Файл: Интеллектуальная собственность (Мэггс-Сергеев).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2020

Просмотров: 2242

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

практике

 

чаще

 

всего

 

сводился

 

к

 

взысканию

 

в

 

пользу

 

потерпевшего

 

того

 

гонорара

который

 

ему

 

причитался

 

бы

 

при

 

нормальном

 

использовании

 

произведения

сейчас

 

появилась

 

возможность

 

взыскивать

 

с

 

нарушителя

 

убытки

 

в

 

полном

 

объеме

Кроме

 

того

потерпевший

 

может

 

выбрать

 

конкретный

 

метод

 

возмещения

 

вреда

что

 

во

 

многом

 

облегчает

 

задачу

 

по

 

защите

 

его

 

нарушенных

 

имущественных

 

интересов

Наконец

правом

 

на

 

возмещение

 

вреда

 

стали

 

пользоваться

 

все

 

обладатели

 

авторских

 

прав

в

 

том

 

числе

 

и

 

лица

которые

 

приобретают

 

эти

 

права

 

по

 

договорам

В

 

соответствии

 

с

 

п

. 1 

ст

. 49 

Закона

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

» 

основной

 

формой

 

компенсации

 

причиненного

 

потерпевшему

 

ущерба

 

является

 

возмещение

 

убытков

Под

 

убытками

 

разумеются

 

расходы

произведенные

 

лицом

право

 

которого

 

нарушено

утрата

 

или

 

повреждение

 

его

 

имущества

  (

реальный

 

ущерб

), 

а

 

также

 

неполученные

 

доходы

которые

 

это

 

лицо

 

получило

 

бы

 

при

 

обычных

 

условиях

 

оборота

если

 

бы

 

его

 

право

 

не

 

было

 

нарушено

  (

упущенная

 

выгода

). 

В

 

рассматриваемой

 

области

 

в

 

соответствии

 

с

 

общим

 

правилом

 

убытки

 

возмещаются

 

в

 

полном

 

объеме

В

 

качестве

 

примера

 

реального

 

ущерба

 

можно

 

указать

 

на

 

расходы

затраченные

 

потерпевшим

 

на

 

устранение

 

искажений

 

произведения

 

или

 

на

 

восстановление

 

материального

 

носителя

который

 

поврежден

 

или

 

уничтожен

 

нарушителем

 

авторских

 

прав

Возмещению

 

подлежат

 

также

 

расходы

 

на

 

оказание

 

юридической

 

помощи

 

по

 

защите

 

нарушенных

 

авторских

 

или

 

смежных

 

прав

на

 

уплату

 

пошлины

 

при

 

предъявлении

 

иска

 

в

 

суд

 

и

 

т

.

п

Гораздо

 

чаще

однако

убытки

 

в

 

рассматриваемой

 

области

 

выражаются

 

в

 

той

 

упущенной

 

выгоде

которая

 

могла

 

быть

 

получена

 

в

 

условиях

 

нормальной

 

реализации

 

прав

 

и

 

обязанностей

 

участников

 

авторских

 

правоотношений

Представляется

что

 

в

 

настоящее

 

время

 

этот

 

вид

 

убытков

 

не

 

может

 

сводиться

 

только

 

к

 

выплате

 

того

 

гонорара

который

 

получил

 

бы

 

автор

если

 

бы

 

его

 

права

 

не

 

были

 

нарушены

Во

-

первых

действующее

 

авторское

 

законодательство

как

 

уже

 

отмечалось

отказалось

 

от

 

нормирования

 

авторского

 

вознаграждения

сохранив

 

лишь

 

минимальные

 

ставки

которые

 

в

 

соответствии

 

с

 

п

. 3 

ст

. 31 

Закона

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

» 

устанавливаются

 

Правительством

 

РФ

 

за

 

отдельные

 

виды

 

использования

 

произведений

 

и

 

объектов

 

смежных

 

прав

Вместе

 

с

 

тем

 

ориентация

 

на

 

минимальные

 

ставки

 

была

 

бы

 

явно

 

несправедливой

 

мерой

 

по

 

отношению

 

к

 

потерпевшим

Взыскание

 

же

 

вознаграждения

 

по

 

максимальным

 

ставкам

что

 

практиковалось

 

в

 

прежние

 

годы

сейчас

 

невозможно

Во

-

вторых

если

 

упущенная

 

выгода

 

сводилась

 

бы

 

к

 

невыплаченному

 

гонорару

эта

 

мера

 

ответственности

 

становилась

 

бы

 

явно

 

несоизмеримой

 

по

 

сравнению

 

с

 

другими

 

предусмотренными

 

законом

 

способами

 

компенсации

 

упущенной

 

выгоды

Поэтому

 

в

 

качестве

 

упущенной

 

выгоды

 

должна

 

рассматриваться

 

по

 

меньшей

 

мере

 

вся

 

та

 

прибыль

которая

 

незаконно

 

получена

 

нарушителем

 

авторского

 

или

 

смежного

 

права

Обоснование

 

размера

 

причиненных

 

убытков

включая

 

упущенную

 

выгоду

является

 

задачей

 

самого

 

потерпевшего

Им

 

же

 

доказывается

 

сам

 

факт

 

нарушения

 

принадлежащих

 

ему

 

авторских

 

прав

а

 

также

 

причинная

 

связь

 

между

 

нарушением

 

его

 

прав

 

и

 

возникшими

 

убытками

Что

 

касается

 

субъективного

 

условия

 

ответственности

то

 

нарушитель

 

авторских

 

прав

 

предполагается

 

виновным

 

до

 

тех

 

пор

пока

 

им

 

не

 

будет

 

доказано

 

противное

По

 

общему

 

правилу

убытки

 

взыскиваются

 

в

 

денежной

 

форме

Вместе

 

с

 

тем

 

следует

 

иметь

 

в

 

виду

что

 

авторское

 

законодательство

 

допускает

 

передачу

 

обладателю

 

авторского

 

права

 

по

 

его

 

требованию

 

контрафактных

 

экземпляров

 

произведения

 

или

 

фонограммы

за

 

счет

 

которых

 

могут

 

полностью

 

или

 

частично

 

покрываться

 

причиненные

 

убытки

Если

 

потерпевшего

 

такая

 

форма

 

возмещения

 

убытков

 

не

 

устраивает

он

 

может

 

настаивать

 

на

 

денежной

 

компенсации

 

его

 

имущественных

 

потерь

Поскольку

 

доказать

 

наличие

 

убытков

 

и

 

обосновать

 

их

 

размер

особенно

 

в

 

части

 

упущенной

 

выгоды

бывает

 

не

 

всегда

 

просто

Закон

 

РФ

 «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

» 

предоставляет

 

потерпевшим

 

возможность

 

компенсировать

 

понесенные

 

ими

 

убытки

 

двумя

 

другими

более

 

простыми

 

способами

Во

-

первых

они

 

могут

 

взыскать

 

с

 

нарушителя

 

в

 

свою

 

пользу

 

весь

 

доход

полученный

 

им

 

вследствие

 

нарушения

 

авторских

 

и

 

смежных

 

прав

Нетрудно

 

заметить

что

 

в

 

данном

 

случае

 

ответственность

 

нарушителя

 

существенно

 

повышается

так

 

как

 

речь

 

идет

 

о

 

всем

 

его

 

незаконном

 

доходе

а

 

не

 

о

 

полученной

 

им

 

прибыли

Кроме

 

того

 

доказать

 

размер

 

дохода

по

 

общему

 

правилу

гораздо

 

проще

В

 

частности

это

 

может

 

быть

 

сделано

 

и

 

расчетным

 

путем

исходя

например

из

 

объема

 

тиража

 

и

 

стоимости

 

одного

 

экземпляра

 

произведения

.

 

Во

-

вторых

обладатели

 

нарушенных

 

авторских

 

прав

 

могут

 

поступить

 

еще

 

проще

потребовав

 

от

 

нарушителя

 

выплаты

 

компенсации

Размер

 

компенсации

 

определяется

 

по

 

усмотрению

 

суда

 

или

 

арбитражного

 

суда

 

на

 

основании

 

иска

 

потерпевшего

 

в

 

сумме

 

от

 10 

до

 50 

000 

минимальных

 

размеров

 

оплаты

 

труда

устанавливаемых

 

законодательством

 

РФ

.

 

Как

 

показывает

 

судебная

 

практика

 

последних

 

лет

требование

 

о

 

выплате

 

компенсации

 


background image

является

 

самым

 

распространенным

 

методом

 

возмещения

 

убытков

причиненных

 

нарушением

 

авторских

 

и

 

смежных

 

прав

Его

 

популярность

 

объясняется

 

именно

 

тем

 

обстоятельством

,, 

что

 

истец

 

в

 

данном

 

случае

 

должен

 

доказать

 

лишь

 

сам

 

факт

 

нарушения

 

его

 

имущественных

 

прав

что

 

подразумевает

 

и

 

причинение

 

ему

 

убытков

но

 

не

 

обязан

 

обосновывать

 

их

 

размер

Учитывая

 

это

 

обстоятельство

многие

 

нарушители

особенно

 

тогда

когда

 

интересы

 

потерпевших

 

представляют

 

организации

занимающиеся

 

управлением

 

авторскими

  (

смежными

правами

 

на

 

коллективной

 

основе

а

 

само

 

нарушение

 

достаточно

 

очевидно

выплачивают

 

потерпевшим

 

компенсацию

 

в

 

добровольном

 

порядке

Размер

 

компенсации

 

колеблется

 

в

 

этом

 

случае

 

в

 

интервале

 

от

 20 

до

 100 

минимальных

 

размеров

 

оплаты

 

труда

 

за

 

одно

 

бездоговорное

 

использование

 

произведения

Когда

 

же

 

в

 

процессе

 

переговоров

 

договориться

 

не

 

удается

 

и

 

дело

 

доходит

 

до

 

суда

размер

 

компенсации

 

в

 

абсолютном

 

большинстве

 

случаев

 

значительно

 

превышает

 

указанные

 

суммы

.

 

При

 

определении

 

конкретного

 

размера

 

компенсации

 

суды

 

учитывают

 

предполагаемый

 

размер

 

убытков

 

потерпевшего

размер

 

извлеченных

 

нарушителем

 

доходов

масштабность

 

нарушения

количество

 

потерпевших

степень

 

вины

 

нарушителя

 

и

 

некоторые

 

другие

 

факторы

На

 

практике

 

размер

 

компенсации

назначенный

 

судом

варьируется

 

в

 

большинстве

 

случаев

 

от

 

100 

до

 1000 

минимальных

 

размеров

 

оплаты

 

труда

хотя

 

по

 

крупным

 

делам

 

достигает

 

и

 

больших

 

сумм

По

 

общему

 

правилу

компенсация

 

назначается

 

исходя

 

из

 

того

 

размера

 

минимальной

 

оплаты

 

труда

который

 

действовал

 

на

 

момент

 

нарушения

 

права

Однако

 

поскольку

 

очень

 

часто

 

нарушения

 

носят

 

длящийся

 

характер

а

 

иногда

 

не

 

являются

 

оконченными

 

и

 

на

 

момент

 

вынесения

 

судебного

 

решения

в

 

расчет

 

должно

 

приниматься

 

и

 

изменение

 

минимального

 

размера

 

оплаты

 

труда

.

 

 

Н

Административные

 

санкции

 

за

 

нарушение

 

авторских

 

прав

 

путем

 

импорта

 

пиратской

 

продукции

 

 

Восстановление

 

нарушенных

 

прав

 

в

 

судах

 

гражданской

 

юрисдикции

 — 

не

 

вполне

 

достаточная

 

защита

 

в

 

области

 

авторских

 

прав

Пираты

 

действуют

 

издалека

часто

 

из

 

«

заморских

 

стран

». 

В

 

случае

 

ввоза

 

пиратской

 

продукции

 

в

 

страну

 

не

 

всегда

 

есть

 

возможность

 

предотвратить

 

ее

 

распространение

Поэтому

 

возникает

 

серьезная

 

потребность

 

в

 

способе

 

блокирования

 

пиратских

 

товаров

 

на

 

границе

При

 

этом

 

честный

 

импортер

 

должен

 

быть

 

защищен

если

 

он

 

может

 

доказать

что

 

ввозимая

 

им

 

продукция

 

не

 

нарушает

 

авторского

 

права

Статья

 16 

Бернской

 

конвенции

 

содержит

 

положение

открывающее

 

возможность

 

изымать

 

контрафактную

 

продукцию

но

к

 

сожалению

статье

 

недостает

 

четкой

 

регламентации

:

 

«(1) 

Контрафактные

 

экземпляры

 

произведения

 

подлежат

 

аресту

 

в

 

любой

 

стране

 

Союза

в

 

которой

 

это

 

произведение

 

пользуется

 

правовой

 

охраной

.

 

(2) 

Положения

 

предшествующего

 

пункта

 

применяются

 

также

 

и

 

к

 

произведениям

происходящим

 

из

 

страны

в

 

которой

 

произведение

 

не

 

охраняется

 

или

 

перестало

 

пользоваться

 

охраной

.

 

(3) 

Арест

 

налагается

 

в

 

соответствии

 

с

 

законодательством

 

каждой

 

страны

».

 

В

 

связи

 

с

 

определенной

 

нечеткостью

 

данной

 

статьи

 

Конвенции

многие

 

страны

 

не

 

ввели

 

в

 

свое

 

законодательство

 

статей

формулирующих

 

механизм

 

изъятия

 

товара

 

при

 

таможенном

 

досмотре

Частично

 

эта

 

ситуация

 

исправлена

 

Соглашением

 

ТРИПС

В

 

ст

. 51 

указывается

:

 

«

Страны

-

участницы

 

должны

 

в

 

соответствии

 

с

 

изложенным

 

ниже

 

принять

 

процедуры

дающие

 

правообладателю

имеющему

 

серьезные

 

основания

 

опасаться

что

 

существует

 

угроза

 

ввоза

 

контрафактной

 

или

 

поддельной

 

по

 

товарному

 

знаку

 

продукции

право

 

обращаться

 

с

 

письменными

 

заявлениями

 

в

 

компетентные

 

административные

 

или

 

судебные

 

органы

 

для

 

того

чтобы

 

таможенные

 

власти

 

отсрочили

 

таможенную

 

очистку

 

и

 

свободное

 

обращение

 

подобной

 

продукции

».

 

Понятие

 «

пиратская

 

продукция

» 

в

 

Соглашении

 

определено

 

следующим

 

образом

:

 

«... 

Любая

 

продукция

которая

 

представляет

 

собой

 

копию

 

оригинала

изготовленную

 

без

 

согласия

 

правообладателя

 

или

 

лица

уполномоченного

 

правообладателем

 

в

 

стране

 

изготовления

и

 

которая

 

прямо

 

или

 

косвенно

 

воспроизводит

 

эту

 

копию

чье

 

изготовление

 

уже

 

явилось

 

нарушением

 

авторского

 

или

 

смежных

 

прав

 

в

 

соответствии

 

с

 

законодательством

 

страны

 

импортера

».

 

 

Таким

 

образом

указанные

 

процедуры

 

прямо

 

нацелены

 

на

 

случаи

 

задержания

 

на

 

границе

 

пиратской

 

продукции

а

 

не

 

на

 

разрешение

 

спорных

 

случаев

 

признания

 

авторских

 

прав

 

или

 


background image

установления

 

их

 

нарушения

Для

 

того

 

чтобы

 

защитить

 

импортера

от

 

обладателя

 

авторского

 

права

 

требуется

 

представить

  «

адекватные

 

доказательства

» 

правообладания

 

и

 

обеспечить

  «

безопасность

 

или

 

страхование

» 

импортируемого

 

груза

Соглашением

 

ТРИПС

 

предусматривается

что

 

груз

 

может

 

быть

 

задержан

 

на

 

срок

 

до

 

десяти

 

дней

что

 

дает

 

правообладателю

 

возможность

 

обратиться

 

в

 

суд

Если

 

груз

 

хранится

 

с

 

нарушением

 

правил

Соглашение

 

предусматривает

 

компенсацию

 

за

 

причиненный

 

ущерб

выплачиваемую

 

импортеру

грузоотправителю

 

или

 

владельцу

По

 

общему

 

правилу

таможенные

 

органы

 

не

 

должны

 

распространять

 

информацию

 

о

 

реквизитах

 

этих

 

лиц

равно

 

как

 

и

 

о

 

количестве

 

импортируемого

 

груза

как

 

того

 

требуют

 

правила

 

охраны

 

коммерческой

 

тайны

Однако

 

Соглашение

 

ТРИПС

 

разрешает

 

проведение

 

инспекции

 

груза

 

по

 

поручению

 

обладателя

 

авторского

 

права

Оно

 

также

 

делает

 

возможным

 

раскрытие

 

ему

 

информации

если

 

устанавливается

 

факт

 

нарушения

 

его

 

прав

Условия

 

и

 

порядок

 

применения

 

мер

 

административной

 

ответственности

 

за

 

нарушение

 

авторских

 

прав

 

в

 

Российской

 

Федерации

 

устанавливаются

 

ст

. 48—49 

Закона

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

», 

ст

. 10, 12, 22, 22

1

, 23, 24, 27, 28, 29 

Закона

 

РСФСР

  «

О

 

конкуренции

 

и

 

ограничении

 

монополистической

 

деятельности

 

на

 

товарных

 

рынках

», 

ст

. I50

4

, 157

2

, 202, 241, 290 

КоАП

Закон

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

» 

помимо

 

общей

 

ссылки

 

на

 

то

что

 

за

 

нарушение

 

предусмотренных

 

настоящим

 

Законом

 

авторских

 

прав

 

наступает

 

административная

 

ответственность

 

в

 

соответствии

 

с

 

законодательством

 

Российской

 

Федерации

  (

п

. 1 

ст

. 48), 

предусматривает

 

две

 

конкретные

 

административно

-

правовые

 

санкции

Прежде

 

всего

согласно

 

п

. 2 

ст

. 49 

Закона

 

суд

 

или

 

арбитражный

 

суд

 

помимо

 

возмещения

 

убытков

взыскания

 

дохода

 

или

 

выплаты

 

компенсации

 

в

 

твердой

 

сумме

 

за

 

нарушение

 

авторских

 

прав

 

взыскивает

 

штраф

 

в

 

размере

 10% 

от

 

суммы

присужденной

 

судом

 

в

 

пользу

 

истца

Сумма

 

штрафов

 

направляется

 

в

 

установленном

 

законодательством

 

порядке

 

в

 

соответствующие

 

бюджеты

Как

 

видим

указанная

 

санкция

имеющая

 

административно

-

правовую

 

природу

является

 

дополнительной

 

карательной

 

мерой

 

воздействия

 

на

 

правонарушителей

действиями

 

которых

 

нарушены

 

имущественные

 

интересы

 

обладателей

 

авторских

 

прав

Она

 

применяется

 

не

 

самостоятельно

а

 

лишь

 

вместе

 

со

 

взысканием

 

убытков

 

в

 

одной

 

из

 

допускаемых

 

законом

 

форм

 

и

 

прямо

 

зависит

 

от

 

размера

 

присужденной

 

в

 

пользу

 

истца

 

суммы

 

возмещения

По

 

смыслу

 

закона

 

взыскание

 

данного

 

штрафа

 

является

 

не

 

только

 

правом

но

 

и

 

обязанностью

 

суда

которая

однако

на

 

практике

 

в

 

большинстве

 

случаев

 

судами

 

не

 

выполняется

На

 

наш

 

взгляд

подобная

 

практика

 

расходится

 

с

 

прямым

 

требованием

 

п

. 2 

ст

. 49 

Закона

 

РФ

 «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

» 

и

 

является

 

одним

 

из

 

косвенных

 

подтверждений

 

того

что

 

российские

 

судьи

 

пока

 

еще

 

не

 

осознали

 

в

 

полной

 

мере

 

важность

 

борьбы

 

с

 

пиратством

Между

 

тем

 

из

 

Закона

 

ясно

 

следует

что

 

указанная

 

санкция

 

должна

 

применяться

 

к

 

правонарушителям

 

автоматически

безотносительно

 

к

 

тому

просит

 

ли

 

об

 

этом

 

потерпевший

 

или

 

нет

Другой

 

административной

 

санкцией

 

является

 

предусмотренная

 

п

. 4 

ст

. 49 

Закона

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

» 

конфискация

 

контрафактных

 

экземпляров

 

произведения

а

 

также

 

материалов

 

и

 

оборудования

используемых

 

для

 

их

 

воспроизведения

Однако

 

данная

 

санкция

 

носит

 

административно

-

правовой

 

характер

 

лишь

 

тогда

когда

 

по

 

решению

 

суда

 

указанные

 

предметы

 

подлежат

 

уничтожению

Если

 

же

 

по

 

требованию

 

потерпевшего

 

контрафактные

 

экземпляры

 

произведения

 

передаются

 

ему

  (

материалы

 

и

 

оборудование

которые

 

использовались

 

для

 

их

 

воспроизведения

могут

 

быть

 

лишь

 

уничтожены

), 

это

 

следует

 

рассматривать

 

как

 

одну

 

из

 

форм

 

полного

 

или

 

частичного

 

возмещения

 

причиненных

 

ему

 

убытков

Как

 

и

 

взыскание

 

штрафа

применение

 

конфискации

 

контрафактных

 

экземпляров

 

зависит

 

от

 

усмотрения

 

суда

Поскольку

 

потерпевший

 

также

 

может

 

быть

 

заинтересован

 

в

 

реализации

 

данной

 

меры

  (

причем

 

не

 

только

 

тогда

когда

 

он

 

требует

 

передачи

 

ему

 

конфискованных

 

контрафактных

 

экземпляров

), 

он

 

может

 

настаивать

 

на

 

конфискации

 

и

 

последующем

 

уничтожении

 

контрафактной

 

продукции

а

 

также

 

обжаловать

 

судебное

 

решение

не

 

содержащее

 

данной

 

санкции

На

 

практике

 

рассматриваемая

 

мера

 

также

 

пока

 

не

 

находит

 

широкого

 

применения

Конфискация

 

материалов

 

и

 

оборудования

используемых

 

для

 

изготовления

 

и

 

воспроизведения

 

контрафактных

 

экземпляров

производится

 

по

 

усмотрению

 

суда

.

 

Закон

 

РСФСР

 «

О

 

конкуренции

 

и

 

ограничении

 

монополистической

 

деятельности

 

на

 

товарных

 

рынках

» 

позволяет

 

обладателям

 

авторских

 

прав

 

обращаться

 

за

 

защитой

 

своих

 

нарушенных

 

прав

 

в

 

антимонопольные

 

органы

 

РФ

Правовой

 

базой

 

для

 

этого

 

служит

 

ст

. 10 

указанного

 

Закона

которая

 

признает

 

одной

 

из

 

форм

 

недобро

совестной

 

конкуренции

  «

продажу

 

товаров

 

с

 

незаконным

 

использованием

 

результатов

 

интеллектуальной

 

деятельности

 

и

 

приравненных

 

к

 

ним

 

средств

 

индивидуализации

 

юридического

 

лица

индивидуализации

 

продукции

выполнения

 

работ

услуг

». 

Государственные

 

антимонопольные

 

органы

  (

Федеральный

 

антимонопольный

 

орган

 

и

 

его

 

территориальные

 

органы

имеют

 

одной

 

из

 

своих

 

задач

  «

предупреждение

ограничение

 

и

 

пресечение

 

монополистической

 

деятельности

 

и

 

недобросовестной

 

конкуренции

» (

п

. 1 

ст

. 11 


background image

Закона

и

 

наделены

 

полномочиями

 

давать

 

хозяйствующим

 

субъектам

 

обязательные

 

для

 

исполнения

 

предписания

 

о

 

прекращении

 

нарушений

 

антимонопольного

 

законодательства

 

и

 

(

или

об

 

устранении

 

их

 

последствий

 

и

  «

принимать

 

решения

 

о

 

наложении

 

штрафов

 

на

 

коммерческие

 

и

 

некоммерческие

 

организации

 

и

 

административных

 

взысканий

 

на

 

их

 

руководителей

граждан

в

 

том

 

числе

 

индивидуальных

 

предпринимателей

» (

ст

. 12 

Закона

).

 

По

 

своей

 

сути

 

антимонопольные

 

органы

 

являются

 

органами

 

исполнительной

 

власти

 

и

 

обеспечивают

 

административно

-

правовую

 

защиту

 

имущественных

 

интересов

 

хозяйствующих

 

субъектов

 

в

 

рассматриваемой

 

сфере

Это

в

 

частности

означает

что

 

обращаться

 

с

 

заявлениями

 

в

 

антимонопольные

 

органы

 

могут

 

лишь

 

те

 

обладатели

 

авторских

 

прав

которые

 

занимаются

 

коммерческим

 

использованием

 

произведений

Как

 

правило

такого

 

рода

 

деятельностью

 

занимаются

 

не

 

сами

 

создатели

 

творческих

 

результатов

а

 

пользователи

 

произведений

которые

 

приобрели

 

соответствующие

 

права

 

на

 

основании

 

закона

 (

работодатели

или

 

договора

.

 

В

 

соответствии

 

со

 

ст

. 27 

Закона

 

заявления

 

подаются

 

в

 

антимонопольный

 

орган

 

в

 

письменной

 

форме

 

с

 

приложением

 

документов

свидетельствующих

 

о

 

фактах

 

нарушения

 

антимонопольного

 

законодательства

В

 

заявлении

 

должны

 

содержаться

 

сведения

 

о

 

заявителе

 

и

 

о

 

лице

в

 

отношении

 

которого

 

подано

 

заявление

описание

 

нарушения

 

антимонопольного

 

законодательства

а

 

также

 

существо

 

требования

с

 

которым

 

обращается

 

заявитель

Порядок

 

рассмотрения

 

заявлений

 

определяется

 

Правилами

 

рассмотрения

 

дел

 

о

 

нарушениях

 

антимонопольного

 

законодательства

утвержденными

 

приказом

 

Государственного

 

комитета

 

РФ

 

по

 

антимонопольной

 

политике

 

и

 

поддержке

 

новых

 

экономических

 

структур

 

от

 25 

июля

 1996 

г

.

 

По

 

общему

 

правилу

поступившее

 

заявление

 

рассматривается

 

специально

 

созданной

 

для

 

этого

 

комиссией

 

в

 

трехмесячный

 

срок

 

с

 

момента

 

вынесения

 

определения

 

о

 

возбуждении

 

дела

 

по

 

признакам

 

нарушения

 

антимонопольного

 

законодательства

 (

сам

 

вопрос

 

о

 

возбуждении

 

дела

 

решается

 

в

 

месячный

 

срок

 

со

 

дня

 

поступления

 

заяв

ления

). 

Для

 

разъяснения

 

возникающих

 

при

 

рассмотрении

 

дела

 

вопросов

требующих

 

специальных

 

знаний

комиссия

 

вправе

 

привлекать

 

к

 

участию

 

в

 

рассмотрении

 

дела

 

экспертов

 

и

 

специалистов

Рассмотрение

 

дела

 

производится

 

с

 

участием

 

сторон

которые

 

могут

 

знакомиться

 

с

 

материалами

 

дела

представлять

 

доказательства

участвовать

 

в

 

их

 

исследовании

заявлять

 

ходатайства

 

и

 

давать

 

устные

 

и

 

письменные

 

объяснения

Решение

 

принимается

 

комиссией

 

простым

 

большинством

 

голосов

 

открытым

 

голосованием

 

в

 

отсутствие

 

лиц

участвующих

 

в

 

деле

Принятое

 

решение

 

объявляется

 

немедленно

 

по

 

окончании

 

рассмотрения

 

дела

при

 

этом

 

может

 

быть

 

оглашена

 

только

 

резолютивная

 

часть

Мотивированное

 

решение

 

направляется

 

или

 

вручается

 

под

 

расписку

 

сторонам

 

по

 

делу

 

в

 

пятидневный

 

срок

 

со

 

дня

 

его

 

вынесения

На

 

основании

 

решения

 

комиссии

 

в

 

соответствии

 

со

 

ст

. 12 

Закона

  «

О

 

конкуренции

 

и

 

ограничении

 

монополистической

 

деятельности

 

на

 

товарных

 

рынках

» 

выносится

 

предписание

 

о

 

прекращении

 

нарушения

 

антимонопольного

 

законодательства

которое

 

в

 

установленном

 

порядке

 

направляется

 

или

 

вручается

 

лицу

совершившему

 

это

 

нарушение

Предписание

в

 

котором

 

должны

 

содержаться

 

разумные

 

сроки

 

и

 

конкретные

 

действия

 

по

 

прекращению

 

нарушений

 

и

  (

или

устранению

 

их

 

последствий

подлежит

 

исполнению

 

в

 

установленный

 

им

 

срок

Неисполнение

 

предписания

т

.

е

уклонение

 

от

 

исполнения

частичное

 

исполнение

 

или

 

несвоевременное

 

исполнение

 

предписания

влечет

 

за

 

собой

 

ответственность

 

в

 

виде

 

штрафа

 

в

 

размере

 

до

 100 

минимальных

 

размеров

 

труда

 

за

 

каждый

 

день

 

просрочки

но

 

не

 

более

 25 

тысяч

 

минимальных

 

размеров

 

оплаты

 

труда

При

 

этом

 

руководители

 

организаций

 

могут

 

быть

 

подвергнуты

 

персональной

 

административной

 

ответственности

 

в

 

виде

 

предупреждения

 

или

 

штрафа

 

в

 

размере

 

до

 8 

минимальных

 

размеров

 

оплаты

 

труда

 (

ст

. 157

2

 

КоАП

). 

Лица

не

 

согласные

 

с

 

предписаниями

 

антимонопольных

 

органов

 

и

 

наложением

 

штрафов

вправе

 

в

 6-

месячный

 

срок

 

со

 

дня

 

вынесения

 

соответствующих

 

решений

 

обжаловать

 

их

 

в

 

суд

 

(

арбитражный

 

суд

). 

Подача

 

жалобы

 

приостанавливает

 

исполнение

 

решений

 (

предписаний

на

 

время

 

ее

 

рассмотрения

 

в

 

суде

 

до

 

вступления

 

решения

 

суда

 

в

 

законную

 

силу

Как

 

показывает

 

практика

обращения

 

обладателей

 

авторских

 

и

 

смежных

 

прав

 

за

 

защитой

 

их

 

прав

 

в

 

антимонопольные

 

органы

 — 

пока

 

достаточно

 

редкое

 

явление

Как

 

правило

это

 

делается

 

в

 

случаях

когда

 

нарушение

 

авторских

 

или

 

смежных

 

прав

 

является

 

очевидным

 

и

 

подтверждается

 

бесспорными

 

доказательствами

Кроме

 

того

поскольку

 

окончательную

 

точку

 

в

 

споре

 

о

 

нарушении

 

авторских

 

или

 

смежных

 

прав

 

все

 

равно

 

ставит

 

суд

многие

 

потерпевшие

 

предпочитают

 

обращаться

 

за

 

защитой

 

своих

 

прав

 

непосредственно

 

в

 

суд

Кодекс

 

РСФСР

 

об

 

административных

 

правонарушениях

 

устанавливает

 

административную

 

ответственность

 

за

 

продажу

сдачу

 

в

 

прокат

 

и

 

иное

 

незаконное

 

использование

 

экземпляров

 

произведений

 

и

 

фонограмм

  (

ст

. 150). 

Место

 

расположения

 

ст

. 150 

КоАП

  (

глава

 12 

КоАП

 

«

Административные

 

правонарушения

 

в

 

области

 

торговли

 

и

 

финансов

») 

и

 

анализ

 

ее

 

диспозиции

 


background image

свидетельствуют

 

о

 

том

что

вводя

 

данную

 

статью

законодатель

 

прежде

 

всего

 

преследовал

 

цель

 

поставить

 

заслон

 

незаконному

 

обороту

 

контрафактной

 

продукции

Это

 

вытекает

 

хотя

 

бы

 

из

 

того

что

 

противоправными

 

считаются

 

в

 

первую

 

очередь

 

продажа

 

и

 

сдача

 

в

 

прокат

 

материальных

 

носителей

 

произведений

 

и

 

фонограмм

если

 

они

 

осуществляются

 

с

 

нарушением

 

установленных

 

ст

150 

КоАП

 

правил

Однако

 

диспозиция

 

статьи

 

сформулирована

 

таким

 

образом

что

 

ею

 

охватываются

 

не

 

только

 

действия

 

по

 

распрос

 

гранению

 

экземпляров

 

произведений

 

и

 

фонограмм

но

 

и

 

иное

 

незаконное

 

их

 

использование

Поэтому

 

в

 

принципе

 

административная

 

ответственность

 

по

 

ст

. 150 

КоАП

 

может

 

наступать

 

и

 

за

 

незаконное

 

воспроизведение

импортирование

публичное

 

исполнение

 

и

 

иное

 

использование

 

произведений

 

и

 

фонограмм

Ограничителями

 

выступают

 

лишь

 

два

 

обстоятельства

а

 

именно

 

связь

 

правонарушения

 

с

 

материальными

 

носителями

 

произведений

 

и

 

фонограмм

 

и

 

преследование

 

нарушителем

 

коммерческих

 

целей

В

 

этой

 

связи

 

данная

 

статья

как

 

правило

не

 

может

 

быть

 

применена

 

к

 

случаям

 

незаконной

 

передачи

 

произведения

 

или

 

фонограммы

 

в

 

эфир

 

или

 

по

 

кабелю

их

 

переделки

 

или

 

иной

 

переработки

публичного

 

исполнения

если

 

при

 

этом

 

используются

 

правомерно

 

введенные

 

в

 

оборот

 

материальные

 

носители

 

произведений

 

и

 

фонограмм

Охватываемые

 

ст

. 150

КоАП

 

действия

 

образуют

 

состав

 

административного

 

правонарушения

 

в

 

случаях

если

экземпляры

 

произведений

 

или

 

фонограмм

 

являются

 

контрафактными

 

в

 

соответствии

 

с

 

законодательством

 

РФ

 

об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

или

 

на

 

экземплярах

 

произведений

 

или

 

фонограмм

 

указана

 

ложная

 

информация

 

об

 

их

 

изготовителях

 

и

 

о

 

местах

 

производства

а

 

также

 

иная

 

информация

которая

 

может

 

ввести

 

в

 

заблуждение

 

потребителей

или

 

на

 

экземплярах

 

произведений

 

или

 

фонограмм

 

уничтожен

 

или

 

изменен

 

знак

 

охраны

 

авторского

 

права

 

или

 

знак

 

охраны

 

смежных

 

прав

проставленные

 

обладателем

 

авторских

 

или

 

смежных

 

прав

Из

 

приведенной

 

гипотезы

 

статьи

 

видно

что

 

административная

 

ответственность

 

может

 

наступать

 

не

 

только

 

когда

 

нарушитель

 

имеет

 

дело

 

с

 

контрафактными

 

экземплярами

 

произведений

 

и

 

фонограмм

т

.

е

такими

 

экземплярами

изготовление

 

и

 

распространение

 

которых

 

влекут

 

за

 

собой

 

нарушение

 

авторских

 

или

 

смежных

 

прав

Противоправными

 

с

 

точки

 

зрения

 

закона

 

считаются

 

такие

 

действия

которые

 

хотя

 

и

 

не

 

нарушают

 

чужих

 

авторских

 

или

 

смежных

 

прав

но

 

направлены

 

на

 

введение

 

потребителей

 

в

 

заблуждение

 

относительно

 

происхождения

 

материальных

 

носителей

 

произведений

 

и

 

фонограмм

 

или

 

правообладателей

Так

если

 

даже

 

на

 

фонограмме

 

зафиксированы

 

неохраняемые

 

произведения

 

и

 (

или

исполнения

но

 

указаны

 

ложные

 

сведения

 

об

 

ее

 

изготовителе

 

или

 

месте

 

производства

воспроизведение

 

или

 

распространение

 

такой

 

фонограммы

 

образует

 

административное

 

правонарушение

Введение

 

ответственности

 

за

 

подобные

 

действия

 

имеет

 

целью

 

защиту

 

прав

 

как

 

потребителей

так

 

и

 

обладателей

 

авторских

 

и

 

смежных

 

прав

поскольку

 

ложная

 

информация

 

о

 

происхождении

 

материальных

 

носителей

 

значительно

 

затрудняет

 

борьбу

 

с

 

пиратством

Субъектами

 

ответственности

 

по

 

ст

. 150

4

 

КоАП

 

выступают

 

физические

 

лица

которые

 

занимаются

 

коммерческой

 

деятельностью

 

по

 

использованию

 

произведений

 

и

 

фонограмм

 

либо

 

в

 

качестве

 

индивидуальных

 

предпринимателей

  (

продавцы

 

экземпляров

 

произведений

 

и

 

фонограмм

лица

сдающие

 

их

 

в

 

прокат

и

 

т

.

п

.), 

либо

 

в

 

качестве

 

руководителей

 

соответствующих

 

организаций

Административной

 

ответственности

 

подлежат

 

лица

достигшие

 

к

 

моменту

 

совершения

 

административного

 

правонарушения

 16-

летнего

 

возраста

Наряду

 

с

 

российскими

 

гражданами

 

административную

 

ответственность

 

несут

 

находящиеся

 

на

 

территории

 

РФ

 

иностранцы

 

и

 

лица

 

без

 

гражданства

При

 

выявлении

 

административного

 

правонарушения

предусмотренного

 

ст

. 150

4

 

КоАП

уполномоченные

 

должностные

 

лица

 

органов

 

внутренних

 

дел

 

составляют

 

протокол

в

 

котором

 

среди

 

прочих

 

данных

 

указываются

 

место

время

 

и

 

существо

 

правонарушения

При

 

необходимости

 

допускается

 

административное

 

задержание

 

нарушителя

 

на

 

срок

 

до

 

трех

 

часов

 (

ст

. 241, 242 

КоАП

). 

Вопрос

 

о

 

наложении

 

административною

 

взыскания

 

рассматривается

 

судьями

 

федеральных

 

судов

 

в

 

порядке

установленном

 

процессуальным

 

законодательством

В

 

качестве

 

санкции

 

применяется

 

штраф

 

в

 

размере

 

от

 5 

до

 10 

минимальных

 

размеров

 

оплаты

 

труда

 

в

 

отношении

 

граждан

или

 

от

 10 

до

 20 

минимальных

 

размеров

 

оплаты

 

труда

 (

в

 

отношении

 

 

должностных

 

лиц

с

 

конфискацией

 

контрафактных

 

экземпляров

 

произведений

 

или

 

фонограмм

Если

 

лицо

 

в

 

течение

 

года

 

уже

 

подвергалось

 

административному

 

взысканию

 

на

 

основании

 

ст

. 150

КоАП

размер

 

штрафа

 

увеличивается

 

соответственно

 

до

 10—20 

или

 30—50 

минимальных

 

размеров

 

оплаты

 

труда

Конфискованные

 

экземпляры

 

произведений

 

или

 

фонограмм

 

подлежат

 

уничтожению

за

 

исключением

 

случаев

 

их

 

передачи

 

обладателю

 

авторских

 

или

 

смежных

 

прав

 

по

 

его

 

просьбе

Практическая

 

реализация

 

административной

 

ответственности

предусмотренной

 

ст

. 150

4