имущественных
потерь
.
При
этом
такая
компенсация
может
быть
либо
прямо
увязана
с
размером
причиненного
вреда
(
возмещение
убытков
),
либо
связана
с
ним
лишь
косвенным
образом
(
взыскание
незаконного
дохода
),
либо
вообще
относительно
независима
от
него
(
выплата
компенсации
).
Следует
отметить
,
что
хотя
возможность
компенсации
имущественных
потерь
допускалась
и
ранее
действовавшим
авторским
законодательством
,
в
настоящее
время
правила
возмещения
вреда
в
рассматриваемой
сфере
претерпели
существенные
изменения
.
В
частности
,
если
раньше
размер
убытков
нередко
ограничивался
нормативными
актами
,
а
на
21
См
.,
например
,
страницу
в
Интернете
или
или